Государственный служащий и его административно-правовой статус. Классификация государственных служащих
аким образом, мы видим, что обязанности госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупности с оными делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной.§ 3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службойДля государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения; близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.Для гражданского служащего установлены запреты, связанные с гражданской службой. Гражданскому служащему, например, запрещается: участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность. Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени; осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода; приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ); получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий; выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц; использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями; прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с которыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т. д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства появится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут при-держиваться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов и некоторых иных органов общественной самодеятельности.Таким образом, государство накладывает на госслужащего ограничения и запреты, связанные с тем, чтобы государственный служащий более эффективно использовал свое служебное время в интересах государства и общества§ 4. Государственные гарантии при прохождении госслужбыВажнейшую роль в обеспечении эффективной работы государственного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, которые установлены для государственного служащего Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и рядом других нормативных правовых актов. К гарантиям относятся меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей государственного служащего. Цель этих гарантий -- сделать государственную службу привлекательной и престижной в глазах граждан.1. Гарантией являются прежде всего условия работы, обеспечивающие исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Имеется в виду размещение персонала государственного органа, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением, разнообразной оргтехникой и т.д. Сюда следует отнести и служебный режим (распорядок дня), а также качественный состав служащих, морально-психологический климат в коллективе. Очень многое зависит от руководителя органа или структурного подразделения, его профессиональных, деловых и личностных качеств.2. Первостепенное значение имеют денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами и другими многочисленными актами Российской Федерации и ее субъектов в качестве платы за исполнение функции государственного служащего.Основополагающими актами являются Указы Президента от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих»[ УКАЗ Президента РФ от 09 апреля 1997 г. № 310 (ред. от 01.03.2005) "О ДЕНЕЖНОМ СОДЕРЖАНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1164.] и от 6 марта 1998 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации»[ УКАЗ Президента РФ от 06 марта 1998 г. № 265 (ред. от 27.12.2004) "О ДЕНЕЖНОМ СОДЕРЖАНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЗА РУБЕЖОМ, ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АППАРАТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ И ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1163.]. В соответствии с этими актами денежное содержание указанных лиц состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы[ Подробнее об этом см.: ГришковецА.А. Правовое регулирование денежного содер-жания госслужащих // Право и политика.-2001.- № 3.].Денежное содержание может выплачиваться федеральным государственным служащим только за счет средств федерального бюджета. Такой порядок призван обеспечивать независимость государственного аппарата, политическую нейтральность и беспристрастность государственных служащих при решении вопросов, отнесенных к их компетенции.Размеры должностных окладов устанавливаются нормативными правовыми актами в основном в виде вилки -- т.е. с указанием верхних и нижних пределов. Это позволяет более дифференцированно подойти к каждому государственному служащему при решении вопроса об увеличении должностного оклада с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации. Размеры должностных окладов федеральных государственных служащих составляют примерно 50% денежного содержания. По мере экономического подъема их размеры повышаются, что является одной из мер, способствующих снижению коррупции среди государственных служащих и привлечению на службу профессионалов.Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы может устанавливаться в размере до 20% должностного оклада. Понятие «особые условия государственной службы» нормативно не определено, поэтому возможность назначения данной надбавки и установления ее конкретного размера зависит от усмотрения соответствующего руководителя. Разумеется, решение этого вопроса руководителем было бы более объективным, если хотя бы в общих чертах были установлены критерии того, что считать особыми условиями службы и какой размер надбавки может быть минимальным.Ежемесячная надбавка за выслугу лет установлена в следующих размерах: при стаже государственной службы от 1 до 5 лет -- 10%, свыше 5 лет до 10 лет - 15%, свыше 10 лет до 15 лет -- 20% и свыше 15 лет -30%. Стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, рассчитывается в соответствии с Указом Президента от 3 сентября 1997 г. «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет»[ УКАЗ Президента РФ от 03 сентября 1997 г. № 982 (ред. от 25.11.2003)"О ПЕРИОДАХ РАБОТЫ (СЛУЖБЫ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СТАЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, ДАЮЩИЙ ПРАВО НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 36. - Ст. 4130.]. Согласно Указу, в стаж государственной службы могут включаться иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей.Размер премий определяется исходя из результатов деятельности федерального государственного служащего и минимальными размерами не ограничивается. Обычно премии выплачиваются 3 раза в год и составляют 3 должностных оклада.Условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы и премий устанавливаются руководителями федеральных государственных органов или их аппаратов.Федеральным государственным служащим производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами (например, за ученую степень, знание иностранных языков, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну), а также выплачивается материальная помощь в размере 2 должностных окладов.Таким образом, в совокупности размер надбавок и иных выплат может даже превышать должностной оклад.3.Государственному служащему гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность не менее 30 календарных дней, а для отдельных категорий государственных служащих -- и более. Сверх того государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и, по желанию служащего, могут предоставляться по частям. Продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней. Возможно также предоставление отпуска без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.4.Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) государственного служащего и членов его семьи осуществляется за счет федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации. Государственные служащие после выхода на пенсию пользуются медицинским обслуживанием в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете. Эти льготы распространяются и на членов их семей.Государственному служащему гарантируется профессиональная переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения.Гарантируется обязательность получения согласия государственного служащего на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.Одной из важнейших гарантий является пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.Специальных федеральных законов о пенсионном обеспечении государственных служащих пока нет. Поэтому следует руководствоваться общим действующим пенсионным законодательством с учетом следующего.В целях обеспечения защиты социальных прав лиц, замещающих государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих, до принятия соответствующих федеральных законов 16 августа 1995 г. Президентом принят Указ[ УКАЗ Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 (ред. от 13.12.2000) "О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3442.], которым установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[ ЗАКОН РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - №27. - Ст. 351. (утратил силу)] и Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[ ЗАКОН РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 22.08.2004) "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.]. Право на получение доплаты получили лица, высвобождаемые в связи с прекращением полномочий, увольнением с федеральной государственной службы в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной власти, сокращения численности аппаратов федеральных органов власти, а также в связи с выходом на государственную пенсию.1 апреля 1996 г. был принят Указ Президента «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР»[ УКАЗ Президента РФ от 01 апреля 1996 г. № 467 (ред. от 15.06.1999) "О ДОПЛАТЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ССР И РСФСР" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1579.].Названными Указами и дополняющими их постановлениями Правительства определены круг лиц, имеющих право на доплату к пенсии, периоды государственной службы, учитываемые при установлении доплаты, условия и порядок исчисления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к государственным пенсиям.Пенсионное обеспечение граждан, в том числе государственных служащих, является ключевым вопросом в области социальной политики государства. Поэтому Указом Президента от 27 сентября 2000 г.[ УКАЗ Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 40. - Ст. 3936.] определены меры по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации. В целях перехода к новой системе пенсионного обеспечения приняты Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.], «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2004) "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.] и от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 14.02.2005) "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52(Ч 1). - Ст. 4920.].8. Для государственного служащего предусмотрено обязательное государственное страхование на случай смерти, причинения вреда здоровью, потери трудоспособности в период прохождения государственной службы или после ее прекращения, а также на случай уничтожения или повреждения имущества, которое связано с исполнением им должностных обязанностей.Страхование осуществляется на основании договоров, заключаемых соответствующими органами государственной власти (страхователями) и страховщиками, имеющими лицензию на проведение обязательного государственного страхования, выданную в установленном порядке. Размеры страховых выплат определяются, исходя из установленного на день страхового случая денежного содержания застрахованного государственного служащего.9. Государственному служащему гарантируется защита его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.Порядок и условия осуществления защиты отдельных категорий государственных служащих определены Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов»[ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ СУДЕЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1455.], а также иными нормативными правовыми актами РФ.10. Государственному служащему в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья. Законодательством могут быть предусмотрены и иные гарантии.Указом Президента от 24 ноября 1995 г. «О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах Российской Федерации»[ УКАЗ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. № 1177 "О НОРМАХ РАСХОДОВ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4659.] установлено, что при направлении федеральных государственных служащих в служебные командировки им обеспечиваются:а) выплата суточных в порядке и размерах, установленных законодательством РФ о служебных командировках в ее пределах для работников предприятий, учреждений и организаций;б) приобретение проездного документа на все виды транспорта при следовании к месту командирования и обратно к месту постоянной федеральной государственной службы, по следующим нормам в зависимости от замещаемой должности:федеральным государственным служащим, занимающим высшую или главную государственную должность: воздушным транспортом -- по билету 1 класса; морским транспортом -- в каютах I--IV групп судов регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров; речным транспортом -- в каюте 1 категории пассажирских водоизмещающих и скоростных судов всех линий сообщения; железнодорожным транспортом -- в 2-местном купе категории «СВ» скорых фирменных поездов;федеральным государственным служащим, занимающим другие государственные должности федеральной государственной службы: воздушным транспортом -- по билету делового (бизнес) класса; морским транспортом -- в каюте V группы судов регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров; речным транспортом -- в каюте II категории пассажирских водоизмещающих судов и скоростных судов всех линий сообщения; железнодорожным транспортом -- в купейном вагоне скорых фирменных поездов;всем федеральным государственным служащим: морским транспортом -- на всех видах судов транспортных скоростных линий и в каюте I категории судов паромных переправ; автомобильным транспортом (кроме такси) -- по существующей в данной местности стоимости проезда;в) бронирование и найм номера в гостинице по следующим нормам:федеральным государственным служащим, занимающим высшую или главную государственную должность, -- по фактическим расходам, но не более стоимости двухкомнатного номера;федеральным государственным служащим, занимающим другие государственные должности, -- по фактическим расходам, но не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.В случае если в населенном пункте отсутствует гостиница, федеральному государственному служащему обеспечивается предоставление иного отдельного помещения либо аналогичного жилого помещения в ближайшем населенном пункте с гарантированным транспортным обеспечением от места проживания до места командирования и обратно;г) предоставление рабочего места, пользование необходимыми материалами и оборудованием, а также всеми видами средств и транспортными средствами предприятий, учреждений и организаций, в которые федеральный государственный служащий направлен для выполнения служебных обязанностей.Этому служащему возмещаются расходы по проезду к месту командирования и обратно к месту постоянной работы (включая страховой сбор по обязательному личному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходов за пользование постельными принадлежностями, а также при продолжительности командировки свыше 30 суток -- оплату багажа), по бронированию и найму жилого помещения на основании документов, предъявляемых по месту постоянной службы.Лицам, занимающим высшую или главную государственную должность федеральной государственной службы, кроме того, оплачиваются услуги залов официальных делегаций вокзалов и аэропортов.Расходы, связанные с предоставлением рабочего места федеральному государственному служащему при выполнении им служебных обязанностей в месте командировки, обеспечением необходимыми материалами и оборудованием, пользованием средствами связи и транспортными средствами, возмещаются федеральным органом власти или его аппаратом, иным государственным органом, образуемым в соответствии с Конституцией, направившим этого служащего в командировку, либо организацией, в которую он командирован, по договоренности с соответствующим государственным органом.Руководители федеральных органов государственной власти или их аппаратов, иных государственных органов или их аппаратов, образуемых в соответствии с Конституцией, могут разрешать возмещать служащим, занимающим ведущие, старшие и младшие государственные должности федеральной государственной службы, в отдельных случаях расходы, произведенные ими в служебной командировке, сверх установленных норм, но не выше, чем это предусмотрено для федеральных государственных служащих, занимающих высшую или главную государственную должность.Возмещение государственным служащим расходов на служебные командировки в пределах Российской Федерации производится за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание федеральных органов власти и иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией.Порядок возмещения государственным служащим расходов при заграничных служебных командировках определяется специальными нормативными актами. Например, с 1 января 2002 г. размеры выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран установлены приказом Министра финансов РФ от 12 ноября 2001г. №92н[ ПРИКАЗ Минфина РФ от 12 ноября 2001 г. N 92н (ред. от 02.08.2004) "О РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2001. - № 51.].11. Важной гарантией является установление специального правового положения государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа.При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же органе должна быть предложена другая должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.При невозможности трудоустройства служащему, заключившему трудовой договор па неопределенный срок, гарантируется профессиональная переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки денежного содержания по занимаемой до увольнения должности и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной должности государственной службы.При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение 3 месяцев (без зачета выходного пособия).В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией он остается в Реестре государственных служащих (с указанием «в резерве») с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.Указом Президента от 26 марта 1997 г. «О социальных гарантиях лицам, входящим в состав Правительства Российской Федерации, в связи с изменениями его структуры»[ УКАЗ Президента РФ от 26 марта 1997 г. № 267 "О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ЛИЦАМ, ВХОДИВШИМ В СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ЕГО СТРУКТУРЫ" // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 24. - Ст. 2955.] установлено, что указанные гарантии сохраняются членам Правительства РФ на срок трудоустройства или оформления государственной пенсии, но не более чем на шесть месяцев.Таким образом, мы видим, что уровень социальной защиты государственных служащих довольно высок. Такой высокий уровень государственных гарантий госслужащим связан с тем, что госслужащие являются «слугами государевыми» и от их деятельности напрямую зависит эффективность государственного управления. Важность института государственной службы подчеркивает еще и то, что согласно Конституции государственная служба является одной из форм участия граждан в управлении делами государство. Именно поэтому в п. 4 ст.32 Конституции[ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. ] закреплен принцип равного доступа к государственной службе.§ 5. Ответственность государственных служащихОтветственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе -- обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются: 1) замечание;выговор;предупреждение о неполном должностном соответствии;освобождение от замещаемой должности гражданской службы;увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»-- «г» п. 3 (прогул -- отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[ Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // Российская газета. - 2004. - 31 июля.].Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком.Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ[ "КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.] понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядитель-ными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285--293 УК РФ[ "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.]). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего -- должностного лица -- права занимать соответствующие государственные должности.Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отно-шений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.Именно высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него.ЗаключениеТаким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что административно правовой статус государственного служащего нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества. К повышению ответственности чиновников за свои действия.До сих пор не урегулированы законом такие разновидности государственной службы как правоохранительная (полицейская), и военная служба (в новом для нее законодательном обличии). Совокупность норм, регулирующих взаимоотношения чиновника и государство можно назвать особой отраслью права - служебным правом. Служебное право является базовым для государственного служащего и определяет его административно - правовой статус. Относительно новый закон о государственной гражданской службе некоторые исследователи даже называют «трудовым кодексом чиновников» во многом благодаря тому, что некоторые его положения во многом дублируют соответствующие нормы Трудового кодекса. Те взаимоотношения, которые не урегулированы служебным правом, регулируются нормами трудового законодательства.Не следует забывать, что характерной чертой современной бюрократической системы, сформировавшейся в период «первичного накопления капитала» присущи существенные пороки, которые при отсутствии к ним должного внимания со стороны власти могут существенно снизить международный авторитет России, замедлить экономическое развитие.Наиболее острыми проблемами, которые требовали в те годы срочного решения и остаются во многом нерешенными в настоящее время являются следующие:· Организационная нестабильность государственных структур;· Слабая профессиональная подготовленность, некомпетентность значительной части государственных служащих;· Значительная коррумпированность государственного аппарата;· Снижение престижа государственной службы;· Резкое снижение дисциплины в государственном аппарате;· Недостаточность и несистемность нормативно правового регулирования;· Недостатки в организационном обеспечении, укомплектовании и техническом оснащении органов, занятых вопросами государственной службы.Таким образом, государственная служба как современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом.Вместе с тем, сегодня организация государственной службы и ее кадровая основа требуют реформирования, так как не соответствуют полностью целям и задачам социально-экономического развития государства и общества, что отрицательно проявляется практически во всех сферах: в экономической и финансовой деятельности, в решении социальных вопросов, в научной и культурной жизни, обороне, внутренней и внешней политике.Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающих реализацию функций государства в новых экономических, политических и социальных условиях, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Для решения этих вопросов Президентом РФ 15 августа 2001 г. была утверждена "Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации"[ РАСПОРЯЖЕНИЕ Президента РФ от 15 августа 2001 г. № 436-рп (ред. от 11.07.2003) «О СОЗДАНИИ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 34. - Ст. 3502.], предусматривающая поэтапное (до 2005 г.) совершенствование механизма функционирования государственной службы и ее системы на основе соответствующих программ финансового и ресурсного обеспечения с учетом отечественного, а также зарубежного опыта, применимого в российских условиях. Основными целями реформирования государственной службы в Концепции обозначены: кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ. В Концепции подчеркнуто, что реформирование государственной службы должно стать приоритетным направлением в области государственного строительства.
В дальнейшем положения данной концепции были развиты и дополнены в Указе Президента от 16 июля 2004 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления»[ УКАЗ Президента РФ от 16 июля 2004 г. № 910 (ред. от 21.09.2004) "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 29. - Ст. 3019.
].По мнению автора сейчас настал тот момент, при котором промедление в решении вопросов государственной службы может привести к катастрофическим результатам, так как может свести на нет результаты начатых административной, судебной, социальной реформ власти, подорвать доверие народа к самой власти и спровоцировать её на неадекватные действия.От того насколько эффективным окажется наш государственный аппарат, насколько взвешенные и продуманные решения будут принимать госслужащие, будет во многом зависеть будущее нашей страны, наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба. Необходимо заново переосмыслить имеющийся отечественный и международный опыт в сфере регулирования государственной службы и сделать соответствующие выводы.БиблиографияI. Законодательство и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
4. Федеральный закон О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Российская газета. - 2004. - 31 июля.
5. Федеральный закон О системе государственной службы Российской Федерации от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 31 мая.
6. Федеральный закон Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.
7. Федеральный закон О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 14.02.2005) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52(Ч 1). - Ст. 4920.
8. Федеральный закон О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1455.
9. Федеральный закон О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
10. Закон РФ О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
11. О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 16.02. 2005 № 159 // Российская газета. - 2005. - 18 февраля.
12. О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 11.01. 1995 № 33 (ред. от 26.11.2001, с изм. от 11.10.2004) // Российская газета. - 1995. - 25 января.
13. О денежном содержании федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 09.04.1997 № 310 (ред. от 01.03.2005) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1164.
14. О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.03.1998 № 265 (ред. от 27.12.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1163.
15. О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет: Указ Президента РФ от 03.09.1997 № 982 (ред. от 25.11.2003) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 36. - Ст. 4130.
16. О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы: Указ Президента РФ от 16.08.1995 № 854 (ред. от 13.12.2000) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3442.
17. О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР: Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 467 (ред. от 15.06.1999) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1579.
18. О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 40. - Ст. 3936.
19. О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24.11.1995 № 1177 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4659.
20. О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран: Приказ Минфина РФ от 12.11.2001 № 92н (ред. от 02.08.2004) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2001. - № 51.
21. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32(ред. от 23.10.1998) // Российская газета. - 1995. - №11-12.
22. О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 33 (ред. от 26.11.2001, с изм. от 01.03.2003) // Российская газета. - 1995. - № 19.
23. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ Президента РФ от 04.04.1992 № 361(с изм. от 16.11.1992) // Российская газета. - 1992. - № 80.
24. О социальных гарантиях лицам, входившим в состав правительства Российской Федерации, в связи с изменением его структуры: Указ Президента РФ от 26.03.1997 № 267 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 24. - Ст. 2955.
25. Закон РФ О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - №27. - Ст. 351. (утратил силу)
II. Учебники, статьи, диссертации
1. Административное право: Учебник для вузов / Под ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова. - М.: Норма, 2005. - С. 273.
2. Архипов В. Резервация для чиновничьей власти // эж-ЮРИСТ. - 2004. - № 20.
3. Барышев В.Н. Государственная служба России: прошлое и настоящее // Гражданин и право. - 2001. - № 1.
4. Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. - 2003.- № 3.
5. Гришковец А. А. Правовое регулирование денежного содер-жания госслужащих // Право и политика. - 2001. - № 3.
6. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право.- 2004.- № 1.- С. 24-36.
7. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной службы // Государство и право. - 2003. - № 4. С. 16-18.
8. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Д.М. Овсянко. - М.: Юристъ, 2003. - С. 75-98.
9. Государственная служба: теория и организация: Курс лекций / Под ред. Е.В. Охотского, В.Г. Игнатова. - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - С. 461 -494.
10. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - № 5. - С. 5.
11. Иванов С. А. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // эж-ЮРИСТ. - 2004. - № 6.
12. Куракин А.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы - антикоррупционную направленность // Закон и право.-2003. -№ 8. С. 27.
13. Козбаненко В.А. Публично - правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. - 2003. - № 9.
14. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание / Под. Ред. В.А. Козбаненко. - М.: ИПК госслужбы,2003.-107с.
15. Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (постатейный) / Под ред. А.Н. Ткача. - М.: Юстицформ, 2004. - 130 с.
16. Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М.: Новая Правовая культура, 2003. - С. 161.
17. Рудичева Н.И. О государственной службе и отдельных статусных льготах ее субъектов: сравнительно-правовые характеристики // Право в Вооруженных Силах. - 2004. - № 2.
18. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М. Ю. Тихомирова. - М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2002. - 972 с.
19. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. - 2004. - № 9.
III. Материалы юридической практики
1. По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 закона республики Коми «О государственной службе республики Коми»: Постановление № 16-П Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1998 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1998. - № 5.
2. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы Российской Федерации: Определение № 233-О Конституционного суда Российской Федерации от 3 октября 2002 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2003. - № 3.