Рефераты

Функции государства

Функции государства

2

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина Теория государства и права

Реферат

по теме: «Фукции государства»

Подготовил:

Слушатель 454 группы

Зайцев А.А.

Белгород

2008 г.

План

Вступительная часть

1. Понятие, признаки и классификация функций государства

2. Основные внутренние функции современного государства

3. Основные внешние функции государства.

4. Формы и методы осуществления функций государства

Заключительная часть (подведение итогов)

Введение

Значимость рассматриваемой темы обусловлена тем, что для теории государства и практики его функционирования вопрос о функциях государ-ства и формах их реализации - один из наиболее фундаментальных и значи-мых. Это объясняется, во-первых, тем, что в функциях проявляются сущ-ность государства, его социальное назначение. Как явление социальной жиз-ни, государство характеризуется чрезвычайным многообразием непосредст-венно наблюдаемых и воспринимаемых проявлений. Это определено как раз-нообразием задач, решаемых государством в различных областях жизни об-щества, так и разнообразием органов, форм, методов и средств осуществле-ния государственной деятельности. Поэтому исследование функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру, т.е. способы, зако-номерности организации элементов государства как сложной системы.

Исследование функций государства помогает реальной оценке его воз-можностей, способствует более глубокому пониманию механизма его взаи-модействия с иными структурами общества в решении наиболее важных по-литических, экономических, социальных, экологических, культурных и дру-гих задач. Оптимальность его организации самым непосредственным обра-зом зависит от того, насколько полно и четко выявлены функции государства и определены формы реализации этих функций.

1. Понятие, признаки и классификация функций государства

Понятие “функция государства” - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения. В частности, таким вопросом является определение функции государства.

Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

1. Традиционно в юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне-главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

Иногда в юридической литературе встречаются отождествления понятий “функция государства” и “деятельность государства”, “функция государства” и “социальное назначение государства” и др. Однако категория “функция государства” (как, впрочем, и любое понятие) имеет право на существование лишь в том случае, если будет иметь свойственный лишь ей смысл. Поэтому, раскрывая понятие “функция государства”, необходимо отграничить эту категорию от смежных понятий.

В литературе предлагаются различные варианты деления функций на ви-ды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и клас-совые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).

Проф. М.И. Байтин полагает, что существуют функции основные и нео-сновные. Такое деление, однако, вызывает сомнение, ибо (исходя из традици-онного определения функций государства, которого Байтин и придерживает-ся) получаем в итоге «неосновные основные направления деятельности государства».

Еще 200 лет назад Адам Смит в книге «Исследование о природе и причи-нах богатства народов», обосновывая максимальную свободу человека, живу-щего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:

1) оборону;

2) определение меры свободы каждого посредством установления одина-ковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения соци-альных конфликтов между членами общества;

3) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т. д.

По мнению проф. Л. И. Спиридонова, существует генеральная функция го-сударства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосыл-ки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внут-ренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и эколо-гическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.

К числу внутренних автор, в частности, относит функцию обеспечения об-щественного порядка (охрана предпосылок существования человека); эконо-мическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональ-ных экономических программ и т. п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).

К внутренним функциям современного российского государства в литера-туре (Л.А. Морозова) относят следующие:

- функцию обеспечения народовластия;

- экономическую функцию;

- социальную функцию;

- функцию налогообложения и финансового контроля;

- экологическую функцию;

- функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям:

- функцию интеграции в мировую экономику;

- обороны страны;

- поддержки мирового правопорядка;

- сотрудничества с другими государствами в решении глобальных про-блем современности.

2. Основные внутренние функции современного государства

Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отме-тить, что все функции государства носят политический характер, од-нако в сфере политических отношений действует целая система поли-тических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государ-ственной власти, в том числе обеспечение народовластия.

Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством кото-рых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.

Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, население страны должно иметь возмож-ность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание по-литической функции в демократическом обществе составляет обеспе-чение народовластия. Это предполагает:

1) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных государственных решениях;

2) обеспечение государственного суверенитета, определение пра-вового положения конкретных территорий и управление ими;

3) создание условий для самоорганизации и самоуправления наро-да, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собствен-ными делами;

4) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от обще-ства и ответственность перед ним;

5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например, Конституционным Судом), а также непосредст-венно народом путем осуществления права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Функция государства в политической сфере имеет своей стратеги-ческой направленностью создание жизнеспособного демократическо-го общества.

Однако одних демократических институтов недостаточно для осу-ществления подлинного народовластия, так как демократические ин-ституты могут быть использованы и в антидемократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании большин-ства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте интересов различных соци-альных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав чело-века, интересов меньшинства во имя общего блага.

Деятельность государства в политической сфере сложна, много-гранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно разви-ваться другим направлениям деятельности государства.

Экономическая функция государства зависит от того, осуществля-ется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государствен-ной собственности государство монопольно регулирует экономичес-кие отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго центра-лизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской дея-тельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущест-венно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:

1) выработка экономической политики, в масштабе общества;

2) управление предприятиями и организациями, составляющим государственную собственность. Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение; например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный транспорт, связь и др.;

3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

В период экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на элементы саморегулирования, а необхо-димо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определенных целей, меха-низмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание плани-рования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных отношениях: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субси-дии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный харак-тер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных то-варопроизводителей.

При характеристике экономических функций государства следу-ет иметь в виду, что рынок - динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулиро-вания также меняются, иначе такое регулирование теряет эффектив-ность.

Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами госу-дарства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции - обеспече-ние общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: без-работные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало - снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека, а также его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности лич-ности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

С переходом к рынку социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значи-мость. Государство обязано принимать необходимые меры социаль-ной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Все эти проблемы предопределяются действием рыноч-ных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой - формирование системы страхования от безра-ботицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологичес-кими изменениями производства, обеспечение государством занятос-ти трудоспособного населения. Но достижение полной занятости - идеальная цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всём мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей; чтобы по возможности смягчить социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, учебных учреждений, учреждений культуры.

Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны, и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.

В условиях рынка государство должно освободить указанные сферы от рыночных механизмов, взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть общедоступ-ными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.

Экологическая функция тесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить эко-логическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требова-ний, вредные последствия различного рода катастроф требуют посто-янного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопас-ную (благоприятную) окружающую среду - одно из естественных прав человека.

В ст. 42 Конституции РФ зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведе-ния от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружаю-щей среды; принимать меры по предотвращению экологически вред-ной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдени-ем природоохранного законодательства; привлекать к ответственнос-ти лиц и организации, виновные в нарушении экологических требо-ваний.

Важной функцией государства является налогообложение и финан-совый контроль.

Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для:

а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата;

б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населе-ния;

в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой, системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий го-сударства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательствен-ные отношения между государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный «вертикальный» харак-тер, тем не менее демократизация деятельности государства предпо-лагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогопла-тельщиков.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образо-ванием, распределением и использованием всех ресурсов финансо-вой системы страны. В эту систему включаются не только государ-ственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государст-венных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная палата, Центральный банк, Минис-терство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, контрольно-ревизионные органы федеральных органов ис-полнительной власти и др.

В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

В юридической литературе функцию налогообложения и финан-сового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в ка-честве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных этапах развития общества, в период его реформи-рования, сопровождаемого становлением новых рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только особой сферой применения, но и форма-ми и методами осуществления: проведение ревизий, проверок, уста-новление нормативов деятельности субъектов, мерами воздействия и др.

Значение функции налогообложения и финансового контроля за-висит от той роли, которую стремится играть государство в экономи-ке, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно вести строгий финансовый контроль во всех, сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государ-ства, личности.

Переход к демократическому государству возводит в разряд при-оритетных функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение за-конности и правопорядка.

Обеспечение прав человека и гражданина - главный критерий де-мократичности государства. Права человека составляют основу поли-тики в отношениях с другими государствами и со всем мировым со-обществом. В современных условиях происходят интернационализа-ция проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание междуна-родной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека, как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допускать дис-криминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, со-трудничать друг с другом в этой сфере.

Многие государства, в том числе Россия, возвели в ранг конститу-ционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их за-щиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспече-ние законности и правопорядка осуществляются системой правоохра-нительных органов, среди которых большая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.

3. Основные внешние функции государства.

Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их внешнюю политику и побудила к при-знанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в международных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, междуна-родные договоры имеют приоритет перед внутригосударственными правом и законом.

Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает ши-рокий круг отношений, в том числе производственные, научно-техни-ческие, торговые, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главные из которых: 1) суверенитет государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свобода выбора форм интеграционных связей; 3) равенство и взаимовыгодное сотруд-ничество, исключение дискриминационных мер.

Названные принципы предполагают систему государственно-пра-вовой защиты права собственности и иностранных инвестиций. Так, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика допускает национализацию лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Национализация не должна носить дискриминационного характера; осуществляется только на основе закона; собственнику надлежит компенсировать потерю имущества и обеспечить возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.

Функция обороны основывается в большинстве демократических! государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Данная система базируется на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии.

Функция поддержания мирового порядка охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения; во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом; в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу глобальных относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях: 1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду; 2) рациональное использование при-родных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным си-туациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного произ-водства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эф-фекта (изменение озонового слоя планеты) и др.

Большие проблемы связаны с освоением космического простран-ства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космичес-ких объектов.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и рас-тений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Все-общая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресур-сов как общечеловеческого достояния привела к международно-пра-вовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, не возобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

обмена научной информацией, проведения совместных исследо-ваний, разработки научных прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов;

распространения опыта контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;

применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.);

согласования национальной политики государств в экологической сфере;

механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологи-ческой обстановке.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимоза-висимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотруд-ничество, но и соперничество государств, которое определяется уров-нем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах, нельзя в то же время отрицать взаимоисключающих интересов, про-тиворечивую сложность современного мира.

4. Формы и методы осуществления функций государства

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует раз-нообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помо-щью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования;

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобяза-тельных государственных предписаний;

3) метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимули-рующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и пуб-личных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут ре-гулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензи-рует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также не-коммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, ус-луги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспе-чения законности и правопорядка большую роль играет прокурорский' надзор за исполнением действующих законов и других нормативных! правовых актов гражданами, государственными органами, должност-ными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относит-ся к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и госу-дарственных деятелей. Посредством информационного влияния возможно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осущест-вления функций государства, но перечисленные являются основны-ми, определяющим образом воздействующими на функционирование государства.

Заключительная часть (подведение итогов)

Завершая характеристику функций современных государств, сле-дует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перераста-ют внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и за-щиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государствен-ности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого пра-вопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе на-циональных, конфликтах; обладает уникальными средствами управ-ления; формирует правовой климат в обществе.

Литература:

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации - М., 1994.

2. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1998. Т. 1. Гл. VIII.

3. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М., 1999. Гл. 11.

4. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2000. Лекция 4.

Дополнительная литература

1. Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства // Право и политика. 2002. № 8.

2. Жигуленков М.В. К вопросу о понятии «функция государства» // Право и политика. 2001. № 5.

3. Нуртдинова А.А. Роль государства в механизме социального партнерства // Журнал российского права. 2000. № 2.

4. Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. № 3.

5/. Ручкина Г.Ф. Место и роль государства в регулировании экономических процессов // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 4.


© 2010 Современные рефераты