Министерство образования и науки Российской Федерации
Курский государственный технический университет
Кафедра «Теории права, государства и организации правоохранительных органов»
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: Формы (источники) права
Автор работы Терновцова Н.С.
Группа 030501
Специальность - юриспруденция
Руководитель работы Чевычелов В.В.
Курск 2009г.
План
Введение
Глава. 1 Понятие и виды форм (источников) права
Глава 2. Основные источники права и виды нормативно - правовых актов
Глава 3. Действие нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Заключение
Библиографический список
Введение
В системе юридических наук теория государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение, выполняя как академическую так и (опосредованным путем) прагматическую, сугубо практическую роль. Вот почему вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось большое внимание.
Со временем меняется общество, а вместе с ним и государство. Имея ввиду неразрывную связь государства и права, можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства, такова будет и роль права.
Следует отметить, что государство и право не только взаимозависимы. Они сохраняют и определенную самостоятельность. Если государство, принимает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случаи неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правила поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды форм источников права на территории Российской Федерации. Взаимодействие различных источников права в стране их последовательность и приоритетность. Углубленно изучим вопрос по видам нормативно правовых актов как основных источников права. Узнаем их различия, действие нормативно правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Поиск научного право понимания ведётся тысячелетиями, со времен перехода человечества к цивилизации, регулирования общественных отношений политическими государственными средствами. И поскольку общество, складывающиеся в нём условия жизни людей постоянно развиваются, то изменяется и представление людей о праве.
Право является одним из сложных общественных явлений. При этом оно вызывает к себе необычайно широкий интерес человека. Для того чтобы понять сущность права, его социальную природу, его универсальное назначение человечество затрачивает огромные интеллектуальные усилия. Тем не менее, каждый исторический этап развития общества, а, следовательно, и соответствующий этап познания права приводят к состоянию, когда возникает необходимость оценивать новые стороны правовой деятельности, формировать новые определения понятия права.
Глава 1. Понятие и виды форм ( источников) права
Нормы позитивного права устанавливаются в особом, определенном конституцией или законом порядке, именуемом правотворчеством. Правотворчество в Российском государстве осуществляется полномочными федеральными и региональными1 органами государственной власти: законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти, а на местном уровне также - органами местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа в России являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 шотитуции Российской Федерации).
Таким образом, только Конституцией, решениями государственных органов, органов местного самоуправления и путем народного голосования (референдума) могут устанавливаться, изменяться и отменяться нормы российского права2. Эти решения правотворческих органон и референдума закрепляют официальное содержание правовых норм и как бы служат официальной обязательной формой выражения норм нрава. Подобные официальные формы выражения и закрепления правовых норм в правовой теории и практике получили название источников, или форм, нрава.
Аналогичные, хотя и существенно отличные по своему содержанию и социальным основам источники (или формы официального выражения и закрепления норм) права существовали в государствах прошедших эпох и существуют в современных зарубежных государствах. В советской правовой теории значительное место занимала дискуссии о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия "источник права"' или "форма права". Одни ученые признавали правильным употребление термина "форма права" (А.Ф. Шебанов), - другие склонялись к термину "юридический формальный источник права" (С.А. Голунский, С.Ф. Кечекьян, М.С. Строгович, С.Л. Зивс)1. Предлагалось также отличать "источник права в материальном смысле" (материальные условия жизни и волю господствующего класса) от источника права "в формальном смысле", то есть от формы объективного выражения и закрепления обязательности правых норм.
В настоящее время эти споры можно считать преодоленными поскольку термины "форма права" и "источник права" употребляются при освещении данной темы в одном и том же значении - внешней формы объективации, выражения права2 или нормативной государственной воли3, а не все возможные значения понятий "форма" или "источник" применительно к праву.
Значение термина "источник права" в юридическом смысле следует понимать только как специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения обязательности4. Как отмечали советские теоретики права, термин "источник права" специальный и условный, но он является удобным в употреблении5 и к тому же традичионным6 для мировой юриспруденции.
Термин "форма" или "формы" менее удачен для выражения названного явления или свойства права, так как он гораздо более многозначен (внутренняя и внешняя формы, особенности языка законодательства, его систематизация и т. п.). Советский теоретик права В. В. Шейндлин насчитал пять значений термина "форма",примененных к праву7.
А в те годы не были еще известны некоторые современные аспекты широкого понимания права Не были развиты тогда и исследования о законодательной технике.
Таким образом, юридическими источниками, или формами, права являются официальные формы выражения и закрепления(изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве.
Различают следующие источники права:
Источник права в материальном смысле -- это причины, обусловившие содержание права, материальные условия жизни общества. Сюда можно отнести экономические, политические, социальные, юридические и иные условия.
Источник права в идеальном смысле -- нематериальные факторы осознания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских источниках (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной идеологии и о правосознании личности.
Источник права в формально-юридическом смысле -- это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера.
Юридическая наука главным образом изучает именно источники права в формально-юридическом смысле (иначе -- формальные источники права, юридические источники права, формы права).
К основным формально-юридическим источникам права относятся нормативно-правовой акт, правовой прецедент и правовой обычай. Помимо указанных в юридической науке встречаются такие источники права как юридическая доктрина и нормативно-правовой договор.
Под обычаем как разновидностью социальной нормы понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, ставшее привычным и признаваемым обществом. Правовым обычай становится после официального одобрения государства.
Правовой обычай -- общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в установленных случаях субъектами права в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственного принуждения.
Правовой обычай является исторически первым источником права. Правовые системы в основу которых были положены определенным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев - Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская правда и т.д.
Правовой обычай прямо не закрепляется в действующем законодательстве. Однако для применения обычая в качестве правовой нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, необходима отсылка в нормативно-правовых актах на допустимость применения правового обычая. Примером этому могут служить статья 5 Гражданского кодекса РФ, определяющая возможность применения обычаев делового оборота.
Судебный прецедент -- решение суда по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.
Судебный прецедент применяется, главным образом, в странах англо-саксонской правовой семьи. Прецедентное право является неотъемлемой частью такой системы. Более того, возможность решения дел по аналогии определяет ее специфику.
Нормы, вырабатываемые в результате прецедента, являются, в конечном счете, прямым отражением общечеловеческих ценностей, проверенных временем.
Несмотря на возрастающую роль нормативно-правовых актов, авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает и компетентные суды не склонны их пересматривать.
Примером фактического применения судебного прецедента (хотя юридически этот источник права в России не может быть использован) в нашем государстве могут служить решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений Законов противоречащими Конституции РФ.
Основным источником российского права является нормативно-правовой акт. Подавляющее большинство существующих в обществе норм закреплено именно в нормативно-правовых актах.
Нормативно-правовой акт -- это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуждения.
Глава 2. Основные источники права и виды нормативно -
правовых актов.
В новой, демократической России весьма длительное время не удавалось преодолеть привычные для советских политиков и управленцев представления об иерархии законов и подзаконных актов, о всесилии законодательной власти Съезда Советов как высшего представительного органа власти и о других принципах советской правотворческой власти, руководимой КПСС.
После принятия новой Конституции Российской Федерации 1993 г. многие из этих трудностей преодолены или, во всяком случае, не стоят так остро, как это было прежде.
Не возвращаясь к первым годам самостоятельного развития России, остановимся на системе источников права в Российской Федерации после принятия ныне действующей Конституции.
Прежде всего, следует признать, что правовая система современной России была и остается системой государства европейской континентальной семьи. Поэтому ей присущи особенности источников права государств континентальной Европы.
Вряд ли в современных условиях можно согласиться на столь радикальные перемены правовой системы, чтобы в России было "все как в США или Великобритании", в том числе и прецедентная по своим главным источникам правовая система общего права.
В то же время малоперспективны призывы «идти своим путем», возвращаясь, в частности, к правовой системе государств восточно - славянской культуры. Признавая справедливыми положения В. И. Синюкова о реально существовавшей самобытной для России правовой системе восточнославянского типа, об особенностях состояния правосознания населения России1, трудно увидеть те самобытные формы законодательства или иных источников права2, которые обеспечивали бы успешное развитие российской государственности в современных условиях. Россия вряд ли может избрать "самобытное", без ориентации на международный опыт, развитие права, не рискуя снова как это было совсем недавно) оказаться в международной изоляции.
Все это свидетельствует о том, что европейская континентальная система источников права в основном остается для России правильным выбором. Поэтому правомерно закрепление в Конституции Российской Федерации системы источников права, главное место в которой занимает сама Конституция России, законы и подзаконные нормативные правовые акты, которые составляют как бы главный "становой хребет" всей системы источников российского права.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации закрепляет определенные принципы системы источников права, позволяющие проводить в жизнь основополагающие положения демократического и правового государства и избежать, а зачастую прямо отвергнуть те искажения или "умолчания", которые в прошлом приводили к лицемерным нарушениям прав человека и демократического устройства государства Ни правовых началах
Первым и главным из этих принципов является признание и закрепление в Конституции (ст. 2) прав и свобод человека как высшей ценности, а защиты прав человека и гражданина как обязанности государства.
Именно права чернена «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции России). Такая характеристика дана в Конституции для того, чтобы любой закон и любой иной акт государственной власти мог считаться правомерным только при условии соблюдения ими прав человека .
2. Второй фундаментальный принцип системы источников современного российского права состоит в закреплении за Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 Конституции). При этом все законы или иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно. Однако его соблюдение обусловлено применительно к федеративному устройству России двумя главными положениями:
а) разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71--73 Конституции);
б) прямым закреплением верховенства федеральных конституционных и федеральных законов только по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов и их приоритета над законами субъектов Федерации (ст. 76 Конституции). Наряду с этим закреплено положение о приоритете законов субъектов Федерации, принятых по предметам их собственного ведения (ч. 6 ст. 76).
3. Наконец, впервые в Конституции России закреплено, что законы Российской Федерации уступают свой приоритет нормам международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции). Такого положения не было закреплено ни в одной советской Конституций.
Таким образом, вопрос о верховенстве законов регулируется с учетом особенностей разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами и общего принципа приоритета международного права над правом внутригосударственным.
Из Числа известных истории права и юридической практике современных государств источников (форм) права в Российской Федерации прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права - нормативно правовые акты государственных органов , а так же акты, принимаемые в порядке всенародного голосования (референдума) либо органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом.
Кроме нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют определенное нормоустановительное значение правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также международные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права.
Однако главную роль в системе источников российского права играют именно нормативные правовые акты.
Этим система российского права отличается от правовых систем
общего, религиозного или обычного права. Ведущее значение нормативных актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII--XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативных правовых актов Российской Федерации существенно отличаются от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох.
Подобно многим другим современным государствам к основным видамнормативных актов в современной России относятся Конституция Российской Федерации, законы как акты высшей, верховной законодательной власти в государстве, указы главы государства - Президента России, а также подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти, имеющие свои разновидности: постановления Правительства как акты "верховного управления", обязательные к исполнению в Российской Федерации; акты федеральных органов исполнительной власти -- министерств, государственных комитетов, федеральных служб и пр., являющиеся актами органов "подчиненного управления».
Однако система нормативных правовых актов в Российской Федерации не исчерпывается федеральным уровнем. Свои подсистемы этих актов в соответствии с Конституцией России создаются в субъектах Федерации: конституция и законодательство -- в республиках; уставы и законодательство -- в других субьектах Федерации (ч. 2 ст. 5). л
Наконец, есть и третья самостоятельная подсистема нормативных правовых актов в Российской Федерации -- акты местного самоуправления. Самостоятельность данной подсистемы актов обусловливается и тем, что местное самоуправление, согласно Конституции России, не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях, чтобы обеспечить, самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Население на местах самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления (ст. 130, 131 Конституции). Органы местного самоуправления принимают правовые акты, имеющие общеобязательное значение в пределах прав этих органов1.
Выделение самостоятельных подсистем нормативных правовых актов - федеральной, субъектов Федерации и местного самоуправления -- при сохранении единых основ обеспечивает подлинную самостоятельность субъектов Федерации и местного самоуправления в издании нормативных правовых актов в пределах предметов ведения и полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российском Федерации и определяемых также в некоторых случаях в договорном порядке (о договорах -- см. далее).
Каждая из названных подсистем нормативных правовых актом взаимосвязана с двумя другими установлением пределов и юридической силы федерального, республиканского и регионального2, местного правового регулирования. Вместе с тем каждая подсистема названных актов имеет свои задачи и особенности в обеспечении полноты, рациональности и скоординированности нормативного правового регулирования в масштабах всей страны -- Российской Федерации.
Федеральная система нормативных правовых актов состоит из следующих звеньев.
1. Конституция Российской Федерации. Она является высшим нормативным правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ейдолжны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).
Особенность действующей Конституции заключается также в том что она принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г.
Основные положения Конституции (гл. 1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного Собрания, с выработкой проекта новой Конституции, подлежащего утверждению в особом порядке Конституционным Собранием или вынесений на всенародное голосование (ст. 135).
Поправки к другим главам Конституции тоже принимаются в особом порядке (ст. 136).
Конституция устанавливает основы конституционного строя права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а так же
систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного самоуправления. Ее назначение -- обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.
А потому требование соблюдения Конституции Российской Федерации в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований. Именно эти цели обусловливают верховенство, высшую юридическую силу прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
2. Законы Российской Федерации. Они тоже имеют верховенство на всей ее территории и высшую юридическую силу по отношении ко всем другим нормативным правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71--72 Конституции). Они также имеют прямое действие на территории России (ч. 1 ст. 76 Конституции). По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации,принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции).
В случае противоречия между федеральным законом, изданными в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции). Это положение о приоритете федеральных законов обеспечивает единство основ правового регулирования в России.
Законы Российской Федерации различаются на федеральные конституционные и федеральные.
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции). Иначе говоря, последние обладают более высокой юридической силой.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. К их числу относятся законы: о референдуме (п. "в" ст. 84); о режиме военного и введении чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 87 и ст. 88); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации ( ч. 2 ст. 114)и другие законы.
Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Принятый конституционный закон подлежит подписанию Президентом и не может им быть отклонен.
В Российской Федерации закон должен обладать признаками присущими конституционному строю. Этот признак состоит в следующем. Законы принимаются только органами народного представительства или непосредственно народным голосованием.
Принятые в установленном порядке федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции). Они не должны противоречить федеральной Конституции, подлежат официальному опубликованию и без опубликования не при меняются (ч. 3 ст. 15 Конституции).
Вместе с тем законы Российской Федерации могут издаваться по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72).
3. Указы Президента Российской Федерации. Они издаются Президентом по широкому кругу полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией (гл. 4 Конституции).
В отличие от законов указы Президента могут быть как нормативными, так и ненормативными правовыми актами. К числу последних относятся, например, указы о награждении граждан орденами и медалями, о назначении и смещении высших должностных лиц, о присвоении воинских званий, о приеме в гражданство России.
Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции). На этом основана обязательность указов Президента, изданных в пределах его компетенции и предметов ведения и полномочий Российской Федерации, по отношению к действиям и актам органов субъектов Российской Федерации.
Указы Президента России не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции).
4. Постановления Правительства Российской Федерации. Согласно Конституции России они издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указок Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции).
Из этой конституционной формулы прямо вытекает подзаконность идаже "подуказность" постановлений Правительства Российской Федерации.
Исполнение постановлений Правительства обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами. В этих пределах "органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции). Поэтому каких-либо юридических коллизий, не предусмотренных Конституцией России, не возникает. Практические несоответствия и споры, конечно, имеют место, но они вполне разрешимы в рамках взаимодействия органов власти Российской Федерации и ее субъектов на основе действующих законов.
5. Акты федеральных органов исполнительной власти. Такие акты издаются всеми полномочными органами утверждаемой Президентом структуры этих органов в порядке ст. 112 Конституции.
К данным органам относятся министерства, государственные , комитеты и федеральные службы (ФСБ, СВР, ФПС), входящие в состав Правительства, а также ведомства различных наименований (федеральные службы, инспекции и т. п.).
Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и работников учреждений и госпредприятий соответствующего ведомства.
В ряде случаев федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Примером могут служить акты министерства финансов, министерства транспорта, санитарно-эпидемиологического надзора, налоговой службы и многих других органов.
акие акты именуются приказами, инструкциями, положениями, "'* письмами, направляемыми подчиненным органам для срочного
Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственнай характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве
юстиции России и должны быть в установленном порядке опубликованы для всеобщего сведения. Любые нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (ч. 3 ст. 15 Конституции)
Подсистема законодательства субъектов Российской Федерации Она характеризуется прежде всего наличием конституций республик и уставов других субъектов Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции) принимаемых ими самостоятельно. Федеральные органы государственной власти не уполномочены издавать каких-либо предписаний на сей счет.
Конституции и уставы субъектов Федерации имеют, таким образом, значение первоначальных, исходных конституционно-правовых законов, реально закрепляющих формирование государственного устройства, системы органов власти, порядка выборов и т. п. Единственным условием является соответствие конституций и уставов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Обеспечение такого соответствия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции). Это означает, что в достижении такого соответствия должны принимать участие обе стороны -- и Федерация, и ее субъекты, предпочтительно путем согласительных процедур (ст. 85 Конституции) и заключения договоров о дополнительном разграничении полномочий органов власти Федерации и субъекта Федерации. Однако при этом могут затрагиваться только предметы совместного ведения, а не те предметы, которые отнесены к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции), и не предметы, находящиеся полностью в ведении республик или других субъектов Федерации (ст. 73 Конституции).
Законодательство (законы) субъектов Федерациитакже устанавливается их законодательными органами самостоятельно. Оно должно соответствовать Конституции и законам Российской Федерации
Наряду с законами субъектов Федерации президенты республик;
губернаторы, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения а также правительства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации издают указы, постановления, приказы и инструкции в соответствии с их полномочиями, определенными конституциями, уставами. Эти акты принимаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъекта Федерации, а также в соответствии с федеральными Конституцией и законами.
Нормативные правовые акты местного самоуправления. Они
являются самостоятельной, независимой от органов государственной
власти, но подчиненной Конституции и законам Российской Федерации и субъектов Федерации системой. Эти акты издают муниципалитеты, советы и старосты самоуправляющихся территорий -- городски и сельских поселений, а также непосредственно само население. К нормативным правовым актам относятся постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территории закрытых городов и поселков.
Акты муниципальных органов и глав администраций, поселковых и сельских сходов (собраний) граждан устанавливают обязательные нормы правадля населения самоуправляемых территории, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органам
местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия государственных органов при условии передачи вместе с ними материальных и финансовых средств из бюджета города, района (ст. 132 Конституции). Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и ее органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.
Исполнение актов органов местного самоуправления обеспечивается мерами административного воздействия и защищается в судебном порядке.
Корпоративные нормативно правовые акты. В соответствии с Конституцией и законами Федерации и ее субъектов на государственном и общественном уровне образуются различные учреждения, предприятия, общественные и хозяйственные обединения, в том числе коммерческие организации. Каждое учреждение, предприятие или организация имеют свой устав, положение и иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников и администрации, правила участия членов данной организации в управлении ее деятельностью, правила учета хозяйственной и финансовой деятельности, правила взаимоотношений с клиентами и т.д.
Все подобные правила, если они установлены самой организацией,
Ее органами на основе законов и иных актов государственных органов, носят название корпоративных актов и норм, имеющих значение для внутренней деятельности учреждения, предприятия, акционерного общества или иной коммерческой организации. Ими определяются внутренний распорядок работы, права и обязанности членов или трудового коллектива, порядок управления.
Характерными примерами сегодня могут быть уставы и правила внутренней организации акционерного общества, некоммерческого фонда, общественной организации, государственного учреждения.
Все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными или корпоративными органами (для общественных организаций - в том числе профсоюзами). Их действие имеет правовое значение, значительно возросшее в современных условиях свободного образования и деятельности общественных и коммерческих организаций.
Все вышеперечисленные нормативно - правовые акты можно классифицировать по различным основаниям.
Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:
законы
подзаконные нормативные акты.
Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституционные и Федеральные.
Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы (особый нормативный акт), Указы Президента, Акты палат законодательного собрания, Акты Правительства, Акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), Акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), Акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка какого-либо предприятия или учреждения).
Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над законодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила.
В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:
Акты принятые в результате референдума.
Акты изданные государственными органами.
Акты органов местного самоуправления.
Акты локального действия организаций, учреждений.
В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.
Постоянные - не ограничены в своем действии временным промежутком. Действуют до отмены (Конституция)
Временные (срочные) - ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).
По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:
Общегосударственные, действующие на всей территории страны.
Региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.
Локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации
5.По предмету правового регулирования
Акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере
Акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере
Акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.
Глава 3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в
пространстве и по кругу лиц
Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативно-правовых актов. Она включает в себя три вопроса:
1. С какого времени и на какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
2. На какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в прстранстве);
3. каковы его адресаты (действие по кругу лиц).
Действие нормативно-правовых актов -- это их фактическое влияние на общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для регулирования определенных социальных ситуаций, поэтому установление границ его действия является необходимым условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание этого акта.
Действие нормативно-правовых актов во времени ограничено моментом приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.
Нормативно-правовые акты вступают в силу:
а) с момета, указанного в самом нормативном акте, согласно которому этот нормативно-правовой акт вступает в силу;
б) с момента принятия или подписания, указанных, как правило, в самом нормативно-правовом акте;
в) с момента опубликования нормативно-правового акта;
г) нормативно-правовые акты, в которых в той или иной форме не указан момент вступления в силу, приобретают ее на всей территории России одновременно после окончания 10-дневного срока с момента опубликования, причем нормативно-правовые акты должны быть опубликованы не позднее 7-дневного срока после их принятия;
д) с момента, когда они дошли до адресата, что присуще ведомственным нормативным актам.
Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу :
а) вследствие окончания обусловленного периода действия;
б) вследствие изменения обстоятельств, для урегулирования которых они были предназначены;
в) вследствие отмены данного акта иным или специально предназначенным актом.
Действие новопринятых нормативно-правовых актов распространяется на отношения, которые возникают после приобретения ими юридической силы. Только в отдельных случаях под влияние нормативно-правовых актов попадают отношения, которые возникли до вступления в законную силу. Это касается:
а) уголовного закона, если он смягчает или отменяет наказание;
б) прямых указаний субъекта правотворчества, которые находятся в самом нормативно-правовом акте;
Подобное действие нормативно-правовых актов называется “обратной силой Закона”.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве - это распространение их влияния на определенную территорию (государства в целом или отдельного региона). К ней относятся земная территория, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).
В России нормативно-правовые акты высших органов законодательной и исполнительной власти приобретают юридическую силу на всей территории государства, а местных на территории соответствующего региона. На территории региона действуют нормативно-правовые акты различной юридической силы, между которыми возможна коллизия (противоречие). В таком случае действует тот нормативный акт, который имеет высшую юридическую силу, или при ее равнозначности--тот, который принят позднее.
Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения.
Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свбод наряду с гражданами, в некоторых правонарушениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В-третьих, некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.
Заключение
Таким образом, источник права есть внешняя форма объективизации правовой нормы, причем только объективизированная («в определенной форме») норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Норма права не существует и не может существовать вне источника права -- оболочки бытия правовой нормы.
Мы выяснили, что источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.
В нашей работе мы рассмотрели следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент и нормативный договор и др. Более подробно были рассмотрены нормативно-правовой акт и закон.
Выявление круга источников имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России?
Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.
Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Список используемой литературы
1. Загайнова С.Р. Судебный прецедент: проблемы правопонимания. -М.: Норма 2002. - 176 с.
2. Источники российского права. Вопросы теории и истории: (Текст): учебное пособие/ Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; отв. Ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2005. - 336 с.
3. Конституция Российской Федерации со вступительной статьей. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 48 с.
4. Киримова Е. А. Правовой институт: понятие и виды // Государство и право - 2001.
5. Общая теория государства и права. Академический курс 028 в трех томах/ отв. Ред. М.Н. Марченко. - 3 - е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2007. - 802 с.
6. Радько Т.Н. Теория государства и права: (Текст) : учебник для вузов / Т. Н. Радько. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 576 с.
7. Спиридонов Л. И. Теория государства и права: учебник /Л.И. Спиридонов. - М .: Проспект, 2001. - 304 с.
8. Теория государства и права: учебник / Под ред. М. М. Рассолова. - 2 - е изд., перераб. И доп. - М.:ЮНИТИ, 2004. - 735 с.