Рефераты

Государственный строй: истоки и эволюция

Государственный строй: истоки и эволюция

9

Содержание

  • 1. Государственный строй древних государств Месопотамии 2
    • 2. Эволюция общественного строя в средневековой Англии 9
    • 3. Задача. 18
    • Литература 19

1. Государственный строй древних государств Месопотамии

В IV тысячелетии до н.э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.С.22-25..

Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV - начале III тысячелетия до н.э. на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин или группы общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству. При этом жрецы храма во главе с верховным жрецом выполняли простейшие функции управления.

Рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствовал укреплению месопотамских городов, росту их населения. Во второй трети III тысячелетия до н.э. в городах - протогосударствах Урук, Киш, Ур, Лагаш население достигало нескольких тысяч человек. Здесь четко наметились социальные различия, выделилась родовая аристократия, обладающая большими участками земли. Во многих крупных хозяйствах родовой аристократии стал все шире применяться рабский труд.

В III тысячелетии до н.э. складывается и царско-храмовое хозяйство за счет отделения храмовых земель от общинных. Общинные земледельцы отныне не участвуют как ранее в обработке храмовых земель, а уплачивает рентуналог в храмовую казну, земли же храмов обрабатываются различными категориями зависимого люда, рабами. Это, однако, не освобождает общинников от общественных работ, строительства дорог, ирригационных сооружений и пр. Вместе с усложнением управленческих функций в городах растет административный аппарат, состоящий из лиц, занимающихся учетом земель, храмовым хозяйством, культом, общественными работами. Вырастая из органов общинного управления, этот аппарат выполняет новую социальную роль. Он становится аппаратом города-государства, осуществляющим многообразные управленческие функции по отношению к другим общинам-селениям.

Возникновение городов-государств вместе с набирающими силу процессами социального расслоения затронули прежде всего две племенные группы, населяющие южное Двуречье: шумеров и аккадян. К концу III тысячелетия до н.э. населявшие Двуречье различные племенные группы окончательно слились, но сохранились названия основных его частей - Шумера на юге и Аккада на севере. Первым центром шумерской цивилизации был Урук. Самым древним из городов аккадян-семитов был Аккад.

На социально-экономическое и политическое развитие Двуречья оказало большое влияние то обстоятельство, что города-государства возникали здесь как близко расположенные локальные центры, окруженные полуоседлым и кочевым людом, инокультурными племенами. От постоянных переселений и набегов соседних племен зависело не только политическое значение того или иного города, но и само его существование.

Раннединастийный период шумерской истории был эпохой ожесточенной борьбы соседних городов-государств за политическую гегемонию, а их правителей - за упрочение и расширение своей власти за счет покорения соседей.

В XXVIII-XXVII вв. до н.э. возвышается город Киш, правители которого первыми приняли титул лугаля ("большой человек", "господин"). Затем успех перешел к Уруку, имя его правителя Гильгамеша, подчинившего Лагаш, Ниппур и пр., вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса.

В XXV в. верховенство перешло к правителям - лугалям Ура, религиозным и культурным центром которого был Ниппур, а затем на рубеже XXV-XXIV вв. - к правителям Лагаша, среди которых особую известность приобрели Лугальянда и его противник Уруингина. Если первый, стремясь к укреплению своей власти, к централизации страны, вызвал резкое недовольство населения, вылившееся в восстание против разрушения старых общинных порядков, злоупотреблений властью, то второй вошел в историю как реформатор, стремившийся облегчить положение бедняков, уменьшить поборы с разоряющегося населения и пр.

Последующее недолгое возвышение правителя Уммы Лугаль-загеси сменяется в конце XXIV в. до н.э. гегемонией семитского Аккада во главе с Саргоном Аккадским, ставшим правителем большого государства, включавшего многие бывшие города-государства. Аккад, расположенный на берегу Евфрата, при Саргоне стал центром первого политического объединения северной и южной частей Двуречья. Создав обширную централизованную аккадско-шумерскую державу, Саргон принял титул "царя Шумера и Аккада", ""царя четырех стран света".

Последовавшие затем нашествия горных племен, не затухающая борьба отдельных месопотамских городов за гегемонию приводили к смене политических центров, к возникновению новых правящих династий и царств, среди которых следует отметить новошумерскую династию Ура (III династия Ура), объединившую Двуречье в границах обширного шумерского государства в XXII - XX вв. до н.э.

Правители III династии Ура управляли своими владениями с помощью хорошо организованной профессиональной армии, создавали царские суды, первые судебники (Судебник Ур-Намму) и пр. Это относительно централизованное государство-гегемония, единство которого скреплялось главным образом военной силой его правителей, раздиравшееся внутренними усобицами, прекратило свое существование под ударами эламитов в 2007 г. до н.э.

Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого (1894-1595 гг. до н.э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, предстает в качестве государства-империи, идеологической базой которой стал культ единого бога, "царя над богами" - Мардука.

Вавилон неоднократно подвергался нашествию горных племен, разрушался, но каждый раз восставал из руин. Он переживает новый временный подъем в эпоху Нововавилонского царства в VII-VI вв. до н.э., а в III в. до н.э. фактически прекращает свое существование.

Другой крупнейшей древневосточной державой была Ассирия, судьба которой тесно переплеталась в древности с Вавилоном. Место Ассирии в истории древнего мира, политическое значение средне-ассирийского царства (XV-XI вв. до н.э.) определялось его важной ролью в экономике всей Ближней Азии, благодаря крайне выгодному географическому положению на торговых, караванных путях, связывающих государства этого региона.

Большое число социальных, экономических, политических структур, религия, равно как и письменность, были заимствованы Ассирией у Вавилона. А правовые институты Вавилона, представленные знаменитыми Законами царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), и Ассирии - Законами Среднеассирийского царства (XII в. до н.э.)*, дают благодатную возможность выявить целый ряд особых черт вавилоно-ассирийской региональной цивилизации древности, ее государства и права.

Государственный строй. В Месопотамии наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Следует, однако, иметь в виду условность различий между некоторыми городскими и сельскими общинами, так как горожане также занимались земледелием и пользовались всеми правами членов общины. Не случайно и город и село по-аккадски имели одно название - ур Графский В. Г.. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА, 2003.С.32-36..

Во главе первых месопотамских городов-государств стоял правитель-царь, который носил название энси ("возглавляющий род", "закладывающий храм") или лугалъ ("большой человек", "хозяин", "господин"). В городах созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти общинные органы не только избирали и в некоторых случаях низвергали правителей, но и определяяли объем их полномочий, наделяя большими или меньшими правами в военной и законодательной областях. Лугаль, видимо, и отличался от энси большими военными полномочиями. Самим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые (право установления цен, всякого рода сборов), судебные функции и функции по поддержанию общественного порядка.

Правитель города являлся главой общинного культа, ведал ирригационным, храмовым и другим общественным строительством, предводительствовал войском, председательствовал в совете старейшин или в народном собрании.

Усиление царской власти при Саргоне и его преемниках, продолжающееся при царях III династии Ура, чему способствовали победоносные войны этих правителей, было закономерным явлением. Оно было продиктовано необходимостью объединения общин, централизованного и рационального использования ирригационно-водного хозяйства. Отсюда возникает и новый вид правителя лугаля-гегемона, власть которого выходила за рамки отдельного города и в силу этого не ограничивалась общинными органами. Власть правителей стала приобретать наследственный характер, а административный аппарат и сам царь - олицетворять единство обширных территорий. Местные энси были низведены до положения чиновников, царю была подчинена храмовая администрация.

Усилению централизаторских тенденций способствовало представление о божественном характере власти, ниспосланной якобы царям небесами. Все цари династии Ура, кроме первого, Ур-Намму, писали свои имена рядом с именем Бог, в силу якобы своей избранности, наделенности особой царственностью богами, что возвышало их над всеми людьми. Царственность воплощалась в особых атрибутах царской власти - одежде, диадеме, жезле и пр.

Наибольшей степени концентрации царская власть достигла в Древне-вавилонском царстве, в котором складывается одна из разновидностей восточной монархии. Хаммурапи пользовался формально неограниченными законодательными полномочиями. Он выступал главой большого управленческого аппарата. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней около 60 приказов Хаммурапи царским наместникам в городах и отдельных областях, а также военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновников, проведении переписи населения, строительстве каналов, взыскании налогов.

Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредотачивались обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. При Хаммурапи купцы были превращены в царских агентов. С широким развитием ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников, государственных контролеров.

Страна была разделена на области, находящиеся под управлением царских чиновников шакканаккум, ответственных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых глав общин - рабианум. Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговорочно назвать деспотической. И во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходки. Их полномочия были значительно урезаны, но они сохраняли ряд административных, финансовых и судебных функций, а также функций по поддержанию общественного порядка (управляли общинной землей, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинниками и держателями наделов от царя, распределяли налоги и определяли размеры сборов и пр.).

Некоторые самые древние и важные города в Вавилонии (Ниппур, Сиппар, Вавилон) могли иметь особый юридический статус, поскольку рассматривались как находящиеся под защитой местного божества. Жители этих городов могли освобождаться от налогов, трудовой повинности, военной службы.

Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить в полной мере сопротивление некоторых сельских общин и племен. Судя по Законам Хаммурапи, они хорошо знали опасность "неподавимых смут, мятежей, ведущих к гибели". В интересах политической стабильности цари вынуждены были предоставлять ряд привилегий (освобождать от налогов и военной службы, трудовых повинностей) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям племен, храмам. Их привилегии записывались на каменных монументах - кудурру ("пограничный камень").

Отношения между центральной властью и храмами были также сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической независимости. Лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены в административном и хозяйственном отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчета о хозяйственной деятельности.

Хаммурапи назывался "богом царей, знающим мудрость", "сердцем Вавилона", "возлюбленным богини Иштар", но не был самим божеством и даже верховным жрецом. Царь, например, мог войти в храм только во время празднования Нового года, здесь ежегодно повторялся обряд коронации, принятия им из рук бога Мардука царской власти. Междуцарствием считались годы, когда этого не происходило. Коронация делала правителя-человека в Вавилоне способным царствовать, но не делала его Богом. Царь мог быть и низведен до состояния обычного человека, лишиться царственности в силу крайней опасности того дела, за которое он брался. Только в его добрых, справедливых делах, служении и почитании богов, поддержке храмов было его спасение. Великий, благодаря своей власти, в сравнении с подвластными ему народами, царь из-за своей человеческой природы, согласно месопотамской теологии, оставался лишь подданным по отношению к природе и олицетворяющим ее богам.

2. Эволюция общественного строя в средневековой Англии

В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, определившая последующее политическое развитие страны. Сильной королевской власти противостояли оформившиеся сословия Селезнев Н.А. Феодальное государство и право Англии. - М., 1983.С.67-76..

В оживленную торговлю такими товарами, как шерсть, хлеб и другими продуктами в Англии была вовлечена значительная часть феодалов, особенно мелких и средних. Росли их связи с рынком, а значит, этот многочисленный слой феодалов имел немало общих интересов с горожанами и с верхушкой свободного крестьянства, что объясняет отсутствие в Англии резкой грани, отделявшей дворянство от этих сословных групп. Кроме того, дворянство пополнялось выходцами из других сословий и не превратилось в замкнутое сословие. Этот факт оказал сильное влияние на всю последующую политическую жизнь Англии.

В Англии лишь крупные феодалы (бароны, представители высшего духовенства -- архиепископы, епископы и аббаты больших монастырей) составляли замкнутую группу, основывавшую своё хозяйство по-прежнему на эксплуатации барщинного труда и очень мало связанную с рынком. Именно они смогли стать сильными противниками королевской власти, которая осуществляла политическое господство над значительным большинством населения.

В начале XIII века Англия была втянута в войну с Францией, требовавшей огромных расходов. Английский король Иоанн Безземельный, практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы, вступил в открытый конфликт с большинством светских и духовных феодалов, поддержанных городами и частью крестьянства. Этот конфликт завершился подписанием королём Великой Хартии Вольности (1215 г.).

Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов. Их феоды объявлялись свободно наследуемыми владениями, ограничивались размеры рельефа, выплачиваемого при передаче феода по наследству, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Ограничивался королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями. Бароны были обязаны оказывать королю денежную помощь лишь при: 1) выкупе короля из плена, 2) при посвящении в рыцари его старшего сына и 3) при выдаче замуж старшей дочери от первого брака.

В отношении других сословий Хартия подтверждала существующие привилегии церкви и духовенства, в частности свободы выборов церковных иерархов. В отношении рыцарей Хартия не позволяла баронам брать со своих вассалов никаких поборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также принуждать к выполнению повинностей больших, чем предусматривает обычай.

Хартия подтвердила древние вольности Лондона и других городов, право купцов, в том числе и иноземных, свободно выезжать из страны, вести торговлю без каких-либо стеснений.

В отношении свободного крестьянства в Хартии было зафиксировано обещание не обременять их непосильными налогами и штрафами. Исключительно важным для экономики Англии было установление Хартией единства мер и весов.

В целом содержание Великой Хартии Вольностей не выходило за рамки феодальной эпохи. Тем не менее, ряд ее статей стал основой для дальнейшей глубокой эволюции политического строя Англии. Это, прежде всего статьи 12 и 14. Статья 12 утверждала право короля взимать налоги лишь после утверждения их советом королевства, а статья 14 определила состав этого совета: непосредственные вассалы короля (бароны, графы, епископы и т.п.) и представители простого рыцарства в лице шерифов и бейлифов. Здесь просматривается будущее средневекового английского парламента.

Статьи 39 и 40 говорили об аресте, заключении в тюрьму, лишении владения, объявлении вне закона или изгнании лишь на основании суда равных и согласно законам страны. И хотя эти статьи были обращены к господствующему классу, налицо первые попытки утвердить неприкосновенность личности.

Таким образом, значение Хартии очень велико. Она доказала, что власть короля не безгранична. Хартия явилась правовым фундаментом демократии, возвестившим идею парламентского правления.

Иоанн Безземельный, подписавший Хартию, тем не менее, не собирался ее выполнять. Если бы эта хартия была осуществлена на деле, в Англии, скорее всего, воцарилось феодальное самоуправство, страна бы раздробилась. Этого, однако, не случилось и главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство. Тотчас по окончании смуты Иоанн отказался от хартии.

Конфликт между королевской властью и ее подданными продолжался при преемниках Иоанна. Во второй половине XIII века в результате этой борьбы в Англии возникла сословно-представительная монархия Штокмар В.В. История Англии в средние века. - Л., 1985.С.101-014..

Особенностью складывания сословно-представительной монархии в Англии было то, что она ознаменовала собой политическую победу сословий над королем.

Политика Генриха III (1216--1272), сына Иоанна Безземельного, вызывала оппозицию. Поводом к выступлению стал созыв Большого совета в 1258 г., на котором король потребовал огромной суммы денег. 11 июня 1258 г. вооружённые бароны в Оксфорде, где состоялось бурное собрание, получившее название «бешеного парламента», предъявили петицию из 29 пунктов. Проект переустройства государственного управления был принят парламентом и назван Оксфордскими провизиямн. Этот акт передавал всю власть в руки 15 баронов, полностью контролировавших короля и назначавших всех высших должностных лиц. 3 раза в год должен был созываться парламент, в котором, кроме совета «пятнадцати», должны были заседать 12 баронов в качестве выборных от общины (под общиной подразумевались те же бароны).

Король был вынужден признать «Оксфордские провизии». Но установление баронской олигархии не соответствовало интересам рыцарей и горожан. В 1259 г. на собрании баронов и рыцарей в Вестминстере рыцари обвинили баронов в том, что «они ничего не сделали на пользу государству, как обещали, и имеют в виду только собственную выгоду». Рыцари впервые в истории выдвинули ряд политических требований, направленных на защиту интересов рыцарства от произвола и со стороны короля и со стороны крупных феодалов. Требования рыцарства составили так называемые «Вестминстерские провизии». Этот документ устанавливал гарантии прав мелких вассалов и предусматривал некоторые улучшения деятельности местных органов.

Между королем и баронами началась гражданская война (1258 -1267 гг.). Лагерь противников короля возглавил Симон де Монфор. В 1264 г. королевская армия была разбита, а сам он попал в плен. В 1265 г. созывается парламент, который может считаться первым парламентом в истории Англии, поскольку относительно полно представлял страну. В нем заседало по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.

Но военные действия возобновились, и Монфор погиб. Несмотря на военные успехи, король пошел на компромисс. Раскол в лагере сторонников Симона де Монфора позволил королевской власти укрепить свои позиции. Однако как средство достижения компромисса между королем и баронами, рыцарями и богатыми горожанами в 1295 г. Эдуард Первый созывает парламент, получивший название "образцового", что означало переход к новой, более централизованной форме феодального государства, к феодальной монархии с сословным представительством. Кроме крупных светских и духовных феодалов, приглашенных королем лично, в него вошло по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов.

В первой половине XIV века парламент стал делиться на верхнюю - палату лордов, где заседала феодальная знать, и нижнюю - палату общин, где заседали представители графств и городов. То, что горожане и рыцари заседали совместно, отличало английский парламент от сословно-представительных собраний в других странах, их прочный союз обеспечил палате общин большое влияние в политической жизни Англии. Духовенство не было особо выделено в английском парламенте.

С XV в. палата лордов формировалась из наследственных пэров, палата общин - из представителей дворянства и городской верхушки.

Парламент Англии периода сословно-представительной монархии постепенно закрепил за собой следующие полномочия:

- утверждение порядка и размеров налогообложения. В 1297 г. статут «О неналожении податей» установил, что обложение прямыми налогами не может иметь места без согласия парламента. В XIV в. тоже самое коснулось косвенных налогов. В XV в. все вопросы, связанные с налогообложением, должны были вначале рассматриваться нижней палатой.

- согласие на объявление войны или заключение мира;

- право "импичмента", т.е. возбуждение судебного процесса перед палатой лордов против тех или иных советников короля за злоупотребление ими своими обязанностями.

В XIV-XV вв. оформилась законодательная инициатива парламента. Вначале это выглядело так: нижняя палата подавала королю петицию, в которой ставился вопрос об издании законов, необходимых, по мнению парламентариев, для общества. Позднее петиции стали облекаться в форму готовых законнопроектов.

В дальнейшем установился порядок, по которому постановления, принятые обеими палатами и королем (статуты), не могли быть изменены или отменены без согласия обеих палат. Статуты стали высшим актом государственной власти (законом).

Итак, английский парламент достиг значительных успехов и стал наиболее активным среди сословно-представительных органов европейских государств.

Становление и особенности английского абсолютизма

Основной причиной появления абсолютной монархии являются социально-экономические перемены в обществе, вызванные зарождением и развитием буржуазных отношений. Крупные перемены в экономической жизни Англии начались уже в XIV веке.

Промышленность вступила в эпоху технического перевооружения. Мелкое производство сменяется более крупным. Приходит мануфактурное производство.

В городах росло имущественное расслоение. В XIV -- XV вв. значительно развился торговый и ростовщический капитал, возникали крупные состояния. Получают развитие банки и общегосударственные ярмарки. По мере накопления капиталов предпринимательская верхушка городов складывается в класс буржуазии.

Что касается деревни, крепостнически-барская система феодального хозяйства пришла в упадок. В результате феодалы стали отказываться от барщины и начали сдавать свою землю крестьянам за плату (денежная рента), последние же продавали свои продукты. Некоторые, особо удачливые из крестьян, смогли обогатиться, т.о. в среде крестьян возникла зажиточная верхушка.

Значение богатых людей обществе возрастало. Многие из них проникают на важные посты, некоторые даже становятся советниками короля. У монарха появляются новые источники дохода, королевская казна пополнялась. Теперь король мог позволить себе содержать крупную наемную армию плюс всеохватывающий бюрократический аппарат. Зависимость короля от вассалов уменьшилась. Таким образом, благодаря деньгам зарождающейся буржуазии, монарх смог обладать абсолютной властью в отношении всех своих подданных, включая крупных феодалов.

Переход к абсолютной монархии в Англии в значительной степени был ускорен усилением крестьянского сопротивления. В течение XIV столетия господствующий класс Англии, подкрепленный королевской властью, смог резко ухудшить положение трудящихся масс. Это выражалось, в частности, в стремлении увеличить трудовые повинности крестьян, меньше платить за работу. Вместе с тем любые попытки протестов подавлялись государственной машиной. Теперь уже и знать, и церковь, и богатые, и горожане искали спасения в сильной королевской власти.

В некоторой степени английскому самодержавию помогла междоусобная война Алой и Белой роз, которая способствовала устранению основных противников абсолютизма - представителей знатных аристократических династий Англии.

С начала XV века роль и значение английского парламента начинает сокращаться. В Англии, как и других государствах Европы, начинает складываться абсолютная монархия. Становление абсолютизма совпало с восшествием на престол Генриха VII (1457-1509) - первого представителя династии Тюдоров. Генрих VII вёл непрерывную борьбу с самостоятельностью баронов и укреплял королевскую власть. Проведение этой политики облегчалось для него тем, что война Алой и Белой розы привела к гибели значительной части старой феодальной знати.

Однако в отличие от континентальной Европы английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как "незавершенный".

Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент. Развитие абсолютизма в Англии не уничтожило парламент, но превратило его в XVI в. в достаточно послушное орудие королевской власти. Так, Генрих VIII создал "волей парламента" новую (англиканскую) церковь, независимую от Ватикана.

Его дочь, Мария Тюдор, при поддержке парламента решилась восстановить в стране католицизм. Затем, после смерти Марии, парламент узаконил волю Елизаветы I, вновь сделавшей своих подданных англиканами.

Во-вторых, в Англии продолжало существовать местное самоуправление и отсутствовала централизация и бюрократизация государственного аппарата. Кроме того, в Англии не было и крупной постоянной армии.

Дальнейшее развитие экономики было тесно связано с торговлей, что привело к возрастанию роли джентри (нового дворянства), интересы которого близки интересам буржуазии. Союз между джентри и буржуазией позволил сохранить свое значение парламенту и местному самоуправлению.

Однако реальная власть в этот период сосредоточилась в руках короля, которую он осуществлял через подчиненные непосредственно ему органы исполнительной и судебной власти. Сюда входили Тайный совет в составе лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-адмирала и др., осуществлявший непосредственное управление, и чрезвычайные судебные органы - Звездная палата и Высокая комиссия. Опорой короны стали джентри и буржуазия.

Тайный совет был высшим органом управления периода абсолютизма, члены которого назначались только королем, и только перед ним (а не перед парламентом) несли ответственность. Тайный совет обладал довольно широкой компетенцией: он управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю, при его участие издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке. Звездная палата была новым учреждением, являвшимся отделением Тайного совета. Звездная палата, учрежденная для борьбы с противниками королевской власти, была своего рода политическим трибуналом. Процесс носил инквизиционный характер, допускалось применение пыток. Звездная палата осуществляла также цензуру печатных произведений. Эту функцию выполняла и Высокая комиссия, в ведении которой было также непосредственное управление церковью.

Генрих VIII продолжил политику отца, его правление отмечено победой короны над парламентом. Парламент использовался Тюдорами в качестве орудия усиления своей власти. Нижняя палата парламента при Тюдорах беспрекословно утверждала законы, внесённые королём; верхняя же палата состояла в своём большинстве из представителей аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования и потому покорной им. В 1539 г. парламент приравнял королевские указы к статутам. Это была полная победа короля над парламентом.

Важным средством укрепления абсолютизма при Тюдорах послужила реформа церкви. При Генрихе VIII утверждено англиканство. Реформация церкви отвечала интересам буржуазии и нового дворянства.

Правление Елизаветы Тюдор (2-я половина 16в) - расцвет абсолютизма: окончательно утвердилось англиканство. В 1559 г. парламент подтвердил, что королева является главой церкви. При ней была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые 39 статей), которая была принята парламентом в 1571 г. «Король имеет верховную власть в церкви над всеми сословиями и лицами...»,-- говорится в «39 статьях».

Елизаветинская эпоха стала блестящей страницей в истории Англии. Государство превратилось в мощную морскую державу, появились первые колонии в Северной Америке, основана Ост-Индская торговая компания. Это было время подъема и в экономической, и в культурной жизни страны

В то же время проводилось огораживание - земли превращались в пастбища для овец, крестьяне сгонялись со своих мест. Появилось множество нищих и бродяг, повсеместно поднимались восстания.

Пытаясь разрешить проблемы, Тюдоры издавали законы, запрещающие огораживание, и законы против бродяг и нищих. Тюдоры сумели укрепить королевскую власть и стать абсолютными монархами. Но королевская власть не располагала централизованным бюрократическим аппаратом, постоянной армией. Абсолютизм носил незавершенный характер.

После смерти Елизаветы воцаряется новая династия - Стюартов. Правление Якова I (1566-1625) и Карла I (1600-1649) отмечено религиозной и политической борьбой. При их правлении основы абсолютизма были подорваны и созрела революционная ситуация Всеобщая история государства и права . / Под ред. К.И. Батыр. - М., 1995.С.98-102..

3. Задача.

Французский рабочий Пьер Ламерти в 1937 году обратился в суд с иском к администрации завода Рено, отказавшейся предоставить ему оплачиваемый отпуск продолжительностью в 14 дней, в своем иске рабочий указал, что на данном предприятии он проработал полтора года.

Какое решение примет суд?

Суд должен удовлетворить иск рабочего, так как Закон Народного фронта Франции, устанавливающий ежегодный оплачиваемый отпуск в индустрии, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве от 20 июня 1936 г., установил:

Ст. 54f. Всякий рабочий, служащий или ученик, занятый в индустриальной, торговой или свободной профессии или (занятый) в кооперативном обществе, а также подмастерье или ученик в ремесленной мастерской имеют право после одного года непрерывной службы в предприятии на оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью 14 дней, включая 12 рабочих дней...

Литература

1.
Аннерс Э. История европейского права. - М., 1994.

2. Всеобщая история государства и права . / Под ред. К.И. Батыр. - М., 1995.

3. Графский В. Г.. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА, 2003.

4. История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право). - М., 1980.

5. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред.проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

6. Катанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. - М., 1999.

7. Селезнев Н.А. Феодальное государство и право Англии. - М., 1983.

8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1998.

9. Штокмар В.В. История Англии в средние века. - Л., 1985.


© 2010 Современные рефераты