Дисквалификация один из видов административного наказания
Дисквалификация один из видов административного наказания
51
Содержание
Введение
1. Общая характеристика административных наказаний
1.1 Понятие и цели административного наказания
2. Дисквалификация один из видов административного наказания
2.1 Понятие дисквалификации как ответственности
2.2 Субъекты, к которым применяется дисквалификация
2.3 Основания применения дисквалификации
3. Применение дисквалификации
3.1 Производство по делам о правонарушениях
3.2 Исполнение постановлений суда о дисквалификации
3.3 Ведение реестра лиц, в отношении которых применена
мера дисквалификация
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В п. 2 статьи 1 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в установлении своих гражданских прав и обязанностей. Права граждан могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, а также занимать руководящие должности, для отдельных субъектов. Налоговая служба России так классифицирует существующие ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности:
- связанные с профессиональной деятельностью;
- налагаемые в связи с совершенным правонарушением;
- ограничения, с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным;
- возрастные ограничения и ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным;
- применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности. Письмо ФНС России от 13.09.2005 г. «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации».
Частным случаем подобного ограничения в правах физического лица в части реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, является дисквалификация - принципиальная новелла в российском законодательстве.
Она - дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Например судебным решением устанавливается запрет на осуществление:
- организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица;
- полномочий члена совета директоров;
- предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.
Запрещение занимать определенные руководящие должности ограничивает осуществление деятельности в области предпринимательства. Это показывает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Данный запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством. Это взаимосвязано тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Границы личности в гражданских правах как вид наказания имеет древние истоки - как выражение недоверия общества к личности, нарушающей установленные нормы, и стремление обезопасить общество от результатов ее деятельности, а также в качестве наказаниетельной меры, означающей юридическую смерть лица без применения смертной казни. Например, во Франкском королевстве в период действия Салической правды применялась такая санкция за уклонение от явки в суд или от исполнения судебного решения, как поставление ослушника вне закона - он изгонялся из общества и приравнивался к зверям. В древнем французском законодательстве бесправие было смягчено и означало гражданскую смерть - осужденный утрачивал все свое имущество, лишался права на получение какого-нибудь имущества, наследства, терял право распоряжаться имуществом. Шигин Н.С. Дисквалификация: проблемы реализации и применения на практике. // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Институт государства и права Российской Академии Наук, М., 2005., С. - 16. В нашей стране при Петре I была введена процедура шельмования - имя преступника прибивалось к виселице, палач над коленопреклоненным преступником ломал шпагу, и его объявляли вором (шельмой). Данный человек предавался церковной анафеме и объявлялся вне закона, отлучался от Церкви и ее обрядов, от таинств, брака и возможности принесения присяги, фактически исключался из общества. Аналогичным к шельмованию видом наказания была политическая смерть, заключавшаяся в конфискации имущества, лишении чести, всех прав состояния и службы.
В последствии, среди уголовных наказаний по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1846 года предусматривалось лишение всех прав состояния - лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав, а среди исправительных - лишение всех особенных прав и преимуществ, то есть лишение почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном. Среди особенных наказаний можно также выделить наказания, сравнимые с дисквалификацией - исключение со службы и отстранение от должности. Например лишение права заниматься определенной деятельностью как отдельное уголовное наказание появляется в Уложении 1886 года. Исаев И.А. История государства и права России. М., «Юристъ», 2003., С. - 37.
Поэтому в течение долгого времени ограничение в праве занимать руководящие должности не был отделен от общего «поражения в правах» и применялось как уголовное наказание, что нашло отражение и в современном Уголовном кодексе РФ как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (занимать должности на государственной или военной службе, в органах местного самоуправления, заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью).
В дальнейшем, учитывая развитие рыночных отношений, с одной стороны, и нарастание необходимости государственного управления экономикой, с другой стороны, ограничение в праве осуществлять предпринимательскую деятельность выделяется как мера предупреждения возможного наступления вредных последствий экономической деятельности. По Положению о ремеслах и промыслах 1868 года в Германии уполномоченному органу предоставляется право запретить осуществлять ремесленную деятельность как лицу, самостоятельно ее осуществляющему, так и лицу, являющемуся наемным работником и занимающему руководящие должности на предприятии, если лицо не отвечает требованию благонадежности. Рамки неблагонадежности формируются судебной практикой и учеными юристами: к примеру, неблагонадежным является предприниматель, который своим поведением демонстрирует, что он будет осуществлять предпринимательскую деятельность, нарушая действующее законодательство; не вносит платежи по социальному страхованию и не платит установленные налоги; принимает на работу иностранных лиц, не имеющих разрешения; не предоставляет грузовое транспортное средство на технический осмотр и др. Килина А.Ф. Дисквалификация в немецком и российском административном праве. // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Институт государства и права Российской Академии Наук, М., 2005., С. - 59. Например в Великобритании дисквалификация в качестве санкции применяется с 1987 года с момента принятия Закона «О дисквалификации директоров». Письмо ФНС России от 13.09.2005 г. «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации». В следствии, возникает административно-правовая направленность ограничения в гражданских правах, связанная с административными проступками, а не с уголовными преступлениями, и с предупреждением вреда обществу или работающим на предприятии лицам в предпринимательской сфере.
Первый раз понятие «дисквалификация» в современной России было закреплено в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». В ст. 9 данного Закона под дисквалификацией понималось лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами на срок и в порядке, которые установлены федеральным законом.
С вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее Кодекс административных правонарушений) дисквалификация была установлена как один из видов административного наказания. По данному кодексу дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В настоящее время дисквалификация как мера административной ответственности установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.
В представленной работе я намереваюсь рассмотреть вопросы, связанные с дисквалификацией как видом административного наказания, а именно:
- показать субъекты административной ответственности, к которым может быть применено подобное наказание;
- определить основания применения этой меры, закрепленные в Кодексе об административных правонарушениях РФ;
- рассмотреть порядок рассмотрения дел об административных нарушениях, которые могут повлечь за собой наказание в виде дисквалификации;
- рассмотреть, как происходит исполнение постановления суда о дисквалификации, обращая особое внимание на ведение реестра дисквалифицированных лиц;
- на проблемах толкования и применения правовых норм остановиться, касающихся дисквалификации, и предлагаемых специалистами путях их решения.
1. Общая характеристика административных наказаний
1.1 Понятие и цели административного наказания
В принятом Кодекс административных правонарушений РФ 2002 года за совершенные административные правонарушения законодатель предусматривает не административные взыскания, а административные наказания, что по сути соответствует целям и задачам построения демократического, правового и справедливого государства.
Административное наказание - это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Пункт 1 статьи 3.1. КоАП РФ.
Наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Пункт 2 статьи 3.1. КоАП РФ.
Административные наказания являются наказаниетельными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенное правонарушение индивид либо лишается какого-то субъективного права, либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.
Административное наказание - это разновидность административного принуждения. От других мер административного принуждения они отличаются тем, что как уже говорилось выше, являются наказаниетельными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными признаются только те принудительные меры, которые установлены статьями Кодекс административных правонарушений РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.
А такие, меры административного принуждения, как приостановление органами, осуществляющий государственный пожарный надзор, работы пожароопасного производственного участка; запрещение органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ транспортировку пищевых продуктов в случаях нарушения санитарных правил; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными актами и применяемых в административном порядке, не являются административными наказаниями.
Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Назначение наказания наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения. Административное наказание всегда отражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.
Наказание - это «правовой урон» привлеченному к ответственности. Административное наказание причиняет субъекту определенные неудобства, лишения. Это необходимо для того, чтобы перевоспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Наказание не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Наказание предотвращает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушение других лиц (общая превенция). Д.Н. Бахрах. Административное право. М, 2000., С. - 497.
Административные наказания налагаются «карательными» органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Наказания защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют его будущее поведение.
Кодекс административных правонарушений РФ существенно перераспределил компетенцию судов и иных субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Если Кодекс административных правонарушений РСФСР предусматривал 43 федеральных органа, которые могли рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решения по ним, то Кодекс административных правонарушений РФ установлено 62 субъекта административной юрисдикции федерального уровня. Кроме судов это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также 60 органов системы исполнительной власти. Подобное увеличение численности субъектов административной юрисдикции обусловлено в основном существенным возрастанием предусмотренных Кодекс административных правонарушений РФ составов административных правонарушений (Особенная часть Кодекс административных правонарушений РФ насчитывает 414 статей, многие из которых включают по несколько составов правонарушений). Административное право / Коллектив авт-в - М., 2003., С. - 179.
Кроме того, в субъектах РФ в дополнение к субъектам административной юрисдикции, перечисленных в Кодекс административных правонарушений РФ, могут создаваться административные комиссии и иные региональные коллегиальные органы, а также уполномоченные на то органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ. Они уполномочены к рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.
В соответствии со статьёй 22.1. Кодекс административных правонарушений РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции:
- судьями или мировыми судьями;
- комиссиями по делам несовершеннолетних;
- федеральными органами исполнительной власти, также их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Дела предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
- органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
- мировыми судьями;
- комиссиями по делам несовершеннолетних;
- административными комиссиями, иными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ. Бровко Н.В. Административное право. - Ростов на Дону, 2003., С. - 73.
Отличие наказаний от иных средств административного принуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.
Перечень наказаний в законе дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Это нужно и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. Велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санкции.
С момента вступления в силу Кодекс административных правонарушений РФ прошло около двух лет. Период, конечно, не такой большой для того, чтобы в полной мере оценить его достоинства и недостатки. Правоприменительная практика показывает, что не все проблемы решены в нем достаточно четко. Остановлюсь на проблемах, связанных с соотношением положений Кодекс административных правонарушений РФ и НК РФ.
В соответствии с изменившимися условиями рыночной экономики Особенная часть Кодекс административных правонарушений РФ была дополнена новыми составами административных правонарушений. Появилась специальная глава 15, в которой сформулированы нормы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. В ней содержатся 26 составов административных правонарушений, за которые законодатель устанавливает административную ответственность. Каленский П.В. Особенности исполнения постановления (решения) о дисквалификации. «Современное право», № 9/2004.
До введения в действие нового Кодекс административных правонарушений РФ ответственность за нарушение налогового законодательства регулировалась только НК РФ (в Кодекс административных правонарушений РСФСР в 1986 г. была введена ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах»). В настоящее время часть норм об ответственности перенесена в Кодекс административных правонарушений РФ, другая часть, в том числе и ответственность граждан и юридических лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах, осталась в НК РФ. Гл. 16НК РФ
Естественным является вопрос о природе юридической ответственности, предусмотренной НК РФ. Административная ответственность или, как иногда ее называют, налоговая ответственность? Для ответа на этот вопрос, необходимо сравнить понятия административного правонарушения Ст. 2.1. Кодекс административных правонарушений РФ. и налогового правонарушения. Ст. 106 НК РФ. Последним признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Понятие налогового правонарушения отличается от понятия административного правонарушения только указанием на различные кодифицирующие акты, предусматривающие ответственность за их нарушения. Данное в НК РФ понятие налогового правонарушения позволяет говорить о нем как о разновидности административного правонарушения, за совершение которого следует юридическая ответственность.
Так что, рассматривая налоговое правонарушение как разновидность административного правонарушения, можно сделать вывод, что применение налоговых санкций и составляет существо мер административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Специальных мер воздействия за нарушения налогового законодательства в НК РФ не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типичного административного наказания - штрафа. Особых черт штрафа, установленного в НК РФ, которые не позволяли бы его отождествлять с административным штрафом как видом административного наказания, нет Хаманева Н.Ю. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах// Государство и право. 2005. № 1., С. - 8. .
Следует отметить, что Кодекс административных правонарушений РФ - первый нормативный акт, который назвал административно-наказательные санкции «наказаниями». До этого они во всех официальных документах, в том числе и в ранее действовавшем Кодекс административных правонарушений РСФСР, в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их наказательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности.
2. Дисквалификация один из видов административного наказания
2.1 Понятие дисквалификации как ответственности
В 2002 году вступил в силу Федеральный закон № 195 от 31 декабря 2001 года «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Принятие настоящего закона, бесспорно, позволит единообразно применять соответствующие как материальные, так и процессуальные нормы. В новом Кодексе РФ об административных правонарушениях закрепляются общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, система административных наказаний. В нем регламентированы производство по делам об административных правонарушениях, права и обязанности его участников, применение обеспечительных мер. Сделано то, без чего невозможно и формирование эффективного законодательства об административной ответственности, и должная его реализация в условиях, когда ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов человек, сотни юридических лиц, и его нормы применяет значительный круг профессиональных юристов. Коренев А.П. Административное право. - М., 2008., С. - 72.
Несмотря, на то, что, в целом, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях сохранил определенную преемственность по отношению к действовавшему на протяжении 15 лет Кодекс административных правонарушений РСФСР, ему присущи ряд новелл, продиктованных особенностями экономического, социального и политического развития российского государства и общества в целом. Следует отнести изменение системы административных наказаний. На данный момент некоторые административные наказания утратили свое значение. Например это касается исправительных работ. За совершение административных правонарушений впервые установлена дисквалификация как вид административного наказания. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация складывается из двух ее элементов:
- лишение права занимать руководящие должности в органе управления юридического лица. Его сущность состоит в признании и объявлении физического лица недостойным или неспособным занимать руководящую должность в исполнительном органе управления юридического лица и в прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом;
- лишение права входить в совет директоров, что означает по-существу прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности. Мицкевич Л.А. Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях // Государство и право. 2005. № 1., С. - 11.
Эти запреты тесно связаны между собой. Это включает в себя то, что запрещение занимать определенные руководящие должности, как правило, предполагает и ограничение предпринимательской деятельности. Под должностями руководства следует понимать такие должности, которые связаны с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности.
К организационно-распорядительным, административно-хозяйственным функциям в процессе управления юридическим лицом следует относить юридически значимые действия, такие как право без доверенности действовать от имени юридического лица, представлять его интересы на территории РФ и за ее пределами, распоряжаться имуществом, открывать в банках расчетные счета, заключать договоры, в том числе и трудовые, издавать приказы о назначении на должности работников юридического лица, об их переводе и увольнении, применять меры поощрения и назначать дисциплинарные взыскания; принимать решения и издавать приказы по оперативным вопросам деятельности юридического лица, обязательных для исполнения работниками юридического лица, осуществление иных полномочий, не отнесенных к компетенции общего собрания. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. - М., 2002., С. - 93.
К руководящим должностям следует относить руководителей постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица; учредителей юридического лица; иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного актом государственного органа или органа местного самоуправления; лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе конкурсного управляющего (или руководителя ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица.
Дисквалификация назначается судьей. В Кодексе сформулированы правила, которыми должны руководствоваться судьи при назначении дисквалификации. Основополагающим правилом является назначение дисквалификации за совершение административного правонарушения в пределах, установленных Кодексом административных правонарушений. Мера наказания дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. При этом данная мера административного принуждения может быть применена в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей Кодекс административных правонарушений. Дисквалификация предусмотрена за:
- (ст. 5.27) нарушение законодательства о труде и об охране труда;
- (ст.14.12) фиктивное или преднамеренное банкротство;
- (ст.14.13) неправомерные действия при банкротстве;
- (ст.14.22) совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий;
- (ст.14.25) нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц. Четвериков В.С. Административное право. - Ростов на Дону, 2004., С. - 85.
Судья, при установлении административного, руководствуется и правилом, в соответствии с которым учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Для рассмотрения данных вопросов имеют значение способ и мотивы совершения правонарушения, формы вины, квалифицирующие признаки, социальная значимость охраняемых общественных отношений, а следовательно и степень общественной опасности. Степень опасности зависит от противоправного деяния и определяется обстоятельствами, связанными с признаками данного правонарушения, которые в конкретном случае могут быть выражены по-всякому. На степень общественной опасности оказывают влияние квалифицирующие признаки административного правонарушения, имеющие большое значение при назначении наказания в пределах санкции соответствующей статьи особенной части Кодекс административных правонарушений. К таким признакам относится повторность, длительность. Повторное, в течение года, совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось наказанию в виде административного штрафа, свидетельствует об устойчивой противоправной установке (например, заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий.
Назначение дисквалификации возможно по совокупности правонарушений. При совершении лицом двух и более административных правонарушений дисквалификация назначается в соответствии со ст.4.4 Кодекс административных правонарушений за каждое совершенное административное правонарушение. Если совершено несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же судом, дисквалификация назначается в пределах одной санкции. В отличие от Кодекс административных правонарушений РСФСР в новом Кодексе критерий «одновременного» рассмотрения дел одним и тем же органом (должностным лицом) не указывается в качестве обязательного условия назначения административного наказания, в том числе и дисквалификации. Правовая природа назначения административных наказаний по совокупности правонарушений предполагает одновременное рассмотрение дел. Максимов И., Акмамбетова Г. Применение ч. 4 ст. 4.1. КоАП РФ к лицам, подвергнутым дисквалификации // Законность. 2004. № 10., С. - 18.
При назначении дисквалификации по совокупности правонарушений следует различать совокупность правонарушения и правонарушения, совершенные повторно. Сказанное всегда являются сложными по юридической конструкции состава, но всегда единичными в отличие от совокупности, когда лицо совершает несколько административных правонарушений.
По правилу, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения. В случае не возбуждения уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, указанный давностный срок, начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Человек, которому назначена дисквалификация за административное правонарушение, считается подвергнутым данному наказанию в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении дисквалификации. Указанный срок, является сроком погашения дисквалификации.
Дисквалификация применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Дисквалификация не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства лица, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Понятия достоинство складывается на основе этических норм. При этом оно определяется не только самооценкой физического лица, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе.
Под репутацией понимается оценка его профессиональных качеств. При нанесении вреда деловой репутации лицу, совершившему административное правонарушение, за которое назначена дисквалификация, данное лицо вправе требовать опровержения не соответствующих действительности порочащих его деловую репутацию сведений, имеет право на помещение ответа в средствах массовой информации и на установленное в судебном порядке факта несоответствия распространенных порочащих сведений действительности, а также на возмещение причиненного в связи с посягательствами на деловую репутацию имущественного вреда.
Предварение в жизнь постановления о дисквалификации осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о дисквалификации должно быть выполнено в самый кратчайший временной отрезок времени. Согласно ч.1 данной статьи, оно должно быть исполнено немедленно. При этом, как вытекает из смысла и содержания данной статьи речь ведется об исполнении вступившего в законную силу постановления. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
- после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении;
- после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
- немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту. Дихтиевский П.В. Теоретические проблемы определения административно-правового принуждения в сфере обеспечения личной безопасности // Журнал Российского права. 2004. № 11., С. - 16.
Вынесенное судьей и вступившее в законную силу постановление о дисквалификации обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, юридическими лицами.
Исполнение постановления о дисквалификации возлагается на судью, вынесшего данное постановление. Под исполнением постановления к исполнению понимается передача постановления судьей, органу, который уполномочен привести в исполнение соответствующее постановление. При этом необходимо проводить различие между принудительным исполнением постановления о назначении дисквалификации состоящей из ряда процессуальных действий (выдача исполнительного документа (который может быть и не приведен к принудительному исполнению ввиду добровольного его исполнения; отсрочка или рассрочка исполнения постановления; изменения способа и порядка его исполнения; восстановление пропущенного срока к исполнению) и стадией добровольного исполнения постановления. В статье 32.11 предусматривается добровольное исполнение постановления о дисквалификации. Исполнение осуществляется лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.
Тем не менее, остается открытым вопрос, а именно, кто будет осуществлять полномочия по принудительному исполнению постановления о дисквалификации: судебный пристав-исполнитель или орган (должностное лицо), возбудившее производство по делу об административном правонарушении. Целесообразно, такие полномочия предоставить судебному приставу-исполнителю, что является гарантией обеспечения исполнения вынесенного постановления о назначении дисквалификации, поскольку деятельность его регламентирована Федеральным законом «Об исполнительном производстве». При всем при этом, как при добровольном, так и принудительном исполнении постановления фактическим моментом прекращения управления юридическим лицом, следует считать прекращение договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Само по себе неисполнение указанной обязанности не влечет никаких правовых последствий для юридического лица и его руководителей. Однако, в случае заключения с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия, в соответствии со ст. 14.23 ч.2, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Согласно части 1 этой же статьи, осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, влечет наложение административного штрафа на дисквалифицированное лицо в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В связи с привлечении юридического лица к административной ответственности в полной мере распространяются общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесение решения о привлечении к ответственности и его исполнения, что находит закрепление в ряде статей нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исполнение постановления о дисквалификации предусматривает и ведение реестра дисквалифицированным лицом органом. Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предполагается быть открытой для ознакомления. Это предполагает, что все заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из реестра дисквалифицированных лиц в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. В настоящее время такой орган пока не создан, но думается, подобную функцию, могло бы выполнять Министерство юстиции РФ, поскольку деятельность судебных приставов-исполнителей находится в ведении именно этого органа исполнительной власти.
Постановления Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающие дисквалификацию, не лишены недостатков и пробелов. К ним следует отнести нечеткое формулирование понятий. Уже сейчас законодателю необходимо вернуться к определениям, должностного лица, повторного совершения однородного административного правонарушения, наконец, дисквалификации. Этому свойственны неопределенность и размытость, типа «в иных случаях»; отождествление таких категорий, как управленческая, трудовая, предпринимательская деятельность, что явно не одно и то же.
За правонарушения, санкцией которых предусмотрена дисквалификация, наряду с указанной мерой применяется и административный штраф. Фиктивное банкротство может повлечь наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти МРОТ или дисквалификацию на срок до пяти лет. По своему содержанию, и по степени строгости, и по форме воздействия на правонарушителя указанные административные санкции различны. Дисквалификация является более строгим наказанием, чем административный штраф. Критериев же дифференциации, которыми можно было бы руководствоваться при определении вида наказания не усматривается. Таким квалифицирующим признаком может быть размер причиненного ущерба. Поэтому закрепление данного критерия позволит налагать дисквалификацию, соразмерное характеру совершенного административного правонарушения.