Рефераты

Договор транспортной экспедиции

p align="left">Экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату или недостачу груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей части; за повреждение (порчу) груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. Размер ответственности экспедитора аналогичен размеру ответственности перевозчиков, установленному соответствующими транспортными уставами (кодексами) и ГК РФ. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» более конкретизирует понятие «действительная стоимость» указанием на то, что действительная стоимость, установленная исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии - исходя из средней цены на аналогичный товар, должна быть определена по месту, в котором груз подлежал выдаче, и в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения. Это правило объясняется тем, что обычно между клиентом-грузоотправителем и получателем груза имеется договор поставки, и поэтому при отсутствии цены в договоре или счете цена определяется по месту выдачи товара. Если экспедитор осуществляет экспедицию по отправлению, то местом, в котором груз подлежал выдаче, следует также считать не место выдачи груза экспедитором основному перевозчику, а место, указанное в транспортной накладной, т.е. место выдачи груза грузополучателю.

Экспедитор несет ответственность за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; за повреждение (порчу) данного вида груза экспедитор несет ответственность в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. В рассматриваемом случае Закон распространяет предел ответственности (объявленная ценность груза) не только на случаи утраты груза, что предусмотрено в транспортных уставах и ГК РФ, но также и на случаи недостачи, повреждения (порчи) груза. При несовпадении действительной стоимости и объявленной ценности груза компенсация, например, за повреждение груза, принятого экспедитором с объявлением ценности, может превышать действительно причиненный грузу ущерб, если объявленная ценность груза больше его действительной стоимости, и наоборот, быть меньше. Как отмечает Г.П. Савичев, объявление завышенной ценности обычно происходит от того, что владелец груза таким образом в случае его утраты может как-то компенсировать убытки Гражданское право. Том 2. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд. М., 2000, т.е. институт объявленной ценности является следствием существования ограниченной ответственности перевозчиков (экспедиторов).

Для применения ограниченной ответственности в размере реального ущерба при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза во внутрироссийских перевозках необходимо отсутствие в действиях экспедитора вины, т.е. не только умысла и грубой неосторожности, но и простой неосторожности. Умысел присутствует при намеренном действии или бездействии лица, сознательно направленном на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Неосторожность имеется, когда должник при исполнении обязательства не проявляет в степени, необходимой для надлежащего исполнения обязательства, заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру обязательства и условиям оборота. Грубая неосторожность выражается в непроявлении лицом той минимальной степени заботливости и осмотрительности, какую можно было бы ожидать от всякого участника имущественного оборота в подобном положении, и в результате этого непринятие лицом очевидных мер в целях надлежащего исполнения обязательства.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает, что ограничения ответственности при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, возникших не вследствие нарушения обязательств перевозчиком, применяются лишь при отсутствии вины экспедитора. Если имеется виновное поведение экспедитора (либо третьего лица, на которого экспедитор возложил исполнение определенных обязанностей), то помимо возмещения реального ущерба и полного или в определенных случаях частичного возвращения клиенту уплаченного вознаграждения, экспедитор также возмещает клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, т.е. его ответственность выше. Однако данная ответственность не может быть признана полной, так как Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» сужено содержание понятия «реальный ущерб». Отсутствие вины экспедитора в возникшей утрате, недостаче или повреждении (порче) груза может быть констатировано, лишь когда будет доказано, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от экспедитора по характеру транспортно-экспедиционного обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения данного обязательства.

В случае применения к экспедитору ограниченной ответственности, помимо возмещения реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор может быть обязан возвратить клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Такая обязанность может быть возложена на экспедитора только в случае, если она предусмотрена договором транспортной экспедиции. Экспедитор возвращает вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. При утрате груза вознаграждение возвращается в полном объеме, так как размер, пропорциональный стоимости утраченного груза, составляет сто процентов. При согласовании сторонами договора транспортной экспедиции порядка выплаты вознаграждения после выполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором, соответствующая часть вознаграждения не уплачивается клиентом. Правило о возврате вознаграждения соответствуют тому, что договор транспортной экспедиции - это договор об оказании услуг. Законодатель не возлагает на экспедитора обязанность возвратить клиенту в соответствующем размере расходы, понесенные им в интересах клиента. Для того чтобы экспедитор был обязан возместить их, необходимо включить эти расходы в цену товара. В отличие от транспортно-экспедиционных обязательств, перевозчик согласно ГК РФ полностью возвращает провозную плату, которая включает как вознаграждение, так и понесенные им расходы, причем не только в случае утраты, но и недостачи, повреждения груза.

Для международных перевозок установлены предельные суммы ответственности в расчетных единицах. Под расчетной единицей в Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом для своих операций и сделок на соответствующую дату, под которой понимается дата принятия судебного решения или дата, указанная в соглашении сторон.

Ответственность экспедитора при оказании услуг, связанных с международными перевозками груза, при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза ограничивается не действительной стоимостью или объявленной ценностью груза, а нормативно установленной суммой в размере двух расчетных единиц (специальные права заимствования) за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного груза. Если экспедитор при выполнении услуг, предусмотренных договором транспортной экспедиции, возлагал исполнение определенных обязательств на третье лицо, которое допустило утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, и при возмещении причиненных экспедитору убытков с данного третьего лица была взыскана сумма более чем две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного груза, то и экспедитор, осуществляющий международные сообщения, должен нести перед клиентом повышенную ответственность в размере, равном полученной от третьего лица суммы. Если же в указанной ситуации третье лицо возмещает экспедитору убытки в размере меньшем, чем две расчетные единицы, экспедитор относит на свой счет разницу, так как он не может уменьшить свою ответственность перед клиентом.

Ограничение ответственности экспедитора установленной суммой специальных прав заимствования при оказании услуг в международных сообщениях применяется только в случае, если нарушение экспедитором своих обязанностей возникло не вследствие собственного действия или собственного бездействия экспедитора, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Бремя доказывания этого факта лежит на экспедиторе, что дало некоторым авторам основание говорить о неверной формулировке правила о бремени доказывания. Следовательно, обстоятельства непреодолимой силы либо обстоятельства, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза), являются основанием освобождения от ответственности, наличие же умысла или грубой неосторожности может являться основанием для возложения полной ответственности Иванов С. Закон “О транспортно-экспедиционной деятельности”: аналитический обзор// Международный экспедитор. 2003 №4.

В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, возникших при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, экспедитор возмещает клиенту не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду, причем в полном объеме, однако в размере не более чем две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое экспедитор отвечает. Следовательно, в пределе двух расчетных единиц или в пределе большей суммы, если она возмещена лицом, за которое экспедитор отвечает, клиент может взыскать с экспедитора не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду, что важно, если реальный ущерб меньше, чем установленный Законом предел (в расчетных единицах).

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает общее правило о возмещении экспедитором убытков, причиненных клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и не является следствием обстоятельств непреодолимой силы или виновных действий (бездействия) клиента. Если в договоре транспортной экспедиции не установлены определенные сроки, то экспедитор будет нести ответственность за нарушение разумных сроков, которые определяются в каждом конкретном случае. За нарушение сроков экспедитор по общему правилу несет ответственность в полном объеме, исключениями являются нарушение срока, вызванного неисполнением обязанностей перевозчиком, и нарушение срока, в результате которого груз был признан утраченным.

При нарушении экспедитором срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, клиентом в котором является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор обязан уплатить клиенту законно установленную штрафную неустойку. Размер данной неустойки, предусмотренный Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», составляет за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок исполнения экспедитором обязательств указан в часах) 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения. Помимо уплаты неустойки экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору. Убытки возмещаются на основании общих положений главы 25 ГК РФ, т.е. в полном объеме.

Российским законодательством предусмотрены различные основания освобождения экспедитора от ответственности, каждое из которых действует в той или иной ситуации.

В тех случаях, когда ответственность экспедитора определяется в соответствии с общими нормами ГК РФ, экспедитор не несет ответственности за причиненные клиенту убытки, произошедшие вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств, вызванных нарушением договора перевозки, основания освобождения экспедитора от ответственности содержатся в соответствующих транспортных уставах (кодексах).

По вопросу об освобождении экспедитора от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза следует различать две ситуации: 1) когда означенный ущерб произошел при осуществлении перевозки груза; 2) когда ущерб произошел не при перевозке груза.

В первом случае применяются положения соответствующих транспортных уставов и кодексов, во втором - непосредственно транспортно-экспедиционное законодательство.

В случае утраты или повреждения груза при осуществлении, например, морской перевозки перевозчик освобождается от ответственности перед экспедитором, если докажет, что утрата или повреждение произошли не только вследствие непреодолимой силы, но и вследствие опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах; любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море; действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и др.); действия или бездействия отправителя или получателя и т.д. (ст. 166 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Эти же обстоятельства будут являться основаниями освобождения экспедитора от ответственности перед клиентом.

При утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, возникших не при осуществлении перевозки, основания освобождения экспедитора от ответственности отличаются от предусмотренных общими нормами ГК РФ. В соответствии с Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», воспроизводящим для экспедитора формулировку освобождения от ответственности аналогично освобождению от ответственности перевозчика, содержащуюся в ГК и соответствующих транспортных уставах, для освобождения от ответственности экспедитор должен доказать наличие непредотвратимых и неустранимых по независящим от экспедитора причинам обстоятельств. Некоторые авторы рассматривают фразу»… если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые лицо не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело» в качестве выражения виновной ответственности лица Гражданское право: в 2 т. Том 2. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд. М., 2000; Гражданское право. Том 2: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000. . Другие справедливо отмечают, что указанная норма есть не что иное, как дополнительное основание освобождения от ответственности, возможность установления которого прямо предусмотрена п. 3 ст. 401 ГК РФ Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003., в соответствии с которым к лицам-предпринимателям законом может быть предусмотрено иное основание освобождения от ответственности, помимо непреодолимой силы.

Рассматриваемое основание освобождения от ответственности, предусмотренное Законом, является более предпочтительным для экспедитора и ставит его в более выгодное положение по сравнению с режимом, предусмотренным общими положениями ГК РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» внес изменения в регулирование вопросов ответственности экспедитора, однако в ряде случаев указанные изменения не являются до конца последовательными. Наглядным примером может служить ограниченная реальным ущербом ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, возникших не в связи с нарушением обязательств перевозчиком. Сфера применения указанной ответственности весьма узка: для ее применения необходимо, с одной стороны, отсутствие обстоятельств, освобождающих экспедитора от ответственности (т.е. обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело), и с другой стороны, обязательно наличие всех мер, принятых экспедитором для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, т.е. невиновность экспедитора.

2.2 Проблема определения клиента из договора транспортной экспедиции

Правовое положение клиента по договору транспортной экспедиции определяется через его права и обязанности. Основными обязанностями клиента является обязанность уплатить экспедитору вознаграждение и оплатить расходы, связанные с выполнением или организацией выполнения экспедитором определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор транспортной экспедиции является возмездным. Условие о вознаграждении является определимым существенным условием в договоре транспортной экспедиции. Если в договоре транспортной экспедиции не установлен размер вознаграждения, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги. Транспортно-экспедиционный рынок в России действует и развивается, поэтому определить размер вознаграждения, так же как и примерный размер расходов, вполне легко.

Обычно размер вознаграждения определяется тарифами, существующими у экспедитора. Тарифные ставки устанавливаются с учетом характера экспедиторских операций, места их совершения, вида груза (тарно-штучный, навалочный). Размер ставок может быть дифференцирован не только для разных грузов, но и для разных видов сообщений: операции по переработке грузов в заграничном сообщении, большом каботаже и в прямом водном сообщении оплачиваются более высоко, чем аналогичные работы в междупортовом сообщении (малом каботаже) и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Очень часто экспедиторы котируют сквозную ставку за перевозку груза от пункта отправления до пункта назначения на основе ставок каждого вида транспорта, участвующего в смешанной перевозке, и других издержек экспедитора. Очень часто экспедитор предоставляет клиенту такие же ставки, как и перевозчик, доход же экспедитора сводится к разнице между ставками тарифа на мелкие отправки и ставками на отправки повагонные, т.е. экспедитор укрупняет мелкие отправки и отправляет их сборными вагонами.

Важной обязанностью клиента является предусмотренная и Гражданским кодексом, и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 №87-ФЗ обязанность клиента своевременно предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

Данные о грузе всегда имели важное значение в процессе выполнения транспортно-экспедиционной деятельности. Непредставление либо представление неверной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки может привести к возникновению чрезвычайной, опасной ситуации при транспортно-экспедиционном обслуживании груза, при перевозке груза.

При транспортно-экспедиционном обслуживании экспортных грузов для пересечения границы товар должен иметь все требуемые таможенными органами документы: сертификаты качества, сертификаты о происхождении товаров, карантинные свидетельства и т.д. Если экспедитор осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание грузов, требующих особых условий хранения, перевозки, перевалки, либо грузов, на которые не разработаны правила перевозки, то клиент обязан обеспечить экспедитора специальными инструкциями по указанным вопросам.

При предоставлении клиентом информации необходимо, чтобы информация, содержащаяся в указанных документах, соответствовала действительности, в противном случае исполнение экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, может быть затруднено или невозможно. Транспортные уставы также устанавливают ответственность за достоверность представляемых сведений о грузе.

Рассматривая вопрос о предоставлении клиентом полной информации, необходимо отметить, что клиент обычно не является компетентным в области перевозки грузов и часто не знает о том, является ли предоставленная им информация полной или нет. Учитывая это, функция экспедитора не должна быть сведена к пассивному получению информации от клиента, и в случае непредставления клиентом полной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные сведения.

Полнота информации должна оцениваться экспедитором на основании сопоставления сведений, предоставляемых клиентом, со сведениями, требуемыми перевозчиком при заключении договоров перевозки, таможенными органами - при таможенном оформлении товаров, страховщиками - при заключении договоров страхования и т.п.

Помимо требования полноты информации законодательством устанавливаются дополнительные требования к информации, предъявляемой клиентом экспедитору: информация должна быть точной и достоверной. При обнаружении недостатков полученной информации экспедитор должен сообщить об этом клиенту. В случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе применить одну из мер оперативного воздействия, а именно экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

В договоре транспортной экспедиции стороны могут предусмотреть заключение договоров экспедитора с иными участниками перевозочного процесса от имени клиента. В указанном случае на клиента возлагается обязанность выдать экспедитору соответствующую доверенность, позволяющую экспедитору надлежащим образом осуществлять принятые на себя обязательства. На клиента помимо указанных обязанностей в соответствии с договором могут быть возложены и другие, сущность которых заключается в том, что они обеспечивают надлежащее исполнение экспедитором принятых на себя обязательств. Так, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что экспедитор предоставляет клиенту контейнеры, а клиент обязан круглосуточно либо в предусмотренные договором часы принимать на складах контейнеры, осуществлять погрузку-выгрузку их и передавать экспедитору. Для надлежащего осуществления указанных обязанностей клиент должен предпринять подготовительные действия, в частности подготовку грузов для погрузки в контейнеры; подготовку складов для выгрузки прибывающих контейнеров с грузом; обеспечение механизации погрузочно-разгрузочных работ; устройство подъездов к складам и освещение их; освещение мест, где будут производиться погрузочно-разгрузочные работы.

Несмотря на то, что основной задачей в настоящее время является освобождение клиента от участия в процессе транспортировки груза, экспедитор все же вынужден обращаться к клиенту, как только наблюдается какое-то отклонение от обычного порядка при осуществлении организации доставки (отправления) получения груза, так как именно клиент является владельцем груза. Различается лишь степень участия: от дачи указаний при возникновении такой необходимости до осуществления клиентом определенных работ при организации доставки груза.

При рассмотрении вопроса о правах клиента следует отметить, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» предоставляет клиенту право в одностороннем порядке выбирать маршрут следования груза и вид транспорта (п. 6 ст. 3 Закона). Клиент также имеет право требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза. В договоре транспортной экспедиции стороны могут предусмотреть не только право клиента требовать предоставления информации о процессе перевозки груза, но также и иную информацию, например о прибытии груза в порт, об отправлении автотранспортного средства в адрес грузополучателя для доставки. Особое правило по поводу предоставления информации сформулировано законодателем в случае, когда транспортно-экспедиционные услуги оказываются клиенту для его личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. В этом случае экспедитор обязан по требованию данного клиента предоставить ему информацию, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

В Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиенту также предоставлено право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (п. 6 ст. 3 Закона). Следовательно, право клиента на дачу указаний должно быть предусмотрено договором транспортной экспедиции. В данной норме речь идет не о тех указаниях, которые клиент дает на запрос экспедитора, законодатель имеет в виду право клиента в одностороннем порядке изменять определенные условия договора транспортной экспедиции и обязательное принятие этих изменений к исполнению со стороны экспедитора.

У клиента, так же как и у экспедитора, есть предусмотренное Кодексом право отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, и одновременно обязанность возместить вызванные расторжением договора убытки (ст. 806 ГК РФ). Как отмечает Г.П. Савичев, «отказ от договора транспортной экспедиции в одностороннем порядке не согласуется с общими положениями гражданского права о договоре. Однако в данном случае наличествует одна из особенностей договора транспортной экспедиции, как и иных договоров о представительстве, допускающих односторонний отказ от их исполнения». Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» также предусмотрел право сторон на отказ, поместив норму, предусматривающую последствия права на отказ от договора, в главу об ответственности экспедитора и клиента. И действительно, Закон предусматривает ответственность сторон при одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции в виде возмещения убытков, вызванных расторжением договора, и уплаты штрафа в размере десяти процентов понесенных экспедитором или клиентом затрат. В итоге лицо, пользующееся правом на отказ, несет ответственность за осуществление указанного правомочия, что, несомненно, не соответствует сущности субъективного гражданского права.

При рассмотрении правового положения клиента по договору транспортной экспедиции необходимо проанализировать и вопросы ответственности за нарушение клиентом данного договора. Клиент несет гражданско-правовую ответственность перед экспедитором за нарушение своих обязанностей на основании общих положений Гражданского кодекса с некоторыми особенностями, установленными Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Клиент возмещает причиненные экспедитору убытки в полном объеме. Ответственность клиента, использующего услуги экспедитора в связи с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, строится на началах риска. Ответственность клиента, использующего услуги экспедитора для нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, строится на началах вины, и такой клиент освобождается от ответственности перед экспедитором, если докажет, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру транспортно-экспедиционного обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Возможны различные нарушения договора транспортной экспедиции со стороны клиента. Так, нарушениями будут непредъявление согласованного к транспортно-экспедиционному обслуживанию груза; предъявление груза в несогласованных объемах; предъявление груза иного наименования; просрочка в погрузке груза (если обязанность по погрузке лежит на клиенте); нарушение обязательств по направлению уведомлений и т.д.

Анализируя конкретные нарушения со стороны клиента, необходимо отметить нарушение обязанности по предоставлению информации экспедитору. И Гражданский кодекс, и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривают ответственность клиента за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением данной обязанности. Важность своевременного предоставления необходимой информации бесспорна, так как при нарушении данной обязанности создается невозможность надлежащего выполнения или даже вообще выполнения своих обязательств экспедитором, который может нести в связи с этим дополнительную ответственность перед иными участниками перевозочного процесса.

Одной из основных обязанностей клиента является также обязанность возместить расходы, понесенные экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает, что при необоснованном отказе от выполнения данной обязанности и именно за необоснованность клиент помимо возмещения расходов также несет ответственность в виде штрафа, размер которого равен 10 процентам от суммы указанных расходов. Клиент несет ответственность также и за несвоевременное возмещение расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента. Ответственность клиента за несвоевременное возмещение понесенных экспедитором в интересах клиента расходов, а также за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору устанавливается в виде законной неустойки. Размер неустойки составляет 0,1 процента вознаграждения и понесенных экспедитором в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» усложнил положение клиента при осуществлении им такого действия как приемка груза. Приемка груза клиентом и по качеству, и по количеству осуществляется одновременно с его получением.

При приемке груза получатель должен быть предельно точен и внимателен, так как именно при получении груза от экспедитора и обнаружении утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза получатель / уполномоченное им лицо должен сразу же не только уведомить экспедитора о самом факте утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, но также и указать общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза. Указанием на общий характер недостачи будет считаться, например, указание недостающего веса, если получатель осуществляет взвешивание при получении товара, указание на количество недостающих мест, на мест со следами взлома, повреждения и т.п. Указанием на общий характер повреждения (порчи) груза будут считаться указания на все те недостатки груза, которые выявляются при внешнем осмотре, свидетельствующие о недостатках качества, то есть о повреждении, порче.

Получатель должен уведомлять экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза в письменной форме - это может быть как отдельный документ, так и соответствующие записи, сделанные при проставлении отметки о получении на транспортном документе экспедитора.

Если получатель не уведомил экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза и не указал общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что он получил груз неповрежденным. Следовательно, если нарушен срок приемки или не соблюдена письменная форма уведомления о недостатках и об их общем характере, презюмируется, что груз был передан экспедитором получателю надлежащим по качеству и по количеству. Установленная законом презумпция может быть опровергнута, если заинтересованная сторона докажет, что, несмотря на отсутствие со стороны получателя / уполномоченного лица при получении товара каких-либо указаний на недостатки груза по качеству или по количеству, тем не менее указанные недостатки были.

На практике часто бывают ситуации, когда недостача или повреждение (порча) груза не могут быть выявлены при приемке груза обычным способом, т.е. когда имеются скрытые недостатки. В отношении таких недостатков уведомление может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. На получателя возлагается обязанность по проверке полученного товара в довольно короткие сроки - и в отношении количества товара это может быть признано обоснованным. При проверке же качества товара указанный срок может быть недостаточен. Срок в тридцать дней может быть недостаточен для проведения экспертизы, принятый товар может быть введен в эксплуатацию только по истечении тридцати дней после получения - все это ставит клиента в довольно тяжелое положение. Думается, что в отношении скрытых недостатков должен быть установлен либо более длительный срок для их выявления, либо установлено, что получатель обязан приступить к проверке качества такого товара в установленные сроки.

Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлено, что датой уведомления о скрытых недостатках груза считается дата получения экспедитором такого уведомления. Данная норма ущемляет права клиента, ставя его в крайне невыгодное положение. Указанное правило противоречит общему положению Кодекса, в соответствии с которым письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сданными в срок (п. 2 ст. 194 ГК РФ).

Еще одним нововведением, предусмотренным Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», ухудшившим положение клиента, является установление в области транспортно-экспедиционных отношений для клиента, осуществляющего предпринимательскую деятельность, обязательного претензионного порядка урегулирования споров. Клиент, пользующийся экспедиционными услугами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, вправе обращаться в суд без соблюдения претензионного порядка. Соблюдение же экспедитором претензионного порядка урегулирования споров не обязательно. В литературе существуют различные позиции по данному вопросу. Так, с одной стороны, отмечается, что претензионные сроки всегда носили пресекательный характер и могли служить непреодолимым препятствием на пути предъявления требований к перевозчику в судебном порядке, а также, что претензионный порядок является искусственным, бюрократическим препятствием в осуществлении права на защиту своих интересов; с другой стороны, отмечается, что необходимость введения претензионного порядка обусловлена постоянной работой экспедитора в правовом поле перевозчика.

Претензия должна быть предъявлена в шестимесячный срок, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление претензии. При этом возникновение права на претензию устанавливается не единообразно, а различно - в зависимости от вида нарушения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливается специальный срок исковой давности, равный одному году. В отличие от общих положений Гражданского кодекса, предусматривающих начало срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, в отношении транспортно-экспедиционных обязательств срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска; при этом закон не устанавливает момент возникновения права на предъявление иска. Наличие обязательного претензионного порядка, сокращенного срока исковой давности может повлечь невозможность клиента получить возмещение с экспедитора в случае, если с клиента было взыскано возмещение по истечении годичного, но в течение общего трехгодичного срока исковой давности.

В итоге хотелось бы отметить, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» во многих вопросах направлен на защиту интересов экспедитора, ущемляя права клиента, часто не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, что не может позитивно влиять на построение внутренне непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих имущественный оборот.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены поставленные нами цели и задачи.

Договор транспортной экспедиции - это договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Содержание конкретного договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий. Однако, учитывая, что, как правило, условия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.

Порядок заключения этого договора должен определяться исходя из общих положений о заключении гражданско-правовых договоров (глава 28 ГК). Согласно ст. 432 ГК договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной и считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Как известно, к существенным условиям всякого договора относятся условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Кроме того, как уже отмечалось, договор транспортной экспедиции должен быть заключен в простой письменной форме.

Предусмотренную Законом ответственность экспедитора можно классифицировать на два вида: ответственность экспедитора при оказании услуг в международных сообщениях и ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях. При международных сообщениях ответственность в определенных случаях ограничивается предусмотренной Законом определенной суммой расчетных единиц, для внутрироссийских сообщений подобного ограничения, выраженного в условных единицах, Законом не установлено.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.]: офиц. текст: по состоянию на 15 ноября 2007 г.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. №51 - ФЗ

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. №15-ФЗ

4. Федеральный закон РФ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 г. №18-ФЗ.

5. Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. №87-ФЗ.

6. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ

7. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2001 г. №А28-4140/00-197/8

8. Корнеев И.Л. Гражданское право РФ. Учеб. Пособие. - М., ИНФРА - М, 2005.

9. Гражданское право. Учебник: В 3 т. Т. 2. - 4-е изд., перераб. и доп. /Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев, и др.; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

10. Гражданское право: в 2 т. Том 2. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд. М., 2000.

11. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003.

12. Иванов С. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»: аналитический обзор // Международный экспедитор. 2003 №4.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты