Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации
p align="left">в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;
г) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
д) рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;
е) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
ж) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
з) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
и) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
к) проводят анализ практики применения законодательства;
л) вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе;
м) решают вопросы организации своей деятельности.
Государственная Дума образует следующие комитеты:
а) Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;
б) Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
в) Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
г) Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
д) Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;
е) Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму;
ж) Комитет Государственной Думы по собственности;
з) Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
и) Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;
к) Комитет Государственной Думы по обороне;
л) Комитет Государственной Думы по безопасности;
м) Комитет Государственной Думы по международным делам;
н) Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
о) Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;
п) Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;
р) Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
с) Комитет Государственной Думы по информационной политике;
т) Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
у) Комитет Государственной Думы по образованию и науке;
ф) Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей;
х) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
ц) Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;
ч) Комитет Государственной Думы по экологии;
ш) Комитет Государственной Думы по культуре;
щ) Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;
э) Комитет Государственной Думы по делам национальностей;
ю) Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;
я) Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;
я.1) Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.
Для подготовки к рассмотрению палатой вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, вопросов о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Российской Федерации и вопросов, связанных с нарушениями депутатской этики, Государственная Дума образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, имеющую статус комитета Государственной Думы.
Государственная Дума образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений.
На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов избирает:
а) Счетную комиссию Государственной Думы;
б) Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
Как и во многих парламентах мира, при формировании комитетов и комиссий Государственной Думой учитывается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.
Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитеты могут создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Председатели комитетов и их заместители избираются палатой, при этом голосование может проводиться по единому списку кандидатур.
Заседание комитета, комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом также образует комитеты, комиссии из числа членов палаты. В Регламенте Совета Федерации достаточно подробно регламентируются вопросы статуса, перечня, задач, функций, полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.
Совет Федерации образует:
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
Комитет Совета Федерации по бюджету;
Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
Комитет Совета Федерации по международным делам;
Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
Комиссию Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
Комиссию Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
Комитет Совета Федерации по социальной политике;
Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
Комиссию Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
Комиссию Совета Федерации по естественным монополиям;
Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;
Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
Комиссию Совета Федерации по информационной политике;
Комиссию Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.
Комитет, комиссия Совета Федерации:
а) разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;
б) готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;
в) осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;
г) предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;
д) может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами Российской Федерации проекты законов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
е) рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, разработанные членами Совета Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные ими в комитет, комиссию;
ж) рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;
з) принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения; з.1) рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и готовит по нему заключение;
и) может готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств;
к) организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения;
л) участвует в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации; м) решает вопросы организации своей деятельности;
Отличительной особенностью Регламента Совета Федерации является то, что в нем дается развернутая характеристика компетенции каждого из перечисленных комитетов Совета Федерации.
Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее семи членов Совета Федерации, в состав комиссии палаты - не менее 15 членов Совета Федерации.
Вопрос о характере и оптимальности внутренней организации каждой из палат Федерального Собрания во многом обусловливает эффективность их деятельности по реализации, предоставленной палатам компетенции.
Что касается непосредственной внутренней организации палат Федерального Собрания, то Конституция Российской Федерации содержит следующие важнейшие положения и нормы:
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседает раздельно, что обеспечивает самостоятельность, автономию в обсуждении и решении подведомственных каждой палате вопросов и в то же время не означает какой-либо изолированности палат друг от друга. В особенности это касается законодательной деятельности Федерального Собрания.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы предыдущего созыва.
4. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открывши. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
5. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
6. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
7. Каждая из палат принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. В регламентах, которые являются развернутыми сводами правил, норм организации деятельности палат, подробно и всесторонне регулируются порядок организации палат, статус их руководителей, процедура организации работы заседаний палаты и многие другие внутриорганизационные вопросы.
Совет Федерации. Организация деятельности этой палаты строится на основе Конституции РФ и Регламента Совета Федерации и основывается на принципах коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов.
Большую роль в организации деятельности Совета Федерации играет его руководство, а именно Председатель Совета Федерации и его заместители.
Следует отметить, что Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.
Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации, при этом каждый парламентарий вправе предложить только одну кандидатуру.
Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя совета Федерации. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются только Председателем Совета Федерации.
Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет Федерации вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации и Регламенту Совета Федерации.
Заместители Председателя Совета Федерации :
а) замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие;
б) по поручению Председателя Совета Федерации представляют Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы;
в) по поручению Председателя Совета Федерации подписывают постановления палаты, издают распоряжения, вручают награжденным почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма» и Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Необходимость более четкого и оперативного решения текущих проблем в деятельности Совета Федерации привела к созданию Совета палаты. Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации, является постоянно действующим органом Совета Федерации. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.
Как уже отмечалось, заседания Совета Федерации проходят в открытом режиме, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек.
Помимо этого, по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации могут созываться внеочередные заседания палаты. Предложение комитета Совета Федерации или субъектов Российской Федерации должно быть поддержано не менее чем одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.
Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:
а) послания и обращения Президента Российской Федерации;
б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации;
в) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренные Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете;
г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;
д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.
На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.
Правовые основы организации деятельности другой палаты Государственной Думы не менее развернуты и также достаточно конкретны. В первую очередь выделим основополагающие моменты и правовые нормы.
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе (депутатские объединения). Депутатские объединения проводят заседания, на которых принимаются решения по стратегическим и тактическим вопросам, о том, как, в частности, голосовать по тому, или иному законопроекту.
Под фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавшим оставаться в работе данного депутатского объединения. Фракции подлежат регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов.
Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Вместе с тем, предусматривается, что депутатские объединения должны информировать Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях.
Председатель Государственной Думы, его заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать как депутатские объединения, так и депутаты Государственной Думы.
В случае если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата.
Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы, при этом кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы в соответствии со своими полномочиями:
а) ведет заседания палаты;
б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
в) организует работу Совета Государственной Думы;
г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата - управляющего делами Государственной Думы и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы;
е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, Генеральным прокурором, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
ж) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения ;
и) подписывает постановления Государственной Думы;
к) направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;
л) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации;
м) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
н) направляет внесенный в Государственную Думу проект постановления Государственной Думы и материалы к нему в профильный комитет для рассмотрения и устанавливает срок подготовки проекта постановления Государственной Думы к рассмотрению палатой.
Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы.
Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты.
Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы.
В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:
а) полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе;
б) полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе;
в) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы.
Совет Государственной Думы:
а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;
б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы ни текущую сессию;
в) формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц с указанием тематических блоков;
г) формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы;
д) созывает по предложению Президента Российской Федерации, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;
е) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственной Думой, направляет законопроект для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и устанавливает срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;
ж) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом;
з) по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования статьи 104 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации или статьи 105 Регламента, а также в случае, установленном частью пятой статьи 108 Регламента;
и) принимает решение о проведении парламентских слушаний;
к) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
и) решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с настоящим Регламентом.
Каждая из палат имеет свой Аппарат, основными задачами которого являются правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное и иное обеспечение их деятельности.
Вопрос 3. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
Главным действующим лицом каждого парламента является парламентарий. Деятельность парламента во многом зависит от места, положения его членов, объема их полномочий и гарантий деятельности, а также ответственности перед избирателями, т. е. от его статуса.
Под статусом парламентария понимаются закрепленные законодательством их права и обязанности, а также основные правовые и социальные гарантии осуществления ими профессиональной деятельности.
Основные положения статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации закреплены в Конституции РФ, а также в Федеральном законе от 8.04.1994 № 3-ФЗ (ред. от 9.05.2005, с изм. от 21.07.2005) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» См.: Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, Ст. 3466..
В соответствии с данным законом членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.
По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно.
Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;
в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;
е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;
ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
з) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
По представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе не рассматривать поступившее представление Председателя Совета Федерации о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в связи с роспуском Государственной Думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Потому они не вправе:
а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;
б) находиться на государственной или муниципальной службе;
в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
Закон определяет основные формы деятельности парламентариев:
а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания;
б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;
в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;
г) участие в парламентских слушаниях;
д) внесение законопроектов в Государственную Думу;
е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);
ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания;
з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Формами деятельности депутата Государственной Думы также являются:
а) работа с избирателями;
б) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.
Несмотря на то, что депутаты Государственной Думы обладают «свободным мандатом», в связи, с чем не могут быть отозванными избирателями, тем не менее, они обязаны поддерживать связь с избирателями, рассматривать их обращения, вести прием граждан. Депутат Государственной Думы должен информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Законодательством о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы установлены их основные права и обязанности. К числу их основных прав относятся:
1. Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
2. Право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания, а также комитетом, комиссией данной палаты Федерального Собрания, согласительной и специальной комиссией, членами которых они являются.
3. Право личного участия в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членами которых они являются.
4. Право присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Право направить запрос Председателю Правительства, членам Правительства, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю Центральной избирательной комиссии, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.
6. Право на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
7. Право на получение и распространение информации.
8. Право на отказ от дачи свидетельских показаний.
К основным обязанностям относятся а) соблюдение этических норм (ответственность за их нарушение устанавливается Регламентами палат); б) предоставление в установленном порядке декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем на праве собственности; в; поддержание постоянной связи с избирателями (только для депутатов Государственной Думы).
Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем представительном органе.
Во многих странах парламентарии имеют депутатский иммунитет. Это означает, что депутат, не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, а в ряде стран и уголовному преследованию, без согласия палаты, членом которой он является.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Они не могут быть:
а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора. Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, и влекущим прекращение таких дел.
Депутатский иммунитет следует отличать от депутатского индемнитета, который означает, во-первых, что депутат не несет ответственность за свои выступления в парламенте и за решения, которые он поддержал своим голосованием.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий.
Во-вторых, он означает, что депутат получает денежное вознаграждение и пользуется привилегиями, которые обеспечивают его нормальную деятельность.
Членам Совета Федерации независимо от занимаемой в Совете Федерации должности, за исключением Председателя Совета Федерации, и депутатам Государственной Думы независимо от занимаемой в Государственной Думе должности, за исключением Председателя Государственной Думы, устанавливаются одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение и одинаковые денежные поощрения в размерах, установленных для федерального министра.
Председателю Совета Федерации и Председателю Государственной Думы устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения Председателя Правительства Российской Федерации.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом в город Москву для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий, а также расходы, связанные с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей к постоянному месту жительства члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы после прекращения их полномочий.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае:
а) гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;
б) причинения увечья или иного повреждения здоровья.
Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы.
Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для федерального министра.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей палаты Федерального Собрания предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории Российской Федерации имеют право на внеочередное получение проездных документов на воздушный, железнодорожный, водный транспорт, а также на автобусы междугородных сообщений с последующим возмещением их стоимости.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, не имеющим жилой площади в городе Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. До предоставления служебного жилого помещения, предоставляется отдельный номер в гостинице. Оплата жилья производится за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы на весь срок полномочий выдается дипломатический паспорт.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте Российской Федерации (для членов Совета Федерации), в избирательном округе, в субъекте (субъектах) Российской Федерации. Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории «помощники (советники)». Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до сорока помощников, работающих на общественных началах.
Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы:
а) ведет запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;
б) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
в) получает по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
г) организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;
д) ведет делопроизводство;
е) выполняет иные поручения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные срочным служебным контрактом или срочным трудовым договором.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы устанавливается общий месячный фонд оплаты труда их помощников в размере 3,34 ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Заключение
Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.
Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности, являющееся следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской федерации. В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующих факторов.
Многие представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может существенно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.
Вместе с тем парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.
Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
2. Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ (ред. от 23.06.2003, с изм. от 14.11.2005) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 23.12.2002, № 51, Ст. 4982.
3. Федеральный закон от 5.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 16.12.2004) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 7.08.2000, № 32, Ст. 3336.
4. Федеральный закон от 8.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 9.05.2005, с изм. от 21.07.2005) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, Ст. 3466.
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 8.07.2005) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, Ст. 801.
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 9.02.2005) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, № 7, Ст. 635.
7. *Булаков О.Н. Парламентское право: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н. проф. Ю.А. Дмитриева. - М.: Юриспруденция, 2002. - 128 с.
8. *Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. № 6. - С. 27-35.
9. *Законотворческая техника современной России: Состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей. В 2-х т. / Под ред. В.М. Баранова. - Нижний Новгород: Новгородская академия МВД РФ, 2001. - 544 с.
10. *Крашенинников П. Федеральный законотворческий процесс. - М.: Статут, 2001. - 125 с.
11. *Любимов А.П. Парламентское право России: Учебное пособие. - 3-е изд. М.: «Маркетинг», 2002. - 368 с.
12. *Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. - М.: Юрист, 1999. - 392 с.
13. Чиркин В.И. О новом порядке выборов в Государственную думу России // Право и политика. №1(61). 2005.