Рефераты

Федеральный закон "О полиции"

p align="left">7) удалять граждан с места совершения преступления, административного правонарушения, иного происшествия либо обязать их оставаться там на период проведения следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий; обязать любое лицо покинуть определенное место или удалить его принудительно, если поведение указанного лица свидетельствует о том, что оно может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности либо представляет реальную угрозу общественному порядку и безопасности граждан; обращаться к группам людей, находящимся в общественных местах, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление людей создает угрозу жизни и здоровью граждан, объектам собственности, нарушает нормальную работу организаций, порядок движения транспорта и пешеходов; составлять протоколы об административных правонарушениях, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия, применять меры принуждения;

10) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, осуществлять при решении задач оперативно-розыскной деятельности иные предусмотренные федеральным законом действия;

11) требовать от организаций при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности этих организаций либо проводить их самостоятельно в сроки и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

12) производить в соответствии с федеральным законом изъятие документов, материалов, сообщений и предметов;

13) вносить в соответствии с федеральным законом соответствующим должностным лицам, в соответствующие общественные объединения и организации представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, административных правонарушений либо иных нарушений федерального закона;

14) применять на срок, не превышающий одного часа, ограничение свободы передвижения граждан на улицах и в других общественных местах для проверки документов, удостоверяющих личность, получения объяснений на месте, решения вопроса о возможности и необходимости применения к гражданам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принуждения, а также для реализации других прав, предоставленных полиции федеральным законом;

15) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в помещение органа местного самоуправления, в иное служебное помещение в целях: решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывающийся от органов дознания, следствия и суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как без вести пропавший; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, установленных федеральным законом, с составлением протокола в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона;

16) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в тяжелой степени опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в лечебно-профилактические и медицинские учреждения; доставлять по письменному заявлению граждан в лечебно-профилактические и медицинские учреждения либо в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел находящихся совместно с ними в жилище лиц в состоянии опьянения, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц свидетельствует о том, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие лечебно-профилактические и медицинские учреждения граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта совершения административного правонарушения либо преступления, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, для расследования по уголовному делу, а также проводить освидетельствование указанных лиц на состояние алкогольного опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

17) доставлять в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей или в социально-реабилитационные центры федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел несовершеннолетних лиц, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных на основаниях и в порядке, установленных Федеральным законом от 24 июня 1999года №120-ФЗ «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

18) задерживать и содержать под охраной в специально отведенных для этого помещениях граждан, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона;

19) производить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также их транспортных средств при наличии достаточных данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на воздушном, водном и железнодорожном транспорте либо производить такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

20) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, и в зависимости от решения вопроса об ответственности возвращать эти вещи владельцу, уничтожать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

21) осуществлять в местах массового пребывания людей, при необходимости, в целях обеспечения общественного порядка и безопасности граждан совместно с организаторами спортивных, зрелищных и иных мероприятий досмотр граждан, досмотр их вещей при проходе на территорию сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, применяя в необходимых случаях технические средства, а при отказе гражданина подвергнуться досмотру не допускать его на территорию, где проводится соответствующее мероприятие;

22) производить регистрацию, фотографирование, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

23) останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

24) ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и лиц, подлежащих в соответствии с федеральным законом отстранению от управления транспортными средствами, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, - со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений;

25) выдавать и продлевать разрешения (лицензии), действующие в сфере оборота оружия, отказывать в выдаче таких разрешений (лицензий) или аннулировать их при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; проводить проверки мест производства, хранения, продажи, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении нарушений установленных правил, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от13декабря 1996года№150-ФЗ «Об оружии»; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса;

26) устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензий на осуществление частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, в том числе путем проведения собеседования с гражданином, претендующим на получение лицензии, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы; выдавать, продлевать и переоформлять лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) и охранной деятельности либо отказывать в выдаче лицензии при наличии оснований, установленных федеральным законом; при выявлении нарушений принимать меры по аннулированию выданных лицензий и иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

27) беспрепятственно входить в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять соответствие охраны, осуществляемой частными охранными организациями, установленным правилам и проверять ее организацию; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств; давать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

28) требовать от граждан, работающих на охраняемых объектах (территориях), и от других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов; производить досмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты (территории) и выезде с охраняемых объектов (территорий); проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах (территориях); обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации при осуществлении охраны объектов с помощью технических средств охраны, подключенных к пультам централизованного наблюдения; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах (территориях) угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов (на охраняемые территории), осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты (территории), и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

29) давать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных недостатков в технической укрепленности объектов и по обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности;

30) участвовать совместно со службой авиационной безопасности в предполетном и послеполетном досмотре членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты; принимать совместно со службой авиационной безопасности меры по пресечению массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка, по разблокированию взлетно-посадочных полос и других объектов жизнеобеспечения гражданской авиации; осуществлять сопровождение воздушного судна во время полета при наличии информации о возможности нарушения на нем требований авиационной безопасности; по ходатайству должностных лиц проводить проверку лиц, поступающих на работу в службу авиационной безопасности, для установления возможности их допуска к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды;

31) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;

32) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;

33) применять в порядке и на условиях, определенных федеральным законом, меры безопасности для обеспечения защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;

34) беспрепятственно входить (проникать) в случаях и порядке, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями;

35) производить в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона оцепление (блокирование) участков местности;

36) применять в период проведения контртеррористической операции, во время действия режима чрезвычайного положения или режима военного положения предусмотренные федеральным законом меры и временные ограничения;

37) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, передавать, уничтожать и выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию; получать, учитывать геномную информацию и проводить геномную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

38) использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные лиц, если федеральным законом не предусмотрено иное;

39) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с лицами, изъявившими желание конфиденциальным образом оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с сохранением за ними заработной платы по месту основной работы;

40) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, и лиц, без вести пропавших;

41) пользоваться беспрепятственно, на безвозмездной основе в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам;

42) использовать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, транспортные средства организаций и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебно-профилактические и медицинские учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или для сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами.

2. Полиция реализует иные права, предоставленные ей федеральным законом.

3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Статья 14. Задержание

1. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, - на основаниях, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

2) лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - на основаниях, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского или воспитательного характера, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер; лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения либо от прохождения назначенного им судом принудительного лечения от алкоголизма или наркомании, - на основаниях, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - в порядке и на срок, которые предусмотрены Федеральным конституционным законом от 30мая 2001года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

10) лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые полицией территории и объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от госпитализации в такое учреждение в недобровольном порядке, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству на основаниях, в порядке и на срок, которые установлены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации;

14) лиц, указанных в пункте 7 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона и отказывающихся покинуть определенное место, - на срок не более трех часов.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть подвергнуты личному досмотру. Досмотру также могут быть подвергнуты находящиеся при них вещи, документы и транспортные средства, которые подлежат изъятию в случае, если установлено, что они могут быть использованы для посягательства на жизнь и здоровье людей, могут облегчить побег или явиться вещественными доказательствами по делу. После принятия соответствующего решения по делу изъятое либо возвращается владельцу, либо уничтожается, либо передается по назначению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Полиция содержит лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в специально отведенных помещениях, под охраной, в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

4. Лицо, подвергнутое задержанию, вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента водворения его в специально отведенное помещение.

5. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

6. В каждом случае задержания составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место, основания и мотивы задержания.

7. Протокол подписывается сотрудником полиции, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу по его просьбе.

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки

1. Полиция имеет право входить беспрепятственно либо проникать в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые организациями, с повреждением, если в этом есть необходимость, запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих входу, проникать в находящиеся там контейнеры, емкости и иные объекты, в транспортные средства (за исключением территорий, объектов и транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств) и осматривать их:

1) при непосредственном преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания;

2) при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается преступление, произошел несчастный случай, находится лицо, пребывающее в беспомощном состоянии, а также для задержания граждан, указанных в пункте 1 настоящей части, пресечения преступления и (или) оказания помощи пострадавшим;

3) при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях, массовых беспорядках и иных чрезвычайных обстоятельствах, непосредственно угрожающих жизни и здоровью граждан или объектам собственности, для обеспечения безопасности личности, общества и государства.

2. При осуществлении полномочий, связанных с ограничением права гражданина на неприкосновенность жилища, сотрудник полиции обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести и достоинству, жизни, здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения имущественного ущерба;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан.

3. Обо всех случаях вхождения (проникновения) в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан полиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

1. Полиция имеет право производить по решению руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

1) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, средств связи и организаций;

3) при розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ и взрывных устройств.

2. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, проведения следственных действий, охраны места происшествия, проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

3. Действия по оцеплению (блокированию) могут проводиться также в отношении жилых помещений, иных строений, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения очевидной опасности для жизни и здоровья находящихся там лиц, которые не могут быть защищены каким-либо иным способом.

4. При осуществлении действий, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения.

Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах

1. Полиция имеет право собирать и обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения полицией возложенных на нее обязанностей.

2. Формирование и ведение банков данных о гражданах осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Учету в банках данных подлежат сведения:

1) о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

2) о лицах, осужденных за совершение преступления;

3) о лицах, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;

4) о лицах, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

5) о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера;

6) о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу были применены акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания;

7) об иностранных гражданах, лицах без гражданства, в отношении которых совершено преступление; о лицах, совершивших административное правонарушение;

9) о лицах, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста;

10) о лицах, лишенных права управления транспортными средствами;

11) о лицах, объявленных в розыск;

12) о лицах, пропавших без вести, а также о лицах, утративших связь с родственниками;

13) о лицах, находящихся в беспомощном состоянии и неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе;

14) о лицах, подлежащих государственной дактилоскопической регистрации;

15) о лицах, подлежащих государственной геномной регистрации;

16) о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

17) об иных лицах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Полиция принимает меры по защите информации, содержащейся в банках данных о гражданах, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

5. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

6. Сведения, содержащиеся в банках данных о гражданах, могут передаваться другим государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право сотрудника полиции применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие

1. В целях выполнения полицией возложенных на нее обязанностей сотрудник полиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции не реже одного раза год обязан проходить специальную подготовку, а также проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

4. Сотрудник полиции, получивший соответствующий допуск, имеет право применять светозвуковые средства отвлекающего воздействия и средства разрушения преград.

5. Содержание программ специальной подготовки определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, аттестуется на предмет соответствия занимаемой должности. До вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможностью применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

7. Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, прошедшие специальную подготовку и проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 19. Порядок и условия применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан предупредить о намерении их применения, предоставив лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, возможность выполнить законные требования сотрудника полиции и время для их выполнения.

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, когда действия лиц, в отношении которых предполагается их применить, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, либо когда они могут повлечь наступление иных тяжких последствий, либо когда такое предупреждение является неуместным или невозможным.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан действовать в зависимости от создавшейся обстановки, с учетом характера и степени опасности преступления или административного правонарушения и силы оказываемого сопротивления. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан стремиться, исходя из обстоятельств, к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция уведомляет родственника гражданина или иное его близкое лицо в возможно короткий срок.

6. Обо всех случаях причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор.

7. Сотрудник полиции должен по возможности сохранить без изменения место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. Сотрудник полиции обязан сообщить о случаях применения физической силы, в результате которых причинен физический или материальный ущерб гражданину либо материальный ущерб организации, а также обо всех случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия непосредственному начальнику и в течение 24 часов с момента применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (этой группы).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты