Рефераты

Договор подряда в гражданском праве

p align="left">Допустимо включение в договор условия, которым запрещается обязанность подрядчика устранять по требованию заказчика и за его счет недостатки, за которые подрядчик ответственности нести не должен. Если такое условие содержится в договоре, подрядчик сможет освободить себя от соответствующей обязанности и ответственности за ее нарушение только в случае, если ему удастся доказать, что обнаруженные недостатки не связаны непосредственно с предметом договора либо подрядчик не в состоянии их устранить по не зависящим от него причинам Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. М., Юрайт, 2004.- С.344. .

Важнейшим отличительным признаком, которым руководствовался законодатель при выделении строительного подряда в составе главы "Подряд", служит характер работ и особая область, в которой они осуществляются. Таким образом, строительным является обладающий общими признаками подряда договор, который используется в соответствующей сфере, с учетом присущей ей специфики. По этой причине не исключены случаи, когда в отношении одних и тех же по характеру работ будет применяться различный по характеру договорный режим Брагинский М.И. Совершенствование законодательства о капитальном строительстве. М.: Стройиздат, 1982. - С. 109.. В то же время большинство авторов склонны были поддерживать вторую точку зрения. Так, И.Л. Брауде указывал на то, что "основным признаком капитального строительства является создание новых капитальных объектов (сооружений, предприятий, строений) и реконструкция существующих объектов: капитальная надстройка или пристройка, создание новых цехов, сооружение новых мощностей и т.д. В отличие от капитального строительства капитальный ремонт не создает новых объектов. Капитальный ремонт производится в целях восстановления отдельных элементов основных фондов (строений, сооружений и т.д.). Своевременное производство капитального ремонта обеспечивает сохранность предприятий, зданий и сооружений, их правильное функционирование" Фаткутдинов З. Вопросы применения договора подряда на капитальный ремонт жилых и производственных помещений // Советская юстиция. - 1972. - № 4. - С. 22;Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказанию услуг. Книга 3. издание дополненное, исправленное. М., Статут, 2002.-С.354..

В правовом регулировании капитального строительства всегда играли и продолжают играть большую роль многочисленные, принятые на разном уровне акты. В их числе можно выделить прежде всего ФЗ РФ от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1096., сохранивший, однако, действие ранее принятого Закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 29.- ст. 1005. в той части, в какой это не противоречит новому Закону.

К числу таких же принятых на высшем уровне актов могут быть отнесены ФЗ РФ от 18 октября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4473., а также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 года Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - ст. 16.. Оба Закона также посвящены в основном административным отношениям в области строительства, в которых органам управления противостоят те, кто в договоре строительного подряда выступают в роли заказчиков и (или) подрядчиков. Вместе с тем содержащиеся в них нормы должны учитываться при заключении и исполнении договора, поскольку ими создаются определенные предпосылки для возникновения и развития, в том числе обязательных для контрагентов, подрядных отношений между сторонами.

5 марта 2007 г. Правительство РФ утвердило Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации. Этот акт устанавливает, как распределяются между указанными в Положении государственными органами полномочия на проведение государственной экспертизы, каким образом она должна проводиться, включая составление свободного экспертного заключения по результатам ее проведения, какие именно государственные органы обладают необходимой компетенцией на утверждение соответствующей документации, а в этой же связи - как должны складываться отношения между заказчиками (инвесторами) и государственными органами в процессе проведения экспертизы Собрание законодательства РФ.- 2007.-№ 11.- ст. 1336..

Договор бытового подряда из всех договоров подряда наиболее близок по своей природе к обязательствам по оказанию услуг. Поэтому положения о договоре бытового подряда подлежат применению при заключении договора на возмездное оказание услуг, когда организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность, оказывает гражданину услугу, предназначенную удовлетворять его бытовые или другие личные потребности Кабалкин А. Договор бытового подряда // Российская юстиция. - 2006. - № 8. - С. 18..

Договор бытового подряда является публичным договором.

Необходимость особого регулирования бытового подряда вызвана рядом особенностей данного договора, прежде всего его субъектным составом и целью заключения договора.

Подрядчиком по договору может являться только лицо, профессионально осуществляющее соответствующую подрядную деятельность. При этом, в отличие от общей нормы о публичном договоре, называющей в качестве обязанного субъекта коммерческую организацию, специальные нормы, регулирующие бытовой подряд, в качестве подрядчика называют организацию - независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющего работы и оказывающего услуги по возмездному договору. Заказчиком является исключительно гражданин, целью заказа которого является удовлетворение своих личных потребностей. Указанный субъектный состав, характеризующийся неравенством между участниками договора, предопределил распространение на бытовой подряд режима публичного договора Кабалкин А. Договор бытового подряда // Российская юстиция. - 2006. - № 8. - С. 18.. Аналогичная точка зрения высказывалась ранее Ю.В. Романцом, который указывал на то, что подобная практика имеет место в других видах публичных договоров, например в договоре купли-продаже Романец Ю.В. Указ. соч. - С. 375..

Особенностью бытового подряда является также целевая направленность результата работ, которые должны удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика. Правила бытового обслуживания населения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 15.08.97 № 1025, конкретизируют, что работы должны заказываться и использоваться исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Собрание законодательства Российской Федерации РФ.1997. - № 34. - Ст. 3979..

На практике многие граждане, желая сэкономить деньги, обращаются к лицам, де-факто выполняющим подрядные работы, но де-юре не имеющим статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя, а стало быть, права выполнения соответствующих работ. В таком случае договор не будет квалифицироваться как договор подряда в смысле ст. 730 ГК и гражданин не вправе будет претендовать на предусмотренные законодательством гарантии Мищенко Е.А. Публичный договор бытового подряда // Юрист. - 2007. - № 4. - С. 20..

Судебная практика, вставая на защиту прав заказчика в бытовом подряде, исходит из возможности применения к спорным правоотношениям не только специальных норм о подряде, но и общих норм о защите прав потребителей.

В качестве примера можно привести следующее судебное дело.

Гражданин Х. Заключил с Казанским медико-инструментальным заводом договор бытового подряда на строительство на долевых началах дома. Во исполнение договора он внес на расчетный счет подрядчика определенную сумму денег, а ему в собственность была предоставлена трехкомнатная квартира в упомянутом доме. Обнаружив, что квартира имеет существенные недостатки, Х. обратился в суд с иском к заводу о замене квартиры, взыскании неустойки, возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Президиум Верховного суда Республики Татарстан определение судебной коллегии отменил, сославшись на то, что в силу п. 3 ст. 730 ГК законы о защите прав потребителей применяются к тем отношениям по договору бытового подряда, которые не урегулированы Гражданским кодексом. Последствия обнаружения недостатков в выполненной работе по упомянутому договору предусмотрены ст. 737 ГК, согласно которой истец не вправе предъявить требование о замене квартиры, и в данном случае Закон "О защите прав потребителей" применению не подлежит.

Между тем в соответствии со ст. 737 ГК в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования заказчик по договору бытового подряда может в течение общих сроков, перечисленных в ст. 725 ГК, а при наличии гарантийных сроков в течение этих сроков по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы.

Кроме того, в силу ст. 739 ГК в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться правами, предоставленными покупателю в соответствии со ст. ст. 503 - 505 ГК.

Согласно ст. 503 ГК покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать, в частности, замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества.

При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ пришел к заключению, что вывод суда, с которым согласился президиум, о том, что гражданин Х. вправе потребовать не замены переданной ему по договору бытового подряда квартиры ненадлежащего качества, а лишь устранения имеющихся в квартире недостатков, противоречит ст. 503 ГК Извлечение из Определения Верховного Суда РФ от 27.07.05.//Бюллетень Верховного Суда РФ.-2005.-№ 12.- С.34..

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ одна сторона-подрядчик (в такой роли выступает проектировщик и (или) изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК).

В определении данного договора индивидуализация его как разновидности подряда проявляется в характере самих работ и в их результате. Имеется в виду, что работы, как видно из названия параграфа, являются проектными, изыскательскими, а их результат выражается в определенных документах, в частности в разработанной технической документации. При этом работы выполняются по заданию заказчика, который обязуется принять и оплатить результат работ.

Принципиальная схема организации строительства предполагает последовательное прохождение трех этапов: изыскательские работы - проектные работы - собственно строительство. В ходе первого этапа проводится сбор информации об условиях будущего строительства и будущей деятельности намеченного к постройке объекта Басин Ю.Г. Проект. Строительство. Закон. М., Юрайт, 1999. - С. 51.. Этот этап завершается передачей результатов инженерно-геологических, топографо-геодезических, гидрометеорологических, инженерно-изыскательских и других работ, соответствующих материалов в виде технических обмеров, заключений и др. В ходе второго этапа составляются проекты и сметы к нему, а завершается он обычно экспертизой проекта с последующей сдачей его контрагенту-заказчику. Третий этап представляет собой возведение объекта в соответствии с проектом и сметой. Его завершением служит сдача результата строительных работ заказчику.

Несмотря на то что термин "проект" широко используется в самых различных областях человеческой деятельности - от техники и до менеджмента, в гражданском праве под проектом всегда имелась в виду техническая документация, созданная именно для строительства. Соответственно под проектом и ранее и теперь применительно к рассматриваемому договору подразумевается комплекс технической документации, содержащей технико-экономическое обоснование, чертежи, пояснительные записи и другие материалы, необходимые для осуществления намеченного строительства или реконструкции предприятия, здания, сооружения Правовое регулирование капитального строительства в СССР. М.: Юрид. лит., 1972. - С. 126..

И хотя легальное определение рассматриваемого договора не упоминает о том, что сферой применения данного договора является строительство Гражданское право. Т. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1999. - С. 234;, редакция отдельных статей соответствующего параграфа ГК позволяет сделать вывод, что речь идет о проектировании именно в этой сфере ( ст. 761 ГК).

Как и все иные подрядные договоры, договор на выполнение проектных и изыскательских работ имеет собственный материальный объект: им служит результат, который выражается в проектно-технической документации и полученных в результате проведенных изысканий данных.

Так, фермерская ассоциация "Томская АККОР" заключила с ТОО "Лилия-3" договор на разработку проектов рационального использования почв крестьянских (фермерских) хозяйств на основе почвенно-агрохимических обследований земельных наделов. Работы предполагалось провести в Чаинском, Молчановском и Томском районах, за что ассоциация фермеров обязалась выплатить разработчикам 60 тыс. руб.

В установленный срок проекты были готовы и по акту сданы ассоциации фермеров.

Однако переговоры проектировщиков с фермерами - должниками о необходимости рассчитаться за работу растянулись на два года. В итоге "Лилия-3" обратилась в Арбитражный суд Томской области с иском к сельским труженикам о взыскании с них 60 тыс. руб. долга и 76 тыс. руб. процентов за пользование чужими деньгами.

Должники от принятых по договору обязательств отказывались, ссылаясь на отсутствие проектно-сметной документации по каждому отдельному фермерскому хозяйству и на непредоставление товариществом "Лилия-3" копий платежных документов на понесенные затраты, связанные с почвенно-агрохимическими обследованиями, а также на то, что работы в Чаинском районе вообще не проводились.

В ходе судебного разбирательства "Лилия-3" отказалась от взыскания с фермерской ассоциации процентов за пользование их средствами. А вот на удовлетворении иска по основному долгу ТОО настаивало, представив суду пакет документов, среди которых был и проект рационального использования земель в спорном Чаинском районе на территории фермеров Курбеля, Овчинникова, Медведева, Мирошникова.

Однако договор на проектные работы между ТОО и ассоциацией фермеров не был оформлен должным образом, а потому считался незаключенным, так как стороны не согласовали календарный план, в котором определяются "конкретное содержание и объем работ" (п. 2 договора). И все же акт приема-сдачи проектов с указанием работ, выполненных в том числе и в Чаинском районе, стоимостью 60 тыс. руб., был подписан сторонами, были подписаны и смета на выполнение этих работ, а также накладные на переданный председателям всех трех райкомитетов по земельной реформе и землеустройству материал. Акт приема-сдачи суд расценил как полноценный документ, согласованный с сельхозуправлением и не требующий разбивки по данным на каждое крестьянское хозяйство.

Суд взыскал с ассоциации фермеров 60 тыс. руб. в пользу проектировщиков. В отношении остальной части иска производство прекращено. К слову сказать, фермеры области уже в прошлом году проводили агротехнику возделывания своих земель по проектам ТОО "Лилия-3" Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2006 N 10344/05 по делу № А81-4097/4787Г-04//Вестник ВАС РФ.-2007.-№ 10.-С.49..

Подобно своему корреляту - включенному в главу "купля-продажа" параграфу "Поставка товаров для государственных нужд" гл. 37 - параграф "Подрядные работы для государственных нужд" также предварил определение соответствующей конструкции указанием на основные признаки складывающихся в подобных случаях отношений.

Таких особенностей, следуя за ст. 763 ГК, с которой начинается параграф 5 "Подрядные работы для государственных нужд", можно назвать три. Первая - назначение. Речь идет о специальном назначении соответствующих отношений. Под ним имеется в виду выполнение работ, призванных удовлетворить потребности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Вторая - специальные денежные источники, которые обеспечивают достижение указанного результата (подразумевается финансирование работ за счет бюджета и внебюджетных средств). Третья - специальная правовая основа соответствующих отношений. Это - договор, носящий название государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд Герасимов А. Подрядные торги: кто больше в накладе? // Бизнес-адвокат. - 2006. - № 23. - С. 14..

Отдельные статьи, посвященные государственным и муниципальным контрактам, содержатся в Бюджетном кодексе РФ Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.. Одна из них (ст. 71) предусматривает, что закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 60000 рублей должны осуществляться исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов. В ст. 72 (п. 5) того же Кодекса в числе источников правового регулирования соответствующих отношений названы: федеральные законы; законы и законодательные акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты местного самоуправления.

К таким же регулирующим одновременно оба вида государственных контрактов относятся, в частности, ФЗ РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 34. - Ст. 3540., ФЗ РФ "О государственном оборонном заказе" Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 6..

ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Собрание законодательства РФ.- 2003.- № 40.- ст. 3822., который распространяется на городское и сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, предусмотренную Законом, включает ст. 33, посвященную "муниципальному заказу". Она предоставляет органам местного самоуправления право выступать заказчиком на выполнение определенных работ.

Так, открытое акционерное общество "Тувинская геологоразведочная экспедиция" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к Министерству природопользования Республики Тыва (далее - Минприроды), Министерству финансов Республики Тыва (далее - Минфин) об обязании Минфина перечислить Минприроде 1630000 рублей на финансирование работ по государственному контракту от 20.05.2004 N ТВ-2-01 и обязании Минприроды оплатить работы, выполненные истцом в соответствии с указанным контрактом, в сумме 1630000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Согласно статье 764 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.

Как установлено судами, постановлением Правительства Республики Тыва от 10.02.2004 N 173 "Об утверждении плана мероприятий по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы по Республике Тыва на 2004 год" Минприроды назначено государственным заказчиком указанных работ.

На основании данного постановления Минприроды (заказчик) заключило государственный контракт от 20.05.2004 на выполнение подрядных работ для государственных нужд с обществом (подрядчиком).

Постановлением Правительства Республики Тыва от 15.05.2004 N 470 Минфину поручено выделить Минприроде (государственному заказчику) 1630000 рублей на финансирование мероприятий - государственный мониторинг подземных вод на территории Республики Тыва - согласно плану, утвержденному Правительством Республики Тыва.

Как видно из актов сдачи-приемки выполненных работ от 03.12.2004, подписанных обеими сторонами контракта, обществом выполнен объем работ на сумму 1630000 рублей, однако заказчиком работы не оплачены.

При заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование, в данном случае - Республика Тыва в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июля 2006 г. № 4405/06// Вестник ВАС РФ.- 2007.- №1.-С.23. .

ФЗ РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений" предусмотрел совместное финансирование инвестиционных проектов с иностранными государствами, с субъектами Российской Федерации, предоставление на конкурсной основе государственных контрактов по таким проектам за счет бюджетных средств и др.

Среди последних по времени общих актов может быть назван и ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" Собрание законодательства РФ.-.2005.- № 30 (ч. 1).- ст. 3105..

Названные выше и ряд других таких актов, изданных в разное время и содержащих нередко коллизирующие решения, делают настоятельно необходимым скорейшее принятие закона о подряде для государственных нужд - одного из немногих, прямо поименованных в ГК законов, которые до сих пор не приняты.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА

2.1 Существенные условия договора подряда

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Таким образом, возникновение договорных отношений возможно при наличии двух условий: 1) достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, 2) придание этому соглашению определенной формы, если это необходимо в силу правового акта или соглашения сторон.

Первое условие является основным, поскольку без него не обходится ни один договор, в то время как второе не во всех случаях влияет на установление факта заключения договора. Например, договор розничной купли - продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст. 493 ГК РФ).

Подход законодателя к характеристике существенных условий договора, как он зафиксирован в новом ГК РФ, претерпел изменения. Это выражается в том, что иначе оказались определенными виды существенных условий договора.

Второй вид существенных условий договора - это "субъективно существенные условия", то есть условия, при отсутствии которых данное лицо не желает заключения договора, о котором идет речь. При этом условия, на включение которых в договор настаивает сторона, не должны противоречить закону Шевченко Е.Е.Способы определения существенных условий гражданско-правовых договоров: законодательство и судебная практика// Закон.- № 3.- 2007.- С.11..

К существенным относятся далеко не все условия, по которым при заключении договора возникли разногласия сторон. Для этого необходимо, чтобы в отношении соответствующего условия одной из сторон было прямо заявлено о необходимости достижения соглашения под угрозой отказа заключения договора. Отсутствие соглашения между сторонами по несущественным условиям договора (например, о неустойке в договоре поставки) не влечет признания всего договора незаключенным.

Таким образом, новый ГК РФ (ст. 432) к числу существенных условий относит: 1) предмет договора, 2) условия, прямо названные в законе или ином правовом акте как существенные для данного вида договоров, 3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Решая вопрос о наличии или отсутствии в конкретном договоре существенных условий, необходимо подвергать анализу всю совокупность правовых норм, регулирующих данный вид (разновидность) договора и учитывать общие положения о заключении договора.

Предмет договора подряда конкретизируется в п. 1 ст. 703 ГК. В него могут входить изготовление, переработка или обработка вещи либо иная работа, имеющая овеществленный результат. Право собственности на изготовленную вещь принадлежит подрядчику, его обязанностью является передача изготовленной им вещи в собственность заказчика. По общему правилу подрядчик самостоятельно определяет способы достижения соответствующего заданию результата.

Учитывая изложенное, договор, согласно которому одна сторона обязалась передать другой стороне вещь, изготовленную из своего материала, должен рассматриваться как подрядный в том случае, если из его содержания следует, что интересы сторон включают не только передачу результата работы заказчику, но и процесс ее выполнения.

Поскольку правовая база договора подряда отражает особенности правоотношения, направленного на выполнение работы, предметом подрядного обязательства может быть только такой результат, которого еще не существует на момент заключения договора и который должен быть достигнут подрядчиком в процессе его выполнения. Если стороны заключили договор об изготовлении созданной ранее вещи, такая сделка по своей юридической природе является договором купли-продажи, а не подряда.

В юридической литературе высказывалась мысль о том, что "суть, специфика подряда, выделяющая его из числа других договоров, состоит как раз в том, что вещь создается для другого" Скловский К.И. Право на объект строительства // Журнал российского права. - 1997. - № 11. - С. 111..

Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика, то есть из его материалов, его силами и средствами. При этом подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.

Из ст. 708 ГК вытекает, что п. 2 ст. 314 ГК, допускающий "исцеление" договоров, в которых отсутствует условие о сроке или о порядке его определения (в подобных случаях применяется правило о "разумном сроке исполнения"), на договоры подряда не распространяется. Для подряда срок - существенное условие, и, если сторонам не удалось достичь соглашения по этому условию, договор признается незаключенным .

Начальный и конечный сроки выполнения работы являются существенными условиями договора подряда, при отсутствии этих условий договор подряда признается незаключенным (ст. 432 ГК). Промежуточные сроки относятся к числу факультативных условий договора и могут быть установлены по соглашению сторон. Если они установлены, то, по общему правилу, подрядчик несет ответственность и за их несоблюдение.

Соблюдение подрядчиком предусмотренных в п. 1 ст. 708 ГК сроков имеет неодинаковое значение для заказчика. Основная цель заказчика состоит в получении результата работы к конечному сроку, поэтому установление начального и промежуточных сроков подчинено цели соблюдения конечного срока. Поэтому право отказаться от принятия результата работы и требовать возмещения причиненных просрочкой убытков (п. 2 ст. 405 ГК) возникает у заказчика лишь при несоблюдении подрядчиком конечного срока выполнения работы.

На договор бытового подряда распространяется правило о недопустимости отказа коммерческой организации от заключения договора при наличии возможности его исполнения под страхом наступления последствий, указанных в ст. 445 ГК, в том числе обязанности возместить причиненные таким образом убытки. Действие соответствующего правила применительно к договору бытового подряда имеет особое проявление.

В в договоре фиксируются такие условия, как наименование (фирменное наименование) сторон, место нахождения подрядчика, виды работы, ее цена, а также указание стороны, которая должна предоставить результат работы, порядок оплаты (полностью или частично), гарантийные сроки и др.

Нет оснований считать все перечисленные условия существенными. К числу последних, во всяком случае, относится прежде всего непременное условие любого договора - его предмет (п. 1 ст. 432 ГК). Вместе с тем одна из особенностей договора бытового подряда, отражающая определенным образом интерес заказчика (потребителя), состоит в том, что условие о качестве, обычно рассматриваемое как составная часть конкретизации предмета договора (тем самым как существенное условие договора), в данном случае таковым не является. Подтверждением этому может служить то, что Правила (п. 8) предусматривают, на случай отсутствия в договоре условия о качестве, обязанность подрядчика все же выполнить работу, пригодную для целей, для которых результат работы обычно используется. Если же подрядчик ознакомлен с целями, которые в данном случае имел в виду его контрагент-заказчик, выполненная работа должна быть пригодной для использования в соответствии с этими целями. Таким образом, отсутствие согласованного сторонами условия о качестве не лишает договор правовой силы.

Иное значение придается условию о цене. В договоре бытового подряда, в отличие от многих других договоров <*>, за этим условием признается значение существенного, т.е. такого, по которому достижение согласия сторон является непременным. При этом, если цена устанавливается или регулируется компетентным органом, договор не должен ее превысить. В зависимости от обстоятельств интересы той или другой стороны защищаются тем, что условие договора о цене, которым нарушено указанное требование, признается ничтожным, а вместо него соответствующее условие будет действовать в редакции, которая воспроизводит утвержденную цену. Условие о цене и в этом договоре подряда может выражать смета. По требованию заказчика подрядчик обязан ее составить, с тем, однако, что она приобретает обязательную силу только с момента согласования ее с заказчиком. Как это предусмотрено и в Общих положениях о подряде, Правила различают твердую и приблизительную смету. Содержащиеся на этот счет в Законе и Правилах положения в основном совпадают с теми, которые предусмотрены в § 1 гл. 37 ГК (имеется в виду ст. 709 ГК).

Договор строительного подряда должен предусматривать, среди прочего, какая из сторон и в какой срок обязана предоставить техническую документацию. В случае если это должен сделать подрядчик, документация подлежит одобрению со стороны заказчика. Договор, по которому предоставление проекта составляет обязанность подрядчика, именуется "проектно-строительным контрактом" Кузнецова Н.Г. Подрядные договоры в инвестиционной деятельности в строительстве. Киев, Житня, 1993.- С.15.. Помимо распределения обязанностей по представлению проектно-сметной документации, в договоре должны быть установлены ее состав и содержание.

Таким образом, условия, определяющие, кто и когда обязан передать проектно-сметную документацию и каково ее содержание, относятся к числу необходимых, а значит, тем самым, в силу ст. 432 ГК и существенных условий данного договора.

Как и все иные подрядные договоры, договор на выполнение проектных и изыскательских работ имеет собственный материальный объект: им служит результат, который выражается в проектно-технической документации и полученных в результате проведенных изысканий данных.

Материальный объект рассматриваемого вида подрядных договоров обладает той особенностью, что выраженный в нем результат работ является лишь промежуточным. Имеется в виду, что конечный результат будет достигнут при реализации промежуточного объекта в материальном объекте другого договора - строительного подряда. А с этим связано то, что окончательная оценка проектной документации и данных, полученных в результате изыскательских работ, может проявиться в конечном счете при завершении строительства и последующей эксплуатации объекта, выстроенного в соответствии с проектно-технической документацией и с учетом проведенных изысканий. В этой связи законодатель возложил на того, кто выступал в роли подрядчика в настоящем договоре, последствия ненадлежащего составления технической документации и выполнения работ с недостатками, включая обнаруженные в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации созданного на основе проектно-технической документации объекта (п. 2 ст. 761 ГК). Еще одна особенность данного договора выражается в том, что он не всегда завершается передачей результата проектных и изыскательских работ. Имеются в виду ситуации, при которых проектант превращается в определенном смысле в участника строительства, прежде всего осуществляя авторский надзор за ходом строительных работ. По этой причине требования к авторскому надзору и последствиям их нарушения обычно закрепляются самим договором на выполнение проектных и изыскательских работ.

Содержанию государственного контракта посвящен п. 1 ст. 766 ГК. В нем предусмотрена необходимость включения в государственный контракт условий об объеме и стоимости подлежащих выполнению работ, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Особые правила действуют на случай, если государственный контракт на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд заключается по результатам конкурса. Тогда в соответствии с п. 2 ст. 766 ГК содержание государственного контракта устанавливается с использованием двух источников. Первый - условия объявленного конкурса (они должны определяться в соответствии с федеральными и межгосударственными целевыми программами). Второй - объявленные условия конкурса и представленные на конкурс предложения, которые исходят от подрядчика, признанного победителем конкурса.

Перечисленные в п. 1 ст. 766 ГК условия являются по своему правовому значению обязательными и тем самым существенными для государственного контракта.

В силу ст. 72 Бюджетного кодекса РФ в государственный контракт должно быть включено обязательное условие о выплате неустойки на случай нарушения исполнителем договора. Круг условий государственного контракта в ряде случаев расширяется специальными законодательными актами. Так, ФЗ РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" выделяет возможность установления в контракте условий контроля со стороны государственного заказчика за ходом работ и оказания консультативной и иной помощи подрядчикам. При этом, однако, как в Законе подчеркнуто, без вмешательства в их оперативно-хозяйственную деятельность.

2.2 Иные условия договора подряда

Более подробно урегулирован вопрос о цене. Прежде всего, следует отметить, что, как вытекает из п. 1 ст. 709 ГК, содержащего отсылку к п. 3 ст. 424 ГК, цена, в отличие от срока, не является существенным условием договора подряда. При отсутствии цены в договоре и невозможности ее определения исходя из условий договора оплата должна производиться по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы. Значит, согласованной цены в подрядном договоре, как и во всех других договорах, для которых законом не установлено иное, может и не быть. Изложенной точке зрения не противоречит указание, содержащееся в п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8: "При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным". Применительно к подряду следует исходить из того, что данное указание относится только к случаю, когда стороны не только разошлись по вопросу о цене, но по крайней мере одна из них настаивала на включении данного условия. Именно по этой причине условие о цене, как и любое другое условие, относительно которого по заявлению стороны должно быть достигнуто соглашение, становится существенным.

Цена не относится к числу существенных условий договора подряда. При ее отсутствии в договоре цена определяется на основе цены, взимаемой за аналогичные работы при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК). Цена в договоре подряда состоит из суммы, компенсирующей издержки подрядчика (стоимость материалов, амортизация оборудования и т.п.), и вознаграждения за работу подрядчика. Если цена работы определяется путем составления сметы, последняя должна быть подтверждена заказчиком. Лишь после этого условие о цене считается согласованным и цена в виде сметы становится частью договора.

В п. 4 ст. 709 ГК установлена презумпция твердой цены работы, в том числе и в случае определения ее в виде сметы. Приблизительность цены должна быть обусловлена договором. Превышена в порядке, установленном в п. 5 ст. 709 ГК, может быть только приблизительная цена, и только при возникновении необходимости в проведении дополнительных работ, требующих дополнительных расходов. Твердая цена изменению не подлежит, за исключением случая, предусмотренного в ч. 2 п. 6 ст. 709 ГК, где предусмотрено право подрядчика требовать увеличения твердой цены, а в случае отказа заказчика - требовать в судебном порядке расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК).

Следует обратить внимание, что как твердая, так и приблизительная цена работы по договору подряда при наличии предусмотренных в ст. 709 ГК условий может быть изменена только в сторону ее увеличения. Уменьшена цена работы может лишь в случае, предусмотренном в п. 1 ст. 710 ГК.

По общему правилу ст. 709 и п. 1 ст. 710 ГК цена договора подряда не подлежит изменению в сторону ее уменьшения. Исключением является случай, когда экономия подрядчика оказывается обусловлена снижением качества работы. Бремя доказывания этого обстоятельства лежит на заказчике. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязанность уплаты цены возникает у заказчика только после окончательной сдачи ему результатов работы. Следует обратить внимание, что досрочная сдача результатов работы допускается только с согласия заказчика (ст. 711 ГК).

При неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора подряда, подрядчик имеет право на удержание в соответствии со ст. 359 и 360 ГК результата работ, а также принадлежащих заказчику оборудования, переданной для переработки или обработки вещи, остатка неиспользованного материала и другого оказавшегося у него имущества заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм. Удержание представляет собой один из предусмотренных ГК способов обеспечения надлежащего исполнения обязательств. В данном случае удержанием обеспечивается исполнение денежных обязательств заказчика, вытекающих из договора подряда.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты