p align="left">В 1932 году к этой Конвенции присоединился Советский Союз. Необходимость международного сотрудничества в борьбе с этими преступлениями привела к заключению в 1929 г. Женевской конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков. Государства-участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. Оно объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением.
Поэтому все страны -- участники конвенции должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их соучастников. С 1931 по 1995 г в рамках требований ст. 12 Женевской конвенции проведено восемь международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с этими преступлениями.
К денежным знакам Конвенция относит только находящиеся в обращении бумажные деньги и металлические монеты.
Государства-участники договорились строго наказывать:
1 ) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;
2) сбыт поддельных денежных знаков;
3) действия, направленные к сбыту, ввозу в страну или получению, или добыванию для себя поддельных денежных знаков при условии, что их поддельный характер был известен;
4) покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию;
5) обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков (ст. 3). К уголовной ответственности привлекаются граждане данной страны и лица, проживающие на ее территории, виновные как в подделке внутренних денежных знаков, так и иностранной валюты.
В соответствии со ст. 12 Конвенции дознание по таким делам ведется в рамках национального уголовного судопроизводства особо созданным Центральным Бюро, которое работает в контакте с банковскими учреждениями, полицией и подобными органами других стран. Это позволяет централизовать в масштабе государства все сведения, могущие облегчить розыск, пресечение и профилактику этих преступлений. В настоящее время все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой сфере международных отношений возложены на Интерпол.
В то же время целый ряд положений Конвенции устарел, а ее текст требует существенных изменений. В первую очередь это относится к расширению понятия «денежных знаков». Сегодня распространены подделки векселей, аккредитивов, чеков, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг. Однако в Конвенции такие деяния преступными не считаются. То же самое можно сказать о подделке денежных знаков, не находящихся в обращении, и о вывозе фальшивых денег за границу. Эти пробелы Конвенции вынуждены восполнять национальные нормы уголовного законодательства, а также двусторонние соглашения.
Данной Конвенцией были установлены основные принципы борьбы с фальшивомонетничеством и предусмотрены карательные меры к лицам, занимающимся изготовлением фальшивых денег, независимо от того, затрагивает ли это национальную денежную систему или денежную систему других стран. На России, как правопреемнице СССР, лежит обязанность унифицировать национальное законодательство по этому вопросу, обеспечить координацию деятельности органов по борьбе с фальшивомонетничеством, обеспечить обмен информацией по выявленным случаям изготовления и сбыта фальшивых денег.
Сотрудничество в борьбе с фальшивомонетничеством, осуществляемое на основе международного договора универсального характера, имеет неоспоримое преимущество, так как оно нацелено на вовлечение в эту деятельность возможно большего числа государств, что позволяет государствам - участникам максимально использовать имеющийся международный опыт Конвенции 1929 г. в борьбе с этим преступлением.
3.3 Роль Интерпола в борьбе с фальшивомонетничеством
Особое место в сотрудничестве государств по противодействию распространению фальшивомонетничества занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол) -- межправительственная организация, насчитывающая 179 членов, вторая после ООН крупнейшая организация с наиболее совершенной системой коммуникации, системой криминальной информации с прямым доступом к ней соответствующих национальных структур.
Третья Международная конференция по вопросам борьбы с фальшивомонетничеством, проведенная в 1950 г. в Гааге446 ?. ?????. ????. ??????. ?. 36. 6, в специальной резолюции подтвердила роль Интерпола как единственного действующего в этой сфере специализированного международного органа. Интерпол периодически (раз в 5 лет) созывает конференции с участием представителей эмиссионных банков и заинтересованных центральных властей (ст. 15 Женевской конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков), ведет комплексную статистику случаев фальшивомонетничества (такие данные необходимы для распознания новых подделок и оповещения о них стран-членов). На основе анализа международного опыта борьбы с фальшивомонетничеством Интерпол вырабатывает рекомендации по совершенствованию средств защиты национальных денежных знаков, обобщает опыт работы полиции разных стран по раскрытию фактов подделки денежных знаков и других платежных средств, выявлению типографий и мастерских, где они производятся, установлению и изобличению изготовителей и сбытчиков, закреплению вещественных доказательств.
Специалисты группы Интерпола, занимающиеся обработкой информации о фальшивомонетничестве, оказывают полицейским органам разных стран практическую помощь в борьбе с преступлениями этого вида. Ежегодно эксперты специализированной лаборатории проводят 700--800 исследований банкнот и банковских чеков, поступивших на исследование с просьбой установить их подделку и по возможности источник происхождения.
В системе Интерпола есть орган, аналогичного которому нет в структуре других международных организаций, -- национальные центральные бюро (НЦБ). Непосредственно реализацией задач в сфере борьбы с подделкой денежных знаков занимается отдел уголовных преступлений НЦБ Интерпола. В Российской Федерации участие государства в деятельности Международной организации уголовной полиции и создание Национального центрального бюро РФ определено Указом Президента Российской Федерации (№ 1113 от 13 июня 1996 г.), а Положение о НЦБ Интерпола утверждено Председателем Правительства Российской Федерации.
Осознавая необходимость борьбы с этим опасным экономическим преступлением, на протяжении многих лет Генеральный Секретариат Интерпола447 См. приложение 1.7выпускает справочные издания, основное назначение которых - пресечение оборота фальшивых и поддельных банкнот и других наличных платежных средств в мировой денежной системе.
Генеральный Секретариат Интерпола - это центр координации борьбы против преступности на международном уровне. Сейчас, в условиях сближения политических и экономических систем разных стран, когда границы государств все более открыты, когда можно говорить о достаточно свободном перемещении денежных потоков из страны в страну448 См. приложение 2. 8, действительно эффективную борьбу с фальшивомонетничеством можно вести только на международном уровне.
Генеральный Секретариат Интерпола449 См. приложение 3.9 - это организация, включающая в себя более 170 государств-членов.
Издания Генерального Секретариата Интерпола успешно используются сотрудниками государственных и коммерческих банков, а также правоохранительных органов во всем мире.
Информация о выявляемых Интерполом фальшивых банкнотах, чеках и пластиковых картах, оперативная информация о вводе и выводе из обращения банкнот иностранных государств помогает пресечь попадание в банковскую сферу фальшивых, поддельных и неплатежеспособных средств.
Официальный издатель справочников Интерпола в течение нескольких десятилетий - голландский издательский дом Keesing Reference Systems B.V.
С 1911 года издание "Counterfeits and Forgeries" распространяется во всем мире под эгидой Интерпола и служит делу борьбы с фальшивомонетничеством. К сожалению, актуальность издания за эти 90 лет не снижается.
После создания Европейского Валютного союза и выпуска в обращение единой для большинства европейских государств валюты евро, развернуть активную работу по пресечению распространения фальшивых банкнотов пришлось и единому банку-эмитенту - Европейскому банку. С осени этого года издания Кисинга выпускаются при содействии и Европейского банка, аккумулирующего у себя информацию по поддельным евро.
В октябре 2000 года официальный издатель Генерального Секретариата голландский издательский дом Keesing Reference Systems B.V. основал в Москве дочернее предприятие, основная цель которого - производить и поставлять на рынки России и стран СНГ справочное русскоязычное издание серии "Валюты стран мира", а также русскоязычные версии других справочных изданий Интерпола, таких как "Регистрационные документы транспортных средств" и "Справочник паспортов".
