Рефераты

Государственная социальная помощь в системе права социального обеспечения

p align="left">Всем категориям ветеранов и инвалидов проживающим в Тамбовской области предоставляется 50-процентная скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В прошлом году на эти цели было израсходовано 360 миллионов рублей из областного бюджета и 223 миллиона рублей из средств федерального Фонда компенсаций. В нынешнем году планируется увеличение финансирования по этой статье в 3 раза.

В прошлом году свыше 18,5 тысяч льготников воспользовались бесплатным санаторно-курортным лечением. Эта цифра в 13 раз превышает уровень 2004 года.

Также за последние два года в Тамбовской области стала доступнее льготная медицинская и лекарственная помощь. На треть расширена сеть аптечных предприятий, работающих по программе дополнительного лекарственного обеспечения. На четверть увеличено число лечебно-профилактических учреждений и на 20 процентов численность врачей, осуществляющих выписку льготных лекарственных средств. Создано более 40 компьютеризированных центров выписки рецептов.

За это время выписано более 1 миллиона 800 тысяч рецептов. Так называемые отсроченные рецепты составляют менее 0,2 процента от общего количества выписанных. За счет средств федерального бюджета отпущено льготных медикаментов на сумму 496,5 миллионов рублей, за счет средств областного бюджета - на 34 миллиона рублей. Для сравнения за 2004 год на эти цели из всех источников было израсходовано около 130 миллионов рублей. Максимальный лицевой счет льготника составил 620 тысяч рублей, средний лицевой счет - 4114 рублей.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создает угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в ее эффективном проведении.

Не был учтен разрыв между началом получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения.

Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации. Монетизация льгот могла бы в существенной степени решить некоторые проблемы.

Для этого было необходимо максимально расширить свободу потребительского выбора за счет отказа от натуральных форм предоставления социальной поддержки и перехода к денежным выплатам. Важным условием финансовой устойчивости при этом должен был бы стать переход к адресному принципу предоставления этих выплат, исключительно или главным образом на основе учета уровня нуждаемости в социальной поддержке.

2.2 Государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг

Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

В состав предоставляемого набора услуг включены следующие социальные услуги:

1. дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;

2. предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;

3. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;

4. бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Важной целью социальной политики Российского государства является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, в том числе по обеспечению доступности качественной медицинской и лекарственной помощи.

Сегодня вопрос об обеспечении лекарственными средствами льготной категории населения широко обсуждается на федеральном уровне. В субъектах РФ продолжают осуществляться мероприятия, проводимые в целях оптимизации и стабилизации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Дополнительное лекарственное обеспечение осуществляется по рецептам врача при амбулаторном лечении без ограничения стоимости лекарственных средств согласно перечню лекарственных средств отпускаемых по рецепту врача. В случае недостаточности лекарственной терапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии.

Так, например, в г. Тамбове за предоставлением необходимых лекарственных средств гражданин вправе обратиться в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (т.е. в поликлинику) по месту жительства. При обращении в данные учреждения гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность (паспорт), документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное ПФР, а также страховой медицинский полис обязательного страхования граждан. При обращении гражданина в лечебно профилактическое учреждение врач (фельдшер) выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства, предусмотренные Перечнем лекарственных средств. За получением лекарственного средства гражданин обращается в аптечное учреждение. Информация об аптечных учреждениях осуществляющих отпуск лекарственных средств предоставляется гражданам в лечебно-профилактическом учреждении.

При нахождении гражданина на территории другого субъекта Федерации он может обратиться в лечебно-профилактическое учреждение и при предъявлении документов, указанных выше, ему может быть выписан рецепт на лекарственные средства.

В перечень лекарственных средств для дополнительного медицинского обеспечения входят более 1600 препаратов по торговым наименованиям. Однако, несмотря на то, что стоимость отдельных препаратов достигает 23 тыс. руб., в перечне в основном предусмотрены относительно дешевые лекарства. Более того, обязательное использование особых бланков рецептов, а также необходимость компьютерной обработки данных серьезно затрудняет реализацию прав граждан в этой сфере.

По данным за 2008 год в г. Тамбове было выписано более 300 тысяч бесплатных рецептов.

Гражданам, имеющим право на дополнительную медицинскую помощь, могут быть предоставлены бесплатные путевки в санаторно-курортные организации, расположенные на территории России и включенные в соответствующий Перечень.

Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются в установленном порядке.

Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (т.е. без питания и проживания) на основании заявления гражданина. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ. Такая путевка оформляется по установленной форме.

К примеру, граждане, проживающие в г. Тамбове для реализации права на санаторно-курортное лечение должны получить в лечебно-профилактическом учреждении (поликлинике) по месту жительства справку для получения путевки.

При наличии данной справки граждане обращаются с заявлением в Фонд социального страхования. Фонда социального страхования не позднее 10 дней с момента поступления заявления сообщают о возможности предоставления путевки. Санаторно-курортная путевка выдается в заполненном виде, с печатью Фонда социального страхования и с отметкой «Оплачена за счет средств федерального бюджета и продаже не подлежит».

После получения путевки граждане, но не ранее чем за два месяца до начала срока ее действия, обязаны оформить санаторно-курортную карту в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем справку на получение путевки.

В г. Тамбове по данным за 2008 год путевки на санаторно-курортное лечение получили более восьми тысяч человек, большинство граждан, получивших путевки в возрасте 61 - 70 лет - 29% и 71 - 80 лет - 25%.

В соответствии с Законом «о государственной социальной помощи», Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.04. №328) и Рекомендациями по организации проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно (Письмо ФСС РФ от 22.12.04 №02-18/01-9530) организация бесплатной перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным, авиационным, водным, и автомобильным транспортом. При этом приоритетным видом транспорта является железнодорожный транспорт.

Одновременно с получением в исполнительных органах Фонда социального страхования санаторно-курортной путевки граждане обеспечиваются специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или именными направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны и именные направления выдаются на каждый вид транспорта.

Обеспечение граждан бесплатным проездом к месту лечения обратно осуществляется на основании направления, выдаваемого органом исполнительной власти субъекта Федерации в сфере здравоохранения, в порядке определенном Министерством здравоохранения и соц. развития РФ.

После получения направления, выданного органом исполнительной власти субъекта Федерации в сфере здравоохранения, гражданин обращается в Фонд социального страхования или в органы социальной защиты населения для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.

Заполненные специальные талоны и именные направления выдаются гражданину в двух экземплярах, на оформление проезда в прямом и обратном направлении.

Проезд граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории России без оплаты ими стоимости проезда осуществляется круглогодично, без ограничения числа поездок и маршрутов следования. Бесплатный проезд осуществляется на основе проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке. Выдаваемые гражданам безденежные проездные документы (билеты) не подлежат передаче другим лицам и не обмениваются. Указанные билеты являются недействительными без документов, удостоверяющих право на бесплатный проезд (удостоверения участника Великой отечественной войны, справки подтверждающей факт установления инвалидности и т.д.), а также решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданного ПФР, в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 года №294.

На основании договора, заключенного между Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, ОАО «Российские железные дороги» и ПФР, в 2006 году льготники стали бесплатно ездить на железнодорожном транспорте пригородного сообщения только при наличии карты транспортного обслуживания, которая стала условием выдачи бесплатных проездных абонементов на один - три месяца или разовых билетов в железнодорожных кассах. Причем льготники получают именные карточки транспортного обслуживания по почте.

Таким образом, под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Согласно данным Правительства РФ на 2008 г. 64% льготников отказалось получать набор социальных услуг полностью или частично и выбрало денежную компенсацию соответствующих социальных услуг. А по Тамбовской области численность отказавшихся получить набор социальных услуг составляет 78,2%.

Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом идея монетизации могла бы быть выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям - нет.

2.3 Ежемесячные денежные выплаты в связи с монетизацией льгот

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О монетизации льгот» введена новая разновидность денежного предоставления в системе социального обеспечения России - «ежемесячные денежные выплаты».

Данный Федеральный закон, вводя ежемесячные денежные выплаты, внес соответствующие поправки в большое количество законов, в том числе в закон «О государственной социальной помощи».

Соответствующими денежными выплатами для различных категорий населения с 2005 г. были заменены следующие льготы:

· бесплатный проезд и городским транспортом;

· льготный или бесплатный проезд междугородним транспортом;

· выплата компенсации за эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание

· скидка по оплате радиоточки;

· льгота по оплате за телефон;

· скидка на услуги вневедомственной охраны;

· скидка по оплате телевизионной антенны;

· бесплатная установка телефонов;

· выплата компенсации за неиспользованную путевку и т.д.

Федеральный законодатель, как указывалось ранее, разделил льготников на федеральных и региональных.

За счет средств бюджетов субъектов Федерации меры социальной поддержки предоставляются реабилитированным гражданам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла, а также ветеранам труда. Регины также, как это вытекает из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122, должны сохранить предоставленные льготы и иным категориям граждан (например, если в регионе предусматривается бесплатный проезд пенсионеров на городском транспорте).

Так, например, в Тамбовской области сохранились предоставленные льготы многодетным матерям - 1/3 платы за коммунальные услуги, бесплатные обеды для детей в школе и лицам, работающим в сельской местности - 1500 рублей в год.

Согласно преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан основанной на положениях данного закона, субъекты Федерации и муниципальные образования должны:

· при замене льгот в натуральной форме на денежные выплаты вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной помощи гражданам с учетом специфики их имущественного положения, а также других обстоятельств.

· реализовывать принцип поддержания доверия к закону и действия государства путем сохранения стабильности правового регулирования.

· предоставлять гражданам возможность в течение разумного времени адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений.

· не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в этой преамбуле, и не могут использоваться умаления прав и законных интересов гражданина.

Однако положения преамбулы не были выполнены рядом регионов, особенно на начальном этапе монетизации льгот. Федеральная власть, скинув социальное обеспечение наиболее проблемных категорий льготников субъектам Федерации, сама же рекомендовала (в лице Минфина РФ) заменить отдельные льготы, например бесплатный проезд, компенсацией в 100 рублей. Абсурдность введенных размеров ежемесячных денежных выплат во многих регионах, неразбериха с реестрами льготников, крайне низкая информационная обеспеченность реформы - все это и многое другое стало поводом для массовых протестов граждан и срочной корректировки проводимой монетизации льгот.

Все это усугубил и неверный расчет создателей проекта монетизации льгот - кода по неизвестной причине около полумиллиона человек не были запланированы в качестве федеральных льготников.

Помимо срочных поправок в федеральный бюджет и Федеральный закон «О монетизации льгот», устраняющих очевидные ошибки, понадобились и иные меры, например, по резкому увеличению не предусмотренных ранее расходов на монетизацию льгот, были увеличены базовые части трудовых пенсий, выделены гигантские суммы для частичной компенсации регионам понесенных расходов.

Ежемесячные денежные выплаты за счет федерального бюджета назначаются отдельным категориям граждан на основании федеральных законов: «О государственной социальной помощи»; «О ветеранах»; «О социальной защите инвалидов» и т.д.

Ежемесячная денежная выплата назначается без учета районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ. Размер данной выплаты подлежит индексации в порядке и сроки установленные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Ежемесячная денежная выплата из федерального бюджета устанавливается (по состоянию на 2008 год) в размере:

· инвалидам Великой отечественной войны - 2120 рублей;

· участникам Великой Отечественной войны - 1590 руб.;

· ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» - 1166 рублей.

· лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» - 1166 рублей.

· инвалидам, имеющим 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности (первая группа) - 1484 руб.;

· инвалидам, имеющим 2 степень ограничения способности к труду (вторая группа) - 1060 рублей.

· инвалидам, имеющим 1 степень ограничения способности к трудовой деятельности (третья группа) - 848 рублей;

· детям-инвалидам - 1060 рублей;

· инвалидам, не имеющим ограничения способности к труду - 530 рублей.

Ежемесячные денежные выплаты установлены также и иным льготным категориям (например, лицам, пострадавшим из-за аварии на Чернобыльской АС и т.д.).

За счет средств бюджета Тамбовской области ежемесячные денежные выплаты установлены в размере:

· ветеранам труда - 865 рублей;

· труженикам тыла - 965 рублей;

· лицам, пострадавшим от политических репрессий - 965 рублей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что под монетизацией льгот следует понимать замену ранее предоставляемых натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами.

Можно утверждать, что с монетизацией льгот относительно справились лишь регионы - «доноры», благополучные в экономическом плане субъекты Федерации. При этом различие между социальным обеспечением населения отдельных регионов России может достигать огромных величин.

У специалистов вызвали недоумение и размеры ежемесячных денежных выплат, и стоимость набора социальных услуг. Крайне спорная адекватность замены льгот денежными компенсациями была обусловлена лишь возможностями федерального бюджета, а не соразмерностью такой замены и тем более не желанием улучшить положение их получателей.

3. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи

3.1 Получатели государственной социальной помощи

Ст. 7 Федерального закона РФ «о государственной социальной помощи» предусмотрено, что получателями такой социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае если в субъекте Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленные Правительством РФ.

На основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в РФ» была заложена правовая основа для определения прожиточного минимума в России. В данном законе получили свое закрепление вопросы определения и величины потребительской корзины, периодичность ее исчисления и порядок установления. Согласно этому закону Правительство РФ обязано ежеквартально утверждать величину прожиточного минимума в целом по России в расчете на душу населения.

Прожиточный минимум включает в себя потребительскую корзину, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина складывается из минимально необходимого уровня потребления материальных благ и услуг и выражает минимальные потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах. Она включает в себя питание, непродовольственные товары и необходимые услуги, основную часть этого минимума составляет питание (68%). Данные наборы дифференцируются в зависимости от природно-климатических, демографических, социально-этнических и экологических условий, а также с учетом роста цен.

Второй составной частью прожиточного минимума являются обязательные платежи и сборы. В соответствии с российским законодательством каждый гражданин обязан платить законно установленные платежи и сборы. Малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане не являются исключением из этого правила, и наравне с другими гражданами обязаны платить обязательные платежи и сборы в бюджет со своих доходов. Однако для малообеспеченных граждан уплата налогов и сборов очень часто является непосильным бременем. Поэтому естественной представляется необходимость включения в минимальный прожиточный минимум кроме потребительской корзины обязательных платежей и сборов.

Право на государственную социальную помощь могут иметь граждане Российской Федерации, а также, право на данный вид помощи могут иметь лица, находящиеся в России на законных основаниях, (беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные граждане и лица без гражданства) при соблюдении ими условий на получение такой помощи.

Среднедушевой доход членов семьи рассчитывается исходя из суммы всех доходов семьи. Это позволяет сузить количество получателей государственной социальной помощи.

Так, например, если в семье, состоящей из двух человек, доходы жены, ниже установленного прожиточного минимума, а общий доход семьи выше прожиточного минимума, это не дает ей оснований для получения социальной помощи. Она и её семья приобретают это право только в том случае, если среднедушевой доход на семью является ниже установленного прожиточного минимума.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Учет доходов семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся органом социальной защиты населения исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

При расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученного как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (услуг, плодов, продукции), иного имущества, исходя из цен, определяемых в порядке, установленном ст. 40 Налогового кодекса РФ. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления семьи или одиноко проживающего гражданина.

Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. №512).

В частности, при расчете указанного среднедушевого дохода учитываются все виды доходов, в том числе:

1. средняя заработная плата;

2. заработная плата, сохраняемая на время отпуска, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск;

3. пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

4. все виды пенсий;

5. стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования,

6. доходы от имущества (доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимости, транспортных и иных механических средств, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства);

7. проценты по банковским вкладам;

8. алименты;

9. оплата по договорам,

10. доходы по акциям;

11. доходы от занятия предпринимательской деятельностью;

12. авторские вознаграждения;

13. денежные эквиваленты полученных льгот;

14. наследуемые и подаренные денежные средства и т.д.

Сумма заработной платы, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения. Суммы доходов от сдачи в аренду недвижимого или иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период. Суммы оплаты сезонных и временных работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за месяцы, приходящиеся на расчетный период.

Можно без особого труда проанализировав предусмотренный порядок, сделать вывод о том, что законодатель сделал попытку законодательно закрепить все возможные виды доходов. Дабы упростить процедуру исчисления среднедушевого дохода для назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

В доходе малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в виде денежных выплат или натуральной помощи и единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного здоровью человека либо его имуществу, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую и социальную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

1) военнослужащие, проходящие службу по призыву, а также обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;

2) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда.

Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов на всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход малоимущего одиноко проживающего гражданина определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета имеют следующие девять категорий граждан:

1. инвалиды войны;

2. участники Великой Отечественной войны;

3. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»;

4. военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и других учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 3.09.1945 г.; военнослужащие, награжденные орденами и медалями за службу в указанный период;

5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6. лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и т.д.;

7. члены семей погибших инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий;

8. инвалиды (первой, второй и третьей группы);

9. дети-инвалиды.

Право на получение государственной социальной помощи за счет средств региональных бюджетов следующие категории граждан:

1. ветераны труда;

2. труженики тыла;

3. граждане, пострадавшие от политических репрессий

Право на пользование набором социальных услуг возникает только после включения конкретного льготника в Федеральный регистр. В связи с этим возникает серьезная проблема с правом пользования социальным пакетом, особенно по лекарственному обеспечению и бесплатному проезду пригородным железнодорожным транспортом, у инвалидов в период переосвидетельствования в бюро МСЭ. В силу определенных обстоятельств перерыв между истечением срока установленной ранее группы инвалидности и очередным ее установлением может занимать от одного до нескольких месяцев. На этот период инвалид будет исключен из Федерального регистра и не сможет пользоваться набором социальных услуг.

По состоянию на конец 2008 г. численность граждан, вошедших в федеральный регистр лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи, составила почти 16,4 млн. человек. Также, более 15,2 млн. человек включены в региональные регистры.

Следовательно, можно сделать вывод, что условием для предоставления государственной социальной помощи лицам, нуждающимся в ней, является наличие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Либо принадлежность лица к одной из категорий граждан имеющих право на получение набора социальных услуг.

3.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Федерации.

Примером регионального нормотворчества в данной сфере может являться Закон Тамбовской области от 03.04.2008 года №167-З «Об адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории Тамбовской области». Это системообразующий документ, призванный регулировать все процессы и взаимоотношения в данной сфере: основные принципы оказания адресной социальной помощи, ее размеры, источники финансирования, порядок назначения и контроль за целевым использованием денежных средств.

В соответствии с данным законом предусматривается оказание социальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, попавшим в экстремальные жизненные ситуации. В 2008 году из областного бюджета на эти цели было выделено 46 млн. рублей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, на основании заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, а также заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.

Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.

Сбор необходимых сведений о доходах не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.

В заявлении заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно., Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того, это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи должно быть направлено заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» урегулировано предоставление государственной социальной помощи в связи с состоявшейся в 2005 году монетизацией льгот миллионам граждан России.

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 г. №294.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи».

Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.

Граждане могут обратиться за данной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен Приложением №3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ. Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг. В Тамбовской области, по состоянию на 2008 год, численность граждан имеющих право на получение набора социальных услуг составила почти 177,6 тысяч человек.

По состоянию на апрель 2009 года на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 615 рублей в месяц. Из них 547 рублей отводится на дополнительную медицинскую помощь, а 68 рублей - на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Например, житель г. Тамбова имеющий 3 степень ограничения трудоспособности (инвалид 1 группы) имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1484 руб.

Но если такой инвалид не отказался от получения набора социальных услуг, он получит «на руки» сумму за вычетом стоимости набора социальных услуг: 1484 - 615 = 869 руб. - если он получает весь набор социальных услуг. Или за вычетом одной социальной услуги: 1484 - 68 = 1416 руб. - если он отказался от права на бесплатный проезд, но сохранил натуральное предоставление бесплатных лекарств и путевки.

Таким образом, можно сделать вывод, что для получения государственной социальной помощи малоимущие граждане должны самостоятельно, с письменным заявлением, обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг должны подать письменное заявление территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства.

3.3 Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в период получения государственной социальной помощи заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являющихся основанием для прекращения либо продолжения оказания ему государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах, имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Срок для сообщения - две недели со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты факта недостоверности представленных заявителем сведений или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений, отражающихся на праве получения помощи или ее размере, заявитель может быть лишен права на получение государственной социальной помощи на период, установленный органами социальной защиты населения субъекта Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь незаконно оказывалась заявителю. Прекращение оказания данной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты или в суд.

Отказ в назначении социальной помощи предусматривается в двух случаях: в случае если доход семьи или одиноко проживающего гражданина выше прожиточного минимума и в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения отказывает в назначении государственной социальной помощи.

Первый случай отказа в назначении помощи прямо не предусмотрен с. 9 закона, что по нашему мнению является существенной недоработкой. Но из анализа предыдущих статей ясно усматривается, что получателями социальной помощи могут быть только две категории. Таким образом, если человек не является малоимущим, то ему должно быть отказано в назначении такой помощи при рассмотрении его заявления в органах социальной защиты населения.

Второй случай прямо предусмотрен ст. 9, Федерального закона, согласно которой в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имущества на праве собственности орган социальной защиты отказывает в назначении государственной помощи.

Уведомление об отказе в назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее, чем через 10 дней после обращения в орган социальной защиты. При необходимости проведения комиссионного обследования органом социальной защиты представленных заявителем сведений, данный орган должен дать окончательный ответ заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Отказ в назначении данной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты или в суд. Данное положение о праве гражданина обратиться за защитой своих прав, имеет очень важное значение и соответствует Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Данное положение также ограничивает количество случаев неправомерного отказа от оказания государственной помощи.

Отказ о предоставлении помощи не является препятствием для подачи заявления во второй раз, когда малоимущая семья или малоимущий одинокий гражданин будут действительно в ней нуждаться.

Как указывалось выше, особенностью оказания государственной социальной помощи является то, что она оказывается не постоянно, а на определённый период времени. Максимальный период времени в законе не указан, это даёт основания говорить, что получатели государственной помощи имеют право на её получение до тех пор, пока по существующим в законе основаниям их право на её получение не прекратиться.

Гражданин, имеющий право на получение набора социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган ПФР, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Согласно Закону о государственной социальной помощи допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью. Так же допускается частичный отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона «О государственной социальной помощи» (дополнительная бесплатная медицинская помощь) или п. 2 ч. 1 ст. 6.2 вышеуказанного закона (бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте) .

Заявление об отказе от получения социальных услуг подается гражданином в территориальный орган ПФР ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично или иным способом. При подаче заявления иным способом удостоверение личности и проверка подлинности подписи осуществляется нотариусом или в порядке установленном п. 3 ст. 185 ГК РФ.

Согласно разъяснениям Минздравсоцразвития РФ в случае отказа гражданина от предоставления набора социальных услуг полностью или частично из назначенного размера ежемесячных денежных выплат не высчитывается сумма стоимости всего набора услуг или его части.

Ранее право на получение набора социальных услуг восстанавливалось на следующий год по истечении года, на который гражданин отказался от него. С 1 января 2009 года заявление нужно писать только в том случае если льготник меняет свое решение о том, как распорядиться набором социальных услуг, т.е. его решение автоматически продлевается на последующие годы.

Например, если в 2008 году льготник отказался от набора социальных услуг, а в 2010 году снова захочет им воспользоваться, ему придется подавать заявление в ПФР.

По данным на 1.10.2008 г. в Управления Пенсионного Фонда городов и районов Тамбовской области поступило почти 139 тысяч заявлений, что составляет 78,2% от общего количества федеральных льготников, имеющих право на получение набора социальных услуг.

Полностью отказались от набора социальных услуг, предоставляемых государством, 128422 федеральных льготника - тамбовчанина. 4852 человека отказалось только от дополнительного медицинского обслуживания, в том числе от бесплатных лекарств и санаторно-курортного лечения. 5639 льготников решили не пользоваться только бесплатным проездом в пригородном железнодорожном транспорте.

Согласно опросу, проведенному Управлением здравоохранения Тамбовской области, 31% граждан отказывается от льгот в связи с необходимостью улучшить свое материальное положение.

Таким образом, прекращение оказания государственной социальной помощи возможно, в случае если доход семьи или одиноко проживающего гражданина выше величины прожиточного минимума установленного в регионе. Прекращение оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг может быть в том случае, если гражданин отказался от ее получения, обратившись с письменным заявлением в территориальный орган ПФР, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Либо в случае утраты права на получение набора социальных услуг.

Заключение

В настоящей дипломной работе подробно освещены основные вопросы оказания государственной помощи в нашей стране, такие как, виды и размер социальной помощи, порядок её предоставления и др.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам

В настоящее время в Российской Федерации острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, достаточно велико, в стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.

Современное социально-экономическое положение характеризуется тем, что подавляющее большинство населения попало в зону риска, т.е. бедными могут стать любой человек, любая семья. Речь идет не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товаров, но и о других показателях.

Следовательно, в основу социального развития государства на ближайшие годы должны быть заложены имеющиеся у государства ресурсы, предназначенные для поддержания государственных минимальных стандартов жизни населения (по потреблению продовольствия и лекарств, тепловой и электроэнергии, транспортного и коммунального обслуживания и т.д.)

Предоставление каких-либо видов социального обеспечения, например: пособий, социальных услуг, медицинской помощи и лечения, должно осуществляться согласно принципам, установленном в законодательстве о социальном обеспечении. К таким принципам относятся:

· всеобщность социального обеспечения;

· предоставление социального обеспечения трудящемуся и членам его семьи;

· установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;

· многообразие видов социального обеспечения и т.д.

К сожалению, в настоящее время не все вышеуказанные принципы реализуются в полной мере.

Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели - предоставления человеку минимума средств к существованию - к более высоким целям - избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

Государственная социальная помощь (в части финансирования) может рассматриваться как вид региональной формы социального обеспечения. Это обусловлено также и тем, что правовое регулирование отношений в области социального обеспечения относится к совместной компетенции органов государственной власти федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи» и Федеральному закону «О монетизации льгот» набор социальных услуг и ежемесячные денежные выплаты предоставляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Однако регионализация социального обеспечения проявила себя далеко не с лучшей стороны.

К сожалению, реализация Федерального закона «О монетизации льгот» преследовала лишь цели бюджетной оптимизации, улучшения удобства бюджетного планирования и «сбрасывание» значительных расходных полномочий на регионы с последующим жестким финансовым субсидированием регионов ради политического эффекта увеличения зависимости субъектов Федерации от федерального центра. В данном случае финансовая составляющая победила социальную направленность.

Более того, вызывает вопросы и сама идея монетизации льгот при сохранении крайне низких размеров пенсий. В условиях острой нехватки денежных средств у нуждающихся (ветеранов, инвалидов и т.д.) отобрание у них части натурального предоставления, сопряженное с предложением им нескольких услуг (набора социальных услуг) с возможной денежной компенсацией, бесспорно, является большим соблазном для этих нуждающихся. Получить доплату к пенсии вместо неосязаемых услуг, которые можно потерпев не получать, это рядовому гражданину может показаться на первый взгляд долее выгодным вариантом (это доказывает и тот факт, что около половины льготников отказалось полностью или частично от получения набора социальных услуг и получает денежную компенсацию).

Естественно, что спрос со стороны нуждающихся на замененные социальные услуги заметно снизится. Граждане, как правило, получив денежный эквивалент льгот, расходуют его на свои жизненные потребности, не накапливая средства, например, на будущую покупку путевки в санаторий или покупку дорогого лекарства, которое может совершенно внезапно понадобиться для амбулаторного лечения.

В заключение хотелось бы отметить, что для России на современном этапе ее развития ключевым звеном в области социального обеспечения является реальное и строгое проведение в жизнь действующего законодательства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.

2. Федеральный закон от 12 января 1995 «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995 - №3 - 168.

3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995 - №48 - Ст. 4563.

4. Федеральный закон от 10 октября 1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1997. - №43. - Ст. 4904.

5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. - №29 - Ст. 3699.

6. Федеральный закон от 27 октября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по РФ» // СЗ РФ, 1999, №46.

7. Федеральный закон от 5 апреля 2003 года «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ 2003 - №44 - Ст. 4219.

8. Закон Тамбовской области. «Об адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории Тамбовской области» от 03.04.2008 г. №167

9. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Федеральному закону РФ «О государственной социальной помощи». М.: Норма, 2006.

10. Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: учебное пособие. М., 2000. - 510 с.

11. Бурджалова Ф.Э. Современная социальная политика: учебное пособие. - М., 2001 - 280 с.

12. Братыгин С.К. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: Статут 2008. 489 с.

13. Выдрин И.В., Котов А.Н. Социальное право России: учеб. пособие. М.: Норма, 2009. - 418 с.

14. Голенко Е.Н., Ковалёва В.И. Право социального обеспечения: Учебник. - М.: Проспект, 2003. - 560 с.

15. Гусов К.Н. Буянова М.О. Право социального обеспечения России: учебник, 4-е издание переработанное и дополненное. - М: Проспект, 2008. - 640 с.

16. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: ГроссМедиа, 2008. - 510 с.

17. Захаров М.Л. Тучкова Э.Г. Комментарий к Федеральному закону РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». М.: Норма 2005.

18. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. М.: Академия, 2005. - 519 с.

19. Карпович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007. - .214 с.

20. Кирпота Т.Д. Государственное регулирование экономики и региональная экономическая политика: Учебное пособие СПб.: Питер, 2003. - 390 с.

21. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления: учебное и научно-практическое пособие. М.: Экмос, 2008. - 320 с.

22. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. М.: Книжный мир, 2006. - 518 с.

23. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие + практикум. М.: Наука. 2006. - 490 с.

24. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. учеб. пособие М.: Городец, 2008. - 380 с.

25. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. М.: Юристъ. 2007. - 490 с.

26. Романова Е.В. Право социального обеспечения. - СПб.: Питер, 2005. - 290 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты