Рефераты

Деятельность третейских судов

p align="left">Чтобы поставить точку в дискуссии, в Законе «О третейских судах в Российской Федерации» необходима, видимо, норма, аналогичная ст.19 Регламента Лондонского международного третейского суда, озаглавленной «Исключение ответственности»: «Ни третейский суд, ни один из арбитров не несут ответственности перед любой из сторон за какие-либо действия или упущения в связи с любым арбитражным разбирательством, проводимым согласно настоящему Регламенту, за исключением тех случаев, когда арбитры (но не третейский суд) могут нести ответственность за последствия умышленного и намеренного правонарушения.

После того как арбитражное решение вынесено и возможности исправления и внесения дополнительных решений указанных в ст.17, отпали или исчерпаны, ни третейский суд, ни один из арбитров не обязаны делать каких-либо заявлений какому бы то ни было лицу по любому вопросу; касающемуся арбитражного разбирательства, равно как одна из сторон не должна пытаться использовать в качестве свидетеля любого из арбитров или кого-либо из должностных лиц третейского суда в каком бы то ни было судебном процессе, возникающем из арбитражного разбирательства (слово «арбитраж» в данном тексте означает «третейский суд») [II. 10. с. 47-53].

1.3 Понятие и виды третейских судов

Понятие и значение третейского разбирательства. Согласно ст.11 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Так, российская и шведская компании, являющиеся контрагентами по договору поставки мебели, могут заключить соглашение о передаче споров, возникающих из данного договора, на рассмотрение Лондонского международного третейского суда. В результате заключения такого соглашения стороны изымают из подведомственности государственных судов России и Швеции споры по данному договору поставки. Российский гражданин-потребитель и организация-продавец могут заключить соглашение о передаче возникшего между ними спора, например, по поводу обнаруженных недостатков в проданном товаре, на рассмотрение приглашенного ими арбитра - третейскому судье - известному специалисту в области законодательства о защите прав потребителей. В обоих случаях защита нарушенных прав будет осуществляться не в государственных судах (арбитражном суде или суде общей юрисдикции), а третейским судом.

Третейский суд - суд (судья), избранный сторонами для разрешения спора (споров) между ними, решения которого стороны признают для себя обязательными и обязуются им подчиниться.

Третейское разбирательство - это общественная, негосударственная форма разрешения правовых споров. Третейский суд не входит в систему государственных органов и органов местного самоуправления по защите нарушенных прав [II. 22. с. 167-180].

Сущность третейского разбирательства состоит в том, что обе стороны доверяют; разрешение спора избранным ими третьим лицам, признают для себя обязательность их решений. В свою очередь, третейский суд, рассматривая и разрешая споры, ликвидирует возникший правовой конфликт между его участниками, и тем самым осуществляет защиту прав.

Третейские суды можно классифицировать по следующим основаниям.

По предмету третейского разбирательства выделяются:

- третейские суды, рассматривающие внутренние споры, т.е. споры с участием российских граждан и организаций. Деятельность таких судов регулируется ФЗ о третейских судах. Примером таких судов являются третейские суды, созданные при торгово-промышленных палатах (ТТП), ассоциациях и т.д.: Третейский суд для разрешения экономических 'споров ( при ТПП РФ, Сибирский третейский суд, Третейский суд при Санкт-Петербургской ТПП и т.д. [I. 4.];

- третейские суды, рассматривающие споры из внешнеторговых и иных видов международных, экономических связей. Такие третейские суды называются международными коммерческими арбитражами (МКАС), их деятельность определяется Законом о МКАС. Например, МКАС и Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТПП РФ, МКАС Международной торговой палаты и т.д.

В зависимости от времени действия выделяют постоянно действующие третейские суды и третейские, суды для разрешения конкретного спора (так называемые «разовые» или аd hos) [II. 29. с. 322-336].

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах. Порядок третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде устанавливается положениями об этих судах (уставами, регламентами), утвержденными организацией, создавшей суд, т.е. они заранее известны участникам третейского разбирательства. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения, т.е. обязательны для них. Порядок создания постоянно действующего третейского суда в соответствии с ФЗ о третейских судах определяется в ст.3 данного Закона. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон с соблюдением обязательных требований ФЗ о третейских судах. Правила рассмотрения спора в таком суде стороны каждый раз согласовывают заново, а закон устанавливает в основном диспозитивные нормы, которые должны восполнить пробелы, в случае если какая-либо часть необходимых для третейского разбирательства процедур не будет согласована сторонами [I. 4. ст. 3].

В зависимости от специализации выделяют:

- специализированные третейские суды, рассматривающие определенные категории правовых споров, например, Третейский суд Ассоциации документальной электросвязи, третейский суд при информационной торговой системе «Е-Меtех», третейские суды по информационным спорам.

- третейские суды, рассматривающие любые правовые споры, которые могут быть переданы, на его рассмотрение в соответствии с законодательством РФ, например Единый третейский суд сообществ банкиров, промышленников и строителей, Третейский суд по информационным спорам при Союзе операторов Интернет.

По характеру субъектов рассматриваемого спора выделяют.

- третейские суды для рассмотрения споров между субъектами предпринимательской деятельности;

- третейские суды, рассматривающие споры между организациями и гражданами;

- третейские суды для рассмотрения споров между гражданами;

- третейские суды, рассматривающие любые споры независимо от их субъектного состава [II. 18. с. 65-72].

Формирование состава арбитража. Определение процедуры третейского разбирательства. Основные задачи третейского разбирательства сводятся к необходимости помочь сторонам спора сформировать состав арбитража, определить предмет доказывания и исследовать доказательственный материал по делу, произвести обмен между сторонами спора необходимыми документами, включая реализацию права ответчика на представление отзыва на иск. Процедура разбирательства в постоянно действующем третейском суде определяется в соответствии с его правилами и регламентами, а при неурегулированности конкретного вопроса - на основании Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров. Процедура третейского разбирательства в третейском суде ad hos определяется сторонами, за исключением тех правил, которые императивно определены в законодательстве. Выбор арбитров является одним из самых важных действий в стадии подготовки. Дело в том, что несоблюдение процедуры выбора арбитров может привести впоследствии к невозможности исполнения решения арбитража, о чем свидетельствует практика Высшего Арбитражного Суда РФ11 ВВАС РФ. 1997. № 7. С. 89-90; № 9. С. 69-70.. Поэтому важно участие как истца, так и ответчика в формировании состава арбитража по делу. При этом Регламентом третейского суда может допускаться в отдельных случаях, при незначительной цене иска, и разбирательство дела арбитром единолично.

Рассмотрение дела в третейском суде [II. 1. с. 47-53].

Разбирательство дела происходит в максимально упрошенной процессуальной форме, способствующей установлению действительных прав и обязанностей сторон на основе представленных ими доказательств. При рассмотрении дела может вестись протокол, который обеспечивает фиксацию всех совершенных арбитражем и сторонами процессуальных действий. Третейский суд самостоятельно определяет необходимость проведения заседания с участием сторон или их представителей либо разрешения спора только на основании документов и других доказательств при отсутствии иного соглашения сторон. Сторонам заблаговременно должно быть направлено уведомление о заседании третейского суда письмом, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого уведомления.

Копии всех заявлений, документов, других доказательств, предоставляемых одной стороной третейскому суду, должны быть переданы другой стороне. Третейский суд должен передать сторонам заключения экспертов и другие документы (их копии), истребованные третейским судом в процессе рассмотрения спора, на которых третейский суд основывает свое решение. Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление, неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, не являются препятствием к рассмотрению спора при отсутствии иного соглашения сторон. Вместе с тем непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление не может рассматриваться как признание требований истца. Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники и ремесла, третейский суд может назначить экспертизу при отсутствии иного соглашения сторон и потребовать от сторон предоставления необходимых для осуществления такой экспертизы документов и других доказательств.

В расходы, связанные с рассмотрением дела третейским судом, входят гонорар третейским судьям, третейский сбор, суммы, подлежащие выплате переводчику, за проведение экспертизы, расходы, связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора и др. Распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - третейским судом [II. 5. с. 119-126].

Решение третейского суда. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору. Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда. Судья, не согласный с решением, излагает свое особое мнение, которое прилагается к решению. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, решение принимается третейским судом с учетом этого соглашения. Само решение третейского суда принимается в письменной форме и подписывается составом третейского суда. Третейский суд вправе вынести определение о прекращении производства по делу, если стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства либо спор не подлежит рассмотрению третейским судом.

В третейском суде могут применяться различные формы исправления недостатков вынесенного решения. Так, согласно ФЗ «О третейских судах» для разрешения экономических споров в течение 10 дней после получения решения третейского суда, если сторонами не согласован иной срок, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд исправить допущенную в решении арифметическую ошибку, опечатку либо иную ошибку аналогичного характера. В течение того же срока любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд дать разъяснение решения или его части. Третейский суд в течение 10 дней после получения просьбы стороны вправе внести соответствующие исправления или, дать разъяснение, не изменяя при этом существа решения.

При удовлетворении заявления выносится определение, которое является частью решения. Если стороны ни договорились об ином, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение 10 дней по получении решения третейского суда просить третейский суд вынести дополнительное решение в отношении требований, которые были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако не были отражены в решении. Третейский суд должен в течение 10 дней вынести дополнительное решение.

Дело, рассмотренное третейским судом ad hos, в пятидневный срок после принятия решения сдается им для хранения в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого было вынесено решение третейским судом. Дело, рассмотренное в постоянно действующем третейском суде, хранится в этом третейском суде.

Исполнение решений третейских судов. Общий порядок исполнения решений третейского суда заключается в том, что, как правило, решение исполняется добровольно, в связи с чем не возникает необходимости прибегать к каким-либо мерам принудительного исполнения. Вместе с тем при отказе добровольно исполнить решение арбитража законодательство предусматривает различные правовые возможности для обеспечения, принудительного исполнения решения [II. 19. с. 247-253].

На основании решений международного коммерческого арбитража исполнительные листы должны выдаваться в соответствии с Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже». Однако в ст.35 и 36 данного Закона не указан компетентный суд, который разрешает вопросы принудительного исполнения. Поэтому в толковании данного вопроса можно исходить из правил подведомственности по спорам с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных предприятий и организаций, которые одновременно подведомственны как арбитражным судам (п. 6 ст.22 и разд. V АПК), так и судам обшей юрисдикции. Поскольку по данной категории споров установлена альтернативная подведомственность, то, изложенное проецируется на порядок выдачи исполнительных листов на основании решений международного коммерческого арбитража. Исполнительный лист в данном случае может быть выдан как районным судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом.

На основании решения третейского суда, разрешившего экономический спор между организациями, исполнительные листы выдаются в порядке, установленном разд.5 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров. В случае неисполнения ответчикам решения третейского суда в установленный в решении срок либо немедленно (если такой срок в решении третейского суда не определен) исполнительный лист на принудительное исполнение решения выдается арбитражным судом, на территории которого находится арбитражный суд. Здесь имеется в виду место нахождения постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образованного для разрешения конкретного спора. Если постоянно действующий третейский суд рассмотрел спор в выездном заседании, по месту нахождения спорящих сторон, то все равно за выдачей исполнительного листа необходимо обращаться в арбитражный суд по месту его нахождения [II. 31. с. 69-72].

Заявление о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения решения третейского суда подается стороной, в пользу которой вынесено решение, в постоянно действующий третейский суд, в котором хранится дело. Заявление может быть подано в течение месяца со дня окончания срока исполнения решения третейского суда. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда, и доказательства уплаты государственной пошлины.

Постоянно действующий третейский суд в пятидневный срок с момента получения заявления направляет его в арбитражный суд, правомочный выдать исполнительный лист. Заявления, поданные с нарушением установленного срока либо без приложения необходимых документов, возвращаются арбитражным судом без рассмотрения. При наличии уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о выдаче исполнительного листа срок по ходатайству стороны может быть восстановлен арбитражным судом. Заявление рассматривается единолично судьей в месячный срок со дня его получения арбитражным судом. По результатам рассмотрения заявления, выносится определение о выдаче исполнительною листа либо об отказе в его выдаче.

Проблему представляет исполнение так называемых промежуточных решений третейских судов о применении мер обеспечения иска, т.к. ряд регламентов постоянно действующих третейских судов предусматривают применение таких обеспечительных мер. Например, в соответствии со ст.11 Регламента Третейского суда НАУФОР но просьбе любой из сторон Третейский суд вправе принимать в отношении предмета спора обеспечительные меры. Такого рода обеспечительные меры могут приниматься в форме промежуточного решения, принимаемого Председателем Третейского суда НАУФОР.

Вместе с тем ФЗ «О третейских судах» для разрешения экономических споров не предусматривает процедуры обеспечения иска, в связи с чем определения третейских судов обеспечении иска не могут быть принудительно исполнены [I. 4.]. Поэтому практика пошла по такому пути, когда третейский суд выносит так называемое промежуточное решение третейского суда об обеспечении иска (например, о наложении ареста на денежные средства ответчика), а на его основании арбитражный суд выдает в соответствии с процедурой, установленной разд.V Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, исполнительный лист. Подобная судебная практика, хотя не получила подтверждения на уровне высших судебных органов России, заслуживает поддержки, поскольку восполняет пробел законодательства [II. 7. с. 114-125].

Выводы по первой главе

В современных условиях значительна роль третейских судов в осуществлении судебной реформы. Дело в том, что государственная судебная система не может расширяться до бесконечности, ее содержание затратно, требует подготовки высококвалифицированных кадров, решения вопросов управления и т.д. Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему.

Порядок организации и деятельности третейских судов определяется в специальном законодательстве РФ и международных актах. Рассмотрение споров третейским судом является альтернативой разбирательству в государственных судах. Преимуществами третейского разбирательства является свобода сторон в выборе судей, участие в определении порядка рассмотрения дела, простота и доступность процедур, быстрота разбирательства и сокращение расходов сторон.

В последние годы увеличилось число третейских судов и рассмотренных ими споров. Однако расширение третейской формы защиты происходит исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Третейское разбирательство споров с участием граждан не получило в нашей стране распространения. Это связано с тем, что законодательство, действующее до принятия Закона о третейских судах, во-первых, допускало передачу на рассмотрение в третейский суд споров только между гражданами; во-вторых, не предусматривало возможности создания постоянно действующих третейских судов; в-третьих, устанавливало, что третейское разбирательство должно быть бесплатным (Положение о третейском суде, бывшее Пр. № 3 к ГПК РСФСР). В настоящее время таких ограничений нет. Представляется, что третейское рассмотрение споров, с участием граждан получит распространение, особенно между организациями и гражданами (например, рассмотрение потребительских споров).

Глава 2. Разбирательство дел в третейском суде

2.1 Задачи и принципы третейского разбирательства

В первом варианте проекта Закона о третейских судах в РФ было указано, что третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, зависимости судей, равенства сторон перед законом и судом, состязательности и равноправия. В варианте, имевшемся в январе 1998 г., к этому перечню добавлены принципы конституционности, независимости судей, диспозитивности и конфиденциальности. Упущен такой существенный принцип, как непрерывность третейского разбирательства. В литературе уже обсуждалось значение для третейских судов принципов доверительности, договорности и государственного контроля как специфических юридических начал именно третейского судебного процесса [II. 23. с. 314-319].

В соответствии с принципом конфиденциальности третейского разбирательства третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон и их правопреемников. О таких сведениях он не может быть допрошен в качестве свидетеля. Если стороны не договорились об ином, то состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании.

Действие принципа диспозитивности проявляется в праве сторон обратиться в третейский суд и определять по своей воле порядок разрешения спора третейским судом. Однако стороны не вправе изменять своим соглашением обязательных положений закона (о принципах третейского разбирательства, компетенции третейского суда, требованиях, предъявляемых к третейскому судье). Истец, передав в третейский суд исковое заявление, может изменить и дополнить свои требования, ответчик может изменить и дополнить требования, содержащиеся во встречном иске или возражениях против иска. Стороны могут оспорить решение Третейского суда в компетентном суде, если соглашением сторон не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Сторона, в пользу которой было вынесено решение третейского суда, может обратиться в компетентный суд с просьбой о выдаче исполнительного листа.

Принципом третейского разбирательства является равноправие сторон. Сторонам третейского разбирательства предоставляются равные возможности для изложения позиции и защиты своих прав и интересов: истец предъявляет иск, ответчик вправе предъявить к истцу встречный иск; возражать против иска; стороны представляют доказательства, извещаются о третейском разбирательстве; им вручаются (направляются) копии всех документов, представленных другой стороной. Закон обязывает суд заблаговременно направлять сторонам уведомление о месте и времени третейского разбирательства.

В соответствии с принципам состязательности третейского разбирательства каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Третейский суд вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства, но он не может обязать сторону представить имеющееся у нее доказательство. Для разъяснения возникающих при разрешении дела вопросов, требующих специальных познаний, третейский суд может назначить экспертизу и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, материалов .

Действующим законодательством установлен принцип добровольности исполнения решений третейских судов. Согласно ст.44 ФЗ «О третейских судах» решение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, установленные в решении. Причем указанной статьей закреплен также принцип немедленного исполнения принятого решения: «Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению». Принцип добровольного исполнения третейских судебных решений не исключает возможности использования применительно к сторонам при необходимости мер государственного принуждения. Однако при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда арбитражный суд осуществляет не только государственное принуждение, но и государственный контроль применительно к соблюдению правил процедуры третейским судом. Если решение третейского суда не исполнено стороной добровольно, в порядке и в сроки, в нем указанные, арбитражный суд, на территории которого находится третейский суд, выдает исполнительный лист на принудительное исполнение решения. Арбитражный суд вправе отказать в выдаче приказа в указанных ФЗ «О третейских судах» случаях (ст.45) [II. 9. с. 417-423].

При оценке законодательно установленного в настоящее время права арбитражного суда контролировать законность и обоснованность вынесенного третейским судом решения при выдаче исполнительного листа большинство авторов склоняется к отрицанию такого контроля, поскольку он, по их мнению, противоречит идее самого третейского разбирательства. В современных условиях элементы государственного контроля за деятельностью третейских судов должны быть, видимо сохранены. При выдаче исполнительного листа по решению третейского суда арбитражный суд должен, во всяком случае, контролировать соблюдение основных процессуальных требований, предъявляемых к третейскому разбирательству. Процессуальной формой обязательности реализации решения третейского суда является исполнительный лист.

ФЗ «О третейских судах» установил достаточно короткий срок для подачи такого заявления - три месяца со дня окончания срока исполнения решения третейского суда. Заявления, поданные с нарушением установленного срока либо без приложения необходимых документов, возвращаются арбитражным судом без рассмотрения. При наличии уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о выдаче исполнительного листа срок по ходатайству стороны может быть восстановлен арбитражным судом. Заявление рассматривается единолично судьей в месячный срок со дня получения арбитражным судом. По результатам рассмотрения заявления выносится определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в его выдаче. Если при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда будет установлено, что решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам, арбитражный суд возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение [I. 4.].

В соответствии с Законом «О международном коммерческом арбитраже», утвержденным Верховным Советом 7 июля 1993 г., арбитражное решение по требованию одной из сторон может быть отменено судом соответствующего субъекта Федерации. В частности, это возможно вследствие того, что решение по спору противоречит публичному порядку РФ, либо потому, что спор вообще не мог быть предметом третейского разбирательства. Таким образом, решение третейского суда не является окончательным, поскольку в процессе принудительного исполнения государственные арбитражные суды должны оценить решение с точки зрения правильности применения третейским судом норм материального и процессуального права. Стороны лишены также права самостоятельно выбрать дальнейший порядок действий по урегулированию спора при отказе арбитражного суда выдать исполнительный лист. В связи с этим обычно лишь констатируют тот факт, что реализация введенного порядка исполнения решений третейских судов ввиду утраты этими решениями окончательного характера и удлинения сроков окончательного урегулирования споров ведет к потере рассматриваемым институтом привлекательности для спорящих сторон.

Таким образом в нарушение договорной природы третейского суда арбитражному суду предписывается при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа не по просьбе стороны, а по собственной инициативе проверять законность вынесенного третейским судом решения, полноту исследования им материалов дела [II. 14. с. 68-88].

Между тем в мировой практике11 См.: Дубровина М.А. Вопросы оспаривания и пересмотра решений международных коммерческих арбитражных судов: опыт европейских стран. М. 1998 гарантией законности процесса в третейских судах и выносимого решения является проверка со стороны государственного суда, осуществляемая только по ходатайству заинтересованной стороны в споре. Законодательство ряда стран предусматривает даже право сторон в третейском соглашении отказаться от самой возможности пересмотра решения третейского суда в суде государственном. Начатая заинтересованной стороной процедура оспаривания не приостанавливает исполнения третейского решения. Думается, что подобный подход более соответствует самой природе третейского разбирательства, чем сложившийся в нашем законодательстве.

Еще один вопрос, пока не получивший полноценного ответа в российском законодательстве и в имеющемся проекте, - об исполнении актов третейских судов. Он связан с тем, что и в процессуальных нормах, применяющихся государственными судами, есть пробелы, мешающие эффективной работе третейских судов.

В конце 2004 г. одним из третейских судов Москвы было принято решение об удовлетворении исковых требований коммерческой организации. Последняя обратилась в Государственный арбитражный суд Москвы с заявлением о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения. Арбитражный суд постановил выдать исполнительный лист на взыскание с расчетного счета ответчика задолженности перед организацией, обратившейся с указанным заявлением, посчитав, что вынесенное третейским судом решение было принято в соответствии с его компетенцией и действующим законодательством. Ответчик не был уведомлен о начавшемся третейском, разбирательстве, на суде не присутствовал, а потому не имел возможности представить доказательств в защиту своей позиции. О состоявшемся решении, выданном исполнительном листе он узнал, когда на его счет был наложен арест, спустя месяц после выдачи исполнительного листа. Организация-ответчик приготовилась обжаловать определение арбитражного суда Москвы, но выяснилось, что в соответствии со ст.46 ФЗ «О третейских судах» кассационная жалоба может быть принесена только на определение об отказе в выдаче исполнительного листа по соответствующему третейскому решению.

В АПК 1995 г. нет норм о порядке исполнения решения третейских судов. Лишь в подп. 9 п. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. говорится, что государственная пошлина взимается с аппеляционных и кассационных жалоб на постановления (а значит, и определения) арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в его выдаче. Однако в соответствии со ст.160 АПК РФ 1995 г. определения арбитражного суда теперь могут быть обжалованы лишь в случаях, предусмотренных этим Кодексом. В их перечень не входит определение о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда.

Такая же ситуация существует и в отношении кассационных жалоб на определения арбитражных судов (ст.179 АПК): перечень случаев, когда на определение может быть подана кассационная жалоба, указанное определение не включено. Более того, данное определение практически не может быть пересмотрено и в порядке надзора, т.е. согласно ст.185 АПК РФ заявление о принесении протеста на вступившее в законную силу постановление арбитражного суда может быть подано лишь после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанциях. В Соединенных Штатах, например, действует федеральный Закон о третейском суде 1925 г. (Federal Arbitration Act), в параграфе 15(1) которого установлено, что решение суда общей юрисдикции, которым утверждается либо отклоняется решение третейского суда, может быть обжаловано в порядке, действующем в отношении обычных гражданских исков. Закон не устанавливает каких-либо специальных сроков для подачи такой жалобы, есть лишь основания для отказа в выдаче приказа.

Должна существовать процедура обжалования определений арбитражных судов о выдаче либо об отказе в выдаче исполнительного листа на решения третейских судов и у нас в России. Отсутствует пока действующий механизм исполнения решения третейского суда в случаях недобросовестного поведения ответчика, уклоняющегося от добровольного исполнения решения, на обязательность которого для сторон они заранее соглашались. Если сторона обращается в государственный суд за выдачей исполнительного листа, то он проверяет качество третейского решения. В печати обращалось внимание на то, что подобный подход обоснован для решения третейского суда, избираемого сторонами для одного конкретного спора. Такой суд не являлся постоянно действующим, третейский судья не профессионал, качество вынесенного им решения, может быть, и следует контролировать. Когда же решения постоянно действующих судов с санкции действующего законодательства практически игнорируются судебным органом, полномочным выдать исполнительный лист иногда без веских оснований, снижается эффективность деятельности постоянно действующих третейских судов, подрывается интерес обращения к ним. В связи с этим уже ряд лет высказываются предложения придать для начала актам нескольких авторитетных постоянно действующих третейских судов в порядке эксперимента силу исполнительного документа. В дальнейшем же, если результаты окажутся положительными, закрепить это положение в нормативном порядке [II. 2. с. 365-378].

Для этого потребуется отказаться от представления рассмотренного в постоянно действующем третейском суде дела в суд государственный, компетентный выдать исполнительный лист на принудительное исполнение третейского суда. На заинтересованную в принудительном исполнении решений третейского суда сторону необходимо будет возложить обязанность представить в государственный суд надлежащим образом оформленное решение третейского суда или его заверенную копию, а также документы, подтверждающие отсутствие оснований для отказа в принудительном исполнении. Возможность отказа должна быть четко оговорена, например, наличием обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении в третейском процессе представителей одной из сторон, приведшем к вынесению неправильного решения, или об уголовно наказуемых преступлениях третейских судей, повлекших такие же последствия для дела.

2.2 Процедура судебного разбирательства в третейском суде

Подведомственность дел третейскому суду определяется соглашением сторон и императивными нормами законодательства РФ. Закон о третейских судах предусматривает возможность передачи на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из гражданско-правовых отношений (ст.2 ГК), исключая из подведомственности третейского суда споры, возникающие из налоговых, финансовых, иных административных отношений, а также те споры, которые соответствующими законами прямо отнесены к ведению арбитражного суда или суда обшей юрисдикции (например, дела о банкротстве). Закон не ограничивает стороны только отношениями, носящими договорной характер. Стороны могут передать в суд спор и по поводу отношений из причинения вреда, защиты прав собственника и любых других прав, носящих гражданско-правовой характер.

Что касается подведомственности споров по субъектному составу, необходимо отметить, что закон относит к компетенции третейского суда споры с участием и физических лиц, и организаций. Существовавшие ранее правовые акты определяли подведомственность дел третейскому суду значительно уже. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 г. не предусматривало передачу на разрешение третейского суда споров с участием граждан-непредпринимателей, а Положение о третейском суде (Приложение № 1 к ГПК 1964 г.) не допускало передачу в третейский суд споров между гражданами и юридическими лицами [II. 26. с. 74-110].

Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда - третейское соглашение - является обязательным условием для принятия и рассмотрения спора третейским судом. По своей сути третейское соглашение представляет собой договор. Содержание третейского соглашения определяется сторонами. В него может включаться условие о передаче спора в какой-либо конкретный постоянно действующий третейский суд или приглашаемым для его рассмотрения арбитрам.

Стороны могут сразу в своем соглашении согласовать порядок будущего третейского разбирательства: место, язык разбирательства, кандидатуры судей (арбитров) или требования, предъявляемые к судьям, порядок Обмена корреспонденцией между сторонами и другие необходимые условия, которые в силу закона могут быть определены сторонами по своему усмотрению. Формулирование третейского соглашения сложная и достаточно специфическая работа. Для облегчения положения сторон, желающих передать свой спор на рассмотрение третейского суда, в постоянно действующих судах разработаны примерные формы третейских соглашений, рекомендуемые для использования.

Практике известны различнее виды третейских соглашений:

- третейский договор - соглашение, представляющее собой самостоятельный договор о разбирательстве в третейском суде возникающих между его сторонами споров (как уже возникших, так и тех, которые могут возникнуть в будущем);

- третейская оговорка - соглашение, включаемое сторонами в гражданско-правовой договор и являющееся одним из его условий о рассмотрении в третейском суде споров, возникающих из этого договора;

- третейская запись - соглашение о передаче на разрешение третейского суда уже возникшего спора.

Третейское соглашение может быть заключено как до возникновения спора, так и после, в том числе в ходе рассмотрения спора в государственном суде до принятия решения по существу спора судом первой инстанции.

Третейское соглашение должно быть заключено в письменной форме, т.е. составлено либо в документе, подписанном сторонами, либо путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию такого сообщения (телефакс, электронная почта и/или иные средства Интернета). ФЗ «О третейских судах» устанавливает также обязательные требования к форме и содержанию третейского соглашения, несоблюдение которых влечет признание его незаключенным [I. 4. ст. 7].

Необходимо обратить внимание на принцип автономии третейского соглашения, предусмотренный в ст.17 ФЗ «О третейских судах», согласно которому третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора [I. 4. ст. 17]. Признание договора недействительным не влечет автоматического признания третейского соглашения недействительным [II. 12. с. 221-234].

Формирование состава третейского суда. Состав третейского суда определяется соглашением сторон для разрешения конкретного спора или правилами постоянно действующего третейского суда. Число третейских судей должно быть нечетным. Для рассмотрения дела может быть назначен (избран) и один третейский судья. Если договором сторон или правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

Порядок избрания (назначения) третейских судей устанавливается правилами постоянно действующего третейского суда, а в третейском суде для разрешения конкретного спора - соглашением сторон. Если стороны не определят порядок формирования состава суда, то действует правило, установленное законом, в соответствии с которым при рассмотрении дела тремя судьями каждая из сторон должна избрать одного судью, два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего. Если в течение 15 дней сторона не реализует свое право на избрание третейского судьи, то рассмотрение спора в третейском суде должно быть прекращено и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты