p align="left">Иные органы, имеющие отдельные полномочия в сфере экологического управления
Отдельные полномочия в сфере экологического управления имеются у ряда органов государственной власти:
· Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) - в части санитарно-гигиенического нормирования, экологии человека, надзора за состоянием среды обитания человека;
· Министерство обороны РФ - в части экологического обеспечения Вооруженных Сил в целях сохранения и восстановления в ходе повседневной деятельности и боевой подготовки войск (сил) окружающей природной среды, а также снижения воздействия экологически неблагоприятных факторов на личный состав и объекты военной и социальной инфраструктур и другие.
29. Меры охраны климатической системы
Климатическая система -- это не только атмосфера, она включает в себя и гидросферу (все океаны, моря, озера, реки), и криосферу (поверхность суши, снег, морской и горный лед, а также лед, содержащийся в материковых щитах Гренландии, Антарктиды и полярных островов), и, наконец, биосферу, объединяющую все виды живого..
Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в том числе человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, упорядочение использования пестицидов, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., а также создание охраняемых территорий (заповедники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих животных и растений (в том числе для сохранения генофонда Земли), составление мировой и национальных Красных книг.
Природоохранительные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном законодательстве. Ответственность за нарушения в области охраны природы предусмотрена в гл. 26 УК РФ, гл. 8 КоАП РФ, а также установлена гражданская ответственность по некоторым видам правонарушений.
Сотрудничество с соседями привело Россию также к необходимости создания двусторонних с ними организаций, к иным формам двустороннего контактирования по проблемам: озера Байкал (с Монголией); подготовки кадров для заповедников и национальных парков (с США); строительства водоочистных сооружений и завода по переработке отходов; удаления серы и внедрению экологически чистых технологий (с Финляндией); утилизации отходов свинокомплекса и очистки сточных вод (с Данией); создания системы радиологического мониторинга (с Германией); комплексного управления качеством воды (с Канадой); охраны вод и защиты от паводков (с Китаем).
30. Основные управленческие функции в области охраны окружающей среды: правовое регулирование, нормирование
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Органами общей компетенции, осуществляющими государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются: Президент РФ; Правительство России; Советы министров республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации.
В соответствии со ст. 5 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. к управленческим функциям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся (их много, некоторые из них):
· обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ;
· разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
· разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития РФ;
· объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ;
· координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
· организация и проведение государственной экологической экспертизы;
· взаимодействие с субъектами РФ по вопросам охраны окружающей среды
· организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
· обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
· образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ;
· осуществление международного сотрудничества РФ в области охраны окружающей среды;
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в той же сфере ст. 6 указанного Закона отнесены:
· определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов РФ с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ;
· участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ;
· реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов РФ с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
· разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ, контроль за их исполнением;
Центральное место в системе специализированных органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды занимает Минприроды РФ. Постановлением на него и его территориальные органы возложена ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. В настоящее время это министерство действует на основе Положения о Министерстве об охране окружающей среды и природных ресурсов
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с экологическим законодательством нормативы качества окружающей среды едины для всей территории России.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
· нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
· нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
· нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
· иные нормативы качества окружающей среды.
В основе нормативов качества лежат три показателя:
· медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
· технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни);
· научно-технический (способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам).
31. Правовые формы участия населения в решении вопросов охраны окружающей среды и регулирования использования природных объектов
Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) посвящена общественному экологическому контролю. В возможности осуществления общественного экологического контроля проявляется право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Субъектами общественного экологического контроля являются общественные и другие некоммерческие объединения, в соответствии с целями, предусмотренными их уставами, а также граждане. Возможность участия граждан и юридических лиц в осуществлении общественного экологического контроля предусмотрена, в частности, ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. "О животном мире". При этом органы государственной власти при осуществлении своих полномочий в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания обязаны учитывать предложения и рекомендации граждан и юридических лиц.
Также такая возможность предусмотрена ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии со ст. 26 названного Закона, общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ об общественных объединениях.
На органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления п. 3 возлагается обязанность рассматривать результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, которые им представлены.
32. Основные управленческие функции в области охраны окружающей среды: экспертизы, лицензирование
Общественные отношения в области экологической экспертизы регулируются в настоящее время специальным законодательным актом - Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В регулировании отношений в области экологической экспертизы принимают участие различные органы государственной власти:
· Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.
· Правительство РФ утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы; контролирует исполнение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе федеральными органами государственной власти; осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы; ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической экспертизы перед Президентом РФ; определяет федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы, его функции и полномочия.
· Органы государственной власти субъектов РФ:
принимают нормативные правовые акты в области экологической экспертизы объектов регионального уровня;
организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной;
информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.
· Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы осуществляют
- делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;
- принимают и реализуют в пределах своих полномочий решения по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, организуют по требованию населения общественные экологические экспертизы;
- информируют федеральные органы исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;
- осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации иные полномочия в данной области.
имеют право:
получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (7-ФЗ Об охр.окр.среды)
Правовое регулирование деятельности по лицензированию в Российской Федерации осуществляется по общему правилу на основе Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии (ст. 17).
Согласно положениям Федерального закона "О животном мире" объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
Для получения долгосрочной лицензии предприниматель подает заявку. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
33. Правовое регулирование охраны озонового слоя
Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы ФЗ - 7 об охране окр.среды
Озоновый слой атмосферы является объектом охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Одна из целей государственной природоохранной политики - обеспечение сохранения общего содержания озона в атмосфере над территорией России. В связи с этим имеет особое значение принятие государством таких мер, как: организация наблюдения, учета и контроля за изменением состояния озонового слоя под влиянием хозяйственной и иной деятельности; установление и контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние озонового слоя, и другие.
При этом учитываются положения международных договоров Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права.
Постановлением Правительства РФ в 1996 г. утверждено Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
С 1 марта 2000 г. ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ, осуществляется только в случаях:
использования этих озоноразрушающих веществ исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ;
в особых случаях их применения, предусмотренных Монреальским протоколом;
транзитных перевозок их через Российскую Федерацию из государств и в государства, являющиеся Сторонами Монреальского протокола.
Одним из факторов, негативно влияющих на состояние озонового слоя атмосферы, является осуществление выбросов парниковых газов.
Основополагающим международно-правовым документом в этой сфере, является Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.). Данная Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией в ноябре 1994 г.
В развитие основных положений Рамочной конвенции ООН об изменении климата в декабре 1997 г. был принят Киотский протокол к ней, который Россия подписала в 1999 г. Основная цель принятия Киотского протокола снижение антропогенной нагрузки на один из компонентов окружающей среды - атмосферный воздух за счет сокращения выбросов парниковых газов.
На современном этапе Киотским протоколом предусматриваются следующие правовые механизмы, создающие условия для обеспечения сокращения выбросов парниковых газов: проекты чистого развития, проекты совместного осуществления (выбор проекта зависит от того, включена ли страна в приложение 1 к Рамочной конвенции ООН об изменении климата) и механизм торговли квотами на выбросы парниковых газов.
В целях правового обеспечения исполнения обязательств по Киотскому протоколу в России приняты: Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 332 "О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата"; Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 30 июня 2006 г. N 141 "Об утверждении Порядка формирования и функционирования российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов" , Приказ Министерства природных ресурсов РФ N 121 и Министерства экономического развития и торговли РФ N 148 от 7 мая 2007 г. "Об утверждении Порядка формирования и ведения российского реестра углеродных единиц"
34. Основные управленческие функции в области охраны окружающей среды: экологический контроль, привлечение к ответственности
Статья 64. Задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) Охрана озонового слоя атмосферы ФЗ - 7 об охране окр.среды
Статья 65. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)
Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
При обнаружении экологического правонарушения государственный инспектор составляет Протокол об экологическом правонарушении в соответствии со ст. 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. На основании Протокола инспектор в пределах своих прав, определенных должностной инструкцией, принимает решение о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения:
* дает предписание об устранении экологического правонарушения на основании ст. 70 (п. 2) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды »;
* выносит постановление о наложении штрафа за административное правонарушение на основании ст. 70 (п. 2) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и ст. 261 КоАП РСФСР;
* выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, на основании ст. 70 (п. 2), 86 и 87 (п. 1) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и ст. 261 КоАП РСФСР;
* дает предписание об ограничении (приостановлении, прекращении) хозяйственной и иной деятельности;
* дает предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности;
* направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу) представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю на основании ст. 70 (п. 2) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»;
* направляет материалы в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экологическое преступление на основании ст. 70 (п. 2) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
35. Нормирование воздействий на атмосферный воздух
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА N 96-ФЗ 4 мая 1999 года
Статье 12 устанавливаются виды нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Определения этих видов даны в ст. 1 этого Закона.
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
технические нормативы выбросов;
предельно допустимые выбросы.
Технический норматив выбросов устанавливается для любого технического устройства, в процессе эксплуатации которого в атмосферу выбрасываются и могут выбрасываться вредные (загрязняющие) вещества.
Вопрос о круге объектов, для которых устанавливаются технические нормативы выбросов, уточняется Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Согласно п. 4 Положения перечни объектов (кадастры), в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов, разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Соответственно, функции упраздненной Госкомэкологии выполняет в настоящее время МПР России.
При определении нормативов выбросов применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в том числе методы сводных расчетов для территории городских и иных поселений и их частей с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, утверждаемые Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды (п. 5).
36. Понятие и виды собственности на природные объекты
Понятие собственности на прир. Объекты - владеть, пользоваться и распоряжаться.
Под понятием права собственности на землю и иные природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст.ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах, т.е. право собственности в объективном смысле. Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности - т.т право собственности в субъективном смысле. В-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками. На основании всего вышесказанного целесообразно сделать вывод, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого другого правоотношения собственности.
Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента:
- объект правоотношения;
- субъект правоотношения;
- содержание правоотношения.
Делится на виды:
Государственная,
Частная,
Муниципальная
Объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются:
- отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);
- только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);
- при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).
37. Источники загрязнения атмосферного воздуха
Источники загрязнения атмосферного воздуха Сброс загрязняющих веществ может осуществляться в различные среды: атмосферу, воду, почву. Выбросы в атмосферу являются основными источниками последующего загрязнения вод и почв в региональном масштабе, а в ряде случаев и в глобальном. Промышленные источники загрязнения атмосферного воздуха подразделяются на источники выделения и источники выбросов. К первым относятся технологические устройства (аппараты установки и т.п.), в процессе эксплуатации которых выделяются примеси. Ко вторым - трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари и другие устройства, с помощью которых примесь поступает в атмосферу. Промышленные выбросы подразделяются на организованные и неорганизованные. Организованный промышленный выброс поступает в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы, что позволяет применять для очистки от загрязняющих веществ соответствующие установки. Неорганизованный промышленный выброс поступает в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушений герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по отсосу газа в местах загрузки, выгрузки или хранения продукта. Неорганизованные выбросы характерны для очистных сооружений, хвостохранилищ, золоотвалов, участков погрузочно-разгрузочных работ, сливно-наливных эстакад, резервуаров и других объектов. К основным источникам промышленного загрязнения атмосферного воздуха относятся предприятия энергетики, металлургии, стройматериалов, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, производства удобрений.
38. Общая характеристика права государственной, муниципальной и частной собственности на природные объекты
Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, гос-венной, муниципальной и иных формах собственности.
Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ гос-венной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы гос-венной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ).
Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в гос-венной собственности, закрепляются за гос-венными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Муниципальная собственность на природные объекты Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Общая характеристика содержания права частной собственности на землю.
Ст 209 ГК - собственнику принадлежит права владения , пользования и распоряжения своим имуществом.
39. Атмосферный воздух как объект использования и охраны
Можно выделить несколько видов использования атмосферным воздухом как объектом:
1. пользование воздухом для обеспечения жизнедеятельности человека и других организмов;
2. пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;
3. пользование воздухом для производственных нужд -- в качестве производственного сырья и для получения кислорода, азота и т.п. в различных промышленных процессах (горение топлива), выплавки металлов и руд (доменные и мартеновские процессы); для автомобильного и воздушного транспорта и т.д.;
4. искусственное изменение состояния атмосферы и атмосферных явлений в народнохозяйственных целях.
Правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляется Федеральными Законами «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., а также рядом подзаконных актов - Положениями о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух, о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя и др. Российская Федерация является участником нескольких международных соглашений по вопросам охраны атмосферы, например, Международной Венской конвенции об охране озонового слоя, Конвенции ООН об изменении климата, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
Важные положения об охране атмосферного воздуха содержатся в нормативных актах, регулирующих использование и охрану земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, а также в уголовном, административном, гражданском и иных отраслях законодательства.
В силу своих естественных свойств атмосферный воздух в настоящее время не рассматривается в качестве объекта присвоения, поэтому отношения собственности по поводу атмосферного воздуха, а также процесс его экономического использования не регулируется законодательством. Экологическое право обеспечивает лишь его охрану от вредных воздействий.
40. Юридическая защита права собственности на природные объекты
Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.
Способы защиты права собственности на природные ресурсы определяются законодательством. Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Наиболее широкий выбор способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Разновидностью гражданских прав являются права собственности на природные ресурсы. Защита таких прав осуществляется путем:
* признания права;
* восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
* признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
* признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
* самозащиты права;
* присуждения к исполнению обязанности в натуре;
* возмещения убытков;
* взыскания неустойки;
* компенсации морального вреда;
* прекращения или изменения правоотношения;
* неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
* иными способами, предусмотренными законом.
Защита прав собственности регулируется также в специальной - гл. 20 ГК РФ. Здесь устанавливаются правила истребования имущества из чужого незаконного владения (ст. 301), истребования имущества от добросовестного приобретателя (ст. 302), расчетов при возврате имущества из незаконного владения (ст. 303) и защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (ст. 304), а также относительно последствий прекращения права собственности в силу закона (ст. 306).]
41. Правовые меры охраны животного мира
Правовые меры по охране животного мира состоят: в разработке, принятии и применении законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром; в установлении лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды их обитания, в первую очередь редких и исчезающих видов (Красная книга РФ и другие аспекты), а также для регулирования охраны особых территорий (заповедников, заказников, национальных парковых и иных); в установлении системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания; проведении правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания; правовом воспитании и профилактике нарушений.
Конвенция о биологическом разнообразии и другие акты современного экологического права расширяют рамки и измеряют содержание правовой охраны. Например, ст. 8 и 9 указанной Конвенции перечисляют следующие меры и направления сохранения, поддержки и восстановления жизнеспособных популяций в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки:
1) создание систем охраняемых природных территорий и районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия на основе разработки руководящих принципов отбора, создания и рационального использования таких территорий и районов;
2) содействие защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях;
3) предотвращение интродукции чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам животных, особые меры должны приниматься для защиты животных вне естественных мест обитания, т.е. благодаря: а) созданию и поддерживанию банков генов и геномов, семенных банков, банков спермы, банков яйцеклеток; б) созданию и поддерживанию условий для сохранения и исследования культур; клеток и тканей растений; культивируемых in-vitro, коллекций микробных культур; в) созданию и поддержанию условий для сохранения и исследования ex-situ растений, животных и микроорганизмов, предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов.
42. Понятие и виды права природопользования
Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования.
Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», Федеральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.
В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:
· право землепользования,
· право недропользования,
· право водопользования,
· право пользования атмосферным воздухом,
· право лесопользования,
· право пользования растительным миром вне лесов,
· право пользования животным миром.
43. Правовое регулирование охоты и рыболовства
N 52-ФЗ «О ЖИВОТНОМ МИРЕ» Статья 41. Охота
Охота является одним из важнейших видов пользования животным миром. Исходя из специфики вида пользования объектами животного мира, отнесенными в установленном порядке к объектам охоты, законодателем предусмотрена необходимость установления особых правоотношений в данном виде пользования. Эти отношения должны быть установлены специальным федеральным законом об охоте и охотничьем хозяйстве.