Рефераты

Функции отдела экономики и внешнеэкомической деятельности Витебского горисполкома

редиторы общества с дополнительной ответственностью вправе при уменьшении размера дополнительной ответственности участников общества потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств такого общества и возмещения им убытков.

2.4 Хозяйственные товарищества

1. Полное товарищество.

Полным признаётся такое хозяйственное товарищество, участники которого, во-первых, осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и, во-вторых, субсидиарно несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Полное товарищество возникает на основании договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели - индивидуальные или коллективные. Наименование полного товарищества должно включать в себя истинные имена (названия) всех его участников, однако можно ограничиться и указанием имени (названием) одного из полных товарищей с добавлением к нему слов “…и компания” (например, “Полное товарищество “Иванов и компания”).

Управление товариществом осуществляется на основании решений, принятых всеми участниками единогласно или большинством голосов. Ведение же дел, по общему правилу, осуществляется каждым из участников. В этом случае полное товарищество как юридическое лицо имеет нескольких самостоятельных и равноправных органов (по числу участников).

Однако учредительный договор может устанавливать и другие схемы органов полного товарищества, например ведение дел всеми участниками совместно (коллегиально), либо некоторыми из них (один или несколько единоличных органов).

Законодательное нормирование размеров складочного фонда полного товарищества имеет значение лишь для его регистрации, впоследствии ни уменьшении, ни его полная утрата не влекут за собой серьезных последствий, т.к требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет имущества его участников.

С целью защиты прав кредиторов полному товарищу запрещено выступать в аналогичном качестве более чем в одном предприятии.

Изменение персонального состава участников (выход, исключение, смерть или утрата полной дееспособности гражданином, признание его безвестно отсутствующим, ликвидация или принудительная реорганизация юридического лица) по общему правилу, влечет ликвидацию полного товарищества, если иное не предусмотрено учредительным договором или соглашением оставшихся участников. Такие же последствия возникают при изменении имущественного положения участника (объявление его банкротом или обращение кредиторами взыскания на его долю в складочном фонде).

2. Товарищество коммандитное

Товарищество коммандитное - хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

Как и в полном товариществе, фирменное наименование товарищества коммандитного должно содержать имена (названия) всех или, по крайней мере, одного полного товарища.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь товарищи-вкладчики с целью соблюдения анонимности могут даже не участвовать в подписании учредительного договора. В этом случае внесение вклада в уставный фонд удостоверяется свидетельством об участии. Данное свидетельство не является ценной бумагой, т.к не внесено законодательством о ценных бумагах, кроме того, потому, что вклад, удостоверенный свидетельством, может быть передан частично. Отсюда следует, что свидетельство об участии не может быть единственным документом, удостоверяющим права членства коммандиста в товариществе, а также согласно Гражданского кодекса определенны обязанности коммандиста внести свой вклад, который, следовательно, существует еще до момента его внесения.

Отсюда следует, что отношения товарищей-вкладчиков и полных товарищей должны регулироваться договором. В этом случае данная юридическая конструкция, действительно, позволяет сохранить абсолютную тайну личности коммандитиста, в том числе от государства.

Исходя из вышесказанного, товарищество коммандитное как бы включает в себя две относительно самостоятельные структуры: полное товарищество и группу товарищей-вкладчиков, которые, с одной стороны, полностью отстранены от участия в управлении и ведении дел товарищества, а с другой - они распоряжаются своими вкладами совершенно независимо от полных товарищей. Отличие же прав коммандиста на имущество товарищество заключается в том, что при выходе из предприятия он вправе претендовать лишь на возврат своего вклада, а не на получение соответствующей доли в имуществе фирмы. Однако в случае ликвидации фирмы товарищ-вкладчик участвует в распределении ликвидационного остатка наравне с полными товарищами.

Что же касается оснований ликвидации товарищества коммандитного, оно сохраняется, если в нем остаются, по крайней мере, один полный товарищ и один коммандитист.

2.5 Производственные кооперативы

Под производственным кооперативом понимается объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

Исходя из того, что в производственных кооперативах делается акцент на непосредственном трудовом участии его участников, ограничивает количество членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, всего 25% от числа членов, участвующих в работе кооператива личным трудом. Законодатель предусматривает равенство слов в фирменном наименовании между “производственным кооперативом” и “артелем".

По общим правилам участниками производственных кооперативов являются граждане, (наличия статуса индивидуального предпринимателя не требуется). Также наряду с ними участвовать в производственном кооперативе могут и юридические лица (если это допускается уставом).

Число же членов кооператива не может быть менее 3.

В связи с тем, что термин “членство" в производственном кооперативе употребляется как специфическая форма личного участия, совершенно не связанного с участием имущественным, а взаимные правовые связи между членами устанавливаются не напрямую, а опосредуются кооперативом, который выступает своеобразным центром системы этих связей. Единственно возможным учредительным документом производственного кооператива может быть только его устав.

Первоначально имущество производственного кооператива складывается из паевых взносов от его членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ. Однако права членов в отношении производственного кооператива отнюдь не обусловлены величиной его пая, соответственно каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании участников. Распределение прибыли и ликвидационного остатка между членами кооператива обычно производится в соответствии с их трудовым участием.

При выходе из производственного кооператива его член имеет право лишь на выплату ему пая, но никак не выплаты ему доли во всем имуществе.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что производственный кооператив отличается от всех других видов коммерческих юридических лиц тем, что здесь необходимо непосредственное трудовое участие его участников, также преимущество его в том, участниками производственных кооперативов являются граждане, (наличия статуса индивидуального предпринимателя не требуется).

2.6 Унитарные предприятия

Если 2006 год в отечественной правоприменительной практике был во многом посвящен хозяйственным обществам в связи с принятием и вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон "О хозяйственных обществах"), то 2007 проходит под знаком тотальной перерегистрации практически всех субъектов хозяйствования. Это связано не только со сроками, предоставленными хозяйственным обществам для приведения своих учредительных документов в соответствие с упомянутым Законом, но и с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 N 760, внесшего изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. N 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности", а главное с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. N 302 "Об утверждении положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности". Указанные изменения, а особенно предусмотренный запрет на осуществление предпринимательской деятельности с привлечением иных лиц, кроме перечисленных в данном Указе, с 01.01.2008, безусловно, повлекут сокращение числа индивидуальных предпринимателей.

Представляется, что не имеет особого смысла в рамках данной работы досконально останавливаться на процедурных моментах подобного "расставания" предпринимателей со своими работниками, ибо это может стать темой отдельного исследования, однако в то же время с известной степенью вероятности можно говорить о том, что часть таких предпринимателей, для которых наличие наемных работников является объективной необходимостью, решит продолжать осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность. В соответствии с требованиями законодательства это у них получится, как правило, только после соответствующей регистрации в качестве юридического лица.

При этом большинство предпринимателей в качестве наиболее предпочтительной для себя формы осуществления такой деятельности уже сейчас считает унитарное предприятие. Видимо, этот выбор, в первую очередь, обусловлен возможностью существования одного учредителя, в то время как белорусское законодательство не предусматривает ни для одного вида хозяйственных обществ такой возможности.

Однако в то же время необходимо иметь в виду, что унитарное предприятие не всегда является наиболее предпочтительной формой осуществления предпринимательской деятельности. Наибольшие проблемы возникают при необходимости его продажи: несмотря на разработку процедур и правил их реализации, этот процесс остается достаточно сложным и дорогостоящим, а также практически всегда требует привлечения соответствующих специалистов. Довод в пользу унитарного предприятия как субъекта, для которого установлены "щадящие" нормативы минимального размера уставного фонда, также может быть подвергнут критике. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, установленный пунктом 6 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 N 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", составляет 800 евро, в то время как общества с дополнительной ответственностью могут формировать уставный фонд в размере 400 евро. Безусловно, минимальный размер уставного фонда не является абсолютным показателем, особенно если учесть тот факт, что едва организовавшемуся юридическому лицу необходимо наличие определенного количества оборотных средств, тем не менее некоторые предприниматели обращают внимание и на этот факт.

Дополнительно необходимо иметь в виду и те особенности, которые связаны с общей совместной собственностью супругов, один из которых является учредителем унитарного предприятия. Так, для отчуждения "нажитого в браке" унитарного предприятия может потребоваться согласие супруга. Все это волей-неволей заставляет задуматься о том, действительно ли унитарное предприятие является такой удобной организационно-правовой формой, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность "в одиночку".

В то же время практика показывает, что количество унитарных предприятий не стало резко уменьшаться в связи со вступлением в силу Закона "О хозяйственных обществах", а изменения в законодательстве, регулирующем деятельность индивидуальных предпринимателей, дают повод думать, что их количество все-таки значительно увеличится.

В настоящее время деятельность унитарных предприятий регулируется общими актами законодательства и преимущественно Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК РБ), несмотря на то, что пункт шестой статьи 113 этого нормативного правового акта устанавливает, что правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях. На сегодняшний день отсутствует специальное законодательство, посвященное регулированию деятельности юридического лица в данной организационно-правовой форме, что вызывает многочисленные вопросы предпринимателей, руководителей, специалистов, связанные с особенностями существования таких юридических лиц. Ситуация усугубляется также тем, что опыт Российской Федерации в данном вопросе (как во многих вопросах корпоративного права) также не может быть воспринят в полном объеме в связи с тем, что там не предусмотрена возможность наличия частных унитарных предприятий, а имеется возможность существования единственного участника в обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществах. Тем не менее подготовленный в Республике Беларусь проект закона, посвященный регулированию вопросов деятельности унитарных предприятий, по своей структуре и зачастую содержанию весьма подобен Федеральному Закону Российской Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

В связи со всем вышеизложенным Указ Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. N 302 "Об утверждении положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности" заслуживает особенного внимания. Необходимо отметить и тот факт, что принятие этого Указа также может стать "подводным камнем" для индивидуальных предпринимателей, решивших продолжать свою деятельность в виде унитарного предприятия. Ведь получение Указа своей силы в установленном порядке, он стал толчком для очередной стадии так называемой "перерегистрации", на этот раз индивидуальных предпринимателей и приведения их документов в соответствие с законом. Поэтому, если индивидуальным предпринимателем будет все-таки принято решение о продолжении осуществления своей предпринимательской деятельности в форме унитарного предприятия, необходимо учитывать это обстоятельство.

В связи с этим уже сейчас имеет смысл обратить внимание на все особенности законодательного регулирования.

Итак, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Эта норма всего лишь перефразирует положения части первой пункта первого статьи 113 ГК РБ и не вносит ничего нового в правовое регулирование рассматриваемого вопроса.

Также, как известно, в форме унитарных предприятий создаются государственные и частные унитарные предприятия. Более досконально имеет смысл остановиться на регулирующих вопросах функционирования как раз частных унитарных предприятий, ибо, как правило, государственные унитарные предприятия в своей деятельности руководствуются указаниями собственника, который в каком-то смысле и является самим законодателем при необходимости.

Частные унитарные предприятия создаются (основываются) на праве хозяйственного ведения. Терминологически в данном случае слова "создаются" и "основываются" являются синонимами, упорядочивающими не существовавшее ранее единство терминологии по данному вопросу. Так, часть третья пункта первого статьи 113 ГК РБ оперировала понятием "созданы", статьи 114, 115 ГК РБ - термином "основанные".

Собственник имущества частного унитарного предприятия свои полномочия реализует непосредственно и (или) через уполномоченных лиц. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может с согласия собственника его имущества создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие), а учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарное предприятие имеет печать, содержащую его наименование на русском или белорусском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Кроме того, унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, товарный знак и другие средства индивидуализации, зарегистрированные в установленном порядке.

На унитарное предприятие распространяются общие положения о правоспособности юридических лиц, включающие в себя возможность иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям деятельности, определенным в его уставе и нести связанные с этой деятельностью обязанности в соответствии с законодательством. Правоспособность унитарного предприятия возникает в момент его создания (унитарное предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации. Как правило, унитарное предприятие создается без ограничения срока деятельности, конечно, если иное не установлено его уставом и законодательными актами.

Как и хозяйственные общества, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, унитарное предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Наименование унитарного предприятия должно быть согласовано в установленном законодательством порядке до подачи в регистрирующий орган документов для государственной регистрации унитарного предприятия на белорусском и русском языках, содержать указание на его организационно-правовую форму, форму собственности и характер деятельности. При этом унитарное предприятие может также иметь наименование на иностранном языке и вправе иметь сокращенное наименование на белорусском и русском языках. При согласовании наименования необходимо иметь в виду, что в соответствии с постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.09.2006 N 54 "О некоторых вопросах упрощения наименований юридических лиц и внесении дополнения и изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.12.2002 N 37" в сокращенном наименовании унитарных предприятий, имущество которых находится в государственной собственности, независимо от характера деятельности указываются только слова "государственное предприятие" и частных унитарных предприятий - "частное предприятие", а также специальное наименование. Наименование дочернего предприятия дополнительно должно содержать слово "дочернее". Данные требования являются последствием борьбы с многообразием названий, существовавших в период становления экономической и правовой системы, когда в наименованиях унитарных предприятий встречались недопустимые теперь термины "производственное объединение" и даже "частная компания". В остальном вопросы согласования наименований регулируются общим нормативным документом - постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.12.2002 N 37 "О согласовании наименований коммерческих и некоммерческий организаций".

Отдельное внимание уделяется законодателем месту нахождения унитарного предприятия. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в уставе унитарного предприятия не установлено иное, а наименование и место нахождения унитарного предприятия должны быть указаны в его уставе. Это имеет значение в том смысле, что местом нахождения унитарного предприятия определяется решение многих имеющих правовую значимость вопросов: место исполнения обязательства, подсудность споров и т.д.

При выборе места нахождения частного унитарного предприятия необходимо помнить о том, что в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 N 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" местом нахождения частного унитарного предприятия может являться даже жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия при условии, что данное помещение принадлежит ему на праве собственности, а также с согласия всех совершеннолетних членов семьи. При этом с собственника жилого помещения взимается плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. В случае регистрации частного унитарного предприятия в жилом помещении в регистрирующий орган необходимо представить дополнительно документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение собственника имущества частного унитарного предприятия, справку о составе семьи, заявление о согласии всех совершеннолетних членов семьи на размещение в таком помещении данного унитарного предприятия.

Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этих помещений в нежилые в порядке, определенном законодательством.

Как и хозяйственные общества, унитарные предприятия вправе создавать свои представительства и филиалы. Особенностью правового регулирования в данной сфере является лишь то, что такое создание возможно лишь с согласия собственника имущества этого унитарного предприятия. Создание представительств и филиалов за пределами территории Республики Беларусь осуществляется также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются представительства и филиалы, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Унитарные предприятия могут быть участниками коммерческих и некоммерческих организаций, в которых законодательными актами допускается участие юридических лиц. В силу особого статуса унитарных предприятий такое решение опять же принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия, если иное не установлено законодательными актами. Также унитарные предприятия могут входить в состав государственного объединения и с согласия собственника их имущества участвовать в создании финансово-промышленных и иных хозяйственных групп.

Особое внимание уделено ответственности унитарного предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по общему правилу не несет ответственности по обязательствам унитарного предприятия, а унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных проектом закона, иными законодательными актами либо уставом унитарного предприятия. В то же время проект закона предусматривает возможную субсидиарную ответственность собственника имущества унитарного предприятия, учредителя (в отношении дочернего предприятия) или другого лица, в том числе руководителя унитарного предприятия, имеющего право давать обязательные для такого унитарного предприятия указания, либо имеющего возможность иным образом определять его действия, при недостаточности имущества унитарного предприятия.

Законодатель, говоря о путях создания унитарного предприятия, использует термины "учреждение" и "реорганизация", в то же время сохраняя впоследствии термин "основанного" в некоторых случаях.

Учредителем частного унитарного предприятия могут выступать физические лица, негосударственные юридические лица. Причем не все унитарные предприятия сами могут выступить в качестве учредителя унитарного предприятия. Так, во-первых, учредителем дочернего предприятия может выступать только унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (казенное предприятие не вправе создавать другие унитарные предприятия), а во-вторых, дочернее предприятие не вправе выступать учредителем унитарного предприятия. Ранее подобного ограничения не содержалось в актах гражданского законодательства и теоретически могла возникнуть ситуация, когда собственник имущества одного унитарного предприятия мог иметь целую цепочку таких предприятий. Целью такого ограничения, видимо, является стремление законодателя упростить контроль за деятельностью подобных предприятий и исключить возможность злоупотреблений, связанных с передачей того или иного имущества в этой цепочке.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается его учредителем. Очевидно, что учредительный договор в данном случае не требуется, так как в ситуации, когда юридическое лицо создается единственным субъектом, то существование договора невозможно в принципе, так как в силу положений пункта первого статьи 390 ГК РБ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В данном же случае необходимого количества субъектов не наблюдается.

Общие требования к содержанию учредительных документов юридического лица содержатся в пункте втором статьи 48 ГК РБ. Так как, повторимся, единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, то именно он должен содержать наименование данного юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью, предмет деятельности юридического лица. Часть вторая пункта 1 статьи 113 ГК РБ содержит норму, которая, вроде бы указывая, что, кроме упомянутых нами сведений, должны содержаться иные, тем не менее дублирует требования об указании сведений о предмете и целях деятельности унитарного предприятия, но также дополняет их требованиями указания сведений о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Так, обязательными сведениями, которые должны содержаться в уставе унитарного предприятия, являются:

наименование и место его нахождения;

цели, предмет и виды деятельности, если их указание предусмотрено актами законодательства (как мы уже упоминали, это предусмотрено нормами статей 48, 113 ГК РБ);

сведения о собственнике имущества унитарного предприятия, органах или лицах, осуществляющих его полномочия, об учредителе (в отношении дочернего предприятия);

порядок управления деятельностью унитарного предприятия;

наименование органа управления унитарного предприятия (генеральный директор, директор) (далее - руководитель унитарного предприятия);

порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения с ним трудового договора (контракта);

перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов в установленном законодательством порядке;

порядок владения, пользования и распоряжения имуществом унитарного предприятия;

сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования;

сведения о созданных представительствах, филиалах;

иные сведения, предусмотренные проектом закона и иным законодательством.

Что касается дополнительных сведений, которые могут включаться в устав унитарного предприятия, то это любые нормы, не противоречащие законодательству.

Как и ранее, имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо негосударственного юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Я уже говорила о минимально допустимом размере уставного фонда, предусмотренном законодательством в размере 800 евро, определенном в белорусских рублях согласно установленному Национальным банком официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы (изменения и дополнения) представляются в регистрирующие органы. Представляется верной практика, согласно которой изменение курса евро по отношению к белорусскому рублю не влечет обязательности внесения изменений в устав унитарного предприятия.

Уставный фонд унитарного предприятия формируется за счет вклада учредителя, которым могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. В том случае, когда уставный фонд формируется в неденежной форме, необходимо наличие соответствующего заключения, подтверждающего достоверность оценки объектов, вносимых в качестве вклада в уставный фонд, так как в соответствии с требованиями пункта пятого Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12.02.1996 N 92.

В уставный фонд унитарного предприятия не может быть внесено имущество, если право на отчуждение такого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.

По общему правилу уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью сформирован его учредителем к моменту государственной регистрации унитарного предприятия. Однако унитарное предприятие, указавшее в своем уставе один из видов производственной деятельности, вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 50 процентов от минимального размера уставного фонда, установленного для данной соответствующей организационно-правовой формы. Если такое унитарное предприятие в течение 6 месяцев со дня государственной регистрации не осуществляет ни один из видов производственной деятельности, указанных в ее уставе, либо по окончании второго и каждого последующего финансового года объем реализованных этим предприятием товаров (выполненных работ, оказанных услуг) собственного производства составит менее половины общего объема реализованных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг), то указанное предприятие обязано в течение 6 месяцев увеличить уставный фонд до минимального размера, установленного для соответствующей организационно-правовой формы, и внести необходимые изменения в свой устав.

Коммерческая организация, создаваемая организациями ветеранов, обществами инвалидов в форме унитарного предприятия, также вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 50 процентов от минимального размера уставного фонда, установленного для таких предприятий.

Объявленный в уставе уставный фонд унитарного предприятия с иностранными инвестициями должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации этого предприятия за счет внесения в него учредителем не менее 50 процентов и в полном объеме - до истечения двух лет со дня государственной регистрации (часть первая статьи 87 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

Формирование уставных фондов банков, небанковских кредитно-финансовых, страховых организаций производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь о банках, небанковских кредитно-финансовых, страховых организациях.

Уставный фонд унитарного предприятия считается сформированным с момента зачисления денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке унитарному предприятию иного имущества в полном объеме.

Унитарное предприятие вправе увеличить или уменьшить свой уставный фонд. В этой связи напомним, что уставный фонд унитарного предприятия, как и хозяйственных обществ, выполняет гарантийную функцию, поскольку представляет собой минимальный размер имущества унитарного предприятия, обеспечивающего интересы кредиторов такого предприятия. В этой связи увеличение уставного фонда производится по решению собственника и может осуществляться за счет дополнительно передаваемых собственником имущества денежных средств, имущества, а также за счет источников собственных средств унитарного предприятия. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда унитарного предприятия принимается решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

В то же время уменьшение уставного фонда унитарного предприятия возможно лишь по решению собственника с обязательным письменным уведомлением об этом всех кредиторов унитарного предприятия. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарного предприятия его кредиторами, осуществляется не позднее тридцати дней с даты принятия решения о таком уменьшении. Иные лица уведомляются о принятом решении об уменьшении уставного фонда унитарного предприятия при заключении с ними договоров. Эта обязанность об уведомлении корреспондируется с правом кредитора унитарного предприятия требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков. Требования кредитора предъявляются унитарному предприятию письменно в течение тридцати дней с даты получения им уведомления о принятом решении об уменьшении уставного фонда унитарного предприятия.

А также предусматривается обязательность объявления и регистрации в установленном порядке уменьшения своего уставного фонда, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется менее размера уставного фонда, указанного в уставе. Однако уставный фонд унитарного предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с законодательством минимального размера уставного фонда.

Для предотвращения случаев экономической несостоятельности унитарного предприятия и во избежание иных негативных последствий, в случаях, установленных законодательством, в унитарном предприятии образуются резервные фонды. Размер, источники и порядок создания и использования резервных фондов устанавливаются законодательством. Представляется, что создание резервного фонда в частном унитарном предприятии является необязательным (если это прямо не предусмотрено законодательством), поскольку порядок его создания, а также размер определяются исключительно собственником в уставе унитарного предприятия. В то же время, как правило, резервный фонд является строго целевым и создается для покрытия убытков унитарного предприятия.

Кроме того, унитарное предприятие может образовывать другие фонды, которые создаются и используются в соответствии с законодательством или уставом унитарного предприятия.

Целью создания частного унитарного предприятия, как правило, является получение прибыли, которую или часть которой собственник такого предприятия должен иметь возможность получить. Порядок распределения доходов частного унитарного предприятия определяется его уставом и законодательством.

Само же унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе отчуждать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества унитарного предприятия. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества. Подобная норма позволит собственнику имущества унитарного предприятия накладывать дополнительные ограничения, в первую очередь, касающиеся компетенции руководителя такого унитарного предприятия. Также собственник имущества частного унитарного предприятия вправе изымать имущество "этого предприятия" в случаях:

реорганизации унитарного предприятия путем выделения;

принятия собственником решения об уменьшении уставного фонда с одновременным изъятием имущества на сумму такого уменьшения;

в иных случаях, установленных законодательными актами.

Исчерпывающий перечень прав собственника имущества унитарного предприятия определяется законодательными актами.

Учредитель дочернего унитарного предприятия осуществляет в отношении данного предприятия установленные законом права, за исключением согласования распоряжения недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законодательными актами или уставом унитарного предприятия, совершения иных сделок, принятия решения об изъятии имущества у унитарного предприятия, согласования создания, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия.

В соответствии с общими положениями гражданского законодательства собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки, совершенной с имуществом унитарного предприятия, недействительной и об установлении факта ничтожности сделки, совершенной с таким имуществом, а также с требованиями о применении последствий недействительности таких сделок, а также истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Как и в хозяйственных обществах, руководитель унитарного предприятия (генеральный директор, директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, который подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, учредителю (в отношении дочернего предприятия). Он также действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штатное расписание унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает, изменяет и прекращает с ними трудовые договоры (контракты), гражданско-правовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством, осуществляет иные полномочия, в порядке, предусмотренном уставом унитарного предприятия. В отличие от хозяйственных обществ, в управлении унитарным предприятием не предусматривается участие имеющих собственную компетенцию коллегиальных органов, равно как не допускается привлечение к управлению "сторонних" коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей. Достаточно простая система управления унитарным предприятием (собственник имущества - руководитель) обусловлена не только характером вещного права, обеспечивающего имущественную обособленность унитарного предприятия, но и необходимостью индивидуализации ответственности исполнительного органа и упрощения контроля за руководителем со стороны собственника имущества, который и назначает директора (генерального директора). Назначение руководителя частного унитарного предприятия осуществляется собственником имущества такого предприятия только в установленном законодательством порядке. Руководитель дочернего предприятия назначается его учредителем по согласованию с собственником имущества.

Полномочие собственника имущества на назначение руководителя унитарного предприятия влечет и подотчетность директора (генерального директора) собственнику. И эта подотчетность носит буквальный характер, так как руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия, учредителем (в отношении дочернего предприятия).

Что касается учета и отчетности на унитарном предприятии, а также контроля за его деятельностью, то законодатель не приводит новых норм, распространяя общие положения о бухгалтерском учете, представлении статистической и иной отчетности, а также обязательного проведения аудиторской проверки, в случаях, когда это предусмотрено законодательством. В этой связи можно лишь напомнить об исключении, установленном для частных унитарных предприятий, связанном с нормой части четвертой статьи 7 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", которой установлено, что руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом предприятия. В отношении юридических лиц иных организационно-правовых форм предусмотрено обязательное наличие в штате главного бухгалтера, соответствующего установленным законодательством требованиям.

А также то, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в случаях, предусмотренных законодательными актами, может быть преобразовано в хозяйственное общество, товарищество или учреждение, при этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности преобразованного унитарного предприятия, в том числе по погашению и реструктуризации задолженности, в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу в соответствии с законодательством. Ликвидация унитарного предприятия осуществляется в общем порядке, предусмотренном соответствующим законодательством.

2.7 Порядок прекращения деятельности юридических лиц в Республике Беларусь

Коммерческая организация может быть ликвидирована по решению:

1) учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создана эта организация, достижением цели, ради которой она создана, или признанием судом недействительной регистрации данной организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Учредители (участники) либо орган коммерческой организации, уполномоченный ее учредительными документами, по указанным основаниям обязаны обеспечить ее ликвидацию в срок, согласованный с регистрирующим органом;

2) хозяйственного суда в случаях:

непринятия решения о ликвидации, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признания судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства либо экономической несостоятельности (банкротства) этой организации;

сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

наличия задолженности по платежам - в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;

уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда;

установление фактов, свидетельствующих о том, что ее деятельность была связана с торговлей людьми;

3) регистрирующего органа в случаях:

нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;

неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

выплаты работникам в течение трех месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством;

препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами;

систематического грубого нарушения законодательства о труде.

При обнаружении оснований для ликвидации:

органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам, департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации коммерческой организации;

регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения), а в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд.

Ликвидация коммерческой организации, в уставном фонде которой имеются акции (доли) иностранных юридических и (или) физических лиц, осуществляется в установленном законодательством порядке по решению учредителей (участников), собственника имущества или органа этой организации, уполномоченного на то ее учредительными документами, либо в судебном порядке. Порядок ликвидации некоммерческих организаций регулируется иным законодательством.

При ликвидации коммерческой организации по решению учредителей (участников) либо органа этой организации, уполномоченного на то учредительными документами, в регистрирующий орган представляются:

заявление о ликвидации;

решение о ликвидации;

сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

сведения о порядке и сроках ликвидации.

На основании документов, регистрирующий орган в пятидневный срок представляет Министерству юстиции сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидацией, для внесения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Осуществление операций по счетам такой коммерческой организации, совершение его сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются.

Ликвидация коммерческих организаций в судебном порядке осуществляется в соответствии е законодательством. До принятия решения о ликвидации коммерческой организации регистрирующий орган обязан обратиться в налоговый орган с запросом о подтверждении внесения данной организацией платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Если коммерческая организация в срок, установленный для устранения нарушений, обжалует решение или действия должностных лиц уполномоченных органов в суд, регистрирующий орган не вправе принять решение о ее ликвидации до вынесения судебного решения.

Регистрирующий орган обязан согласовать ликвидацию коммерческой организации, акции (доли) которой находятся в государственной собственности, с республиканским органом государственного управления или местными исполнительными и распорядительными органами, уполномоченными управлять соответствующим государственным имуществом.

Регистрирующий орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, в десятидневный срок создает ликвидационную комиссию, назначает председателя или ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.

В состав ликвидационной комиссии, создаваемой регистрирующим органом, могут входить один из учредителей (участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа, которая назначает председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) из числа ее членов. Председателем ликвидационной комиссии не могут 'быть собственники имущества (учредители, участники), руководитель ликвидируемой коммерческой организации. С момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) полномочия руководителя коммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору), которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор), созданная регистрирующим органом, в соответствии с законодательством:

помещает в газете "Рэспублша" сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;

составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга;

уведомляет в письменном виде кредиторов о ликвидации коммерческой организации;

принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;

сосредоточивает денежные средства коммерческой организации на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках;

оценивает имущество ликвидируемой коммерческой организации;

рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;

обеспечивает соблюдение прав и интересов увольняемых работников;

утверждает смету расходов по ликвидации коммерческой организации, в том числе по финансированию деятельности, ликвидационной комиссии на период ее работы;

составляет в установленном порядке ликвидационный бадане, в том числе промежуточный, и представляет его регистрирующему органу со всей документацией и отчетом о работе ликвидационной комиссии; - осуществляет иные функции в соответствии с законодательством.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая коммерческая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовым, гражданско-правовым договорам, выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой коммерческой организации;

5) в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей.

Субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества с дополнительной ответственностью, исчисляется в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля по отношению к евро на день составления ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и утверждает его. Имущество коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается ее собственнику (учредителям, участникам). Расходы, связанные с ликвидацией юридического лица по решению регистрирующего органа, производятся за счет средств этого лица в первоочередном порядке, а при отсутствии указанных средств - возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, поступивших в качестве регистрационного сбора за государственную регистрацию, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган в срок, установленный этим органом для ликвидации коммерческой организации:

копию публикации в газете "Рэспублiка";

печати и штампы организации либо заявления учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате;

документ, подтверждающий закрытие расчетного (текущего) и иных счетов в банках;

отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора);

ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственниками имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то учредительными документами, а в случае, если коммерческая организация ликвидирована по решению регистрирующего органа, - подписанный ликвидационной комиссией и утвержденный регистрирующим органом;

подлинник свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате;

справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;

справку Фонда социальной защиты населения Министерства труда социальной защиты о расчетах с бюджетом Фонда;

справку таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами;

справку соответствующего территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих стаж и оплату труда работников.

Кроме того, коммерческая организация представляет в регистрирующий орган:

подлинник свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате;

справку соответствующего, территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов в том числе по личному составу, подтверждающих стаж и оплату труда работников;

печати и штампы либо заявление учредителей (участников) организации об их неизготовлении или, сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате.

На основании документов, указанных выше, регистрирующий орган принимает решение об исключении субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня вынесения (получения) данного решения представляет в Министерство юстиции-сведения для включения, их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, органы государственной статистики. Министерство юстиции вносит запись, об исключении субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения.

Коммерческая организация считается ликвидированной, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращенной с даты внесения записи о ликвидации (прекращении деятельности) в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае, если после исключения коммерческой организации, индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет в установленном порядке доказано, что коммерческая организация, индивидуальный предприниматель в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передали другому лицу или иным образом намеренно скрыли хотя бы часть своего имущества, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований, вправе обратить в соответствии с законодательством взыскание на это имущество в непогашенной части долга.

Юридическое лицо, обязано прекратить свою деятельность, а индивидуальный предприниматель - предпринимательскую деятельность с момента принятия регистрирующим органом решения о ликвидации этого юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. После исключения юридического лица, индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указанные лица в месячный срок подлежат исключению из состава учредителей (участников) других организаций.

Заключение

Для того чтобы сделать вывод в вопросе о понятии коммерческого юридического лица необходимо обратить внимание на источники правового регулирования данного вида субъекта права. Вспомним, что основополагающими деятельности коммерческих юридических лиц являются Конституцией Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О хозяйственных обществах", а также другие нормативно - правовые акты. Также следует отметить, что деятельность исследуемых мной юридических лиц является совсем молодой. И, поэтому, как и в любых новых законах и здесь я нашла ряд пробелов.

В настоящей работе были рассмотрены особенности действующего законодательства, связанные с процедурой создания и регистрации юридических лиц в Республике Беларусь. На мой взгляд, рассмотренная процедура несколько громоздка, требует подготовки многих документов и не способствует привлечению инвестиций и развития экономики Республики Беларусь. Ярким примером упрощённой процедуры регистрации юридических лиц является заявительная процедура создания предприятий в Российской Федерации. Предоставив самый простой список документов, учредители уже через 2-3 дня могут получить зарегистрированный устав, свидетельство о государственной регистрации, при этом со всеми регистрами учёта, индивидуальным налоговым номером, печатью и др. В некоторых регионах Российской Федерации - вся процедура регистрации осуществляется в течении дня, в Европе может осуществляться в течении 3-4 часов.

Во-вторых, необходимо обдумать практическую необходимость и целесообразность существования ряда отдельных (специальных) законов в рассматриваемой сфере. В Законе Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" необходимо подробнее урегулировать особенности правового положения сверхкрупных акционерных обществ (называемых в некоторых зарубежных правопорядках публичными). Соответствующие нормы могли бы составить отдельные главы таких законов, но ни в коем случае не предмет отдельных законодательных актов (в том числе и потому, что в наших условиях это практически неизбежно повлечёт противоречия с действующими законами, повторение ряда общих правил и т.п.) к необходимости же разработки и принятия в каждом случае отдельного закона следует относиться с большой осторожностью.

В-третьих, между Республикой Беларусь и Российской Федерацией идут интеграционные процессы. Одним из них является унификация действующего законодательства между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. По моему мнению, ни все мы можем брать в законодательстве Российской Федерации для использования в законодательной практике Республике Беларусь. Но процедура регистрации может быть устроена в нашей Республике по Российскому образцу. Данный шаг будет способствовать значительному привлечению инвестиций в Республику Беларусь, укреплению и росту экономике, а как следствие - росту улучшения благосостояния граждан нашей страны и социальной сферы жизнедеятельности общества.

В заключение хотелось бы отметить, что для каждой современной коммерческой организации независимо от её организационно - правовой формы и сферы предпринимательской деятельности, важнейшее значение имеет создание корпоративной культуры - совокупности ценностей, принципов и правил деятельности, которые бы разделялись всеми работниками, администрацией, органами управления организации. В создании и поддержании корпоративной культуры организации существенное значение имеет локальное нормотворчество.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты