Рефераты

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

51

Министерство образования Российской Федерации

Калужский Государственный педагогический университет

им. К.Э. Циолковского

Институт Социальных Отношений

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Калуга, 2006

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
    • 1.1 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
    • 1.2 Формы устройства (воспитания) детей, без попечения родителей
    • Глава 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
    • 2.1 Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей
    • Глава 3. Опека и попечительство над детьми
    • 3.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми
    • 3.2 Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
    • 3.3 Права детей, находящихся под опекой (попечительтвом)
    • Глава 4. Приемная семья
    • Заключение
    • Список используемой литературы
Введение

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст.121 СК, п.3 ст.31 ГК).

К примеру, в 2001г. выявлено 128100 детей, оставшихся без родительского попечения, тогда как в 1997-2000 гг. этот показатель составлял соответственно 105534, 110930, 113913 и 123200 детей. Их общее количество составляет около 700 тыс. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого "социального сиротства", т.е. являются сиротами при живых родителях, в этом заключается актуальность выбранной темы.

Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

Предметом изучения являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Объектом изучения - формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Для преодоления социального сиротства правительством Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов, создана система профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, и контроля за устройством детей, оставшихся без родительского попечения.

Цель работы: выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:

Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;

Изучить и проанализировать специальную литературу.

Основное внимание было уделено изучению семейных форм воспитания детей (усыновление, опека и попечительство, приемные семьи), так как этим формам отдается безусловное предпочтение.

Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральной целевой программой "Дети России" на 2003-2006 гг. утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.10.2002г., №732 и ее подпрограммой “Дети-сироты” на 1998-2001гг утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997г., №1207 предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Также многие гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены и в законодательстве ряда субъектов РФ.

В Семейном Кодексе (далее СК) общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст.121 СК. Используемый в ст.121 СК термин “дети, оставшиеся без попечения родителей" впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы и т.д.)

СК определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п.1 ст.121). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими ряда функций:

а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Органами опеки и попечительства является одно из подразделений органов местного самоуправления.

СК (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении подборе детей).

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п.1 ст.122 СК).

При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях оставшихся без попечения родителей. Согласно п.3 ст.122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен федеральным законом от 16 апреля 2001г. № 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.

В государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, содержится документированная информация об этих детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка, приметы ребенка, состояние здоровья, особенности характера и т.д.).

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина). Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, является конфиденциальной.

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.2 ст.122 СК). Столь краткий срок введен для того, чтобы не допустить установления детскими учреждениями непосредственных контактов с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками. Данные контакты в обход органов опеки и попечительства привели к многочисленным злоупотреблениям при передаче детей на воспитание в семью и создали угрозу появления рынка коммерческих услуг по подбору детей для передачи на усыновление или воспитания в иной форме.

1.2 Формы устройства (воспитания) детей, без попечения родителей

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому СК (ст.123) установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания.

Из всех видов семейного воспитания наилучшем является усыновление, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые секладываются в семье, основанном на родстве.

Возможность воспитания в условиях семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется при помещении их в детский дом семейного типа. Такой детский дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с десятилетнего возраста только с их согласия). Причем общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения.

Семейным кодексом (ст.123), предусмотрена возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения.

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения.

Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.26), закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

В целях устройства детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до семи суток (не считая времени нахождения в пути).

Для некоторых категорий детей-сирот федеральным законодательством предусмотрены льготы в виде первоочередного помещения в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 370 "О порядке перевода и приема в государственные образовательные учреждения членов семей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями" потерявшие мать (отца) дети военнослужащих, проходящих военную службу, а также несовершеннолетние братья и сестры военнослужащих, лишившиеся попечения родителей (лиц, их заменяющих), помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.

К обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено обязательное предоставление мест в детских домах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из числа вынужденных переселенцев.

Перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск такихформ (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).

До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только кров, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь. В настоящее время в России существует более четырехсот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Глава 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена

2.1 Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей

В Российской Федерации усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновитлем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.

Как установлено п.2 ст.124 СК, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцати лет), не могут быть усыновлены.

Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении, максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п.2 ст.124 СК).

Не вызывает сомнения, что легче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит при усыновлении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении личности которого возможны дополнительные сложности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении юношей, девушек четырнадцати-семнадцати лет. Усыновление детей такого возраста не всегда может рассматриваться как "соответствующее интересам усыновляемого", поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновителей, но и в будущем на усыновленных детей, достигших совершеннолетия. Усыновленные четырнадцатилетние - семнадцатилетние юноши и девушки, находящиеся на воспитании или содержании усыновителей непродолжительное время (один-три года), в дальнейшем будут обязаны осуществлять содержание и уход за усыновителями и проявлять заботу о них.

Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии. Информация о состоянии здоровья ребенка должна содержаться в специальном медицинском заключении о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданном экспертной медицинской комиссией, которое прилагается к представляемому в суд заключению органов опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка. По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.

СК (п.4 ст.124) отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами РФ и проживающим на территории РФ, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями - иностранными гражданами.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства. Данные ограничения соответствуют ст.21 Конвенции о правах ребенка.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимся родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено п.1 ст.126 СК, учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения. Согласно ст.3 Федерального закона " О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" такой учет осуществляется путем формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который состоит из регионального и федерального банков данных.

Отдельные нормы о порядке учета лиц, желающих усыновить детей, содержатся в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение), что в целях обеспечения единства государственной политики в области усыновления детей должно быть принято во внимание органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке (внесении изменений) нормативных правовых актов по данному вопросу. Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в соответствии с разд. II Правил передачи детей на усыновление (удочерение) является заключение органа опеки и попечительства об их возможности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных ст.127, 128 СК. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства заявления лиц, желающих усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

Орган опеки и попечительства изучает представленные заявителем документы и проводит детальное обследование условий его жизни. Акт о результатах обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, имеет важное значение как на первоначальной стадии (при решении вопроса о постановке на учет лиц в качестве кандидатов в усыновители), так и последующем. Не случайно, что он включен законом в число документов, подлежащих обязательному изучению судом при рассмотрении дела об усыновлении (ст.272 ГПК).

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лица, желающего усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение о его возможности быть усыновителем.

При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого органом опеки и попечительства им предоставляется информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также выдается направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения). Документ о постановке гражданина на учет в качестве кандидата в усыновители в последующем обязательно прилагается к подаваемому в суд заявлению об усыновлении (п.7 ч.1 ст.271 ГПК).

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд.

В соответствии с п.1 ст.127 СК усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст.21, 27 ГК), поскольку установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем. Помимо этого усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности. Закон (ст.127 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица, в возможности которых обеспечить надлежащее воспитание детей имеются по соответствующим причинам серьезные и веские сомнения.

Федеральным законом от 27 июня 1998г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" для усиления гарантий соблюдения законных прав и интересов усыновляемых детей к лицам, которые не могут быть усыновителями, были также отнесены:

а) лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель).

б) лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Пригодность жилого помещения (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома на праве собственности или на праве найма) для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством;

в) лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. В российском уголовном праве судимость - юридическое последствие осуждения за преступление, один из элементов уголовной ответственности.

Итак, право на усыновление признается за совершеннолетними лицами обоего пола, если они не входят в число лиц, которым запрещено быть усыновителями. Усыновителями могут быть как супруги, так и одно лицо, причем как состоящее в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющееся совершенно посторонним для усыновляемого ребенка. Однако на практике усыновителями чаще всего становятся супружеские пары, лишенные возможности иметь собственных детей.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка (п.3 ст.127 СК) при условии обязательного соблюдения названных выше требований закона к личности усыновителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенка.

СК не только требует, чтобы усыновители были совершеннолетними дееспособными гражданами, но и устанавливает, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна составлять не менее шестнадцати лет (п.1 ст.128 СК). Если ребенка усыновляют оба супруга, то, как следует из п.1 ст.128 СК, разница в возрасте между ними и ребенком не имеет значения.

К условиям усыновления ребенка закон относит получение согласия установленного круга лиц:

а) родителей ребенка или лиц, их заменяющих;

б) самого ребенка, достигшего возраста десяти лет;

в) супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.

В ряде случаев, прямо предусмотренных законом (ст.130 СК), допускается усыновление детей без согласия их родителей (если родители неизвестны, недееспособны, лишены родительских прав и т.д.)

Согласно ст.29 ГК недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Именно поэтому их согласия на усыновление ребенка не требуется.

Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они лишены судом родительских прав. Закон допускает усыновление ребенка без согласия родителей в случаях, если они: во-первых, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком; во-вторых, уклоняются от его воспитания и содержания; в-третьих, пренебрегают своими родительскими обязанностями по причинам, признанным судом неуважительными. Все три обстоятельства, как следует из содержания ст.130 СК, должны быть в совокупности.

Если ребенок находится под опекой (попечительством), на воспитании в приемной семье, то для его усыновления требуется согласие опекуна (попечителя) ребенка, его приемных родителей или руководителя воспитательного учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей (п.1 ст.131 СК). Согласие указанных лиц на усыновление ребенка должно быть выражено в письменной форме.

Для усыновления детей, которые находятся в приемных семьях, необходимо получить согласие приемных родителей, которые несут ответственность за воспитание ребенка (ст.151, 152 СК). Причем если усыновление состоится, то по инициативе органа опеки и попечительства договор о передаче ребенка в приемную семью досрочно расторгается (п.2 ст.152 СК).

