Рефераты

Федеральная служба по финансовым рынкам как участник государственного регулирования рынка ценных бумаг

Федеральная служба по финансовым рынкам как участник государственного регулирования рынка ценных бумаг

Федеральная служба по финансовым рынкам как участник государственного регулирования рынка ценных бумаг

Государственное регулирование в области финансовых рынков реализуется путем установления различных ограничений в деятельности эмитентов и других участников рынка ценных бумаг и физических и юридических лиц - инвесторов.

В целях реализации функций государственных органов в сфере регулирования защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг правовыми основами рынка ценных бумаг закреплены некоторые базовые экономико-организационные правовые институты, представляющие совокупность правовых мер по управлению финансовым рынком и защите имущественных прав граждан. К ним относятся следующие:

1. экономико-финансовые критерии определения отечественных индексов ликвидности ценных бумаг;

2. функции организационных структур финансового рынка, пределы формирования активов банков ценными бумагами, правовое ограничения на оперирование государственными ценными бумагами в деятельности финансовых корпораций, инвестиционных фондов, депозитариев, сберегательных и ипотечных банков, фондовых бирж, страховых компаний, лизинговых компаний;

3. различные виды контроля за рынком ценных бумаг и финансовых услуг.

В России государственное управление в сфере оборота ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству Российской Федерации.

Правовые основы деятельности ФСФР России:

I. Федеральные законы и законы Российской Федерации

II. Указы Президента Российской Федерации

III. Постановления Правительства Российской Федерации

III.1. Распоряжения Правительства Российской Федерации

IV. Приказы Федеральной службы по финансовым рынкам

Структура ФСФР России включает в себя десять управлений: Управление развития регулирования на финансовом рынке, Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями; Управление регулирования деятельности участников финансового рынка; Управление эмиссионных ценных бумаг; Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг; Правовое управление; Управление делами и архива; Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета; Управление административно-технического обеспечения; Управление информации и мониторинга финансового рынка. Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела: отдел государственной службы и кадров; первый отдел; отдел мобилизационной подготовки.

Федеральная служба по финансовым рынкам имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.

Функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг переданы созданной Федеральной службе по финансовым рынкам - п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314.Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 09.04.2004 N 206, основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг

б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев, акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;

г) осуществление государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

ФСФР во исполнение своих функций занимается и законотворческой деятельностью. 8 мая 2009 года, Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. За законопроект проголосовало 435 депутатов. Документ был внесен в Думу правительством РФ, по представлению федеральной службы, в марте 2009 года.

Законопроект вводит уголовную ответственность за наиболее общественно опасные преступления на рынке ценных бумаг, такие как нарушение правил учета прав на ценные бумаги и злоупотребление при ведении реестра акционеров, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг и воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг, недопуск к собранию акционеров или ограничение прав акционеров в ходе собрания.

Привлечение к уголовной ответственности за совершение указанных деяний предусматривается в случаях причинения ущерба в крупном - от 1 млн. рублей - и особо крупном - от 2,5 млн. руб. - размерах.

В последнее время российский фондовый рынок был погружен в полное недоумение. Теперь, после определения Правительством функций ФСФР, есть надежда, что ситуация изменится.

Надо отметить, что функций для ФСФР определили немало. Правда, ранее ожидалось, что в число этих предписанных функций отойдет и главная - право на нормотворчество, но пока этого не случилось, а посему мегарегулятор получился, по мнению участников рынка, неполноценным. Права выпуска нормативных документов и законодательных актов для рынков ФСФР не имеет. Хотя Минфин, Минтруд и Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства имели право нормотворчества. И, по мнению некоторых представителей профессиональных участников рынка, это правильно, поскольку на рынке зачастую возникают ситуации, когда в срочном порядке необходимо изменить какие-либо акты или положения, что, в свою очередь, связано с устойчивостью финансового рынка. Рынок достаточно быстрыми темпами идет вперед, и догнать его невозможно. Впрочем, согласно действующим нормам, законотворчество должно осуществляться не федеральной службой, а вышестоящим министерством. Здесь и возникает еще одно "но": ФСФР не подчиняется ни одному министерству, оно находится в ведении Правительства РФ, и вопрос, кто будет заниматься законотворчеством, остается открытым.


© 2010 Современные рефераты