Рефераты

Государственная регистрация земельных участков, прав на земельные участкии и сделок с ними в Республике Беларусь

Государственная регистрация земельных участков, прав на земельные участкии и сделок с ними в Республике Беларусь

1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ И СДЕЛОК С НИМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В соответствии со ст. 131 ГК Республики Беларусь пра-во собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих права, их возникновение, переход и пре-кращение подлежат государственной регистрации в специ-ально уполномоченных на то органах. До введения в дейст-вие Гражданского кодекса регистрация прав на землю осу-ществлялась на основании правил, связанных с регистраци-ей документов о правах на земельные участки. Действую-щим законодательством установлена государственная реги-страция:

земельных участков как видов объектов недвижи-мого имущества;

прав на земельные участки;

сделок с земельными участками.

Объектами государственной регистрации (примени-тельно к земельным участкам) являются:

создание, изменение, прекращение существования земельного участка;

возникновение, переход, прекращение прав и огра-ничений (обременении) прав на земельный участок, подле-жащие в соответствии с законодательными актами Респуб-лики Беларусь государственной регистрации;

сделки с земельными участками, подлежащие в со-ответствии с законодательными актами Республики Бела-русь государственной регистрации.

В силу п. 1 ст. 7 Закона «О государственной регистра-ции недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» государственная регистрация недвижимого имущества -юридический акт признания и подтверждения государством создания, изменения, прекращения существования недви-жимого имущества.

Государственная регистрация права ограничения (об-ременения) права на недвижимое имущество - юридичес-кий акт признания и подтверждения государством возник-новения, перехода, прекращения права, ограничения (обре-менения) права на недвижимое имущество.

Государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом - юридический акт признания и подтвержде-ния посредством факта совершения сделки.

Исходя из легального определения государственной ре-гистрации земельных участков как объектов недвижимо-сти, прав на них и сделок с ними, можно выделить ряд от-личительных черт такой регистрации.

Во-первых, законодатель подчеркивает значение госу-дарственной регистрации как акта, имеющего юридическое значение.

Во-вторых, при государственной регистрации склады-ваются государственно-властные отношения.

В-третьих, государственная регистрация означает акт признания и подтверждения государством возникновения, существования, изменения и прекращения прав на земель-ные участки.

В-четвертых, государственная регистрация имеет по от-ношению к регистрируемому праву правообразующее (право-устанавливающее) значение. Это означает, что именно госу-дарственный регистрационный закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав на недвижимость .

В-пятых, государственная регистрация создает ста-бильность, устойчивость правового режима земельных уча-стков. Она может быть признана недействительной только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат возникновение, переход, прекращение:

права собственности;

права пожизненного наследуемого владения зе-мельным участком;

права постоянного пользования земельным участ-ком;

права временного пользования земельным участ-ком;

аренды и субаренды земельного участка;

сервитута;

ипотеки;

ареста;

иных прав и ограничений (обременении), устанав-ливаемых в отношении земельного участка.

Государственная регистрация сделки с земельным уча-стком проводится в случаях:

указанных в законодательных актах;

предусматриваемых соглашением сторон, хотя по законодательству для сделок данного вида государственная регистрация не предусматривается.

Государственной регистрации подлежат договоры, ко-торые не являются или могут стать основанием возник-новения, перехода, прекращения прав или ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, в том числе договоры:

отчуждения недвижимого имущества (купля-продажа, мена, дарение, рента и др.);

об ипотеке;

доверительного управления недвижимым имущест-вом;

аренды и субаренды земельного участка;

раздела недвижимого имущества, являющегося об-щей собственностью, на два или более объекта недвижимо-го имущества;

слияния двух или более объектов недвижимого имущества в один объект недвижимого имущества с обра-зованием общей собственности.

Государственной регистрации подлежат также иные сделки с недвижимым имуществом в случаях, предусмот-ренных законодательными актами Республики Беларусь.

Участниками отношений, возникающих при государст-венной регистрации, являются:

государственная организация по регистрации;

собственники и обладатели иных прав на земельные участки (правообладатели);

лица, претендующие на приобретение прав на зе-мельные участки (кандидаты в правообладатели).

В систему государственных организаций в области го-сударственной регистрации входят:

специально уполномоченный орган государствен-ного управления Республики Беларусь в области регистра-ции, подчиненный Правительству Республики Беларусь;

республиканская организация по государственной регистрации;

территориальные организации по государственной регистрации (п. 1 ст. 11 Закона «О регистрации недвижи-мого имущества, прав на него и сделок с ним»).

В Республике Беларусь создается и ведется единый го-сударственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Он включает:

регистрационные книги;

регистрационные дела;

кадастровые карты;

журналы регистрации заявлений;

другие документы.

Ведение документов такого регистра осуществляется на бумажных носителях. Регистрационные книги, кадастровые карты и журналы регистрации заявлений ведутся также на электронных (магнитных) носителях.

Состав, порядок ведения документов единого государ-ственного регистра недвижимого имущества установлен ст. 24-27 Закона «О регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

По общему правилу совершение регистрационных дей-ствий возложено на регистраторов территориальных орга-низаций по государственной регистрации. Исключение со-ставляют случаи, когда недвижимое имущество располо-жено на территории более чем одного регистрирующего округа, а также когда регистрационные действия необхо-димо совершить в отношении предприятия как имущест-венного комплекса или в отношении объектов специально-го назначения.

Для государственной регистрации необходимы опреде-ленные необходимые правовые основания. Так, основанием для государственной регистрации создания земельных уча-стков как объектов недвижимого имущества являются:

выделение вновь образованного земельного участ-ка;

раздел недвижимого имущества;

слияние недвижимого имущества;

иные основания, предусмотренные законодательст-вом Республики Беларусь.

Земельный участок относится к числу вновь образован-ного недвижимого имущества, если он выделен из земель, не зарегистрированных в едином государственном регистре недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими создание вновь обра-зованного земельного участка, являются:

землеустроительные дела;

документ, подтверждающий целевое использование земельного участка в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 48 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сде-лок с ним»).

Среди оснований для государственной регистрации из-менения недвижимости имущества - изменение границ зе-мельного участка, изменение назначения недвижимого имущества и иные.

Основаниями для государственной регистрации пре-кращения существования недвижимого имущества являют-ся аннулирование вновь образованного земельного участка; раздел и слияние недвижимого имущества, а также иные основания, предусмотренные законодательством Республи-ки Беларусь.

Основанием для государственной регистрации возник-новения, перехода, прекращения прав и ограничений (об-ременении) прав на недвижимое имущество являются:

¦ договоры и иные сделки, как предусмотренные за-конодательством Республики Беларусь, так хотя и не пре-дусмотренные законодательством Республики Беларусь, но не противоречащие ему;

акты государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусмотрены за-конодательством Республики Беларусь в качестве основа-ния возникновения, изменения, перехода, прекращения прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество;

судебные решения, устанавливающие или прекра-щающие права, ограничения (обременения) прав на недви-жимое имущество;

иные действия физических и юридических лиц, с которыми законодательство Республики Беларусь связыва-ет возникновение, переход, прекращение прав и ограниче-ний (обременении) прав на недвижимое имущество;

события, с которыми законодательство Республики Беларусь связывает возникновение прав, ограничений (об-ременении) прав на недвижимое имущество.

Для государственной регистрации сделок с недвижи-мым имуществом такими основаниями являются докумен-ты, выражающие содержание сделки, а также другие доку-менты, предусмотренные п. 2 и п. 3 ст. 66 Закона «О реги-страции недвижимости, прав на нее и сделок с ним».

Для государственной регистрации недвижимого иму-щества подается заявление и документы, содержащие иден-тификационные сведения, подлежащие занесению в реги-страционную книгу при совершении регистрационных дей-ствий, а также документы, являющиеся основанием для го-сударственной регистрации. Регистрационные действия, кроме приема документов, включают:

прекращение решения о совершении регистрации;

совершение регистрационных действий;

удостоверение произведенной государственной ре-гистрации.

На действия (бездействия) регистратора, нарушающие гражданские права, может быть подана жалоба в суд или заявление в соответствующую территориальную республи-канскую организацию по государственной регистрации.

Землеустройство как правовой институт - это сис-тема правовых норм, регулирующих землеустроительные отношения, институт земельного права. В отличие от Зе-мельного кодекса 1970 года новое земельное законодатель-ство не использует термина «государственное» примени-тельно к землеустройству. Это связано с появлением новой формы собственности на землю -- права частной собствен-ности, где участниками отношений по землеустройству яв-ляются собственники земельных участков.

