Рефераты

Государственная пенсия

Государственная пенсия

1

11

Содержание

Введение

Глава I. Эволюция правового регулирования пенсионного обеспечения граждан

Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения

§1. Понятие и виды трудовых пенсий

§2. Условия назначения и размеры трудовых пенсий

а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости

б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю

потери кормильца

в) Условие назначения и размер трудовой пенсии по

инвалидности

Глава III. Понятие и виды государственных пенсий

§1. Понятие государственной пенсии

§2. Виды государственных пенсий

а) Пенсия по старости

б) Пенсия по инвалидности

в) Пенсия по случаю потери кормильца

г) Пенсия за выслугу лет

д) Социальная пенсия

Глава IV. Обязательное пенсионное страхование в РФ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Тема дипломной работы выбрана неслучайно. С 1 января 2002 г. началась реализация пенсионной реформы. Приняты и вступили в силу следующие федеральные законы, через которые она проводится: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

В связи с принятием новых пенсионных Законов, установивших условия и нормы пенсионного обеспечения, - о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении, с 1 января 2002 г. утратили силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ.

Степень научной разработанности темы. В работах Е.Г. Азарова, С.С. Караулов, А.С. Назарова, Г.К. Филимонова и др.авторов освещаются отдельные аспекты пенсионного обеспечения. Вопросы, связанные с обязательным пенсионым страхованием анализируются как бы попутно, при рассмотрении вопросов более общего характера .

Таким образом, комплексного исследования на монографическом уровне современного пенсионного законодательства со сравнительно-правовой и исторической точки зрения, на наш взгляд, не было проведено.

Цели и задачи исследования. Целью написания данной работы является изучение и анализ современного и дореформенного пенсионного законодательства, учет результатов теоретических исследований, глубокое познание процесса развития и особенностей действующих норм, устанавливающих порядок пенсионного обеспечения, определение перспектив и путей его развития и совершенствования.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

проанализировать в историческом аспекте отечественное пенсионное законодательство.

дать развернутый правовой анализ трудовых и государственных пенсий по видам..

оценить эффективность применения действующего порядка назначения пенсий.

Методология и методы исследования: Методологическую основу дипломной работы составляют основополагающие категории теории познания, общенаучный метод изучения социальных явлений.

Работа выполнена с использованием следующих методов: формально-юридического, историко-правового, сравнительно-правового.

Теоретической основой исследования явились научные разработки в области права социального обеспечения, имеющие отношение к теме дипломной работы.

В своих выводах автор опирался на труды ученых, которые внесли значительный вклад в разработку общетеоретических проблем права социального обеспечения: Е.Г. Азарова, С.С. Караулов, Г.К. Филимонова, А.С. Назарова и др.

Нормативная база исследования. В качестве источников информации использовались: нормативная база РФ, регламентирующая правовое положение государственных и негосударственных пенсионных фондов, порядок назначения государственных и трудовых пенсий, отношения в области обязательного пенсионного страхования.

Структура диплома определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, четыре главы, объединяющих два параграфа, восемь подпунктов, заключение и список литературы, использованной при написании работы.

В первой главе проводится исторический анализ развития современного пенсионного законодательства. Во второй - освещены основные виды трудовых пенсий, раскрываются вопросы, связанные с условиями их назначения и определения их размера. В третьей главе затрагиваются отдельные аспекты государственного пенсионного обеспечения. Завершается рассмотрение темы четвертой главой, посвященной обязательному пенсионному страхованию.

ГлаваI. Эволюция правового регулирования пенсионного

обеспечения граждан

Действовавшая до 1 января 2002 г. пенсионная модель основывалась на том, что взносы, собираемые с работающих граждан, перераспределялись среди получателей пенсий. При установленном в России тарифе пенсионных сборов (28%) для обеспечения установленного законом размера при минимальном выработанном стаже (20 лет у женщин и 25 - мужчин) в размере 55% от среднемесячного заработка для обеспечения выплат одному пенсионеру требуются взносы двух работающих.

Однако на одного пенсионера приходилось меньше двух работающих - полтора (или три работающих на двух пенсионеров). К тому же не все трудоспособные россияне работали по найму и, следовательно, не все платили взносы в пенсионную систему. Из 63 млн. работающих только 49,8 млн. являлись наемными работниками и платили около 400 млрд. рублей страховых взносов в год. Остальные 13 млн. человек относились к самозанятому населению и взносов платили всего около 4 млрд. рублей. В итоге, за вычетом их на одного пенсионера фактически приходилось 1,28 работающего. Чего, естественно, было крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Из-за неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров уровень пенсий в России был низок, а пенсионный тариф - высок по сравнению с другими странами.

Поскольку в ближайшие годы увеличения темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожидать дальнейшего сокращения числа работающих и увеличения числа пенсионеров. К 2020 г., как ожидается, их число сравняется, и на одного работающего будет приходиться один пенсионер. В дальнейшем же на одного пенсионера будет меньше одного работающего.

С учетом этого неблагоприятного прогноза нельзя было возлагать надежду на ранее действующую распределительную систему и уповать на возможности ее модернизации или улучшения. Требовалось создание новой системы, способной компенсировать грядущее ухудшение демографической ситуации. И прежде всего дополнение распределительной системы такими элементами, как страховой резерв, призванный компенсировать сокращение числа работающих в будущем путем накопления части взносов будущих пенсионеров в виде их персонифицированного пенсионного капитала. Именно для этого в структуре пенсионных прав работников моложе 50 лет у мужчин и 45 у женщин в рамках пенсионной реформы, начатой в январе 2002 г., было предусмотрено выделение части тарифа (от 2 до 6%) на накопление.

Механизм расчета пенсий по ранее действовавшей пенсионной модели выглядел следующим образом:

Ежемесячные отчисления в размере 28% от зарплаты мужчины умножались на 12 месяцев и 25 лет, а затем полученный результат делим на средний период дожития на пенсии, который по данным статистики составлял в 2001 г. 17 лет (или 204 месяца). Таким образом, пенсия мужчины, выработавшего полный трудовой стаж в действовавшей пенсионной модели оказывалась недофинансированной почти на 19% или на 1/3.

Еще в меньшей степени была профинансирована пенсия женщины с минимальным стажем. Поскольку стаж этот составлял 20 лет, то при том же порядке расчетов женщина зарабатывала ресурсы только на пенсию в размере 33%в от размера своей заработной платы. А значит, между обязательствами закона и финансовыми возможностями для их выполнения образовывался разрыв, который должен был покрываться за счет каких-то других ресурсов. Как и разрыв в 19% у мужчины.

Как видно, эту систему трудно было назвать справедливой и эффективной. Задорожный В. Пенсионная реформа. Противоречия переходного периода//Пенсионные фонды. 2003. № 5. С. 15-17

Как пишет М.Ю. Зурабов, старая пенсионная модель не создавала у работающих заинтересованности в уплате пенсионных взносов с полного размера их зарплаты. В итоге в 2000 - 2001 гг. пенсионные взносы платились лишь с 35% фактических доходов населения, остальные 65% были в тени. В результате взносы в Пенсионный фонд, которые должны были составлять 28% от общефедерального фонда оплаты труда, на деле едва превышали 10% от него.

Тогда как новая пенсионная модель предполагает наличие взаимосвязи между размером пенсии и величиной уплачиваемых страховых взносов. Это заставит работников отказываться от теневых схем получения высокой заработной платы. Часть пенсионных страховых взносов за тех работников, которым осталось до пенсии более 10 лет (2 - 3% в 2002 г. и до 6% в 2006 г. от фонда оплаты их труда) предназначена для создания резерва их будущих пенсий.Зурабов М.Ю. Зачем проводится пенсионная реформа. Пенсионная реформа. Первые шаги. М. 2002. С. 4 - 7

Таким образом, новая пенсионная модель - такая же распределительная, как и действовавшая до января 2002 г. И основная масса средств, поступающих в пенсионную систему в виде налогов и взносов, и в ней расходуются и будут расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе.

В то же время между двумя распределительными моделями есть и серьезные отличия. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Отличие первое:

- в старой модели зарплата свыше 2 тыс. рублей, при назначении пенсии не учитывалась и направлялась на перераспределение - в пользу тех, кто получает меньше (хотя тариф в размере 28% взимается с полного размера зарплаты). А при назначении пенсии учитывался заработок лишь за часть лет трудового стажа.

- в новой модели зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. На перераспределение будет направляться только половина тарифа - 14%. Вторая половина (14%) накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником. Иными словами, новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства.

Отличие второе:

- старая система являлась в основе своей системой социального вспомоществования и поэтому была не столько распределительной, сколько перераспределительной - как между группами с разным уровнем доходов, так и между регионами - донорами, вносящими в пенсионную систему больше, чем получают из нее, и регионами - реципиентами, выплачивающими пенсию за счет дотаций из Пенсионного фонда. В итоге, почти 40 регионах России средняя пенсия приближается по размерам к региональной средней зарплате. А в крупных регионах донорах пенсия значительно отстает от прожиточного минимума пенсионера.

- новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть постепенно повышена до уровня прожиточного минимума пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

Отличие третье:

- старая пенсионная модель рано или поздно создала бы конфликт поколений. Поскольку возможность выполнения государством своих обязательств перед пенсионерами в ней зависело от соотношения работающих и пенсионеров (за счет взносов двух работающих выплачивалась пенсия одному пенсионеру), то при сохранении старой модели и ухудшающейся демографической ситуации в России оставалось только повышать пенсионный тариф. А он уже и без того стал тяжким обременением для экономики.

- новая модель позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов обеспечивают выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем. И пенсии нынешним молодым людям, когда они достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере будет финансироваться за счет взносов следующих поколений. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.

Исходя из изложенного, можно констатировать одно: новая модель - не радикальное опровержение старой модели, а просто ее достаточно серьезная модификация. Но эта модификация позволяет сохранить позитивные, нужные обществу стороны старой модели и в то же время - заменить ее устаревшие, негативные элементы, подрывающие доверие к пенсионной системе, на новые, отвечающие особенностям первых десятилетий ХХ века, когда новая модель будет работать в полном объемеЗадорожный В. Указ. сочинение. С.18 (расчет пенсии в соответствии с новой пенсионной моделью приведен в приложении 1).

А.С. Назаровым сформулированы следующие основные принципы реформирования пенсионной системы:

- снижение вдвое ставки единого социального налога на пенсионные цели и его зачисление в федеральный бюджет. Финансирование за счет этих средств базовой части пенсии в размере, не зависящем от стажа и заработка;

- введение страховых взносов в Пенсионный фонд на уровне 14% выплат в пользу работника с регрессивным снижением страхового тарифа с суммы выплат, превышающих 100 тыс. руб. в год;

- индивидуальный учет пенсионного капитала (суммы пенсионных взносов в пользу каждого застрахованного). Определение размера страховой части пенсии путем деления пенсионного капитала на ожидаемый период выплаты пенсии по старости;

- преобразование в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных к моменту проведения реформы, исходя из расчетного размера пенсии, определенного по нормам прежнего законодательства;

- направление части страховых взносов (до 6% от выплат в пользу работников 1967 г. рождения и моложе и до 2% от выплат в пользу работников, которым осталось до достижения пенсионного возраста не менее 10 лет) на накопление. Учет этих сумм вместе с доходами от их размещения в специальной части лицевого счета застрахованного. Определение размера накопительной части пенсии исходя из величины пенсионных накоплений и ожидаемого периода выплаты пенсии. Назарова А. С. Пенсионная реформа: правовые аспекты//Гражданин и право. 2001. № 10. С. 85

1

68

Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения

§1. Понятие и виды трудовых пенсий

Трудовые пенсии в РФ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4920

Трудовая пенсия определяется в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ст. 2) как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью последних. К характеристике трудовой пенсии относится и то, что право на нее определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом.

В Законе очерчен круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию при соблюдении условий, предусмотренных для каждого вида пенсий. Право на пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Собрание законодательства РФ.2001. № 51. ст. 4832

, и нетрудоспособные члены их семей (при потере кормильца). Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ст. 3 Закона).

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности.

Трудовая пенсия по старости может состоять из трех частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам.

Размер базовой части пенсии (БЧ) устанавливается в твердой сумме. У лиц, достигших 80 лет либо имеющих инвалидность с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности (I группы), БЧ выше, чем у остальных. Кроме того, БЧ зависит от наличия у пенсионера иждивенцев и от их числа.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей - базовой (БЧ) и страховой (СЧ). Размер пенсии и ее частей определяются отдельно для каждого из нетрудоспособных членов семьи, входящих в круг лиц, установленных ст. 9 Закона, независимо от их числа.

Трудовая пенсия по инвалидности может состоять из трех частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Размер БЧ устанавливается в твердой сумме и зависит от степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности), а также от наличия иждивенцев.

§2. Условие назначение и размер трудовых пенсий

а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости

До 1 января 2002 г. условиями пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях было достижение пенсионного возраста (женщинами - 55, мужчинами - 60 лет) и наличие общего трудового стажа определенной продолжительности (20-ти и 25-летнего соответственно). Пенсия назначалась и при неполном трудовом стаже (не менее 5 лет), но в размере, пропорциональном имеющемуся стажу.

Законодатель не изменил общего пенсионного возраста. Он, как и ранее, дифференцируется по полу и составляет для женщин 55, для мужчин 60 лет (ст. 7 Закона). Однако ныне вместо общего трудового требуется страховой стаж. Пенсия по старости застрахованным указанного возраста может быть назначена при наличии у них не менее пяти лет страхового стажа. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин. Понятие пенсии при полном и при неполном страховом стаже в новом Законе не применяется, но продолжительность этого стажа при прочих равных условиях определяет размер пенсии, который зависит от суммы уплаченных страховых взносов в течение всего периода трудовой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона от 17.12.01 г. № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Военная и приравненная к ней служба засчитывается в страховой стаж, если ей предшествовала и (или) за ней следовала деятельность, включаемая в страховой стаж по правилам ст. 10 Закона. При этом не имеет значения продолжительность перерыва между периодами, включаемыми и засчитываемыми в страховой стаж, а также то обстоятельство, были ли между такими периодами иные периоды, засчитываемые или не засчитываемые в страховой стаж. Белоглазова В.Г. Правоприменительная практика: вопросы и ответы//Пенсия. 2002. № 7. С.40

Подпункт 2 п. 1 ст. 11 Закона предусматривает зачет в страховой стаж периода получения пособия по государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности.

Действующее законодательство не содержит единого понятия пособия по временной нетрудоспособности. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ Собрание законодательства РФ.1999. № 29, ст. 3686 страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, в частности, являются следующие пособия: по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; на санаторно-курортное лечение. Белоглазова В.Г. Указ. сочинение. С. 41

Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона предусмотрена возможность зачета в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. В отличие от п.п. «б» и «в» в данной правовой норме говорится не о периоде получения пособия по уходу за ребенком, а о периоде ухода за ребенком.

Формулировка рассматриваемой правовой нормы дает основание для неоднозначного толкования установленного ею ограничения тремя годами засчитываемого в страховой стаж периода ухода за несколькими детьми. Неясно, относится ли это ограничение к общему числу детей в семье или к каждому из родителей, осуществляющих уход за ними. В правоприменительной практике считается возможным засчитывать до трех лет ухода как матери детей, так и отцу - при условии, что периоды такого ухода не совпадают по времени. Секачева О.В., Цветкова И. С. Правоприменительная практика: вопросы и ответы// Пенсия. 2002. № 4. С. 29

В том случае, если ребенок является инвалидом, период ухода за ним засчитывается в страховой стаж без ограничения каким-либо сроком в соответствии с п/п. 6 п. 1 ст. 11 Закона.

Согласно п/п. 4 п. 1 ст. 11 Закона в страховой стаж засчитывается период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В соответствии с п/п. 5 п. 1 ст. 11 Закона к иным периодам работы, засчитываемым в страховой стаж, относится период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, а также период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке. Эта норма содержалась и в прежнем законодательстве, когда речь шла о периодах, засчитываемых в трудовой стаж, однако при этом они засчитывались в стаж в тройном размере.

Реабилитацией считается прекращение уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления либо за недоказанностью участия лица в совершении преступления. Каждое из этих оснований имеет одинаковое значение для реабилитации.

Как предусмотрено п/п. 6 п. 1 ст. 11 Закона, в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет.

При определении нижней границы трудоспособного возраста применительно к данному случаю следует учитывать, в частности, нормы трудового законодательства. Как установлено ст. 63 Трудового кодекса РФ, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случае же получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Приведенные нормы свидетельствуют, что трудовая правоспособность возникает безо всяких условий с достижением 16-летнего возраста, а при определенных условиях, связанных с необходимостью получения образования, - с 15 и 14 лет. Поскольку необходимость ухода за нуждающимися в нем членами семьи зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся в этой семье, при реальном осуществлении такого ухода лицом, достигшим 14-летнего возраста, период этого ухода, на наш взгляд, должен быть засчитан в страховой стаж.

Законодатель не установил требования о том, чтобы периоды, перечисленные в ч. 1 ст. 11 Закона, непосредственно предшествовали «чистому страховому стажу» или непосредственно следовали за ним. Это дает основание учитывать периоды, засчитываемые в страховой стаж, и в том случае, когда при соблюдении названного условия они следуют непосредственно друг за другом.

Законодатель не устанавливает также никаких требований по продолжительности возможных перерывов между периодами деятельности, включаемой и засчитываемой в страховой стаж. Следовательно, при соблюдении правил п. 2 ст. 11 Закона они могут учитываться независимо от продолжительности перерывов между ними.

Пункт 1 ст. 12 Закона устанавливает порядок исчисления периодов как включаемых, так и засчитываемых в страховой стаж. Страховой стаж подсчитывается в календарном порядке, т.е. в одинарном размере. Включение этого правила в Закон вызвано, в частности, тем, что прежнее законодательство предусматривало исчисление некоторых периодов, засчитываемых в трудовой стаж, в льготном порядке (например, в двойном или в тройном). Особые правила подсчета страхового стажа сохранились лишь для лиц, занятых на водном транспорте и в сезонных отраслях промышленности.

Поскольку возможны случаи совпадения по времени некоторых периодов, включаемых и засчитываемых в трудовой стаж, в п. 1 ст. 12 Закона особо оговаривается, что в таких случаях учитывается только один из этих периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии.

Правило п. 1 ст. 12 Закона применяется и при зачете в страховой стаж периодов, перечисленных в п. 2 ст. 11 Закона. Например, если в одно и то же время застрахованный получал пособие по безработице, был занят уходом за ребенком в возрасте до полутора лет и за 80-летним родственником (п/п. 3, 4, 6 п. 1 ст. 11 Закона), в страховой стаж может быть засчитан лишь один из этих периодов. То же относится и к одновременному уходу за несколькими детьми в возрасте до полутора лет (п/п. 3 п. 1 ст. 11 Закона). Если второй ребенок родился через год после первого, в страховой стаж матери может быть засчитано полтора года ухода за первым и один год ухода за вторым из них либо наоборот.

Как предусматривает п. 2 ст. 12 Закона, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Зачет навигационного периода за год страхового стажа связан с особенностями работы, зависящими от продолжительности судоходного периода. Так, согласно Положению о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 25 мая 1998 г., Бюллетень нормативных актов. 1998. № 16. С. 24 для членов судовых экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени. Во всех случаях учетный период не должен превышать года (от начала навигации до начала следующей навигации). Нормальная продолжительность рабочего времени за учетный период определяется исходя из продолжительности рабочей недели (40 либо 36-часовой), установленной для данной категории работников (п.п. 6, 7 Положения). Положение распространяется на членов судовых экипажей: судов речного флота, снабженных механическим двигателем, плавучей перегрузочной техники, несамоходных и стоечных судов, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ судовладельцам независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и осуществляющих: перевозки грузов и пассажиров; ледокольные, рейдовые, аварийно-спасательные, дноуглубительные или обстановочные работы, а также вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев, и другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс (п. 2 Положения).

Поскольку в межнавигационный период работники водного транспорта могут выполнять иные работы, п. 2 ст. 12 Закона устанавливает правило о том, что полный навигационный период учитывается с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Иначе говоря, работа в течение полного навигационного периода и работа в межнавигационный период в течение календарного года не могут составить более года страхового стажа.

Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий могут выполняться не круглый год, а лишь в течение определенного периода - сезона, не превышающего шести месяцев (ч. 1 ст. 293 Трудового кодекса РФ).

Работникам, занятым на сезонных работах, проработавшим полный сезон, заключившим договор на следующий сезон и возвратившимся на работу в установленный срок, работа в течение полного сезона засчитывается за год страхового стажа в том случае, если это предусмотрено действующим законодательством.

П. 2 ст. 12 Закона устанавливает, что сезонные отрасли промышленности, в организациях которых работа в течение полного сезона учитывается за год страхового стажа, должны определяться Правительством РФ. Если сезонная работа Перечнем не предусмотрена, она учитывается в составе страхового стажа в календарном порядке, по фактической продолжительности.Белякин В.Г. О перечне сезонных отраслей промышленности//Пенсия. 2002. № 8. С.68-69

Следует отметить, что Закон не ставит вопрос включения в страховой стаж того или иного периода в зависимость от конкретного объема страховых взносов, которые должны быть уплачены за период, необходим лишь сам факт уплаты. Поэтому в случае частичной уплаты за соответствующий период страховых взносов, данный период должен отражаться в индивидуальном лицевом счете для включения его в страховой стаж застрахованного лица.

Трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения общеустановленного пенсионного возраста, как предусмотрено ст. ст. 27 - 28 Закона. Законодатель счел необходимым сохранить право на досрочную пенсию по старости тем категориям граждан, за которыми оно было признано ранее. Так, по достижении 50 лет и при наличии 15 лет страхового стажа может быть назначена пенсия женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, а также матерям, воспитавшим до того же возраста инвалидов с детства.

Инвалиды вследствие военной травмы могут получить пенсию, если достигли 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины) и имеют соответственно не менее 25 и 20 лет страхового стажа. При достижении 50 и 40-летнего возраста и при наличии 15 и 10 лет страхового стажа назначается пенсия (соответственно мужчинам и женщинам) инвалидам I группы по зрению (с 1 января 2004 г. при условии, если инвалиды будут иметь ограничение способности к трудовой деятельности III степени). Лилипутам и диспропорциональным карликам для получения пенсии достаточно достичь возраста 45 и 40 лет (в зависимости от пола) и иметь соответственно не менее 15 и 10 лет страхового стажа (п. п. 1, 3, 4, 5 ст. 28).

Ст. 28 Закона сохранено право на досрочное назначение пенсии и за северянами, проработавшими определенное количество календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) и (или) в местностях, к ним приравненных (МКС). Пенсия назначается досрочно: женщинам, родившим двух и более детей и проработавшим не менее 12 лет в РКС и не менее 17 лет - в МКС (п/п. 2 п. 1 ст. 28 Закона); остальным женщинам и мужчинам, проработавшим не менее 15 - 20 календарных лет в РКС и МКС соответственно. Однако и в этих случаях пенсия может быть назначена по достижении женщинами 50, мужчинами - 55 лет, если они имели соответственно не менее 20 - 25 лет не общего трудового, а страхового стажа, исчисляемого к тому же в календарном порядке (п.п. 3, 6 п. 1 ст. 28 Закона). Аналогично трансформированы и условия назначения пенсии гражданам, проработавшим в РКС не менее 7 лет 6 мес.Секачева О.В., Цветкова И.С. Правоприменительная практика: вопросы и ответы// Пенсия. 2003.№4.С. 33

Сохранено право на пенсии за работу с особыми условиями труда и за длительную профессиональную деятельность. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (п. 2 ст. 27, п. 3 ст. 28 Закона).

В зависимости от характера трудовой деятельности такие пенсии, получившие название профессиональных, поделены на две группы. Для назначения пенсий одной группы не имеет значения, когда выполнялись или будут выполняться работы, дающие право на досрочную пенсию.

Право на пенсию без срока его действия имеют: лица, занятые на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (п/п. 8 п. 1 ст. 28 Закона.); профессиональные спасатели (п/п. 7 п. 1 ст. 28 Закона); работники противопожарной службы (п/п. 9 п. 1 ст. 28 Закона) . При сохранении прежнего пенсионного возраста и прежней требуемой продолжительности специального стажа для работающих с осужденными требование 20 - 25-летнего общего трудового стажа заменено требованием страхового стажа той же продолжительности (п/п. 8 п. 1 ст. 28 Закона).

Без срока действия сохранено также право на досрочную пенсию за педагогическую, медицинскую и творческую деятельность (п/п. 10 - 12 п. 1 ст. 28 Закона). Для получения пенсии (как правило, независимо от возраста) таким работникам требуется специальный стаж прежней продолжительности, однако при этом педагогическая деятельность, деятельность по охране здоровья населения и творческая деятельность на сцене в течение установленного срока учитывается лишь при ее осуществлении в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях. Это требование предъявляется ко всему специальному стажу (ко всей выслуге лет) при обращении за пенсией после 1 января 2002 г., в том числе и к стажу, приобретенному до 1 ноября 1999 г.

Право на досрочную пенсию по старости другой группы работников с особыми условиями труда или длительной выслугой зависит от времени и срока приобретения ими специального трудового стажа, поскольку для них предполагается введение так называемых обязательных профессиональных пенсий, закон о которых пока не принят. Согласно ст. 27 Закона сохранено право на досрочное назначение пенсий работникам, которым ранее оно было установлено п.п. «а» - «к» ст. 12 и ст. 78, 78.1, 79 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Речь идет прежде всего о лицах, занятых на работах, предусмотренных Списками № 1 и 2, утвержденными Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. №10. Кроме того, это женщины - трактористы-машинисты и машинисты строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин; текстильщицы, выполняющие работы с повышенной интенсивностью и тяжестью; некоторые работники железнодорожного транспорта, гражданской авиации, морского флота, лесозаготовок и лесосплава и некоторые другие.

Право названных работников на досрочную пенсию сохраняется не только при замене требуемого общего трудового стажа (в случаях, когда он был предусмотрен) страховым той же продолжительности, но и при еще одном дополнительном ограничении. Пенсия может быть назначена, если претенденты на нее проработали на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 г. не менее половины требуемого срока. При назначении пенсии в период с 1 января по 31 декабря 2002 г. половина требуемого срока должна приходиться на день, с которого пенсия назначается. При меньшем сроке соответствующих работ, а также при их выполнении после 1 января 2003 г. могут устанавливаться только профессиональные пенсии, регулируемые специальным федеральным законом (п. 3 ст. 27). Предполагалось, что соответствующий закон будет принят в 2002 г. и вступит в действие с 1 января 2003 г., однако до сих пор такой закон не принят.

Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 Собрание законодательства РФ. 1996. №17. ст. 1915 по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного федеральным законодательством срока выхода на пенсию. Эта норма не противоречит Закону о трудовых пенсиях. Она вписывается в позицию законодателя сохранить ранее установленные права на досрочное пенсионное обеспечение и, по нашему мнению, подлежит применению в полном объеме.

Досрочное пенсионное обеспечение установлено и для граждан, проживающих и работающих в закрытых административно-территориальных образованиях. В случае ликвидации предприятий и (или) объектов, а также других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не ранее чем за два года) выход на пенсию. п. 5 ст. 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г.

Размер трудовой пенсии по старости зависит от суммы фактически уплаченных взносов, так называемых накопленных пенсионных прав или условного пенсионного капитала, и продолжительности жизни после выхода на пенсию.

Базовая часть (БЧ) пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 60 лет - мужчины и 55 лет - женщины, устанавливается в твердом размере 621 рубль в месяц. Данный размер трудовой пенсии устанавливается с 1 апреля 2004 г. в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 15 марта 2004 г. № 142 «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2004 г. страховой части трудовой пенсии//Российская газета от 17.03.2004 г. № 53

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты