Рефераты

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

p align="left">Дела об отмене усыновления рассматриваются судом в порядке искового производства (ст. 275 ГПК). Обязательное участие в рассмотрении таких дел должен принимать орган опеки и попечительства, так как они относятся к категории споров, связанных с воспитанием детей (п. 2 ст. 140 СК).

Рассматривая основания к отмене усыновления ребенка, необходимо подчеркнуть, что отмена усыновления допускается СК лишь тогда, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. Эти основания указаны в п. 1 ст. 141 СК (уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них родительских обязанностей; жестокое обращение с усыновленным ребенком, и т.д.). Названные обстоятельства являются основаниями и для лишения родительских прав.

Суд, исходя из п. 2 ст. 141 СК, вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка (отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного; умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка; восстановление дееспособности родителей ребенка, и т.п.) Суд вправе отменить в указанных случаях усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет.

К лицам, имеющим право требовать отмены усыновления, относятся: родители ребенка; усыновители ребенка; усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет; орган опеки и попечительства; прокурор.

Отмена судом усыновления в соответствии с п. 1 ст. 143 СК влечет за собой прекращение взаимных личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителя) и восстановление взаимных прав и обязанностей ребенка и его родителей (родственников родителей). Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления (п. 3 ст. 140 СК), т.е. на будущее время.

3. Опека и попечительство над детьми

Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123, 145 СК, п. 1 ст. 35 ГК, ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т.е. по своей сути является комплексным. В ГК (гражданском кодексе) нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В СК нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В СК соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).

Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:

а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, т.е. детьми, не достигшими четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 32 ГК), а попечительство - над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 33 ГК). Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан.

Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются ГК и в соответствии с его п. 1 ст. 35 относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения не входящие в систему органов, государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК).

Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК). Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение граждан к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике такое согласие выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства.

В СК и ГК установлены определенные требования к лицам, назначаемым опекунами или попечителями. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане (п. 1 ст. 146 СК, п. 2 ст. 35 ГК). Закон запрещает быть опекунами (попечителями) по причине неспособности надлежащим образом обеспечить семейное воспитание ребенка:

а) несовершеннолетним лицам независимо от приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия;

б) недееспособным лицам;

в) лицам, лишенным родительских прав;

г) лицам, страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией;

д) лицам, ранее отстраненным от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

е) лицам, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченным в родительских правах;

ж) бывшим усыновителям, если усыновление было отменено по их вине;

з) лицам, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка (п. 3 ст. 146 СК).

Орган опеки и попечительства не вправе назначить опекуном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Требования к состоянию здоровья опекунов (попечителей) не отличаются от соответствующих требований, предъявляемых к лицам, желающим стать усыновителями. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать опекунами (попечителями), определен Министерством здравоохранения РФ.

При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства:

а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя);

б) его личные и нравственные качества;

в) отношения между ним иребенком, нуждающимся в опеке или попечительстве;

г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);

д) если это возможно, желание самого ребенка.

Соблюдение предусмотренных ГК и СК требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи.

На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т.п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка. Однако и в этом случае закон неделает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.

Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т.п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечительства кандидатуру опекуна (попечителя).

Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.

Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ст. 39 и 40 ГК. Опека над малолетним подопечным автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного, решения об этом (п. 2 ст. 40 ГК).

Без особого решения прекращается попечительство над несовершеннолетними по достижении ими возраста восемнадцати лет (п. 3 ст. 40 ГК). Другими основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними могут являться вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21 ГК) или его эмансипация (ст. 27 ГК), т.е. объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Опека и попечительство могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение (организацию) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК). При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (п. 2 ст. 39 ГК).

В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким обращением с ребенком, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153СК).

Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дом ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

К образовательным (воспитательным) учреждениям, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся такие учреждения, как детский дом для детей раннего, т.е. с полутора до трех лет возраста, дошкольного возраста, школьного возраста, смешанный; детский дом - школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии; а также санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в том числе в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением) в случаях отклонения от норм или общественно опасного поведения, включая совершение правонарушения. При этом на них распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что около 60% детей с отклонениями (в 1999 г. - 201,1 тыс. человек) проживают именно в специальных воспитательных (коррекционных) учреждениях различного типа.

Если ребенок отказывается проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то он может быть помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (далее - воспитательные учреждения), опекуны (попечители) не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК, п. 1 ст. 147 СК). Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а именно на администрацию этих учреждений. Разграничить функции воспитательного учреждения по воспитанию, образованию ребенка и осуществлению над ним опеки (попечительства) весьма сложно.

В случае временного помещения ребенка, уже находящегося под опекой или попечительством, в воспитательное учреждение права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка не прекращаются (ч. 2 п. 1 ст. 147 СК).

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 147 СК). Формы такого контроля законом прямо не определены и на практике могут выражаться в посещении работниками органа опеки и попечительства воспитательных учреждений в ознакомительных целях, обследовании условий жизни и быта воспитанников, разрешении жалоб и заявлений, составлении в необходимых случаях актов, направлении запросов о представлении сведений о деятельности учреждения и т.п.

Особенности создания и функционирования детского дома семейного типа определяются Правилами организации детского дома семейного типа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №195.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 147 СК). Под выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Законодательством РФ предусмотрены меры по социальной адаптации и материальному обеспечению выпускников воспитательных учреждений. В частности, при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования им выдается воспитательным учреждением комплект сезонной одежды и обуви по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременное денежное пособие в размере, установленном Федеральным законом (п. 4 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В случае трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности они обеспечиваются за счет средств воспитательных учреждений одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере, установленном Федеральным законом. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Администрации воспитательного учреждения предоставлено право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Кроме того, выпускники воспитательного учреждения, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждения в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению Совета воспитательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном учреждении (п. 7 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Вопрос о бытовом устройстве, определении на работу или учебу (исходя из образования и возраста) выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением может быть решен органом местного самоуправления и комиссией по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника с учетом конкретных жизненных обстоятельств.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений органом опеки и попечительства включает не только проверку выполнения администрацией воспитательного учреждения обязанностей по материальному обеспечению выпускников и по выдаче им необходимых документов, но и принятие мер по их трудоустройству, обеспечению жильем, выплате положенных пенсий, пособий и т.п. Если выпускнику не исполнилось восемнадцать лет, то орган опеки и попечительства может назначить ему попечителя. В том случае, когда попечитель не подыскан, функции попечителя возлагаются на орган опеки и попечительства. По достижении выпускником учреждения совершеннолетия орган опеки и попечительства должен оказывать ему помощь в реализации и защите прав, предоставляемых законом лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения совершеннолетия, а потому имеют прямое отношение и к выпускникам воспитательных учреждений. В основном эти льготы касаются поступления и обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Во время обучения во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими образовательного учреждения (п. 3 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). При условии успешной сдачи всех экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии студентам образовательных учреждений из числа данной категории лиц в обязательном порядке назначается государственная (муниципальная) социальная стипендия. С 1 января 1998 г. размер стипендии, выплачиваемой обучающимся из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), увеличен не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. Кроме того, им также должно выплачиваться 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует их лечению (п. 9 ст. 6 Закона о дополнительных гарантия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае расторжения заключенного контракта с образовательным учреждением они освобождаются от возмещения причиненных учебному заведению и работодателю до получения диплома затрат, связанных с установлением им государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот на условиях и в порядке, определенных контрактом.

Права детей, находящихся под опекой (попечительтвом)

Перечень прав детей, находящихся под опекой (попечительством), дан в ст. 148 СК и включает в себя права как личного, неимущественного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в ст. 148 СК лишь конкретизируются положения гл. 11 СК о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). В то же время специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

а) воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;

б) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

в) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

г) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

д) защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя);

е) обладание правами, предусмотренными ст. 55 и 57 СК (т.е. правом на общение с родителями и другими родственниками, правом выражать свое мнение).

Предусмотренное ст. 148 СК право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной ГК (п. 3 ст. 36) обязанностью опекунов (попечителей) заботиться о содержании своих подопечных. Для исполнения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без предварительного разрешения, органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 1 ст. 37 ГК). Распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспечивает ему необходимые условия для содержания. В свою очередь, государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, и тем самым создает необходимые условия для их содержания.

Отдельно в ст. 148 СК выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Норма СК о сохранении за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение базируется на положениях гражданского и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК, ст. 3 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации). Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего ребенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.

Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены семьи (п. 3 ст. 60 ЖК). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнадцати лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Финансирование расходов на оформление договора передачи в собственность жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние, осуществляется за счет средств местных бюджетов (п. 3 ст. 60 ЖК; п. 5 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).

В ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного жилого помещения, они имеют право по окончании пребывания в соответствующем воспитательном учреждении, у опекунов или попечителей получить его в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК вне очереди. Закон об дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 8), уточняя, это правило, устанавливает, что органы исполнительной власти по месту жительства обязаны предоставить таким детям жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Одним из важных прав ребенка, находящегося под опекой (попечительством), является его право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), то есть, по сути, ст. 148 СК повторяет положения п. 2 ст. 56 СК, предусматривающего право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Защита прав и законных интересов ребенка в таких случаях осуществляется органом опеки и попечительства или судом. В суд ребенок вправе самостоятельно обратиться после достижения возраста четырнадцати лет. Основанием для принятия органом опеки и попечительства необходимых мер по защите прав и законных интересов подопечного ребенка может быть как заявление (обращение) самого ребенка о фактах злоупотребления со стороны опекуна или попечителя (жестокое обращение с ребенком, расходование средств, выплачиваемых на содержание ребенка, на личные нужды), так и сведения об этом, полученные из иных источников (в том числе сообщений должностных лиц и граждан). При подтверждении фактов злоупотребления со стороны опекуна (попечителя) последний может быть отстранен от исполнения этих обязанностей органом опеки и попечительства.

В соответствии с п. 2 ст. 148 СК ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на общение с родителями, если они не лишены, родительских прав, и другими родственниками. Опекуны (попечители) обязаны обеспечить подопечным детям возможность осуществления этого права. Если родители ограничены в родительских правах, то опекун (попечитель) может разрешить ребенку с ними общаться при условии, что такое общение не противоречит интересам ребенка (ст. 75 СК).

На детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются также льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:

а) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении;

б) предоставление бесплатных путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в саноторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний), бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно;

в) гарантированное право собственности на земельные участки. Ранее предоставленные их родителям на правах собственности;

г) обеспечение обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов администрацией данных учреждений бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, а также в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы;

д) выплата стипендий, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплата 100% заработанной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;

е) выплата ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в целом совпадают с правами детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно ст. 149 СК дети, утратившие родительское попечение и находящиеся в одном из перечисленных учреждений, имеют право на:

а) содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;

б) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

в) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

г) льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях;

д) общение с родителями и другими родственниками, на защиту своих прав и интересов, на выражение своего мнения (ст. 55-57 СК).

4. Приемная семья

Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных уреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая бы позволила сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения, усыновления.

Помимо Семейного Кодекса регулирование отношений, возникающим в связи с воспитанием детей в приемной семье, осуществляется специальным Положением о приемной семье.

От обычного детского учреждения приемная семья отличается значительно меньшим количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителейс каждым из детей. Минимальное количество детей, которые принимаются на воспитание, законодательством не установлены. Поэтому в принципе приемная семья может включать одного ребенка. Максимальное количество детей не должно превышать восьми человек. Основное отличие отношений, складывающихся в приемной семье, от отношений, складывающихся при опеке, выражается в том, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Между детьми и приемными родителями возникают более тесные связи, чем между опекаемыми и опекунами и попечителями, на что указывает даже само название «приемные родители».

Основанием возникновения приемной семьи служит договор между приемными родителями органами опеки и попечительства. Лица, имеющие право на заключение такого договора, определяются ст. 151 и 153 СК. Приемными родителями должны быть совершеннолетними и дееспособными. Право стать приемными родителями предоставляется как лицам, состоящим в браке, так и одиноким гражданам.

Требования к личности приемных родителей практически те же, что и требования к личности усыновителей. Приемными родителями не могут быть:

а) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

б) лица, отстраненные от обязанностей опекунов или попечителей;

в) бывшие усыновители, в отношении которых усыновление было отменено по их вине;

г) лица, которые по состоянию здоровья не могут воспитывать детей.

При заключении договора с приемными родителямиорганы опеки и попечительства учитывают также их нравственные качества, материально-бытовые условия, возраст и другие обстоятельства.

Дети, независимо от возраста, в заключение договора не участвуют. В приемную семью передаются дети, оказавшиеся лишенными родительского попечения. Органы опеки и попечительства предоставляют будущим приемным родителям возможность подобрать детей, которые будут затем воспитываться совместно. Запрещается разъединять братьев и сестер, если до этого они восптывались вместе. Как и при усыновлении, такое разъединение допустимо, если это отвечает интересам детей. Чаще всего необходимость разъединения братьев и сестер обусловлена тем, что один из них страдает заболеванием, которое препятствует его перпедаче в приемную семью. В этом случае соблюдение запрета означало бы, что и второй ребенок оказался бы обреченным до совершеннолетия оставаться в детском учреждении.

При решении вопроса о передаче ребенка в приемную семью учитывается его желание. Если ребенок достиг возраста десяти лет, он может быть помещен в приемную семью только с его согласия.

Обязательными условиями договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, являются условия о сроке, на который ребенок помещается в приемную семью, а также о порядке воспитания, образования и содержания детей в приемной семье и обязанности по отношению к приемной семье органов опеки и попечительства. В договоре предусматриваются формы контроля, осуществляемого органами опеки и попечительства за выполнением приемными родителями своих обязанностей, и основания прекращения договора.

Приемные родители принимают на себя по договору обязанности по воспитанию ребенка и обеспечению ему получения основного общего образования. Для осуществления своих прав и обязанностей приемные родители наделяются в отношении детей правами и обязанностями опекунов и попечителей (в зависимости от возраста детей).

Приемные родители, как и опекуны, не обязаны содержать приемных детей. Между ними и детьми не возникает и алиментных обязательств. Дети, переданные в приемную семью, сохраняют право на алименты, пенсии и пособия, которые они получали ранее.

Органы опеки и попечительства ежемесячно выплачивают на каждого ребенка денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и иных предметов обиходав размере, установленном для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (п. 2 Положения).

Кроме того, в договоре с приемными родителями предусматриваются те льготы и преимущества, которые органы опеки и попечительства обязаны предоставить приемной семье. В частности, орган опеки и попечительства может принять на себя обязательства по обеспечению приемной семьи жильем, предоставлению мебели, специального оборудования, транспортного средства.

Воспитание нескольких детей требует затраты значительного количества труда, поэтому приемные родители получают за это определенную плату. Размер платы зависит от числа воспитываемых детей и определяется законодательством субъектов РФ. Таким образом, приемные родители, воспитывающие большое количество детей, получают возможность нигде более не работать и все свои силы и внимание уделять детям.

Договор на передачу детей в приемную семью может быть заключен на определенный срок, обычно до достижения ребенка совершеннолетия. Досрочное прекращение договора возможно в случае возвращения ребенка родителям или передача его на усыновление, поскольку усыновлению как форме воспитания, наиболее близкой к родной семье, отдается предпочтение перед приемной семьей.

Досрочное прекращение договора возможно по инициативе приемных родителей, если они в силу уважительных причине не могут далее осуществлять принятые на себя обязательства. Такая ситуация может возникнуть, например, из-за болезни, изменения семейного или материального положения приемных родителей, конфликтных отношений между ними и детьми, а также между самими приемными детьми.

Органы опеки и попечительства вправе потребовать досрочного расторжения договора, если приемные родители оказались неспособными обеспечивать детям надлежащие условия воспитания, а также при наличии других нарушений со стороны приемных родителей. В договоре могут быть предусмотрены и иные основания его прекращения, в частности, в случае невыполнения органами опеки и попечительства, принятых на себя обязанностей по оказанию приемной семье помощи.

Заключение

Отношение государства к детям, находящимся в опасной жизненной ситуации, к которым в первую очередь, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества.

Приорететы государственной политики в области социального сиротства определены в подпрограммах «Дети - сироты» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые входят в состав Президентской программы «Дети России». Если в первых программах (1995-1997) основное внимание уделялось укреплению материально-технической базы учреждений интернатного типа, то в последующих значимыми являются программы психолого-педагогической помощи и поддержки, приорететным направлением деятельности становится передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан при невозможности возврата в биологическую семью, разрабатывается юридическая база социальной защиты этой категории детей, согласовываются межведомственные программы социальной защищенности выпускников интернатных учреждений.

В России к настоящему времени стала складываться определенная система помощи таким детям. За последнее десятилетие приняты основополагающие документы (Семейный Кодекс РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и многие другие) определяющие целый комплекс прав, свобод, дополнительных льгот для этой категории детей. Сформулированы требования к условиям психологической помощи, профессиональному уровню специалистов. Стали появляться новые образовательные учреждениядля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, негосударственные учреждения, инновационные формы устройства детей в семью. В настоящее время существует огромное количество общественных организаций, которые помогают в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и просто спонсоров - организаций и частных лиц.

В настоящее время в РФ в соответствии с Семейным Кодексом введены следущие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

· Усыновление

Усыновление как форма социального устройства детей-сирот является безусловно лучшим решением их судеб, так как дети обретают для себя именно семью, а не какую-либо ее замену. Основным принципом усыновления является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления в последнее время сократилось при возросшем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

· Опека и попечительство

Самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью является опека и попечительство - это способы восполнения дееспособности, защиты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения. Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание и при этом опекуны (попечители) получают денежные средства на эти цели, то эта форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время, является эффективной.

· Приемная семья

Приемная семья является новым институтом семейного законадательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа, где сочетаются признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья - это форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая содержит в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления. Они являются приорететными в Российской Федерации и основной формой устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей зарубежом.

Учреждения интернатного типа являются, в данный момент, основной формой устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последнее десятилетие система интернатных учреждений для несовершеннолетних оказалась неэффективной, поэтому в настоящее время в корне меняются подходы к их обслуживанию, идет реорганизация этой системы, для того чтобы подготовить молодых людей к самостоятельной жизни.

Таким образом, федеральная законодательная база по решению проблем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вполне приемлема. Региональная законодательная база находится в стадии формирования, в нее вносятся соответствующие изменения и дополнения с учетом результативности решения проблемы сиротства в регионе. Для более эффективного решения проблемы требуется дополнительная финансовая поддержка по жилищным вопросам для детей - сирот, приемных родителей и т.д.; для последних (приемных родителей) необходим более существенный стимул по оплате труда и решению других проблем.

Список используемой литературы

1. Семейный Кодекс Российской Федерации - М.: Омега-Л, 2004.

2. «Дети России» /федеральная целевая программа (на 2003-2006 гг.): Постановление Правительства от 2002 г. №41

3. «Дети - сироты»./ подпрограмма федеральной целевой программы «Дети России»: Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 г. №732

4. «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»./подпрограмма федеральной целевой программы «Дети России».: Постановление Правительства от 03.10.2002 г. №732

5. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Федеральный закон №159 от 21.12ю1996 г.

6. Антокольская М.В. Курс лекций по семейному праву. М., 1995

7. Антокольская М.В. Семейное право.: Учебник. - изд. 2-е, перераб. И доп.. - М.: ЮРИСТЪ, 2000

8. Беспалов Ю. Семейно - правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир, 2000

9. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве // журнал российского права. 2002 №7 с. 81 - 87

10. Методические материалы по оценке эффективности работы учреждений социальной профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних / под ред. Л.В. Мардахаева - : Издательство МГСУ, 2003

11. Нечаева А.И., Семейное право. Курс лекций. - 2-е изд. - М.: ЮРИСТЪ, 2001

12. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003

13. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательство НОРМА, 2003

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты