Форма государственного устройства, примирительное право
p align="left">К моменту смерти Пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первыми приемниками были - Абу Бекр, Омар, Осман, Али прозвание праведными халифами (от «халиф» - приемник, заместитель) - пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре к этому государству были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а затем и Египет. На востоке Арабская держава расширилась за счет территории Месопотамии и Персии. В течении следующего столетия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дважды терпят неудачу с завоеванием Константинополя, а позже во Франции терпят поражении при Пуатье, однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.
Омейядская династия, которая осуществила покорение Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов в течении 500 лет правила из Багдада. К концу X века Арабская держава, сплотившая до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделились на три халифата - Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.
Самыми известными из Аббасидов стали халиф Гарун-аль-Ра-шид, который вошел в число персонажей «Тысячи и одной ночи», его сын аль-Мамун. Это были просвещенные самодержцы, сочетавшие заботы о духовном и светском просвещении. Естественно, что в роли халифов они были заняты и проблемами распространения новой веры, воспринимавшейся ими самими и их подданными как заповедь жить в равенстве и всеобщем братстве всех истинно верующих. В обязанности правителя в этом случае входило быть справедливым, мудрым и милостивым правителем. Просвещенные халифы сочетали заботы об администрации, финансах, правосудии и войске с поддержкой просвещения, искусства, литературы, науки, а также торговли и коммерции. Под последними понимались посреднические операции и услуги, связанные с транспортировкой, складированием, перепродажей товаров и ростовщичеством.
Как и в предыдущие исторические эпохи, важная роль отводилась способам усвоения наследия и опыта высокоразвитых древних культур и цивилизаций. В прошлом греки переняли письменность у финикийцев и некоторые философские построения у восточных мудрецов (египетских, месопотамских, возможно, индийских). Спустя 10 веков античное греко-римское наследие облегчило становление арабо-мусульманской культуры, которая на протяжении нескольких столетий продолжала ту культурную работу, которая была прервана по тем или иным причинам в греко-латинском мире.
В средние века ознакомление с арабской наукой стало, по обобщению академика В.В. Бартольда, «одним из главных преимуществ западноевропейского средневекового мира перед византийским...». Арабо-мусульманский мир в ходе усвоения и переработки античного наследия выдвинул на общественную арену таких выдающихся мыслителей и деятелей, как Фараби (870--950), Ибн Сина (латиниз. Авиценна, ок. 980--1037), Ибн Рушд (латиниз. Аверроэс, 1126--1198) и Ибн Халдун (1332--1406). Ибн Халдун жил в Северной Африке и попытался (единственный в арабской литературе!) перейти от повествовательной истории к прагматической (утилитарной научной) с целью установить и описать законы всемирной (в данном случае в рамках Арабского халифата и его окружения) социальной истории. Он рассматривал историю как «новую науку», а основной областью исторических перемен считал не изменения политических форм, как в свое время древние греки, а условия хозяйственной жизни, которые оказывают сильное влияние на переход от сельской и кочевой жизни к городскому быту и нравам.
Характерно при этом, что для арабского историка во всем мире и его истории существовали в качестве значительных только культурные заслуги мусульман в целом. Таким образом, исторически новую культуру мусульманских народов он ставит выше всех других, но отмечает ее упадок и предсказывает ее гибель. В своих соотечественниках арабах он видел только кочевников, разрушителей культуры. По его обобщению, арабы не достигли никаких успехов ни в искусствах, за исключением поэзии, ни в государственной жизни. Даже при выборе места для постройки городов они будто бы руководствовались только потребностями кочевой жизни, вследствие чего основанные арабами города быстро приходили в упадок.
3.1 Организация власти и управления мусульманского права
Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его Посланника (Пророк именовался также расулом, т. е. посланником). Первое окружение Пророка-правителя составлялось из муджахиров (изгнанников, бежавших вместе с Пророком из Мекки) и ансаров (помощников).
После смерти Мухаммеда главой государства в звании заместителя (халифа) сделался муджахир, богатый купец, тесть и друг Пророка Абу Бекр, управлявший поначалу без везира (верховного чиновника из ансаров). Муджахир Омар принял в свое ведение суд. Другой муджахир, Абу Убейд, стал ведать финансами. Этому образцу обособленного ведения административных, судебных и финансовых дел стали подражать в последующем. Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) правоверных. При нем же было введено летосчисление от хиджры (переселение в Медину, датированное 622 г.). При Османе была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана.
По завету Пророка Коран, кроме богослужебных целей, имел предназначение в качестве руководства при отправлении правосудия. Однако при Османе право по наложению наказаний (худуд) было отнято у судей (кади) и передано султану -- самодержавному чиновнику, наместнику халифа. Этот шаг объясняется тем, что карательное (наказательное) право в Коране представлено только незначительным числом указаний и требований (всего около 80), и это было чревато обвинением халифа или судьи по стиху Корана о «судящих не по книге Божией» (5,48; 5,51) и даже возможным восстанием под лозунгом джихада (войны за веру).
Через 30 лет после смерти Пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, -- на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну -- сборник преданий о словах и поступках Пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов Пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана, не признавали первых трех халифов, считая законным преемником Пророка только его зятя Али) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов -- Абу Бекра и Омара).
С расширением границ державы исламские богословские и зако-новедческие построения подверглись влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).
По мнению В. В. Бартольда, примером Пророка, извлекаемого из Сунны, стали оправдывать такие положения, которые на самом деле заимствовались из других религий или римского правоведения. «Правила о числе (пять) и времени обязательных ежедневных молитв были заимствованы у домусульманской Персии; из римского права были заимствованы правила о дележе добычи, по которым всадник получал втрое больше пехотинца и полководец имел право выбирать себе лучшую часть; таким же образом мусульманское законоведение по примеру римского права проводит аналогию между военной добычей, с одной стороны, и произведениями моря, находимыми в земле кладами и добываемыми из рудников минералами -- с другой; во всех этих случаях в пользу правительства шла 1/5 дохода. Чтобы связать эти законоположения с исламом, придумывались рассказы из жизни пророка, будто бы совершавшего молитву в установленное время, применявшего указанные правила при делении добычи и т. д.» (Бартольд В. В. Ислам: Сборник статей. М., 1992. С. 29).
В Омейядском халифате, имевшем соприкосновение с римским культурным наследием и произведениями греческих авторов, образовалась прослойка людей, которые стали интересоваться вопросами богословия и законоведения самостоятельно и вне связи с правящим классом и его аппаратом. Правоведы столь широкого профиля могли быть судьями на службе у отдельных правителей, но могли быть и весьма критически настроенными служителями, считая и доказывая, что правители отходят от требований «богооткровенного права».
Аббасиды тоже старались считаться с мнениями правоведов. Решения законоведов не вводились в практику сразу и непосредственно, а лишь постольку, поскольку правители сами избирали их в качестве доктринальной основы для своих политических или судебно-карательных действий. На практике законоведы обсуждали и обобщали гораздо больше, чем практические законоведческие вопросы в современном смысле: они интересовались и признавались авторитетными советчиками в области ритуалов и обрядов, этикета и моральных заповедей. Богооткровенное право простиралось, таким образом, на весь уклад жизни и становилось в силу этого «богооткро-венным образом жизни».
При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия государственной жизни, в том числе правосудной деятельности, превращались в богослужебные заведения. При таких заведениях возникали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение. Некоторые из начальных школ, по-видимому, были не только духовными, но и светскими (обучались дети иноверцев, запрет на это был введен в середине IX в.). Люди науки и философы вначале группировались в мечетях и занимались с отдельными любознательными людьми здесь и в других местах. Такова была первоначально деятельность живших при первых Аббасидах основоположников четырех главных толков (мазхабов), на которые разделился правоверный мусульманский мир: Абу Ханифы в Куфе (Сирия), Малика ибн Анаса в Медине, Мухаммеда ибн Идриса аш-Шафии в Мекке (потом в Каире) и Ахмада ибн Ханбала в Багдаде. Богословские толки были одновременно и зако-новедческими толками.
При некоторых мечетях возникли богословские факультеты. Таковым был, например, факультет, а затем университет при мечети аль Азхар в Каире, выросший из школы при мечети, построенной в X в. При некоторых мечетях появились школы с кельями для студентов и аудиториями для лекций (медресе -- место учения, от «дара-са» -- изучать). Эти школы раньше всего упоминаются на крайнем востоке мусульманского мира, в Туркестане, где они возникли, по-видимому, под влиянием буддистской монастырской практики (вихары). Затем они появляются в Багдаде, Каире, Марокко. Древнейшая надпись на бухарском медресе (XV в.) содержит изречение, звучавшее диссонансом с последующей и отчасти современной практикой школьного обучения: «Стремление к знанию -- обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
3.2 Мусульманское право: возникновение, источники и основные институты
В широком смысле слова оно представляет собой социально-нормативный свод самых различных по происхождению и характеру, но основанных на религиозных заповедях правил поведения. Такие правила включают в нерасчлененном виде собственно религиозные нормы-требования, сосуществующие или совмещаемые с правилами нравственными, юридическими, этическими и даже эстетическими. Мусульманское право в узком смысле слова выросло из ислама как «богооткровенное право», аналогичное в этом смысле законам Моисея, заповедям Христа; оно входит в ислам, санкционируется исламом, но тем не менее выступает и как автономное нормативное образование, обособленное от некоторых других частей ислама, относящихся к ритуалу, к правилам добродетельного и благочестивого поведения мусульманина.
Мусульманское право нередко обозначают словом шариат (от араб, «шариа» -- правильный путь), смысл которого передается выражением «то, что открыто Богом». Такое толкование частично совпадает с правопониманием позитивистов -- «право есть то, что повелел суверен (правитель, парламент и т. д.) в законе». Мусульманское право в этом смысле предстает своего рода законом Божьим, чему в большой мере способствует наличие кодифицированных священных текстов, т. е. собранных в некое фиксированное число священных текстов и книг. Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.
Коран -- первый источник мусульманского права. Само слово «коран» происходит от слова «читать» и чаще всего передается выражением «произносить речитативом, декламировать». Коран содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду и которые Пророк затем излагал. Эта священная книга иногда называется словом зикр (предостережение). В Коране есть слова: «И так Мы ниспослали его, как арабский судебник».
Коран делится на 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из строф (аятов) общим числом 6219. Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назначения, включенных в шариат. По некоторым подсчетам, к ним относится примерно 500 аятов отдаленного и косвенного юридического назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собственно юридического характера, в основном карательного права и о браке и семье.
В первые годы после кончины Пророка применяли три способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана. Во-первых, прибегали к помощи «прецедентов», которыми стали считать «предания о словах и поступках Пророка» (хадисы), собранные в Сунне (от араб, «тропа, по которой ходил Пророк»). Обращались также к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования и сам Мухаммед. Наконец, обращались к собственному чувству справедливости (рай). Однако последний способ, к которому был вынужден прибегать факих (законовед), был довольно быстро вытеснен Сунной.
В Коране есть выражения «Сунна пророков» и «Сунна Аллаха» в значении поведения Аллаха в общении с древними народами, которых он подверг каре за неверие. Но вне Корана Сунна воспринималась как собрание слов и поступков (деяний) Мухаммеда и в расширительном значении как «свод обычаев и правил поведения древней общины... практика и теория мусульманского правоведения» (А. Мюс-се). Вскоре правоверные мусульмане, придерживающиеся Сунны, получили название «люди Сунны», сунниты. Со временем свод преданий (хадисов) был канонизирован и собран в шести сборниках, приспособленных к судебной практике и потребностям законоведения (IX в.). В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др.
К Сунне и Корану частично примыкает жизнеописание посланник Аллаха -- «Сират расул Аллах» (от «сира» -- жизненный путь), которое тоже является авторитетным каноническим источником. Определенное значение имеют для права и пять основных обязанностей мусульманина (или «аркан» -- пять столпов веры):
· исповедание веры (таухид) -- обращение в ислам и исповедание веры в то, что «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Аллаха»;
· молитва (салят), которой предшествуют очистительные омовения. Дома молитва произносится пять раз в день;
· месяц рамадан (саум) -- верующий с восхода до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание;
· милостыня (закят) -- налог, который платят богатые, чтобы помочь бедным. Он именовался также очистительным налогом и составлял 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества. Формально считалось, что закят (закат) идет в пользу бедных, фактически же он шел в пользу государства и потом перераспределялся;
· паломничество (хадж) -- раз в жизни побывать в Мекке.
Помимо Корана и Сунны, к источникам права относится иджма -- вначале толкуется как общее согласие мусульманской общины (аль-умма), а затем как «общее согласие законоведов» из числа имамов, муфтиев и муджтахидов. Этот источник освящен авторитетом Мухаммеда, который однажды сказал: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает». К этому роду источников права примыкает фетва (решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам).
Значительные облегчения (на случай молчания первых источников или знатоков) приносит решение по аналогии, обозначаемое термином кыяс (решение юридических дел по аналогии).
В период наивысшей концентрации и централизации власти халифов значительна роль законов и распоряжений верховных правителей (аль канун -- закон, фирман -- указ и распоряжение халифа). Обычное право арабов (урф) официально не включается в число источников права. Однако у неарабских исламизированных народов оно такую роль выполняло и продолжает выполнять (адаты -- родовые и племенные обычаи, в том числе правового назначения).
В предписаниях шариата различают пять разновидностей поведения правоверного мусульманина, которые воспринимаются и как религиозно-моральные, и как законные. Среди них действия обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные (но не влекущие за собой применение наказания), а также запрещенные и подлежащие наказанию. Мусульманин должен соблюдать требования шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запрещается пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь запретные книги. Он обязан принять участие в объявленной «священной» войне (джихад) с неверными.
Основные институты. Личный статус. Полноправным статусом по шариату в той его части (фикх), которая относилась к юридическим началам, пользовались только мусульмане. Иноверцы (зиммии) занимали более низкое положение и облагались тяжелыми налогами. Сами правоверные платили закят (сороковую часть доходов от недвижимого имущества), предназначенный в пользу бедных, что составляло 2,5% суммы доходов. Было известно также ограничение дееспособности для малолетних, слабоумных, находящихся в состоянии опьянения. Мусульманкам запрещалось также выходить замуж за иноверца.
Вещные права. Среди этой категории прав особую разновидность составили вещи, которые не могли находиться в собственности мусульман (чистые вещи -- воздух, море, пустыня, мечети и так называемые нечистые вещи -- вино, свинина, запретные книги).
Имущественные права имели те, кто достиг совершеннолетия и находился в здравом уме. Факт достижения совершеннолетия удостоверялся судьей. Предметом особо тщательной регламентации было пользование водой. Собственник мюлька, оставивший свою веру, терял право на имущество. Оно переходило в этом случае к мусульманской общине либо к родственникам и наследникам.
Значительное количество земли и оросительных сооружений, а также источников пресной воды, оружия, драгоценностей и рабов находилось в распоряжении государства. Государственная земля сдавалась в аренду. Определенная часть принадлежала халифу и его семье на правах частной собственности.
Крестьяне платили два налога -- тяжелый поземельный налог (харадж) и подушный налог (джизья). При взимании налогов дозволялось применять насилие -- пытки, тюремное заключение и др.
Завоеванные земли поступали в распоряжение халифов и эмиров. Захваченное имущество делилось на несколько частей -- добытчику, государству и мечетям. При Аббасидах к государственному, частному и общинному землевладению прибавились условные формы владения. Часть захваченных государственных земель предоставлялась за военную и государственную службу (икта). Владелец этой земли (мукта) собирал подати с подвластного населения в свою пользу. Со временем это владение стало передаваться по наследству и сравнялось по статусу с частным владением (мулък, мильк).
Особую разновидность собственности составил вакф (вакуф) -- обычно недвижимое имущество, переданное собственником для каких-либо благотворительных целей (мечети, медресе и др.). Лицо, передавшее вакф, сохраняло за собой право управлять (мутавили) и резервировать часть дохода для себя самого или для своих родственников. Вакуф был удобен еще тем, что он был освобожден от налогов и государственного обложения.
Исламское общество в принципе было бессословным. Все взрослые мусульмане-мужчины были равными перед Аллахом и его законом -- не было привилегий и изъятий сословного характера.
Обязательственные отношения. Всесторонней разработке подвергнуты договорные права. Обязательства из договоров делились на срочные и бессрочные, возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние. Специфический институт односторонних обязательств носит название «обета».
Договор рассматривался как связь, возникающая по взаимному согласию, выраженному в документе, в неофициальном письме или высказанному устно. Недействительными признавались договоры, заключенные с безнравственными целями или с использованием изъятых из оборота и так называемых нечистых вещей. Обязанность по соблюдению договора, даже кабального для одной из сторон, считалась священной. Обязанность соблюдать «свои договоры» упомянута в Коране (23,8). В случае обнаружения скрытых недостатков в приобретенных вещах покупатель мог требовать возврата уплаченной суммы.
Ростовщичество осуждалось, но на практике имело место. Запрещалось обращать в рабство должника, но должника можно было привлечь к отработке долга.
В отношении найма земли арендаторы на завоеванных территориях обязывались платить тяжелый государственный налог.
Объединения для совместного орошения или снаряжение торгового каравана оформлялись договорами союза и товарищества.
Брак и семья. Заключение брака рассматривалось как своеобразная торговая сделка с необходимым согласием сторон и значительным выкупом за невесту ее отцу.
Коран допускает иметь мужчине до четырех жен, но оговаривает это обязанностью предоставлять каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Принуждать рабыню к сожительству воспрещалось. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число разводов не фиксировалось. Муж мог развестись без объяснения причин, при помощи простого произнесения ритуальных фраз: «Ты отлучена» или: «соединись с родом» либо трижды сказанного слова «талак».
Жена могла добиться развода только при содействии суда и при наличии следующих оснований: муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств для ее содержания.
В случае развода муж обязан выделить жене часть имущества «согласно обычаю». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме мужа. Родившийся ребенок должен был оставаться в доме отца.
Наследственное право. Завещание не должно составляться в пользу законных наследников и превышать треть имущества. При наследовании по закону за счет наследственной массы покрывались расходы, связанные с погребением, затем оплачивались долги. Первыми в списке получателей наследства стояли дети, затем братья, дяди. Наследственная доля женщин составляла 1/2 доли мужчин.
Преступления и наказания. Особую группу составили преступления против религии и общественного спокойствия. Отступление от ислама наказывалось смертной казнью с конфискацией имущества. Точно так же преследовались участники восстаний и сопротивляющиеся властям. Тяжким религиозным грехом считались разбой, кража, употребление вина, прелюбодеяние, умышленное убийство или смертельное поранение, которые по обычному праву влекли кровную месть; с появлением ислама стало возможным возмещать ущерб денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу.
Выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина, устанавливался также и за неумышленное убийство. Не считалось преступлением убийство вора, которого поймали с поличным.
Некоторые наказания носили особо жестокий и устрашающий характер. Смертная казнь обычно проводилась публично путем повешения или четвертования, а затем тело казненного выставляли на всеобщее обозрение и поругание. Применялось также утопление и закапывание заживо в землю. Кораном предписывается за воровство отрубать руку мужчинам и женщинам (5,42). Однако руку отрубали при условии, что стоимость украденного не превышала установленного минимума (от четверти до целого динара). За первую кражу отсекали правую руку, за повторную -- левую руку. Несогласные на выкуп родственники имеют право мстить по ветхозаветному принципу «око за око».
В случае прощения, которое считается богоугодным делом, проводится градация между различным социальным статусом соответствующих лиц -- «свободный за свободного, раб за раба, женщина за женщину» (2,173). Безусловной защите подлежит только жизнь младенцев, причем матерям запрещается детоубийство. Наказание за детоубийство не определяется, но запрет сам по себе оказался гораздо действеннее законов, принимавшихся у других народов. У арабов до VII в. существовал обычай зарывать в землю лишних детей женского пола. С принятием ислама этот обычай быстро исчез, и бедуины XIX в. не могли поверить, что такой варварский обычай когда-то существовал.
Суд и процесс. По представлению Корана евреи творят суд по Пятикнижию Моисея (или по Торе, т. е. по Закону Моисея), христиане -- по Евангелию, а мусульмане должны судить по Корану. Творящих суд не на основании Божьего откровения Коран называет неверными и развратниками. Эти слова, замечает В. В. Бартольд, имели для человечества столь же печальные последствия, как и слова о беспощадной войне с иноверцами. В установлении о праве свидетельствовать на суде говорится, что две женщины равны одному мужчине.
Современное исламское законоведение исходит из возможности самостоятельного конструирования решений судьи по делам, о которых умалчивается в Коране и Сунне. При этом делается ссылка на предание о разговоре Мухаммеда с его подвижником Муазом, назначенным судьей в Йемен. «По чему ты будешь судить?» -- спросил Пророк. «По писанию Аллаха», -- отвечал Муаз. «А если не найдешь?» -- спросил еще раз Пророк. «По Сунне (обыкновению) посланника Аллаха», -- сказал Муаз. «А если и там не найдешь? -- вопрошал Пророк. «То буду судить по своему мнению, не пожалев сил на поиск верного решения», -- отвечал Муаз. «Хвала Аллаху, наставившему тебя на угодный ему путь!» -- воскликнул Пророк.
Поиск решения по усмотрению предоставляется далеко не каждому, хотя сам этот поиск признается допустимым и даже поощряется до такой степени, что ищущему «усердно» (по правилу иджтихада -- буквально «усердие», «прилежание», «настойчивость») прощается заранее даже неудачное, т. е. неправильное решение. Современные законоведы в подтверждение возможности и даже необходимости иджтихада приводят предание о словах Пророка: «Если при рассмотрении дела, по которому в шариате нет точного правила, судья вынес решение на основе иджтихада и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по иджтихаду и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере». Исламские законоведы полагают, что муджтахид (облеченный правом на иджтихад знаток шариата) не создает новое правило поведения, а лишь извлекает его после усердного поиска и таким образом обнаруживает то решение, которое «изначально» содержится в шариате, в его общих принципах" общих целях, многозначных по смыслу предписаниях и т. д. (Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 8--9).
Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дела уголовные и гражданские рассматривались обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были вести свои дела сами, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс судоговорения велся вначале устно, а впоследствии, при Аббасидах, стали вести протоколы по гражданским делам. Доказательствами считались признания ответчика, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться в одно заседание. Судья имел в городе большую группу потенциальных свидетелей и осведомителей, помогавших ему в работе.
Преступление не могло быть доказано на основании одних догадок. Доказательством считалось собственное признание преступника при условии, что признание это не получено во время пытки и повторено затем в четырех заседаниях суда. Признанные виновными могли быть наказаны неодинаково за одни и те же преступления. Учитывалось, например, что образованного человека легче исправить убеждением, воздействием угрозы общественного осуждения или штрафом. Малообразованного, не отдающего себе отчет в содеянном, наказывали плетьми и последующим покаянием.
Наказание приводилось в исполнение в присутствии судьи в любом общественном месте, за исключением мечети. Женщина при осуществлении наказания должна быть сокрыта под покрывалом. Мужчина наказывается в таком одеянии, которое не смягчало бы мучительности наказания. Смертная казнь чаще всего осуществлялась путем перерубания шеи, а не отсечения головы. Допускалась также казнь через четвертование, удушение, распятие. За неосторожное убийство Коран предусматривает денежный выкуп и религиозно-искупительную жертву -- освобождение раба-мусульманина.
3.3 Четыре школы мусульманского законоведения
В мусульманском богословии большое место всегда отводилось фикху (законоведению), имеющему до некоторой степени и практическое значение. Основы, или корни (усулъ), фикха были определены учеными, авторитет которых основывается исключительно на их обширных законоведческих познаниях. В исламе не было единоличного непогрешимого главы церкви или общеобязательных постановлений вселенских соборов. Первым корнем из четырех был Коран, вторым -- Сунна пророка, изучавшаяся главным образом по хади-сам. Один из знатоков фикха и глава школы законоведения Абу Ха-нифа знал, по преданию, два миллиона хадисов по памяти.
Третьим корнем довольно рано было признано мнение (иджма) ученых мужей Медины по каждому трудному для истолкования вопросу. Четвертым корнем стал кыяс -- суждение по аналогии.
Наиболее ранняя попытка систематизации мусульманского права с позиций Сунны пророка была предпринята Маликом ибн Анасом (713--795), автором трактата под названием «Расчищенная тропа». Это своего рода синтез и компромисс между сборником хадисов и трактатом по правоведению. В нем была одна существенная новация -- он допускал, что хадисы, хотя и служат обязательной основой для вынесения решения судом, тем не менее могут быть изменены в своем действии, если вступят в противоречие с интересами общего блага (принцип истислах). Наконец, в случае необходимости судья обращается к другому принципу -- согласному мнению ученых мужей Медины по данному вопросу. Этот принцип весьма напоминает одну из традиций римской юриспруденции, называемую «консенсус докторум». Более того, Малик допускал индивидуальное толкование на основе велений совести (рай), что также напоминает римское «опинио пруденциум» с оговоркой, что оно допустимо в той мере, в какой не противоречит общему благу.
Почти одновременно со школой Малика (школа маликитов) формировались мазхабы в Сирии и Иране, где особенно прославился Абу Ханифа (699--767), который был одновременно педагогом и в отличие от судьи-практика Малика теоретиком. Три принципа выдвинул Абу Ханифа в качестве основополагающих начал: рай (личное мнение, основанное на здравом смысле), кыяс (суждение по аналогии), а также исправление и корректирование этих начал по методу истихсана, роль которого аналогична истихлаху (требование соблюдения интересов общего блага) в школе Малика. Метод используется по следующей схеме: «В данном тексте кыяс (аналогия) в таком-то варианте указывает то-то, но в силу таких-то обстоятельств я считаю предпочтительным (ахсан) такой-то образ действии», leoрия Абу Ханифы получила распространение на востоке, в империи Сельджуков. Влияние школы Малика сказалось на западе халифата, в Северной Африке.
Другой основатель мазхаба, Мухаммад ибн Идрис аш-шафии (767-819), рекомендовал иджму, сведенную к мнению всех ученых мужей (но не всех времен). Именно с помощью иджмы стала bos можной окончательная редакция Корана и шести сборников Сунны. Шафия отрицал значение личного усмотрения судьи и ограничивал использование кияса.
Самым главным достоянием каждой из школ был муОжтахш) мутлак, т. е. ученый, обладающий абсолютной (мутлак) спосооно-стью составлять личное мнение (иджтихад), применяя к корану и Сунне принципы суждения по аналогии и другие методы, которыми он владеет. Это муджтахиды мутлаки создали основные принципы (корни) фикха. Те, кто впоследствии излагали выводы (ФУРУ) из этих принципов или с помощью их, были муджтахидами не аосолютного ранга, а лишь по отношению к одной из школ.
После этой плеяды знатоков фикха законоведы могли действовать, только давая юридические консультации (фетва это арабские responsa prudentium), основанные на одном или нескольких прецедентах. Они получили название муфтиев (знаюших <ретву>, но уже не муджтахидов, так как не высказывали личного мнения.
3.4 Изменения в современном мусульманском праве под влиянием глобальных и региональных процессов
Современная исламская социальная и политическая доктрина во многом обусловлена тенденциями и переменами XIXв. с его реформаторскими тенденциями, которые иногда именуют Исламской реформацией, а отчасти переменами, происходившими под воздействием национально-освободительного движения в бывших колониальных и зависимых странах с исламской ориентацией. Это прежде всего Пакистан, страны современного Арабского Востока, а также Иран после революции 1979 г.
Реформируемый политике-доктриналъный ислам с его стремлением вобрать в себя либеральные и демократические идеи (законность в действиях правителя, обособление действий суда от исполнительной власти, различение трех ветвей власти) дополняется сегодня синкретическим (или эклектическим) исламом, который ближе по основным позициям к реформируемому, нежели ортодоксальному исламу.
В отличие от ортодоксального ислама с его идеями суверенитета Всевышнего и подчиненности и вторичности власти главы государства (халифа, президента) идеи теодемократии (выражение пакистанских теологов) предполагают жизнь в строгом соответствии с предписаниями Корана и Сунны и признание авторитетными знатоками шариата только ограниченного числа лиц. Они совмещаются с предписаниями покорности и подчинения для всех подданных. Синкретический ислам в Пакистане и Индии провозглашает следующие идеи:
· вселенский гуманизм;
· оппозиция авторитету муллы («рай там, где нет муллы»);
· дозволение читать помимо классических текстов мусульманского законоведения индусскую философскую классику («Упаниша-ды» и «Бхагават гита»);
· признание необходимости расширять границы мусульманского сообщества за счет немусульман и признание в этой связи равнодос-тойности архангела Михаила и Вишну, Адама и Брахмы и т. д.
Значительной новацией XX столетия стал рост кодифицированного исламизированного законодательства. Если в прошлом веке такую кодификацию представляла собой Маджалла -- свод гражданского права в Османской империи, то сегодня конституции и гражданские кодексы стали достоянием едва ли не большинства современных исламских государств. Эта новация имеет ряд существенных последствий. Во-первых, несколько видоизменилось толкование содержания термина шариат. Он включает правила богословского и юридического характера, присутствующие не только в Коране или Сунне, но и в судебных прецедентах, созданных на их основе и составивших содержание фикха (исламской юриспруденции). Кроме того, получили новое истолкование и употребление некоторые классические принципы шариата. Запрет на взимание ростовщических процентов, поддерживаемый законодательством ряда исламских государств, вынудил законодателей искать компромиссные пути для тех случаев, когда кредитные учреждения не могут довольствоваться одними благодеяниями (например, для банковских учреждений). Выход был найден в обязывании договаривающихся сторон взамен взимания процентов предусматривать тот или иной вариант участия кредиторов в дележе продукции или дохода, получаемых при помощи означенного кредита.
Список литературы
1. «История Европейского права», Э. Аннерс. Москва 1994г. Стр.14
2. «Происхождение государства и права», Т.В. Кашанина. Москва «Высшая школа» 2004г. Стр. 308-310
3. Учебник для вузов «Всеобщая история права и государства», В.Г. Графский. Москва «НОРМА» 2005г. стр. 251-265, стр. 713-714
4. «Государственное право», В.Е. Чиркина, Б.А. Стародубского. Москва «Высшая школа» 1986г. стр. 91-104