Финансы являются одной из наиболее важных и сложных экономических категорий. Без них невозможно функционирование государства и деятельность юридических и физических лиц, поскольку именно они обеспечивают стоимостное движение созданного в обществе валового внутреннего продукта (ВВП), отображая достаточно сложные отношения, которые возникают при этом. Главным их назначением есть обеспечение каждого физического лица, каждого субъекта предпринимательства, каждой государственной структуры, а следовательно и общества в целом, достаточными для осуществления их деятельности денежными средствами.
Финансы имеют как видимую, внешнюю, форму проявления, так и внутреннее содержание. Видимая сторона финансов проявляется в денежных потоках, которые двигаются между субъектами финансовых отношений. Эти потоки -- их характер и формы, направленность и объемы -- является предметом практической финансовой деятельности. Скрытая, смысловая, сторона финансов связана с тем, что отображают те или другие денежные потоки, а именно -- движение стоимости созданного в обществе валового внутреннего продукта, то есть обменные и распределительные отношения. От налаженности этих отношений зависит эффективность экономической системы и развитие общества. Обменно-распределительные отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и являются предметом финансовой науки.
Финансы -- совокупность денежных отношений, связанных с формированием, мобилизацией и размещением финансовых ресурсов и с обменом, делением и перераспределением стоимости созданного на основе их использования валового внутреннего продукта, а при определенных условиях и национальном богатстве.
Характерные признаки финансов:
обменно-распределительный характер;
движение стоимости от одного субъекта к другому;
денежная форма отношений;
формирование доходов и осуществление расходов;
эквивалентный (по назначению) характер обмена и деления и неэквивалентный перераспределению.
Основными в финансах являются отношения деления и перераспределения. Отношения обмена в прямой форме складываются между юридическими и физическими лицами по поводу покупки-продажи товаров и услуг. Вместе с тем в отношениях деления можно заметить элементы обмена, а в отношениях обмена -- признаки деления. Например, налоги можно рассматривать и как метод перераспределения доходов юридических и физических лиц, и как плату общества государству за выполнение ею установленных функций и предоставления соответствующих услуг: сколько заплатили, столько и получили. В любых отношениях обмена возможны элементы перераспределения доходов, поскольку цены, как правило, отклоняются от реальной стоимости товаров и услуг. Следует помнить, что в чистом виде обмен и деление и перераспределение -- это только научные абстракции. В реальной жизни все намного сложнее и провести четкое разграничение отношений достаточно тяжело и вряд ли целесообразно.
Сущность каждой экономической категории детально раскрывается в ее функциях, которые характеризуют общественное назначение данной категории. Назначением финансов, как уже отмечалось, является обеспечение деятельности и функционирование юридических и физических лиц и государства. Это обеспечение осуществляется через процессы формирования доходов отдельных субъектов, которые, в свою очередь, являются результатом деления и перераспределения созданного в обществе ВВП или накопленного национального богатства. Причем, поскольку эти процессы опосредствуют движением денежных потоков и отображают противоречивые отношения, они и требуют, и создают надлежащие предпосылки для контроля за деятельностью всех субъектов финансовых отношений. Отсюда выплывает, что финансы выполняют две функции:
распределительную;
контрольную.
Сущность распределительной функции заключается в том, что финансы являются целевым инструментом деления и перераспределения ВВП. Причем они являются основным распределительным инструментом. Кроме них, хоть и в значительно ограниченных рамках, в первую очередь в сфере перераспределения, эту функцию могут выполнять цены. Причем перераспределение происходит в результате так называемого перекоса цен, когда на товары и услуги одних отраслей они выше от стоимости, а на другие товары и услуги -- более низкие. То есть перераспределение с помощью цен происходит не потому, что ценам целеустремленно свойственна такая функция, а наоборот, потому, что в определенных случаях они неточно и неполно выполняют функцию измерения стоимости. В отличие от цен финансы в первую очередь предназначены для осуществления деления стоимости ВВП.
Кроме того, деление и перераспределение стоимости ВВП может происходить в результате криминальных нарушений -- краж, злоупотреблений служебным положением, разворовывание имущества предприятий, избежания от уплаты налогов и др. Однако это не экономические методы, и они являются предметом другой науки -- правоведения.
Механизм действия распределительной функции финансов связан с схемой деления ВВП. Он включает у себя несколько стадий:
1) первичное деление;
2) перераспределение;
3) вторичное деление.
Первичное деление -- это деление добавленной стоимости и формирование первичных доходов субъектов, занятых в создании ВНП. Первичными доходами на этой стадии является: у физических лиц -- заработная плата, в юридические лица -- прибыль, в государства -- прибыль государственного сектора, который централизуется в бюджете и поступление от государственных услуг, ресурсов, угодий, а также непрямые налоги.
Перераспределение заключается в создании и использовании централизованных фондов. За уровнем централизации они разделяются на общегосударственных, ведомственных и корпоративных. Общегосударственные включают бюджет и фонды целевого назначения. Ведомственные -- это фонды, которые создают министерства и ведомства. Корпоративные фонды предусматривают централизацию части доходов структурных подразделений в корпоративных объединениях.
Перераспределение включает два этапа:
исключение части доходов у одних субъектов и формирования централизованных фондов. На данном этапе формируются вторичные доходы субъектов, которые создают эти фонды;
использование централизованных фондов и формирование доходов отдельных субъектов. На этом этапе могут формироваться как первичные доходы -- заработная плата физических лиц, занятых в бюджетной сфере, которые опять же подлежат перераспределению, так и вторичные доходы в виде разных выплат и предоставления бесплатных услуг из централизованных фондов физическим лицам и ассигнований и выделения средств юридическим лицам.
Вторичное деление -- это второй этап перераспределения.
2. Понятие и соотношение финансов и денег. Отличие государственных финансов от частных
Финансовая система Украины включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды социального страхования, финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств. Составные части финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Финансовое состояние каждого ее элемента с одной стороны зависит, а с другой -- влияет на финансовое состояние другого.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на три подсистемы. Общегосударственные финансы обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, финансы хозяйствующих субъектов (финансы предприятий) используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а финансы домохозяйств являются как конечным потребителем созданного продукта, так и основным поставщиком трудовых ресурсов и внутренних инвестиций на рынок. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.
Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений предприятий и домохозяйств.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой -- процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только, за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий и населения, а также на базе операций с ценными бумагами -- заемные средства на фондовом рынке. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Но исходной основой всей финансовой системы страны являются финансы предприятий. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую, часть всех денежных отношений в стране, а именно финансовые отношения в той сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход -- основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны.
3. Понятие и содержание финансовой системы государства
Финансовая система -- совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство мобилизирует, распределяет и использует денежные средства.
Финансовая система включает:
бюджетную систему;
децентрализованы фонды (финансы отраслей народного хозяйства);
кредитную систему;
государственное страхование.
Бюджетную систему образуют Государственный бюджет и местные бюджеты. Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.
Финансы отраслей народного хозяйства -- это фонды, которые не являются собственностью государства, но входят в финансовую систему через систему налогов, обязательных платежей или получения средств методом финансирования или кредитования.
Государственный кредит -- фонд средств, который образуется путем выпуска государственных ссуд.
Страхование является системой особых денежных отношений, которые занимают промежуточное звено между финансовыми и кредитными отношениями. Страховые отношения -- это отношения в сфере формирования Пенсионного фонда, Фонда социального страхования в связи со временной потерей работоспособности и тому подобное.
4 Понятие и содержание финансовой деятельности государства
Финансовая деятельность государства -- это деятельность государства и его органов в отрасли мобилизации, деления и расходования централизованных и децентрализованных фондов средств с целью покрытия финансовых потребностей государства и выполнения ее функций.
Методы финансовой деятельности государства -- это конкретные приемы и средства, с помощью которых уполномочен государством орган от ее имени мобилизирует, распределяет и использует фонды средств.
Учитывая три основных направления финансовой деятельности государства можно выделить и три соответствующих группы методов финансовой деятельности государства: 1) мобилизация; 2) деление; 3) использование.
В процессе мобилизации используются нижеприведенные методы.
1) Обязательный, который заключается в принудительном и безвозмездном исключении части денежных средств у владельцев в интересах государства.
Этот метод предусматривает установление вида платежа, его точного размера, срока внесения платежа обязательной санкции за нарушение срока в виде пени, штрафов.
2) Добровольный метод мобилизации средств у юридических лиц и населения (денежно-вещевые лотереи, ссуды разных видов, акции, выпуск государством облигаций, других ценных бумаг).
Во время деления средств используют такие методы:
метод финансирования -- безвозмездный, безвозвратный, целевой, плановый отпуск средств из централизованного фонда (бюджету). Осуществляется в форме дотаций, субсидий и субвенций;
метод кредитования -- отпуск средств на принципах возвращения, срочности и платности. Существуют два вида кредита: государственный, когда заемщиком выступает государство, а кредитором -- юридические лица и граждане; банковский, когда кредиторами выступают кредитные учреждения.
Во время использования устанавливаются такие методы:
метод установления целевого назначения государственных денежных фондов средств (например, Пенсионного фонда);
метод установления порядка использования средств;
метод установления компетентными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств;
метод финансового контроля;
метод планирования и др.
Отметим принципы финансовой деятельности.
1) Публичный характер финансовой деятельности государства.
2) Деление функций в отрасли финансовой деятельности государства между представительскими и исполнительными органами власти на основе конституционного принципа деления компетенции законодательной и исполнительной власти в целом.
3) Принцип приоритета органов законодательной над органами исполнительной власти (тесно связанный с предыдущим принципом).
4) Принцип приоритетности публичных расходов относительно прибылей казны.
5) Принцип здоровых финансов.
6) Принцип финансовой безопасности и другие принципы.
5. Характеристика засад финансовой деятельности
Главным признаком, который определяет сущность и форму функционирования финансов, является движение денежных потоков, в котором отображаются и финансовые отношения, и финансовая деятельность. Именно они являются тем универсальным свойством, которое совмещает все аспекты функционирования финансов. У них всегда четко отображаются отношения двух субъектов с ярко выраженным их характером: обмен оплата счетов за товары и услуги; деление и перераспределение уплата налогов, выплата дивидендов, получения субсидий и др. Входные потоки связаны или с формированием финансовых ресурсов поступления от размещения акций, получения кредита, бюджетные ассигнования и тому подобное, или с получением доходов -- поступление оплаты за товары, работы, услуги. Исходные потоки отображают или расходы или расходы, или процесс возвращения финансовых ресурсов, которые использовались на поворотной основе, или размещения временно свободных ресурсов на финансовом рынке.
Поскольку инструментом финансовых отношений являются деньги, необходимо определить соотношение между категориями «финансы» и «деньги». Общеизвестным и признанным всеми есть утверждение, что финансы -- это не деньги. Сферы функционирования денег и финансов, будучи достаточно широкими и разветвленными, пересекаются в определенном сегменте. Это пересечение настолько важно, что определяет характер действия и денег, и финансов. С одной стороны, финансы невозможны без денег, ведь инструментом финансовых отношений являются именно деньги, а внешним, видимым проявлением этих отношений являются денежные потоки. С другой стороны, функционирование денег без финансов во многом теряет смысл и сводится к сугубо техническим вопросам обмена. Исходя из этого в конце концов понятным становится бытовое отождествление финансов и денег.
Функционирование финансов, которое связано с такими понятиями, как финансовые отношения, финансовая деятельность, деньги и денежные средства, финансовые ресурсы, доходы и расходы (расходы), отображено на схеме 1.
Організаційні засади функціонування фінансів6.Классификация методов финансовой деятельности государстваМетоды финансовой деятельности государства также принято разделять на соответствующие группы:а) методы формирования денежных фондов;б) методы распределения денежных фондов;в) методы использования денежных фондов.В первой группе методов финансовой деятельности государства -- методов формирования денежных фондов -- ведущая роль принадлежит методу обязательной мобилизации, которая состоит в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их собственников в пользу государства. Этот метод предусматривает установление: вида платежа; точного его размера; срока платежа;обязательной угрозы за нарушение срока или размера платежа в виде пени, штрафов. Метод добровольной мобилизации денежных средств включает в себя проведение лотерей, выпуск государством облигаций, других ценных бумаг, добровольные взносы граждан и т.п.
Распределение мобилизованных государством денежных средств в его финансовые фонды также обеспечивается только ему присущими методами.
В практике финансовой деятельности государства по распределению средств, собранных в его централизованные фонды, прежде всего в Государственный бюджет, наиболее распространенным является метод финансирования -- безвозвратного, безвозмездного, целевого, планового отпуска денежных средств из централизованного фонда. Если финансовые ресурсы выделяются из Государственного бюджета, то это бюджетное финансирование. При выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств, финансирование приобретает характер ведомственного. При наличии в составе финансовой системы внебюджетных фондов, как это имеет место в Украине, может иметь место финансирования из внебюджетных фондов. То есть вид финансирования определяется тем, из какого государственного фонда средств выделяются деньги.
Если деньги выделяются безвозмездно и безвозвратно из вышестоящего бюджета нижестоящему или любым субъектам хозяйствования с целью покрытия дефицита собственных средств, то такое выделение является дотацией. В теории и на практике различают два вида дотаций:
помощь, которая предоставляется предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинами;
бюджетная дотация -- безвозмездная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и выдается в случае превышения расходов над доходами. Эта дотация по своему характеру является методом бюджетного регулирования.
Тем не менее в сравнении с бюджетными дотациями, как убеждает общественная практика, значительно более прогрессивными являются такие методы бюджетного регулирования, как субвенция и субсидия.
Субвенция -- это бюджетная дотация, которая носит целевой характер. Она применяется как метод бюджетного регулирования для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Субвенция выдается нижестоящему бюджету с четко определенным назначением как государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами по независящим от них причинам экономического развития. Субвенции могут направляться на развитие социально-культурной, бытовой сферы, решение проблем занятости и др. В случае нарушения условий их использования субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет. Не использованные на протяжении года субвенции возвращаются в вышестоящий бюджет вместе с отчетом об израсходованной сумме.
В практике финансовой деятельности государства встречается и такой метод как субсидия -- денежная помощь, которая предоставляется государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным государственным органам, другим государствам. Как метод бюджетного регулирования субсидия применяется с целью сбалансирования региональных и местных бюджетов, укрепления их доходной базы и всегда передается безвозвратно и безвозмездно из вышестоящих бюджетов нижестоящим. Субсидии также имеют целевой характер.
Наиболее распространенным методом прямого субсидирования в Украине в настоящий момент является налоговый кредит -- т.е. отсрочка уплаты налога на доходы, которые предоставляется предприятию налоговой инспекцией на условиях возвратности, срочности, возмездности, при наличии согласия финансового органа, который контролирует выполнение бюджета.
Качественно отличную группу методов финансовой деятельности государства составляют методы использования денежных ресурсов государственных фондов. Среди них прежде всего следует назвать метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств.
Формируя финансовую систему, государство одновременно определяет, какие денежные фонды и для каких именно потребностей ему необходимы. Создавая, например, государственный Пенсионный фонд Украины, государство определяет цели и задачи этого фонда, то есть устанавливает его назначение. Тем самым оно определяет каким именно способом будут расходоваться средства этого фонда.
Таким же распространенным методом финансовой деятельности государства по использованию денежных фондов является метод установления государством в лице его соответствующего органа порядка использования средств, полученных из соответствующего денежного фонда. Средства, полученные из государственного фонда, всегда имеют точное назначение и могут расходоваться лишь на те цели, на которые они были выделены.
Как метод финансовой деятельности на завершающем этапе существования государственных финансов государство использует также установление порядка и нормативов распределения прибыли государственных хозяйствующих субъектов. Устанавливая эти нормативы, государство тем самым определяет характер использования данных прибылей, т.е. опять же речь идет о целевом назначении средств.
Чрезвычайно важным методом финансовой деятельности государства на этом этапе является также установление компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств. Путем финансовых нормативов и лимитов государство устанавливает минимальные и максимальные границы, а довольно часто -- конкретные однозначные размеры выделения и расходования денежных средств на ту или иную операцию или единицу измерения (стоимость койко-места в больницы, стоимость обучения и воспитания одного ученика в средней общеобразовательной школе или в школе-интернате, минимальная зарплата государственного служащего и т.д.).
К этой группе методов относится также метод планирования, метод финансового контроля и ряд других.
7. Общая характеристика органов, осуществляющих финансовую деятельность государства
В финансовой деятельности государства принимают участие все государственные органы законодательной и исполнительной власти. Тем не менее масштабы их финансовой деятельности и мера участия в ней неодинаковы в силу отличий в их задачах и правовом статусе.
Государственные органы законодательной власти (Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления) и государственные органы исполнительной власти общей компетенции (Кабинет Министров Украины, Совет Министров Автономной Республики Крым, областные. Киевская и Севастопольская городских, районные, районные в городах государственные администрации) управляют финансовой деятельностью наряду с осуществлением других функций в соответствующих территориальных масштабах -- Украины в целом, Автономной Республики Крым, соответствующей административно-территориальной единицы. В их компетенцию входит решение общих финансовых вопросов, которые обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие, формирование сбалансированного рыночного хозяйства на соответствующей территории.
К полномочиям ВРУ в соответствии с ст. 85 Конституции Украины относятся:
утверждение Государственного бюджета Украины и внесения изменений в него;
контроль за выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения относительно отчета о его выполнение;
утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием.
Исключительно законами, в соответствии со ст. 95 Конституции Украины, ВРУ устанавливает:
Государственный бюджет Украины и бюджетную систему Украины;
систему налогообложения; основы создания и функционирования финансовых, денежного, кредитного и инвестиционного рынков;
статус национальной валюты, а также иностранных валют на территории Украины;
порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;
порядок выпуска и оборота государственных ценных бумаг, их виды и типы.
Президент Украины, в силу своего особого правового статуса в государстве:
осуществляет руководство финансовой деятельностью;
назначает министра финансов;
представляет на утверждение ВРУ кандидатуру главы НБУ;
назначает половину состава Совета НБУ.
может отменять акты КМУ и акты Кабинета Министров Автономной Республики Крым;
наделен правом вето относительно принятых ВРУ законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение.
Большими полномочиями в области руководства финансовой деятельностью в государстве наделен КМУ. Согласно ст. 116 Конституция Украины к полномочиям КМУ в области руководства финансовой деятельностью относятся:
обеспечение проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики;
разработка проекта закона о Государственном бюджете Украины;
обеспечение выполнения утвержденного ВРУ Государственного бюджета Украины;
представление ВРУ отчета о его выполнении.
Органы исполнительной власти в Украине в зависимости от меры их участия в финансовой деятельности можно поделить на две группы:
-- органы исполнительной власти, которые осуществляют руководство финансами в связи с выполнением своих основных функций и задач (это прежде всего министерства, кроме Министерства финансов, ведомства и другие органы исполнительной власти, которые в связи с управлением порученными им секторами народного хозяйства утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в границах области финансовые ресурсы, создают финансовые резервы, выполняют другие финансовые функции), их полномочия в области финансов определяют нормативно-правовые акты КМУ или Совета Министров Автономной Республики Крым;
-- органы исполнительной власти, для которых сама финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления управления финансами и кредитом и составляют в совокупности систему финансово-кредитных органов.
Главными задачами Министерства финансов Украины в области управления финансами государства являются:
выработка основных направлений государственной финансовой политики;
составление и обеспечение выполнения Государственного бюджета Украины;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
финансовое обеспечение государственных гарантий по вопросам социальной защиты населения;
создание государственных финансовых резервов и ряд других.
8. ВРУ как орган осуществляющий финансовую деятельность
К полномочиям ВРУ в соответствии с ст. 85 Конституции Украины относятся:
утверждение Государственного бюджета Украины и внесения изменений в него;
контроль за выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения относительно отчета о его выполнение;
утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием.
Исключительно законами, в соответствии со ст. 95 Конституции Украины, ВРУ устанавливает:
Государственный бюджет Украины и бюджетную систему Украины;
систему налогообложения; основы создания и функционирования финансовых, денежного, кредитного и инвестиционного рынков;
статус национальной валюты, а также иностранных валют на территории Украины;
порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;
порядок выпуска и оборота государственных ценных бумаг, их виды и типы.
9. Президент Украины как лицо осуществляющее финансовую деятельность
Президент как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика. За формами проведения государственный финансовый контроль разделяется на обязательный и инициативный.
Обязательный финансовый контроль проводится компетентными органами в соответствии с требованиями законодательства.
Инициативный финансовый контроль осуществляется по решению руководителей государственных предприятий и других организаций, все имущество которых является государственной собственностью.
Государственный финансовый контроль разделяется на отдельные виды в зависимости от той сферы финансовой деятельности государства, в котором он имеет место. В связи с этим выделяют: бюджетный, налоговый, валютный, страховой контроль и контроль за денежной массой.
В зависимости от органов, которые его осуществляют, выделяют финансовый контроль:
представительских органов власти и местного управления (Верховная Рада Украины, местные советы, Счетная палата);
президента Украины;
исполнительных органов власти общей компетенции (Кабинет Министров Украины, местные администрации);
исполнительных органов власти специальной компетенции (Министерство финансов, Государственное казначейство, контрольно-ревизионные органы, органы государственной налоговой службы, таможенные органы);
внутрихозяйственный.
10. КМУ как орган осуществляющий финансовую деятельность
Большими полномочиями в области руководства финансовой деятельностью в государстве наделен КМУ. Согласно ст. 116 Конституция Украины к полномочиям КМУ в области руководства финансовой деятельностью относятся:
обеспечение проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики;
разработка проекта закона о Государственном бюджете Украины;
обеспечение выполнения утвержденного ВРУ Государственного бюджета Украины;
представление ВРУ отчета о его выполнении.
11. Совет Министров АРК как орган осуществляющий финансовую деятельность
Депутатом Верховного Совета Автономной Республики Крым может быть гражданин Украины, имеющий право голоса, достигший на день выборов 18 лет и проживающий на Украине не менее пяти лет. Не может быть избран в Верховный Совет Крыма гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.
Депутаты Верховного Совета Крыма, работающие на постоянной основе, не могут совмещать свою служебную деятельность с иной работой, кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время, входить в состав руководящего органа или надзорного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли.
Организация и проведение выборов депутатов Верховного Совета Крыма определяются законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховного Совета Крыма по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Верховный Совет Крыма состоит из 100 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Срок полномочий Верховного Совета Автономной Республики Крым -- пять лет. Верховный Совет Крыма является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее общего состава. Полномочия Верховного Совета Автономной Республики Крым предыдущего созыва прекращаются с момента открытия первой сессии Верховного Совета Автономной Республики Крым нового созыва.
Председатель Верховного Совета Крыма, его первый заместитель и заместитель, председатели постоянных комиссий Верховной Рады Крыма осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
12. Минфин как орган осуществляющий финансовую деятельность
Главными задачами Министерства финансов Украины в области управления финансами государства являются:
выработка основных направлений государственной финансовой политики;
составление и обеспечение выполнения Государственного бюджета Украины;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
финансовое обеспечение государственных гарантий по вопросам социальной защиты населения;
создание государственных финансовых резервов и ряд других.
13. Минфин АРК как орган осуществляющий финансовую деятельность
Задачи Минфина АРК:
· разработка и проведения единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики;
· осуществление вместе с другими органами исполнительной власти анализа современной экономической и * финансовой ситуации в Украине, а также перспектив ее развития;
· разработка стратегии относительно внутренних и внешних заимствований государства и погашения обслуживания государственного долга;
· разработка проекта Государственного бюджета Украины и прогнозных показателей сведенного бюджета Украины, обеспечение в установленном порядке выполнения Государственного бюджета Украины, контроль по соблюденным правилам составления отчета о выполнении Государственного бюджета Украины и сведенного бюджета Украины;
· обеспечение концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Украины;
· обеспечение эффективного использования бюджетного средства и осуществления в границах своей компетенции государственного финансового контроля;
· усовершенствование методов финансового и бюджетного планирования, финансирования, а также отчетности и системы контроля по расходованию бюджетного средства;
· разработка и проведение государственной политики в сфере производства, использование и сохранение драгоценных металлов и драгоценного и полудрагоценного камня;
· обеспечение внедрения единых методологических основ бухгалтерского учета и отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в банковских и кредитных учреждениях);
· информирования общественности про экономические и фискальные целые государства
14. Госказначейство как орган осуществляющий финансовую деятельность
Государственное казначейство создано с целью обеспечения полного и своевременного выполнения Государственного бюджета. Поскольку объекты финансирования из центрального бюджета государства расположены на всей территории страны, то осуществлять их обслуживание из единственного центра очень сложно. Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство финансов. Разграничение полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется по признакам важности того или другого объекта финансирования и места его расположения.
Сводка, составление и предоставление отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины осуществляется Государственным казначейством Украины.
Распорядители бюджетных средств составляют и подают подробные отчеты, которые содержат бухгалтерские балансы, данные о выполнении смет, результаты деятельности и другую информацию за формами, установленными Государственным казначейством Украины по согласованию со Счетной палатой и Министерством финансов Украины.
Существуют несколько видов отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины.
Месячная отчетность -- подается Государственным казначейством Украины и органами взыскания Верховной Раде Украины, Кабинета Министров Украины, Счетной палате, Министерству финансов Украины ежемесячно.
Квартальная отчетность, как и месячная, подается Верховной Раде Украины, Кабинета Министров Украины, Счетной палате, Министерству финансов Украины не позже 35 дней по окончании отчетного квартала такими самим государственными органами, как и месячная отчетность.
Годовая отчетность подается Кабинетом Министров Украины Верховной Раде Украины не позже 1 мая года, следующего за отчетным.
Счетная палата на протяжении двух недель готовит выводы об использовании средств Государственного бюджета.
Со дня получения выводов Верховная Рада Украины на протяжении двух недель рассматривает поданный отчет.
Отчет представляет министр финансов Украины, с содокладом выступает председатель комитета по вопросам бюджета, председатель Счетной палаты.
За результатами рассмотрения Верховная Рада Украины принимает решение относительно отчета о выполнении закона о Государственном бюджете Украины.
15. ГНАУ как орган осуществляющий финансовую деятельность
Государственная налоговая администрация организует исправление налогов и контроль за соблюдением налогового законодательства. На нее возложены такие основные функции:
-- разработка проектов налогового законодательства;
-- проведение масово-разъяснительной работы среди налогоплательщиков;
-- учет налогоплательщиков и поступлений их в бюджет;
-- контроль за правильностью вычисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;
-- наложения штрафных санкций и административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;
-- международное сотрудничество в сфере налогообложения.
Региональная структура налоговой администрации аналогична системе Министерства финансов. Высшим ее звеном является Главная государственная налоговая администрация. Она разрабатывает проекты налогового законодательства и организует налоговую работу и деятельность налоговых органов в стране. Региональными органами являются налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и налоговые инспекции в районах и городах областного подчинения. Налоговые администрации в областях и городах с районным делением выполняют организационные и консультационные функции. Непосредственную налоговую работу ведут налоговые инспекции в районах и городах (без районного деления). Они осуществляют учет всех плательщиков, которые находятся на данной территории и контролируют их расчеты с бюджетом.
16. ГНИ как орган осуществляющий финансовую деятельность
Государственная налоговая администрация Украины является органом исполнительной власти, возглавляемым Председателем который по должности является министром. Председатели государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются и освобождаются Президентом Украины.
Главными задачами Государственной налоговой администрации Украины является:
осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и уплаты налогов; принятие решений по наложению финансовых санкций и административных штрафов; принятие нормативных и методических документов по вопросам налогообложения.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех подразделений Государственной налоговой службы (общие функции налоговых органов):
1) обеспечивать учет плательщиков налогов;
2) обеспечивать контроль за выполнением плательщиками налогов и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;
3) осуществлять расчет окладных налогов;
4) вести оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;
5) применять меры к прекращению (предотвращению) нарушений налогового законодательства;
6) осуществлять контроль за исполнением субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства относительно наличного денежного обращения;
7) применять восстановительные меры по предотвращению или ликвидации убытков, нанесенных бюджету или плательщику налогов;
8) применять меры ответственности к нарушителям налогового законодательства;
9) осуществлять учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, которое перешло по пра-ву наследования к государству, и кладов;
10) выступать агентом валютного контроля:
11) выступать исполнительным органом по применению мер взыскания, налагаемых государственными инспекциями и другими контролирующими органами.
Государственная налоговая администрация Украины включает три уровня:
-- высшее звено -- Государственная налоговая администрация;
--среднее звено -- государственные налоговые администрации Автономной Республики Крым, областей и городов с районным делением;
-- низовое (базовое) звено -- государственные налоговые инспекции районов (сельских и городских) и городов областного подчинения.
На высшее звено возлагается задача организации, инструктивного и методического обеспечения налоговой работы в стране, а также контроль за деятельностью налоговых органов.
Типичная структура среднего звена -- государственных налоговых инспекций Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отвечает их главным функциям и включает: управление обслуживания плательщиков налогов;
управление налогов и сборов; управление аудита; управление налоговых расследований; отдел учета и отчетности; отдел компьютеризации; отдел организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля; юридический отдел; валютную инспекцию; специальный отдел; бухгалтерию; отдел кадров;
административно-хозяйственный отдел. Задача отдельных подразделений налоговых администраций этого звена в целом идентична функциям соответствующих подразделений Государственной налоговой администрации.
Структурное построение налоговых инспекций базового уровня отражает их основную функцию -- ведение налоговой работы. Она имеет два варианта -- расширенный и суженный. Расширенный предусматривает наличие как функциональных, так и обеспечивающих подразделении. Этот вариант предназначен для районов в городах, что объясняется значительным объемом работы. Этот вариант предусматривает такую же структуру, как и на уровне среднего звена (без отдела организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля).
Суженный вариант типичной структуры государственной налоговой инспекции установлен для сельского района и города областного подчинения (без районного деления) и предусматривает такие подразделения: управление (отдел) обслуживания налогоплательщиков; управление налогов и сборов; управление аудита; отдел учета и обработки данных; отдел налоговых расследований; валютная инспекция.
Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговый инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется этими лицами. Инспектора осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками -- от приема налоговых расчетов до проведения документальных проверок.
Лица вспомогательного состава обеспечивают деятельность должностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).
17. Налоговая милиция как орган осуществляющий финансовую деятельность
Создание налоговой милиции в 1998 году стало необходимым условием формирования эффективной налоговой системы. Наряду с Государственной таможенной службой, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел налоговая милиция являются частью сил, которые обеспечивают экономическую безопасность Украины.
По своему содержанию полномочия органов налоговой милиции аналогичны полномочиям других правоохранительных органов, в частности, органов внутренних дел, Службы безопасности. Однако они отличаются своим предметом и основными направлениями деятельности. Иногда полномочия органов налоговой милиции несколько шире. Это касается, например, административных полномочий в финансовой сфере.
Закон Украины от 5 декабря 1998 года внес важные изменения в Закон Украины «О Государственной налоговой службе в Украине» и закрепил в составе органов государственной налоговой службы соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями -- налоговую милицию (ст. 1). Появился новый (5-й) раздел «Налоговая милиция». Согласно ему налоговая милиция является специфическим правоохранительным органом по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующим в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции. Если деятельность налоговых администраций связана с уплатой налогов, то налоговая милиция осуществляет взыскание налоговых платежей.
Широкий перечень задач, которые стоят перед органами налоговой милиции, можно сгруппировать в два блока:
-- предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, прежде всего преступлений;
-- предупреждение и пресечение правонарушений в системе налоговых органов.
Обязанности налоговой милиции могут быть разделены на следующие четыре группы:
а) обязанности по выявлению и пресечению налоговых правонарушений (например, проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять поиск лиц, которые совершили указанные преступления или подозреваются в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству убытка; осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях, и т. п.);
б) обязанности по охране налоговых органов (например, обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защищать их сотрудников при выполнении ими служебных обязанностей);
в) обязанности по борьбе с коррупцией (например, проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и органах налоговой милиции);
г) обязанности по взаимодействию (например, выполнять в рамках своей компетенции решения судов, постановления судий, письменные поручения прокуроров, следователей о проведении розыскных и других предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в проведении отдельных процессуальных действий; оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в сфере налогового законодательства; и т. п.);
д) обязанности по охране (например, сотрудники налоговой милиции обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о взносах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей).
Права органов налоговой милиции можно классифицировать таким образом:
а) права по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений и других правонарушений (например, проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное расследование по которым отнесены законом к ведению органов налоговой милиции, и т. п.);
б) права по применению мер принуждения (например, прекращать операции плательщиков налогов по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредоставления документов, связанных с расчетом и уплатой налогов; решение о прекращении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой милиции или его заместитель; налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с дальнейшей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет, и т. п.);
в) права по реагированию на выявленные нарушения налогового законодательства (например, в соответствии с компетенцией органов налоговой милиции направлять в качестве предупреждения письменные требования руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) в целях устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты' налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости -- восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств плательщика налогов, контролировать выполнение этих требований и т. п.);
г) права по наложению взысканий.
Место налоговой милиции в системе правоохранительных органов определяется не только сходством отдельных ее задач с задачами других органов власти, в частности отдельных служб милиции, таможенного контроля, но и тождественностью приемов и методов их решения. Достаточно отметить, что сотрудник налоговой милиции, как и оперативные работники милиции, имеет право разрабатывать оперативно-розыскные мероприятия, возбуждать уголовные дела, которые относятся к их компетенции, проводить дознание, следствие, поиск лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и т. д. Однако, если оперативные подразделения милиции имеют право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и возбуждать уголовные дела, которые относятся к компетенции следственных органов внутренних дел и прокуратуры, то органы налоговой милиции уполномочены вести оперативно-розыскные действия с целью выявления только налоговых преступлений. Выявление при этом других преступлений влечет за собой передачу соответствующей информации тем правоохранительным органам, в компетенцию которых они входят. В таком же положении находятся органы дознания таможенной службы.
18. Счетная палата Украины как орган осуществляющий финансовую деятельность
Особенными контрольными полномочиями наделенная Счетная палата Верховной Рады Украины. Голова, первый заместитель, заместитель, главные контролеры и секретарь Счетной палаты избираются на сессии Верховной Рады Украины тайным голосованием и считаются избранными на семь лет, если за это проголосовало большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Полномочия Счетной палаты распространяются на Верховную Раду Украины, органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества и другие органы государства, созданные в соответствии с действующим законодательством Украины.
Счетная палата имеет право контролировать местные государственные администрации, органы местного самоуправления, предприятия, банки, хозяйственные общества, союзы, ассоциации, независимо от форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства Государственного бюджета Украины или имеют часть государственной собственности в их уставном фонде или используют объекты государственной собственности или управляют ими.