В рамках серии "Валюты стран мира" издательство Кисинг совместно с Интерполом и Европейским банком поставляет наиболее полную и разностороннюю информацию по фальшивым и подлинным банкнотам стран мира. Информацию, жизненно необходимую прежде всего банкам для пресечения поступления в систему налично-денежного обращения фальшивых банкнотов и минимизации других рисков, связанных с работой с наличностью. Все издания данной серии подписные, что позволяет нашим клиентам всегда получать оперативную информацию Интерпола по фальшивым и подлинным банкнотам. Преимуществом данного издания является возможность комплектовать том любым количеством валют на основе базовой части, в которую входит информация по трем валютам, имеющим наибольшее хождение на территории России и сопредельных государств - это российский рубль, американский доллар и европейская валюта Евро.
Изготовление поддельных транспортных документов. В современной России существует еще одна область, где нашли применения своим талантам фальшивомонетчики. Это область, связанная с изготовлением поддельных документов на автотранспорт. Несколько лет назад, в период бурного развития так называемого "серого" экспорта новых и подержанных транспортных средств из Европы, Россию буквально захлестнула волна поддельных документов на автотранспорт. Угнанные в Европе машины беспрепятственно пересекали границы России по липовым документам. Отсутствие у таможенных служащих справочных изданий, своевременно пополняемых баз данных и технических средств, помогающих определить признаки поддельности на представленных документах, привело к тому, тысячи угнанных в Европе автомашин навсегда осели у российских автовладельцев.
По признанию экспертов, чаще всего подделывают свидетельства о регистрации транспортных средств и справки-счета на продажу автомобилей, причем в подавляющем большинстве иностранных государств.
В техпаспортах чаще всего меняют даты выпуска конкретной серии или марки автомобиля, самого автомобиля, дату его первичной продажи, изменяют цифры номера двигателя и кузова, реже - иные данные. Подделывают год выпуска и тем самым делают автомобиль моложе, обычно на 1-2, иногда на 3 года.
Как только появляются ограничения на ввоз или вывоз автомобилей, на продажу и ограничения, связанные с годом выпуска и объемом двигателя, происходит всплеск подделок, в том числе и справок-счетов на продажу, независимо от страны их принадлежности. Способы же подделки - от подчистки и травления до полной имитации.
По степени сложности изготовления подделки встречаются самые разные. Есть грубые, на которые уже при первичном контроле можно обратить внимание и выявить их. Но иной раз служащий, призванный осуществлять контроль, просто не знает, как должны выглядеть те или иные документы, необходимые при продаже.
Выпускаемое Keesing Reference Systems издание Интерпола "Регистрационные документы транспортных средств" позволит сравнить поступившие на контроль документы с представленными образцами.
В издании содержится информация и изображение регистрационных документов более чем сорока европейских стран, включая Россию, Азербайджан, Украину и Белоруссию. Справочник предназначен для работников таможенной службы, органов МВД, сотрудников магазинов, осуществляющих сделки с автотранспортом и позволяет изучить образцы составления документов и средства защиты.
Подделка паспортов. Еще одно направление работы Генерального Секретариата Интерпола связано с пресечением попыток незаконной эмиграции и пересечения границ государств мира. Изготовление поддельных паспортов, фальсификация сроков их действия, подделка виз - преступления, имеющие широкое распространение в современном мире. Всплеск подобных преступлений в Европе связан с падением железного занавеса, низким экономическим развитием ряда стран Европы, Африки и Азии, наличием массы военных, политических и экономических беженцев.
Согласно подсчетам в мире сейчас используется около 10 миллионов украденных и поддельных паспортов. Россия и страны СНГ часто становятся перевалочными пунктами для незаконных эмигрантов из стран Азии, Дальнего Востока, Африки, пытающихся проникнуть на территорию Европы. Огромное количество преступлений совершается на территории России лицами, незаконно въехавшими сюда по поддельным документам.
Служащим, осуществляющим пограничный контроль, сегодня приходится иметь дело с сотнями образцов паспортов разных стран, знать особенности оформления виз различных государств.
Кроме того, нельзя забывать и о том, что поддельные паспорта используются преступниками при попытках оформления кредитов, займов, регистрации сделок, открытия фирм-однодневок.
Понимая важность задачи пресечения незаконной миграции, ограничения преступности в экономической сфере, Генеральный Секретариат Интерпола выпускает два справочных издания, предназначенных для идентификации документов, удостоверяющих личность владельца. Это "Справочник паспортов" в четырех томах и однотомный "Ежегодный справочник паспортов". Оба издания предназначены для сотрудников пограничной службы, таможни, органов внутренних дел, а также для сотрудников банков и регистрационных палат.
Подробное описание содержания документов и применяемых средств защиты поможет своевременно выявить поддельные паспорта и пресечь проникновение на территорию страны незаконных мигрантов.
"Ежегодный справочник паспортов" содержит, кроме того, рекомендации по проведению экспертизы паспортов, информацию о новых средствах защиты и технических средствах, применение которых возможно и необходимо при исследованиях.
Сейчас под эгидой Генерального Секретариата Интерпола на базе издательства "Кисинг Информационные Системы" подготовлен масштабный проект по проведению обучения экспертов на семинаре "Экспертиза денежных знаков: методика и технологии".
Думаю, что использование справочных изданий Интерпола в повседневной деятельности банковских работников, обучение и повышение квалификации специалистов правоохранительных органов позволит существенно снизить риск, возникающий при работе с наличной валютой в борьбе с фальшивомонетничеством.
3.4 Новые технологии борьбы с фальшивомонетничеством
Фальшивомонетничество всегда относилось внутригосударственным уголовным законодательством к тяжким преступлениям, ибо оно наносит ущерб экономике и финансовым отношениям. С тех пор, как в человеческом обществе натуральный товарообмен был заменен денежным, появилось фальшивомонетничество. Впрочем, подделка предметов, служивших мерилом ценности обмениваемых товаров либо иных предметов, имела место и раньше. Большой размах подделка денег получила тогда, когда в оборот были широко пущены благородные металлы.
Большое количество денег (российских и иностранных) подделывается в ближнем и дальнем зарубежье и затем переправляется в российские города, в основном - в глубинку, где их проще сбыть. Этому способствует открытость границ между большинством стран СНГ и недостаточный контроль на западных и восточных границах дальнего зарубежья. Что же касается техники подделки денег и ценных бумаг, то теперь, с изобретением цветных копировальных аппаратов, она стала достаточно простой.
Западные криминологи, исследующие эту проблему, пришли к выводу, что в области фальшивомонетничества и подделки ценных бумаг действуют хорошо организованные преступные группы во многих странах мира. Этот вид преступлений международного характера все более становится монополией организованной преступности. По мнению специалистов из ФРГ и Нидерландов, одно из самых распространенных преступлений экономического характера в этих странах -- подделка векселей.
21 января 2003 года государственное информационное агентство ИТАР-ТАСС совместно с Центром политических технологий провело пресс-конференцию "Как предотвратить распространение фальшивых денег в России?"550 ??. http://www.kuban.ru0. На конференции выступили старший эксперт Экспертно-криминалистического центра МВД РФ Евгений Стариков, заместитель начальника отдела по борьбе с фальшивомонетничеством ГУБЭП МВД РФ Борис Сметанников, заместитель начальника управления профилактики фальшивомонетничества Департамента эмиссионно-кассовых операций Центрального банка РФ Александр Чухнов. Участники пресс-конференции рассказали о последних случаях конфискации крупных партий фальшивой иностранной и российской валюты, особенностях почерка преступных групп. Журналистам были продемонстрированы наиболее эффективные аппараты для проверки подлинности денег ДОРС-200 и ДОРС-1100. Несомненно, что для успешной борьбы с подобными явлениями нужны действенные законы, посредством которых она осуществляется; соответствующие государственные, межгосударственные и международные структуры, сформированные из хорошо подготовленных и оснащенных сотрудников
Заместитель генерального директора Центра политических технологий, кандидат исторических наук Дмитрий Орлов рассказал на пресс-конференции об истории фальшивомонетничества в России и за рубежом, в частности, о причинах медного бунта 1662 года и других акциях порчи денег в средневековой России. Орлов заметил, что вплоть до Второй Мировой войны выпуск крупных партий фальшивых денег зачастую инициировался государством. Наполеон Бонапарт организовал подпольную фабрику по производству фальшивых австрийских и русских денег; в концентрационных лагерях фашистской Германии размещались подпольные фабрики по производству английских фунтов стерлингов.
Заместитель генерального директора ЦПТ коснулся современной истории фальшивомонетничества в России, рассказав о Викторе Баранове, наладившем в 70-х годах в Подмосковье выпуск 25- и 50-рублевых купюр очень высокого качества. По словам Орлова, бум фальшивомонетничества в новейшей России был отмечен в 90-х годах, когда в обращение поступило огромное количество 50-тысячных купюр образца 1993 года. Орлов отметил, что развитие технологий позволяет эффективно бороться с фальшивыми деньгами, современные аппараты почти безошибочно идентифицируют фальшивые купюры. По мнению Орлова, стабильность основных экономических показателей - главное средство защиты рубля.
Войны между государствами нередко сопровождались стремлением нанести ущерб экономике противника. Одним из методов был выпуск фальшивых денег. В период подготовки Наполеоном I нападения на Россию миллионами печатались фальшивые русские ассигнации. Точно так же поступал Гитлер, готовясь к вторжению в СССР. Сегодня мы констатируем, что фальшивомонетничество используется определенными силами для подрыва экономики многих стран. По материалам Интерпола, начиная с конца 60-х годов, полиция нередко обнаруживала на мировом рынке поддельные деньги 20 -- 25 стран. В 1992 г. была найдена большая партия фальшивых долларов, подготовленная для отправки в Россию и другие страны СНГ.
Когда американцы объявили в 1997 г. о замене пятидесятидолларовых купюр, на рынке в Москве сразу появились такие поддельные банкноты, хотя еще ни одной новой подлинной купюры указанного достоинства в Россию привезено не было.
3.5 Проблемы квалификации фальшивомонетничества
В правоприменительной практике нередко возникают вопросы уголовно - правовой квалификации, связанные с оборотом поддельных денег. Неверная трактовка ряда положений ст. 186 УК РФ, предусматривающей ответственность за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, приводит к необоснованному привлечению к уголовной ответственности.
Обсудим проблему на примере уголовного дела в отношении Б., которому предъявили обвинение в покушении на сбыт поддельной валюты в крупном размере. Как установлено, Б. Оказал содействие В. в приобретении последним у А. Фальшивых денежных купюр. Фактически же Б. Лишь познакомил А. с В., а потому, строго говоря, его действия, на мой взгляд, не соответствовали пособничеству, как оно понимается в ч. 5 ст. 33 УК РФ. Напомню, что пособником признаётся лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путём, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. Как видим, согласно закону, определяющему способы и средства оказания помощи в совершении преступления, содеянное Б. Не может рассматриваться как уголовно - наказуемое пособничество в силу запрета расширительного толкования уголовно - правовых норм.
Предположим, однако, что роль Б. действительно заключалась более чем в простом знакомстве А. с В. Как квалифицировать действия Б.?
Объективная сторона состава фальшивомонетничества заключается, применительно к случаю с Б., в сбыте поддельной иностранной валюты, выдаваемой за подлинную. Однако сбыт вовсе не означает любую передачу поддельных денег одним лицом другому. В этом смысле понятие сбыта фальшивых денег уже, нежели, к примеру, понятие сбыта наркотиков. Так, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27 мая 1998г. №9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (п. 5) разъяснил, что под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ следует понимать любые способы их возмездной или безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т. д.), а также иные способы распространения, например, путём введения инъекций наркотических средств или психотропных веществ551 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. №71.
Понятие сбыта поддельных денег дано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1994 г. №2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг». «Сбыт поддельных денег, - говорит Пленум, - состоит в использовании их в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продажи и т. п.» Приобретение заведомо поддельной валюты в целях её последующего сбыта в качестве подлинной образует уголовно - наказуемое приготовление к фальшивомонетничеству552 «Российская газета», 14. 07. 1994. №131.2.
Таким образом, сбыт - это использование поддельных денег в качестве как будто настоящего платёжного средства. Выходит, сбыт имеет место тогда, когда получающая поддельные деньги сторона полагает их настоящими, и, стало быть, объективное свойство платёжного средства во многом зависит об субъективного их восприятия тем, к кому они переходят. Зависит во многом, но не полностью, поскольку, как правильно заключил Пленум Верховного Суда РФ (п. 3 Постановления от 23 апреля 1994 г. №2), при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях лица обсуждаемого состава преступления, необходимо установить, являются ли денежные купюры, монеты или государственные ценные бумаги поддельными и имеют ли они существенное сходство по форме, размеру, средству и другим основным реквизитам с находящимися в обращении подлинными денежными знаками или ценными бумагами. «В тех же случаях, - указывает далее Пленум, - когда явное несоответствие фальшивой купюры подлинной, исключающее её участие в денежном обращении, а также иные обстоятельства дела свидетельствуют о направленности умысла виновного на грубый обман ограниченного круга лиц, такие действия могут быть квалифицированы как мошенничество».
Поэтому пусть даже и деньги будут поддельными, и желание расплатиться ими, равно как факт реализации этого желания доказаны, и получившее подделку лицо искренне считало их настоящими, однако если плохо «нарисованные» дензнаки никак не «тянут» на средство платежа, состава фальшивомонетничества нет.
Купи А. при содействии Б. за поддельные деньги что - либо у В., то имел бы место сбыт, как его понимает Пленум, и оказание содействия именно в таком сбыте должно было бы квалифицироваться как пособничество. Однако в нашей ситуации Б. знакомил А. с В. не для того, чтобы при перемещении от одного из них к другому поддельной валюты она использовалась как средство платежа. Так как обе стороны знали о том, что валюта поддельная, она выступала предметом незаконной сделки и средством платежа, конечно, не являлась. Поэтому Б. нельзя обвинить в пособничестве в сбыте фальшивых денег как оконченном преступлении.
Если бы речь шла о крупной партии поддельных банкнот, что само по себе, видимо, являлось бы подтверждением желания использовать эти купюры именно в роли платёжного средства, а не, скажем, для коллекционирования или дарения в качестве сувениров, действия Б. - при наличии, и иных доказательств - могли бы расцениваться как прикосновенные к преступлению А. и В., которое Пленум считает приготовлением к сбыту фальшивых денег. Стало быть, Б. являлся бы пособником в приготовлении к сбыту.
Однако ряд обстоятельств препятствует, думаю, оценке действий Б. как преступных. Так, из материалов дела было ясно, что отсутствовали признаки субъективной стороны данного преступления: Б. не знал, что у покупавшего поддельные купюры лица была цель их сбыта (использования в качестве платёжного средства). Установления же одного предположения Б. недостаточно для вменения, потому что такое предложение не равно обязательному в данном случае умыслу на совершение преступления.
Кроме того, говоря о неприступности содеянного Б., следует учитывать и ещё один весьма интересный аспект проблемы, как правило, игнорируемый правоприменителем. Содеянное Б., пусть даже формально содержащее признаки состава преступления, не может рассматриваться как преступление в силу требований ч. 2 ст. 14 УК РФ. Действиями Б. не причинён вред и не создана угроза причинения вреда личности, обществу или государству, поскольку сам он не изготовлял купюры с целью их незаконного оборота под видом подлинных и не участвовал в таком обороте.
Закон же (ч. 2 ст. 14 УК РФ), и это следует подчеркнуть, не предполагает исключений для соучастников преступления или лиц, остановленных на какой - либо стадии преступной деятельности. И если действия соучастника не сыграли и не могли сыграть существенную роль в достижении преступного результата, то этот соучастник преступления не совершил в силу малозначительности деяния, не представляющего общественной опасности.
Заключение
Тенденция распространения фальшивомонетничества представляет реальную угрозу для экономической безопасности государств. В этой связи создание эффективной системы противодействия этому социальному злу, все более приобретающему глобальные масштабы, является первостепенной задачей для всех стран.
Сложившаяся в нашей стране практика профилактики фальшивомонетничества ориентирована преимущественно на деятельность правоохранительных органов. Она явно нуждается в реформировании на основе имеющегося международного опыта. Острота проблемы, связанной со значительным распространением фальшивомонетничества на территории государств бывшего Союза ССР в условиях "прозрачности" границ, настоятельно рекомендует развивать региональное сотрудничество государств -- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с подделкой денежных знаков.
Важный элемент в профилактике фальшивомонетничества -- хорошо организованное и постоянное оповещение населения о признаках, свидетельствующих о подлинности денежных билетов и иных платежных средств.
Таким образом, Российской Федерации, по мнению автора, необходимо совершенствовать и развивать как договорно-правовой, так и организационно-правовой механизм в борьбе с фальшивомонетничеством.
В России остро стоит вопрос о проблеме экономической безопасности, в связи с этим регулярно разрабатываются методы пресечения криминала в экономической сфере. Эффективно работает Управление по экономическим преступлениям, Служба Безопасности, создана Ассоциация международного сотрудничества “Безопасность предпринимательства и личности". На нынешнем этапе особую важность приобретают такие аспекты правоохранительной деятельности, как:
1) проблемы участия представителей органов юстиции в разработке новых документов, направленных на предупреждение преступности и борьбу с ней;
2) совершенствование обмена опытом, научно-технической информацией и мониторинга изменений в последних достижениях науки и техники с тем, чтобы нормы законодательства соответственно реагировали на эти изменения и нововведения.
Подводя итог настоящей работе, я хочу высказать твердую уверенность, что Россия, совершенствуя свое законодательство, укрепляя и развивая добрососедские отношения со всеми государствами мира и обеспечивая себе все более достойное место в мировом сообществе в XXI веке, сумеет стать одним из наиболее процветающих государств мира.
ЛИТЕРАТУРА
1.Законодательные нормативные акты
1. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации 1993г.
3. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929 г.)
4. Постановление Правительства РФ от 11 октября 1994 г. № 1158 "О порядке учета, хранения и использования средств цветного копирования в Российской Федерации"/БВС РФ.1994.№10.
5. Постановление Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» от 28.04.1994
6. Приказ ЦБР и МВД РФ от 14 августа 1995 г. N 02-186/310 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия учреждений Центрального банка Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации в борьбе с фальшивомонетничеством"
7. Российская газета. 2000. 15 марта.
8. Уголовный Кодекс Российской Федерации 1996г. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
9. Федеральный закон от 20.05.1998г «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ»//СЗ РФ. - 1998. - №26. -Ст. 3012.
10. Федеральный закон от 2.04.1996г «О рынке ценных бумаг»//СЗ РФ. - 1992. - №71.
2. Монографии, учебники, учебная литература
1. История Древнего мира/Под ред. Н.Ф. Колесницкого. - «Просвещение», М. 1978.
2. История СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской революции. Т.1. Под редакцией Тихомирова, Фадеева. М., 1988.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть/Под общей ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М., 1996.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. А.И. Бойко. - Ростов-на-Дону, 1996.
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть/Под общей ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. - М.,1996.
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.И. Радченко. - М., 1996.
7. Общая теория государства и права. Т. 2. Общая теория права. Л., 1974.
8. Основы борьбы с организованной преступностью/Под ред. В. С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 1996.
10. Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси: учебное пособие. М., ВЮЗИ, 1984.
11. Уголовное право России. Общая часть/Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. - М., 1997.
12. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть/Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. - М., 1996.
13. Уголовное право России. Особенная часть/Под ред. А. И. Рагога. -М.,1996.
14. Уголовное право России. Особенная часть: Учебное пособие. - М., 1995.
15. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Ред. Ю.П. Титов и О.И. Чистяков. М.: «Юрид. лит.», 1990.
16. Юшков С.В. История государства и права СССР. Учебник. М., 1961.
17. Базилевич К.В. Денежная реформа Алексея Михайловича и московское восстание 1662 г. - М.: АН СССР, 1936.
18. Бессчасный С.А., Косарев А.В. Ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг по уголовному законодательству Российской Федерации. - М., 2003.
19. Владимирский М.Ф."Обзор истории русского права", Ростов-на-Дону, 1995.
20. Гаухман Л.Д. Максимов С.В. “Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификации” М. 1995.
21. Грушевский М.С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца 14 века. К., Наукова Думка, 1991.
22. Карамзин Н.М. История государства Российского т. 2-3 Тула. Приокское книжное изд., 1990.
23. Маньков А.Г. "Уложение 1649 года - кодекс феодального права России", Л.,1980.
24. Машин В.П. Организованная преступность. Финансовые стороны, М.,1996.
25. Мельникова А.С., Денежное обращение в русском государстве. -М.: Молодая Гвардия, 1964.
26. Мельникова А.С., Русские монеты от Ивана Грозного до Петра I. - М.: Финансы и статистика, 1989.
27. Патлаевский И. Денежный рынок от 1700-1762гг. - Одесса,1868.
28. Польский Г. Рыцари фальшивых банкнот М.:Юр.лит.,1982.
29. Сизиков М.И. «История государства и права», М.: - «Юридическая литература», 1997.
30. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г., М., 1961.
31. Томашевская М. «Историки античности» в 2-х томах - издательство «Правда», М.1989.
32. Родионов К. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М.: Международные отношения, 1990.
33. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 веков. М., Наука, 1982.
34. Спасский И.Г. Русская монетная система. - Л.: Аврора, 1970.
35. Тарасов А. Фальшивомонетчики в России. М., 1998.
36. Шаталов А.С., Вакян А.З. Фальсификация, подделка. - М.: Лига Разум, 1999.
37. Шенаев В.Н. Денежная и кредитная система России. - М., 1998.
3. Научные статьи и публикации
1. Алексеев А.Х. борьба с новыми видами преступлений в сфере экономики // Вестник МВД РФ, 1997, №4, с. 28-30.
2. Васильев Н.М. Фальшивые деньги в России: история и современность // ФиК,1994, №4, с. 72-75.
3. Глоба Н.С., Дзестелов Х.А. Краткий очерк истории борьбы с фальшивомонетничеством в царской России // ДиК.,2001, №4, с. 63-68.
4. Конюшкин И. Проблемы квалификации мошенничества // Уголовное право, 2000, №2, с. 26-27.
5. Ларичев В.Д. Мошенничество в денежно-кредитной сфере // ДиК.1996, №9, с. 69-730
6. Лютов В.В. О борьбе с фальшивомонетничеством // ДиК.,1994, №9, с.32-40.
7. Ляпунов Ю. И. Об обратной силе уголовного закона // Законность, 1996, №4.
8. Машин В.П. Организованная преступность. Финансовые стороны // Вестник МВД РФ, 1996. № 3, с. 14-17.
9. Уздеников В.В. История чеканки и обращения медных пятаков образца 1723г.//Нумизматический сборник.- М.:Наука,1988, №17, с. 14-30.