Рефераты

Государственное управление СССР в период с 80-х по 90-е годы XX века

p align="left">Партийно-государственная элита боялась расширения неподконтрольного ей негосударственного сектора, поэтому попыталась сразу поставить кооперативы в определенные ограничительные рамки. Сильный удар по частному производству нанесли решения центральных и местных властей о борьбе с нетрудовыми доходами, запретах вывозить продукты личного подсобного хозяйства за пределы краев и областей. Эти меры подорвали развитие новых форм хозяйствования.

Таким образом, существовавшие в 1987 - 1990 гг. относительно благоприятные возможности для постепенного разгосударствления, восстановления рыночных отношений, изменения отношений собственности в формах и способах, стимулирующих экономический рост, были упущены.

3.2 Создание политических партий и движений

Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики. Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах власти. Впервые общественность узнала о том, что на территории СССР количество преступлений в 1990 по сравнению с 1989 возросло на 16.3%, достигнув 1.336 тыс., из них тяжких более 250.000. Число преступлений против личности возросло на 10% (умышленных убийств - 14.979 (15.4%), тяжких телесных повреждений - 39.673 (11.4%), изнасилований - 14.443 (2.7%). Количество имущественных преступлений увеличилось на 19.8%, квартирных краж - на 24.3%.

Раскрываемость преступлений - 45.4%. В 1990 году нераскрытыми осталось 684.739 преступлений, что на 25% больше, чем в1989 г.

Уровень преступности молодежи в возрасте 14-17 лет в 1,5 раза выше, чем среди 25-28-летних [13, С. 5]

К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С. Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. Были определены основные направления политической реформы, отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе, формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия, демократизация органов государственной власти, расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере, перестройка национальных отношений на демократической основе [2, С. 483].

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена "в отставку" третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989 году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году - 2,7 млн. человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации. Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны [14, С. 3].

После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы государственной власти

Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: "Народный фронт Эстонии", "Народный фронт Латвии", "Саюдис" (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял "Демсоюз", выступающий за смену модели общественного развития. К этому же крылу можно отнести: "Российское христианско-демократическое движение", "Христианско-демократический союз России", "Христианско-демократическую партию России" и др. Первыми представителями либерального направления стали "Демократическая партия Советского Союза", "Демократическая партия", "Либерально-демократическая партия" и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря - "Демократическая партия России", а в ноябре - "Республиканская партия Российской Федерации". В октябре 1990 года на базе движения избирателей "Демократическая Россия" (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями: "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-демократической партией России". В июне 1990 года была основана "Социалистическая партия". Анархистское направление нашло отражение в деятельности "Конференции анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистического революционного союза"[2, С. 490].

Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 - начало 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, "Демократическое движение коммунистов", центристское, "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа "Единство" и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя. Популярность политических лидеров в то время представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Популярность политических лидеров у населения, %.

Политический деятель

Октябрь 1991г.

Апрель 1991г.

За

Затруднились ответить

Против

За

Затруднились ответить

Против

М.С. Горбачев

61

25

24

34

21

45

В.С. Павлов

22

30

48

-

-

-

Б.Н. Ельцин

73

18

9

70

15

15

И.С. Силаев

55

34

11

-

-

-

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития:

 а) реформаторско-демократическая. Представленная партиями демократической направленности эта тенденция отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой. 

б) национально-патриотическая. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса.

в)  традиционно-коммунистическая.  Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции [3, С. 365].

Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.

3.3 Внешняя политика СССР

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название  нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;

б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений;

в) деидеологизации международных отношений;

г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;

д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

В марте 1989 года во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года,  не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса [9, С. 125].

Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

3.4 Итоги перестройки

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократи-ческого и экономического рынка (преобладал пер-вый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господство-вала идеальная для бюрократического капитализ-ма форма - лжегосударственная форма деятель-ности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм прав-ления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была непосредственно после нее.

Перед новой независимой Россией стояли очень труд-ные и масштабные задачи. Первоочередной и самой на-сущной была экономическая реформа, призванная вы-вести страну из кризиса и обеспечить россиянам достой-ный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь -- переход к рыночным методам хо-зяйствования, пробуждение предпринимательской ини-циативы частных собственников.

За годы «перестройки» было сделано удивительно ма-ло для реального реформирования хозяйственного меха-низма. Принятые союзным руководством законы расши-ряли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагива-ли принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следст-вие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производствен-ных связей между предприятиями разных союзных рес-публик, возросшее самовластье директоров, недально-видная политика искусственного, за счет дополнитель-ной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике -- все это при-вело к нарастанию в течение 1990--1991 гг. экономи-ческого, кризиса в стране. Разрушение старой экономи-ческой системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России [3, С. 372].

Предстояло продолжить процесс формирования сво-бодного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складыва-лась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, по-явилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии -- КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее вет-ви. Требовалось реформировать государственно-полити-ческую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас-трофическом положении. Ускорялось падение производ-ства. Национальный доход по сравне-нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст-венного бюджета, т. е. превышение государственных рас-ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На-растание денежной массы в стране грозило потерей кон-троля государства над финансовой системой и гиперинф-ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу го-да большинство товаров исчезло из государственной тор-говли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, го-сударственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населе-ния различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение мно-гих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода [14, С. 3].

Серьезные сомнения возникли у западных кредито-ров в платежеспособности СССР. Суммарный внеш-ний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реаль-ном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25--30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязатель-ства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой [10, С. 68].

Заключение

В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произо-шла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей. Так, в середине 80-х годов известные историки А. Некрич и М. Геллер пи-сали:

« приближаясь к своему 70-летию, государ-ство, рожденное в октябре 1917 года, завершает восьмое десятилетие XX века как последняя ми-ровая империя. Над советской зоной - от Кубы до Вьетнама, от Чехословакии до Анголы - ни-когда не заходит солнце... Успехи системы оче-видны». Именно таким было мироощущение Запада, панически боявшегося советской агрес-сии [10, С. 63].

Несмотря на такие мироощущения, крах коммунистической системы все-таки произошел. 1985-1991 годы - конец коммунизма. Начинается открытая номенклатурная приватизация, част-ная собственность узаконивается, о реально-го-сударственной (тоталитарной собственности) уже и речи нет. Номенклатура открыто превра-щается в капиталистическую. К концу этого пе-риода строй похож уже не на «империализм» в классически - ленинском описании, а на что-то переходное к «западной» модели, к рыночной экономике, к открытому обществу и свободному капитализму. По-литически все это идет на фоне тотального раз-грома государства, полностью проигравшего психологическую и холодную войну как во внеш-нем мире, так и внутри страны. Поражение за-канчивается распадом, исчезновением прежне-го могущественного государства СССР.

В бывших республиках образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживающим его демократическим силам.

Лист аббревиатур

ВВП - Внутренний валовой продукт

ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи

ВС - Верховный Совет

ВЦСПС - Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов

КГБ - Комитет Государственной Безопасности

КПСС -Коммунистическая Партия Советского Союза

НАТО - Организация Североатлантического договора

НТР - Научно-техническая революция

РСФСР - Российская Советская Социалистическая Республика

СОИ - Стратегическая Оборонная Инициатива

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

ЦК - Центральный Комитет

Список использованной литературы

1 Акопов С.Г. История России. 1953-1996. Личности и эпохи/ С. Г. Акопов, Н. Д. Гуреев. - М.: «Наука», 1997. - 514 с.

2 Зевелева А. И. Политические партии России: история и современность/А. И. Зевелева, Ю. П. Свириденко, В. В. Шелохаева. - М.: «РОССПЭН», 2000. - 631 с.

3 Медников В.В. Экономика России: путь реформ (1917-1995)/ В. В. Медников, Г. П. Маховикова. - Спб.: «Терра», 1997. - 478 с.

4 Орлов А. С. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник./ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М.: «Проспект», 2000. - 544 с.

5 Цыганов В.Б. История государственного управления в России: Учеб. пособие: В 2 ч., Ч.2 - 2-е изд., с изм. и доп./ В. Б. Цыганов - Екатеринбург: «Полиграфист», 2000. - 320 с.

6 Чистякова О. И. История отечественного государства и права: Учебник: В 2 ч., Ч. 2/ О. И. Чистякова - М.: «Право», 1997. - 315 с.

7 Козлов В. А. Крамола инакомыслия в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР / В. А. Козлов // Отечественная История - 2003. - №4. - С. 93-112.

8 Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз? / Р. А. Медведев // Отечественная История - 2003. - №4. - С. 112-122.

9 Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз?(продолжение) / Р. А. Медведев // Отечественная История - 2003. - №5. - С. 119-129.

10 Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки»?: к дискуссиям на Западе / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики - 1992. - №6. - С. 60-70.

11 Остапкович Г. О социиально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. / Г. Остапкович //Вопросы экономики - 1998. - №7. - С. 153-159.

12 Чернова М. От застоя к перестройке / М. Чернова // История ПС - 1997. - №33. - С. 58-63.

13 Широков Н. А. В стране растет преступность. По данным статистики. / Н. А. Широков // Аргументы и факты - 1991. - июль. - №23. С. 5.

14 Яковлев А. Н. Маленькие тайны великого времени: О перестройке, 1985-1990 гг.: Беседа с доктором исторических наук А. Н. Яковлевым: Записал В. Л. Старков / А. Н. Яковлев // Аргументы и факты - 2000. - май. - №18. - С. 3.

2 Приложение А

(обязательное)

Система высших органов власти и управления по Конституции 1977 года

3 Приложение Б

(обязательное)

Система органов государственной власти в СССР (1977-1991гг.)

Верховный Совет СССР

Совет Союза

Совет национальностей

Верховный Совет союзной республики

Краевой совет народных депутатов

Верховный совет

автономной республики

Совет народных депутатов автономной области

Рисунок 2.Б

4 Приложение В

(обязательное)

Система органов государственного управления в СССР (1977-1991гг.)

Рисунок 3.В

Приложение Г

(обязательное)

Органы государственной власти и управления в 1989 - 1990 гг.

Верховный Совет СССР

Совет Союза

Совет национальностей

Рисунок 4.Г

5 Приложение Д

(обязательное)

Органы государственной власти и управления в 1990 - 1991 гг.

Верховный Совет СССР

Совет Союза

Совет национальностей

Рисунок 5.Д

Приложение Е

(справочное)

Степень доверия москвичей различным органам власти

Таблица 4 - Степень доверия москвичей различным органам власти в марте

1991г., %

Орган власти

Да

50/50

Нет

Не знаю

Янв.

Фев.

Янв.

Фев.

Янв.

Фев.

Янв.

Фев.

Президент СССР

28

19

20

24

39

47

13

10

Кабинет министров СССР

-

11

-

18

-

53

-

18

ВС СССР

18

16

19

18

48

50

15

16

ВС РСФСР

47

40,5

24

26,5

16

19

13

15

МосСовет

34

41

21

23

30

26

15

10

Приложение Е

(справочное)

Степень доверия москвичей различным органам власти

Таблица 4 - Степень доверия москвичей различным органам власти в марте

1991г., %

Орган власти

Да

50/50

Нет

Не знаю

Янв.

Фев.

Янв.

Фев.

Янв.

Фев.

Янв.

Фев.

Президент СССР

28

19

20

24

39

47

13

10

Кабинет министров СССР

-

11

-

18

-

53

-

18

ВС СССР

18

16

19

18

48

50

15

16

ВС РСФСР

47

40,5

24

26,5

16

19

13

15

МосСовет

34

41

21

23

30

26

15

10

Приложение Ж

(справочное)

Год

Рост потребительских цен, %

1985

100

1986

103

1987

106

1988

111

1989

116

1990

125

Январь 1991

134

Февраль 1991

153

Март 1991

176

Апрель 1991

300

Май 1991

311

Июнь 1991

348

Июль 1991

410

Август 1991

493

Рост потребительских цен

Таблица 5 - Рост потребительских цен с 1985 по август 1991, %

6 Содержание

Введение 4

1 Истоки и причины перестройки 6

1.1 Положение в стране в начале 80-х гг. 6

1.2 Конец Брежневской эпохи 9

1.3 Курс на перестройку 11

2 Система государственного управления СССР в 80-е - 90-е гг. 14

2.1 Конституция 1977 года 14

2.2 Система власти и управления в период перестройки (1985-1991 гг.) 16

2.3 Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды народных депутатов 18

Перестройка в общественно-политической жизни 21

3.1 Преобразования в экономике 21

3.2 Создание политических партий и движений 26

3.3 Внешняя политика СССР 31

3.3 Итоги перестройки 34

Заключение 37

Лист аббревиатур 39

Список использованной литературы 40

Приложение А - Система высших органов власти и управления по Конституции 1977 года 42

Приложение Б - Система органов государственной власти в СССР (1977-1991гг.) 43

Приложение В - Система органов государственного управления в СССР (1977-1991гг.) 44

Приложение Г - Органы государственной власти и управления в 1989 - 1990 гг. 45

Приложение Д - Органы государственной власти и управления в 1990 - 1991 гг. 46

Приложение Е - Степень доверия москвичей различным органам власти 47

Приложение Ж - Рост потребительских цен 48

Список использованной литературы

15 Акопов С.Г. История России. 1953-1996. Личности и эпохи/ С. Г. Акопов, Н. Д. Гуреев. - М.: «Наука», 1997. - 514 с.

16 Зевелева А. И. Политические партии России: история и современность/А. И. Зевелева, Ю. П. Свириденко, В. В. Шелохаева. - М.: «РОССПЭН», 2000. - 631 с.

17 Медников В.В. Экономика России: путь реформ (1917-1995)/ В. В. Медников, Г. П. Маховикова. - Спб.: «Терра», 1997. - 478 с.

18 Орлов А. С. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник./ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М.: «Проспект», 2000. - 544 с.

19 Цыганов В.Б. История государственного управления в России: Учеб. пособие: В 2 ч., Ч.2 - 2-е изд., с изм. и доп./ В. Б. Цыганов - Екатеринбург: «Полиграфист», 2000. - 320 с.

20 Чистякова О. И. История отечественного государства и права: Учебник: В 2 ч., Ч. 2/ О. И. Чистякова - М.: «Право», 1997. - 315 с.

21 Козлов В. А. Крамола инакомыслия в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР / В. А. Козлов // Отечественная История - 2003. - №4. - С. 93-112.

22 Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз? / Р. А. Медведев // Отечественная История - 2003. - №4. - С. 112-122.

23 Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз?(продолжение) / Р. А. Медведев // Отечественная История - 2003. - №5. - С. 119-129.

24 Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки»?: к дискуссиям на Западе / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики - 1992. - №6. - С. 60-70.

25 Остапкович Г. О социиально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. / Г. Остапкович //Вопросы экономики - 1998. - №7. - С. 153-159.

26 Чернова М. От застоя к перестройке / М. Чернова // История ПС - 1997. - №33. - С. 58-63.

27 Широков Н. А. В стране растет преступность. По данным статистики. / Н. А. Широков // Аргументы и факты - 1991. - июль. - №23. С. 5.

28 Яковлев А. Н. Маленькие тайны великого времени: О перестройке, 1985-1990 гг.: Беседа с доктором исторических наук А. Н. Яковлевым: Записал В. Л. Старков / А. Н. Яковлев // Аргументы и факты - 2000. - май. - №18. - С. 3.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты