Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь
Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь
10
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОЦЕССА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В соответствии с принципом диспозитивности участникам спорного правоотношения при обраще-нии в хозяйственный суд и на всех последующих стадиях процесса предоставляется, в частности, право свободно распоряжаться предметом спора, субъективным матери-альным правом, а также правами, направленными на воз-никновение, развитие и прекращение процесса.
В соответствии с общим правилом процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтере-сованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушен-ных или оспариваемых интересов.
ХПК предоставляет право юридическим лицам и инди-видуальным предпринимателям, а в случаях, предусмот-ренных законодательными актами, и другим лицам обра-титься в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в хозяйственный суд недействителен.
Право на обращение в хозяйственный суд в защиту го-сударственных и общественных интересов, а также инте-ресов юридических лиц, индивидуальных предпринимате-лей и других лиц имеют также прокурор, государственные и иные органы, но только в случаях, предусмотренных за-конодательными актами (ст. 4 и 47 ХПК).
Действие принципа диспозитивности наглядно раскры-вается при предъявлении иска прокурором, государствен-ным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может быть предъявлен с согласия этих лиц (ст. 47,48,124 ХПК). По соглашению сторон спор, подведомственный хо-зяйственному суду, может быть передан на рассмотрение третейского суда (ст. 28 ХПК).
По инициативе лиц, участвующих в деле, возбуждает-ся кассационное и надзорное производство, производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятель-ствам, совершаются многие процессуальные действия по принудительному исполнению судебных актов и других исполнительных документов.
Содержание принципа диспозитивности раскрывается и в других нормах ХПК: при выборе хозяйственного суда в случае альтернативной подсудности спора (ст. 31), при замене ненадлежащей стороны - с согласия истца (ст. 42), при изменении оснований или предмета иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований либо отка-зе от иска, заключении мирового соглашения, признании иска (ст. 43) и т.д.
Однако свобода распорядительных действий сторон и других лиц, участвующих в деле, ставится под контроль хозяйственного суда, если они противоречат законода-тельству или нарушают права и законные интересы дру-гих лиц. В этих случаях, например, хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, не ут-верждает мировое соглашение.
Принцип диспозитивности в хозяйственном судопроиз-водстве имеет отличительные черты, не характерные для гражданского процесса.
Во-первых, если законодательными актами или дого-вором для определенной категории споров установлен до-судебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка (ст. 4 ХПК).
Во-вторых, на предъявление иска прокурора, государ-ственного или иного органа в интересах других лиц требу-ется согласие этих лиц (ст. 47, 48 ХПК).
Отдельными законодательными актами установлены особенности действия принципа диспозитивности в хозяй-ственном процессе. Так, Закон о банкротстве предусматривает обязанность собственников, руководителей юри-дического лица и других лиц обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве.
Принципы состязательности и равноправия сторон (ст. 9 ХПК). Принципы состязательности и равноправия сторон в процессе как принципы правосудия закреплены в ст. 115 Конституции. Истоки состязательности коренятся в противоположности материально-правовых интересов сторон.
В соответствии с принципом состязательности каждое из лиц, участвующих в деле, и прежде всего стороны по делу, вправе и обязано указать хозяйственному суду юри-дические факты, обосновывающие их требования и возра-жения, представлять доказательства, подтверждающие эти факты. Кроме того, они вправе участвовать в исследовании доказательств, совершать другие предусмотренные ХПК процессуальные действия, необходимые для отстаивания своей позиции.
Ключевым моментом реализации принципа состяза-тельности является правило о распределении бремени до-казывания, в соответствии с которым каждое лицо, участ-вующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на ко-торые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 61 ХПК). По делам о признании недейст-вительными ненормативных актов государственных и иных органов имеется особенность - обязанность доказы-вания обстоятельств, послуживших основанием для при-нятия указанных актов, соответствия их требованиям за-конодательства возлагается на органы, принявшие акты.
Хозяйственный суд может вынести решение, основы-ваясь на тех доказательствах, которые представлены ли-цами, участвующими в деле, и не обязан сам собирать до-казательства. Нарушение правила о распределении бре-мени доказывания влечет неблагоприятные последствия: для истца - отказ в иске, для ответчика - удовлетворение иска.
В то же время у хозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представить до-полнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.
Если лица, участвующие в деле, не имеют возможнос-ти самостоятельно получить необходимые доказательст-ва, они вправе обратиться к хозяйственному суду с хода-тайством об истребовании этих доказательств.
Принцип состязательности реализуется и в других нор-мах хозяйственного процессуального права. Так, в ст. 39 ХПК указано, что лица, участвующие в деле, имеют пра-во знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, заявлять отводы, представлять доказательства и уча-ствовать в их исследовании, с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в де-ле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные пояснения хозяйственному суду, воз-ражать против ходатайств и доводов других лиц, а также пользоваться другими процессуальными правами в целях установления действительных фактических обстоя-тельств по делу, прав и обязанностей сторон.
Хозяйственное судопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих в деле лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное хо-датайство одного лица, хозяйственный суд должен выслу-шать мнение по данному ходатайству иных участвующих в деле лиц (ст. 141 ХПК).
Обязанности по обеспечению принципа состязатель-ности возлагаются и на судью начиная с момента получе-ния искового заявления. Уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья обязан: рассмотреть во-прос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица; известить заинтересованных лиц о производстве по делу; предложить лицам, участвующим в деле, и иным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора, и т.д.
Принцип состязательности осуществляется на всех стадиях хозяйственного процесса и при условии равнопра-вия сторон.
Государство предоставляет всем равные права для осу-ществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и ре-альные условия для развития всех форм собственности (ст. 13 Конституции). Равенство участников материально-правовых отношений предполагает их равенство и в процессуальных отношениях, что и закреплено в ст. 9 ХПК. Все, что дозволено в процессе истцу (представлять доказа-тельства, заявлять ходатайства, обжаловать судебные ак-ты и т.п.), должно быть дозволено ответчику, и наоборот.
При этом в споре между собой стороны обязаны доб-росовестно пользоваться принадлежащими им процессу-альными правами и исполнять процессуальные обязан-ности.
В свою очередь хозяйственный суд должен создавать лицам, участвующим в деле, условия для реализации прин-ципа состязательности (участие в предоставлении, сопос-тавлении и оценке доказательств, использование права за-давать вопросы, заявлять ходатайства и т.п.).
Принцип состязательности имеет кажущийся на пер-вый взгляд антипод - принцип объективной (судебной) ис-тины. Принцип объективной (судебной) истины прямо не закреплен в ХПК, не всегда одинаково воспринимается процессуалистами, но следует признать, что он вытекает из анализа ряда норм ХПК.
Так, основными задачами хозяйственного судопроиз-водства являются правильное и своевременное рассмотре-ние дел, защита нарушенных или оспариваемых прав и за-конных интересов юридических лиц и граждан. Правиль-но защитить права и законные интересы можно только с соблюдением требований закона и с учетом фактических обстоятельств дела. Иными словами, целью судебного разбирательства является установление объективной ис-тины, поскольку хозяйственный суд является государст-венным органом, осуществляющим правосудие. В против-ном случае суд бы превратился в судилище, где действуют принципы силы, расторопности, предприимчивости и т.п. Без стремления к истине процесс осуществления правосу-дия теряет свой смысл.
В свою очередь, принцип состязательности вытекает из противоборства материально-правовых интересов. Лица, участвующие в деле, должны доказать свою правоту на основе представляемых доказательств. Хозяйственный суд рассматривает дело на основании доказательств, пред-ставленных этими лицами или истребованных судом по их инициативе. Таким образом, хозяйственный суд освобож-ден от обязанности собирать доказательства и может только способствовать этому.
Однако принцип состязательности не означает, что хо-зяйственный суд освобожден от обязанности выяснять действительные (фактические) обстоятельства дела. Это подтверждается рядом норм ХПК: об оценке доказа-тельств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств, имеющихся в деле; о праве хозяйст-венного суда по своей инициативе назначать экспертизу; об обеспечении доказательств; о судебных поручениях.
Более того, если изложенные в решении хозяйствен-ного суда выводы не соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам, то решение признается необоснованным и подлежит отмене или изменению.
Наличие принципа объективной (судебной) истины подтверждают и другие нормы ХПК, регулирующие поря-док пересмотра судебных актов в кассационном и надзор-ном производстве. По существу, в отличие от некоторых других процессуальных законов, ХПК не допускает воз-можность использования фикции законности и обосно-ванности судебного акта. Кассационная и надзорная ин-станции хозяйственного суда не связаны доводами касса-ционной жалобы и надзорного протеста и обязаны прове-рить законность и обоснованность судебного акта по име-ющимся в деле материалам.
Таким образом, можно сделать вывод, что ХПК ори-ентирует хозяйственные суды на выяснение не формаль-ной, а объективной истины (установление обстоятельств по делу), достаточной для вынесения решения по делу. Та-кой вывод свидетельствует и о том, что принцип объек-тивной (судебной) истины и состязательности не противо-речат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга.
Для хозяйственного судопроизводства указанный принцип имеет свою специфику. Она заключается в том, что основную массу дел, рассматриваемых хозяйственны-ми судами, составляют экономические споры. В экономи-ческих отношениях предполагается, как правило, равенст-во партнеров, которое должно сохраняться и при рассмо-трении спора в суде.
Принцип непосредственности (ст. 14 ХПК) определя-ет способы восприятия хозяйственным судом доказа-тельств по делу и предполагает точное соблюдение двух правил:
хозяйственный суд должен основывать решение или другой судебный акт по делу на материалах (доказатель-ствах и установленных ими фактах), непосредственно вос-принятых, проверенных и исследованных в судебном засе-дании;
хозяйственный суд и лица, участвующие в деле, долж-ны стремиться к тому, чтобы сведения о фактах, необхо-димых для рассмотрения дела, были почерпнуты непо-средственно из первоисточников либо из надлежаще оформленных копий документов или выписок из них.
В силу принципа непосредственности не допускается вынесение решения, основанного на внепроцессуальных материалах, на доказательствах, которые не были прове-рены в судебном заседании, за исключением случаев, пря-мо указанных в законе, влекущих освобождение от дока-зывания.
Такие процессуальные институты, как осмотр и иссле-дование доказательств в месте их нахождения, основания освобождения от доказывания, обеспечение доказа-тельств, судебные поручения, содержат в себе отдельные исключения из принципа непосредственности.
Принцип непрерывности судебного разбирательст-ва и неизменности состава суда (ст. 136 ХПК). В соот-ветствии с этим принципом разбирательство дела осуще-ствляется при неизменном составе хозяйственного суда. Однако по ряду объективных причин судья может выбыть из процесса. В случае замены одного из судей в процессе об этом выносится определение, и судебное разбиратель-ство производится с самого начала.
Судебное разбирательство по делу происходит непре-рывно, кроме ночного времени и перерывов для отдыха по ходатайству сторон или усмотрению хозяйственного суда. При необходимости хозяйственный суд вправе объя-вить перерыв в заседании на срок не более трех дней.
Перечисленные требования о непрерывности судебно-го разбирательства и неизменности состава суда направ-лены на концентрирование внимания суда на одном деле, на обеспечение принципа законности по этому делу. Су-дья, который непрерывно рассматривает дело, имеет больше возможности установить истину по делу и вынес-ти справедливое, законное и обоснованное решение, чем судья, периодически рассматривающий разные дела. До принятия решения по данному делу или отложения его су-дья не вправе рассматривать другие дела.
Принцип устности судебного разбирательства и письменности (ст. 136 ХПК). Хозяйственное судопроиз-водство сочетает устность и письменность. Эти два прин-ципа определяют форму поступления в хозяйственный суд фактического и доказательственного материала, а также способы его восприятия хозяйственным судом.
В силу названного принципа судебные заседания в хо-зяйственном суде ведутся устно: лица, участвующие в де-ле, устно излагают свои объяснения и ходатайства, задают вопросы. Устно оглашаются судебные акты, заключения экспертов и специалистов, протоколы процессуальных действий и т.п.
Вместе с тем хозяйственному суду и другим участни-кам процесса приходится закреплять свои отношения, в том числе и совершать процессуальные действия, в пись-менной форме: исковое заявление (заявление, жалоба) по-дается в письменной форме, устные показания, ходатайст-ва, вопросы фиксируются письменно в протоколе судеб-ного заседания, судебные акты излагаются также в пись-менной форме и т.д.
Роль письменности в хозяйственном процессе значи-тельно большая, чем в гражданском процессе. Хозяйственный суд рассматривает чаще всего дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим в хозяйственном процессе исследуются пре-имущественно учредительные документы, протоколы со-браний, договоры, товарно-транспортные накладные, ак-ты проверок и другие документы.
Принцип оптимальности (оперативности), или принцип процессуальной экономии. Этот принцип также относится к собирательным. Одновременно он является и характерным для хозяйственного (экономического) судо-производства. Интересы укрепления законности и эконо-мики, договорной дисциплины в деятельности и во взаи-моотношениях субъектов предпринимательства, создание наиболее благоприятных условий для их нормальной дея-тельности требуют, чтобы возникающие между ними (или с их участием) споры разрешались бы правильно, своевре-менно (в установленный срок), при минимальной затрате сил, средств и времени.
Значение этого принципа состоит в том, что в сочета-нии и во взаимодействии с другими принципами им обес-печивается правильное и своевременное разрешение хо-зяйственных споров, эффективное выполнение судом сво-их задач в предельно сжатые сроки, при минимальной за-трате средств и усилий как суда, так и участников спора.
Сущность этого принципа раскрывается в нормах ХПК: об участии в деле нескольких истцов, ответчиков, изменении иска, отказе от иска, признании иска, мировом соглашении, третьих лицах, заявляющих самостоятель-ные требования на предмет спора, судебных поручениях, сроке рассмотрения дела, сроке подачи кассационной жа-лобы, сроках рассмотрения жалоб и дел в порядке надзо-ра и др.
С принципом оптимальности связаны и такие закрепленные в ХПК процессуальные институты, как встречный иск, соединение и разъединение исков, замена ненадлежа-щей стороны, привлечение к участию в деле других ответ-чиков или третьих лиц, приказное производство.
Принцип оптимальности нельзя сводить только к ус-корению процесса. Быстрое рассмотрение дела в ущерб законности и объективности судебного решения было бы антипринципом хозяйственного процессуального права. Сущность этого принципа сводится к тому, чтобы при раз-бирательстве дела в хозяйственном суде наиболее полно, своевременно и оптимально использовались все установ-ленные законом средства для правильного (законного и обоснованного) и быстрого разрешения споров и устране-ния выявленных при этом недостатков в хозяйственной деятельности.
Право обжалования судебных постановлений как принцип судопроизводства предусмотрен Конституцией (ст. 115). В ХПК он раскрывается прежде всего через право лиц, участвующих в деле, обжаловать судебные постановления, не вступившие в законную силу, в касса-ционную инстанцию хозяйственного суда, рассмотревше-го спор по существу. Такое же право имеют лица, не при-влеченные к участию в деле, если хозяйственный суд принял решение об их правах и обязанностях. Прокурор, принимавший участие в деле, вправе принести кассаци-онный протест на незаконное или необоснованное реше-ние хозяйственного суда независимо от обжалования его лицами, участвующими в деле. Если прокурор не прини-мал участия в деле, он не имеет права на кассационный протест.
Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены судеб-ным актом хозяйственного суда, вправе обжаловать его в надзорном порядке. Должностные лица хозяйственных су-дов и органов прокуратуры, имеющие право принесения надзорного протеста на вступившие в законную силу су-дебные акты, перечислены в ст. 200 ХПК.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.