Рефераты

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

p align="left">В настоящее время отсутствует правовой акт, как на национальном уровне, так и на международном, регламентирующий осуществление смешанных перевозок. Операторы вынуждены использовать самостоятельно разработанные типовые документы смешанной перевозки, где делаются определенные ссылки о правовом регулировании каждой конкретной перевозки.

С учетом изложенного, можно сделать следующее заключение:

за последние годы смешанные перевозки получили ускоренное, но неравномерное развитие в разных регионах мира;

главным препятствием в развитии смешанных перевозок является отсутствие действенных унифицированных законодательных норм в международном регулировании смешанного сообщения, недостаток капиталовложений, а также отсутствие адекватной транспортной инфраструктуры.[17, с.64]

4. Ответственность перевозчика

Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.

Ответственность стороны по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Особенностью этой ответственности является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.

В целом по республике наблюдается увеличение количества поданных в суд исков по основаниям, возникающим из договора перевозки. Например, Хозяйственным судом Гомельской области за 8 месяцев 2005 года рассмотрено 33 дела по спорам, вытекающим из договора перевозки и транспортной экспедиции. Следует отметить, что за аналогичный период 2004 года таких споров было рассмотрено 21. Таким образом, число рассмотренных дел данной категории существенно увеличилось - на 12 дел или 57%. На наш взгляд, существенный рост споров данной категории обусловлен, с одной стороны, многогранностью договорных отношений субъектов хозяйствования и сложностью законодательства, регулирующего правоотношения сторон по перевозке, в особенности норм международного права, с другой стороны - сложным финансовым положением сторон, препятствующим разрешению спорных ситуаций в досудебном порядке. Судебная практика показывает, что основная причина возникновения споров данной категории - низкая платежеспособность субъектов хозяйствования. Как явствует из анализа статистических данных, процент удовлетворяемости исков по данной категории дел высокий и составляет 72,7%. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъектами хозяйствования заявляются обоснованные исковые требования, а ответчики неправомерно уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей.[10]

Согласно п.1 ст. 739 ГК РБ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Исходя из определения договора перевозки груза и содержания ГК в целом, определимся, за что отвечает перевозчик, принявший договор к исполнению.

· Ответственность за своевременную подачу транспорта.

· Ответственность за своевременную доставку груза

· Ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза.

При разрешении вопроса о принятии искового заявления к рассмотрению хозяйственные суды исходят из требований, содержащихся в пункте 1 статьи 751 ГК РБ, в силу которых до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. В претензии должны быть указаны краткое описание претензии, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии. Претензия должна быть подписана ее заявителем. К претензии должны быть приложены товарно-транспортная накладная, акт, расчет ущерба и при необходимости - другие документы, необходимые для ее рассмотрения.

Иск к перевозчику может быть предъявлен заказчиком в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок [5]. 378. По всем спорам, возникающим при международной перевозке грузов, истец может обратиться в суд страны, в которой ответчик зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности или в которой груз был принят к перевозке от грузоотправителя (выдан грузополучателю). Обращение в другие суды не допускается.

Поэтому если к материалам искового заявления не приложены доказательства направления претензии перевозчику, то исковое заявление в соответствии со статьей 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК РБ) оставляется без движения. Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (Женева, 19 мая 1956 года) (далее - КДПГ) не предусмотрен обязательный порядок предъявления претензии перевозчику. Такие иски принимаются к рассмотрению без соблюдения досудебного претензионного порядка урегулирования спора.

Согласно статье 6 ХПК РБ право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами, без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.

Следует обратить внимание, что пункт 1 статьи 751 ГК РБ содержит отсылочную норму только к порядку предъявления претензии к перевозчику, предусмотренному законодательством, а не к срокам ее предъявления. Таким образом, предъявление претензии по истечении срока, установленного Уставом или Правилами, не является препятствием к принятию хозяйственным судом искового заявления к рассмотрению по существу. По договорам международной перевозки грузов порядок предъявления претензий регулируется статьей 30 КДПГ и пунктом 375 Правил автомобильной перевозки грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 01.07.2002 г. № 20 (далее - Правил), в силу которых, если при приемке груза от перевозчика у получателя возникают претензии по поводу явно выраженной порчи, повреждения или недостачи груза, то он должен немедленно сделать об этом соответствующую оговорку в товарно-транспортной накладной "CMR" (накладной). Если недостача, порча или повреждение груза имели незаметные внешне потери или повреждения и были обнаружены грузополучателем после принятия груза от перевозчика, то получатель вправе не позднее 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, предъявить письменную претензию перевозчику. В таком случае считается, что грузополучатель получил груз не в таком состоянии, в котором он был описан в товарно-транспортной накладной. Относительно же международных перевозок установлено п.376 Правил перевозки грузов, что при просрочке в доставке груза грузополучатель может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию перевозчику в течение двадцати одного дня со дня получения груза в свое распоряжение.

При автомобильных перевозках грузов согласно пункту 133 Правил срок исковой давности устанавливается в один год с момента получения ответа на предъявленную претензию либо неполучения от перевозчика ответа в течение тридцати дней, как это установлено пунктом 132 Правил.

При исчислении срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки, на которые распространяется действие КДПГ, хозяйственные суды должны руководствоваться пунктом 1 статьи 32 КДПГ, которым установлен годичный срок исковой давности. Однако в случае умышленных неправомерных действий или такого ненадлежащего исполнения обязательств, которое согласно закону, применяемому хозяйственным судом, рассматривающим дело, приравнивается к умышленным неправомерным действиям, - устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается:

в случае частичной утраты груза, повреждения его или просрочки в доставке - со дня сдачи груза;

в случае утраты всего груза - с тридцатого дня по истечении согласованного срока доставки или, если таковой не был согласован, с шестидесятого дня после принятия груза перевозчиком к перевозке;

во всех прочих случаях - по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.

Наличие или отсутствие умышленных неправомерных действий в таких случаях устанавливается хозяйственным судом, рассматривающим конкретное дело.

Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности при автомобильных перевозках грузов, устанавливаются записями (отметками) в товарно-транспортных накладных, а при возникновении разногласий между сторонами договора - актами установленной формы согласно Правилам. Как правило, бланки актов должны быть у водителя. Однако если водитель отказывается выдать заказчику чистый бланк акта, то это не лишает его права составить акт произвольной формы, но с указанием необходимых данных, предусмотренных в утвержденной форме бланка акта.

Освобождение от ответственности перевозчика

Перевозчик и заказчик освобождаются от уплаты штрафа за невыполнение договора, если оно произошло вследствие: явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.); аварий, устранение которых занимает не менее трех суток; временного прекращения или ограничения движения автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.

Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда: груз прибыл в исправном автотранспортном средстве за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - в исправной таре или без нарушений упаковки и пломб грузоотправителя; недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на автотранспортном средстве с открытым кузовом; сопровождение груза производится заказчиком; недостача груза не превышает естественной убыли, а также в иных случаях, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Перевозчик освобождается от ответственности за качественное состояние перевозимой стеклянной тары (цвет бутылок или банок, а также наличие на них щербинок, сколов, посечек и т.п.).

Перевозчик возмещает заказчику в случае предъявления им претензий стоимость утраченных, недостающих, испорченных или поврежденных грузов на основании счета заказчика, а в тех случаях, когда расчеты за груз через банк не производятся, - на основании документа, заменяющего счет. Если груз, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующую неустойку, будет впоследствии найден, грузополучатель (грузоотправитель) вправе потребовать выдачи ему этого груза, возвратив полученную за его утрату или недостачу неустойку.

За простой автотранспортного средства под погрузкой или разгрузкой сверх установленных договором норм времени, а также за простои автотранспортного средства в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), они должны оплатить перевозчику неустойку по повременному тарифу, если иное не предусмотрено договором. В Российской Федерации данная норма конкретизируется п.4 ст. 35 Устава автомобильного транспорта, в частности штраф за задержку (простой) транспортных средств, поданных для погрузки (выгрузки) составляет 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении, и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении.

Если грузоотправителем предъявлен к перевозке груз, не предусмотренный заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, или с назначением в другой пункт, перевозчик может отказаться от перевозки, взыскав стоимость использования автотранспортных средств. За отказ от оформления или за неправильное оформление товарно-транспортной накладной, а также путевого листа грузоотправитель (грузополучатель) уплачивает неустойку перевозчику в размере, предусмотренном договором.

За задержку автотранспортных средств и контейнеров, возникшую вследствие того, что к товарно-транспортной накладной не были приложены документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных или других правил, заказчик уплачивает неустойку, предусмотренную договором. Заказчик возмещает перевозчику убытки, возникшие по его вине при погрузке или разгрузке.

Ответственность за несвоевременную подачу транспорта

Обязательства по перевозке грузов подчиняются общим правилам гражданского законодательства об ответственности лишь в той мере, в какой соответствующий вопрос не нашел должного отражения в нормах транспортных уставов, кодексах и других актах, регулирующих перевозку грузов. Анализ этих норм позволяет выделить две группы обстоятельств, в которых получают отражение особенности ответственности перевозчиков за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором и грузоотправителя за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам. Они касаются: 1) условий ответственности; 2) характера, размера и форм ответственности. Рассмотрим каждую из этих групп.

Ответственность за неподачу транспортных средств и за неиспользование поданных транспортных средств носит взаимный характер: грузоотправитель отвечает перед перевозчиком, которому он должен сдать груз для перевозки, а перевозчик отвечает перед грузоотправителем, грузы которого он обязан перевезти. Нарушение обязанностей перевозчиком выражается в описанных далее формах.

Неподача транспортных средств под погрузку. Для того чтобы обязанность перевозчика по подаче транспортных средств была признана выполненной, требуется строгое соответствие этой подачи количественным показателям заявки или иного договора. Заявка (заказ) считается перевозчиком невыполненной, если, несмотря на ее своевременную подачу грузоотправителем, транспортные средства в соответствующие сроки не подавались или подавались в меньшем, чем предусмотрено заявкой (заказом), количестве.

Подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов. С точки зрения юридической квалификации в рассматриваемом случае имеет место ненадлежащее исполнение обязанностей. Но по своим последствиям оно тождественно неисполнению: и в первом, и во втором случаях грузоотправитель лишен возможности осуществить предусмотренную заявкой (заказом) погрузку, что приводит к срыву перевозки груза.

Обязанность перевозчиков по подаче грузоотправителям транспортных средств, пригодных для перевозки конкретного груза, прямо предусмотрена уставами и кодексами. При нарушении перевозчиком этой обязанности грузоотправитель вправе не принять транспортные средства под погрузку, и тогда они не включаются в счет выполнения обязательства по перевозке груза.

Нарушение грузоотправителями своих обязанностей может выразиться следующим образом:

а) поданные транспортные средства не используются;

б) поданные перевозчиком транспортные средства признаются неиспользованными в случае их простоя при отказе от уже поданных транспортных средств или при их недогруженности (например, из-за отсутствия груза);

в) последовал отказ от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных средств. Такой отказ может быть сделан только до их подачи перевозчиком.

В отличие от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК), ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте наступает не только за вину, но и за случай.

Вина третьих лиц в невыполнении заявки (заказа) и другие возможные причины не снимают имущественной ответственности с перевозчика и грузоотправителя за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов (ст. 401 ГК).

Обязательства перевозчика перед заказчиком возникают из договора. Соответственно, определение начала возникновения обязательства перевозчика по подаче транспорта и, как следствие, оценка добросовестности его исполнения может быть произведена сторонами только на основании заключенного договора.

В соответствии со ст. 402 ГК РБ договор считается заключенным, если стороны в требуемой форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора.

Такое соглашение может быть достигнуто как подписанием сторонами полного текста договора, так и принятием перевозчиком к выполнению разового заказа, оформленного по установленной форме.[15]

С момента получения заказчиком от перевозчика подтверждения принятия заказа у последнего возникает обязательство по своевременной подаче транспорта в согласованный срок. Что понимает законодатель под определением "своевременная подача транспорта"? Исходя из содержания гл.46 Правил, опоздание на срок более 30 минут от времени, согласованного сторонами, рассматривается как несвоевременная подача транспортных средств для перевозки груза.

Правила регламентируют четкое время прибытия транспорта только в отношении внутриреспубликанских перевозок (гл.46 Правил). Но ГК не делает разделения на внутриреспубликанские и международные перевозки. Ст. 748 ГК РБ устанавливает общую ответственность перевозчика за несвоевременную подачу транспортных средств вне зависимости от вида перевозки. Размеры ответственности перевозчика за несвоевременную подачу транспорта законодательством не определены. Этот вид ответственности относится к договорным видам ответственности, т.е. устанавливаемым соглашением сторон. Однако если стороны не оговорили в договоре размер ответственности, например, в виде неустойки в процентах от стоимости перевозки, это совершенно не значит, что перевозчика нельзя привлечь к ответственности. В этом случае применяются общие положения законодательства об ответственности за невыполнение обязательств.

Если заказчик понес убытки вследствие несвоевременной подачи перевозчиком транспорта, эти убытки могут быть возмещены за счет виновного лица, т.е. перевозчика (п.1 ст. 364 ГК РБ). Под убытками заказчика понимаются те расходы, которые он не понес бы, если бы смог загрузить транспортное средство своевременно, а также неполученные им доходы. Например, расходы по скадскому хранению груза, расходы по аренде разгрузочных машин и механизмов, неустойка, выплаченная заказчиком по договору (например, если заказчиком выступает экспедитор, который несет ответственность перед грузоотправителем) и так далее.

Особо отметим, что пунктом 398 Правил опоздание транспорта на срок более 2 часов расценивается как невыполнение заказа по вине перевозчика.

Для внутриреспубликанских перевозок правила устанавливают ответственность перевозчика за невыполнение заказа в виде обязанности уплатить заказчику неустойку в размере 20% от стоимости услуг по перевозке. Стороны могут устанавливать другой размер ответственности (п.395 Правил).

В отношении международных перевозок транспортное законодательство такой конкретики не содержит, соответственно действуют опять-таки общие правила ответственности, рассмотренные выше. Кроме того, согласно ст. 368 ГК РБ, если перевозчик не предоставил транспортные средства в оговоренные сроки, заказчик получает право привлечь для выполнения работ по перевозке другого перевозчика и потребовать от перевозчика, не выполнившего заказ, возмещения расходов и других убытков, понесенных вследствие таких действий. В данном случае убытками дополнительно явится разница между стоимостью перевозки, указанной в договоре, и той стоимостью, которую заказчик уплатил другому перевозчику.

Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Законодательством или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов могут быть разделены на три группы:

1) действие непреодолимой силы и военные действия;

2) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

3) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Наличие обстоятельств, названных в первой группе, свидетельствует о том, что нарушение выполнения заявки (заказа) на перевозку имело место при таких условиях, которые исключают ответственность перевозчика либо грузоотправителя.

Обстоятельства второй группы возникают в связи с распоряжением компетентных органов, обязывающих или управомочивающих перевозчика не подавать под перевозку в соответствии с заявкой (заказом) перевозочные средства, а грузоотправителя не производить погрузку груза в связи с запрещением или ограничением погрузки грузов в определенных направлениях. При подобных обстоятельствах имеет место не нарушение обязательства перевозчиком или грузоотправителем, а освобождение их от обязанности его исполнения.

Обстоятельства третьей группы возникают в случаях, предусмотренных конкретно в каждом уставе, кодексе.

Рассмотрим названные группы.

К обстоятельствам первой группы, освобождающим перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов на всех видах транспорта, относятся прежде всего непреодолимая сила и военные действия.

Непреодолимая сила является чрезвычайным и непредотвратимым в конкретных условиях событием. На практике характер непреодолимой силы чаще всего носят стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.). Стихийные явления освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности и могут быть отнесены к категории непреодолимой силы, когда они являются чрезвычайными и непредотвратимыми именно в данной ситуации.

Однако самого факта наличия непреодолимой силы еще недостаточно для того, чтобы перевозчик и грузоотправитель могли быть освобождены от ответственности. Они должны доказать не только наличие непосредственной причинной связи между событием и утратой или повреждением груза, но и то, что ими и их работниками были приняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки.

Под военными действиями понимаются действия, осуществляемые государством, находящимся в состоянии войны. Военные действия освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение принятых к исполнению заявок (заказов) лишь при наличии причинной связи между ними и невозможности выполнить заявку (заказ).

К обстоятельствам второй группы, освобождающим перевозчика и грузоотправителя от ответственности, относится прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях. Прекращение или ограничение перевозки грузов может производиться только в исключительных случаях и ограниченным кругом лиц. Как правило, прекращение или ограничение перевозок грузов бывает связано с непреодолимой силой, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными обстоятельствами, которые препятствуют осуществлению перевозок грузов.

Исходя из всего вышеизложенного, в интересах обеих сторон согласовать в рамках договора перевозки свое видение понятий "своевременная подача транспорта" и "невыполнение заказа по вине перевозчика из-за несвоевременной подачи транспорта". Все-таки удобнее оговорить ответственность перевозчика за несвоевременную подачу транспортного средства на бумаге, чем потом доказывать в суде размер понесенных убытков, если перевозчик не признает своей обязанности по их возмещению.

Так, на основании договора-заказа ОАО "Б" (г. Гомель) оказало РУП "П" (г. Гомель) услуги по перевозке груза. По условиям заключенного договора время на погрузку-разгрузку транспортного средства составляет 48 часов. За сверхнормативный простой стороны предусмотрели ответственность в виде штрафа в размере 50 долларов США за каждые полные сутки простоя.

Обратившись с иском в суд, ОАО просило взыскать с заказчика, в том числе 537750 руб. оплаты за простой автомашины. Истец указал, что простой автомашины сверх заявленного времени составил 5 суток. Однако, поскольку из материалов дела усматривалось, что сверхнормативный простой автомобиля по договору-заявке составил 3 дня, суд удовлетворил требования истца, взыскав с ответчика 322500 руб. штрафа.[10]

Ответственность за несвоевременную доставку груза

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Данный вид ответственности является ярким примером договорной ответственности, т.е. устанавливаемой соглашением сторон. Ни общее, ни транспортное законодательство не устанавливают ответственности перевозчика в виде каких-либо штрафов (неустойки). В случае, если соглашением между перевозчиком и заказчиком штраф (неустойка) за просрочку в доставке груза не предусмотрен, действуют общие правила взыскания убытков вследствие неисполнения обязательства, рассмотренные выше. Однако прежде чем требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку в доставке груза, стоит задуматься, все ли сделано заказчиком для того, чтобы груз был доставлен вовремя?

Статьей 746 ГК РБ установлено, что перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Правила и Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) устанавливают прямую обязанность грузоотправителя не только оговаривать срок доставки груза, но и применять все необходимые меры для содействия перевозчику в их соблюдении. В частности, на грузоотправителе лежит обязанность предоставить, кроме товарно-транспортной накладной, все необходимые документы и сообщить сведения, требуемые в соответствии с законодательством или характером груза для обеспечения своевременной доставки. В противном случае перевозчик не несет ответственности за своевременную доставку. Здесь уместно привести пример из судебной практики.

В соответсвии с договором ЗАО-перевозчик по заявке унитарного предприятия осуществило международную перевозку. По прибытии на пропускной пункт Платоново Котовской таможни Одесской области перевозчик допустил простой автопоезда в течение 9 суток. С иском о взыскании штрафа за просрочку в доставке обратился заказчик - Унитарное предприятие.

Срок доставки груза сторонами не оговаривался, что подтверждается отсутствием соответствующих отметок в CMR-накладной. Судом установлено, что причиной простоя явилось отсутствие денежных средств у водителя перевозчика для дальнейшего продолжения движения, а также для оплаты дополнительных таможенных платежей, в частности конвоя и оформления фитосанитарного контроля. Исследованные судом CMR-накладная и приложенные к ней документы подтверждают, что перевозчик не был уведомлен о возможности указанных таможенных затрат, следовательно, не мог предотвратить последствия сложившихся обстоятельств. Кроме этого, представленные суду авансовые отчеты подтверждают, что сумма, необходимая перевозчику для осуществления настоящей перевозки, была им рассчитана разумным образом с учетом возможных изменений цен и тарифов на дизельное топливо и других известных перевозчику платежей. Однако существенное изменение цен на дизельное топливо привело к обстоятельствам, избегнуть которых перевозчик не мог. Судом не принят расчет продолжительности рабочего времени водителя, произведенный истом в соответствии с требованиями п.7 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, поскольку данные номы определяют продолжительность движения автомобиля, а не срок доставки груза.

Суд отказал в удовлетворении заявленных грузоотправителем требований о взыскании суммы штрафа за несвоевременную доставку груза, поскольку вина перевозчика доказана не была. В решении суда также сказано, что получатель груза не сделал письменных оговорок о просрочке в доставке груза, как того требует п.3 ст.30 КДПГ[8].

Ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза

Основной задачей производства является более полное удовлетворение потребностей населения в высококачественной продукции. Однако для того чтобы эта задача была выполнена, недостаточно произвести такую продукцию, недостаточно изготовить ее доброкачественной. Не менее важным условием выполнения этой задачи является доставка этой продукции по назначению в сохранности. Обеспечение сохранности грузов является одной из важнейших задач перевозчика.

Ответственность перевозчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при перевозке регулируется в основном специальными нормами транспортного законодательства, обладающими значительным своеобразием по сравнению с действующими в белорусском гражданском праве общими нормами об имущественной ответственности.

Важнейшим среди положений, отличающих транспортное законодательство, является принцип ограниченной имущественной ответственности транспортных организаций, в то время как гражданское законодательство предусматривает полное возмещение убытков.

Ответственность перевозчиков за сохранность грузов, принятых к перевозке, определяется уставами, кодексами (правилами), действующими на соответствующем виде транспорта.

Ответственность перевозчиков за необеспечение сохранности грузов наступает при наличии тех же условий, которые являются обязательными при гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возложение ответственности на перевозчиков за несохранность перевозимого груза.

К условиям ответственности перевозчиков за несохранность перевозимых грузов относятся: а) неправомерное поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства); б) наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков; в) наличие самих убытков; г) вина перевозчика.

Установление ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза не означает, что в любом случае утраты или повреждения груза перевозчик должен нести такую ответственность.

Действие становится противоправным только тогда, когда оно нарушает нормы права, а вместе с тем и соответствующие субъективные права, охраняемые объективным правом.

Транспортными уставами, кодексами и правилами перевозок грузов определены обязанности перевозчиков, исполнение которых должно обеспечить целость и сохранность перевозимых различными видами транспорта грузов. Несовершение ими действий, направленных на сохранность грузов, как и совершение действий, которые причинили ущерб грузу, является деянием неправомерным и при наличии других условий влечет за собой ответственность.

Ответственность наступает лишь тогда, когда противоправное действие окончательно завершилось и причинило определенный реальный ущерб.

По мнению отдельных авторов, сам факт обнаружения груза с повреждением еще не говорит о противоправности поведения перевозчика. Они считают, что нельзя возлагать на перевозчика ответственность за повреждение груза, если им выполнены все требования, направленные на сохранность груза, доставленного с повреждениями См.: Хаскельберг Б.Л. Ответственность железных дорог за несохранность груза. М., 1966. С. 62.

.

С этим утверждением можно согласиться лишь в том случае, если при этом будут установлены неправомерное поведение грузоотправителя или наличие определенных причин (например, действие непреодолимой силы и т.д.), освобождающих перевозчика от ответственности согласно действующим на транспорте правилам.

Однако если не будут установлены неправомерные действия со стороны грузоотправителя либо будут отсутствовать причины, освобождающие перевозчика от ответственности, а грузу причинен ущерб, ответственность за этот ущерб должен нести перевозчик, у которого находился этот груз <176>, так как презюмируется, что груз был передан перевозчику в исправном состоянии и в соответствии с транспортным законодательством перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения в неповрежденном состоянии. Ответственность может быть возложена на перевозчика лишь в том случае, если существует связь между обнаруженной несохранностью груза и неправомерными действиями (бездействием) последнего.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или уполномоченному им лицу. Однако ответственность перевозчика наступает только в том случае, если он не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик предотвратить не мог, и устранение которых от него не зависело. Кроме этого, для предъявления претензий к перевозчику по фактам утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза необходимо обеспечить документальное подтверждение указанных фактов. Причем законодательство требует, чтобы документально были зафиксированы и подтверждены не только сами недостатки полученного груза, но и сумма понесенных убытков.

Данное требование основано на том, что согласно ст. 750 ГК РБ ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:

В случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

В случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости;

В случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Некоторые авторы высказывают сомнение в необходимости разграничения понятий "порча" и "повреждение" груза. Между тем это не однозначные понятия. Под порчей груза, по нашему мнению, следует понимать такое внутреннее изменение груза, которое препятствует использованию его по назначению, хотя он и может быть использован в какой-то мере его получателем. Под повреждением груза следует понимать результат внешнего, физического воздействия на груз, который может быть исправлен, и груз в дальнейшем может быть использован по назначению.

При утрате или недостаче груза при его перевозке перевозчик лишается возможности полностью или частично передать материальные ценности в пункте назначения. В этих случаях определение ущерба, подлежащего возмещению, не вызывает на практике каких-либо затруднений.

Дело обстоит сложнее, если ненадлежащее исполнение договора выразилось в повреждении груза. Тогда ущерб выражается в уменьшении ценности груза или его обеспечении. В зависимости от характера груза и возникших повреждений его использование оказывается возможным лишь после ремонта, замены поврежденных частей и деталей и т.д. Причиняемый в таких случаях убыток определяется суммой, на которую понизилась ценность груза.

Транспортное законодательство прямо не предусматривает взыскание расходов на восстановительный ремонт поврежденной при перевозке продукции в качестве способа установления суммы, на которую понизилась ее ценность. Однако практика придерживается принципа: если поврежденную продукцию можно исправить, то с перевозчика взыскиваются связанные с этим затраты, а также расходы по экспертизе, если она проводилась получателем груза.

Сохранность грузов при перевозке их на различных видах транспорта обеспечивается соблюдением соответствующих правил перевозки, обращения с грузом в пути и т.п. В зависимости от свойств груза для обеспечения его сохранности устанавливаются кроме общих правил еще и особые меры и правила предосторожности при перевозке. В них учитываются особые свойства груза, способные вызвать неблагоприятные последствия, если не будут приняты необходимые меры защитного и предупредительного характера.

Необходимость соблюдения особых условий и мер предосторожности для сохранения груза обусловливает обязательность включения всех сведений о перевозимом грузе в перевозочные документы. Перевозчик не несет ответственности за утрату, повреждение либо порчу груза, которые наступили вследствие сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для его сохранения при перевозке. По грузам, перевозимым на основании особых правил или требующим соблюдения особых мер предосторожности при перевозке, грузоотправитель обязан проставлять в накладной предусмотренный правилами перевозок данного груза штемпель или надпись об особых свойствах груза.

В этой части исполнения договора перевозки особенно важно выполнение как перевозчиком, так и грузоотправителем правил сдачи-приемки груза по количеству, качеству, сохранности тары и упаковки. Зачастую грузополучатели несут убытки из-за небрежного отношения к соблюдению порядка действий при приемке груза. Иногда работники грузополучателя не утруждают себя соблюдением формальностей по причине незнания своих должностных обязанностей и, как следствие, грузополучатель теряет возможность доказать как сам факт утраты части груза, так и размер понесенных убытков. Наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза. В качестве иллюстрации приведем пример из судебной практики.[15]

Председатель хозяйственного суда Н-ской области рассмотрел заявление ответчика - транспортно-экспедиторского предприятия "Б", в котором сторона просила пересмотреть состоявшиеся судебные решения.

Решением хозяйственного суда Н-ской области от 20.10.2005 г. Были удовлетворены исковые требования о взыскании в пользу истца - ЗАО "К" 2,0 млн. руб. за оказанные услуги по перевозке груза. Ответчик просил отменить состоявшееся решение суда, ссылаясь на его необоснованность и незаконность.

Как усматривалось из материалов дела, 1.07.2005 г. Между сторонами был заключен договор на транспортно- экспедиторское обслуживание и перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении.

В соответствии с условиями договора ответчик подал заявку на перевозку груза с указанием стоимости доставки в размере 5,0 млн. руб. Согласно международной товарно-транспортной накладной истец произвел перевозку груза из Республики Польша в г. Тольятти Российской Федерации.

Ответчик оплатил расходы по перевозке груза только в сумме 3,0 млн. руб. В оплате остальной суммы отказано в связи с повреждением груза при перевозке.

Истец обратился в суд с иском о взыскании 2,0 млн. руб. задолженности за оказанные услуги по перевозке.

Решение суда правомерно и не подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно ст. 193 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с указаниями закона, договора, а при отсутствии таких указаний - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

Материалами дела подтверждается факт осуществления истцом перевозки груза по заявке ответчика с согласованием стоимости фрахта в 5,0 млн. руб.

Поскольку согласно ст. 31 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, а истец факт выполнения услуг по перевозке доказал, суд обоснованно удовлетворил иск.

Доводы ответчика о причинении ущерба грузу при перевозке на сумму 2,0 млн. руб. не приняты судом правомерно как бездоказательные.

Представленный ответчиком акт позволяет определить только то, что оборудование, перевозимое истцом, имеет повреждения. Но определить сумму, соответствующую обесцениванию груза и подлежащую оплате перевозчиком (ст. 25 КДПГ), представленные ответчиком акт и претензия не позволяют. Акт являться доказательством по определению размера ущерба не может, так как является односторонним.

В судебном решении от 20.10.2005 г. Было указано, что оборудование имеет поверхностные повреждения, которые произошли при неправильной погрузке.

Грузополучатель не представил ответчику доказательства, подтверждающие процент обесценивания каждой единицы товара, а акт представлен только в судебном заседании.

Неправильная приемка продукции не была оспорена ответчиком, который не принял мер к определению реального размера убытков, молчаливо согласившись с размером ущерба, определенного грузополучателем.

Хозяйственный суд Н-ской области постановил: решение хозяйственного суда Н-ской области от 20.10.2005 г. По данному делу оставить без изменения [7].

Заключение

В итоге проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

· Договор перевозки груза - это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 739 ГК);

· Обязательным при осуществлении автомобильных перевозок является соблюдение требований к автомобильным транспортным средствам и коммуникациям автомобильного транспорта, включающим в себя габаритные размеры, параметры массы и иные технические характеристики автомобильных транспортных средств, а также обязательным является соблюдение требований законодательства по вопросам заключения и выполнения данного рода договоров;

· За последние годы смешанные перевозки получили ускоренное, но неравномерное развитие в разных регионах мира, главным препятствием в развитии смешанных перевозок является отсутствие действенных унифицированных законодательных норм в международном регулировании смешанного сообщения, недостаток капиталовложений, а также отсутствие адекватной транспортной инфраструктуры;

· Ответственность стороны по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.

Список использованных источников:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З// Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1999. № 7-9. Ст. 101.

2. Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ). Женева, 19 мая 1956 года (Вступила в силу для Республики Беларусь 4 июля 1993 г.)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 4 ноября 2003 г. N 3/1174

3. Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №127, 1/5085 (опубликован-19 ноября 2003).

4. Закон Республики Беларусь от 21 июля 2001 г. N 50-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 25 июля 2001 г. N 2/793

5. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. N 20 "Об утверждении правил автомобильных перевозок"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 21 августа 2002 г. N 8/8480

6. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г. N 13 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 20 июня 2005 г. N 6/442

7. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. N 35 "Об обзоре судебной практики применения положений Женевской конвенции от 19 мая 1956 года "О договоре международной перевозки грузов"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 10 марта 1997 г. N 58-Ц

8. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 27 июня 2002 г. N 19 "Обзор судебной практики разрешения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортно-экспедиционной деятельности"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 21 июля 2002 г. N 3/238

9. Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 июля 2005 г. N 210-Ц "Об утверждении методических рекомендаций по расчету тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь".

10. Судебная практика по спорам, вытекающим и договоров перевозки, рассмотренным хозяйственным судом Гомельской области за 8 месяцев 2005 года.

11. Гражданское право: Учеб./ Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства; под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. 461 с.

12. Егиазаров В.А.Транспортное право: Учеб.пособие. М., 1999. 217 с.

13. Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. 909 с.

14. Авчинкин Д.В. Международные перевозки: правовые аспекты перемещения грузов и пассажиров: Учеб. пособие. Мн.: Амалфея, 1999. 303 с.

15. В.А. Шапошников. Ответственность перевозчика// Налоги и бухгалтерский учет. 2005. № 23. С. 52-60.

16. М.Е. Щербина. Расчеты по международным договорам на транспортно- экспедиционное обслуживание// Юрист. 2006. № 3(58). С. 32-34.

17. Д.В. Авчинкин. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов в международном транспортном сообщении// Юстиция Беларуси. 2004. № 5. С. 61-64.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты