Дежурные части территориальных ОВД в системе органов внутренних дел
p align="left">В современных условиях горрайорганы внутренних дел и их дежурные части нередко вынуждены обеспечивать общественный порядок на обслуживаемой территории в особых (экстремальных) условиях. При этом одной из задач ОВД является безотлагательное реагирование на сообщения о стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях.?
Если в обычных условиях нарушения общественного порядка затрагиваются личные и имущественные интересы отдельных граждан или небольших их групп, то вследствие наступления различных экстремальных условий социальная опасность неизмеримо возрастает. Здесь угрозе подвергается жизнь и здоровье многих людей, их личное имущество, материально-культурные ценности государственных и общественных предприятий, учреждений, организаций, городов, районов, областей (краев), а иногда и более крупных регионов. Следовательно, последствия чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий? криминального характера резко влияют на оперативную обстановку в зоне их возникновения (распространения).
К тому же, Ч0 и ЧС создают условия для совершения различных правонарушений, как правило, нарушают привычные связи и отношения в экономической, социальной и других сферах общества. Сопровождаясь целым спектром негативных последствий, эти отношения, с одной стороны, характеризуются потребностью в нормальном безопасном функционировании общества, а с другой - наличием опасности жизни, здоровью, чести и достоинству людей, культурным и материальным ценностям, а иногда и окружающей среде.
Одним из основных признаков наступления особых условий функционирования ГРОВД является нарушение нормальной жизнедеятельности общества, требующее, в свою очередь, усиленных мер охраны общественного порядка. Несмотря на то, что в отличие от кризисных ситуаций проведение различных массовых мероприятий (демонстраций, митингов, шествий и т.п.) носит организованный характер, тем не менее их проведение связано с изменением дорожного движения, режима работы некоторых зрелищных, торговых, коммунальных и других предприятий, т.е. они на некоторое время также изменяют обычное течение жизни. К тому же, подготовка и проведение данных мероприятий тоже требует усиленных мер охраны порядка, которые выражаются в сосредоточении имеющихся, а в соответствующих случаях и приданных сил и средств на определенной территории и в определенное время. Деятельность ОВД по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий следует рассматривать как деятельность в особых условиях, при которых общественный порядок (в отличие от его обычного понимания) приобретает новые качества. Здесь он представляет собой явление, имеющее всвоей основе совокупность общественных отношений, административно-правовое регулирование которых существенно меняется. Иными словами, устанавливается специфическая система прав и обязанностей субъектов общественных отношений. Так, при наступлении особых условий жизнедеятельности общества оперативный дежурный по горрайоргану внутренних дел наделяется дополнительными правами и обязанностями.
Таким образом, при деятельности дежурных частей ГРОВД в особых условиях новые черты общественного порядка могут быть обусловлены двумя обстоятельствами: самими последствиями экстремальных условий для общества и необходимостью осуществления специальных мероприятий по усилению общественного порядка.
Деятельность дежурных частей ГРОВД по охране общественного порядка, обеспечению личной безопасности граждан и общественной безопасности, с одной стороны, представляет собой выполнение комплекса управленческих функций - организацию обеспечения общественного порядка и безопасности, а с другой, - осуществление непосредственной охраны порядка и безопасности от преступных и иных противоправных посягательств - тактику охраны общественного порядка и безопасности.
Суть функции оперативного управления нарядом дежурной части ГРОВД, в значительной степени, заключается в непрерывном управлении силами и средствами соответствующего ОВД по обеспечению общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории. В то же время в соответствии с ведомственными нормативными актами это направление деятельности дежурная смена обязана осуществлять как в обычных, так и особых условиях жизнедеятельности общества. Поэтому содержание деятельности дежурных частей ГРОВД по организации обеспечения общественного порядка и безопасности представляет собой комплекс управленческих функций, направленных на обеспечение целенаправленной, согласованной и эффективной деятельности служб и подразделений соответствующего ОВД по непосредственной охране порядка и безопасности, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от вредных последствий ЧС природного, экологического и техногенного характера, преступных и иных противоправных посягательств на обслуживаемой территории.
Важное значение в управлении нарядами милиции, обеспечивающими общественный порядок и общественную безопасность на обслуживаемой территории, имеет организация постоянной и устойчивой связи. Обязанность её организации возлагается на начальника горрайоргана и командира строевого подразделения милиции.? Структура системы и схема ее организации обусловливаются структурой конкретного ОВД, характером выполняемых подразделениями задач и необходимостью их взаимодействия между собой, со службами других ведомств.
Своевременный обмен информацией по схеме «дежурная часть - наряды милиции», «наряды милиции - дежурная часть» в оперативном управлении силами и средствами ГРОВД, задействованными на обеспечение ОПиБ, имеет первостепенное значение.
Одним из важных условий успешного выполнения принятого решения на обеспечение ОПиБ является организация и поддержание непрерывного взаимодействия между нарядами всех служб и подразделений. Ответственность за обеспечение взаимодействия, пунктом 52 Устава патрульно-постовой службы милиции возлагается на начальников горрайорганов, начальников милиции общественной безопасности, руководителей служб и подразделений милиции, командиров строевых подразделений и специальных моторизованных воинских частей внутренних войск МВД России. Вместе с тем в процессе обеспечения ОПиБ на обслуживаемой территории организация взаимодействия между различными силами ГРОВД осуществляется дежурной частью, что обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, обеспечение безотлагательного реагирования на изменения оперативной обстановки является одной из задач дежурной части горрайоргана?, успешное решение которой без надлежащего взаимодействия различных служб и подразделений ОВД зачастую немыслимо. Во-вторых, дежурная смена является одним из субъектов оперативного управления силами и средствами, задействованными на обеспечение ОПиБ. В-третьих, в соответствии со своим административно-правовым статусом старший дежурной смены имеет право отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурным подразделениям, служебным нарядам, а в отсутствие руководителей горрайоргана - всему личному составу ОВД.
Основными формами взаимодействия являются:
*своевременное доведение до нарядов информации об оперативной обстановке;
*постановка общих и индивидуальных задач каждому подразделению или конкретному наряду;
* проведение совместных инструктажей:
* определение порядка связи и системы обмена информацией о складывающейся на территории обслуживания обстановке;
* оказание взаимной помощи и поддержки нарядами при выполнении повседневных задач и при наступлении особых условий функционирования;
* осуществление скоординированных совместных мероприятий по реагированию на изменения оперативной обстановки;
* комплексное совместное подведение итогов работы нарядов всех служб и подразделений, участвующих в обеспечении ОПиБ.
Выполнение задачи по надлежащему обеспечению ОПиБ в ряде случаев предполагает осуществление маневра (изменения установленной дислокации) нарядами для организованного и своевременного сосредоточения сил и средств милиции в местах, где сложилась наиболее напряженная оперативная обстановка. Так, при резком осложнении оперативной обстановки старший дежурный смены наделен полномочиями изменения в расстановке сил и средств на территории обслуживания, с последующим докладом начальнику горрайоргана.
Перестановка нарядов при маневре отражается в постовой ведомости. В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр можетосуществляться на период смены, дежурных суток или на более длительное время.
В процессе оперативного управления дежурный по ГРОВД обеспечивает непрерывный контроль за деятельностью нарядов милиции, который является не только одним из важных элементов укрепления служебной дисциплины и обеспечения высокой активности личного состава в обеспечении ОПиБ, но и средством обучения работников милиции непосредственно на месте службы. Наряды милиции, задействованные на обеспечение ОПиБ по плану единой дислокации? проверяются ежедневно в различное время суток по специально разработанным графикам. Результаты проверки службы фиксируются в служебной книжке и постовой ведомости.
Наиболее частой причиной осложнения оперативной обстановки в процессе обеспечения ОПиБ является совершение преступлений на территории обслуживания. Организация их раскрытия «по горячим следам» является прямой обязанностью дежурной смены.? В зависимости от тяжести и последствий преступного деяния, на его раскрытие (помимо нарядов различных служб и подразделений соответствующего ГРОВД) дежурный задействует ГНР, СОГ, а иногда (через дежурного вышестоящего органа внутренних дел) и силы соседних горрайорганов.
Как уже отмечалось, наступление особых условий функционирования ГРОВД возлагает на дежурную смену дополнительные обязанности, в том числе и по обеспечению ОПиБ. Деятельность наряда дежурной части горрайоргана в экстремальных условиях требует четких, своевременных действий по сбору личного состава соответствующего ОВД по сигналу «Тревога», подготовке сил и средств для выполнения поставленных задач в особых условиях, эффективной организации проведения первоначального этапа специальной операции.
По окончании работы каждой смены оперативным дежурным совместно с командиром подразделения подводятся итоги работы каждого сотрудника милиции, участвовавшего в обеспечении ОПиБ. Общий результат работы нарядов милиции оперативным дежурным по горрайоргану внутренних дел отражается в постовой ведомости и анализируется с учетом оперативной обстановки.
Вместе с тем из всего многообразия проходящей через дежурную часть информации дежурная смена обязана собрать, обработать, обобщить и выдать руководителю горрайоргана внутренних дел следующие виды информации:
* о силах и средствах (сведения о составе суточного наряда дежурной части, СОГ и ГНР; количестве и видах служебных нарядов, задействованных на обеспечение ОПиБ, их фактическом наличии и режиме работы; о порядке контроля за ними; о задействованных на период дежурства силах общественности; о количестве и состоянии средств связи, транспорта, вооружения и т.д.; о состоянии дисциплины, фактах нарушения законности, о межрегиональных мероприятиях и ходе реализации мероприятий органа и его служб и подразделений);
* о состоянии преступности, общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории (сведения о раскрытых преступлениях, чрезвычайных происшествиях и выявленных административных правонарушениях; нераскрытых преступлениях, их видах и количестве; о количественных и качественных характеристиках правонарушителей, разыскиваемых преступников, лиц, без вести пропавших; о дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и иных данных, характеризующих состояние обеспечения ОПиБ на обслуживаемой территории);
* о факторах среды функционирования, осложняющих оперативную обстановку или требующих усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (сведения о предстоящих массовых мероприятиях: демонстрациях, митингах, забастовках, пикетированиях, шествиях, о состоянии дорог и водоемов, санитарно-эпидемиологической обстановки; о состоянии пожарной безопасности на объектах и в отдельных местностях (лесные массивы, торфяники) обслуживаемой территории; о дислокации избирательных участков в дни подготовки и проведения выборов; о маршрутах и времени инкассации отдельных объектов, дислокации банков и пунктов обмена валюты; о судебных процессах, проводах на военную службу; о времени и месте отправления религиозных культов и отношении к ним населения; о порядке работы и репертуаре зрелищных учреждений и других необходимых данных).
Помимо этого, дежурная часть ГРОВД должна осуществлять сбор информации о мерах, принимаемых по конкретным заявлениям и сообщениям; о принятых мерах и результатах работы по раскрытию преступлений «по горячим следам»; о принятых мерах и оперативности реагирования служб, подразделений и отдельных сотрудников горрайоргана на чрезвычайные происшествия; о предстоящих мероприятиях органа внутренних дел в целом или отдельных его служб и подразделений (например об операциях по профилактике и пресечению отдельных видов преступлений, ликвидации устойчивых преступных групп, задержанию опасных преступников) и т.п.
В процессе сбора информации дежурной сменой осуществляется ее обработка (выделение из всего потока информации сведений, заслуживающих внимания, их фиксация и документирование в соответствующих книгах, журналах или других накопителях (носителях), систематизация и обобщение).
Дежурная часть горрайоргана внутренних дел, по существу, является основным субъектом информирования о состоянии текущей оперативной обстановки соответствующего ОВД.?
Ежесуточное решение об организации обеспечения ОПиБ на последующие сутки начальником горрайоргана внутренних дел или его заместителем - начальником милиции общественной безопасности принимается на основе тщательного анализа текущей оперативной обстановки на обслуживаемой территории? и должно нацеливать наряды милиции на активную профилактическую и поисковую работу по своевременному пресечению на улицах и в других общественных местах административных правонарушений, предупреждению и раскрытию «по горячим следам» преступлений, обеспечению сохранности различных форм собственности. В этих целях в нем предусматривается:
* обязательные нормы выставления личного состава и выделения технических средств;
* состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов, особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, с участковыми инспекторами милиции, другими сотрудниками милиции, представителями общественных объединений;
* возможность и форма маневра силами и средствами при изменении обстановки;
* система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы и условные знаки;
* порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.
Данное решение оформляется постовой ведомостью. При этом виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки.
Поэтому, исходя из конкретной оперативной обстановки, маршруты патрулирования и расположение постов, установленные планом единой дислокации, субъектом принятия решения по организации обеспечения ОПиБ могут быть изменены. Принятие решения по организации обеспечения ОПиБ заканчивается утверждением начальником ГРОВД (начальником МОБ горрайоргана) в постовой ведомости расстановки патрульно-постовых нарядов. После этого названный документ принимает форму приказа по организации обеспечения ОПиБ и передается в дежурную часть ГРОВД для контроля за ходом его исполнения.
В соответствии с пунктом 23 Устава ППСМ обеспечение своевременной подготовки и проведения инструктажа служебных нарядов является обязанностью оперативного дежурного по горрайоргану. Анализ этих обязанностей? показывает, что помимо других действий по их реализации, оперативные дежурные по ГРОВД объявляют служебным нарядам маршруты патрулирования, посты, время и особенности несения службы. Данное обстоятельство позволяет нам рассматривать дежурные части горрайорганов внутренних дел в качестве субъектов доведения решения об организации обеспечения общественного порядка и безопасности до непосредственных исполнителей.
После принятия решения и доведения его до исполнителей начинается следующий этап оперативного управления силами и средствами по обеспечению ОПиБ - организация исполнения управленческого решения по обеспечению общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории. Во всех операциях этого управленческого цикла дежурная смена принимает самое непосредственное участие, и роль дежурной части горрайоргана как субъекта оперативного управления здесь чрезвычайно важна.
При оперативном управлении успех управленческого решения находится в прямой зависимости от времени его выработки и реализации, в связи с чем на практике широко применяются алгоритмы неотложных действий дежурного наряда горрайоргана по реагированию на различные виды преступлений.?
Поэтому успех реагирования на конкретное изменение обстановки, во многом предопределяется глубоким знанием оперативными дежурными по ГРОВД всех элементов оперативной обстановки на обслуживаемой территории и владением определенными навыками в работе.
Следующим этапом оперативного управления силами и средствами по обеспечению ОПиБ является контроль за работой и учет результатов управления в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности.
Контроль и учет, представляя собой самостоятельный элемент управленческого цикла, одновременно являются и составной частью такого элемента, как организаторская работа. Решения, как известно, принимаются для того, чтобы их выполняли. Традиционные формы контроля требуют много времени и больших расходов сил и средств. Поэтому комплексность единой дислокации по обеспечению ОПиБ предполагает икомплексность контроля за несением службы. Суть его выражается, во-первых, в том, что в нем участвуют руководители всех служб горрайоргана, занятых в обеспечении ОПиБ; во-вторых, каждый проверяющий контролирует не только своих подчиненных, но исилы других служб. 2
Основным субъектом контроля здесь, безусловно, выступает должностное лицо, принявшее решение об организации обеспечения общественного порядка и безопасности, т.е. начальник горрайоргана или его заместитель - начальник милиции общественной безопасности ГРОВД. Каждый руководитель должен контролировать выполнение отданных им распоряжений лицами, которые эти распоряжения получили. Стало быть, все остальные субъекты, в том числе оперативный дежурный по ГРОВД, в данном случае выступают в роли субъекта контроля не управления как такового, а одного из его элементов - организации исполнения управленческого решения по обеспечению ОПиБ.
Тем не менее, роль оперативного дежурного по горрайоргану внутренних дел и на этапе управления силами и средствами ОВД по обеспечению ОПиБ, несомненно значительна. Это обуславливается рядом обстоятельств.
Во-первых, контроль за деятельностью служебных нарядов является не только функциональной обязанностью оперативных дежурных по ГРОВД, но и непременным условием их успешной работы, поскольку контроль как функция управления и как элемент организованной работы - это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принимаемым управленческим решениям - законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т.д.; выявление результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Поэтому в рассматриваемом аспекте контроль - это нетолько наблюдение с целью фиксации результатов деятельности нарядов милиции, но и одна из форм оказания на них управленческих воздействий. Более того, в работе оперативного дежурного по ГРОВД по руководству служебными нарядами, являющимися непосредственными исполнителями обеспечения ОПиБ, вряд ли вообще возможно разграничить контроль и управление, ибо, осуществляя контроль, он одновременно осуществляет и управление. К тому же, как показывает практика, контроль ипроверка несения службы нередко нужны для оказания помощи постовым и патрульным сотрудникам милиции. А раз это так, то контроль за деятельностью служебных нарядов милиции оперативный дежурный по ГРОВД вынужден осуществлять на всем протяжении непосредственного управления ими.
Во-вторых, контроль опирается на учет результатов работы исполнителей и неразрывно связан с ним. Наряду с этим старший дежурный смены уровня управления, по существу, является основным субъектом учета результатов работы служебных нарядов. Ведь именно он по окончании службы принимает ото всех задействованных на обеспечение ОПиБ нарядов милиции рапорта о выполнении поставленных задач. Затем результаты работы всех служебных нарядов милиции им обобщаются по подразделениям и видам правонарушений, после чего фиксируются в постовой ведомости, а при сдаче дежурства докладываются начальнику горрайоргана.
В-третьих, оперативный дежурный по ГРОВД обязан осуществлять контроль за самими субъектами проверок организации обеспечения ОПиБ в соответствии с принятым решением. Так, в решении об организации обеспечения общественного порядка и безопасности, наряду с другими направлениями деятельности, необходимыми для выполнения поставленной задачи, определяется система контроля за несением службы нарядами милиции. В частности, субъектом выработки и принятия указанного управленческого решения разрабатывается график ежедневных проверок, определяются проверяющие. Поскольку должностные лица, осуществляющие эти проверки, отметки о их результатах делают как в служебных книжках милиционеров, так ив постовой ведомости, находящейся в дежурной части, выполнение графиков проверок служебных нарядов контролируется старшим дежурной смены ГРОВД. Иными словами, старший дежурного наряда по горрайоргану выступает здесь как бы «контролером над контролерами».
5. Деятельность дежурных частей ГРОВД по организации борьбы с административными правонарушениями и преступлениями
Борьба с административными правонарушениями и преступлениями является одним из главных направлений деятельности милиции, что, собственно, и характеризует её в качестве правоохранительного органа государства.
Роль дежурных частей ГРОВД в организации борьбы с административными правонарушениями и преступлениями значительная и обусловлена тем, что они являются подразделениями оперативного реагирования на изменения оперативной обстановки, центрами управления всеми силами и средствами, организаторами взаимодействия служб и отдельных подразделений, что обеспечивает согласованность и целеустремленность их действий по обеспечению общественного порядка и безопасности, раскрытию преступлений, особенно «по горячим следам».
Вместе с тем дежурная часть ГРОВД не всегда, что особенно характерно в деле борьбы с административными правонарушениями, выступает в качестве организатора этой деятельности. Это обусловлено тем, что, как уже отмечалось, выполняя поставленные задачи, дежурная часть горрайоргана выступает одновременно и как элемент системы управления, и как аппарат непосредственного исполнения. Бесспорно, что осуществляя разбирательство с правонарушителями, доставленными в дежурную часть, суточный наряд вносит реальный вклад в борьбу с преступностью, и в ещё большей степени - с административными правонарушениями. В то же время не вызывает сомнения и тот факт, что реализуется данная деятельность дежурной сменой по ГРОВД путем непосредственного исполнения.
При рассмотрении оперативного управления силами и средствами органов внутренних дел по обеспечению ОПиБ на обслуживаемой территории я обратил внимание на то обстоятельство, что каждый факт совершения правонарушения требует от суточного наряда дежурной части ГРОВД адекватного реагирования. В то же время в каждом отдельно взятом случае это реагирование для достижения поставленной цели требует различного объема мероприятий и количества сил и средств, необходимых для их проведения. Для предотвращения или пресечения административного правонарушения, в большинстве случаев, достаточно одного служебного наряда или даже отдельно взятого сотрудника ОВД, например участкового уполномоченного милиции. К тому же для документирования данного противоправного деяния, совершаемого, как правило, в условиях очевидности, достаточно получения и соответствующего оформления показаний нескольких свидетелей и сбора небольшого количества тех или иных документов, подтверждающих наличие состава правонарушения. Совсем иное дело, когда перед оперативным дежурным стоит задача организации раскрытия «по горячим следам» преступления, совершенного в условиях неочевидности, а тем более, если оно совершено группой лиц, представляет повышенную опасность для общества и требует проведения специальных мероприятий.
Участвуя в раскрытии преступления «по горячим следам», суточный наряд дежурной части горрайоргана внутренних дел обеспечивает осуществление мероприятий по:
- первичной проверке поступающих заявлений и сообщений о преступлениях;
- охране места происшествия;
- организации незамедлительного выезда к месту происшествия служебных нарядов милиции, ГНР, СОГ;
- организации проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по пресечению преступления, преследованию и задержанию преступников;
- введению в действие первоначального этапа проведения специальной операции по реагированию на ЧП криминального характера, предусмотренной типовым планом (при необходимости);
- проведению других неотложных мер.
Иными словами, наряд дежурной части здесь выступает организатором конкретных действий, создающих необходимые условия для раскрытия преступлений «по горячим следам». Ситуации, в которых осуществляется эта деятельность, возникают, как правило, внезапно. Они обычно характеризуются сложностью, своеобразием, определяемыми временем суток, сезонными периодами, скоротечностью событий, недостаточностью сведений о преступнике, а иногда и о самом факте преступления. Такие обстоятельства требуют от работников дежурной части ГРОВД немедленного и четкого привлечения необходимых сил и средств, обеспечения их объединенных согласованных усилий в сжатые сроки. Вместе с тем функции оперативного управления многоплановы и сложны, их исполнение требует высокого уровня профессиональной подготовки, опыта и мгновенной реакции.
Раскрытие преступлений, представляя собой частную задачу, которую нередко ставят перед органами внутренних дел при раскрытии конкретного преступления, в то же время является одним из важнейших оценочных показателей практической деятельности ОВД, в том числе и подразделений дежурных частей.
Так, по данным Информационного центра УВД Хабаровского края за 11 месяцев 2006 года органами внутренних дел Хабаровского края раскрыто 12166 преступлений «по горячим следам», что на 8,4 % больше чем за аналогичный период прошлого года (11224 преступлений), в том числе подразделениями ГНР - 299, которые улучшили показатели прошлого года на 50,3% (199 преступлений) и в этом немалая заслуга сотрудников дежурных частей органов внутренних дел Хабаровского края.
Если преступление не обнаружено и не расследуется в ближайшее время после его совершения, то в последствии правоохранительным органам приходится затратить значительно больше сил и средств для установления истины по делу и задержания преступников. Вполне очевидно, что оставленные преступником на месте преступления следы быстро утрачивают пригодность для его изобличения. В случае же выявления преступления по истечении нескольких суток и более, кроме того, серьезно затрудняется как установление по делу свидетелей, так и получение от них объективных и детальных показаний, имеющих важное значение в раскрытии преступления.
Использование следов при раскрытии преступления «по горячим следам» определяется отрезком времени их использования в качестве информации. В этой связи обращают на себя внимание два обстоятельства:
1) время, прошедшее с момента образования следов до момента их обнаружения с целью раскрытия преступления;
2) отрезок времени, в течение которого можно наиболее эффективно использовать следы в расследовании.
Очевидно, что по истечении определенного времени следы «остывают», в связи с чем, количество отображаемой ими информации уменьшается либо утрачиваются её качественные свойства, а иногда она исчезает вообще.
Поэтому необходимым условием для раскрытия преступлений «по горячим следам» является организация исполнения дежурной частью ГРОВД управленческого решения, при котором выделяется три наиболее значимых элемента:
- направление к месту правонарушения ГНР, сил и средств, обеспечивающих ОПиБ недалеко от места событий и организации их взаимодействия;
- оснащение членов СОГ, выезжающих на место происшествия, необходимым вооружением, специальными и техническими средствами и обеспечение её выезда в максимально короткие сроки;
- с учетом характера совершенного преступления или ряда преступлений, по согласованию со старшим оперативным начальником, незамедлительное
введение в действие типовых оперативных планов на проведение специальной операции по реагированию на чрезвычайные происшествия криминального характера.
Одна из отличительных особенностей расследования и раскрытия преступлений «по горячим следам» состоит в том, что с момента поступления сообщения (информации) о происшедшем до установления виновного лица следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия проводятся инициативно, непрерывно и интенсивно. По существу, они носят характер преследования преступника по следам, фиксирующим свойства его личности.
Своевременность и полнота учета поступающих заявлений, сообщений о преступлениях и происшествиях являются одними из основных критериев при оценке работы суточного наряда дежурной части в целом и каждого ее сотрудника в частности. Именно дежурными частями горрайорганов принимается от 80 до 90%, а по некоторым данным и свыше 90%, всех заявлений и сообщений о преступлениях.
Бесспорно, на любом этапе организации раскрытия преступления «по горячим следам» фактор времени играет чрезвычайно важную роль. Вместе с тем, информация о правонарушениях и происшествиях не всегда изначально попадает непосредственно в дежурную часть ГРОВД. Поэтому уже на стадии ее получения перед горрайорганами в целом, и их дежурными частями в частности, возникает проблема, заключающаяся в сокращении времени прохождения информации от лица, первым узнавшего о правонарушении, до дежурной части ГРОВД. В этой связи, исключительное значение имеет быстрота прохождения информации до дежурной части как непосредственно от граждан, так и сотрудников милиции.
Решение данной проблемы, во-первых, предусматривает расширение источников информации на обслуживаемой территории и, во-вторых, предполагает внедрение в деятельность милиции современных технических средств электронной связи, объединенных в комплексы, сети, систему.
Кроме того, одним из способов, позволяющих в некоторой степени компенсировать недостаток сил, является их рациональное использование. Поэтому важно, чтобы оперативный дежурный по горрайоргану правильно проанализировал, оценил полученную информацию и определил состав СОГ, выезжающей на место совершения конкретного преступления.
Учитывая анализ исходной информации о происшествии, оперативный дежурный по ГРОВД должен определить признаки преступления и обстоятельства, при наступлении которых:
- необходим незамедлительный выезд к месту происшествия нарядов патрульно-постовой и других служб милиции, обеспечивающих общественный порядок и безопасность по плану единой дислокации, а также ГНР;
- обязателен выезд СОГ в ее полном составе;
- необходим выезд на место происшествия руководителя горрайоргана внутренних дел или замещающего его лица;
- по согласованию со старшим оперативным начальником необходимо введение в действие типовых оперативных планов по проведению специальной операции по реагированию на чрезвычайные происшествия криминального характера (планы «Перехват», «Сирена», «Гром», «Набат», «Вулкан»).
В зависимости от вида реагирования и значимости общий поток сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и иных происшествиях можно разбить как минимум на 4 группы:
Преступления или ряд преступлений, представляющих для общества повышенную опасность, пресечение и раскрытие которых требует проведения специальных мероприятий с привлечением значительных сил и средств горрайоргана внутренних дел, сил и средств соседних ОВД.
Наиболее опасные виды преступлений: убийства, изнасилования, разбои, грабежи, крупные кражи, кражи со взломом, тяжкие телесные повреждения, требующие выезда СОГ в полном составе, включая следователя, оперуполномоченного УР, эксперта-криминалиста, кинолога, участкового уполномоченного милиции, при необходимости специалистов различного профиля (судмедэксперта, взрывотехника и т.п.).
Менее тяжкие преступления: кражи (не вошедшие в первую группу), хулиганство, требующие выезда СОГ в неполном составе, включая только оперуполномоченного УР и участкового уполномоченного милиции.
В последнюю группу входят заявления и сообщения, не вошедшие в первые три группы: менее тяжкие телесные повреждения, обман покупателей, дорожно-транспортные происшествия, не повлекшие серьезных последствий и иные преступления, а также административные правонарушения. Реагирование на заявления и сообщения данного типа требует иногда присутствия на месте происшествия только следователя и работника ГИБДД либо оперуполномоченного УР (БЭП) и участкового уполномоченного милиции.
Таким образом, изложенное позволяет заключить, что правильное распознавание характера происшедшего события, четкое определение сил и средств, необходимых для эффективного реагирования на него, позволяет оперативному дежурному по ГРОВД соблюсти принцип рационального использования сил и средств. А это, хоть в какой-то степени, позволит решить столь актуальную в настоящее время проблему нехватки сил и средств. Замечу, что особенно значимым это обстоятельство представляется для ГРОВД, обслуживающих сельскую местность, ибо там, как правило, нет патрульно-постовой службы милиции и ГНР, а в распоряжении оперативного дежурного по органу внутренних дел находится лишь одна СОГ.
Помня о принципе «время работает на нас», оперативный дежурный по ГРОВД как можно быстрее должен принятое решение передать исполнителям и организовать его исполнение. Успех в данном деле предопределяется не только оперативностью проводимых мероприятий, но и комплексностью использования сил и средств путем их поэтапного развертывания в целях раскрытия преступления «по горячим следам». Комплексность использования сил и средств ОВД, предполагает создание таких организационных форм руководства ими, при которых их совместное применение, а также использование оперативной и криминалистической техники, средств транспорта и связи осуществилось бы с наибольшим эффектом при минимальных затратах, времени, материальных и финансовых ресурсов.
Если преступление по истечении дежурных суток оказывается нераскрытым, то полная и объективная информация о ходе его раскрытия и участвующих в этом силах и средствах докладывается руководству ГРОВД и вновь заступающему на дежурство суточному наряду. Известно, что одним из принципов деятельности дежурных частей горрайорганов внутренних дел является преемственность в работе. На практике, по окончании дежурной смены работа ГРОВД по раскрытию преступления «по горячим следам» обычно не заканчивается. Поэтому, оперативный дежурный по горрайоргану при сдаче смены вновь заступающему наряду и докладе об итогах дежурства руководству ГРОВД должен дать объективную и исчерпывающую информацию о зарегистрированных, но не раскрытых за истекшие сутки преступлениях, задействованных силах и средствах по их раскрытию, проведенных с этой целью мероприятиях в течение дежурных суток и других данных, необходимых для раскрытия преступлений «по горячим следам». Это позволит руководству горрайоргана внутренних дел и вновь заступившей на дежурство по ГРОВД дежурной смене быстро проанализировать складывающуюся оперативную обстановку на территории обслуживания, соблюсти преемственность при обработке и анализе информации, своевременно взять на себя дальнейшее управление силами и средствами, задействованными для раскрытия преступлений, избежать дублирования в проведении дальнейших мероприятий по раскрытию конкретного преступления, что, в свою очередь, позволит значительно сэкономить время и все-таки, в ряде случаев, раскрыть преступление «по горячим следам».
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 года.
3. Кобозев А.А. Правовые и организационные вопросы деятельности дежурных частей горрайорганов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности: Моногр. - Домодедово - ВИПК МВД России, 2001.
4. Бачило И.Л. Функции органов управления: (Правовые Проблемы оформления и реализации). - М., 1976.
5. Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыши и др. - М.: Наука. 1995.
6. Социология. Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин - М.: Владос, 1995.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН Ин-т рус. яз.: Российский фонд культуры - М.: АЗЪ, 1993.
8. Наставление по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел, утверждённое приказом МВД России № 174дсп от 26.02.2002г.
9. Инструкция о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утверждённая приказом МВД России № 985 от 01.12.2005г.
10. Устав ППС милиции общественной безопасности Российской Федерации, утверждённый приказом МВД России № 17 от 18 01.1993 г.
11. Статистическая информация Информационного центра УВД Хабаровского края.