p align="left">Ст.24 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом МО в соответствии с законами субъектов РФ. В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий, предусмотренных п.6 ст.15 настоящего ФЗ, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей МО, обладающих избирательным правом.
П.6 ст.15 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В отдельных поселениях УМО в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов МСУ собраниями (сходами) граждан.
Полномочия сходов в дореволюционной России были очень большие (см. вопрос 6). В годы советской власти собрания (сходы) закреплялись в законодательстве в качестве одной из форм осуществления МСУ по месту жительства. При этом определялся конкретный перечень вопросов, которые находились в ведении собраний. Решения принимались открытым голосованием и были обязательны для исполнения всеми жителями населенного пункта. Обязанность реализации решения собрания возлагалась на исполкомы местных советов.
В настоящее время роль собраний (сходов) граждан в системе управления местными делами существенно меняется. Порядок созыва и проведения определятся УМО:
#G0Ст.77 Устава г. Петрозаводска: Собрания граждан по месту жительства являются формой непосредственного участия жителей города в решении вопросов местного значения. Собрания граждан созываются по микрорайонам, жилым массивам, кварталам, улицам, жилым домам. В случаях, когда созыв собрания затруднен, могут проводиться конференции (собрания представителей) жителей соответствующих территориальных частей города.
Предложения о созыве общих собраний (сходов), конференций граждан, вопросах, подлежащих рассмотрению на них, могут вноситься органами МСУ, органами ТОСУ, местными отделениями общественных организаций и движений, руководителями муниципальных предприятий, учреждений, организаций, группами граждан (не менее 5 процентов от числа граждан, проживающих на данной территории и имеющих право принимать участие в собрании (сходе), конференции).
Общее собрание (сход) граждан считается правомочным, если на нем присутствует не менее 1/З от числа граждан, имеющих право участвовать в собрании (сходе). Конференция считается правомочной, если на ней присутствует более половины избранных представителей.
В работе собраний имеют право участвовать граждане, достигшие 18 лет, проживающие на данной территории, обладающие избирательным правом.
Общие собрания (сходы), конференции граждан: избирают органы ТОСУ; в случаях, предусмотренных УМО, избирают управляющих поселковыми, сельскими администрациями; рассматривают вопросы, связанные с образованием, наименованием и переименованием волостей, населенных пунктов; рассматривают вопросы благоустройства территории, торгового, медицинского, бытового обслуживания населения, водоснабжения и иные вопросы жизнеобеспечения населения; заслушивают отчеты органов ТОСУ, управляющих поселковыми, сельскими администрациями, иных должностных лиц органов МСУ; заслушивают информации депутатов ЗС РК, представительного органа местного самоуправления района (города, волости) о своей деятельности; ходатайствуют перед компетентными органами о привлечении нарушителей к административной или иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Решения собрания принимаются большинством голосов граждан, присутствующих на собрании. Они доводятся до сведения органов МСУ г. Петрозаводска и населения соответствующей территории. Решения собраний, принятые в пределах их собственных компетенций, обязательны для исполнения всеми жителями соответствующих территориальных частей города. Принятые решения по вопросам местного значения доводятся до сведения Петрозаводского городского Совета, Главы МСУ, других заинтересованных органов и должностных лиц и учитываются ими в своей деятельности.
Законодательство РФ закрепляет так же такие формы прямого волеизъявления граждан, которые призваны выявить общественное мнение, в том числе по вопросам правового регулирования ОО, и обязывает органы и должностных лиц органов МСУ принимать решения с учетом мнения и в интересах населения МО. К числу таких форм прямого волеизъявления Закон относит народную правотворческую инициативу и обращения граждан в органы МСУ.
Ст.25 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Население в соответствии с УМО имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы МСУ, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
В отличии от референдума, волеизъявление на принятия НПА не является обязательным для органа МСУ.
#G0Ст.73 Устава г. Петрозаводск: Жители г. Петрозаводска, обладающие избирательным правом, осуществляют народную правотворческую инициативу путем внесения в Петрозаводский городской Совет петиции с предложениями о принятии нормативно-правовых актов города, отмене или изменении ранее принятых нормативно-правовых актов г. Петрозаводска за подписью не менее 5 000 жителей г. Петрозаводска.
Инициативная группа в составе не менее 10 человек регистрирует народную правотворческую инициативу в Петрозаводском городском Совете и получает официальный образец подписного листа. Инициативная группа осуществляет деятельность под свою ответственность.
Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседаний Петрозаводского городского Совета без голосования, а также направляются Петрозаводским городским Советом Главе МСУ.
Петрозаводский городской Совет и Глава МСУ г. Петрозаводска принимают по предложениям, содержащимся в петиции, решения в пределах своих полномочий в срок не более 45 дней со дня официального внесения петиции. Днем официального внесения петиции о народной правотворческой инициативе считается день регистрации текста петиции и надлежащим образом оформленных подписных листов в Петрозаводском городском Совете.
Ст.26 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам органов МСУ. Органы и должностные лица органов МСУ обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. ФЗ или З субъектов РФ может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы и к должностным лицам органов МСУ.
#G0Ст.76 Устава г. Петрозаводска: Жители г. Петрозаводска имеют право на индивидуальные и коллективные обращения, как в устной, так и в письменной форме к Главе МСУ г. Петрозаводска, в Петрозаводский городской Совет, к должностным лицам Администрации города.
Петрозаводский городской Совет, Глава МСУ и должностные лица Администрации города уведомляют жителей города о времени и месте приема граждан. Заявления и жалобы рассматриваются в месячный срок со дня их регистрации. За нарушение сроков и порядка ответа на обращения жителей в органы МСУ устанавливается ответственность в соответствии с законодательством.
26. Представительные органы местного самоуправления: порядок формирования, компетенция, ответственность
Правовой статус представительного органа местного самоуправления. Вопросы исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
Порядок избрания представительного органа местного самоуправления поселения и муниципального района. Численность депутатов представительного органа муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования.
Процедурные вопросы деятельности представительного органа местного самоуправления. Регламент деятельности представительного органа местного самоуправления.
Структура представительных органов местного самоуправления: профильные депутатские комиссии, территориальные группы депутатов, фракции, рабочие группы. Права и обязанности председателя представительного органа местного самоуправления. Депутат представительного органа местного самоуправления: правовой статус, срок полномочий, права и обязанности, процедура отзыва депутата.
Нормативно - правовые акты представительных органов местного самоуправления.
ПО соответствующего МО состоит из депутатов, которые избираются на основе прямого всеобщего равного ИП при тайном голосовании. Численный состав ПО МСУ, его полномочия определяются в уставе МО, в соответствии с законом субъекта РФ (ст.15 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»).
Общие принципы определения численности ПО МСУ:
в МО с численностью населения свыше 500 000 50 депутатов;
в МО с численностью населения от 200 000 до 500 000 30 депутатов;
в МО с численностью населения от 50 000 до 200 000 20 депутатов;
в МО с численностью населения от 10 000 до 50 000 10 депутатов;
в МО с численностью населения менее 10 000 7 депутатов.
Структура: председатель, заместитель (заместители), комиссии и их председатели.
В исключительном ведении ПО МСУ находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения МО, предусмотренных уставом МО;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития МО, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов МСУ и ДЛ МСУ, предусмотренных уставами МО.
Полномочия ПО МСУ определяются уставами МО. ПО МСУ принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом МО в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий ПО МСУ собраниями (сходами) граждан.
Основная форма работы - сессия. Другие: встречи с избирателями, прием граждан, выступление в СМИ и т.д.
Под статусом депутата, члена выборного органа МСУ, выборного ДЛ МСУ понимаются закрепленные законодательством их основные права, обязанности, правовые и социальные гарантии деятельности
Ст.18 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Депутату, члену выборного органа МСУ, выборному ДЛ МСУ гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Сроки полномочий депутата, члена выборного органа МСУ, выборного ДЛ МСУ не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
Полномочия депутата, члена выборного органа МСУ начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа МСУ нового состава. Полномочия выборного ДЛ МСУ начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного ДЛ.
Глава МО, депутат, член выборного органа МСУ, другие выборные ДЛ МСУ в соответствии с уставом МО могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Уставами МО в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа МСУ, выборного ДЛ МСУ.
Статус депутата, члена выборного органа МСУ, выборного ДЛ МСУ и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются КРФ, ФЗ, законами субъектов РФ.
Депутаты, члены выборных органов МСУ, выборные ДЛ МСУ на территории МО не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к УО без согласия прокурора субъекта РФ.
Депутатам и членам выборных органов МСУ, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным ДЛ МСУ социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов РФ.
27. Глава муниципального образования и исполнительно - распорядительные органы местного самоуправления: понятие, правовой статус, признаки
Модели построения муниципальной власти в РФ в соответствии с положениями ФЗ - 131 от 6 октября 2003 г.
Глава муниципального образовании: статус, организационные основы деятельности. Способы избрания главы муниципального образования. Основания досрочного прекращения полномочий. Гарантии деятельности главы муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования.
Администрация муниципального образования. Компетенции администрации. Общие подходы к формированию структуры местной администрации. Глава местной администрации. Варианты замещения должности главы администрации муниципального образования.
Типовая структура, полномочия, правовые основы деятельности администрации муниципального образования. Проектирование организационных структур управления на муниципальном уровне. Этапы и элементы проектирования, оценка результатов.
Глава МО - это выборное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению МСУ на территории МО, т.е. глава МО является высшим должностным лицом МО. Население само решает быть или не быть должности главы МО в структуре органов МСУ. Законодательство субъекта РФ самостоятельно решает вопрос о возможности совмещения одним лицом должности главы МО с должностью руководителя исполнительного или представительного органа МСУ.
Ст.16 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном ФЗ и законами субъектов РФ.
Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.
Наименование главы муниципального образования и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
Ст.27 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Под ТОСУ понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории МО (территориях поселений, не являющихся МО, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы ТОСУ. В соответствии с уставом МО указанные органы могут являться юридическими лицами. Порядок организации и осуществления ТОСУ определяется уставом МО в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов МСУ.
Отличительными чертами ТОСУ являются: а) территориальный принцип организации и деятельности; б) общественная форма; в) самоуправленческая природа.
Территориальный принцип организации и деятельности ТОСУ означает, что основой его образования являются территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, жилых комплексов, многоквартирного дома с прилегающим участком и т.д. ТОСУ осуществляется в части МО. Управление на такой территории не может быть полностью самостоятельным, изолированным от МСУ осуществляемого на территории МО. ТОСУ может иметь статус ЮЛ, располагает определенными полномочиями и вправе осуществлять экономическую деятельность, располагать собственными финансовыми ресурсами и собственностью, защищать свои интересы в суде.
Формы осуществления ТОСУ: непосредственное волеизъявление граждан по месту жительства; работа в органах ТОСУ, как правило, осуществляется на общественных началах, без получения заработной платы; ТОСУ призвано, в первую очередь решать общественные вопросы обеспечения жизнедеятельности граждан.
Самоуправленческая природа ТОСУ: органы ТОСУ максимально приближены к создавшим их гражданам; ТОСУ призвано самостоятельно и под свою ответственность осуществлять инициативы граждан по месту жительства; органы ТОСУ несут ответственность только за осуществление инициатив граждан по месту жительства; для осуществления инициатив граждан ТОСУ вправе иметь в своей собственности объекты МС, финансовые ресурсы и самостоятельно ими распоряжаться; быть юридическими лицами.
28. Понятие, виды и система муниципальных правовых актов
Понятие и признаки муниципального правового акта. Муниципальные нормативные правовые акты в системе источников муниципального права. Классификация муниципальных правовых актов. Разработка и принятие муниципальных правовых актов. Характерные черты муниципального правотворческого процесса. Юридические свойства устава муниципального образования. Особенности процедуры принятия и изменения уставов муниципальных образований. Правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Соглашения между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселений в составе муниципального района о передаче части своих полномочий: юридическая природа, содержание, порядок заключения и реализации.
Проблемы обеспечения соответствия муниципальных правовых актов федеральному и региональному законодательству.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом.
До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, -- уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Подготовка муниципальных правовых актов.
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Принятие и вступление в силу устава муниципального образования.
Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек -- населением непосредственно на сходе граждан.
Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть: 1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; 2) нарушение установленного федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан.
Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме или сходе граждан.
Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта.
Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.
Система муниципальных правовых актов.
В систему муниципальных правовых актов входят:
устав муниципального образования;
правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан (см. «местный референдум», «сход граждан»), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (см. «представительный орган муниципального образования»;
правовые акты главы муниципального образования (см. «глава муниципального образования»), постановления и распоряжения главы местной администрации (см. «глава местной администрации»), иных органов местного самоуправления (см. «органы местного самоуправления») и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам, отнесенным к полномочиям главы местной администрации, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.
Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования -- акт высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов (см. «система муниципальных правовых актов»).
Уставом муниципального образования должны определяться:
наименование муниципального образования;
перечень вопросов местного значения;
формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения;
структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
29. Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований
Понятие муниципального образования. Модели территориальной организации местного самоуправления: одноуровневая (поселенческая), двухуровневая. Виды муниципальных образований: поселения, муниципальный район, городской округ. Понятие межселенных территорий. Требования к формированию различных видов муниципальных образований. Процедура изменения границ муниципальных образований. Процедура преобразования муниципальных образований.
К органам МСУ относятся представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, администрация муниципального образования, контрольный орган муниципального образования, иные органы МСУ.
Функционально местная администрация представляет собой исполнительно-распорядительный орган и наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Основные полномочия местной администрации в рамках этой компетенции связаны с исполнением решений представительного органа и главы муниципального образования, формированием и исполнением местного бюджета, управлением муниципальной собственностью, решением хозяйственных и оперативных задач на территории муниципального образования. Местная администрация является, как правило, главным распорядителем бюджетных средств в малых поселениях.
В структуру местной администрации городских округов и муниципальных районов обычно входят: глава администрации; заместитель (заместители) главы, один из которых может быть первым; отраслевые структурные подразделения, занимающиеся конкретными отраслями муниципального хозяйства (например, ЖКХ, культура и т.д.); функциональные структурные подразделения, охватывающие определенную функцию для всей администрации (экономическая служба, финансовая, правовая, по управлению муниципальным имуществом и пр.); территориальные органы, создающиеся в районах крупных городов или в населенных пунктах, в совокупности составляющие городское или сельское поселение; аппарат местной администрации, обеспечивающий ее деятельность (юридический отдел, кадры, бухгалтерия, делопроизводство и др.); вспомогательные службы, обеспечивающие содержание помещения, водители, уборщица и т.д.
Под формированием структуры местной администрации понимается образование комитетов, отделов, служб и других структурных подразделений и наделение их собственной компетенцией в рамках полномочий, установленных уставом муниципального образования для местной администрации в целом.
При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов: целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных блоков; избежание дублирования и параллелизма; полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом; результативность, что предусматривает возможность оценки (измерения) достигаемого результата работы; достаточность обеспечения, что предполагает предоставление структурному подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения; системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т.е. учет при описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими структурами; структурирование (детализация), т.е. разделение функции структурного подразделения на функции отдельных специалистов, которые вменены им в виде должностных обязанностей; эффективность, что означает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами; недопущение принципа создания структур «под людей»; унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуправления.
30. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Понятие и состав экономической основы местного самоуправления: муниципальное имущество, бюджет, имущественные права. Институциональное значение муниципальной собственности. Взаимоотношения между органами государственной власти региона и органами местного самоуправления. Межбюджетные взаимоотношения. Разграничение полномочий. Финансирование государственных полномочий, передаваемых на местный уровень.
Бюджеты муниципальных образований: система, доходы и расходы. Проблемы бюджетной обеспеченности. Финансовая помощь муниципалитетам: основания, критерии, формы, механизмы и условия предоставления. Принципы формирования и использования средств фонда финансовой поддержки и развития муниципальных образований.
Правовая основа ОМСУ определена Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, ФЗ «О финансовых основах МСУ в РФ, ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» и др. нормативными правовыми актами. Большая роль в регулировании финансового обеспечения МСУ принадлежит ежегодно принимаемым нормативно-правовым актам, о бюджете того или иного уровня на очередной год.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований, ст.49 ФЗ, ст.31.Закона РТ. Доходы местных бюджетов формируются за счет: 1) местных налогов и сборов; 2) отчислений от регулирующих доходов и сборов; 3) неналоговых доходов.
Главный стержень МСУ- это бюджет, то есть финансовое обеспечение решения вопросов местного значения в муниципальных образованиях. Для решения любого, даже маловажного вопроса необходимо, как известно, иметь не только полномочия, но и соответствующие финансовые и материальные ресурсы. Вот почему в соответствии с новым законом проводится четкое закрепление имущества, находящегося в собственности различного типа муниципальных образований - городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов. На первое время законом предусматривается предоставление дотаций из областного бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений. Но эта поддержка временная, на период становления муниципальных образований, а дальше дотации не будут выделяться.
Бюджет муниципального образования составляет финансовую основу МСУ.