Государственные унитарные предприятия, как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности
чредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., с.23.Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федера-ции или федеральными органами исполнительной власти в соотве-тствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.Решение об учреждении государственного предприятия субъ-екта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти Субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправ-ления в соответствии с актами, определяющими компетенцию та-ких органов. Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г., ст.83.Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;необходимости осуществления деятельности, предусмотрен-ной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федера-ции и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., с.23.Государственное или муниципальное предприятие распоря-жается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хо-зяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими феде-ральными законами и иными нормативными правовыми актами.Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согла-сия собственника имущества государственного или муниципально-го предприятия.Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предп-риятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предос-тавлением займов, поручительств, получением банковских гаран-тий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, со-вершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003.. ст.22.Статьей 1 8 Закона об унитарных предприятиях установлены огра-ничения по распоряжению имуществом государственного или муници-пального предприятия.В частности, определено, что без согласия собственника имущества государственное или муниципальное предприятие может распоряжаться только движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяй-ственного ведения. По-видимому, предполагается, что речь не идет о го-товой продукции, выполненных работах или оказанных услугах. При этом распоряжение имуществом допускается только в преде-лах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сдел-ки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. То есть унитарное предприятие не имеет права реализовывать (или иным способом пере-давать) имущество, необходимое для осуществления основной деятель-ности в объемах и в сроки, установленные уставом предприятия (или производственной программой на соответствующий год, утвержденной собственником имущества). Таким образом, возникает необходимость определения минимального размера стоимости активов, сверх которой унитарное предприятие имеет право распоряжаться своим имуществом. По нашему мнению, эта проблема сравнительно просто решается мето-дами, использовавшимися в период плановой экономики - посредством расчета и утверждения норматива оборотных средств. В том случае, ес-ли суммарная стоимость активов, отражаемых в разделе II бухгалтерс-кого баланса, оказывается ниже утвержденного размера, любые опера-ции с движимым имуществом должны быть прекращены. При этом, по нашему мнению, правомерно исключение из общей суммы стоимости активов сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым (или строящимся) объектам основных средств или нематериальных акти-вов, а также сумм стоимости строительных материалов. Перечисленные активы, хотя и отражаются в составе оборотных, прямого отношения к текущей (основной, уставной) деятельности унитарного предприятия не имеют.Распоряжаться недвижимым имуществом унитарное предприятие имеет право только с согласия собственника.Кроме того, в соответствии со статьей 18 согласие собственника требуется на совершение сделок, связанных с:предоставлением займов, поручительств;получением банковских гарантий, с иными обременениями;уступкой требований;переводом долга.Также унитарное предприятие не имеет права без согласия собственника заключать договоры простого товарищества.Перечисленные виды сделок, в принципе, могут осуществляться с целью вывода части активов унитарного предприятия в аффилированные структуры, неподконтрольные собственнику имущества. Поэтому введен-ное ограничение представляется правомерным и целесообразным.В последнем абзаце пункта 4 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях говорится о том, что перечень сделок, совершение кото-рых без согласия собственника имущества прямо запрещено законода-тельством, может быть расширен посредством включения дополнитель-ных условий в устав государственного или муниципального предприя-тия. Закон об унитарных предприятиях никак не ограничивает виды этих сделок и их размер. Не установлены и какие-либо обстоятельства, при наступлении которых в устав унитарного предприятия могут быть включены дополнительные условия. На практи-ке это, по-видимому, будет означать, что контроль за осуществлением сделок с имуществом будет ужесточен в отношении тех унитарных предприятий, деятельность которых является недостаточно эффектив-ной. Причем, условия будут жестче там, где руководство предприятия проявляет некомпетентность или создает условия для того, чтобы у собственника имущества создалось мнение о личной заинтересован-ности руководства предприятия в ухудшении финансовых показателей его деятельности. Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г., ст. 84Из сказанного можно сделать несколько выводов.Унитарные предприятия, а также учреждения в силу ст. 299 ГК РФ могут устанавливать и прекращать соответствующие их ор-ганизационно-правовой форме права обособления собственного имущества теми же способами, что и субъекты права собственности (в той мере, в которой это не противоречит специальным правилам законодательства о субъектах прав хозяйственного ведения и опера-тивного управления). В связи с этим должна быть обеспечена зако-нодательная возможность для учреждений и унитарных предпри-ятий выступать в качестве покупателей государственного и муници-пального имущества в процессе приватизации. Унитарные предприятия и учреждения, так же как и собст-венник, действуют по своему усмотрению и в своих интересах (п. 2 ст. 1, ст. 9, ст. 209 ГК), но, в отличие от собственника, ограничены не только законом, правами и интересами других лиц, но и волей самого собственника в пределах, указанных в законе.2.2. Федеральное казенное предприятиеОбъективная необходимость и экономические функции казенных предприятий. Государственный сектор - важный элемент смешанной эконо-мики и условие успешного развития современного общества. Мировой и доре-волюционный отечественный опыт показывают, что масштабы и структура огосударствления зависят от состояния народного хозяйства, конкретных исто-рических задач и многих других факторов. Такие изменения происходят в оп-ределенных пределах. Сжатие или расширение государственного сектора без учета этих объективных границ чреваты негативными последствиями для со-циально-экономического развития и безопасности страны.Существуют общественные потребности в продукции и услугах, произ-водство которых по тем или иным причинам не может быть обеспечено ча-стным сектором или передоверено ему. Это и определяет как необходимость государственных и муниципальных (обобществленных, публичных) пред-приятий, так и их количество, сферу функционирования и объем производ-ства Следовательно, политика приватизации должна базироваться на уточненных и предусмотренных в 'законе или иных правовых актах перечне и сферах действия государственных и муниципальных предприятий, что важно для стабилизации народного хозяйства.Хотя государственный сектор - понятие очень широкое и емкое, основу его составляют государственные предприятия. Опирающийся на федераль-ную собственность и собственность субъектов РФ. вместе с хозяйством ор-ганов местного самоуправления, основанным на муниципальной собствен-ности, он образует общественный сектор экономики. Соответственно госу-дарственные и муниципальные предприятия являются общественными (публичными) унитарными предприятиями.На общественный сектор экономики может быть возложен ряд функций воспроизводстваобеспечение деятельности предприятий и отраслей народного хозяйст-ва, которые будучи убыточными или малорентабельными, традиционно не представляют интереса для частного капитала, но развитие которых опре-деляет общие условия воспроизводства. Это относится прежде всего к отраслям экономической и социальной инфраструктуры (электроэнергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и др.);оздоровление отраслей, переживающих кризисы (черная металлургия, судостроение, угольная промышленность и др.):помощь жизненно важным сферам экономики в целях достижения нуж-ного уровня жизнеспособности, ускорения НТП и укрепления на этой осно-ве позиций страны в мировом хозяйстве (наука и капиталоемкие отрасли),охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений в сферах производства, потенциально представляющих опасность в экологическом отношении.Осуществление этих функций с позиций обеспечения общественных (обще-государственных и местных) интересов является основным мотивом формиро-вания и работы государственных и муниципальных унитарных предприятий, хотя не исключается и их коммерческая деятельность. Частное предпринимательство изначально подчинено задаче получения прибыли и по своей природе не может быть непосредственно ориентировано на общественные интересы. Общественная потребность частного предпринимателя интересует лишь по-стольку, поскольку' ее удовлетворение приносит прибыль.Действующее законодательство предусматривает два типа унитарных предприятий: основанное на праве хозяйственного ведения имуществом и на праве оперативного управления им. Последний тип принято называть казенным предприятием. Чтобы удовлетворить нужды в отдельных видах уникальной продукции, государство вынуждено использовать общественную собственность для создания предприятий, имущество которых передается им же в оперативное управление. Такие производства выполняют в основном го-сударственные заказы на изделия или услуги особой важности. Здесь экономи-ческой функцией унитарного казенного предприятия является непосредствен-ное удовлетворение общественной потребности в продукции (услугах) особого назначения.Создание казенных предприятий необходимо не только потому, что су-ществуют социально значимые сферы экономики, которые или не пред-ставляют интереса для частного капитала, или участие его нежелательно с точки зрения государственных интересов. Отсутствие эффективной систе-мы государственного регулирования социально-экономического развития, сложные условия современного воспроизводства дают основание предпо-ложить, что такие предприятия смогут содействовать и структурной пере-стройке, развитию "точек роста". Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист №9. 1998г., ст.77-84Критерии казенных предприятий. Критерии создания казенного за-вода, (фабрики, хозяйства) на базе ликвидируемого производства были оп-ределены Указом Президента РФ "О реформе государственных предпри-ятий" от 23 мая 1994 г. Указ предусматривает ликвидацию федерального предприятия и формирование на его основе казенного только в отношении промышленного или сельскохозяйственного производства: осуществляюще-го деятельность, допускаемую федеральными законами исключительно для государственных предприятий; преобладающим (более 50%)) потребителем продукции, работ и услуг которого является государство; приватизация ко-торого запрещена.Причем основанием для решения о ликвидации государственного предприятия и создании казенного являются: нецелевое расходование федеральных средств; отсутствие прибыли по итогам последних двух лет; использование недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил. Таким образом, любое из названных выше трех категорий промышленных или сельскохозяйственных предприятий может быть в порядке наказания ликвидировано при наличии хотя бы одного из трех перечисленных условий только на базе наказанных федеральных предприятий предполагается создание казенных заводов. Отсюда вытекает,. установленные критерии и условия .носят частный характер, а указ; нечетко "определяет;"общий "порядок .создания казенных производств. Во-первых, могут быть сформированы новые казенные предприятия, а не только на базе ликвидированных. Во-вторых, могут и должны создавать-ся не только промышленные или сельскохозяйственные, но и казенные за-воды других отраслей народного хозяйства. В-третьих, государственное предприятие, отвечающее любому из установленных трех критериев, может быть преобразовано в казенное независимо от того, имеется в наличии ка-кое-либо из трех условий наказания или нет В-четвертых, могут и должны создаваться казенные предприятия не только федеральные, но и субъектов Федерации и муниципальные.Вместе с тем критерии слишком общи, не увязаны с характером дея-тельности предприятия. Показатели убыточности, запрет на приватизацию, поставка государству преобладающей (более 50%) доли продукции сами по себе - не критерии. Например, едва ли могут быть казенными все предпри-ятия, потребителем более 50% продукции которых является государство. Если оно закупает у сельскохозяйственного предприятия свыше 50% выра-щенного зерна или у швейной фабрики более 50% пошитого военного об-мундирования, то вряд ли такие производства нужно переводить в казен-ные. Конечно, казенное предприятие может быть убыточным. Но оно будет отнесено к казенным не из-за убыточности, а потому, что по значимости нуждается в прямом государственном вмешательстве в его деятельность с целью бесперебойного функционирования. Значимое с точки зрения нацио-нальных интересов государственное предприятие может быть казенным не-зависимо от того, приносит оно прибыль или убыток. Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г. ст.389-394.То же самое относится к критерию приватизации. Если законодательно определено, что оно не подлежит приватизации, то по всем объективным характеристикам деятельности такое предприятие должно относиться к ка-зенному. Только оно казенное не потому, что не подлежит приватизации, а не подлежит приватизации, потому что по своему значению должно быть казенным. Именно поэтому предприятия, приватизация которых запрещена теми или иными законодательными актами, могут быть отнесены к казен-ным. Так, в соответствии с Указом Президента страны от 13 апреля 1996 г. Правительство РФ постановлением от 12 июля 1996 г. утвердило перечень 480 предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация ко-торых запрещена. Бесспорно, предприятия, вошедшие в этот перечень, должны быть преобразованы в казенные. Именно в таких случаях запрет на приватизацию может быть принят как критерий казенного производства.Однако Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий определен обширный перечень объектов, приватизация кото-рых запрещена. Вряд ли все они могут быть преобразованы в казенные предприятия. Здесь неизбежно возникает проблема отбора. Нужны иные критерии. По нашему мнению, критерии должны быть основаны на оценке: государственного (общественного) значения предприятия, необходимости прямого вмешательства государства в управление им и контроля за его дея-тельностью. Крайне важно, чтобы эти критерии были максимально конкре-тизированы и привязаны к объективной характеристике общественной зна-чимости функционирования предприятия. Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право, №6.,2000г., ст. 3-12.Представляется бесспорным, что производства, осуществляющие дея-тельность, допустимую действующим законодательством исключительно для государственных предприятий, должны быть казенными. Это позволит не только устанавливать их профиль и специализацию, но и определять за-дачи, планы производства, строго контролировать их работу. В числе таких прежде всего вполне обоснованно окажутся предприятия военно-промышленного комплекса, так называемых силовых министерств и ве-домств и т. д.Казенными могут быть гражданские предприятия и объекты, которые в целях безопасности должны находиться в ведении государства. К ним отно-сятся морские и речные порты, аэропорты, атомные и крупные гидроэлек-тростанции, метрополитены и др. Казенными должны быть также предпри-ятия, составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, на-дежное функционирование и безопасность которой гарантирует государст-во. Имеются в виду железные дороги, почтовая связь, водохозяйственные и мелиоративные системы, гидрометеорологические и санитарно-эпидемиологические службы и т. д. Они решают задачи особой обществен-ной важности, государственный контроль их объективно необходим.Из сказанного выше вытекает, что казенными могут быть унитарные производства и службы: осуществляющие деятельность, допустимую зако-нодательством исключительно для государственных предприятий; состав-ляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, функциониро-вание и безопасность которой гарантирует государство; имеющие общественное значение и которые в целях их сохранности и безопасности должны находиться в ведении государства.Эти критерии строго ограничивают количество казенных производств и служб, и с учетом значимости, а также отраслевых и региональных особен-ностей, могут быть конкретизированы для предприятий федеральных, субъ-ектов Федерации и муниципальных.Экономический и правовой статус. Все государственные предприятия в дореволюционной России имели статус казенных. Государственные и му-ниципальные производства, основанные на праве оперативного управления имуществом, существовали и в социалистической экономической системе. Понятие казенное предприятие (завод, фабрика, хозяйство) впервые было введено Указом Президента РФ "О реформе государственных предпри-ятий". Как новая организационно-правовая форма оно закреплено в новом Гражданском кодексе.Определен его правовой и экономический статус. Это - юридическое лицо, имеющее в оперативном управлении обособленное имущество, со всеми вытекающими правами и ответственностью. Хотя имущество обо-собляется, учредитель имеет право собственности на него. Вместе с тем ка-зенное предприятие - унитарное. Это означает, что его имущество неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работни-ками.Не до конца раскрыто экономическое содержание понятия права опера-тивного управления имуществом, а также права хозяйственного ведения. В отличие от унитарных предприятий, имущество которым передается в хо-зяйственное ведение, за казенными оно закрепляется в оперативное управ-ление. Эти две юридические формы не предполагают какие-либо сущест-венные различия в им\%1ественных отношениях данных типов унитарных предприятий и их учредителей. Во всяком случае из Гражданского кодекса такие различия не вытекают.Установлено, что предприятия на хозяйственном ведении и казенные предприятия осуществляют права владения, пользования и распоряжения имуществом. Те и другие не могут отчуждать имущество (продавать, сда-вать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капи-тал хозяйственных обществ и товариществ) без согласия собственника. Раз-личия лишь в том, что казенное предприятие вправе отчуждать с согласия собственника любое закрепленное за ним имущество, а предприятие на хо-зяйственном ведении - лишь недвижимое. В данном случае разделение пе-реданного в хозяйственное ведение имущества на движимое и недвижимое противоречит ст.132 Гражданского кодекса, согласно которой предприятие в целом как имущественный комплекс является недвижимостью.Казенные предприятия признаны коммерческими структурами, но не все из них ставят, главной' целью своей деятельности извлечение прибыли. То же самое относится и к большинству неказенных .унитарных предприятий (имущество которым перёдано в хозяйственное ведение), являющихся бесспорно коммерческими. Среди тех и других типов унитарных предпри-ятий есть нерентабельный. Но это не означает, что они перестают быть коммерческими. Во-первых, убыточность может быть временной. Во-вторых, если даже коммерческая организация не преследует в качестве ос-новной цели извлечение прибыли, то экономию ресурсов, снижение затрат ставит одной из важнейших задач своей деятельности. Для государствен-ных предприятий прибыль и снижение затрат по экономическому содержа-нию - равнозначные показатели. В-третьих, получение прибыли - не един-ственный признак коммерциализации. Казенное предприятие функциони-рует в рыночной среде, вступает в экономические отношения с другими субъектами хозяйствования, участвует в конкуренции... Это и есть коммер-ческая деятельность, конечным экономическим результатом которой может быть не только прибыль.Гражданский кодекс предусматривает формирование казенного пред-приятия лишь в статусе федерального и только на базе имущества, находя-щегося в федеральной собственности. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. также был рассчитан на создание казенных заводов на базе преобразуемых государственных предприятий. Но все это не исключает, а скорее предпола-гает возможность учреждения государственных (субъектов РФ) и муници-пальных казенных предприятий.Указом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Фе-дерации осуществить реформу государственных предприятий, относящихся к их собственности, а органам местного самоуправления - муниципальных. Значит, по аналогии федеральных на базе ликвидируемых производств они могут создавать свои казенные предприятия, что вполне логично.Вместе с тем, согласно Гражданскому кодексу, унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом, имеют статус федеральных, субъектов Федерации и муниципальных. Именно они явля-ются казенными, независимо от статуса собственника имущества, т е. уч-редителя. Следовательно, не только федеральные органы, но и органы вла-сти субъектов Федерации и местного самоуправления могут учреждать ка-зенные предприятия как новые, так и на основе преобразования (ликвидации) действующих производств.Необходимы законы о государственном казенном предприятии или о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. При этом следует предусмотреть возможность создания и функционирования казен-ных предприятий на основе не только федеральной собственности, но и собственности субъектов РФ, а также муниципальной.Целесообразно выделить из действующих государственных и муници-пальных предприятий казенные заводы и определить их статус, режим хо-зяйствования, методы и органы управления и т. д. Это необходимо сделать безотлагательно в связи с приватизацией и развертыванием процесса банкротства нерентабельных и несостоятельных производств.Отношения казенного предприятия и собственника по использова-нию имущества. Определяющее значение для взаимоотношений органов власти и казенных производств имеют отношения по использованию иму-щества, закрепленного на праве оперативного управления.Понятия "хозяйственное ведение" и "оперативное управление" опреде-ляют характер отношений по поводу владения, пользования и распоряже-ния имуществом. Хотя в том и в другом случае предприятия на условия хозяйственного ведения и казенные, как отмечалось, по существу, одинако-во наделяются такими правами, однако имущественные и управленческие .. отношения собственника с этими двумя типами унитарных предприятий в Гражданском кодексе обозначены по-разному. . В нем четко сформулировано, что собственник имущества, находящего-ся в хозяйственном ведении, решает вопросы создания, предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвида-ции, утверждает устав, назначает директора (руководителя), осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного имущества. Ясно, что такие же функции выполняются и по отношению к казенному производству. Однако это не закреплено, но определено, что соб-ственник в лице Правительства РФ утверждает устав казенного предпри-ятия, может принимать решение о его реорганизации или ликвидации, име-ет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назна-чению имущество. То, что функции собственника четко не очерчены, ос-тавляет широкий простор для вмешательства государственных органов управления в деятельность предприятий, которым не ясны их права, преде-лы зависимости от собственника и возможности хозяйственной самостоя-тельности. Поэтому целесообразно законодательно закрепить следующие функции собственника по отношению к казенному производству:связанные с учреждением предприятия (создание и установление его статуса, определение предмета и целей деятельности, утверждение устава, принятие решения о реорганизации или ликвидации);связанные с имущественными отношениями (закрепление имущества за предприятием в оперативное управление, установление размера и оплата уставного капитала, определение структуры и назначения имущества, изъя-тие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению, контроль за применением по назначению и сохранностью закрепленного имущества):связанные с управлением предприятием (назначение директора, уста-новление обязательного задания на производство и поставку продукции для нужд собственника, контроль за его выполнением, определение порядка распределения доходов). Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право, №6.,2000г., ст. 3-12.Конкретизация функций и их законодательное закрепление помогут создать эффективный механизм взаимоотношений собственника и казенно-го предприятия, очертить границы его самостоятельности, существенно улучшить управляемость производства.Регулирование деятельности казенных предприятий Гражданский кодекс не предусматривает какие-либо требования к производительному использованию имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Пред-приятие самостоятельно решает вопросы его применения. Право оператив-ного управления предполагает, что казенное производство владеет, пользу-ется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением. Здесь прибавляется существенный элемент - право собст-венника доводить задание и обязанность предприятия его выполнятьМеханизм реализации этой правовой нормы определен постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г., утвердившим Порядок планирова-ния и финансирования казенных производств. Предусмотрено функциони-рование их под воздействием двух систем - административной и рыночной Реализация задания государства (собственника) полностью. регламентируется сверху, а разрешенная самостоятельная хозяйственная деятельность организуется по законам рынка.Государство утверждает предприятию не только план развития и план-заказ на поставку продукции для государственных нужд, но и цены на нее, фонд оплаты труда на объем плана-заказа, лимит численности работников Вместе с тем оно устанавливает тарифную сетку и порядок оплаты труда. Таким образом, казенное предприятие, выполняющее государственное за-дание, не обладает хозяйственной самостоятельностью.Важно привести Порядок планирования и финансирования деятельно-сти казенных заводов (фабрик, хозяйств) в соответствие с Гражданским ко-дексом. Обязательное задание (план-заказ) следует ограничить объемом по-ставок продукции (в натуральном выражении в конкретной номенклатуре и ассортименте) с указанием сроков поставки. Предприятие должно выпол-нять прежде всего это задание, за него оно несет экономическую и админи-стративную ответственность. Следовательно, целью планирования производства является выполнение задания собственника при минимальных за-тратах ресурсов. Поэтому планирование должно быть компетенцией самого предприятия. Нет необходимости устанавливать сверху фонд оплаты и ли-мит численности, тарифную сетку и порядок оплаты труда работников. Це-ны на продукцию на общих основаниях могут быть оговорены в контракте (договоре), определяющем обязательства и ответственность как заказчика, так и предприятия, разумеется, за исключением случаев, когда установлен единый порядок государственного регулирования цен. Гражданское право. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова.Т.2. М.,2000. ст.317.Такой подход усилит экономическую заинтересованность предприятия и его ответственность за выполнение задания собственника. Вместе с тем это даст возможность максимально использовать сэкономленные и свобод-ные ресурсы для разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельно-сти.Казенное предприятие может быть создано в случае: если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;необходимости использования имущества, приватизация кото-рого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспе-чения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализа-ции иных стратегических интересов Российской Федерации;необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;необходимости осуществления деятельности, предусмотрен-ной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.Основным условием создания и функционирования казенных предприятий является необходимость поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд.Общие требования к договорам поставки для государственных нужд установлены параграфом 4 главы 30 ГК РФ.В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государ-ственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.Статьей 527 ГК РФ установлено, что государственный контракт зак-лючается на основе заказа государственного заказчика на поставку то-варов для государственных нужд, принятого поставщиком (исполните-лем). Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным.Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта.Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казен-ного предприятия. Таким образом, при размещении государственного заказа на казенном предприятии соответствующий орган государствен-ного управления освобождается не только от возмещения прямых убыт-ков, но и (что гораздо важнее) от применения штрафных и иных финан-совых санкций. Из этого следует, что привлечение казенных предприя-тий для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных нужд, в конечном счете, имеет целью минимизацию непроизводительных потерь бюджетов всех уровней.Статьей 530 ГК РФ предусмотрена возможность отказа покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных нужд -- покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.А статья 524 ГК РФ содержит норму (правда, отсылочную), в соот-ветствии с которой (в случаях, предусмотренных законом) государ-ственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от това-ров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отка-зом. Если отказ государственного заказчика от товаров, поставка кото-рых предусмотрена государственным контрактом, повлек расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных нужд, убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменени-ем, возмещаются государственным заказчиком. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., с.30.В пунктах 1 -3 статьи 8 Закона об унитарных предприятиях, регулиру-ющих полномочия органов управления по учреждению унитарного предприятия, необходимо обратить внимание на следующее:казенное предприятие теперь может быть не только федеральным, но и региональным (субъекта Российской Федерации) и муниципальным. ГК РФ ранее допускал создание и функционирование только федеральных казенных предприятий -- на базе имущества, находящегося в федераль-ной собственности. Соответствующие изменения в ГК РФ с принятием За-кона об унитарных предприятиях внесены. В данном случае законода-тельная коллизия не возникла. Однако в законодательные акты, устанав-ливающие полномочия органов региональной и местной власти (и содержащие перечень функций, выполняемых этими органами), необхо-димые изменения не вносились. Таким образом, реализация права на соз-дание казенных предприятий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления откладыва-ется, по меньшей мере, до внесения изменений в федеральные законы, ре-гулирующие их деятельность, и, как максимум, до завершения начавшей-ся реформы регионального и местного управления. Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.Казенное предприятие как коммерческая структура должно быть самофи-нансируемым. Правительством определен порядок финансирования дея-тельности коммерческих предприятий, в том числе связанной с выполнени-ем плана-заказа и плана развития, за счет собственных доходов. Это долж-но стать нормой в рыночной экономике. Такая норма тем более достижима при выполнении оборонного заказа, когда возможно гарантирование фик-сированного уровня рентабельности по видам продукции, как предусмотре-но Законом "О государственном оборонном заказе".Разумеется, могут быть исключения из этого общего правила, если предприятию действиями государственных организаций (собственников) наносится ущерб вследствие создания нерыночных условий выполнения обязательного задания, а также принудительных экономических или адми-нистративных ограничений. В таких случаях государство обязано компен-сировать ему реальный ущерб независимо от того, достаточно у предпри-ятия доходов для финансирования производства или нет. Средства из бюд-жета для такой компенсации следует предусматривать в плановом порядке с целью достижения устойчивости финансового положения.Помимо компенсации убытков, казенное предприятие вправе получать от государства финансовые ресурсы на капитальные затраты, реализацию плана развития, содержание объектов социальной инфраструктуры, однако только в тех случаях, когда у него недостаточно своих средств. Гражданское право. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова.Т.2. М.,2000. ст.323.Основным источником ресурсов для обеспечения расширенного вос-производства и у казенного предприятия являются доходы и прибыль. По-этому решающее значение для нормального воспроизводственного процесса имеет порядок распределения последних..Но этот вопрос остается сложным и запутанным;. Гражданский кодекс не вносит в него ясности. Им предусмотрено, что продукциям: доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном .ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управ-ления в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст. 299.2). други-ми законами и иными правовыми актами для приобретения права собст-венности. Это означает, что продукция и доходы унитарного предприятия независимо от того, находится имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении, принадлежат учредителю-собственнику. Следо-вательно, порядок распределения доходов казенного предприятия определя-ется собственником его имущества.В итоге прибыль предприятия, полученная как от выполнения плана-заказа, так и в результате разрешенной самостоятельной деятельности, рас-пределяется по нормативам, централизованно устанавливаемым государст-венным органом (собственником). Так называемый свободный остаток прибыли изымается в доход бюджета.Для правильного решения вопроса и обоснованного распределения доходов и прибыли необходимо признать ошибочность самой исходной по-сылки, рассматривающей продукцию, доходы как следствие использования имущества (капитала), а не "продуктивности" факторов производства. Со-гласно теории факторов производства, доход любого предприятия, в том числе унитарного, - результат всех факторов производства, т. е. труда, ка-питала, природных ресурсов, предпринимательской деятельности.