Рефераты

Государственная служба в контексте политической модернизации

Земельном кодексе Российской Федерации, введенном в действие Федеральным законом 138 от 25.10.01 г. (Глава 7 "Прекращение и ограничение прав на землю").

в Законе РФ
"О международном коммерческом арбитраже", регулирующем порядок исполнения решений международных коммерческих арбитражей (раздел VIII);

в Федеральном законе РФ от 25.02.1999 г. 40-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" в части исполнения исполнительных документов на различных стадиях процедуры банкротства должников (ст. ст. 57, 58, 69, 70, 98); в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" в части приостановления исполнения исполнительных документов в связи с отзывом Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (ч. 4 п. 3 ст. 20);

в Федеральном законе
"Об ипотеке (залоге недвижимости)" в части обращения взыскания на заложенное имущество в судебном и несудебном порядке (ст. ст. 55 - 61);

в Федеральном законе
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" о направлении информации о наложенных арестах в адрес учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимость субъектов РФ (п. 3 ст. 28);

в Федеральном законе
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 18.02.1999 г. об особенностях обращения взыскания по долгам сельскохозяйственных кооперативов (п. 7 ст. 37);

в Федеральном законе
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 27.07.98 г. в части определения правовых основ регулирования оценочной деятельности, в том числе рыночной цены (в соответствии со ст. 52 Закона об исполнительном производстве, оценка арестованного имущества, которая проводится по рыночным ценам, за исключением случаев, когда она проводится по регулируемым ценам, возложена на судебного пристава-исполнителя).

К нормативным правовым актам, касающимся исполнительного производства, кроме упомянутых выше, относятся ряд постановлений Правительства РФ, международные договоры РФ, постановления Конституционного Суда, пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Организационно Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом Российской Федерации. Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В службу судебных приставов входят:

- департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

- служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов - главным военным судебным приставом;

- службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;
- районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебный пристав по ОУПДС), и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее - судебный пристав - исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов - исполнителей (далее - судебные приставы).

Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по ОУПДС после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания.

Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.

Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется Федеральным законом
"О судебных приставах" и федеральными конституционными законами об этих судах. Главный судебный пристав Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра юстиции Российской Федерации. Заместитель главного судебного пристава Российской Федерации и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции Российской Федерации. Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом Российской Федерации по представлению министра юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации или начальника соответствующего органа юстиции.

Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.

Старшие судебные приставы и судебные приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов.

Служба судебных приставов Управления военных судов комплектуется лицами офицерского состава и прапорщиками, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:
"Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава". На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Главный судебный пристав Российской Федерации осуществляет общее руководство деятельностью службы судебных приставов, что выражается в следующем:

- издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками службы судебных приставов;

- в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

- осуществляет финансовое и материально - техническое обеспечение службы судебных приставов;

- рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

- несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов и в соответствии с Законом о судебных приставах осуществляет следующие полномочия:
- образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность;

- назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, в том числе и старших судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

- перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе;

- в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов;
- поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

- осуществляет финансовое и материально - техническое обеспечение судебных приставов;

- организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава Российской Федерации;

- рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;
- несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.

Главный военный судебный пристав обладает полномочиями, указанными выше, в отношении судебных приставов военных судов.

Судебные приставы по ОУПДС исполняют служебные обязанности, предусмотренные ст. 11 Закона о судебных приставах:

- обеспечивают в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

- выполняют распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

- исполняют решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
- обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

- проверяют подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивают по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

- поддерживают общественный порядок в судебных помещениях;

- взаимодействуют с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

- предупреждают и пресекают преступления и правонарушения, выявляют нарушителей, а в случае необходимости задерживают их с последующей передачей органам милиции;

- осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;

- участвуют по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

- проходят специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В случае привлечения судебного пристава по ОУПДС к совершению исполнительных действий основными его обязанностями являются обеспечение безопасности судебного пристава-исполнителя и пресечение неправомерных действий со стороны должника как в отношении имущества, подлежащего аресту и изъятию, так и в отношении судебного пристава-исполнителя. Как видим, при исполнении служебных обязанностей судебные приставы по ОУПДС наделены определенными полномочиями, характерными для сотрудников так называемых силовых ведомств.

Судебный пристав по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей имеет право:

- обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию;

- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15 - 18 Федерального закона о судебных приставах. При этом применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

Законом о судебных приставах предусматриваются общие обязанности судебных приставов по ОУПДС в случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

"
При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

- предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

- применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

- обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора
".

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия специально и отдельно оговорены в Законе:

Судебные приставы по ОУПДС
"могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава". Судебные приставы ОУПДС "могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для: - отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

- пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

- задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

- доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

- исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу - исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу - исполнителю.

Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, - за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан
".

Судебные приставы ОУПДС
"могут применять огнестрельное оружие для: - отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

- пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

- отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

- пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан
".

Хочется отметить, что полноценной реализации задач, возложенных на реализацию судебных приставов по ОУПДС, в настоящее время мешает некоторая неопределенность их правового статуса. Сегодня данная категория судебных приставов фактически находится в двойном подчинении старшему судебному приставу и председателю суда.

В соответствии со ст. 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель:

- принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

- предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

- рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

- обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав - исполнитель имеет право:

- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

- использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

- в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

- объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

- вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

- совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве. В соответствии со ст. 4 Закона РФ об исполнительном производстве
"требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения требований судебного пристава - исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Конкретные принудительны меры, применяемые судебным приставом-исполнителем в случаях невыполнения его законных требований или нарушения законодательства об исполнительном производстве, специально оговорены в ст. ст. 85 - 87 Закона об исполнительном производстве. Судебный пристав-исполнитель вправе применить штрафные санкции, предусмотренные Законом за нарушения законодательства об исполнительном производстве, а также в случае неявки вызываемого лица - подвергнуть его приводу. Частью 2 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и приказом Минюста РФ 182 от 28.06.2002 г. судебным приставам-исполнителям предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях.

При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Законом оговорены конкретно виды исполнительных документов, требования, предъявляемые к ним, обязанности судебного пристава-исполнителя при совершении исполнительных действий, условия и порядок обращения взыскания на имущество должников, исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера, порядок распределения взысканных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателей, порядок совершения исполнительных действий в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, особенности исполнения судебных актов и актов других органов иностранного государства.
Отдельно в Законе уделено внимание исполнительскому сбору, который взыскивается с должника в случае неисполнения им без уважительной причины в 5-дневный срок после возбуждения исполнительного производства требований взыскателя. Исполнительский сбор составляет 7% от взыскиваемой с должника суммы и в случае его взыскания перечисляется в специальный внебюджетный фонд развития исполнительного производства, предназначенный для возмещения расходов по совершению исполнительных действий и материально-технического обеспечения деятельности службы судебных приставов. Кроме того, в случае взыскания исполнительского сбора в 2-месячный срок после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право на вознаграждение в размере 5% от взысканного исполнительского сбора, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда.

Кроме указанных в Законе РФ
"Об основах государственной службы РФ" общих социальных и иных гарантий, предусмотренных для всех государственных служащих, Законом о судебных приставах специально оговорены дополнительные гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов (Глава IV Закона). К ним относятся страховые гарантии, право судебных приставов на возмещение ущерба, причиненного им в связи или при выполнении служебных обязанностей, материальное обеспечение и иные меры социальной защиты.

Развернувшаяся в последнее время в судебном сообществе дискуссия по поводу передачи всей Службы судебных приставов в ведение Судебного Департамента при Верховном Суде РФ или ее разделения с переподчинением Судебному Департаменту службы по ОУПДС, на мой взгляд, является неправомерной, в силу того, что является нарушением принципа разделения властей, так как Служба судебных приставов исполняет не только решения судов, но и акты многих других юрисдикционных органов.

В случае реализации подобного проекта будет ослаблена система государственной власти в России, разрушена недавно созданная и постоянно повышающая свою эффективность государственная структура, снизится эффективность исполнительской деятельности, уменьшатся поступления в государственный бюджет.

3.2 Особенности правового регулирования государственной службы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ

В связи со вступлением России в Совет Европы и принятием на себя ряда обязательств, в числе которых была передача уголовно-исполнительной системы (далее по тексту - УИС) из ведения Министерства внутренних дел в состав Министерства юстиции России, началась очередная - шестая по счету - реформа УИС. С 1 сентября 1998 года она передана в ведение Министерства юстиции России, а в 1999 году в УИС Минюста из МВД РФ переданы уголовно-исполнительные инспекции.

Уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; следственные изоляторы; органы, исполняющие наказания без лишения свободы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения; территориальные органы управления УИС
" центральные органы управления УИС Минюста России (см. Приложение Д).

УИС является самым крупным структурным подразделением Министерства юстиции, в ней трудится около 400 тыс. человек.

По состоянию на 1 января 2002 года в УИС функционировали 732 исправительные колонии общего, строгого, особого режимов, в том числе 148 колоний-поселений для лиц, совершивших преступления по неосторожности, 63 воспитательные колонии для несовершеннолетних, 13 тюрем, 179 следственных изоляторов для подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых мера пресечения избрана в виде содержания под стражей. Во всех видах колоний и следственных изоляторах содержится более 1 млн. человек. На территории ЕАО находятся и действуют 2 исправительных колонии общего режима (в г. Биробиджан и п. Будукан), 1 воспитательная колония для несовершеннолетних осужденных (в г. Биробиджан), 1 колония-поселение (в г. Биробиджан).

Промышленный потенциал УИС включает 750 предприятий, в том числе 37 сельскохозяйственных. Стоимость основных производственных фондов превышает 12 млрд. рублей. Выпускается свыше 100 тысяч наименований изделий общей годовой стоимостью 5 млрд. рублей.

Создана и развивается собственная научная база, что дает возможность готовить сотрудников нового поколения, способных квалифицированно решать вопросы реформирования УИС. В составе УИС действуют 6 ВУЗов, научно-исследовательский институт, среднее специальное учебное заведение, 80 учебных центров. С целью объединения усилий всех ученых пенитенциаристов вне зависимости от их ведомственной принадлежности, научного обеспечения реформирования УИС создана Межрегиональная общественная организация
"Российское пенитенциарное общество".

Таким образом, созданная в составе Минюста России структура органов и учреждений, исполняющих наказания, позволила на качественно новом уровне раскрыть потенциал уголовно-исполнительной системы.

Основываясь на строгом соблюдении гарантии защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными, российское уголовно-исполнительное законодательство устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных, порядок деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных, порядок освобождения от наказания, оказания помощи освобождаемым лицам.

Однако, поскольку задачей данной работы является исследование особенностей государственной службы в органах и учреждениях юстиции и, в частности, в органах и учреждениях УИС, то рассмотрим соответствующие нормативные акты, регулирующие служебную деятельность и обеспечивающие ряд гарантий для государственных служащих уголовно-исполнительной системы.

До этого следует отметить одну существенную деталь. Указом Президента РФ 981 от 03.09.1997 г.
"Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" должности работников уголовно-исполнительной системы не предусмотрены. Следовательно, должности служащих УИС не относятся к категории государственных должностей федеральной государственной службы. Но, тем не менее, служба в органах и учреждениях УИС Министерства юстиции РФ является государственной службой, поскольку служащие УИС проходят службу в государственных органах и учреждениях и соответствуют всем признакам государственных служащих.

Конечно же, как и для всех государственных служащих, основным нормативным актом, регулирующим деятельность служащих данной категории, является Конституция РФ.

Более узко специализированным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность работников УИС, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ, введенный в действие с 1 июля 1997 года.

Однако основными нормативными актами, определяющим правовой статус органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также служащих этих органов и учреждений, является Закон РФ 5473-1 от 21.07.1993 г.
"Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы", а также принятый во исполнение его Приказ Министра юстиции РФ 117 от 26.04.2002 г. "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах

Инструкция регламентирует порядок несения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) и деятельность должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации.

Основные вопросы, раскрываемые в Инструкции - условия приема на службу в уголовно-исполнительную систему, порядок и условия заключения контракта, перемещения сотрудников по службе и на службу в другую местность, порядок проведения аттестации сотрудников и присвоения им специальных званий, служебная дисциплина, вопросы применения поощрений и дисциплинарных взысканий, внутренний распорядок, рабочее время, прекращение службы и основания для увольнения из уголовно-исполнительной системы, а также социальные и иные гарантии, предусмотренные для сотрудников во время прохождения ими службы в уголовно-исполнительной системе.

На службу в уголовно-исполнительную систему принимаются граждане Российской Федерации.

Предварительное изучение кандидатов, принимаемых на службу (учебу), осуществляется соответствующими структурными подразделениями уголовно - исполнительной системы.

В процессе предварительного изучения личности кандидата выясняется состояние его здоровья, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества. По результатам предварительного изучения составляется справка о результатах изучения кандидата, которая направляется руководителю учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, имеющему право назначения на должность. Последний рассматривает поступившие документы и при положительном решении передает их в соответствующее кадровое подразделение для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию (далее - ВВК) для определения годности к службе в уголовно-исполнительной системе.

При отсутствии сведений, препятствующих приему кандидата на службу в уголовно-исполнительную систему, а также признании его ВВК годным к этой службе кандидат пишет заявление о приеме на службу в уголовно-исполнительную систему.

Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава осуществляется:

1) путем заключения индивидуальных контрактов по форме, установленной Приказом Минюста России от 28 декабря 2001 г. 353
"О назначении на должности руководителей учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по контракту";

2) по конкурсу;

3) посредством назначения на должность.

Приказ о приеме на службу, назначении на должность объявляется сотруднику (стажеру) под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение.

Сотрудникам разрешается работать по совместительству в уголовно-исполнительной системе Минюста России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Контракт о службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - контракт) подписывается начальниками, имеющими право приема на службу в органах и учреждениях УИС.

На период отсутствия сотрудника в связи с отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на занимаемую им должность по контракту могут приниматься граждане либо сотрудники из других учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

На граждан, поступивших на службу в уголовно - исполнительную систему по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением. При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

С лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования Минюста России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно - исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.

Контракт является основанием для издания приказа о назначении сотрудника на должность.

Сотрудники, достигшие предельного возраста подлежат увольнению в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением.

При назначении сотрудника на должность руководитель учреждения или органа уголовно-исполнительной системы обязан использовать его на службе в соответствии с условиями контракта и требованиями Положения.

Не позднее двух месяцев до истечения срока действия контракта, если он не был продлен или перезаключен, руководитель учреждения или органа уголовно-исполнительной системы принимает решение об увольнении сотрудника либо назначении его на должность. Принятое решение оформляется приказом по окончании срока действия контракта.

В случае возникновения между сторонами спора по выполнению условий контракта такой конфликт подлежит урегулированию путем непосредственных переговоров между сотрудником и руководителем учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, а при недостижении согласия - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе и в судебном порядке.

Сотрудники проходят аттестацию на аттестационных комиссиях.

Аттестация сотрудников, заключивших контракт на определенный срок, проводится при его продлении, а сотрудников, заключивших контракт на неопределенный срок, - каждые пять лет службы. Сотрудники аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, перемещении на нижестоящую должность или в другое учреждение или орган уголовно-исполнительной системы, при увольнении из уголовно-исполнительной системы по определенным основаниям.

Аттестация составляется в письменной форме. В ней объективно и всесторонне отражаются индивидуальные особенности сотрудника, его знания, умения, навыки и их соответствие занимаемой им должности, в том числе:

- профессиональная подготовленность, способность решать оперативно-служебные задачи, соответствующие должностному положению;

- качественность и своевременность выполнения должностных обязанностей;
- уровень интеллектуального и культурного развития, то есть широта мировоззрения, творческая активность, эрудированность;

- боевая, физическая и эмоционально-волевая готовность к решению оперативно-служебных задач, к оправданному риску; степень самообладания в экстремальных ситуациях, выдержанность в отношениях с людьми.

Каждый сотрудник должен быть заранее ознакомлен с аттестацией, представляемой на него в аттестационную комиссию.

На основе всестороннего и объективного рассмотрения деловых, нравственных и личных качеств аттестуемого, его отношения к выполнению служебных обязанностей аттестационная комиссия делает один из следующих выводов:

-
соответствует занимаемой должности;

-
соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через шесть месяцев или год;

-
не соответствует занимаемой должности.

Во время прохождения службы в УИС сотрудникам присваиваются специальные звания. Порядок присвоения первичных и очередных специальных званий предусмотрен соответствующими ведомственными нормативными актами.

При нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником начальник учреждения или органа уголовно-исполнительной системы обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, провести служебную проверку, наложить на виновного дисциплинарное взыскание или передать материалы о проступке на рассмотрение суда чести.

Занесение в Книгу почета, на Доску почета, награждение ведомственными знаками отличия (наградное оружие, медали, нагрудные и почетные знаки и другие) производятся в установленном порядке.

При поощрении сотрудника в виде занесения в Книгу почета и на Доску почета допускается одновременная выдача ему денежной премии.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок,

признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое.

При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

Увольнение из уголовно-исполнительной системы является крайней мерой дисциплинарного взыскания.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты