1. Государственная служба, как правовой институт административного права. Понятие государственной службы
2. Виды государственной службы
3. Чины, классы, звания, ранги государственных служащих
4. Поступление на государственную службу
5. Ограничения, связанные с государственной службой
6. Прекращение государственной службы
7. Понятие административно-правовых отношений, их особенности
8. Субъекты административно-правовых отношений
9. Структура административно-правовых отношений
Заключение
Задачи
Список используемой литературы
Введение
Государственная служба явля-ется важным социально-правовым явлением. Она может быть исследована с различных сторон: политической, социальной, организационной, психологической, этической, социологической, правовой.
Государство не может существовать без государственной службы. Государственная служба -- это форма реализации государственной власти, осуществления государственной деятельнос-ти в целом. Как социальное явление государственная служба -- это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государ-ства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции. Это есть особая, специфическая трудовая деятельность людей.
Основными признаками государственно-служебной деятельности являются: государственно-властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы.
В процессе государственного управления складываются общественные отношения. Те из них, которые урегулированы нормами административного права, получили название административно-правовых, или управленческих отношений. Государственное управление реализуется посредством этих отношений. Управление как деятельность реально воплощается в действительность в результате складывающихся отношений. Поэтому можно сказать, что не вступив в административно-правовые отношения, невозможно совершать управление, так же, как осуществляя последнее, нельзя избежать административно-правовых отношений. Они воз-никают в связи с реализацией государственного управления и постоянно его сопровождают.
1.Государственная служба, как правовой институт административного права. Понятие государственной службы
В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Правовой институт государственной службы имеет сложную структуру и включает в себя: общую часть (понятия государ-ственной службы, государственного служащего, должности и их видов, правового статуса государственного служащего, управле-ния государственной службой), особенную часть (положения об основных институтах государственной службы -- поступление, прохождение, прекращение), специальную часть (особенности и взаимосвязи различных видов государственной службы: милита-ризованной и гражданской, в республиканских и местных орга-нах, в специальных органах -- дипломатических представитель-ствах, прокуратуре, суде).
Назначение государственной службы состоит в решении по-ставленных перед ней задач: проведение в жизнь государственной политики, подготовка, принятие, исполнение и контроль в преде-лах своей компетенции решений государственных органов; обеспе-чение эффективной деятельности государственных органов; обеспе-чение реализации прав и законных интересов граждан и юриди-ческих лиц. Кроме того, к задачам государственной службы мож-но отнести также следующие: обеспечение конституционного строя, реализация функций государственного управления, обеспечение стабильности в политической и социальных сферах, обеспечение общественного благосостояния, реализация принципов государ-ственной службы, применение установленных законодательством мер государственного принуждения и осуществление администра-тивной процедуры, не требующей применения мер государствен-ного принуждения, совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных слу-жащих, создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государствен-ных служащих.
Государственная служба является важным правовым институтом, входящим в отрасль административного права. Многоуровневость государственно-служебных право-вых отношений обусловливает комплексный характер этого пра-вового института. Он объединяет в себе нормы различных отрас-лей права (конституционного, административного, трудового, фи-нансового и др.).
При регулировании государственной службы наиболее тесно соприкасаются нормы административного и трудового права. Нормы административного права в полной мере регулируют вопросы осуществления специальных видов государственной службы (во-инской и военизированной). Трудовое законодательство применяет-ся к служебным отношениям, возникающим в этой сфере, лишь в отдельных случаях и в пределах, установленных специальным административным законодательством. Трудовое право, в частнос-ти, непосредственно применяется в отношении предоставления льгот и прав беременным женщинам и женщинам-матерям, про-ходящим воинскую или военизированную службу.
Административное право также регулирует множество вопросов службы в государственном аппарате и в правоохранительных органах. Вместе с тем, на эти виды государственной службы рас-пространяется некоторая часть норм трудового законодательства (в той части, в которой она не урегулирована специальными административно-правовыми актами). Например, применяются основные правила и порядок заключения, изменения и прекра-щения трудовых договоров, нормы рабочего времени и отдыха и др.
2. Виды государственной службы
В силу положений ст. 5 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена следующей классификацией: гражданская и ее подвиды -- общеадминистративная (президен-тская, парламентская, правительственная, исполнительно-отрас-левая (межотраслевая) в республиканских или местных государ-ственных органах); специализированная (финансово-кредитная, избирательная, контрольно-надзорная, юстиционная); правоохра-нительная (судебная, прокурорская) и милитаризованная и ее подвиды -- военизированная (служба в органах милиции, финан-совых расследований, таможни, транспорта, госбезопасности) и войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД, спецвойсках).
К лицам, состоящим на государственной службе, в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в:
Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их Секретариатах;
Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;
Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь и его аппарате, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь и его аппарате, общих и хозяйственных судах и их аппаратах;
Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;
органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах Прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;
министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;
дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;
местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;
государственных нотариальных конторах;
таможенных органах;
иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях. Перечень государственных органов, служба в которых считается государственной службой, является открытым.
3.Чины, классы, звания, ранги
государственных служащих
Присвоение классов служащих государственного аппарата осуществляется: Президентом Республики Беларусь -- в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления и должностных лиц, решение о назначении на должность которых принимается Президентом Республики Беларусь, при назначении их на должность, а также в отношении председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов при утверждении их в должности; Премьер-министром Республики Беларусь -- в отношении руководителей республиканских органов государственного управления, назначаемых Советом Министров Республики Беларусь, при назначении их на должность; председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов -- в отношении председателей город-ских, районных исполнительных комитетов при утверждении их в должности, а также в отношении глав местных администраций при назначении их на должность.
Присвоение классов служащих государственного аппарата иным лицам осуществляется соответствующими комиссиями, порядок создания и деятельности которых определяется Президен-том, Советом Министров, Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, Цент-ральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведе-нию республиканских референдумов, Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Хозяйственным Судом, Прокуратурой, облисполкомами и Минским горисполкомом или областным (Минским городским) Советом депутатов в зависимости от вида органа, в котором работают государственные служащие. Решение комиссии утверждается приказами (постановлениями, распоряжениями) органов, принявших решения о назначении либо избрании (утверждении) служащих на должность.
Всего для служащих государственного аппарата предусмотре-но 12 нумеруемых классов и один высший класс. Высший класс служащего государственного аппарата присваивается Президенту Республики Беларусь, Премьер-министру Республики Беларусь, Председателю Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателю Совета Республики Нацио-нального собрания Республики Беларусь, Главе Администрации Президента Республики Беларусь, Председателю Правления На-ционального банка, Государственному секретарю Совета Безопас-ности Республики Беларусь, Председателю Комитета государ-ственного контроля, Управляющему делами Президента Респуб-лики Беларусь, а также первым заместителям Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Респуб-лики Беларусь, заместителям Премьер-министра Республики Бе-ларусь, председателям облисполкомов и Минского горисполкома. Высший класс присваивается одновременно с назначением на должность без принятия дополнительного решения по данному вопросу.
Служащим государственного аппарата, имеющим почетные звания, ордена Республики Беларусь и СССР, может быть при-своен класс служащего государственного аппарата (кроме выс-шего класса) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем должностей, соответствующих классам служащих государственного аппарата. Досрочное повышение в классе (но не более чем на один класс) возможно за особые достижения в труде.
Лицам, принимаемым на должность в государственный аппарат впервые, класс служащего государственного аппарата присваивается, как правило, не ранее чем через 6 месяцев.
Прокурорским работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины (воинские звания): государственный советник юстиции 1-го клас-са, государственный советник юстиции 2-го класса, государствен-ный советник юстиции 3-го класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1-го клас-са, юрист 2-го класса, юрист 3-го класса, младший юрист. Со-ответствие классных чинов замещаемым должностям прокурорских работников определяется пунктом 13 Положения «О прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25 июня 1996г.
Присвоение классных чинов производится в порядке очеред-ности и по истечении следующих сроков пребывания на долж-ностях: младшего юриста -- 1 год, юриста 3-го класса -- 2 года, юриста 2-го класса -- 3 года, юриста 1-го класса -- 3 года, младше-го советник юстиции -- 4 года, советника юстиции -- 5 лет. Сроки пребывания в классных чинах старшего советника юстиции и выше не устанавливаются. Классный чин «юрист 3-го класса» присваивается после стажировки лицами, окончившим высшие учебные заведения по юридической специальности со сроком обучения четыре года и более. Срок пребывания в классном чине «юрист 3-го класса» устанавливается в один год.
Воинские звания прокурорам и следователям военных прокуратур присваиваются в соответствии с Положением о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил Республики Беларусь по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь.
Прокурорские работники, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно.
Лицам, проходящим дипломатическую службу, с учетом занимаемых должностей и квалификацией присваиваются дипломатические ранги. Порядок и условия присвоения дипломатических рангов предусмотрены Положением «О дипломатической службе Республики Беларусь». Согласно этому нормативному акту существуют следующие дипломатические ранги: атташе, третий секретарь, второй секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, первый секретарь второго класса, первый секре-тарь первого класса, советник второго класса, советник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго клас-са, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посол.
Работникам органов финансовых расследований присваива-ются специальные звания рядового состава, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава финансовой милиции с учетом их квалификации, образования, занимаемой должности и других условий, предусмотренных Положением «О прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета Государственного контроля Республики Беларусь».
Первые специальные звания рядового и младшего началь-ствующего состава присваиваются лицам, имеющим возраст не более 30 лет, а первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава, как правило,-- лицам не старше 35 лет.
Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и военной службе» и установлены для офицеров воинские звания по группам войскового и корабельного состава, включающие подгруппы младших, старших и высших офицеров. Для войскового состава предусмотрены следующие звания: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник; для корабельного состава -- младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга.
Воинские звания офицерского состава подразделяются на первые (младший лейтенант и лейтенант) и очередные.
Воинские звания офицерского состава присваиваются после-довательно в персональном порядке с учетом военной или иной специальной подготовки, занимаемой должности и условий, пре-дусмотренных Положением.
В органах внутренних дел также устанавливаются специаль-ные звания для рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Так же, как и в Вооруженных Силах, в зависимости от последовательности присвоения специальные зва-ния подразделяются на первые и очередные.
Для судей судов Республики Беларусь в соответствии с По-ложением «Об аттестации и квалификацион-ных классах судей судов Республики Беларусь» предусмотрены специальные квалификационные классы: высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый.
Высший, первый и второй квалификационные классы при-сваивается Председателям Верховного Суда и Высшего Хозяй-ственного Суда, их заместителям и судьям этих судов; первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы -- предсе-дателям, заместителям председателей областных, Минского го-родского, районных (городских), Белорусского военного судов, межгарнизонных военных судов и хозяйственных судов областей, а также судьям областных, Минского городского, Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей. Судьям район-ных (городских) судов и межгарнизонных военных судов присва-ивается первый, второй, третий, четвертый и пятый квалифика-ционные классы. Судьи по административным делам и исполни-тельным производствам могут иметь третий, четвертый и пятый квалификационные классы.
Сроки пребывания в каждом квалификационном классе предусматриваются следующие: в пятом квалификационном классе -- 2 года; в четвертом квалификационном классе -- 3 года; в третьем квалификационном классе -- 4 года; во втором квалификационном классе -- 5 лет. Срок пребывания в первом квалификационном классе не ограничен.
За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему ква-лификационный класс сохраняется пожизненно.
4. Поступление на государственную службу
В основе поступления на государственную службу лежит принцип равенства всех перед законом. Устанавливаемые ограничения для занятия должностей государственной службы связаны с предъявлением особых, повышенных, требований к ней. Таким образом, один из основных принципов, применяемых при формировании государственной службы - привлечение на нее наиболее достойных. Главными критериями отбора являются деловые, профессиональные и моральные качества претендентов.
Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям.
При поступлении на государственную службу гражданин представляет:
1. личное заявление;
2. личный листок по учету кадров;
3. паспорт, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
4. трудовую книжку, за исключением впервые поступающих на работу;
5. диплом или иной документ о соответствующем образовании, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;
6. декларацию о доходах и имуществе;
7. медицинское заключение о состоянии здоровья (для занятия отдельных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами).
Указом Президента Республики Беларусь от 17.03.2005 N 139 установлено, что для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен. Положение о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу, утверждено Указом.
Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:
· соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;
· необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;
· владение государственными языками Республики Беларусь;
· знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Поступление на государственную службу осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами путем назначения, утверждения либо избрания и оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку. Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание. С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа.
К кандидатам на должность судьи согласно статье 62 Закона «О судоустройстве и статусе судей» предъявляются следующие требования:
-- наличие гражданства Республики Беларусь;
-- достижение возраста 25 лет;
-- наличие высшего юридического образования (за исключе-нием судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые могут иметь как высшее юри-дическое, так и высшее техническое или естественнонаучное обра-зование);
-- не совершение порочащих его поступков;
-- наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет или прохождение в установленном порядке ста-жировки на протяжении двух лет и сдача при этом квалификаци-онного экзамена. Требования к кандидату на должность судьи, касающиеся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена, не распространяются на судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые имеют высшее техническое или естественнонаучное образование.
Для судей военных судов Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь устанавливает-ся дополнительное требование. Они назначаются на должность из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицер-ского состава.
В органы внутренних дел принимаются дееспособные граждане Республи-ки Беларусь старше восемнадцати лет, способные по своим личным, моральным, деловым качествам, состоянию здоровья и уровню образования выполнять возложенные на органы внутренних дел обязанности, не совершившие умышленное преступление.
При приеме на службу в органы внутренних дел граждане обязаны представить декларации о доходах и имуществе в отношении себя и членов своей семьи, совместно с ними проживающих и ведущих совместное хозяйство.
Обязательным условием при приеме в органы внутренних дел является проведение специальной проверки в отношении претендента.
Кандидаты, впервые поступающие на службу в органы внут-ренних дел, проходят испытательный срок до одного года, в про-цессе которого оценивается их пригодность для работы в органах. Также они проходят начальную правовую, физическую, техничес-кую и боевую подготовку.
5. Ограничения, связанные с государственной службой
Государственный служащий не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;
принимать участие в забастовках;
заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;
выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;
использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;
принимать от физических и юридических лиц любые, не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;
пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц;
использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;
принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.
6. Прекращение государственной службы
Прохождение государственной службы завершается ее прекращением. Она может прекращаться по основаниям, предусмот-ренным Трудовым кодексом (ст. 35), а также по основаниям, пре-дусмотренным в специальном законодательстве. Так, например, основанием для прекращения службы в государственном аппара-те может быть отставка служащего госу-дарственного аппарата. Право на отставку возникает при наличии совокупности определенных условий: достижение опреде-ленного возраста, наличие установленного общего и специально-го (в качестве служащего государственного аппарата) стажа рабо-ты. Таким образом, выход в отставку с назначением пенсии в определенном размере возможен до достижения служащим пенсионного возраста.
Прекращение государственной службы возможно в связи с расторжением контракта по основаниям, предусмотренным в нем. К ним, в частности, могут относиться: истечение срока контракта, не предоставление декларации о доходах и имуществе или указа-ние в ней неполных (недостоверных) сведений и другие основания для его досрочного прекращения по инициативе нанимателя или по требованию служащего. Все возможные основания для прекра-щения государственной службы предусмотрены в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» ст.40.
7.Понятие административно-правовых отношений, их особенности
Административно-правовые отношения - это управленческие отношения, складывающиеся по поводу и в связи с осуществлением государственного управления, урегулированные нормами административного права, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав.
Административно-правовые отношения являются властными (властеотношениями). Подобная их черта правомерна и имеет вполне достаточные основания. В отличие от гражданско-правовых отношений, где стороны равны, в рассматриваемых отношениях отсутствует юридическое равенство сторон. Одна сторона обладает властными полномочиями по отношению к другой. Поэтому первая сторона имеет возможность принимать управленческие акты, осуществлять контроль за деятельностью другой и в пре-дусмотренных законодательством случаях применять к ней меры принуждения. Это определяется особенностями государственного управления. Между тем такой признак присутствует и во многих финансовых, природоохранных отношениях. И все же, если для административно-правовых отношений он основной и исходный, обусловленный государственным управлением, то для других -- производный, являющийся следствием того, что административ-ное право служит основой их функционирования.
Главными особенностями административно-правовых отношений является то, что они:
1) управленческие;
2) возникают по поводу государственного управления;
3) регулируются нормами административного права;
4) имеют властные характеристики;
5) требуют наличия особых субъектов.
8.Субъекты административно-правовых отношений
В административно-правовых отношениях участвуют стороны, именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не каждое физическое или юридическое лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.
Административная правосубъектность -- это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоот-ношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.
Под правоспособностью обычно понимают способность иметь права и обязанности в сфере госу-дарственного управления, иначе говоря -- управленческие права и обязанности. Пра-воспособность возникает с момента рождения, а лица, обладаю-щие ею, являются лишь субъектами административного права. А чтобы стать субъектами административно-правовых отноше-ний, им необходимо обладать еще и вторым элементом админис-тративной правосубъектностью, т.е. административной дееспособ-ностью.
Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нести ответственность за свои действия. В практическом плане адми-нистративная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовывать свою административную правоспособ-ность, исполнять своими действиями возложенные на них обя-занности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.
Субъекты административно-правовых отношений представлены следующими группами:
А. Носители исполнительной власти:
1)главные;
2) основные;
3) специальные;
4) исключительные;
5) особые.
К главным относятся те, которые наделены верховной адми-нистративной властью. Такой властью обладает только Прези-дент Республики Беларусь как глава государства.
Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществ-ления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.
К специальным субъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.
К исключительным причисляются субъекты, у которых госу-дарственное (внутриорганизационное) управление является не ос-новной деятельностью -- прокуратуры, суды и т.д.
Особыми субъектами представляются администрации госу-дарственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты.
Б. Носители субъективных прав и обязанностей в государствен-ном управлении:
1) граждане Республики Беларусь;
2) иностранные граждане и лица без гражданства, проживаю-щие в Республике Беларусь;
3) общественные объединения и им подобные организации.
Вторая группа (носители субъективных прав и обязанностей в государственном управлении) объединяет субъекты, которые являются стороной в административно-правовых отношениях, но не наделены исполнительной властью. Они обладают субъективными правами и обязанностями в сфере государственного управ-ления, с которыми не может не считаться властвующая сторона. Носители исполнительной власти, осуществляя государственное управление, обязаны учитывать названные права и обязанности второй стороны. Носители субъективных прав и обязанностей -- особый вид субъектов в административно-правовых отношениях. Они не предназначены для осуществления государственного управ-ления, не наделены государственной властью и не входят в систе-му субъектов этой власти. Рассматриваемая группа субъектов явля-ется по существу объектом государственного управления, но спе-циально не определенным для этого.
Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории республики, обще-ственные объединения, предприниматели и т.д. вступают в адми-нистративно-правовые отношения как по своей инициативе, так и по инициативе властвующей стороны. В первом случае вступле-ние в административно-правовые отношения происходит в силу субъективных потребностей, реализации прав и обязанностей, во втором -- по причине осуществления органом, государственным служащим своих полномочий.
Правовой статус субъектов в административно-правовых отношениях не одинаков.
Особенности субъектов административно-правовых отноше-ний состоят в следующем:
1)они имеют двойственный характер, т.е. одновременно явля-ются субъектами административного права и административных правоотношений;
2) обладают правосубъектностью в сфере государственного управления;
3) их правоспособность и дееспособность возникают одновре-менно, т.е. составляют единое качество -- управленческую право-, дееспособность (правосубъектность);
4) их правовой статус не одинаков.
Из выше сказанного следует вывод: субъектами администра-тивно-правовых отношений (административного права) являются лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.
9. Структура административно-правовых отношений
Структура административно-правовых отношений такова:
· субъекты;
· права и обязанности субъектов;
· административно-правовая норма;
· юридические факты.
О субъектах административно-правовых отношениях уже велась речь в предыдущем пункте моей контрольной работы.
Права - это свобода или возможность поведения, осуществления действий, по закону принадлежащая сторонне отношений.
Обязанность - подобающее поведение, которому каждая сторона должна следовать, соблюдая свободу и интересы других лиц или общества в целом.
Административно-правовая норма - правило, мера поведения субъектов управления, установленная государством (его органами), выражающая его волю (их волю), и обязательная к исполнению.
Юридическими фактами могут быть действия либо события.
Действия выражаются в активных волеизъявлениях субъек-тов. Действия бывают правомерные и неправомерные.
Правомерные действия соответствуют административно-пра-вовым нормам. Например, обращение гражданина в соответству-ющую управленческую структуру с жалобой, заявлением или предложением, издание руководителем организации приказа о за-числении гражданина на работу. Как подача гражданином обра-щения, так и издание приказа порождают конкретные админис-тративно-правовые отношения.
Неправомерные действия -- это такие поступки, которые не соответствуют административно-правовым нормам. Ими являются дисциплинарные, административные и иные проступки, в отдель-ных случаях -- аморальные поступки. В результате их совершения гражданами, служащими (должностными лицами), представителя-ми административной власти (прокурорско-следственными работ-никами органов прокуратуры) возникает возможность привлече-ния нарушителей к дисциплинарной или административной ответ-ственности. Неправомерными могут быть и бездействия -- наруше-ния норм права путем невыполнения обязанностей, хотя по ситуации или по долгу требуется их выполнение. Например, проезд без билета в общественном транспорте, непринятие мер в соответ-ствии с правилами пожарной безопасности.
Заключение
В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена следующей классификацией: гражданская и ее подвиды; специализированная; правоохранительная, милитаризованная и ее подвиды -- (военизированная и войсковая).
Государственным служащим присваиваются чины, классы, звания, ранги в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке с учетом сфер и специфики государственной деятельности.
К государственным служащим предъявляются соответствующие квалификационные требования, поступление на государственную службу и ее прекращение осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательными актами Республики Беларусь.
Административные правоотношения - управленческие отношения, складывающиеся по поводу и в связи с осуществлением государственного управления, урегулированные нормами административного права. Данные правоотношения в отличие от гражданско-правовых, характеризуются отсутствием равенства сторон, являются властными. Здесь одна сторона обладает властными полномочиями по отношению к другой.
Главными особенностями административно-правовых отношений является то, что они:
1) управленческие;
2) возникают по поводу государственного управления;
3) регулируются нормами административного права;
4) имеют властные характеристики;
5) требуют наличия особых субъектов.
Административно-правовые отношения имеют свою структуру. Субъектом административно-правовых отношений может быть только то лицо, которое обладает административной правосубъектностью.
Задача №1
Председатель районного исполнительного комитета издал распоряжение о привлечении граждан к административной ответственности за курение в общественных местах. Заведующий столовой Б. отказался платить штраф за то, что не выполнил данное распоряжение в столовой.
Дайте оценку действий сторон.
Решение:
В данном случае заведующий столовой Б. совершил правонарушение (курение в столовой) согласно ч.2 п.38 Положения о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2004г. №28, запрещается курение на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции, и подлежит привлечению к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 0,1 до 0,5 базовых величин (п.3.16. Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2004г. №28).
В свою очередь председатель райисполкома превысил свои полномочия, т.к. ему не предоставлено право устанавливать ответственность за данный состав правонарушения (ст.5 КоАП Республики Беларусь).
Задача №2
За безбилетный проезд в пригородном поезде К. был оштрафован в размере 2-х базовых величин; Представитель контрольной службы обосно-вал свое решение тем, что К. уже третий раз попадался едущим без билета.
К. обратился в суд с жалобой на превышение полномочий представите-ля контрольной службы.
Решите проблему с жалобой.
Решение:
В соответствии со ст.126 КоАП Республики Беларусь за безбилетный проезд пассажир К. подлежит привлечению к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 0,2 минимальных заработных плат.
Со стороны представителя контрольной службы не было превышения служебных полномочий, т.к. он действовал в соответствии с п.1 ч.2. ст.205 КоАП Республики Беларусь, где предусмотрено, что органы железнодорожного транспорта, в данном случае их работник - контролер, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, в том числе и за безбилетный проезд пассажира. И в данном случае не имеет значения 3-х кратный безбилетный проезд пассажира К., его можно привлечь к административной ответственности за единичный случай такого проезда.
Список используемой литературы:
1. Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 06.12.1984г. №4048-Х (ред. от 19.07.2005г.), Мн.: Амалфея, 2003г.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999г. №296-З (ред. от 19.07.2005г.), Мн.: Амалфея, 1999г.
3. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» Закон Республики Беларусь от 13.01.1995г. №3514-Х11 (ред. от 11.11.2002г.)// зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 19.03.2001г. №2/467.
4. «О государственной службе в Республике Беларусь» Закон Республики Беларусь от 14.06.2003г. №204-З (ред. от 29.06.2004г.)// зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 19.06.2003г. №2/953.
5. «О воинской обязанности и воинской службе» Закон Республики Беларусь от 05.11.1992г. №1914 - XII (ред. от 22.07.2003г.)//зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 16.03.2001г. №2/349.
6. «Об утверждении положения о дипломатической службе Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от 06.04.1995г. №142 (ред. от 19.12.2001г.)// зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 23.02.2001г. №1/2084.
7. «Об утверждении положения о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от 02.11.2001г. №618 (ред. от 02.07.2002г.) // зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 06.11.2001г. №1/3170.
8. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности судов Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от 04.12.1997г. №626 (ред. 24.11.2003г.) // зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 23.02.2001г. №1/2301.
9. «Об утверждении положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу» Указ Президента Республики Беларусь от 17.03.2005г. №139 // зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 18.03.2005г. №1/6326.
10. «Об утверждении положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь» Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 25.06.1996г. №396-ХIII // зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 19.03.2001г. №4/2281.
11. Курс административного права Республики Беларусь. А.Н. Крамник. - Мн.: Тесей, 2002г.