Экологическое правоотношение и ответственность за нарушение лесного законодательства
Экологическое правоотношение и ответственность за нарушение лесного законодательства
6
СОДЕРЖАНИЕ
ВАРИАНТ 20
1. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Экологические правоотношения -- это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права [8. с. 89].
Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Так, в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» следует различать правовые отношения в сфере:
- естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы;
- земельных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов;
- особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.).
Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает, а напротив, предполагает их большую роль в их охране и рациональном использовании, то государственные органы осуществляют регулирование рационального использования и охрану окружающей природной среды.
В учебной литературе объекты экологических правоотношений подразделяются на следующие три категории: - интегрированные -- окружающая природная среда в целом; - дифференцированные -- отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты); - особо охраняемые -- государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Содержанием правоотношений, в том числе и экологических, являются права и обязанности участников этих отношений. Права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, означает и характеристику обязанностей другой стороны.
Права граждан в области охраны окружающей природной среды нашли отражение и легальное закрепление в действующих нормативных актах, и, прежде всего в Конституции Республики Беларусь. Согласно Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [9. с. 76].
Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Предусмотрев и механизм обеспечения этого права, включающий планирование и нормирование качества окружающей природной среды, меры по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и др.
Правомочия граждан в области охраны окружающей природной среды:
- создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;
- принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды;
- требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;
- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;
- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Экологические правоотношения возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности. Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неосновательное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических правоотношений указанные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений имеют далеко не такое же значение, как это имеет место в гражданских правоотношениях. Так, договор, являющийся в гражданском праве одним из наиболее универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологии играет значительно меньшую роль, хотя и здесь в современных условиях он получил значительное применение, чего ранее, в условиях командно-административной системы и монополизма государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, никогда не было и не могло быть". Действующее же законодательство значительно расширило сферу применения договоров в области земельных, лесных, водных и других отношений. Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительного удельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в этом большое место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.
2. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Строгое соблюдение законодательства об охране окружающей природной среды является условием обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов. В силу этого при рассмотрении дел о нарушении законодательства об охране окружающей природной среды следует обеспечивать всестороннее и полное исследование обстоятельств противоправного деяния, учитывать характер наступивших последствий, не допускать необоснованного освобождения виновных от ответственности, а также от возмещения ущерба, причиненного вредным воздействием на окружающую природную среду
Работа судов по рассмотрению дел о возмещении ущерба, причиненного уничтожением или повреждением лесов, а также другими действиями, наносящими ущерб лесному хозяйству, должна способствовать сохранению лесных богатств.
Вместе с тем при разрешении дел данной категории судами допускаются ошибки, возникают спорные вопросы в применении законодательства, требующие разъяснения.
Лица, совершившие нарушение лесного законодательства, могут привлекаться к материальной, административной и уголовной ответственности.
Основными нормативными актами, регулирующими ответственность за лесонарушения, являются: Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также постановления Совета Министров Республики Беларусь, определяющие порядок взыскания стоимости незаконно добытой древесины и иной лесной продукции при невозможности их изъятия у юридических и физических лиц, а также ущерба, причиненного нарушениями лесного законодательства.
Примерный перечень действий, влекущих наступление ответственности за нарушение лесного законодательства, содержится в ст.97 Лесного кодекса Республики Беларусь. Законодательными актами может быть установлена ответственность и за другие нарушения лесного законодательства.
«Лица, виновные в совершении предусмотренных статьей 96 настоящего Кодекса сделок, а также в:
- незаконном уничтожении или повреждении древесно-кустарниковой растительности (насаждений), входящей в лесной фонд;
- нарушении требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение;
- загрязнении леса сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами или иным способом;
- нарушении правил использования участков земель лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов без надлежащего разрешения на использование этих участков;
- повреждении сенокосов или пастбищных угодий на землях лесного фонда, а равно самовольном сенокошении;
- нарушении правил заготовки, сбора или закупки грибов, других дикорастущих растений или их частей;
- нарушении установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывоза древесины, а также заготовки живицы;
- самовольном сборе в промысловых целях, уничтожении или повреждении лесной подстилки, самовольном снятии, повреждении или уничтожении плодородного слоя лесных почв, включая подстилающие породы на землях лесного фонда;
- уничтожении или повреждении отграничительных, лесоустроительных, лесохозяйственных или иных информационных знаков на землях лесного фонда;
- нарушении требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации, консервации, демонтажа, сноса промышленных, научных или иных объектов;
- осуществлении лесных пользований в нарушение требований, предусмотренных в лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете;
- выпасе домашних животных на землях лесного фонда в неустановленных для этого местах;
уничтожении или повреждении сооружений в местах отдыха, лесоосушительных сооружений, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда, - несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь» [3. с. 7].
Законодательными актами Республики Беларусь может быть установлена ответственность и за другие нарушения лесного законодательства. Ущерб, причиненный лесонарушениями, в соответствии со ст. 101 Лесного кодекса Республики Беларусь подлежит возмещению в установленном размере независимо от привлечения лесонарушителя к уголовной или административной ответственности.
Согласно ст. 100 Лесного кодекса Республики Беларусь, незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежат изъятию и передаче соответствующему юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, либо лесопользователю, если нарушены его права. В тех случаях, когда незаконно добытая лесопродукция была сдана на хранение лесонарушителю либо неправомерно осталась у него, суды, наряду с возмещением ущерба, должны разрешить вопрос об ее изъятии и передаче для реализации соответствующему юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, либо лесопользователю, права которого были нарушены. При невозможности изъятия незаконно добытой древесины и иной лесной продукции взыскивается их стоимость в размере и порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
При разрешении споров о возмещении ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства, суды должны исходить из необходимости полного возмещения ущерба. В случаях, когда возникает вопрос о применении п. 3 ст. 952 ГК Республики Беларусь, суды обязаны мотивировать решение об уменьшении возмещения вреда. Юридические и физические лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос либо иной защитной или озеленительной древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав государственного лесного фонда, в соответствии со ст.99 Лесного кодекса несут ответственность, установленную нормативными правовыми актами за уничтожение или повреждение особо охраняемых лесов первой группы, если законодательством Республики Беларусь не установлена более строгая ответственность за указанные действия [2. с. 321].
Согласно ст.949 ГК лица, совместно причинившие вред лесонарушениям, несут солидарную ответственность по возмещению ущерба. Долевая ответственность может быть возложена на эти лица лишь в отдельных случаях, в интересах истца, если такой порядок взыскания обеспечит более быстрое и полное возмещение причиненного ущерба.
Судам следует иметь в виду, что ущерб, наступивший в результате поджога леса или небрежного обращения с огнем, возмещается нарушителями в размере стоимости: потерь товарной ценности леса, исчисляемой по таксам на древесину основных лесных пород, отпускаемых на корню; выращивания новых лесных культур или молодняков естественного происхождения взамен погибших; работ по очистке территории. В сумму ущерба включаются также все расходы по тушению пожара. Возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением находящихся в лесу зданий, сооружений и другого имущества в результате пожара, возникшего вследствие лесонарушения, производится в порядке и размерах, предусмотренных нормами гражданского и лесного законодательства.
Ущерб, причиненный лесному хозяйству самовольным сенокошением и пастьбой скота в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, определяется по таксам, устанавливаемым для исчисления размера за данный вид лесонарушения, утверждаемым постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Материальную ответственность за ущерб, причиненный лесному хозяйству самовольной пастьбой скота, уничтожением или повреждением при выпасе скота лесных культур, сеянцев и саженцев в лесных питомниках и на плантациях, несут виновные в потраве (владельцы скота, пастухи, другие лица).
Если ущерб лесному хозяйству причинен по вине пастухов или других лиц при исполнении ими своих трудовых обязанностей, материальная ответственность возлагается в полном объеме на соответствующее юридическое лицо, с которыми указанные лица находятся в трудовых правоотношениях (ст.937 ГК). Право регрессного требования к этим лицам возникает со времени возмещения ущерба юридическим лицом. Ущерб, подлежащий возмещению по регрессному иску, согласно действующему законодательству определяется в полном или ограниченном размере.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2001 г. «1073 «О взыскании стоимости незаконно добытой древесины и иной лесной продукции при невозможности их изъятия у юридических и физических лиц» юридические лица, ведущие лесное хозяйство, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу в суды исков о взыскании с юридических и физических лиц стоимости незаконно добытой ими древесины и иной лесной продукции при невозможности их изъятия [6. с. 5].
При удовлетворении иска с ответчика взыскиваются судебные расходы на основании ст.ст. 124, 135, 142 ГПК. Рассматривая жалобы должностных лиц и граждан на постановления о наложении на них штрафов за нарушение лесного законодательства, суды должны руководствоваться Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, и ст.ст. 344--347 ГПК Республики Беларусь. При подготовке дел к судебному разбирательству судьи должны выяснить, имеются ли в протоколе сведения о том, в который раз совершено лесонарушение, изъята ли у лесонарушителя незаконно добытая им лесопродукция, в соответствии ли с таксами определен размер ущерба, причиненного лесонарушением. Если необходимые данные в протоколе отсутствуют, следует принимать меры к тому, чтобы они были представлены суду. При обнаружении в действиях лица, совершившего лесонарушение, признаков преступления, суд в соответствии со ст. 325 ГПК обязан сообщить об этом прокурору.
Установив при рассмотрении дел недостатки в охране лесов, суды в необходимых случаях должны обсуждать вопрос о вынесении частных определений, направляя их соответствующим организациям для принятия надлежащих мер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Комментарий В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея , 1999.
Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. N 420-З. Принят Палатой представителей 8 июня 2000 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 29.07.2000, № 70, рег. № 2/195 от 18.07.2000). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-хii. Ведомости Верховного совета Республики Беларусь 1993г. №1 ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 16.01.2004, № 4, рег. № 6/383 от 09.01.2004). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2001 г. № 1073 «О взыскании стоимости незаконно добытой древесины и иной лесной продукции при невозможности их изъятия у юридических и физических лиц» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 06.08.2001, N 72, рег. N 5/6461 от 30.07.2001). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
Желваков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2000.
Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 2001.
С.А. Балашенко, Д. М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. - 398с.