Рефераты

Гарантии прав человека в США и Великобритании

Гарантии прав человека в США и Великобритании

7

ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США

Равноправие и его гарантии. Главное юридическое средство, гарантирующее равноправие, -- запрет любой дискриминации. В Соединенном Королевстве действуют многочисленные акты, запрещающие дискриминацию в различных сферах и по различным мотивам: в зависимости от расы, пола, религиозной принадлежности и т. д. В этой связи следует упомянуть, прежде всего, Акт о расовых отношениях 1976 г. и Акт о сексуальной Дискриминации 1975 г. Первый из упомянутых Актов расовой признает дискриминацию по признакам цвета кожи, расы, национальности, этнического происхождения. Закон запрещает как прямую, так и косвенную расовую дискриминацию, распространяясь на сферу трудовых отношений, социального обеспечения, образования, обеспечения жильем, торговли, рекламы и услуг. Органом, призванным устранить расовую дискриминацию, является комиссия по расовому равенству, члены которой (от 8 до 15) назна-чаются государственным секретарем внутренних дел. Основные задачи комиссии состоят в обеспечении нормализации расовых отношений, а также контроля за соблюдением Акта 1976 г. Полномочия комиссии можно подразделить на две группы. Это оказание правовой помощи лицу, пострадавшему от дискриминации и обратившемуся в комиссию, а также право проведения самостоятельного расследования фактов расовой дис-криминации. Правовая помощь оказывается в виде оформления документов для обращения в суд или трибунал, юридической консультации, оказания финансовой поддержки для ведения дела, представительства интересов потерпевшего в суде или трибунале. С учетом сферы действия Акта о расовых отношениях боль-шая часть дел о дискриминации данного вида рассматривается промышленным трибуналом, входящим в систему органов административной юстиции. Его решения могут быть обжалованы в Апелляционный трибунал по занятости и в Апелляционный суд. Поскольку факт дискриминации, особенно косвенной, установить весьма сложно, при рассмотрении дел о расовой дискриминации в сфере трудовых отношений суд или трибунал исходят из презумпции виновности работодателя в соответствии с Актом о профсоюзах и отношениях в промышленности 1974 г. С целью проведения расследований по фактам дискриминации комиссия по расовому равенству наделена полномочиями допрашивать свидетелей, истребовать документы. По результатам расследования комиссия может издавать предупреждение о том, что имеет место дискриминационная практика. Данное предупреждение не подлежит принудительному исполнению. Но если в течение пяти лет в комиссию поступят сведения о продолжении дискриминационной практики адресатом предупреждения, она вправе обратиться в соответствующий трибунал, который должен подтвердить факт дискриминационных действий. После этого комиссия имеет право обратиться в суд графства, с тем, чтобы он издал приказ, запрещающий конкретному работодателю дискриминационную практику под страхом наказания. В 2000 г. в Акт о расовых отношениях 1976 г. были внесены поправки, устанавливающие особые гарантии против дискри-минации по расовому признаку органами полиции, расследова-ния преступлений, а также национальной безопасности. Акт о сексуальной дискриминации 1975 г. регулирует, прежде всего, вопрос о равноправии мужчин и женщин и главным образом в сфере трудовых отношений. Запрещается как прямая, так и косвенная дискриминация по признаку пола. Прямая дискриминация выражается, например, в различной оплате равного труда, а косвенная -- в установлении условий приема на работу, которые женщинам выполнить труднее, например требований высокого роста или низкого голоса, если только они не вытекают непосредственно из характера работы. Проблемы дискриминации по данному признаку регулируются и в некоторых других актах. Так, Акт о трудовых правах 1993 г. объявил незаконным и дискриминационным увольнение по причине беременности. Недопустимость расовой и религиозной дискриминации провозглашается также Актами об общественном порядке 1986 и 1987 гг. (последний принят специально для Северной Ирландии), Актом о преступности и беспорядках 1998 г. и некоторыми другими. Они, в частности, устанавливают уголовную ответственность за разжигание религиозной и расовой ненависти.

Гражданство. Этот институт урегулирован Актом о британском гражданстве 1981 г. с последующими изменениями, наиболее крупные из которых внесены Актом о гражданстве, иммиграции и убежище 2002 г. Для обозначения гражданства названный закон использует два термина -- «the nationality» и «the citizenship». Первый из них -- более широкий, обобщающий и характеризует правовую связь лица не только с Великобританией, но и с Содружеством в целом. Как видно, именно он употреблен в названии закона. Понятие же «the citizenship» означает устойчивую правовую связь физического лица непосредственно с Соединенным Королевством [6. с. 146].

Режим иностранцев. Институт гражданства есть главный фактор, определяющий содержание иммиграционного законодательства, поскольку именно от наличия британского гражданства зависит право лица на свободный въезд в Соединенное Королевство и возможность принудительного выдворения из страны. Однако основной тенденцией иммиграционной политики Соединенного Королевства в минувшем столетии стало ее постоянное ужесточение, что нашло отражение в законодательстве. Основные акты, действующие в данной сфере, -- это Акт об иммиграции 1971 г., Акт о британском гражданстве 1981 г., Акт об убежище и иммиграции 1996 г., Акт об иммиграции и Убежище 1999 г., Акт о гражданстве, иммиграции и убежище 2002 г.

Личные права и свободы. В отличие от большинства государств права, свободы и обязанности человека и гражданина в Великобритании не разделяются на конституционные (основные, общие) и отраслевые, имеющие специализированный характер (трудовые, земельные и проч.). Содержание прав и свобод к тому же нередко определяется не законом, а обычаями. Основополагающее значение имеет правило, согласно которому можно делать все, что прямо не запрещено законом. «Гражданин может пойти или поехать, куда он захочет, при условии, что он не нарушает запретов и велений уголовного права или прав других лиц». Такой подход обусловливает преобладание негативного способа формулирования прав и свобод человека в статутном регулировании. По выражению А.В. Дайси, классика британского конституционализма, права и свободы частных лиц являются не следствием, а источником законов. Поэтому при использовании позитивной регламентации прав и свобод сама собой является мысль, что право может быть приостановлено или совсем отнято с такой же легкостью, с какой оно было провозглашено. Для этого достаточно всего лишь изменить текст закона. Британская же доктрина такую возможность начисто отвергает: права и свободы имеют естественный характер, они не зависят от провозглашения их в законе. Именно поэтому англичане всегда «обращали, гораздо больше внимания на приискание средств, которыми можно заставить признавать права частных лиц... чем на провозглашение прав человека»2. Традиция регулировать права и свободы посредством негативного способа их формулирования, а также обычая несколько поколеблена в последние годы в связи с углублением интеграции Великобритании в европейское правовое пространство.

Политические права и свободы. Важнейшие политические права и свободы -- это свобода слова, информации, ассоциаций, собраний, манифестаций, а также избирательные права. Рассмотрим некоторые из них.

Свобода слова представляет собой многоаспектное понятие, включающее, по мнению английской, исследовательницы Хиллари Барнет, свободу выражения любых мнений, в том числе публично, свободу прессы, свободу творчества в любой форме. Регулируя свободу слова, национальное законодательство не выходит за рамки негативного подхода к формулированию этой свободы, устанавливая ограничения, за пределами которых данная свобода является абсолютной. К таким ограничениям относится недопустимость клеветы, подстрекательства к мятежу, пропаганды расовой ненависти, непристойных выражений и порнографии, богохульства, неуважения к суду, нарушения тайны частной жизни.

Обстоятельному регулированию в последние годы подвергаются в законодательстве Соединенного Королевства информационные свободы. При этом важным элементом данных свобод справедливо считается право на получение информации от органов публичной власти. Оно регламентируется в Акте о свободе информации 2000 г., который устанавливает, что каждый человек вправе получить в органах публичной власти информацию, касающуюся лично его. Закон регламентирует процедуру обращения в государственные и местные органы, их обязанности и ограничения права человека на получение информации о себе. Кроме того, Акт определяет перечень сведений, которые также должны быть доступны населению и по требованию любого лица предоставляться (бесплатно или за плату) органами публичной власти. Перечень таких сведений весьма внушителен, он затрагивает различные сферы деятельности органов публичной власти. Соблюдение информационных прав населения во взаимоотношениях с органами публичной власти контролируется Комиссаром по вопросам информации. Ограничения права на информацию устанавливает Акт о защите информации 1992 г.

Свобода ассоциаций означает право образовывать любые объединения и вступать в них, исключая военизированные и фашистские объединения, а также допускающие для достижения своих целей насильственные методы. Некоторые объединения запрещены законодательством особо. Например, Актом о предупреждении терроризма 1989 г. запрещены Ирландская рес-публиканская армия и Ирландская национальная освободительная армия. Членство в данных организациях, равно как и финансовая и иная их поддержка, рассматриваются как преступление.

Свобода ассамблей, т. е. собраний, митингов, шествий, демонстраций также не подвергается позитивному регулированию в национальном законодательстве и осуществляется в той мере, в какой она специально не ограничена законом. Ограничения установлены Актами об общественном порядке 1936, 1986 и 1994 гг. Так, в соответствии с Актом 1994 г. проведение собрания должно быть согласовано с владельцем земельного участка, на территории которого оно проводится. Для проведения собрания на Трафальгарской площади или в Гайд-парке требуется разрешение государственного секретаря по делам охраны окружающей среды. Существует и ряд ограничений проведения публичных митингов, например требование их мирного характера, а также недопустимость воспрепятствования деятельности полиции и нормальному дорожному движению.

Экономические, социальные и культурные права и свободы. Эта группа прав значительно расширена после Второй мировой войны. Введены такие социальные институты, как страхование от безработицы, бесплатное школьное образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, права на забастовку, на труд, на здоровую окружающую среду. В середине 1960-х гг. в судебных решениях появляется формулировка: «право на труд» как право, «признаваемое столетиями». Оно трактуется как право добиваться лицензии на профессию, которая должна быть выдана, если будут подтверждены необходимые для этого данные, право на государственную поддержку безработных граждан, на защиту от необоснованного увольнения путем обращения в промышленный трибунал (Акт о защите в области найма 1975 г. с поправками 1978 г.), на безопасные условия труда, на отсутствие дискриминации, в частности на равную плату за выполнение идентичных видов работ. В актах 1990-х гг. традиционно значительное внимание уделяется недопустимости необоснованного увольнения, а также запрету дис-криминации отдельных категорий работников (Акт о правах в сфере занятости 1996 г., Акт об отношениях в сфере занятости 1999г.). Акты о национальном минимуме заработной платы 1998 и 2003 гг. обязывают государственного секретаря по вопросам труда и пенсий устанавливать такой минимум в отношении почасовой оплаты труда рабочих и время от времени изменять его.

Право на отдых почти не подвергается статутному регулированию. В коллективных договорах большинства отраслей промышленности установлены 40-часовая рабочая неделя при пяти рабочих днях и обязанность предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, составляющего в среднем три недели.

Право на социальное обеспечение признается в Великобритании с XIX в. В 1897 г. был принят Акт о компенсации работникам за увечье, а в 1911 г. -- первый Акт о пенсиях по старости. Но особенно бурное развитие система социального обеспечения получила после Второй мировой войны, когда была создана сеть учреждений, через которые осуществляется управление системой здравоохранения страны и финансирование соответствующих программ. Это, прежде всего Национальная служба здравоохранения, образованная в 1948 г. Финансируется здравоохранение в Соединенном Королевстве преимущественно государством: в настоящее время 82% всех средств на здравоохранение поступает из государственного бюджета, 2% оплачиваются непосредственно пациентами, а 14% -- за счет страховых взносов работников и предпринимателей. В настоящее время наиболее важные акты в рассматриваемой сфере -- это Акты о пенсиях 1971 и 1995 гг., о социальном обеспечении 1985 г., о реформе социального обеспечения и пенсиях 1999 г. В соответствии с нормами Акта 1985 г. пенсионный возраст для женщин составляет 60, а для мужчин -- 65 лет. Акты о пенсиях поручают государственному секретарю по труду и пенсиям устанавливать и периодически пересматривать минимальный размер государственных пенсий. Начиная с 2000г. он составляет 67,48 фунта стерлингов в неделю для тех, кто до достижения пенсионного возраста проработал, как минимум, 45 лет и все эти годы из его доходов производились отчисления в пенсионный фонд. Для тех же, кто проработал меньше, но не менее девяти лет, минимум составляет 1/4 от указанной суммы.

Американская правовая доктрина базируется на концепции естественного происхождения прав и свобод человека. Данный принцип послужил своего рода национальной идеей, под лозунгом которой была завоевана независимость и образовано государство. Именно в Британской Северной Америке впервые в истории основные права и свободы получили комплексное закрепление в документе конституционного значения -- Декларации прав штата Виргиния, принятой 12 июня 1776 г. Парадокс заключался в том, что, будучи идеологически направленным против Великобритании, содержание Декларации, как и более позднего североамериканского законодательства, базировалось на идеях, разработанных и утвердившихся к тому времени именно в этой стране -- исторической родине, против которой восстали колонисты. Спустя 22 дня после Виргинской декларации принимается Декларация независимости США, камертоном содержания которой также является идея неотчуждаемости прав человека, которые должны быть гарантированы государством: «Все люди сотворены равными, и все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства». Принятые в ходе освобо-дительной борьбы конституции штатов также признавали ключевой идеей своего содержания права человека. Следующим шагом на пути «обеспечения благ свободы» явилась Конституция США 1787 г. Однако непосредственное словесное отражение в ней получили лишь отдельные, весьма немногочисленные права и свободы. Конституция предписывает все дела о преступлениях рассматривать судами присяжных. Она запретила принятие законов об опале (назначение наказания без судебного разбирательства) и законов, имеющих обратную силу (разд. 9 ст. I). Конституция запретила лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену (разд. 3 ст. III), и установила равенство прав граждан различных штатов (разд. 2 ст. IV). Статья VI Конституции запрещает проверку религиозной принадлежности в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Таков перечень прав и свобод человека, который первоначально провозглашался высшим законом США. Нетрудно заметить, что он обошел молчанием вопрос о рабстве, существовавшем в ряде штатов, не упомянул о неотъемлемом характере прав человека, не содержал целостно-го регулирования прав человека и гражданина. «Отцы-основатели» обосновывали этот факт различными аргументами. Одни считали, что Конституция сама по себе является Биллем о правах, поскольку содержит главные гарантии таких прав в виде разделения властей, сильных и независимых судов, выборности парламентариев и Президента и т. д. Поэто-му вербальное утверждение прав и свобод они полагали конституционным излишеством: будучи естественными, права, дескать, не нуждаются в позитивном формулировании. Важным аргументом в пользу отсутствия в Конституции перечня важнейших прав и свобод служило и то, что они уже были записаны в конституциях штатов. Однако в некоторых штатах такой подход не нашел поддержки. Они требовали дополнить Конституцию Биллем о правах под угрозой отказа от ее ратификации. Их позиция мотивировалась тем, что сильная власть центрального правительства представляет собой наи-большую угрозу правам человека. Поэтому именно федеральная Конституция (а не только конституции штатов) должна взять на себя обязательства по соблюдению прав и свобод человека. А для этого важнейшие из них должны быть провозглашены и стать тем самым ограничителями власти центрального прави-тельства. В конце концов, такая позиция возобладала. В 1789 г. Конгресс принял 10 поправок к Конституции, касающиеся прав и свобод человека. Они были ратифицированы необходимым числом штатов к 15 декабря 1791 г. и получили, как мы упомянули выше, наименование Билль о правах. Билль о правах весьма своеобразно гарантирует права и свободы, используя негативный способ их формулирования. Тем самым его создатели подтвердили свою приверженность идеям естественного права: главный акцент в конституционной регламентации прав и свобод сделан не на их провозглашении, а на механизме их гарантированности, прежде всего стремлении не допустить произвола государственной власти, установить ее пределы по отношению к человеку. В связи с этим и появилась формула «Конгресс не должен...». На естественно-правовой концепции основывается и IX поправка, установившая, что «перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохра-няемых народом». Нормы о правах и свободах содержатся и в ряде других по-правок к Конституции, внесенных в нее после принятия Билля о правах. Девять из них непосредственно касаются прав и свобод. Наибольшее внимание в Конституции США и поправках к ней уделяется политическим и гражданским правам и свободам, а среди экономических прав конституционное оформление получило лишь право частной собственности (поправки V и XIV). Помимо самой Конституции, источниками регулирования прав и свобод человека и гражданина являются акты Конгресса и Президента, судебные прецеденты, конституционные обычаи, а также конституции и законодательство штатов. Указанные источники существенно развивают, дополняют и интерпрети-руют конституционные положения о правах и свободах. При этом права и свободы, прямо зафиксированные в Конституции (включая поправки), или те, которые признаны судами подразумеваемыми, вытекающими из ее духа, относятся доктриной и судебной практикой к числу фундаментальных, т. е. пользующихся конституционной защитой. К подразумеваемым Конституцией правам Верховный суд отнес, например, в 1958 г. свободу ассоциаций, а в 1981 г. -- «право вступать в брак, производить потомство, право ездить в другие штаты». Юридическое значение разделения всех прав на фундаментальные и иные состоит в том, что неконституционным может быть при-знан только тот закон, который нарушает фундаментальные права. Как уже отмечалось, в отличие от большинства современных государств в США до сих пор не признается конституционного, основополагающего значения за большинством прав социального, экономического и культурного характера. Но и фундаментальные права неоднородны. Среди них особо выделяются права предпочтительные, к числу которых относятся права и свободы, провозглашенные I поправкой к Конституции. Субъекты прав и свобод обозначаются в тексте Конституции США терминами «народ» и «граждане». При этом понятие «народ» используется в различных значениях. Чаще всего оно употребляется, когда речь идет о правах физических лиц, находящихся на территории США, независимо от их расы, пола, возраста и других особенностей (поправки I, II, IV, IX, X). Если же речь идет о вопросах, связанных с осуществлением публичной власти, народного суверенитета, то слово «народ», по мнению одних авторов, обозначает совокупность всех граждан, т. е. «людей, образующих государство»[1], а по утверждению других -- избирательный корпус, т.е. совокупность «граждан, которым предоставлено избирательное право». Важнейшим элементом правового статуса человека и гражданина, основой личной свободы является принцип равно-правия. Он вытекает из смысла ст. IV (разд. 2) Конституции и XIV поправки к ней, устанавливающих право граждан любого штата на льготы и привилегии граждан другого штата, недопустимость законодательной и правоприменительной практики, нарушающей такие привилегии, а также «равную защиту закона». Данный принцип по-разному трактовался законодательством и судами в различные исторические периоды. При этом если на начальном этапе существования американского государства первостепенное значение имел региональный аспект принципа равноправия, а сам он распространялся только на белых американцев, то в XIX, а особенно в XX в. громко зазвучала проблема гарантированности прав меньшинств, прежде всего этнических. К числу таковых принято относить испаноязычное население -- выходцев из латиноамериканских государств, афроамериканцев (27 млн., т. е. чуть менее 10%), коренное население североамериканского континента -- индейцев, эскимосов, алеутов (1,5 млн., т. е. немного более 0,5%), а также представителей азиатских этнических групп (немногим более 4 млн., т. е. чуть меньше 2%). Традиционно наиболее остра в США проблема дискриминации афроамериканцев. Первые шаги на пути ее преодоления бы-ли предприняты еще в XIX в., однако понадобилось много времени и целый ряд законов и судебных решений, позволивших добиться ощутимого прогресса, хотя в полной мере решить проблему не удается доныне. Проблема равноправия по этническому фактору затрагивает и комплекс вопросов, связанных с положением индейцев. Из полутора миллионов индейцев более половины проживает в резервациях. Этот институт был учрежден Актом о перемещении индейцев 1830 г., принятым под давлением плантаторов Юга, которые добивались расширения своих земельных угодий. Акт предписывал всем индейцам переселиться на специально отведенные для них территории к западу от реки Миссисипи (138 млн. акров), выделив 500 тыс. долларов на цели компенсации индейцам потери земли и расходов, связанных с перемещением. Перемещение производилось под контролем армии. Только в 20-е гг. XX в. были сделаны первые шаги на пути признания за индейцами статуса полноправных граждан. С 1924 г. родившиеся в США индейцы считаются американскими гражданами, а согласно решению Верховного суда 1935 г. они подлежат налогообложению и включению в списки избирателей. Исключение составляют индейцы, проживающие в резервациях, поскольку эти территории не входят в состав штатов. Жители резерваций освобождены и от уплаты налогов. Акт о реорганизации индейских поселений 1934 г. впервые признал за индейцами право на самоуправление. Это дало им возможность объединиться в корпорации во главе с племенными советами и их должностными лицами. Самоуправление индейцев было существенно расширено Актом о самоопределении индейцев и помощи их просвещению 1975 г., который передал в ведение племенных корпораций вопросы организации почтовой службы, здравоохранения, введения собственных налогов, учреждения племенных судов. Организация резерваций и регулирование их статуса подлежат ведению Союза, ибо резервации считаются федеральными территориями, упомянутыми в разд. 3 ст. IV Конституции. В рамках федерального департамента внутренних дел с 1832 г. действует комиссар по делам индейцев, назначаемый Президентом США по совету и с согласия Сената. Комиссар вправе разрешать все вопросы, касающиеся индейцев, в соответствии с актами Конгресса, Президента и секретаря (министра) внутренних дел. Эти полномочия, кроме изменения границ резерваций, комиссар осуществляет, как правило, путем субделегирования. Территория же резерваций может изменяться только ре-шением секретаря внутренних дел, а в штатах Аризона и Нью-Мексико -- только актом Конгресса. При комиссаре действует управление, состоящее из управляющих, которые консультируют комиссара и ведают отраслевыми проблемами (школьное дело, мелиорация и др.). В отношении индейцев на федеральном уровне и в штатах реализуются наиболее многочисленные программы социальной, образовательной и иной помощи. С начала 1980-х гг. федеральная политика в отношении индейцев перестала сводиться к расширению благотворительности и дотаций, а сделала упор также на поощрение предпринимательства. На территории штата Аляска наряду с индейцами проживают также алеуты и эскимосы, составляющие около 1/10 населения. В отношении этих народов также действуют соответствующие программы. В частности, в штате функционируют две системы начального и среднего образования: одна для коренных народов, находящаяся в ведении управления по делам индейцев, а другая, организованная по школьным округам, -- для прочего населения [4. с. 98].

Несмотря на все меры, фактическое положение расовых меньшинств все еще заметно хуже положения белых. Так, детская смертность у чернокожих американцев вдвое выше, чем у белых. Средняя продолжительность жизни афроамериканцев на 6 лет, а испаноязычных -- на 9 лет ниже, чем у евроамериканцев, а у индейцев вообще составляет всего 44 года. Проблема равноправия имеет в США, помимо этнического, и другие аспекты. Законодательство особо запрещает дискриминацию таких групп населения, как инвалиды, женщины, лица старшего возраста. Так, Акт о реабилитации 1973 г. обязыва-ет работодателей проявлять «разумную приспособляемость» по отношению к инвалидам. Дискриминировать их при приеме на работу и продвижении по службе запрещает и Акт об инвалидах 1990 г. В 1967 г. Акт о дискриминации по возрасту запретил увольнять по причине старости лиц, не достигших 65 лет; в 1978 г. этот возрастной порог был повышен до 70 лет, а в 1986 г. вообще устранен. Так что на основании возраста увольнять вообще нельзя. Судебная практика твердо занимает позицию недопустимости дискриминации по признаку пола. Например, в октябре 1996 г. Верховный суд США обязал администрацию Военного института штата Виргиния отменить запрет на прием женщин, расценив его как антиконституционный. Никаких обязанностей человека и гражданина Конституция США прямо не устанавливает. Из смысла поправки XVI следует обязанность платить налоги, поправки V -- обязанность давать свидетельские показания (если они не направлены против себя самого). Статус Президента как Главнокомандующего армией и флотом США, вытекающее из него право объявлять всеобщую мобилизацию во время военного положения подразумевает обязанность граждан защищать отечество. Не акцентируется внимание на обязанностях и в конституциях штатов. Все они содержат лишь обязанность по уплате налогов. Экзотической является до сих пор содержащаяся в Конституции Массачусетса 1780 г. обязанность «каждого члена общества публично совершать в установленное время молитвы Господу Богу».

В текущем законодательстве штатов прямое провозглашение обязанностей, которые по значению можно считать конституционными, тоже не распространено. Исключением можно считать разве что требование обязательного школьного образования. Интересно, что такая обязанность содержит указание не на количественные параметры обязательного образования, а лишь на возраст, в рамках которого ребенок должен посещать школу: в большинстве штатов -- с 6 до 16, а в четырех -- с 6 до 18 лет. Обязанность обеспечить образование ребенку в этом возрасте лежит на родителях. В случае уклонения от нее им грозит штраф.

Гражданство США. Некоторые принципы гражданства установлены в Конституции США, согласно которой при приобретении американского гражданства по рождению приоритет имеет право почвы, наряду с федеральным гражданством существует гражданство штатов, а все граждане США равноправны (ст. IV, поправка XIV). Подробнее же институт гражданства регламентируется Актом об иммиграции и гражданстве 1952 г. (с последующими изменениями, наиболее крупные из которых внесены в 1990, 1996 и в 2001 гг.).

Гражданские (личные) права и свободы. Права и свободы этой группы по-прежнему остаются в центре внимания и законодательства и судебной практики. Например, право на жизнь как само собой разумеющееся, подразуме-ваемое право, прямо нигде не зафиксировано. Общепризнано, что в Конституции содержатся важнейшие его гарантии: запреты лишать, кого бы то ни было жизни без «надлежащей правовой процедуры», а также применять «жестокие и необычные» наказания (поправки V, VIII, XIV). Именно в связи с необходи-мостью гарантировать право на жизнь в США ведутся давние споры по вопросам запрещения искусственного прерывания беременности и смертной казни. Принятые в 1960--1970-е гг. некоторыми штатами законы о запрещении абортов признаны Верховным судом США в 1973 г. неконституционными. Смертная казнь с самого начала существования США как государства предусматривалась федеральными законами и зако-нодательством штатов за наиболее опасные преступления против жизни и государства.

Политические права и свободы. Приходится еще раз напомнить читателю, что принятая в настоящем учебнике, как и во многих других, классификация прав, свобод и обязанностей весьма условна и применяется в целях удобства. Особенно трудно, если не невозможно точно разграничить личные и по-литические права, ибо последняя категория прав находит при-менение не только в политической сфере. К «предпочтительным» правам в данной группе прав и свобод относится свобода слова (поправка I). «Предпочтительность» данного права вытекает из того, что оно не только обеспечивает «рынок идей», необходимых для нормального функ-ционирования демократического общества и государства, но и представляет собой важнейшую форму индивидуального самовыражения, необходимого человеку как социальному существу [5. с. 87].

Свобода слова -- это первичное, основополагающее право, а важнейшими, наиболее эффективными формами ее существования выступают также сформулированные в I поправке свободы печати, собраний, петиций. Современное понимание свободы слова и печати предполагает свободное выступление не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации.

Важнейшая гарантия свободы слова и печати -- отсутствие предварительной цензуры. В 1931 г. в решении по делу Ниар против Миннесоты Верховный суд постановил, что свобода печати (включая радиовещание) не должна ограничиваться никакой предварительной цензурой. Суд сделал исключение, допустив предварительную цензуру лишь в отношении материалов, в которых сообщаются сведения, составляющие государственную тайну, публикуются «непристойности», содержится подстрекательство к насилию или свержению правительства, нарушается неприкосновенность частной жизни, а также содержится информация о деле, по которому не закончено судебное разбирательство. В указанных случаях предварительная цензура может осуществляться только путем обращения соответствующих должностных лиц в суд с ходатайством об издании запрети-тельного приказа на публикацию соответствующих материалов. Последующая цензура осуществляется также в судебном порядке путем предъявления гражданского иска или возбуждения уголовного дела. Это оказывается возможным, если нарушены правила об ограничении свободы слова и печати, разработанные законодательством и судебными ре-шениями. Со свободой слова тесно связаны иные информационные сво-боды, получившие в последние десятилетия развитие в законодательстве США. Акт о свободе информации 1996 г. установил правило, согласно которому все лица, желающие получить информацию из федеральных государственных учреждений, могут официально ее затребовать. Данному праву соответствует обязанность должностных лиц беспрепятственно предоставить гражданину интересующие его сведения, если они не входят в число установленных законом исключений: персональных, медицинских и иных личных досье, сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, информации о еще не принятых решениях и т. д.

Экономические, социальные и культурные права и свободы. Эта группа прав и свобод получила в Конституции США значительно более скромное отражение, чем гражданские и политические права и свободы. Фактически только одно из них -- право частной собственности -- имеет конституционное оформление в виде запрета ее изъятия без законного судебного разбирательства, а для общественно полезных целей -- также без справедливого вознаграждения. Конституция, следовательно, допускает лишь два основания принудительного прекращения права собственности: в качестве санкции за совершение правонарушения и для общественных нужд (с соблюдением упомянутых условий). Такое понимание права собственности в принципе сохраняется и сегодня.

Проведя исследование на тему «гарантии прав человека в Великобритании и США», подведем итоги.

Главное юридическое средство, гарантирующее равноправие, -- запрет любой дискриминации. В Соединенном Королевстве действуют многочисленные акты, запрещающие дискриминацию в различных сферах и по различным мотивам: в зависимости от расы, пола, религиозной принадлежности и т. д. В этой связи следует упомянуть, прежде всего, Акт о расовых отношениях 1976 г. и Акт о сексуальной Дискриминации 1975 г. Институт гражданства урегулирован Актом о британском гражданстве 1981 г. с последующими изменениями, наиболее крупные из которых внесены Актом о гражданстве, иммиграции и убежище 2002 г. В отличие от большинства государств права, свободы и обязанности человека и гражданина в Великобритании не разделяются на конституционные (основные, общие) и отраслевые, имеющие специализированный характер (трудовые, земельные и проч.). Важнейшие политические права и свободы -- это свобода слова, информации, ассоциаций, собраний, манифестаций, а также избирательные права. Рассмотрим некоторые из них. Группа экономических, социальных и культурных прав и свобод значительно расширена после Второй мировой войны. Введены такие социальные институты, как страхование от безработицы, бесплатное школьное образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, права на забастовку, на труд, на здоровую окружающую среду.

Американская правовая доктрина базируется на концепции естественного происхождения прав и свобод человека. Данный принцип послужил своего рода национальной идеей, под лозунгом которой была завоевана независимость и образовано государство. Именно в Британской Северной Америке впервые в истории основные права и свободы получили комплексное закрепление в документе конституционного значения -- Декларации прав штата Виргиния, принятой 12 июня 1776 г. Парадокс заключался в том, что, будучи идеологически направленным против Великобритании, содержание Декларации, как и более позднего североамериканского законодательства, базировалось на идеях, разработанных и утвердившихся к тому времени именно в этой стране -- исторической родине, против которой восстали колонисты. Спустя 22 дня после Виргинской декларации принимается Декларация независимости США, камертоном содержания которой также является идея неотчуждаемости прав человека, которые должны быть гарантированы государством: «Все люди сотворены равными, и все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция США. - М.: Юрист, 1995.

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Ответственный редактор Б.А. Страшун. М., Бек, 2000.

3. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.

4. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., “Приор”, 2000.

5. Конституционное право зарубежных стран. Под общей ред. члена - корр. РАН, профессора, М. В. Баглая, доктора юридических наук, профессора Ю.И. Лейбо и доктора юридических наук, профессора Л. М. Энтина. М., “Норма”, 2000.

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. доктор юридических наука, профессор Б.А. Страшун. - 2-е издание. - М.: Норма, 2006 - 1104с.

7. Ягур Н.Н. История государства и права зарубежных стран. Хрестоматия. - Мн. Тесей 2004 - 92с.


© 2010 Современные рефераты