В случае нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в воспитательном, лечебно-профилактическом или другом детском учреждении (независимо от его ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), на усыновление ребенка требуется согласие руководителя (т.е. администрации) указанного учреждения. Это связано с тем, что согласно ст.147 СК и п.4 ст.35 ГК администрацией указанных учреждений выполняются обязанности опекуна (попечителя) ребенка. Такое согласие должно быть основано на детальном ознакомлении администрации воспитательного учреждения с личностью и документами усыновителя, выяснением отсутствия противопоказаний к усыновлению.

Во избежание возможных споров согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, на усыновление детей должно быть дано в письменной форме (без нотариального удостоверения).

Необходимым условием усыновления является получение согласия на усыновление ребенка, достигшего десятилетнего возраста (ст.132 СК). При отсутствии согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет, усыновление против его воли является недопустимым.

При усыновлении на территории РФ гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином, документ о согласии ребенка на усыновление необходимо представить в суд только в том случае, если это требуется в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является ребенок, и (или) международным договором РФ (п.1 ст.165 СК; ч.3 ст.271 ГПК).

В соответствии со ст.125 СК усыновление детей производится в судебном порядке. Судебный порядок усыновления является новеллой семейного законодательства. Он введен в целях усиления гарантий прав детей, оставшихся без попечения родителей, и соответствует мировой практике судебного порядка усыновления. Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, так как суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

После принятия заявления об усыновлении ребенка судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка (п.2 ст.125 СК, ч.1 ст.272 ГПК). Такое заключение дается по результатам проведенного органом опеки и попечительства обследования, в ходе которого выясняются мотивы усыновления детей, имеющих родителей, причины дачи родителями согласия на усыновление, возможность передачи детей на воспитание усыновителям с учетом индивидуальных особенностей последних (дедушке и бабушке; семьям, имеющим своих детей; родственникам, ранее не осуществлявшим воспитание и содержание усыновляемого и не проявлявшим заботы о нем и т.п.).

Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган загса по месту принятия решения для государственной регистрации усыновления ребенка (п.3 ст.125 СК, ч.3 ст.274 ГПК), которая является обязательной и имеет существенное значение для охраны его прав и интересов, юридически подтверждая факт усыновления.

В соответствии с п.1 ст.134 СК за усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия. Отсюда следует, что удовлетворение судом просьбы усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка не влечет обязательное изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка. При этом правовое положение усыновленного ребенка, сохранившего свою фамилию, имя, отчество, не отличается от правового положения усыновленного, которому присвоена фамилия усыновителя, изменены отчество или имя.

Вопрос об изменении ребенку имени, отчества и фамилии решается судом согласно п.2 ст.134 СК по просьбе усыновителей при рассмотрении дела об усыновлении. Такая просьба усыновителей, как правило, вызвана их стремлением сохранить тайну усыновления и желанием, чтобы ребенок, который принимается в семью как родной, носил их фамилию, отчество по имени усыновителя и имя, выбранное усыновителями.

Просьба усыновителей об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка указывается в заявлении в суд об усыновлении ребенка (ст.270 ГПК). Как следует из содержания п.2 и 4 ст.134 СК суд должен удовлетворить соответствующие просьбы усыновителей, если только против изменения фамилии, имени, отчества не возражает усыновляемый ребенок, достигший возраста десяти лет.

По просьбе усыновителя может быть изменена дата рождения усыновленного ребенка. Время рождения усыновленного ребенка может быть указано ранее или позднее его действительного рождения, но в пределах трехмесячного срока.

Изменение даты рождения ребенка производится только:

а) в целях обеспечения тайны усыновления;

б) при усыновлении ребенка в возрасте до одного года.

В частности, возраст усыновляемого ребенка может бытьизменен: в случае имитации усыновительницей беременности; при наличии в семье ребенка, возраст которого отличается отвозраста усыновленного менее чем на девять-десять месяцев; при желании сохранить дату рождения умершего кровного ребенка путем изменения даты рождения усыновленного ребенка в пределах установленного трехмесячного срока.

В целях обеспечения тайны усыновления может быть изменено и место рождения усыновленного ребенка

При вынесении решения об усыновлении суд одновременно должен принять положительное или отрицательное решение по просьбе усыновителей (усыновителя) об изменении даты и места рождения ребенка (п.2 ст.135 СК), о чем указывается в резолютивной части решения об усыновлении.

На основании полученной копии решения суда об усыновлении ребенка и соответственно об изменении даты и (или) места рождения усыновленного ребенка орган загса вносит необходимые изменения в актовую запись о рождении ребенка и выдает новое свидетельство о его рождении.

Усыновители, по их просьбе, могут быть записаны в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (п.1 ст.136 СК). В отдельных случаях судом может быть отказано усыновителям в такой просьбе.

Приравнивание законом усыновленного ребенка к родным детям усыновителя означает, что усыновители, как и родители, имеют право и обязаны заботиться о воспитании и всестороннем развитии усыновленного ребенка (ст.63 СК). Усыновители также обязаны содержать своих усыновленных детей (ст.80, 85 СК), что предполагает возможность взыскания с усыновителей алиментов на усыновленных детей в случае неисполнения ими этой обязанности. Соответственно трудоспособные совершеннолетние усыновленные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи усыновителей и заботиться о них (ст.87 СК).

Как законные представители несовершеннолетних усыновленных детей усыновители совершают гражданско-правовые сделки от имени усыновленных детей, не достигших возраста четырнадцати лет (малолетних), или дают согласие на совершение сделок усыновленными детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст.26, 28 ГК). Усыновители в установленном законом порядке несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним усыновленным ребенком в возрасте до четырнадцати лет (ст.28, 1073 ГК), если не докажут, что вред причинен не по их вине. Если же вред причинен усыновленным ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то его усыновители несут субсидиарную (дополнительную) ответственность при отсутствии у усыновленного ребенка доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст.26, 1074 ГК).

Правомочия усыновителей по управлению имуществом усыновленного ребенка такие же, как у родителей, и регламентируются ст.60 СК, ст.37 ГК.

В соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленный и его потомство, с одной стороны, и усыновитель и его родственники - с другой, приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам). Таким образом, усыновленные дети после смерти усыновителей, а усыновители после смерти усыновленных детей являются наследниками первой очереди. С другой стороны, усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства. Из этого правила есть исключение: если усыновленный сохраняет по решению суда отношения с одним из родителей или другими родственниками по происхождению, то усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти этих родственников, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства. При этом ГК не исключается право наследования по закону у усыновленного и его потомства после смерти усыновителя и его родственников, а у усыновителя и его родственников после смерти усыновленного и его потомства (п.1 ст.1142, ст.1147 ГК).

Усыновитель вправе вселить в жилое помещение усыновленного ребенка. Усыновленные дети имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца (усыновителя) наравне с родными детьми, а усыновители - наравне с родителями без каких-либо дополнительных условий, тогда как отчим и мачеха имеют право на такую пенсию только в тех случаях, если они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

С вступлением решения суда об усыновлении ребенка в силу усыновители приобретают право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Так, работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения семидесяти календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка (а при усыновлении двух и более детей - ста десяти дней со дня их рождения) и, по их желанию, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В случае усыновления ребенка обоими супругами указанный отпуск предоставляется одному из супругов по их усмотрению (ст.257 ТК). Отпуск по уходу за усыновленным ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован полностью либо по частям также бабушкой, дедушкой или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком (ст.256 ТК). За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы (должность).

Усыновители (один из них) также имеют право на единовременное пособие при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев в размере, установленном федеральным законом. В случае усыновления двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Усыновители имеют право и на другие виды пособий на усыновленных детей (на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за усыновленным ребенком до достижения им возраста полутора лет, на ежемесячное пособие на ребенка до достижения им шестнадцати лет, а на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не позднее чем до достижения им восемнадцати лет, в размере, установленном федеральным законом.

На одиноких усыновителей (мужчин, женщин) распространяются все гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством

СК предусматривает установление правоотношений не только между усыновленным ребенком (и его потомством) и усыновителями, но также между усыновленным ребенком (и его потомством) и родственниками усыновителей. По общему правилу, закрепленному в п.2 ст.137 СК, усыновленные дети утрачивают все личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и иным родственникам по происхождению. Такое правовое последствие наступает во всех случаях, когда ребенка усыновляют супруги, и он приобретает как отца, так и мать.

Дела об отмене усыновления рассматриваются судом в порядке искового производства (ст.275 ГПК). Обязательное участие в рассмотрении таких дел должен принимать орган опеки и попечительства, так как они относятся к категории споров, связанных с воспитанием детей (п.2 ст.140 СК).

Рассматривая основания к отмене усыновления ребенка, необходимо подчеркнуть, что отмена усыновления допускается СК лишь тогда, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. Эти основания указаны в п.1 ст.141 СК (уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них родительских обязанностей; жестокое обращение с усыновленным ребенком, и т.д.). Названные обстоятельства являются основаниями и для лишения родительских прав.

Суд, исходя из п.2 ст.141 СК, вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка (отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного; умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка; восстановление дееспособности родителей ребенка, и т.п.) Суд вправе отменить в указанных случаях усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты