p align="left">Основным отличием договора строительного подряда от договоров об оказании услуг является результат выполненных работ, имеющий овеществленную форму. В договорах об оказании услуг деятельность исполнителя и ее результат не имеют овеществленного содержания и неотделимы от его личности, будь то перевозка груза или деятельность поверенного[ См.: Козлова Н.В. Договор возмездного оказания правовых услуг // Законодательство, 2005, №3. С.13.]. С точки зрения законодателя услуги, оказываемые по договору строительного подряда, вполне могут регулироваться правовыми нормами, рассчитанными на регулирование подрядных отношений. По всей видимости, вполне возможен вывод о том, что оказываемые по договору строительного подряда услуги овеществляются именно в его результате, в выполненных строительно-монтажных и других работах, иначе просто невозможна передача полученных от оказания услуг результатов от подрядчика к заказчику. Следовательно, вывод об отсутствии овеществленного результата оказания услуг верен не для всех случаев.
Близость строительного подряда и поставки предопределена тем, «что в момент заключения договора вещи, которая должна быть передана кредитору, как правило, еще нет в наличии, ее только предстоит изготовить»[ Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М., 2006. С.359.]. Также различие между этими двумя обязательствами состоит в направленности обязательства поставки на удовлетворение потребностей общества в массовых видах товаров, в то время как строительно-подрядные отношения направлены на удовлетворение индивидуальных требований и запросов заказчика[См.: Малова Н.А. «Договор-невидимка» получил место в законе // эж-ЮРИСТ, 2006, №6. С.8.]. По договору строительного подряда вещь может изготавливаться из материала как подрядчика, так и заказчика, а по договору поставки -- только из материала изготовителя (поставщика). Кроме того, поставка обязывает должника лишь к передаче вещи к обусловленному сроку, а строительный подряд, в первую очередь, обязывает должника ее изготовить -- прежде выполнить работу, а затем ее передать.
Современные гражданско-правовые договоры фактически потеряли «монохарактер», что приводит к сложностям не только в признании их смешанными, но и к установлению источников гражданского правового регулирования. В качестве примера комплексного гражданско-правового договора можно привести известный советскому гражданскому праву договор подряда на капитальное строительство, однако даже в пределах советского правопорядка договор подряда на капитальное строительство приводил к возникновению не многих, а одного обязательства -- по выполнению строительно-монтажных работ. Другие договорные правоотношения на основе указанного договора не возникали, не возникают они и сейчас, в текущих социально-экономических и правовых условиях на основе закрепляемого российским гражданским правом договора строительного подряда. Поэтому правоприменительной и договорной практике не известны случаи установления каких-либо иных гражданско-правовых обязательств из договора строительного подряда, кроме обязательств по выполнению строительно-монтажных и взаимосвязанных с ними работ. Таким образом, выявление квалифицирующих признаков смешанных договоров весьма важно, поскольку включение в их содержание обязательства по выполнению строительно-монтажных работ требует определения соотношения источников гражданско-правового регулирования.
К признакам смешанного договора А.Н.Гуев относит, то, что смешанный договор не может быть отнесен к какому-либо одному из известных договоров; данный договор должен содержать элементы не любых договоров, а только таких, которые предусмотрены законом, правовыми актами (например, договор хранения, экспедиции); этот договор в различных своих частях регулируется правилами о тех или иных договорах, элементы которых он включает в свое содержание[ См.: Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.672.]. Что касается первого выделенного А.Н. Гуевым признака, то он вообще не может рассматриваться в качестве такового, поскольку сформулирован в отрицательной форме. Вызывает возражения и второй признак, так как статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не предъявляет к смешанному договору такого требования, как сочетание только предусмотренных действующим законодательством договорных форм - смешанный договор может включать элементы договоров, не предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.
На основе критического анализа вышеизложенной точки зрения можно сделать вывод о том, что предлагаемые характеристики смешанного договора являются либо общими для всех гражданско-правовых договоров, либо не могут рассматриваться в качестве таковых. Часть 3 статьи 421 Гражданского кодекса оперирует достаточным квалифицирующим признаком смешанного договора -- способность к регулированию гражданско-правовыми нормами, относящимися к различным видам гражданско-правовых договоров. Таким образом, обязательство по выполнению строительно-монтажных работ, будучи включенным в содержание смешанного договора, может испытывать влияние различных гражданско-правовых норм, которые рассчитаны на регулирование самостоятельных договорных видов.
Таким образом, проанализировав параграф в целом, можно сделать вывод:
Система договорного права как совокупное множество взаимосвязанных элементов может быть сформирована по признаку направленности, который отражает сущность экономических отношений, определяющих основу соответствующего договора. Принимая во внимание классифицирующие признаки отношений строительного подряда, следует, что они определяют самостоятельное место договора строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров, а сам договор является договором о выполнении подрядных работ. Для договора строительного подряда характерно смешение элементов различных гражданско-правовых конструкций, однако, несмотря на определенное сходство с договором купли-продажи, возмездного оказания услуг, поставки и другими договорами, договор строительного подряда не утрачивает самостоятельности.
Проанализировав главу в целом, можно сделать вывод:
Анализ признаков договора строительного подряда позволяет определить данный договор как разновидность договора подряда и по которому подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Специфика правового регулирования отношений в сфере строительства определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Для договора строительного подряда характерно смешение элементов различных гражданско-правовых конструкций, однако, несмотря на определенное сходство с договором купли-продажи, возмездного оказания услуг, поставки и другими договорами, договор строительного подряда не утрачивает своей самостоятельности.
Комплексное исследование договора строительного подряда включает в себя рассмотрение не только общих положений данного вида договора, но также включает в себя и раскрытие юридической природы договора строительного подряда, чему посвящается вторая глава нашего исследования.
II. Юридическая природа договора строительного подряда
2.1. Элементы договора строительного подряда
Установление характерных гражданско-правовых черт договора строительного подряда и возникающих на его основе отношений должно осуществляться с учетом существенных условий договора строительного подряда. Выявление существенных условий вышеуказанного договора необходимо не только для решения вопроса о его заключении, но и для установления применимого права. В определенной степени ориентиром для выявления существенных условий договора строительного подряда могут быть разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированные в Информационном письме «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»[ Российская газета, 2001, №22.] от 24 января 2000 года.
«Существенными условиями договора строительного являются условия о предмете, цене и сроке договора»[ Суханов Е.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.189.]. Косвенным доказательством признания цены как существенного условия договора строительного подряда может рассматриваться содержание пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» от 24 января 2000 года , в соответствии с которым «в договоре может быть установлен способ определения цены или ее составной части»[ Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» от 24 января 2000 года // Российская газета, 2001, №22.]. Таким образом, согласно выводам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вопрос состоит не в наличии или отсутствии цены договора строительного подряда, а в порядке ее установления, носящего договорный характер.
Применительно к отдельным подвидам договора строительного подряда законодательство предусматривает дополнительные существенные условия договора. Согласно части 10 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №30, ст.3105.] от 21 июля 2005 года в государственный и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности подрядчика (исполнителя, поставщика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного соответствующим контрактом. Существенные условия другого подвида договора строительного подряда -- договора участия в долевом строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости устанавливаются частью 4 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[ Там же. 2005, 31, ст.40.] от 30 декабря 2004 года, в соответствии с которой к числу существенных условий договора долевого участия в строительстве относятся не только объект, срок и цена, но и гарантийный срок на объект долевого строительства.
Содержание и характер существенных условий договора строительного подряда раскрываются по-разному. В частности, Е.А.Суханов утверждает, что условие о предмете договора строительного подряда определяется в договоре его наименованием (договор подряда на реконструкцию такого-то предприятия и т.п.). По мнению А.П.Сергеева и Ю. К.Толстого, предметом договора строительного подряда, как и предметом самого подряда, является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму.
Любой объект состоит из совокупности разнородных, но взаимосвязанных элементов, что сказывается на правовой характеристике предмета договора строительного подряда. В момент заключения договора его работы и результаты существуют как цели, при исполнении -- приобретают характер процесса, а по завершении появляются результаты[ См.: Суханов Е.А. Гражданское право. М., 2006. С.200.].
Нормы параграфа 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечивают правовое регулирование выполнения работ и использования полученных в итоге результатов. Однако недостаточно установить, что предметом договора строительного подряда признаются работы и их результаты, поскольку в принципе, работы и их результаты способны охватываться предметами различных гражданско-правовых договоров. Предметом договора строительного подряда выступают именно строительные работы -- связанные с созданием, реконструкцией и ремонтом объектов недвижимости, результатом которых являются либо новые, либо модернизированные объекты недвижимости.
Понимание предмета договора строительного подряда как сочетания деятельности и результата удовлетворяет потребностям как гражданско-правового регулирования возведения и реконструкции объектов недвижимости, так и решению стоящих перед Россией социально-экономических задач[ См.: Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.677.].
Цена, как существенное условие договора строительного подряда складывается на основе спроса и предложения конкретных видов строительных работ и выражается в виде стоимости соответствующих строительно-монтажных работ. Так как в параграфе 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации специальных предписаний в отношении цены договора строительного подряда нет, то она определяется по общим правилам статьи 709 Кодекса, то есть как твердая или приблизительная смета.
Срок договора строительного подряда так же выступает его существенным условием. Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «договор строительного подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ»[ Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» от 24 января 2000 года // Российская газета, 2001, №22.]. С содержательной стороны данный срок представляет собой период или момент времени выполнения строительных работ и взаимосвязанных с ними услуг. По общему правилу, срок договора строительного подряда устанавливается соглашением сторон, и только в одном случае, при заключении договора строительного подряда с участием потребителей, срок договора в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»[ Российская газета, 1992, №85.] от 7 февраля 1992 года может определяться правилами по выполнению отдельных видов работ.
«Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем документ составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами»[ Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М., 2006. С.392.] (Приложение 1). Все чаще заключаются более основательные, многостраничные договоры, детально регламентирующие взаимоотношения заказчика и подрядчика.
Субъектами договора строительного подряда являются подрядчик и заказчик. Участие третьих лиц на стороне заказчика и подрядчика не исключается, но практически значима система генерального подряда, приводящая к тому, что на стороне подрядчика в выполнении строительно-монтажных работ могут выступать субподрядчики. Правовые нормы, устанавливающие систему генерального подряда, в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации включены в параграф 1 главы 37, что придает ей универсальное значение, но практически система генерального подряда применяется при осуществлении строительно-монтажных работ, то есть при возведении и реконструкции объектов недвижимости, а в иных случаях - редко. Однако отмеченное обстоятельство не дает оснований для выделения такой особенности договора строительного подряда, как широкое применение системы генерального подряда. Привлечение или не привлечение субподрядчиков не влияет на юридическую и социально-экономическую характеристику договора строительного подряда, поэтому утверждение о широком применении системы генерального подряда несколько не соответствует сложимся социально-экономическим условиям выполнения строительно-монтажных работ и связанных с ними услуг.
Заказчиком по договору строительного подряда может быть юридическое или физическое лицо в пределах правоспособности и дееспособности.
Приобретение статуса заказчика осуществляется посредством заключения договора строительного подряда. Усложнение гражданско-правового статуса заказчика связано с тем, что заказчик по договору строительного подряда одновременно может выполнять гражданско-правовые функции государственного или муниципального заказчика, участника долевого строительства, инвестора или потребителя. В первом случае правовое положение заказчика по договору строительного подряда дополнительно определяется законодательством о финансовых основах местного самоуправления и бюджетным законодательством; во втором -- Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; в третьем случае - законодательством об инвестиционной деятельности и, наконец, на взаимоотношения с участием потребителей распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Помимо этого, гражданско-правовое положение заказчика может зависеть от предмета, вида и организационно-правовой формы, целей и задач деятельности юридического лица. Например, в соответствии с частью 2 статьи 84 Гражданского кодекса Российской Федерации вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по ведению дел товарищества. Заключенный договор строительного подряда полными товарищами обязателен для вкладчиков товарищества на вере[ См.: Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.679.]. Существуют юридические лица, для которых законодательство и иные нормативные правовые акты устанавливают структуру инвестиционного портфеля. Таким образом, обоснован вывод о том, что инвестиции и участие в договоре строительного подряда для таких юридических лиц возможны в допускаемой действующим законодательством части. Для юридических лиц с установленным законом предметом деятельности заключение и исполнение договора строительного подряда объективно ограничено целями и задачами функционирования[ См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М., 2006. С.397.].
Подрядчиками по договору строительного подряда признаются субъекты гражданского права, имеющие необходимые для выполнения строительно-монтажных работ и связанных с ними услуг полномочия.
Данные полномочия основываются на соответствующем объеме дееспособности и правоспособности субъекта гражданского права, виде и организационно-правовой форме юридического лица и лицензии, поэтому не все организации с установленным предметом деятельности могут заключать и исполнять договоры строительного подряда в качестве подрядчиков (например, банки, инвестиционные фонды, страховые организации).
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов в настоящее время готовит законопроект, предусматривающий создание государственной строительной корпорации, которая занималась бы основными вопросами строительного рынка. В одном из интервью он говорил: «Я готовлю закон о государственной строительной корпорации, создание которой позволит решить во многом проблему с доступным жильем»[ РБК daily. Миров готовит законопроект / РБК daily. Режим доступа: [http: // www.rbkdaily.ru 30/07/2007]. По замыслу С.Миронова, государственная строительная корпорация нанимала бы в подряд строительные организации, которые строили бы жилье для предоставления его потом стоящим в очереди на получение квартир, а также жилье, которое будет потом предоставляться гражданам на условиях социального найма. По мнению вице-президента Ассоциации строителей России Владимира Пономарева, «не госкорпорация нужна сейчас, а государственная жилищная политика, где были бы четко зафиксированы дифференцированные по категориям граждан механизмы и достаточные объемы финансового участия бюджетов всех уровней. Без этого мы не переломим ситуацию в жилищной сфере, а пресловутый "жилищный вопрос" будет вечным уделом россиян»[ ИА «Альянс-Медиа». Спикер готовит законопроект / ИА «Альянс-Медиа». Режим доступа: [http: // www.allmedia.ru 01/08/2007].].
Таким образом, проанализировав параграф в целом, можно сделать вывод:
Выявление существенных условий договора строительного подряда необходимо не только для решения вопроса о его заключении, но и для установления применимого права. Существенными условиями данного договора являются условия о предмете, цене и сроке договора. Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем документ составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами договора - подрядчиком и заказчиком. Участие третьих лиц на стороне заказчика и подрядчика не исключается, но тогда в данном случае становится значимой система генерального подряда, приводящая к тому, что на стороне подрядчика в выполнении строительно-монтажных работ могут выступать субподрядчики.
Рассмотрение элементов и выявление существенных условий договора строительного подряда позволяет определить предпосылки заключения, изменения и прекращения данного договора, чему посвящается следующий параграф нашего исследования.
2.2. Заключение, изменение и прекращение договора строительного подряда
В соответствии с действующим законодательством заключению договора строительного подряда предшествует формирование ряда формально-юридических предпосылок.
Организационно-правовыми основаниями строительства являются разрешение на строительство, наличие лицензии на строительную деятельность, разрешение собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, наличие строительной документации, подтверждающей соблюдение публично-правовых требований, перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд[ См.: Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.683.]. Возможны и другие правовые основания выполнения строительных работ.
Не изученность правовых предпосылок договора строительного подряда нарушает единство правового регулирования, не позволяет исследовать, оценить и учесть межпредметные взаимосвязи при осуществлении конкретных видов деятельности, в данном случае -- строительства, разрывает взаимосвязь частных и публичных интересов при выполнении строительных работ.
В основе заключения и исполнения договора строительного подряда лежат различные индивидуальные гражданско-правовые, административные и корпоративные акты, влияющие на существенные условия договора, права и обязанности подрядчика и заказчика.
Структурный анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие способы заключения договора строительного подряда: общий, который заключается в обмене заинтересованными лицами офертой и акцептом; специальный, заключающийся в учете результатов проведенных подрядных торгов; на основе обязанности заключить гражданско-правовой договор[ См.: Суханов Е.А. Гражданское право. М., 2006. С.204.]. Посредством обмена офертой и акцептом заключаются договоры строительного подряда, как правило, на выполнение небольшого объема и несложных либо с незначительной ценой исполнения строительно-монтажных работ. Несмотря на то, что форма договора строительного подряда подчиняется общим правилам о форме сделок, что делает возможным существование договора строительного подряда в устной форме, в большинстве случаев данные соглашения заключаются в письменной форме.
Односторонний отказ от исполнения договора строительного подряда в установленных законом или соглашением сторон случаях явно относится к группе односторонних сделок, однако правопрекращающие последствия возникают в сфере договорных отношений. Также и при заключении договора строительного подряда: никто не может в силу свободы договора понудить заключить тот или иной договор; в акцепте или оферте выражается воля одного лица; если оферта не устраивает будущего акцептанта, то он не обязан принимать оферту; только после получения оферентом акцепта договор считается заключенным[ См.: Абова Т.Е., Богуславская М.М., Кабалкина А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.120.]. Следовательно, возможна и такая ситуация, когда оферта и акцепт не приведут к установлению договорных отношений, оставаясь односторонними сделками.
Сформулированные в итоге выводы соотносятся с содержанием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно статье 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются «осуществляемые в предусмотренном законом порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №1, ст.40.]. Таким образом, в целях заключения соответствующих контрактов уполномоченные органы и заказчики совершают предусмотренные законом односторонние действия, а поскольку данные действия направлены на достижение гражданско-правового результата -- заключение государственных и муниципальных контрактов, то они не могут быть ничем иным, как односторонними сделками.
Подрядные торги как специальный способ заключения договора строительного подряда представляют собой форму выявления наилучшего акцепта. Обязанность по проведению подрядных торгов в форме аукциона или конкурса фиксируется лишь при размещении заказов на подрядные работы для государственных или муниципальных нужд при реализации соответствующих инвестиционных проектов, в остальных случаях заказчик самостоятельно решает вопрос о размещении посредством торгов своего заказа[ См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М., 2006. С.397.].
Что касается заключения гражданско-правовых договоров, содержащих подрядные элементы, связанные с выполнением строительно-монтажных работ и взаимосвязанных с ними услуг, то к настоящему времени сложилась довольно сложная и запутанная система установления договорных и контрактных отношений, содержание которой сводится к необходимости проведения соответствующих торгов. Основной нормой при этом является статья 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации,[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст.3823.] согласно которой все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно в рамках государственных или муниципальных контрактов. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами и включают в себя обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта. Согласно требованиям законодательства проведение торгов при заключении государственного или муниципального контракта на сумму до 2 000 минимальных размеров оплаты труда необязательно, но заказ должен быть.
Применительно к заключению государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для соответствующих нужд Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает две разновидности торгов: аукцион и конкурс, что отвечает требованиям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации. Без проведения торгов государственный или муниципальный контракт может заключаться путем запроса котировок как у подрядчика, так и на товарных биржах, а поскольку строительно-монтажные работы биржевым товаром не являются, то заключение государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для соответствующих нужд на товарной бирже невозможно[ См.: Абова Т.Е., Богуславская М.М., Кабалкина А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.124.].
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под запросом котировок понимается «способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №1, ст.40.]. Таким образом, по своей правовой сущности размещение государственного или муниципального контракта путем запроса котировок представляет собой разновидность открытого аукциона, поскольку в запросе котировок может участвовать каждый.
Размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика) как способ заключения государственного или муниципального контракта носит исключительный характер, обусловленный тем, что он применяется только в случаях, прямо предусмотренных законом. В отсутствие аукциона или конкурса у исполнителя, подрядчика не возникает никаких обязанностей по заключению соответствующего контракта.
В предусмотренных законом случаях возникает обязанность той или иной стороны заключить договор строительного подряда. По действующему законодательству данная обязанность имеет место при публичности договора строительного подряда. В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[ Российская газета, 1996, №28.] от 1 июля 1996 года разъясняется, что при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора, необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги, возложено на коммерческую организацию.
Изменение и расторжение заключенного договора строительного подряда возможно по определенным правовым основаниям. Один из недостатков действующего гражданского законодательства состоит в том, что оно не содержит понятия изменения и расторжения договора строительного подряда, равно как и другого гражданско-правового договора. Исходя из смысла норм, закрепленных главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно сформулировать понятие изменения гражданско-правового договора -- внесение в условия гражданско-правового договора уточнений, дополнений и поправок[ См.: Гуев А.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. С.685.]. Например, в практике договорных отношений часто возникает необходимость внесения изменений в договор долевого участия в строительстве объектов недвижимости в связи с колебаниями в рыночной конъюнктуре.
Что касается приостановления договора строительного подряда, то это пока неизвестная действующему законодательству категория. Так как приостановление договора строительного подряда не предусматривается действующим законодательством, то в случае принятия решения правомочного государственного органа об приостановлении или прекращении соответствующей строительной деятельности, гражданско-правовой договор, опосредующий такую деятельность прекращается, поскольку невозможно его исполнение.
Договор строительного подряда, как и любой гражданско-правовой договор, может изменяться и расторгаться по установленным законом и соглашением сторон основаниям и в предусмотренном порядке. Не совсем верно связывать изменение договора строительного подряда только с внесением изменений в проектно-сметную и техническую документацию, так как глава 37 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет разнообразные случаи изменения договора строительного подряда[ См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М., 2006. С.394.]. Изменение объекта и цены, безусловно, влияющее на права и обязанности сторон, более распространено на практике, чем иные случаи.
Проанализировав параграф можно сделать вывод:
В основе заключения договора строительного подряда лежат различные индивидуальные гражданско-правовые, административные и иные акты, влияющие на существенные условия договора, права и обязанности подрядчика и заказчика. Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие способы заключения договора строительного подряда: общий, заключающийся в обмене заинтересованными лицами офертой и акцептом; специальный, заключающийся в учете результатов проведенных подрядных торгов; на основе обязанности заключить гражданско-правовой договор. Договор строительного подряда, как и любой гражданско-правовой договор, может изменяться и расторгаться по установленным законом и соглашением сторон основаниям и в предусмотренном порядке. Изменение объекта и цены, безусловно, влияющее на права и обязанности сторон, более распространено на практике, чем иные случаи.
В процессе исполнения заключенного договора строительного подряда могут возникать вопросы по организации структуры договорных связей по строительным подрядам, чему посвящается следующий параграф нашего исследования.
2.3. Структура договорных связей по строительным подрядам
Понятием структуры договорных связей охватывается не только круг субъектов гражданского права, заключающих гражданско-правовые договоры, но и форма, а также система договоров, применяемая для их заключения и исполнения[ См.: Лозина Ю.А. Понятие хозяйственных связей и виды договоров, используемых в системе капитального строительства жилья // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, 2006, №6. С.18.]. За усложнением гражданско-правового регулирования последовало усложнение структуры договорных связей.
На заключение и исполнение договора строительного подряда оказывают влияние не только коммерческие и некоммерческие потребности в тех или иных строительно-монтажных работах, но и применение связанных с ним договорных конструкций и форм. В современных социально-экономических условиях застройщик может и не быть подрядчиком, хотя принимает на себя обязанность передать заказчику объект недвижимости после выполнения определенного объема строительно-монтажных работ. Таким образом, складывается сложная договорная структура по обеспечению возведения и реконструкции объекта недвижимости, включающая в свой состав договорные формы, обеспечивающие собственно выполнение строительно-монтажных работ и взаимодействие участников строительства (инжиниринг, риэлторская деятельность, выпуск и обращение ипотечных ценных бумаг, организация финансовых потоков).
Статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается возможность участия в подрядных отношениях генерального подрядчика и субподрядчиков. Этим законодатель пытался придать данной норме общий характер, однако реально генеральные подрядчики и субподрядчики действуют в строительном комплексе Российской Федерации при возведении и реконструкции объектов недвижимости, и реже -- в иных случаях выполнения подрядных работ.
На основании вышеназванной статьи допускается несколько вариантов структуры обязательственных связей в строительстве: генеральный подрядчик -- субподрядчики (наиболее распространенная структура); генеральный подрядчик -- субподрядчики -- подсубподрядчики (данная структура встречается тогда, когда возводимые строительными организациями объекты отличаются техническими сложностями); 3) заказчик -- специализированная строительная организация (наиболее сложный вариант, когда наряду с субподрядными договорами заключаются прямые договоры)[ См.: Лозина Ю.А. Понятие хозяйственных связей и виды договоров, используемых в системе капитального строительства жилья // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, 2006, №6. С.18.].
Так как во всех представленных вариантах присутствует субподрядчик, гражданско-правовая доктрина уделяет большое внимание изучению правовой сущности субподрядных договоров.
По своей правовой природе договор субподряда является гражданско-правовым договором, а поскольку он связан с генеральным договором строительного подряда и создает некоторые предпосылки для исполнения последнего, стороны по договору субподряда обладают правами и несут обязанности не только имущественного, но и организационного характера.
Неприемлемыми представляются общие научные характеристики договорных отношений по строительным субподрядам. Определяющей является норма, регламентированная статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно части первой которой «если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №5, ст.410.]. Таким образом, речь идет об исполнении обязательств генподрядчика, а обязательствами генподрядчика в данном случае будут его обязанности перед заказчиком построить или реконструировать тот или иной объект недвижимости.
Сложившееся гражданско-правовое регулирование привлечения субподрядчиков к исполнению строительно-монтажных работ представляет собой не что иное, как частный случай возложения исполнения обязанностей на третьих лиц, предусмотренных статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «при возложении должником исполнения обязательств на третьих лиц, кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №32, ст.3301.].
Если субподрядчик предлагает за основного должника исполнение строительного подряда в полном объеме, кредитор по основному обязательству -- генеральному договору строительного подряда не имеет права уклониться от принятия исполнения, и после принятия исполнения основной должник -- генеральный подрядчик полностью освобождается от соответствующих обязанностей и ответственности[ См.: Лозина Ю.А. Понятие хозяйственных связей и виды договоров, используемых в системе капитального строительства жилья // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, 2006, №6. С.19.]. Если третье лицо -- субподрядчик предлагает частичное исполнение строительного подряда (монтажные или специальные работы), то у кредитора -- заказчика по договору строительного подряда возникает право принять такое исполнение, так как в силу принципа надлежащего исполнения обязательств, обязательства должны исполняться в полном объеме, а не по частям[ См.: Там же.]. Если же заказчик согласен принять исполнение договора в «частичном виде», то, естественно, генеральный подрядчик в соответствующей части освобождается от исполнения уже исполненных обязательств[ См.: Там же.]. Следовательно, конструкция возложения исполнения обязательств на третьих лиц вполне применима для объяснения сущности субподрядных правоотношений.
В части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что «генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком -- ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №5, ст.410.].