Рефераты

Договор перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

p align="left">Контроль наличия у пассажира проездного документа (билета) осуществляется на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах перед посадкой в поезд дальнего следования, при проходе пассажира к поезду пригородного сообщения через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта), в пути следования поезда дальнего следования или пригородного сообщения и при выходе пассажира через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения.

Пассажир при посадке в поезд дальнего следования обязан предъявить надлежащим образом оформленный проездной документ (билет), документ, удостоверяющий личность, на основании которого приобретен проездной документ (билет), а при наличии права бесплатного проезда или права оплаты стоимости проезда со скидкой - также и документ, подтверждающий указанное право.

При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд дальнего следования не допускается, за исключением случаев, предусмотренных правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа. Возврат средств по таким проездным документам (билетам) производится в порядке я случаях, определяемых Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

Пассажир, осуществляющий поездку в поезде дальнего следования или пригородного сообщения без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету), считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, а также штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Проездной документ (билет), приобретенный пассажиром на поезд пригородного сообщения, сохраняется им в течение всего пути следования поезда и до момента выхода через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах. Пассажир, не предъявивший проездной документ (билет) при выходе через пункт контроля проездных документов (билетов), считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, а также штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании данного предписания Правил, ссылаясь на его противоречие действующему законодательству, в частности, статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускающей одностороннего отказа от исполнения обязательства, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В заявлении указано, что оспариваемое предписание Правил позволяет перевозчику отказать пассажиру в посадке на следующей по ходу поезда станции в тех случаях, когда пассажир не может осуществить посадку в поезд с указанной в проездном билете станции отправления.

В судебное заседание заявительница не явилась, направив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС России) Тонких А.В., Лихачев С.С. и Побежимова Л.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Савельева Ю.А. требование заявительницы не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, пояснив, что абзац 1 пункта 16 Правил не содержит запрета на посадку пассажира на следующих после станции отправления по ходу поезда станциях. Оспариваемое предписание говорит о том, что поездка пассажиров не должна начинаться ранее станции, указанной в проездном документе (билете).

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей требования заявительницы необоснованными, суд находит заявление К. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования, их права, обязанности и ответственность регулируются Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании названного Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.

Таким образом, утверждая оспариваемые Правила, Министерство путей сообщения Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных ему законом.

При этом МПС России правомерно закрепило в абзаце 1 пункта 16 Правил положение о том, что поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе (а не ранее), поскольку условие о пункте отправления является одним из существенных условий договора перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, без которого этот договор не может считаться заключенным.

Такой вывод следует, в частности, из статьи 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", которыми предусмотрено, что перевозчик по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения.

Довод заявителя о том, что оспариваемое предписание Правил наделяет перевозчика правом одностороннего отказа от исполнения обязательства по договору перевозки, не может быть признан состоятельным.

В пункте 16 Правил не содержится нормы о праве перевозчика отказать пассажиру в исполнении обязательства по его доставке в пункт назначения в случаях, когда его посадка в поезд осуществляется не со станции отправления, а со следующей по ходу поезда станции.

Отсутствует такая норма и в пункте 51 Правил, регламентирующем случаи отказа пассажиру в посадке на поезд.

С учетом изложенного у суда нет оснований полагать, что оспариваемое предписание Правил противоречит действующему федеральному законодательству и нарушает права граждан, вытекающие из договора перевозки.

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления Решение Верховного Суда РФ № ГКПИ2004-875 от 01.07.2004 г. //Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - № 11. - С. 13..

Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места при условии оплаты их полной стоимости и оформления дополнительных проездных документов (билетов).

Проезд детей в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых не допускается, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений.

При невозможности предоставить пассажиру место в вагоне, согласно проездному документу (билету), перевозчик обязан предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. В случае, если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа Никифорова Е.И. Новые правила оказания транспортных услуг: постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ [Текст] - М., ГроссМедиа. 2008. - С. 69..

При проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда.

В поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажиру, имеющему право бесплатного проезда или проезда со скидкой, в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы.

Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, устанавливается Министерством транспорта РФ, а состав комплекса услуг определяется перевозчиком.

В поезде дальнего следования пассажир за отдельную плату обеспечивается питанием в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) при наличии его в составе указанного поезда. Порядок организации работы вагона-ресторана (вагона-кафе) определяется перевозчиком.

В пассажирских вагонах поезда дальнего следования курение разрешается в установленных для этого местах.

В вагонах поезда пригородного сообщения, в том числе и тамбурах, курение запрещается.

Пассажир может быть удален из поезда:

работниками органов внутренних дел -- если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров. При этом средства в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются;

медицинскими работниками -- в случае болезни пассажира, препятствующей возможности его дальнейшей поездки или угрожающей здоровью других пассажиров, если нет возможности поместить его отдельно. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются необходимые лечебные учреждения. В этом случае перевозчик по желанию пассажира обеспечивает возвращение ему средств в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты или делает отметку об остановке и продлении срока действия проездного документа (билета) на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения;

работниками перевозчика, на которых в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), -- если пассажир проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа;

в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Каждый пассажир имеет право бесплатно перевозить с собой на один проездной документ (билет), кроме мелких вещей, ручную кладь весом не более 36 кг (для вагонов с двухместными купе (СВ) -- 50 кг), размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна быть размещена в специально отведенных для этого местах таким образом, чтобы она не мешала другим пассажирам.

Порядок перевозки вещей (предметов) ручной клади, превышающих указанный вес или габариты, определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

Обеспечение целостности и сохранности ручной клади, перевозимой пассажиром, является обязанностью пассажира.

Не принимаются к перевозке в качестве ручной клади, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вещи (предметы), которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества. Огнестрельное оружие при перевозке в качестве ручной клади должно находиться в чехле, кобуре или специальном футляре в разряженном состоянии отдельно от патронов.

Каждый пассажир имеет право за плату перевозить в поезде мелких домашних животных, собак и птиц.

Порядок перевозки мелких домашних животных, собак и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

Пассажиру предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.

Хранение ручной клади в камерах хранения, расположенных на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каждая вещь (предмет), сдаваемая на хранение в качестве ручной клади, независимо от того, скреплена она с другой вещью (предметом) или нет, считается как одно место. Вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 кг. Ручная кладь должна иметь приспособление, позволяющее ее переносить Петрова Ю.А. Сборник транспортных договоров с комментариями [Текст] - М., Юнити. 2008. - С. 104..

Срок хранения ручной клади устанавливается Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

Запрещается сдавать на хранение в качестве ручной клади животных и птиц, огнестрельное оружие, взрывчатые, наркотические, психотропные, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие и зловонные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажиров.

Финансовые документы, деньги и другие ценности принимаются на хранение в качестве ручной клади только при наличии на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале специализированной камеры хранения.

За естественную порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов ответственность несет сдавшее их лицо.

Скоропортящиеся продукты, сданные на хранение и не востребованные в сроки, предусмотренные правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, подлежат уничтожению, о чем составляется акт.

Ручная кладь, не востребованная по истечении 30 дней с даты прекращения внесения платы за ее хранение, подлежит реализации в порядке, установленном ст. 35, 48 и 49 УЖДТ РФ в отношении грузов.

2.2 Перевозка багажа, грузобагажа

Согласно ст. 86 УЖДТ РФ и п. 42-58 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа каждый пассажир имеет право при предъявлении проездного документа (билета) сдать за плату для перевозки багаж, а перевозчик обязан принять его и отправить ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа, грузобагажа.

Отправитель имеет право сдать за плату для перевозки грузобагаж, а перевозчик обязан принять его и отправить поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон для перевозки багажа, грузобагажа. Перевозчик вправе отказать в приеме к перевозке грузобагажа, если после погрузки багажа в вагоне не остается места для погрузки грузобагажа.

Пассажир может предъявить для перевозки багаж, а отправитель -- грузобагаж с объявленной ценностью. За объявление ценности багажа, грузобагажа взимается сбор, размер которого устанавливается в тарифном руководстве. Сумма объявленной ценности указывается в багажной, грузобагажной квитанции.

Если у перевозчика возникли сомнения в правильности оценки пассажиром, отправителем их багажа, грузобагажа, он имеет право потребовать вскрытия пассажиром, отправителем багажа, грузобагажа для проверки. В случае отказа пассажира, отправителя вскрыть багаж, грузобагаж для проверки или несогласия с суммой оценки, предложенной перевозчиком, багаж, грузобагаж к перевозке с объявленной ценностью не принимаются.

Стоимость багажа или грузобагажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре -- исходя из иены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, или по данным экспертной оценки.

Продовольственные и скоропортящиеся грузы перевозятся в качестве багажа, грузобагажа без объявления ценности и под ответственность отправителя в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

Багаж, грузобагаж принимаются к перевозке без вскрытия упаковки, кроме случаев, предусмотренных п. 43 Правил. В случае если багаж, грузобагаж предъявлены к перевозке в неисправной упаковке, перевозчик вправе отказать в приеме к перевозке.

Багаж перевозится от и до железнодорожных станций, производящих операции по приему и выдаче багажа, но не далее железнодорожной станции назначения пассажира согласно проездному документу (билету).

Грузобагаж принимается к перевозке по письменному заявлению отправителя без предъявления проездного документа (билета) от и до железнодорожных станций, открытых для приема и выдачи багажа Горюнов А.В. К вопросу о форме договора железнодорожной перевозки груза [Текст] // Гражданское право. - 2006. - № 3. - С. 28..

Багаж, грузобагаж могут приниматься к перевозке предварительно, при этом за их хранение взимается плата. Срок предварительного хранения багажа, грузобагажа устанавливается Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

Дата отправления багажа, грузобагажа указывается перевозчиком в перевозочных документах при заключении договора перевозки.

Пассажир, отправитель обязаны проверить правильность указанных в перевозочных документах наименований железнодорожных станций отправления и назначения, фамилии, имени и отчества отправителя, получателя, их адресов и других реквизитов перевозки (дата отправления, номер поезда, количество мест) и другой информации.

В случае указания в перевозочном документе неправильных, неточных (неполных) сведений по вине пассажира, отправителя выдача или переоформление доставки багажа, грузобагажа производится после внесения пассажиром, отправителем (получателем) причитающихся в связи с этим перевозчику платежей Мишина Н.В. Место железнодорожного права в системе российского права [Текст] // Юридический мир. - 2008. - № 6. - С. 22..

Запрещается перевозить в качестве багажа, грузобагажа финансовые документы, деньги и другие ценности, а также бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и т.п.), упакованные пассажиром или отправителем среди других предметов багажа, грузобагажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также другие предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа, грузобагажа, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику.

Срок доставки багажа, грузобагажа определяется временем следования поезда, которым отправлен багаж, грузобагаж до железнодорожной станции назначения. Если багаж подлежит перегрузке в пути следования, срок его доставки определяется временем следования по данному пути следования поездов, в состав которых включены вагоны, предназначенные для перевозки багажа, с прибавлением одних суток на каждую перегрузку багажа. Перегрузка багажа с одной железнодорожной станции на другую железнодорожную станцию с использованием автомобильного транспорта осуществляется по соглашению между пассажиром и перевозчиком за дополнительную плату. При такой перегрузке багажа срок его доставки исчисляется с прибавлением двух суток на перегрузку Нефедова О.Ю. Особенности применения судами статьи 33 устава железнодорожного транспорта Российской Федерации [Текст] // Арбитражные споры. - 2008. - № 3. - С. 25..

Перегрузка грузобагажа в пути следования и его переадресовка не допускаются.

Дата прибытия багажа, грузобагажа проставляется перевозчиком в перевозочных документах на железнодорожной станции назначения.

Перевозчик уведомляет пассажира в порядке, установленном Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, о прибытии в его адрес багажа, доставленного с перегрузкой в пути следования, или получателя о прибытии в его адрес грузобагажа.

Выдача багажа, грузобагажа производится в часы работы подразделения перевозчика, осуществляющего прием и выдачу багажа, грузобагажа, на железнодорожной станции и железнодорожном вокзале.

Багаж выдается на железнодорожной станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездного документа (билета), оформленного на весь маршрут следования, под подпись в багажной квитанции.

Прибывший на станцию назначения грузобагаж выдается получателю или другому лицу, действующему на основании доверенности, оформленной в установленном порядке, при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, под подпись на обороте дорожной грузобагажной ведомости с указанием номера паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и места жительства Ткаченко Е.В. О месте договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в системе обязательств гражданского права [Текст] // Транспортное право. - 2007. - № 3. - С. 26..

При получении грузобагажа предъявлять грузобагажную квитанцию не требуется.

На железнодорожной станции назначения прибывшие багаж, грузобагаж хранятся бесплатно 24 часа без учета дня прибытия. За хранение багажа, грузобагажа сверх указанного срока взимается плата.

Багаж, грузобагаж считаются утраченными и их стоимость подлежит возмещению, если они не прибудут на железнодорожную станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа, грузобагажа. В случае если багаж, грузобагаж прибыли по истечении указанного срока, пассажир, получатель может получить багаж, грузобагаж, возвратив при этом перевозчику сумму, ранее выплаченную ему за утрату багажа, грузобагажа в порядке, предусмотренном УЖДТ РФ.

В случае отказа в письменной форме от получения багажа, грузобагажа или непредставления пассажиром, получателем решения о судьбе багажа, грузобагажа в течение четырех суток после уведомления пассажира, получателя в письменной форме о прибытии багажа, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения перевозчик, если иное не предусмотрено договором перевозки багажа, грузобагажа, вправе реализовать багаж, грузобагаж в порядке, установленном ст. 35, 48 и 49 УЖДТ РФ.

Так суд рассмотрел, заявление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области от 24.08.2007 № ЮР-ЖД (далее ФСГС "Самарастат") к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании задолженности в сумме 3360 рублей.

Заявитель (истец) считает, что постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене, так как не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, определены статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы заявителя, а также содержание оспариваемых судебных актов, Судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных указанной статьей Кодекса для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В силу статьи 89 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик уведомляет получателя о прибытии в его адрес грузобагажа в порядке, определенном Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте.

Пунктом 128 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 № 30 об утверждении указанных Правил перевозок предусмотрено уведомление о прибытии грузобагажа по истечении суток, не считая прибытия, лишь получателя - физического лица. Уведомление получателей - юридических лиц упомянутыми Правилами перевозок не предусмотрено.

Принимая судебный акт об отказе в иске, суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно пункту 128 названных Правил информирование получателя грузобагажа, отправленного юридическим лицом, о времени явки за его получением не является обязанностью железной дороги.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции, указав, что плата за хранение грузобагажа сверх установленного статьей 132 Правил срока является законной, а предъявленные ФСГС "Самарастат" исковые требования неправомерными Определения ВАС РФ № 11691/07 от 19.09.2007 г. // Вестник ВАС РФ. - 2008. - № 2. - С. 57..

Багаж, доставленный без перегрузки в пути следования и не востребованный в течение 30 дней с латы его прибытия, багаж, доставленный с перегрузкой в пути следования, и грузобагаж, не востребованный в течение 30 дней с момента уведомления (в письменной форме) получателей о его прибытии, подлежат реализации в порядке, предусмотренном ст. 35, 48 и 49 УЖДТ РФ в отношении грузов.

Скоропортящиеся продукты, не востребованные в сроки, предусмотренные Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, подлежат уничтожению перевозчиком.

2.3 Порядок оказания услуг по перевозкам грузов

В соответствии с п. 59-67 указанных выше Правил любое физическое лицо (грузоотправитель) вправе перевозить груз в вагонах и контейнерах, принадлежащих перевозчику или иным юридическим и физическим лицам.

Для осуществления перевозки груза грузоотправитель представляет перевозчику на железнодорожной станции отправления надлежащим образом оформленную (в необходимом количестве экземпляров) заявку на перевозку груза (далее -- заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов Коваль А.В. Правовое регулирование договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом [Текст] // Вестник Арбитражного суда города Москвы. - 2008. - № 4. - С. 26..

Форма заявки, порядок ее оформления и представления устанавливаются правилами перевозок грузов. Заявка представляется не менее чем за 10 дней до начала перевозки груза в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозки груза в прямом международном сообщении, непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также, если пунктами назначения указаны порты.

Перевозчик обязан рассмотреть заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить ее для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки Ткаченко Е.В., Клеандров М.И. Порядок исполнения договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования [Текст] // Транспортное право. - 2006. - № 3. - С. 26..

Перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случаях, установленных ст. 11 УЖДТ РФ. Заявка в случае отказа в ее согласовании возвращается перевозчиком грузоотправителю с обоснованием причин отказа. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке.

При предъявлении для перевозки груза грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с Правилами перевозок грузов накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации документы.

При предъявлении для перевозки груза грузоотправитель должен указать в накладной его массу, а при предъявлении тарных и штучных грузов -- также число грузовых мест.

Перевозчик, грузоотправитель или грузополучатель должны обеспечить в установленном порядке сохранность перевозочных и других документов, предусмотренных правилами перевозок грузов и иными нормативными правовыми актами.

Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема груза для перевозки, если иное не предусмотрено УЖДТ РФ или соглашением сторон.

Окончательные расчеты за перевозку груза, в том числе за связанные с ней дополнительные работы (услуги), производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи груза Ставцев В.Г. Особенности первоначального этапа раскрытия и расследования хищений грузов, перевозимых железнодорожным транспортом [Текст] // Российский следователь. - 2008. - № 9. - С. 26..

До внесения на железнодорожной станции назначения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю, находятся на его ответственном простое, и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.

Груз, в том числе состоящий из нескольких разнородных предметов, сдается к перевозке под общим наименованием «груз для личных нужд» с указанием в накладной наименования каждого предмета, составляющего данную отправку.

Перевозка груза с объявлением его ценности осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов. За перевозку груза с объявленной ценностью взимается сбор, ставки которого устанавливаются в тарифном руководстве. При предъявлении к перевозке такого груза отправитель вместе с накладной представляет перевозчику опись на перевозку груза с объявленной ценностью, составленную в трех экземплярах. При предъявлении к перевозке по одной накладной грузов различной ценности их отличительные признаки, число мест и ценность указываются в описи отдельной строкой.

По заявлению (в письменной форме) грузоотправителя или грузополучателя перевозчик может переадресовывать перевозимый груз с изменением грузополучателя и (или) станции назначения.

Заявление может быть подано перевозчику как на железнодорожной станции первоначального назначения, так и на железнодорожной станции отправления. К заявлению прилагается подлинная квитанция о приеме груза.

Расходы перевозчика, возникающие в связи с переадресовкой груза, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе которого осуществляется переадресовка.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе не позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза. Такое уведомление осуществляется в письменном виде или по телефону, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон.

В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии груза, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и платы за хранение груза до получения уведомления о его прибытии Егиазаров В.А. Транспортное законодательство государств - участников СНГ [Текст] - М., Норма. 2008. - С.78..

После прибытия груза на железнодорожную станцию назначения и уведомления перевозчиком грузополучателя о прибытии груза в его адрес ответственность за расчеты, связанные с перевозкой, возлагается на грузополучателя.

По прибытии груза на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать груз и накладную грузополучателю в порядке, предусмотренном УЖДТ РФ.

Перевозчик обязан доставить груз по назначению и в установленный срок.

Прибывший в вагонах, контейнерах груз, подлежащий выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранится на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов.

Срок бесплатного хранения исчисляется с 24 часов дня обеспеченной перевозчиком выгрузки груза из вагонов, контейнеров или с 24 часов дня подачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузом к оговоренному сторонами месту для выгрузки груза грузополучателем.

2.4 Обязательное и добровольное страхование пассажиров и порядок выплаты страховой суммы

В России с 2001 г. началась структурная реформа железнодорожного транспорта, проводимая в три этапа.

На первом этапе (2001 - 2002 гг.) на железнодорожном транспорте проведено разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления.

Второй этап реформирования железнодорожного транспорта (2003 - 2005 гг.) будет включать в себя реорганизацию ОАО "РЖД" путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте.

На третьем этапе (2006 - 2010 гг.) предполагается продолжить привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО "РЖД" и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.

Все предпринимаемые меры своевременны и необходимы, т.к. железнодорожный транспорт был и остается основным видом транспорта в России. Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в 2003 году составили 39,9% пассажирских перевозок иных видов транспорта, что превышает воздушные, морские, речные и автомобильные перевозки.

Однако активный процесс обновления правовых основ организации и деятельности железнодорожного транспорта не затронул вопросы обязательного страхования пассажиров.

Железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, поэтому при перевозках возможна смерть или причинение вреда здоровью пассажиров, работников поездной бригады, третьих лиц в результате несчастного случая в пути; возможна гибель, повреждение или несохранность груза. В связи с этим в зависимости от важности интересов, находящихся в сфере риска, различают обязательное и добровольное страхование (ст. 3 Закона "Об организации страхового дела в РФ" Об организации страхового дела в Российской Федерации [Текст]: [Закон РФ № 4015-1, принят 27.11.1992 г., по состоянию на 29.11.2007] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 56.). Если в сфере риска оказываются интересы государства (жизнь, здоровье депутатов, судей и т.д.), всего населения (медицинское страхование) или его значительной части (пассажиры, работающее население), вводится обязательное страхование, предусматривающее, как правило, минимум защиты Михеева Н.В. Транспортные компании как участники грузовой перевозки на железнодорожном транспорте [Текст] // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 19..

В связи с этим различается обязательное страхование от несчастных случаев пассажиров дальнего следования на железнодорожном транспорте; обязательное страхование работников поездных бригад, железнодорожников, ведомственной охраны и др.

Обязательное страхование вводится без согласия страхователя в силу предписания Закона. Поэтому критериями обязательного страхования называют его всеобщность, автоматичность и др. Степень свободы сторон в договорах обязательного страхования существенно ограничена.

Инициатором обязательного страхования является государство, которое в соответствующих законах предписывает обязанность организаций и граждан страховать определенные имущественные интересы. При этом согласия страхователей не требуется.

В советское время необходимости в страховании не было, так как ущерб, причиненный имуществу государственных предприятий, колхозов, а также жизни и здоровью работников возмещался за счет государственного бюджета. Сегодня, помимо социального страхования граждан, осуществляемого через государственные фонды, к основным видам обязательного страхования относится страхование жизни и здоровья депутатов, военнослужащих, работников силовых ведомств, прокуратуры, суда, охранников, пассажиров и др.

Задачей обязательного страхования является гарантированное финансирование опасных рисков за счет специальных фондов. Хуже всех из перечисленных групп застрахованных лиц защищены пассажиры.

В соответствии с Указом Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" от 6 апреля 1994 г. № 667 Правительству РФ поручено разработать проект закона об обязательном страховании.

В настоящее время число правовых актов, в которых упоминается обязанность заключать договоры страхования, превышает 60. Нормы обязательного страхования содержатся как в законах, так и в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Многие из этих норм не соответствуют Гражданскому кодексу РФ: в них наблюдаются терминологические несоответствия, не перечислены даже наиболее существенные условия договора страхования; резко отличается объем льгот для разных категорий застрахованных О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 384, от 18.05.2001 г., по состоянию на 20.12.2004] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст.2366..

Эксперты считают, что механизм действия законодательных норм по обязательному страхованию недостаточно отработан, что вызывает трудности по их реальному применению, некоторые из них не просто декларированы, а приобрели статус "мертвых" норм Лазарева Л.И. Страхование пассажиров железнодорожного транспорта [Текст] // Транспортное право. - 2005. - № 1. - С. 26..

Рассмотрим некоторые виды обязательного страхования, действующие на железнодорожном транспорте.

1. Обязательное страхование пассажиров введено Указом Президента РФ "О государственном обязательном страховании пассажиров" № 750 от 7 июля 1992 г. Об обязательном личном страховании пассажиров [Текст]: [Указ Президента РФ № 750, от 07.07.1992 г., по состоянию на 22.07.1998] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 2. - Ст. 35., а также Указом Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" № 667 от 6 апреля 1994 г Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования [Текст]: [Указ Президента РФ № 667, от 06.04.1994 г.] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - № 15. - Ст.1174..

На железнодорожном транспорте обязательное страхование распространяется лишь на пассажиров дальнего следования. Объектом страхования являются имущественные интересы пассажиров, связанные с их жизнью и здоровьем. Страховщиком может быть любая страховая организация, имеющая лицензию на данный вид страхования Игбаева Г.Р. Страховое законодательство в России: понятие, источники [Текст] // История государства и права. - 2007. - № 18. - С. 26..

Страхователем является перевозчик, который заключает со страховщиком договор. В обязательном страховании страхователь не вправе самостоятельно выбирать страховую организацию, размеры страховой суммы, страховых платежей, страховых выплат и др.

Страховая сумма на одного пассажира составляет 120 МРОТ, установленного на дату приобретения билета. Страховая премия включается в стоимость билета, взимается с пассажира при его продаже и составляет 2 руб. 30 коп. Тарифы утверждаются органом страхового надзора и согласуются с Министерством транспорта и связи. Основную часть тарифа составляют отчисления в фонд предупредительных мероприятий, средства которого направляются на цели безопасности железнодорожных перевозок, что составляет 82% от собираемой страховой премии в обязательном страховании пассажиров. Если пассажир следует по бесплатному билету (железнодорожники, дети до 7 лет), то страховая премия страховщику не поступает.

Пассажирами считаются граждане, имеющие билет или проездные документы, дающие право на бесплатный проезд. В пользу пассажиров страхователем заключается договор со страховщиком, то есть пассажиры имеют статус застрахованных лиц в договоре страхования. Парадокс состоит в том, что на пассажиров (застрахованных лиц), являющихся третьими лицами в договоре страхования, возложена обязанность по уплате страховых премий. Таким образом, страхователь (перевозчик) перенес свою обязанность на самих пассажиров Долинская В.В.Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификации [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 9. - С. 26..

Срок страхования исчисляется с момента объявления посадки в поезд и до момента оставления вокзала (станции), но не более чем в течение одного часа после прибытия поезда. Транзитные пассажиры считаются застрахованными на территории вокзала (станции) на весь период ожидания посадки в поезд.

Страхование транзитных пассажиров автоматически прекращается в случае оставления ими территории вокзала (станции) и возобновляется при возвращении обратно.

Договор страхования заключается в устной форме, когда пассажир делает заявление о намерении совершить поездку поездом. Заключение договора подтверждается приобретением билета. Договор прекращается при отказе пассажира от поездки, страховая премия возвращается.

Страховыми случаями признаются травма и смерть пассажиров в результате несчастного случая на железнодорожном транспорте. Чаще всего это травмы, связанные с падением вещей с верхних полок на пассажиров, ожоги горячим чаем, учитываются отравления, простуда и др.

Не являются страховыми случаями события, связанные с совершением пассажиром умышленного преступления; нахождением в состоянии опьянения и действиями, связанными с этим фактором; самоубийством, за исключением случаев, когда пассажир был доведен до такого состояния противоправными действиями третьих лиц; умышленным причинением пассажиром себе телесных повреждений; нарушением инструкций, определяющих порядок пользования железнодорожным транспортом.

При этом не считается страховым случаем естественная смерть пассажира, в том числе от обострения хронических заболеваний в пути.

Страховая выплата в случае смерти пассажира составляет 120 МРОТ, при повреждении здоровья - часть страховой суммы (от 120 МРОТ), соответствующая степени тяжести полученной травмы. При наступлении страхового случая страхователь (перевозчик) обязан составить страховой акт и вручить его пассажиру либо переслать в страховую организацию в случае смерти пассажира Терешко Ю. Воздушное страхование [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 44. - С. 6..

Обязательное страхование пассажиров гарантирует минимум защиты от опасностей, угрожающих им в пути.

Добровольное страхование позволяет защитить пассажиров от дополнительных рисков, увеличить сумму страхового покрытия и период ответственности страховщика.

В соответствии с правилами добровольного страхования пассажиров железнодорожного транспорта от несчастных случаев страховая сумма устанавливается по соглашению сторон, страховыми случаями являются: несчастный случай с пассажиром, повлекший за собой повреждение здоровья или смерть; обращение в медицинское учреждение, начиная с первого дня, повлекшее расходы за оказанное лечение; покупка лекарственных средств, перевязочных материалов, реабилитационно-восстановительное лечение; преждевременные роды, выкидыш вследствие травмы при несчастном случае; транспортировка пассажира в лечебное учреждение или к постоянному месту жительства; репатриация тела погибшего пассажира к месту постоянного жительства (без расходов на погребение) Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры [Текст] - М., Омега-Л. 2008. - С. 61..

При наступлении несчастного случая пассажиру выплачивается 0,3% страховой суммы за каждый день непрерывного лечения начиная с первого дня. За травмы лица, шеи выплачивается 0,5% за каждый день лечения независимо от его срока.

При наступлении инвалидности вследствие страхового случая страховщик выплачивает по инвалидности 3-й группы - 100% страховой суммы; 2-й группы - 7,0% и 1-й группы - 35% страховой суммы.

В случае смерти пассажира от несчастного случая его выгодоприобретателю выплачивается полная страховая сумма.

Размер страховой премии зависит от страховой суммы, договор страхования вступает в силу с момента ее уплаты страховщику. Договор заключается в письменной форме.

Поскольку железная дорога и ее транспорт являются источником повышенной опасности, перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира. Поэтому пассажиры поездов дальнего следования подлежат обязательному личному страхованию (ст. 31 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» О железнодорожном транспорте в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 17-ФЗ, принят 10.01.2003 г., по состоянию на 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 169.). Страхование жизни и здоровья на железнодорожном транспорте подразделяется на обязательное личное страхование и добровольное личное страхование.

Обязательное личное страхование пассажиров. Обязательное личное страхование пассажиров и порядок выплаты страховой суммы регулируется Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. «Об обязательном личном страховании пассажиров» Об обязательном личном страховании пассажиров [Текст]: [Указ Президента РФ № 750, от 07.07.1992 г., по состоянию на 22.07.1998] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 2. - Ст. 35., приказом Минфина России от 16 января 1998 г № 2н «О размере страхового тарифа по обязательному льготному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутриводного и автомобильного транспорта» О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта [Текст]: [Приказ Минфина РФ № 2н, от 16.01.1998 г.] // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 1998. - № 3. - С. 45.. Сумма страхового взноса включается в стоимость проездных документов (билетов) и взимается с пассажиров при их продаже. Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров, следующих в международном и в пригородном сообщениях. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров установлена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа (билета) минимальных размеров оплаты труда. Договор страхования носит дополнительный по отношению к договору перевозки пассажира характер и прекращается при прекращении договора перевозки.

Пассажир считается застрахованным от несчастного случая в пути с момента объявления посадки в поезд на всем пути его следования, в том числе на остановках поезда и в пунктах пересадки транзитных пассажиров. Однако, если пассажир, следующий в беспересадочном сообщении, прервал свою поездку и сделал остановку в пути или транзитный пассажир покинул помещение вокзала (территорию станции пересадки), правоотношения страхования приостанавливаются. В таком случае приостанавливается исполнение и договора перевозки, и договора страхования пассажира, действие которых возобновляется с момента объявления посадки в поезд, в котором пассажир, сделавший остановку в пути, продолжит поездку, или с момента возвращения транзитного пассажира в помещение вокзала (на территорию станции пересадки).

При получении травмы в результате несчастного случая на железнодорожном транспорте пассажиру выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти пассажира страховая сумма выплачивается его наследникам полностью. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты им или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Страховая выплата производится пассажиру или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования. Первый экземпляр акта о несчастном случае вручается пассажиру, его наследнику или представителю.

Согласно ст. 927 Гражданского кодекса РФ пассажир вправе осуществить дополнительно добровольное личное страхование жизни и здоровья от несчастных случаев, а также страхование багажа и грузобагажа, заключив договор со страховой организацией.

В соответствии со ст. 927, 426 Гражданского кодекса РФ пассажир имеет право дополнительно заключать со страховщиком договор добровольного личного страхования в случае причинения вреда его жизни или здоровью. Порядок заключения такого договора следующий: пассажир в ходе приобретения билета в кассах железнодорожного транспорта вносит в кассу стоимость билета, а также дополнительно вносит в кассу страховой взнос. После этого ему выдают билет на проезд в пассажирском (скором) поезде и страховой полис. В случае наступления несчастного случая пассажир предъявляет страховой полис и ему выплачивается не только сумма по обязательному страхованию, но и по добровольному страхованию.

1. Обязательное страхование пассажиров в действующей форме вызывает много нареканий. Во-первых, отчисление более 80% страхового тарифа на финансирование расходов перевозчика (страхователя) делает обязательное страхование пассажиров более похожим на дополнительное налогообложение населения. Сравним, в добровольном страховании пассажиров железнодорожного транспорта отчисления составляют всего 12% от всей собираемой страховой премии.

2. Обязательное страхование осуществляется за счет бюджета, за исключением страхования пассажиров.

В связи с этим отдельные страховщики используют гарантированные источники поступления страховых премий из бюджета в корыстных целях. Часть средств уходит в коммерческие страховые организации, учредителями которых являются сами страхователи - соответствующие министерства (например, Минтранс).

В связи с этим в последнее время обсуждается вопрос о создании в целях обеспечения обязательного личного страхования государственной страховой организации в форме государственного унитарного предприятия.

3. Концепция развития страхования в РФ содержит положение о замене действующего обязательного страхования пассажиров страхованием гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Однако в этом случае опять проиграет пассажир. В настоящее время пассажиру или выгодоприобретателю страховые выплаты производятся без учета причины наступления несчастного случая, включая неосторожность, негрубую вину в его действиях. В правилах страхования предусмотрены случаи отказов - нетрезвое состояние пассажира и действия, связанные с этим фактором, и т.д. (закрытый перечень).

При введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром перечень страховых событий, влекущих обязанность страховщика произвести страховую выплату, будет значительно сокращен.

Представляется, надо идти по пути унификации условий обязательного страхования для большинства категорий граждан в будущем законе.

Заключение

Переход государства к рыночной экономике и условия реформирования социально - экономических отношений в обществе поставили перед федеральным железнодорожным транспортом новые более сложные задачи в области коренного улучшения деятельности и повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных подъездных путей и собственного железнодорожного состава, совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта.

1. Предлагаем новую редакцию легального определения договора перевозки пассажира (п.1ст.786 ГК РФ) следует сформулировать и излагать с учетом расширенного понимания его предмета. Оно может быть сформулировано следующим образом: «По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется своевременно перевезти пассажира в пункт назначения, а, в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, обеспечив пассажиру необходимое качество проезда, а другая сторона (пассажир или лицо, обеспечивающее перевозку) обязуется уплатить установленную плату за проезд».

2. Необходимо в п.1 ст. 786 ГК РФ закрепить следующее понятие пассажира: «Пассажиром является физическое лицо, имеющее право на проезд в соответствующем транспортном средстве на основании договора перевозки».

3. Следует уточнить определение перевозчика, закрепленное в ст.2 УЖТ РФ и ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации, изложив его в следующей редакции:

«Перевозчик -- это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или ином праве железнодорожным подвижным составом, имеющие лицензии на осуществление подлежащих лицензированию видов деятельности при перевозке пассажиров, грузов, багажа или грузобагажа, оформленные до заключения договора перевозки договоры об оказании услуг по использованию инфраструктур железнодорожного транспорта, согласовавшие такую перевозку со все участвующими в осуществлении перевозки грузов владельцами инфраструктур, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный ему отправителем груз, багаж или грузобагажа из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагажа получателю».

4. Существует необходимость принятия федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения в Российской Федерации", в котором следует установить принципы организации транспортного обслуживания населения в субъектах Российской Федерации, в том числе решить вопросы компетенции субъектов Российской Федерации в части организации муниципальных, межмуниципальных, межсубъектных перевозок, определить полномочия по регулированию рынка перевозчиков, пределы самостоятельности субъектов Российской Федерации в тарифной политике, предусмотреть механизмы организации федеральной поддержки дотационным субъектам.

5. Возникает вопрос о правомерности ограничения ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира. Ведь Закон РФ "О защите прав потребителей" содержит норму, согласно которой убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной законом или договором. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» имеется разъяснение, в соответствии с которым в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК, регулируются и специальными законами Российской Федерации, то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон РФ "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК и специальному закону. Следовательно, соответствующая норма законодательства о защите прав потребителей о возмещении пассажиру убытков в полном размере в случае нарушения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, не подлежит применению.

6. Другая проблема, связанная с применением к отношениям по договору перевозки пассажира законодательства о защите прав потребителей, состоит в определении возможности компенсации пассажиру морального вреда, причиненного ему в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки пассажира. В примерном перечне случаев, когда возможность компенсации морального вреда не вызывает сомнений, не нашлось места нарушениям договорных обязательств. Очевидно, что могут быть ситуации, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, причиняет гражданину физические и нравственные страдания, которые могут быть компенсированы путем возмещения морального вреда (например, когда задержка прибытия в пункт назначения привела к опозданию пассажира на похороны близкого родственника). Абз.3 статьи 110 УЖТ РФ следует изложить в следующей редакции: «Пассажир также вправе потребовать возмещения иных причиненных ему убытков, а также компенсации морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 24.07.2008] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.01.1996 г., по состоянию на 14.07.2008] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г., по состоянию на 30.06.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 138-ФЗ, принят 14.11.2002 г., по состоянию на 22.11.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 95-ФЗ, принят 24.07.2002 г., по состоянию на 03.12.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

7. Воздушный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 60-ФЗ, принят 19.03.1997 г., по состоянию на 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.

8. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 24-ФЗ, принят 07.03.2001 г., по состоянию на 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 11. - Ст. 1001.

9. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [Текст]: [Федеральный закон № 259-ФЗ, принят 08.11.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 46. - Ст. 5555.

10. О транспортной безопасности [Текст]: [Федеральный закон № 16-ФЗ, принят 09.02.2007 г., по состоянию на 23.07.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 837.

11. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 18-ФЗ, принят 10.01.2003 г., по состоянию на 23.07.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 170.

12. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 17-ФЗ, принят 10.01.2003 г., по состоянию на 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 169.

13. Об организации страхового дела в Российской Федерации [Текст]: [Закон РФ № 4015-1, принят 27.11.1992 г., по состоянию на 29.11.2007] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 56.

14. Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования [Текст]: [Указ Президента РФ № 667, от 06.04.1994 г.] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - № 15. - Ст.1174.

15. Об обязательном личном страховании пассажиров [Текст]: [Указ Президента РФ № 750, от 07.07.1992 г., по состоянию на 22.07.1998] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 2. - Ст. 35.

16. Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 111, от 02.03.2005 г., по состоянию на 21.02.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 10. - Ст. 851.

17. Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 72, от 06.02.2003 г., по состоянию на 18.01.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 7. - Ст. 646.

18. О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 384, от 18.05.2001 г., по состоянию на 20.12.2004] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2366.

19. Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте [Текст]: [Приказ МПС РФ № 30, от 26.07.2002 г., по состоянию на 28.03.2007] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2002. - № 40. - С. 45.

20. О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта [Текст]: [Приказ Минфина РФ № 2н, от 16.01.1998 г.] // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 1998. - № 3. - С. 45.

Научная и учебная литература

1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. [Текст] - М. Статут. 2006. - 796 с.

2. Астахова Е.Н. К вопросу о соотношении договора об организации перевозок грузов и договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств на железнодорожном транспорте [Текст] // Транспортное право. - 2006. - № 2. - С. 26.

3. Батяев А.А., Внукова И.Б. Комментарий к Федеральному закону от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (постатейный) [Текст] - М., Юрайт. 2008. - 216 с.

4. Бобылев А.И. Правотворчество субъектов права в сфере железнодорожного транспорта [Текст] // Актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере железнодорожного транспорта. - М., Статут. 2001. - 478 с.

5. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: учебное пособие [Текст] - М., Научная книга. 2007. - 624 с.

6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта [Текст] - М., Статут. 2006. - 812 с.

7. Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры [Текст] - М., Омега-Л. 2008. - 478 с.

8. Вербловский Г. Положение о Совете по железнодорожным делам и Общий устав Российских железных дорог с объяснениями. [Текст] - М., Статут. 2006. - 576 с.

9. Горюнов А.В. К вопросу о форме договора железнодорожной перевозки груза [Текст] // Гражданское право. - 2006. - № 3. - С. 28.

10. Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры [Текст] - М., Омега-Л. 2007. - 568 с.

11. Гусаков А.Г. Железнодорожное право по законодательству СССР. [Текст] - М., Юридическая литература. 1975. - 408 с.

12. Долинская В.В.Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификации [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 9. - С. 26.

13. Егиазаров В.А. Транспортное законодательство государств - участников СНГ [Текст] - М., Норма. 2008. - 576 с.

14. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник [Текст] - М., ЗАО Юстицинформ. 2008. - 612 с.

15. Ермолаев В.Г., Сиваков О.В., Маковский Ю.Б. Транспортное право. Морское право. Железнодорожное право. Внутреннее водное (речное) право. [Текст] - М., Былина. 2008. - 780 с.

16. Жуков В.Н. Транспортное право как проблема теоретико-правовой науки [Текст] // Теоретические проблемы формирования транспортного права: Сб. научн. ст. Вып. 8 / Под ред. Бобылева А.И., Духно Н.А. - М., Юридический институт МИИТа. 2007. - 672 с.

17. Игбаева Г.Р. Страховое законодательство в России: понятие, источники [Текст] // История государства и права. - 2007. - № 18. - С. 26.

18. Коваль А.В. Правовое регулирование договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом [Текст] // Вестник Арбитражного суда города Москвы. - 2008. - № 4. - С. 26.

19. Копьев А.В. О свободе гражданско-правовых договоров в сфере предпринимательства [Текст] // Налоги (газета). - 2008. - № 19. - С. 26.

20. Курноскина О.Г. Договоры на транспорте: образцы, рекомендации, комментарии [Текст] - М., Альфа-Пресс. 2008. - 516 с.

21. Лазарева Л.И. Страхование пассажиров железнодорожного транспорта [Текст] // Транспортное право. - 2005. - № 1. - С. 26.

22. Макарец С.В. Актуальные проблемы совершенствования правопорядка на транспорте: Опыт, проблемы, предложения [Текст] // Сб. науч. статей по материалам IV Всеросс. научн.-практ. конф. Вып. 11. - М., Юридический институт МИИТа. 2007. - 506 с.

23. Матузов Н.И., Малько А.В. Тория государства и права: Учебник. [Текст] - Саратов., Юрист. 2004. - 814 с.

24. Михеева Н.В. Транспортные компании как участники грузовой перевозки на железнодорожном транспорте [Текст] // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 19.

25. Мишина Н.В. Место железнодорожного права в системе российского права [Текст] // Юридический мир. - 2008. - № 6. - С. 22.

26. Мишина Н.В. О целесообразности систематизации законодательства в области железнодорожного транспорта [Текст] // Право и политика. - 2007. - № 6. - С. 130-133.

27. Нарозников Н.К. Услуги и работы в сфере перевозок железнодорожным транспортом [Текст] // Транспортное право. - 2005. - № 1. - С. 25.

28. Нефедова О.Ю. Особенности применения судами статьи 33 устава железнодорожного транспорта Российской Федерации [Текст] // Арбитражные споры. - 2008. - № 3. - С. 25.

29. Никифорова Е.И. Новые правила оказания транспортных услуг: постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ [Текст] - М., ГроссМедиа. 2008. - 378 с.

30. Никульникова О.В., Внукова И.Б. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (постатейный) [Текст] - М., Инфра-М. 2008. - 276 с.

31. Общая теория права и государства [Текст] / Под ред. Лазарева В.В. - М., Юрист. 2008. - 902 с.

32. Основные вопросы железнодорожного права: Сб. статей [Текст] / Под ред. Рудковского В.И., Рыбальского-Бутевича И.В. - М., Статут. 2000. - 560 с.

33. Петрова Ю.А. Сборник транспортных договоров с комментариями [Текст] - М., Юнити. 2008. - 378 с.

34. Санникова Л.В. О правовой природе транспортных обязательств [Текст] // Юрист. - 2007. - № 5. - С. 23.

35. Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 2. - С. 27.

36. Сирик Н.В. Гражданско-правовое регулирование перевозки как составной части туристского продукта [Текст] // Современное право. - 2007. - № 4. - С. 31.

37. Ставцев В.Г. Особенности первоначального этапа раскрытия и расследования хищений грузов, перевозимых железнодорожным транспортом [Текст] // Российский следователь. - 2008. - № 9. - С. 26.

38. Стрельникова И.А. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: достоинства и недостатки правового регулирования [Текст] // Современное право. - 2008. - № 9. - С. 27.

39. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов [Текст] / Под ред. Пиголкина А.С. - М., Городец. 2008. - 780 с.

40. Терешко Ю. Воздушное страхование [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 44. - С. 6.

41. Ткаченко Е.В. О месте договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в системе обязательств гражданского права [Текст] // Транспортное право. - 2007. - № 3. - С. 26.

42. Ткаченко Е.В., Клеандров М.И. Порядок исполнения договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования [Текст] // Транспортное право. - 2006. - № 3. - С. 26.

43. Федоров Ю. Закон торможения [Текст] // Сириус. Транспортное обозрение. - 2007. - № 8. - С. 13.

Материалы юридической практики

1. Определение Верховного Суда РФ № 5-В05-44 от 10.08.2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - № 12. - С. 45.

2. Решение Верховного Суда РФ № ГКПИ08-33 от 25.03.2008 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2008. - № 7. - С. 49.

3. Решение Верховного Суда РФ № ГКПИ06-1433 от 21.02.2007 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2008. - № 6. - С. 46.

4. Решение Верховного Суда РФ № ГКПИ2004-875 от 01.07.2004 г. //Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - № 11. - С. 13.

5. Определения ВАС РФ № 11691/07 от 19.09.2007 г. // Вестник ВАС РФ. - 2008. - № 2. - С. 57.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты