p align="left">Должностными лицами называются служащие, имеющие пра-во совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т. д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и упол-номочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требова-ния (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).
Однако понятие должностных лиц не сводится к руководителю. Руководители, хотя и являются ведущей частью, но все же есть раз-новидность должностных лиц, к которым относятся и иные катего-рии государственных служащих. Например, их заместители и др. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. С. 120
Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители госу-дарственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их де-ятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответствен-ности к подчиненным им работникам.
Среди должностных лиц особый статус занимают представи-тели административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать пред-писания, указания) и применять меры административного воздей-ствия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напри-мер, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).
Оперативный состав (функциональные работники) -- это слу-жащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую за-дачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят спе-циалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая свя-зана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрискон-сульты и др. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 26
К должностным лицам по рассматриваемому признаку относят-ся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ве-дущие, старшие государственные должности, а также руководите-ли предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу -- младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т. д.
Оперативный состав, если учитывать дух закона, также мож-но отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу свое-го статуса они не наделены полномочиями совершать действия, на-правленные на достижение юридических последствий, властным об-разом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в от-дельную группу является одновременно условным и обоснованным.
Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (вра-чей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установ-ленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Дей-ствия таких служащих, влекущие юридические последствия, име-ют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на об-щественные отношения.
Вспомогательный состав -- служащие, служебная деятель-ность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений дан-ного органа. Их обязанности и права определяются задачами обес-печения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязаннос-ти служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступа-ющих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.
Особую группу должностных лиц составляют граждане, не со-стоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федера-ции, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществле-нии нотариальных действий нотариусы обладают равными права-ми, независимо от того, работают ли они в государственной нота-риальной конторе или занимаются частной практикой. Обязатель-ным для последних является то, что они должны быть членами но-тариальной палаты.
§ 3. Основы административно-правового статуса государственных служащих
Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:
а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государ-ственной службе;
б) деятельность государственных служащих подчинена осуще-ствлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер; Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. С. 26
в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны ис-пользоваться в интересах службы, а обязанности -- правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;
г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;
д) законные предписания и требования государственных слу-жащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;
е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на слу-жебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права уста-навливаются нормативными актами;
ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;
з) для них предусмотрены определенные льготы, а также по-вышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.
В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:
а) общегражданскими правами и обязанностями;
б) обязанностями и правами по занимаемой государственной должности государственной службы.
Общегражданские права и обязанности государственных слу-жащих такие же, что и других граждан. Государственные служа-щие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обя-занности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограни-чения возможны с их согласия. Например, государственные слу-жащие, замещающие государственные должности, не могут зани-маться предпринимательской деятельностью: у гражданина есть выбор -- быть государственным служащим или заниматься пред-принимательской деятельностью.
Кроме того, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется ин-тересами нормального функционирования государственной службы.
Служебные обязанности и права предоставляются государ-ственным служащим для успешного осуществления служебной де-ятельности по занимаемой государственной должности.
Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.
В свою очередь общие служебные права и обязанности могут быть подразделены на две подгруппы. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 167
Первую составляют обязанности и права, относящиеся к суще-ству служебной деятельности. Например, добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключени-ем незаконных; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей. Право государственного служащего на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы; получать необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы и т. д.
Вторую подгруппу составляют служебные права и обязаннос-ти, сопутствующие статусу государственных служащих. Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву автори-тета государственной службы; имеют право знакомиться по перво-му требованию со всеми материалами своего личного дела, требо-вать приобщения к личному делу своих объяснений- Обязанности и права этой подгруппы не влияют на содержание служебной дея-тельности.
Характер и объем специальных обязанностей и права государ-ственных служащих зависят от правового положения органа, в ко-тором они состоят на службе, от вида занимаемой государственной должности. Так, специальными являются обязанности и права глав-ных бухгалтеров в области бухгалтерского учета и отчетности, на-логовых инспекторов -- в области контроля за соблюдением нало-гового законодательства и т. д. Они предусматриваются в законах, должностных инструкциях и других правовых актах-
Имеются особенности в классификации обязанностей и прав государственных служащих органов военизированных и некоторых иных отраслей. Так, обязанности военнослужащих делятся на об-щие, должностные и специальные. К общим обязанностям отнесе-ны защита государственного суверенитета и территориальной це-лостности Российской Федерации, обеспечение безопасности госу-дарства, отражение вооруженного нападения и др.
Должностные обязанности военнослужащих и порядок их вы-полнения определяются законодательными актами, воинскими ус-тавами и другими нормативными документами. Так, командиры (начальник) отвечают за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, воинскую дисцип-лину, безопасность военной службы, состояние и сохранность воо-ружения и т. д.
Специальные обязанности и порядок их выполнения устанав-ливаются законодательством и общевойсковыми уставами. Специ-альные обязанности военнослужащие выполняют, когда находятся на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонных нарядах, при чрез-вычайных обстоятельствах. Для выполнения специальных обязан-ностей военнослужащие могут наделяться дополнительными пра-вами -- на применение оружия, предъявлять требования, обяза-тельные к исполнению, подчинения строго определенным лицам. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 138
Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обя-занностей и прав. Установлена уголовная ответственность за при-менение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за не-которые другие противоправные действия, препятствующие выпол-нению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.
Установлена административная ответственность за злостное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требо-ванию работника милиции, военнослужащего внутренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц нало-говой инспекции, антимонопольных органов и т. д.
Создание нормальных условий для служебной деятельности работников -- одна из важнейших обязанностей руководителей, не-выполнение которой может повлечь их дисциплинарную ответствен-ность.
ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
§1. Порядок прохождение государственной службы
Порядок поступления на государственную службу определяет-ся правовыми актами с учетом:
а) особенностей статуса государственных органов;
б) особенностей сфер и отраслей, к которым эти органы отно-сятся;
в) категорий групп государственных должностей;
г) способов замещения этих должностей.
Конституционный принцип равного доступа граждан Россий-ской Федерации к государственной службе не исключает ограниче-ний для поступления на эту службу или занятие конкретных госу-дарственных должностей. Ограничения установлены законами и другими правовыми актами.
Гражданин не может быть принят на государственную долж-ность в случаях:
а) признания его судом недееспособным или ограниченно де-еспособным;
б) лишения его судом права занимать государственные долж-ности государственной службы в течение определенного срока;
в) наличия заболевания, препятствующего выполнению долж-ностных полномочий, если специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей;
г) наличия близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчинен-ностью и непосредственной подконтрольностью одного другому- К лицам, находящимся в отношениях близкого родства или свойства, отнесены родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также бра-тья, сестры, родители и дети супругов;
д) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если служба будет связана с использованием таких сведений;
е) наличия гражданства иностранного государства, если доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
ж) отказа от представления сведений в органы налоговой служ-бы о полученных доходах и имуществе, принадлежащем претенден-ту на должность на праве собственности, являющихся объектом налогообложения.
Порядок и условия замещения государственных должностей государственной службы в наиболее существенных вопросах регла-ментируются Законом об основах государственной службы. Им ус-тановлено, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Поступление оформляется прика-зом по государственному органу о назначении его на государствен-ную должность государственной службы.
Назначение на государственную должность -- юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего осуществления функций, обязанностей и прав, определенных дан-ной должностью. Путем назначения замещаются практически все государственные должности государственной службы, однако в ус-тановленных случаях -- по результатам конкурса. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. С. 34
Порядок замещения должностей дифференцирован примени-тельно к назначению впервые или вновь поступающих на государ-ственную службу, а также к замещению вакантных должностей. Он различается также в зависимости от категорий и групп государ-ственных должностей.
Конкурс представляет собой конкретную форму замещения должностей, включающую элементы выборности. Он имеет целью отбор высококвалифицированных кадров и комплектование ими государственных органов. Конкурс состоит в предварительной оцен-ке профессиональных, деловых и нравственных качеств кандида-та на должность.
Замещение государственной должности по конкурсу предпола-гает:
а) избрание на вакантные должности, которые, следовательно, могут замещаться служащими на определенный срок (как прави-ло, до пяти лет);
б) объявление в печати о конкурсе на должность с сообщени-ем основных требований к кандидатам на ее замещение;
в) возможность участия в конкурсе нескольких претендентов;
г) рекомендацию кандидата на должность конкурсной комис-сией;
д) заключение контракта между администрацией и лицом, ре-комендованным конкурсной комиссией или избранным на соответ-ствующую должность;
е) издание приказа уполномоченным должностным лицом о назначении на должность.
По конкурсу замещаются определенные категории государ-ственных должностей государственной службы.
В свою очередь, конкурс может проводиться в форме конкур-са документов или конкурса-испытания. В форме конкурса докумен-тов замещаются вакантные старшие государственные должности государственной службы; конкурса-испытания -- на замещение ва-кантных высших, главных и ведущих государственных должностей государственной службы-
Конкурс проводится по установленной процедуре. В частности, при конкурсе документов конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о предше-ствующей трудовой деятельности, а также на основании рекомен-даций, тестирования и т. д.
Конкурс-испытание может включать в себя прохождение ис-пытания на соответствующую государственную должность и завер-шается государственным квалификационным экзаменом.
Решение конкурсной комиссии является основанием для назна-чения на соответствующую должность государственной службы либо отказа в таком назначении-
Замещение вакантных государственных должностей федераль-ной государственной службы по конкурсу регламентируется Поло-жением о проведении конкурса на замещение вакантной государ-ственной должности федеральной государственной службы, утвер-жденным Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 6041-
Государственно- служебные отношения. Лицо, принятое на государственную службу, приобретает статус государственного слу-жащего и субъекта государственно-служебных отношений. Особен-ность этих отношений состоит в том, что они складываются между государством в лице его органов и государственным служащим, осуществляющим служебную деятельность в качестве субъекта юридически-властных отношений. Государственно-служебные отно-шения значительной части государственных служащих могут скла-дываться не только внутри, но и вне рамок органа, в котором они занимают должности (между служащими выше- и нижестоящих ор-ганов, контрольно-надзорных органов). Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 56
Государственно-служебные отношения, урегулированные нор-мами административного права, представляют собой разновидность административных правоотношений.
Государственно-служебные отношения возникают на основе одностороннего решения государственного органа (должностного лица), которое, во-первых, юридически закрепляет поступление гражданина на государственную службу, во-вторых, служит осно-ванием для выполнения им служебных обязанностей по данной, дол-жности, в-третьих, определяет момент возникновения его обязан-ностей перед государством, а также служебных и личных прав. Перемещение служащих сопровождается также изданием админи-стративного акта.
Правоограпичения государственные служащих (их надо отли-чать от ограничений поступления на государственную службу) обус-ловлены особенностями государственной службы и имеют целью обеспечение ее эффективного функционирования. Государственная служба неотделима от осуществления государственной власти. По-этому должны быть определенные, в частности, правовые препят-ствия всегда возможному злоупотреблению принадлежностью к этой власти- Установленные правоограничения заключаются в основном в том, что государственный служащий не вправе:
а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пе-дагогической, научной и иной творческой деятельности;
б) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации аналогичных органов, ее субъектов и орга-нов местного самоуправления;
в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
г) состоять членом органа управления коммерческой организа-ции, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему в установленном порядке не поручено участвовать в управле-нии этой организацией;
д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредствен-но подконтролен ему;
е) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
ж) получать гонорары за публикации и выступления в каче-стве государственного служащего;
з) получать от физических и юридических лиц вознагражде-ния, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, ссуды, услуги и др.);
и) принимать участие в забастовках;
к) использовать свое служебное положение в интересах поли-тических партий, общественных, в том числе религиозных, объеди-нений, для пропаганды отношений к ним. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 193
Для федеральных государственных служащих установлен ряд запретов относительно получения ими без должного разрешения иностранных наград и знаков отличия иностранного государства;
загранкомандировок за счет юридических лиц и граждан, за исклю-чением служебных поездок в установленных случаях; совершения определенных действий в отношениях с религией.
Установленные ограничения не преследуют цели ущемления гражданских прав государственных служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государ-ственного аппарата-
Вышеназванные ограничения адресованы государственным служащим, занимающим государственные должности государствен-ной службы, и не распространяются на служащих государствен-ных предприятий, учреждений и организаций.
Прохождение государственной службы отдельными категори-ями служащих связано с их периодической аттестацией, повыше-нием квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т. д.
Аттестации проводится для определения уровня професси-ональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному слу-жащему квалификационного разряда. Она должна проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года-
Огромная значимость для государственных служащих аттестации, в результате которой затрагиваются их служебные и лич-ные интересы, обусловила то, что порядок и условия ее проведе-ния устанавливаются федеральными законами и законами субъек-тов РФ.
Оценка деятельности государственного служащего и рекомен-дации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттес-тационными комиссиями. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение, учитывающее также рекомендации ат-тестационной комиссии.
Повышение квалификации. Государственные служащие повы-шают квалификацию в различных учебных заведениях: Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, институтах повыше-ния квалификации государственных служащих, функционирующих в различных регионах.
Командировки, классные чины, ранги, форменная одежда. Ре-жим прохождения государственной службы включает регулирова-ние служебных командировок, введение для некоторых категорий государственных служащих персональных званий, классных чинов, рангов, форменной одежды, знаков различия, закрепление права на табельное оружие, порядка его применения и использования и т. д. В настоящее время классные чины, ранги и т. д. введены для мно-гих категорий государственных служащих органов военизирован-ных и гражданских отраслей и сфер деятельности (обороны, внут-ренних дел, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, таможенных органов и др.) Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 238
Прекращение государственной службы. Государственная служ-ба прекращается в результате увольнения государственного служа-щего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица-Основания увольнения по инициативе государственного орга-на или должностного лица предусмотрены законодательством о тру-де. Дополнительно ряд специфических оснований, обусловленных особенностями поступления на государственную службу и ее про-хождения, установлен Законом об основах государственной службы. Подавляющее большинство конкретизированных здесь оснований не связано с отношением государственного служащего к выполнению им должностных обязанностей. К ним относятся увольнение в свя-зи с достижением пенсионного возраста, установленного для заме-щения государственной должности государственной службы; пре-кращением гражданства Российской Федерации; несоблюдением ограничений, установленных для государственных служащих; нали-чием заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей.
Вместе с тем по закону основаниями увольнения являются несоблюдение обязанностей, установленных для государственных служащих этим законом; разглашение сведений, составляющих го-сударственную или иную охраняемую законом тайну. Как было ска-зано, перечень обязанностей государственных служащих дан в этом законе. Характер этих обязанностей определен здесь таким обра-зом, что их несоблюдение может служить общим основанием для прекращения государственной службы.
Предельный возраст нахождения на государственной службе установлен в 60 лет. Затем возможно продление уполномоченным органом или должностным лицом срока нахождения на государ-ственной службе, но каждый раз не более чем на один год. Продле-ние после достижения 65 лет не допускается. В дальнейшем госу-дарственный служащий может работать в государственном органе на условиях срочного трудового контракта.
Государственно-служебные отношения прекращаются издани-ем полномочным органом или должностным лицом административ-ного акта об освобождении государственного служащего от долж-ности или его отставке.
§ 2. Стимулы деятельности государственных служащих
Их можно подразделить на три группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры правовой ответственности.
Льготы. Они различны и, как правило, устанавливаются при-менительно к тем или иным категориям государственных служащих. В частности, федеральные государственные служащие имеют право на ежегодную оплату стоимости проезда к месту отдыха и обрат-но; на медицинское обслуживание, в том числе членов семьи, за счет средств бюджета; в установленных случаях льготы по налогообло-жению, на жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома, построенных за счет средств республиканского бюджета. Предус-мотрены надбавки к должностным окладам за особые условия служ-бы, выслугу лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам службы за квартал и год, и др.
Меры. поощрения. Общие меры поощрения установлены зако-нодательством о труде, специальные -- правовыми актами, предус-матривающими особенности правового статуса конкретных катего-рий государственных служащих-
Общими мерами поощрения являются денежная премия, объ-явление благодарности, награждение ценным подарком и др.
К служащим могут быть применены также меры поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных зва-ний, присуждения государственных премий.
Государственными наградами РФ являются: звание Героя Рос-сийской Федерации; ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Основания и порядок награждения ими регламентируется Положением о госу-дарственных наградах Российской Федерации, утвержденным Ука-зом Президента РФ от 2 марта 1994 г. с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 6 января 1999 г1, положениями о почет-ных званиях, утвержденными Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 128 .
Специальные меры поощрения также разнообразны: досроч-ное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государственную должность более высокой категории и др.
Меры поощрения, выражая высокую оценку и одобрение дея-тельности государственных служащих, направлены на повышение эффективности государственной деятельности.
Ответственность государственных служащих содержит зна-чительный, хотя и своеобразный, потенциал стимулирования дей-ственности служебной деятельности. Она органично связана с пра-вовыми основами этой деятельности государственных служащих, необходимостью строжайшего соблюдения ими государственной и служебной дисциплины, законности. Их нарушения государствен-ными служащими, особенно наделенными юридически-властными полномочиями, затрагивают непосредственно интересы государства, могут ущемлять права и свободы граждан.
Указом Президента РФ от б июня 1996 г. "О мерах по укреп-лению дисциплины в системе государственной службы" на руково-дителей федеральных органов исполнительной власти и глав испол-нительной власти субъектов РФ возложена персональная ответ-ственность за состояние исполнительской дисциплины в соответ-ствующих органах. Им предусмотрена возможность применения мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам этих органов за однократное грубое нарушение дис-циплины в системе государственной службы. При этом однократ-ным грубым нарушением дисциплины признаны: а) нарушение федеральных законов; б) неисполнение или ненадлежащее исполне-ние таких актов и вступивших в законную силу решений судов.
За такого рода нарушения должностные лица и работники вы-шеназванных органов могут быть, как подчеркнуто в указе, направ-лены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены ква-лификационного разряда (классного чина, воинского или специаль-ного звания). К ним могут быть применены и другие правоограниче-ния. Они не подлежат в течение года премированию, представле-нию к награждению государственными наградами и т. д. (п. 4 Указа).
Однократные грубые нарушения дисциплины в системе госу-дарственной службы, повлекшие последствия в виде нарушения нормального режима функционирования судов и системы государ-ственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершен-ные преднамеренно, являются основанием для привлечения винов-ных лиц к административной и уголовной ответственности в соот-ветствии с законодательством РФ. Последнее обстоятельство дол-жно быть подчеркнуто специально и особо. Применение мер видов ответственности, предусмотренных указом, должно соответствовать законам, устанавливающим дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, изменения и дополнения в которые не могут быть внесены указами Президента РФ. Например, законода-тельством пока не предусмотрена административная ответствен-ность должностных лиц органов исполнительной власти за неиспол-нение или ненадлежащее исполнение вступивших в законную силу решений судов и т. п. Алехин А.П., Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002 С. 302
В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисцип-линарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Регулирование последних двух видов ответственности выходит за рамки административного права. Воп-росы дисциплинарной, административной и материальной ответ-ственности (в том числе государственных служащих) по админис-тративному праву рассматриваются в IV разделе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенный перечень принципов государственной службы в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" имеет отношение ко всем видам государственной службы, в том числе и для государственно-служебных отношений органов внутренних дел. Это основополагающие принципы, на которых строится вся система государственно-служебных отношений. Исходя из состояния научных достижений и правоприменительной практики, можно предложить следующее определение принципа государственной службы Российской Федерации. Под принципом государственной службы Российской Федерация следует понимать правовую категорию как основное, руководящее положение, закреплённое непосредственно или косвенно в нормах права, определяющее содержание государственно-служебных отношений, имеющее обязательный характер для участников этих отношений, способствующее осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом.
Государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хозяйственных услуг, а в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций. Не трудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой основной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян. При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государственно-бюджетных средств.
В курсовой работе были рассмотренные основные положения прохождения государственной служба, раскрыты понятия государственного служащего, принципы государственной службы. Также мы рассмотрели нормативные акты, которые регулируют прохождения государственной службы в органах внутренних дел.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Конституция Российской Федерации. М., 1996.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2000.
4. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
5. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002 - 569 с.
7. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. 569 с.
8. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 - 985 с.
9. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997.- 465 с.
10. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. -135 с.
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации - М: Издательство 5ЕК, 2000.
12. Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. - 79 с.
13. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления.- М., 1999. - 569 с.
14. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 1996. - 562 с.
15. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. - 856 с.
16. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. - 468 с.