В Кодексе о земле 1999 года землеустройству посвяще-на глава 32 «Землеустройство». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 1991 г. утвер-ждены Основные положения землеустройства в Республике Беларусь, а также Положение о порядке систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель и формирования специального фонда земельного запаса местных исполнительных и распорядительных орга-нов1.

Кодекс о земле (ст. 145) по новому определяет понятие землеустройства.

Землеустройство представляет собой систему юриди-ческих, экономических и технических мероприятий, на-правленных на регулирование и совершенствование зе-мельных отношений, повышение эффективности использо-вания и охраны земель, сохранение и улучшение окру-жающей среды.

В силу ст. 145 ' Кодекса о земле объектами землеуст-ройства являются земли административно-террито-риальных единиц, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, зон особого государственного ре-гулирования, определенных законодательством Республики Беларусь; земельные участки, предоставленные в пользова-ние, пожизненное наследуемое владение, переданные в частную собственность или аренду, а также части указанных земельных участков.

Землеустройство является важной составной частью механизма рационального использования земель.

Задачи землеустройства:

формирование и совершенствование рациональной системы землевладения и землепользования;

создание равных условий хозяйствования для раз-вития всех форм использования земли и хозяйствования на разных по качеству и местоположению землях;

¦ разработка предложений об условиях использова-ния земель;

¦ статистика информации о количестве, качестве и местоположении земель для установления земельного на-лога и арендной платы за землю, возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного про- изводства при изъятии земель и другие задачи.

Принципами, лежащими в основе института земле-устройства и определяющими его особенности, являются:

строгое соблюдение требований земельного зако-нодательства;

сбалансированность интересов всего общества с интересами собственников, землевладельцев и землеполь-зователей при свободном выборе форм хозяйствования;

согласованность общих и частных решений с дол-госрочной перспективой использования и охраны земель;

приоритет сельскохозяйственного землепользова-ния;

комплексность развития территорий, учет природ-но-экологических условий;

¦ согласованность социально-экономических и эколо-гических требований по охране земель и воспроизводству плодородия почв;

¦ взаимосвязь работ по землеустройству и работ по государственному кадастру и мониторингу земель.

Землеустройство как система мероприятий по органи-зации рационального использования земли как средства производства постоянно развивается. Оно включает значи-тельный круг землеустроительных действий. Его совре-менное содержание нельзя свести только к внутрихозяйст-венному и межхозяйственному землеустройству, как это было ранее.

Землеустройство включает:

¦ разработку республиканских и региональных про-гнозов, программ использования и охраны земель, схем ис-пользования и охраны земельных ресурсов, схем землеуст-ройства административно-территориальных единиц, охра-няемых территорий, зон особого государственного регули-рования;

разработку проектов, оформление технической до-кументации и установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных единиц, город-ской, поселковой черты, границ сельских населенных пунк-тов, особо охраняемых природных территорий, зон особого государственного регулирования, земельных участков соб-ственников, землевладений и землепользовании;

составление проектов образования новых и упоря-дочения существующих землепользовании и землевладе-ний, отвод земельных участков в натуре (на местности), подготовку документов, удостоверяющих право собствен-ности на землю, право пожизненного наследуемого владе-ния и права пользования землей;

проведение оценки земель;

разработку проектов внутрихозяйственного земле-устройства сельскохозяйственных организаций, проектов организации и устройства территории крестьянских (фер-мерских) хозяйств, садоводческих товариществ и населен-ных пунктов, рабочих проектов по рекультивации нару-шенных земель, защите почв от эрозии и иных негативных процессов, улучшению сельскохозяйственных земель, по-вышению плодородия почв и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;

проведение инвентаризации земель, систематичес-кое выявление неиспользуемых, нерационально используе-мых или используемых не по целевому назначению земель;

проведение геодезических и картографических ра-бот, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, осуществляемых для целей землеустройства, составление кадастровых и других тематических карт (пла-нов) и атласов состояния и использования земельных ре-сурсов;

авторский надзор за осуществлением проектов землеустройства;

ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

осуществление государственного контроля за ис-пользованием и охраной земель.

Законодательством Республики Беларусь в содержание землеустройства могут быть включены и другие мероприя-тия, связанные с регулированием земельных отношений, использованием и охраной земель.

В силу ст. 147 Кодекса о земле оценка земель прово-дится специально уполномоченным государственным орга-ном по землеустройству. Проведение оценки возложено на Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь и находящие-ся в его ведении юридические лица.

Порядок проведения оценки земель урегулирован При-ложением о порядке проведения оценки, переоценки зе-мель, земельных участков, которое утверждено постанов-лением Совета Министров Республики Беларусь от 17 де-кабря 2002 г. № 1764'.

Цель оценки - определение показателей, характери-зующих качество земельных участков. Результаты оценки, переоценки земель, земельных участков вносятся в госу-дарственный земельный кадастр.

Оценке подлежат:

¦ земли сельскохозяйственного назначения;

земли населенных пунктов;

земли садоводческих товариществ и дачного строи-тельства;

земли других категорий в случаях, предусмотрен-ных законодательством Республики Беларусь.

Оценка, переоценка земель, земельных участков прово-дится с учетом их качества и местоположения. При этом учитываются:

градостроительная документация;

близость к инженерным коммуникациям, объектам культурно-бытового назначения;

историческая и ландшафтная ценность территории;

состояние окружающей среды, климатических и других условий.

В процессе оценки, переоценки земель, земельных уча-стков проводится оценочное зонирование территории. Оце-ночной зоной признается часть земель, однородных по их целевому назначению, виду функционального использова-ния, близких по значению стоимости земельных участков. По результатам отнесения земель к той или иной зоне со-ставляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается стоимость единицы площади в границах этих зон.

Заказчиками оценки, переоценки земель, земельных участков могут быть местные исполнительные и распоря-дительные органы, юридические и физические лица.

По результатм оценки, переоценки земель, земельных участков составляются:

отчет об оценке с указанием юридического адреса исполнителя работ, методик проведения оценки и иных данных;

карта (схема) оценочного зонирования;

таблица стоимости земель в оценочной зоне и зе-мельных участков.

Материалы оценки направляются на рассмотрение мест-ному исполнительному и распорядительному органу для утверждения, а после утверждения - органу, осуществ-ляющему ведение государственного земельного кадастра.

Инвентаризация земель как вид землеустройства про-водится для:

уточнения или установления местоположения гра-ниц земельных участков (без закрепления их на местности);

определение или уточнение размеров земельных участков;

установление правового статуса земельных участ-ков;

выявление неиспользуемых, нерационально исполь-зуемых или используемых не по целевому назначению зе-мельных участков;

определение других количественных и качествен-ных характеристик земель, отражаемых в государственном земельном кадастре.

В зависимости от целей и объектов землеустройства она проводится по решению специально уполномоченного го-сударственного органа по земельным ресурсам и землеуст-ройству, местных исполнительных и распорядительных органов либо по ходатайству землепользователей, земле-владельцев, собственников и арендаторов земельных уча-стков.

По каждому объекту землеустройства и виду работ раз-рабатывается землеустроительная документация. Это:

прогнозы и программы использования и охраны зе-мель;

генеральная схема использования и охраны земель;

схемы землеустройства административно-терри-ториальных единиц, особо охраняемых природных терри-торий, зон особого государственного регулирования;

проекты межхозяйственного землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты организации и устройства территорий кре-стьянских (фермерских) хозяйств, садоводческих товари-ществ и населенных пунктов;

рабочие проекты по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии и иных негативных процессов, улучшению сельскохозяйственных земель, повышению плодородия почв;

материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изы-сканий, осуществляемых для целей землеустройства, оцен-ки качества земель, инвентаризации земель;

тематические карты (планы) и атласы состояния и использования земельных ресурсов.

Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены и другие виды землеустроительной докумен-тации.

Состав, содержание, порядок ведения и хранения зем-леустроительной документации определяется специальным уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству.

Землеустроительная документация оформляется в зем-леустроительное дело. Оно включает, кроме того, другие материалы, относящиеся к объекту землеустройства.

Порядок формирования и хранения землеустроитель-ных дел устанавливает Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии.

По содержанию землеустройство подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное.

Межхозяйственное землеустройство является основ-ным механизмом формирования рационального землевла-дения и землепользования, наделения землей граждан, кре-стьянских хозяйств, предприятий, учреждений, организа-ций и кооперативов, физических и юридических лиц.

Содержание межхозяйственного землеустройства опре-деляется исходя из местных природных, экономических условий и особенностей объектов проектирования.

Внутрихозяйственное землеустройство осуществляется в пределах границ конкретных предприятий и организаций, занимающихся хозяйственной деятельностью. Такое земле-устройство проводится по инициативе самих землепользо-вателей. Цель его - создание организационно-территориальных условий для внедрения прогрессивных форм организации труда.

В процессе внутрихозяйственного землеустройства:

устанавливается экономически и экологически сба-лансированный состав земельных угодий;

выявляются неиспользуемые и нерационально ис-пользуемые земли;

уточняется организационно-производственная струк-тура сельскохозяйственного предприятия;

закрепляются земли за внутрихозяйственными подраз-делениями;

определяются земельные участки для огородниче-ства, сенокошения, выпаса скота;

уточняются границы и проектируется система ис-пользования территорий с особым природоохранным ре-жимом;

разрабатываются мелиоративные и природоохран-ные мероприятия, требующие капитальных вложений, оп-ределяются приоритетные направления, объемы, стоимость и очередность осуществления мероприятий;

определяются перспективы развития населенных пунктов, производственных центров, объектов производст-венной и социальной инфраструктуры хозяйства и прово-дится ряд других мероприятий.

Кодексом о земле (ст. 147 ') установлены случаи, когда землеустроительные мероприятия должны проводиться в обязательном порядке. Это случаи:

изменения границ объектов землеустройства, а так-же отсутствие данных об этих границах;

изъятия и предоставления земельных участков;

изменения целевого назначения земельного участ-ка;

перевода земель из одной категории в другую;

установления сервитута и иных ограничений в ис-пользовании земельного участка (его части);

выявления нарушенных земель, а также земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, подтоплению, заболачиванию, уплотнению, загрязнению отходами, радиоактивными и химическими веществами и другими вредными воздействиями.

Землеустройство проводится по решениям исполни-тельных и распорядительных органов или по ходатайству заинтересованных землевладельцев и землепользователей. Землеустроительные мероприятия, направленные на реали-зацию единой государственной земельной политики, осу-ществляются за счет государственного бюджета (ст. 147 Кодекса о земле).

Разработка землеустроительных проектов проводится по инициативе собственников, землевладельцев и земле-пользователей и за их счет землеустроительными организа-циями.

Землеустроительные организации имеют право:

проводить контроль за ходом реализации проектов землеустройства;

информировать о его результатах соответствующие Советы депутатов;

вносить предложения об улучшении практики ис-пользования и охраны земель;

согласовывать изменения в проектах, связанные с мелиорацией земель, размещением сельскохозяйственных объектов, внутрихозяйственных дорог, отводами земель для несельскохозяйственных нужд и по другим основани-ям;

вносить предложения о совершенствовании или переработке устаревших схем проектов землеустройства.

Землеустроительные работы могут проводиться субъек-тами хозяйствования на основании лицензий, которые вы-даются на следующие виды деятельности:

установление (восстановление) границ земельных участков собственников, землевладельцев и землепользова-телей охраняемых территорий;

оформление материалов по изъятию и предоставле-нию земельных участков в собственность, владение и поль-зование;

¦ оформление документов, удостоверяющих право
собственности, владения и пользования землей.

Землеустроительные организации оказывают помощь субъектам хозяйствования и несут ответственность за эко-номическую и экологическую эффективность мероприятий по землеустройству.

Государственный контроль за рациональным использо-ванием земель - одна из важнейших функций управления земельным фондом.

Государственному контролю за использованием и охра-ной земель посвящена глава 30 Кодекса о земле (ст. 139-140), а также Положение о государственном контроле за использованием и охраной земель, утвержденное постанов-лением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мар-та 1993 г. № 182 с изменениями и дополнениями от 25 фев-раля 1994 г. № 107'.

Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель: соблюдение всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков требований земельного законодательства Республики Бела-русь (ст. 139 Кодекса о земле).

Государственный контроль за использованием и охра-ной земель характеризуется всеобщностью и постоянством. Он охватывает все категории земель земельного фонда, ка-сается всех землевладельцев и землепользователей. Кон-троль не ограничен какими-либо сроками, он осуществля-ется постоянно.

На основании Положения о государственном контроле за использованием и охраной земель от 26 марта 1993 г. контрольные функции возложены на Советы депутатов и землеустроительные органы, органы прокуратуры, Мини-стерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, его органы на местах, органы санитарно-эпидемио-логического надзора Минздрава Республики Беларусь, Го-сударственный комитет по архитектуре и строительству и его органы на местах, Госкомзем, соответствующие его от-делы в областях, управление землепользования и землеуст-ройства Минского городского Совета депутатов, землеуст-роительную службу соответствующих территориальных исполнительных и распорядительных органов.

Контрольную деятельность вышеназванных органов можно подразделить на две части.

Первая содержит элементы контроля за использованием и охраной всех категорий земель.

Вторая отражает специфику контроля применительно к каждой из категорий земель (особенно в отношении сель-скохозяйственных угодий).

Контрольные органы проводят проверки ведения госу-дарственного земельного кадастра и мониторинга земель, своевременности возврата земель, предоставленных во временное пользование. Они обследуют фактическое ис-пользование земель.

Вторая часть контрольной деятельности представлена в виде проверок рационального использования отдельных категорий и видов земель.

Землеустроительные органы осуществляют контроль за своевременным и качественным проведением землевла-дельцами и землепользователями мероприятий по защите почв от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачи-вания, засоления, уплотнения, загрязнения сточными вода-ми, отходами производства, химическими и радиоактивны-ми веществами, другими отходами и иной порчи,»проверя-ют качество культурно-технических работ, * осуществляют надзор за проведением мероприятий по защите сельскохо-зяйственных угодий от зарастания кустарником и мелко-лесьем, а также по сохранению торфяных почв в ходе их использования и предотвращению процессов минерализа-ции торфяников, осуществлением проектов землеустройст-ва и других проектов по использованию сельскохозяйст-венных угодий и охране почв.

Они вносят предложения о консервации земель, загряз-ненных химическими и радиоактивными веществами, а также деградированных земель.

В отношении земель несельскохозяйственного назначе-ния направлениями государственного контроля являются:

проверка соблюдения требований законодательства при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов с тем, чтобы исключить их вредное воздействие на состояние земель;

контроль за снятием, сохранением и использовани-ем плодородного слоя почвы хозяйствующими субъектами при проведении работ, связанных с нарушением земель, а также за своевременной и качественной рекультивацией и приведением их в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, за рекультива-цией земель, отведенных во временное пользование для добычи полезных ископаемых и торфа, строительства и других целей;

проверка своевременности и качественности меро-приятий по защите почв от загрязнения отходами произ-водства, химическими веществами, иной порчи.

Должностным лицам землеустроительной службы пре-доставлены следующие правомочия, закрепленные в Поло-жении о государственном контроле за использованием и охраной земель:

давать землевладельцам, землепользователям и собственникам обязательные для исполнения указания по вопросам охраны земель и использования земельных уча-стков по целевому назначению;

приостанавливать агротехнические и лесомелиора-тивные работы, вносить в соответствующие органы пред-ложения о приостановлении дорожного, гидротехнического и иных видов строительства, разработки полезных иско-паемых, проведения изыскательских и других работ, осу-ществляемых с нарушением действующих норм и правил, что может привести к развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, а также к уничтожению плодородного слоя почвы;

согласовывать проекты гидротехнических соору-жений, мелиорации земель, планировки и застройки насе-ленных пунктов, а также других проектов, в которых пре-дусматривается исключение земель из сельскохозяйствен-ного оборота;

вносить в установленном порядке представления о прекращении права владения и права пользования (в том числе на условиях аренды) земельными участками, о пре-кращении права частной собственности на земельные уча-стки в соответствующих случаях;

запрашивать у соответствующих органов необхо-димые материалы и получать сведения по вопросам охраны земель;

¦ принимать участие в приемке в эксплуатацию ме-лиорированных, рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных гидротехнических сооружений и других объектов, строящихся в целях повы-шения плодородия и охраны земель;

¦ привлекать должностных лиц и граждан, виновных в нарушении земельного законодательства, к администра-тивной ответственности, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.


© 2010 Современные рефераты