p align="left">Государственный Совет СССР приступил к своей деятельности сразу же: на следующий день после своего образования -- 6 сентября 1991 г. -- он принял три постановления о признании независимости Литовской, Латвийской и Эстонской республик22 Там же. 1991. № 37. Ст. 1091, 1092, 1093.. Кабинету Министров СССР было выражено недоверие. Впредь до утверждения нового состава Кабинета создавался Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР33 Там же. 1991. № 35. Ст. 1025; № 36. Ст.1033., который должен был действовать совместно с республиками. Но Законом СССР “Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период”, принятым 5 сентября 1991г., вместо этого Комитета предполагалось создать Межреспубликанский экономический комитет, образуемый союзными республиками на паритетных началах. Председатель его должен был назначаться на должность Президентом СССР с согласия Государственного Совета. Руководство общесоюзными органами, ведающими вопросами обороны, безопасности, правопорядком и международными делами, должно было осуществляться совместно Президентом и Государственным Советом СССР. По замыслу Комитет и руководители общесоюзных органов подчинялись в своей деятельности Президенту СССР, Государственному Совету и Верховному Совету44 ВСНД СССР и ВС СССР. 1991. № 37. Ст.1082.
. Впредь до сформирования Межреспубликанского экономического комитета его функции возлагались на Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР11 Там же. 1991. № 37. Ст.1090., но последний не успел развернуть свою деятельность, так как разрушение Союза Советских Социалистических Республик повлекло за собой прекращение деятельности всех общесоюзных органов.
Вслед за органами Союза ССР изменению подверглись и республиканские органы государственного управления: в них также стали учреждаться посты президентов. В Российской Федерации это произошло 24 мая 1991г., когда четвертый Съезд народных депутатов РСФСР внес соответствующие изменения и дополнения в Конституцию22 ВСНД РСФСР м ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст.776.. Одновременно с постом Президента в России был учрежден и пост вице-президента. Учитывая опыт в регламентации правового статуса высших органов государственного управления Союза, в Российской Федерации сразу же было предусмотрено, что Президент является главой исполнительной власти, руководит деятельностью Совета Министров РСФСР, а правительство, в свою очередь, подотчетно Президенту. Полномочия вице-президентов России и Союза были аналогичны. Вслед за постом российского Президента стали вводиться аналогичные должности в субъектах Российской Федерации (президенты Марийской, Мордовской, Чувашской, Якутской-Саха ССР), также считавшиеся главами исполнительной власти и входившие в единую систему, возглавляемую Президентом России33 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1497; № 47. Ст. 1622-1625.. Президент формировал и правительство: заместители председателя Совета Министров, министры, председатели государственных комитетов назначались и освобождались от должности Президентом по представлению Председателя Совета Министров, а последний назначался на должность с согласия Верховного Совета РСФСР44 Там же. 1991. № 22. Ст.776.. Этот порядок был частично изменен 9 декабря 1992г.: четыре ключевые должности в правительстве -- министров иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел Российской Федерации -- должны были назначаться Президентом с согласия Верховного Совета России55 ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 55. На практике это положение так и не было реализовано.
.
Исполнительным органом края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) являлась администрация, подотчетная в своей деятельности как соответствующему Совету народных депутатов, так и вышестоящим исполнительным органам. Деятельностью администраций руководили на основе принципа единоначалия главы администраций, которые могли быть избраны на свою должность соответствующим Советом народных депутатов или назначены в зависимости от уровня Президентом или главой вышестоящей администрации. Глава администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа входит в единую систему исполнительной власти, подчиняется Президенту и Правительству России. Он подписывает и обнародует законы, принятые соответствующими представительными органами, и обладает правом “вето”. Законы могут быть до истечения срока, установленного для их подписания, возвращены главой администрации в принявший их представительный орган для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон будет принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов законодательного органа, то глава администрации обязан его подписать11 СЗ РФ. 1994. № 24. Ст. 2598..
В субъекты Российской Федерации назначались представители Президента, которые подчинялись непосредственно ему и несли перед ним персональную ответственность. В их полномочия входило: представительство Президента в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, войсковыми формированиями и гражданами на соответствующей территории; координация деятельности территориальных служб федеральных органов исполнительной власти, организация их проверки; осуществление по указу или распоряжению Президента отдельных полномочий органов исполнительной власти, а также выполнение других его поручений. Вместе с тем представитель Президента не вправе был вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и издавать решения, обязательные для исполнения на соответствующей территории. Представитель Президента и его аппарат входили в структуру Администрации Президента Российской Федерации.
После сентябрьско-октябрьского переворота, когда вице-президент России выступил на стороне парламента, произошло усиление органов исполнительной власти: до формирования новой структуры органов представительной власти они стали выполнять их функции. Вице-президент был освобожден от должности22 САПП РФ. 1993. № 40. Ст.3749.
.
После 12 декабря 1993г. Российская Федерация по форме правления стала президентской республикой. Президент получил юридическую возможность роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. Он вправе самостоятельно принимать решения об отставке Правительства, перед вновь избранным Президентом старое правительство слагает свои полномочия, Президент имеет право председательствовать на заседаниях высшего исполнительного органа страны, за ним остается окончательное решение об отставке по собственной воле Председателя Правительства. Упростилось наименование высшего органа исполнительной власти: теперь он стал называться “Правительство Российской Федерации” без добавления “Совет Министров”11 История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - С.494-503.
.
Система государственной власти Российской Федерации включает в себя, согласно Конституции 1993г., федеральные органы трех самостоятельных ветвей власти -- законодательной, исполнительной и судебной, территориальные органы федеральной власти, а также законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы субъектов РФ.
Государственная власть в Российской Федерации, -- записано в ст. 10 Конституции РФ, -- осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).
Главой Российского государства и исполнительной ветви власти является президент. По новой Конституции он получил чрезвычайно широкие полномочия по сравнению с Конституцией РФ образца 1978--1992 гг.
В качестве главы государства (ст. 80) он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
Президент РФ, согласно ст. 83 Конституции РФ, назначает с согласия Государственной Думы председателя федерального правительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ; принимает решение об отставке правительства РФ. Он представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка РФ; по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров.
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит в Совет. Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; назначает судей других федеральных судов.
Он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, утверждает военную доктрину Российской Федерации, формирует Администрацию президента, назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
В соответствии со ст. 84 Конституции РФ президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Как видим, по Конституции президент сосредоточивает в своих руках всю полноту исполнительной власти. Ему непосредственно подчиняются правительство, ведущие министерства и ведомства. Кроме того, президент наделяется существенными законодательными полномочиями, правом на издание указов, регулирующих многие важные сферы жизни страны. Президент получил также право отлагательного вето в отношении решений Федерального Собрания, право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею предложенной президентом кандидатуры премьер-министра. В то же время вероятность отмены Государственной Думой президентского вето в большинстве случаев почти невозможна -- ведь для этого в каждой из палат Федерального Собрания при повторном голосовании необходимо собрать не менее двух третей голосов.
Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Президент РФ обладает неприкосновенностью, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом.
Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет председатель правительства. Исполняющий обязанности президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.
В условиях кризисного состояния российского общества президенту приходится принимать на себя ряд функций непосредственного государственного управления. Это делает особенно важным формирование и функционирование в системе исполнительной власти Администрации президента, выполняющей задачи, связанные с реализацией его полномочий как главы государства.
Сложившаяся в России система президентской власти должна постоянно совершенствоваться с учетом состояния политического и социально-экономического развития, консолидации общества вокруг незыблемых демократических ценностей.
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является по Конституции 1993г. Федеральное Собрание -- Парламент РФ, которое состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из 89 субъектов Федерации. К ведению Совета Федерации относятся:
-- утверждение изменения границ между субъектами Федерации;
-- утверждение указа президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
-- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;
-- назначение выборов президента РФ;
-- отрешение президента РФ от должности;
-- назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
-- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора, заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
В Государственную Думу Совета Федерации избираются сроком на 4 года 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. 225 избираются по общефедеральному избирательному округу («по партийным спискам») и 225 -- по одномандатным избирательным округам.
К ведению Государственной Думы относятся дача согласия президенту на назначение председателя правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка, назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии / с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, правительству, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения правительства.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией.
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту РФ для подписания и обнародования.
Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней и обнародованию.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Государственная Дума может быть распущена президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ (после трехкратного отклонения представленных Думе кандидатур председателя правительства или после повторного выражения Госдумой в течение трех месяцев недоверия правительству).
В случае роспуска Государственной Думы президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако возможности президента распускать Госдуму существенно ограничиваются Конституцией (ст. 109).
Так, Государственная Дума, не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена также с момента выдвижения ею обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента.
Деятельность Федерального Собрания имеет исключительно важное значение для эффективности всей системы государственной власти в стране, поскольку ее результативность определяется, прежде всего, качеством и действенностью принимаемых законов, других нормативных актов. Однако анализ работы Федерального Собрания показывает, что ни система подготовки и принятия законов, ни их содержание не соответствуют тем высоким требованиям, которые предъявляет трудное время становления новой государственности новых экономических отношений. За минувшие годы было принято множество далеко не первоочередных законов, зачастую отражавших отраслевые или корпоративные интересы. Многие законы принимались с низким юридическим качеством, с большим числом противоречий Конституции, принятым ранее законам и кодексам. Большинство законов не содержит механизмов реализации и мер ответственности за их невыполнение. В нарушение Конституции часто принимались законы, не согласующиеся с реальным состоянием федерального бюджета. Практически отсутствует качественная независимая экспертиза правовых актов.
Существенно и то, что по мотивам низкого качества отклоняется немало законов, потребность в которых общество ощущает очень остро.
Для того чтобы повысить уровень законодательной работы Федерального Собрания, предстоит принять федеральный закон, регламентирующий процедуру принятия законов, такую процедуру, которая обеспечит главные качества цивилизованного права -- политическую и экономическую взвешенность и юридическое качество законодательных актов. Необходимо также ввести обязательность экспертизы проектов нормативных актов федерального и регионального уровней, сделать более реальной систему разработки и принятия совместной программы законодательных работ, расширить практику использования предусмотренных Конституцией согласительных процедур, принять нормативные акты, регулирующие разрешение всевозможных конфликтов между властными уровнями.
Завершая рассмотрение вопроса, отметим, что Конституция 1993 г. заметно ограничила функции российского парламента. Налицо явный дисбаланс силы в пользу президента, получившего самые большие прерогативы в сравнении с главами государств многих президентских республик. Однако в Основном законе заложен определенный механизм системы взаимных сдержек и противовесов между исполнительной и законодательной ветвями власти, не позволяющий сделать президентскую власть абсолютной, установить единоличное правление.
По форме государственного правления Российскую Федерацию трудно отнести к какой-либо «чистой» форме -- к президентской или к парламентской. Скорее это полупрезидентская и полупарламентская, а точнее, пожалуй, президентско-парламентская республика. Как верно отмечается в литературе, российский президент по Конституции не вмешивается в какую-либо конкретную текущую деятельность, но ему принадлежат несколько важнейших функций. Он осуществляет все кадровые перемещения в высших органах власти, играет роль арбитра, посредника в конфликтах между разными ветвями власти, берет на себя некоторые судебные функции, имеет право роспуска парламента и может отправить в отставку правительство, которое сам же и назначает11 См.: Коржухина Т.М., Сенин А.С. Указ. соч. С. 318-319.
.
Исполнительную власть в Российской Федерации непосредственно осуществляет правительство РФ. Оно состоит из председателя правительства, его заместителей и ряда федеральных министров. Оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Председатель правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы и организует его работу, временно исполняет обязанности президента, когда тот не в состоянии их выполнять.
Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами президента.
Порядок деятельности правительства определяется федеральным конституционным законом.
На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти. Состав и структура органов федеральной исполнительной власти постоянно совершенствуются.
Задачами министерства должны являться выработка государственной стратегии в соответствующей сфере управления, предупреждение и нейтрализация возникающих проблем и негативных тенденций, достоверное прогнозирование, необходимое для решения долгосрочных задач. При этом предстоит перейти к такой модели, при которой федеральные министерства станут по-настоящему опорными элементами правительства, реально и публично ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления. Другими словами, речь идет о создании правительства, функционирующего как кабинет министров.
Федеральная служба (управление) должна быть самостоятельным органом исполнительной власти, образуемым для непосредственного осуществления специализированных функций, в том числе применения мер государственного принуждения. В качестве иллюстрации таких функций можно назвать взимание налогов, ведение государственной статистики, обеспечение государственных стандартов, выполнение правоохранительных функций и т. п.
Федеральный надзор призван осуществлять узкоспециализированные контрольные функции межотраслевого характера, включая применение мер ответственности за нарушение установленных правил.
Так же как и две другие власти -- законодательная и исполнительная, -- самостоятельной и независимой является и судебная власть.
Как записано в Конституции РФ (ст. 118), правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Установленные Конституцией и законами полномочия органов судебной власти присущи только этой ветви власти и ни один орган других ветвей власти не имеет права вторгаться в его компетенцию.
Судебная деятельность -- одна из форм государственной деятельности. Но судебная власть отличается от законодательной и исполнительной тем, что обеспечивает законность своими, присущими только ей, методами и действует в особом порядке.
Судебная власть в России как одна из опор государства представляет собой, согласно Конституции РФ 1993 г., соединение трех структур: Конституционного Суда РФ и не связанных с ним конституционных судов отдельных республик в составе Российской Федерации; Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов; Верховного Суда и системы общих судов.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. По запросам президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, правительства, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации он разрешает дела о соответствии Конституции:
а) федеральных законов, нормативных актов президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов Федерации;
в) договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом, по запросам президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства, органов законодательной власти субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента.
Судьи других федеральных судов назначаются президентом в порядке, установленном федеральным законом.
Все судебные органы имеют общие признаки, отличающие органы судебной власти от других органов государства:
1) правосудие осуществляется только судом;
2) только при помощи способов, указанных в Законе;
3) основано на точном соблюдении Закона;
4) осуществляется только в процессуальной форме;
5) суду предоставлено право применять государственное принуждение.
В настоящее время остро стоит задача укрепления судебной власти, которая, к сожалению, пока еще является довольно слабой, а порой и беспомощной. А между тем только сильное и авторитетное правосудие может обеспечить эффективность усилий других ветвей власти, а главное -- действенную защиту прав граждан.
На укрепление государственной власти направлена начавшаяся в конце 90-х гг. и медленно реализуемая судебная реформа. В ее основные направления входят окончательное формирование законодательной базы судебной власти, кадровое укомплектование судов всех уровней, укрепление материальной базы судебной власти, создание системы безотказного исполнения судебных решений, развитие практики прямого применения Конституции, в первую очередь в сфере защиты прав и свобод граждан.
К системе государственной власти и управления относится и осуществление всех трех ветвей власти (законодательной или представительной, исполнительной и судебной) на уровне субъектов Федерации.
Законодательная власть на уровне субъектов Федерации осуществляется выборными представительными органами, которые именуются законодательными собраниями, думами, Верховными советами и т. п. Исполнительная власть -- президентами (где они есть) республик, правительствами и администрациями, их отделами, департаментами и различными службами.
Президенты республик, главы администраций, губернаторы краев и областей избираются населением прямым тайным голосованием. Это усиливает их роль и влияние в субъекте Федерации и в то же время в значительной мере ослабляет их зависимость, а в известной мере и значительной части административно-политических элит субъектов Федерации от федерального центра.
Исполнение полномочий государственных органов обеспечивается профессиональной деятельностью государственных служащих.
В настоящее время в системе органов государственной власти работает 1 млн. 54 тыс. человек: около 400 тыс. из них работают в аппаратах территориальных органов федеральных министерств и ведомств, почти 600 тыс. -- в органах государственной власти субъектов Федерации. Фактически заново созданы на федеральном и региональном уровнях налоговая и таможенная службы, органы по разгосударствлению и приватизации собственности, по антимонопольной и экологической деятельности, системы федерального казначейства, службы занятости. Общая численность государственного аппарата с 1991 г. выросла в полтора раза. При этом настоящим бичом остается необоснованное раздувание штатов, что особенно проявляется на региональном уровне.
Эффективность функционирования различных органов государственной власти и управления во многом зависит от того, как организована деятельность государственной службы как правового и социального института, насколько хорошо поставлена работа по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров, насколько соответствует их профессиональная квалификация и организация труда современным требованиям.
Реализация концепции административной реформы предполагает осуществление антикоррупционной программы, усиление ответственности региональной и местной власти, а также формирование такого аппарата государственной службы, в основу которого будет положена «система заслуг и достоинств». «Система заслуг и достоинств» показала свою эффективность во многих странах мира. Она означает:
-- превращение государственной службы из службы «государевой» (как это традиционно было и сохраняется в нашей стране) в службу подлинно гражданскую;
-- гибкую, не ориентированную на иерархию систему формирования и обновления государственного аппарата;
-- отбор (преимущественно конкурсный), продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных и добросовестных людей;
-- более ясную дифференциацию статуса «карьерных» и «политических» чиновников («политических назначенцев»);
-- создание режима, обеспечивающего, с одной стороны, подконтрольность корпуса государственных служащих, с другой -- его правовую защищенность от произвола и некомпетентности как руководителей, так и средств массовой информации;
-- рационализацию затрат на содержание госаппарата, прежде всего увеличение доли прямых материальных стимулов и снижение косвенных, ликвидацию «теневых» привилегий. Суммарное уменьшение бюджетных затрат на государственный аппарат должно быть обеспечено за счет перевода на самоокупаемость многочисленных служб обеспечивающего характера;
-- расширение и изменение практики контрактов. В частности, вместо штатного расписания основой кадровой работы станет смета расходов на выполнение соответствующих функций государственного органа. В свою очередь, это неизбежно будет вести к сокращению численности аппарата и повышению уровня оплаты труда государственных служащих при одновременной интенсификации их работы;
-- повышение внимания к вопросам административной этики, оживление практической ценности понятия служебной репутации.
В связи с этим начиная с 1998 г. президентом и правительством принят ряд серьезных мер по совершенствованию института государственной службы и работы с кадрами. Образованы Совет по кадровой политике и Совет по государственной службе при президенте РФ, приняты Положение о федеральной государственной службе, а затем и Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Утвержден Реестр государственных должностей, определены порядок и процедуры замещения различных категорий кадров, сформированы соответствующие службы в аппаратах президента и правительства, укреплены кадровые структуры практически во всех федеральных органах.
Особое значение в этом отношении имеет Федеральный закон от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Он устанавливает правовые основы организации государственной службы и Основы правового положения государственных служащих Российской Федерации. В Законе даются классификация государственных Должностей («А», «Б», «В» -- ст. 1), государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие -- ст. 6), а также квалификационные разряды государственных служащих (действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса; государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса; советник РФ 1, 2 и 3 класса; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса; референт государственной службы 1, 2 и 3 класса -- ст. 7).
В Законе определяются также порядок прохождения государственной службы (ст. 21), необходимость проведения конкурсов и испытаний при замещении государственной должности государственной службы (ст. 22, 23), порядок аттестации государственного служащего (ст. 24) и ряд других важных моментов.
Особое значение для организации государственного управления, деятельности органов государственной власти и управления имеет закрепление в Законе принципов государственной службы. Впервые в подобного рода российских документах в их числе закреплены принципы верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами; обязанности госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, приоритета этих прав и свобод; единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Особо следует подчеркнуть значение таких принципов государственной службы, как ее внепартийность; отделение религиозных объединений от государства; обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; единство основных требований, предъявляемых к госслужбе; ответственность госслужащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Вместе с тем многие вопросы организации государственной службы и кадровой политики до сих пор еще не решены и требуют пересмотра. Сложившееся к настоящему времени положение дел не стимулирует эффективную деятельность государственных служащих, не дает им ясных перспектив должного роста, не решает вопросы контроля и применения мер ответственности за некачественную, недобросовестную работу, за неисполнение решений.
Все это резко затрудняет деятельность органов власти и управления, делая их, с одной стороны, отчасти безвластными, с другой -- неуправляемыми со стороны общества, неподконтрольными ему, а действия их нередко нелегитимными, противоправными, а порой опасными для настоящего и будущего России. То, что власть, не ограниченная правом, опасна, убедительно подтверждается далеко не только нашей историей, но и событиями сегодняшнего дня. Более того, все более распространенной и очевидной является ситуация, когда становится опасной для законопослушных граждан и общества в целом даже власть, ограниченная правом, но зачастую не считающаяся с ним, действующая по своему усмотрению, с позиций своих субъективных интересов. Не случайно борьба с коррумпированностью власти, в том числе высоких должностных лиц, с откровенными и грубыми нарушениями законов Российской Федерации, субъектов РФ, нормативных документов, элементарных прав и свобод граждан, со стороны многих властных структур приобретает сейчас характер одной из важнейших государственных задач.
Заключительная часть
Новый конституционный строй России только складывается, и притом в очень трудных условиях политической нестабильности. Конституция призвана сделать незыблемыми права и свободы человека, а также стать базой создания социального правового государства, способствовать становлению гражданского общества. На этом пути все ее институты ожидают серьезные испытания на прочность, но только конституционная законность способна обеспечить проведение демократических реформ, решение социальных и экономических проблем общества. Россия завершает первый, переходный этап экономических и политических реформ. Несмотря на все трудности и промахи, мы вышли на магистральный путь, которым идет все человечество. Мы сможем рассчитывать на достойное будущее, только если сумеем органически соединить универсальные принципы рыночной экономики и демократии с реальностями России.
Начало деятельности нового Президента В.В. Путина знаменуется рядом крупных государственных новаций. В этом аспекте Президент РФ энергично восстанавливает вертикаль структуры государственной власти, решает вопрос о совершенствовании федеративного государства, энергично ведет борьбу с правовым сепаратизмом и коррупцией, сокращает численность работников управленческих структур, укрепляет правопорядок и конституционную законность, стремится улучшить новое экономическое положение в стране, "качество жизни" самых широких масс трудящихся, способствует росту престижа России на международной арене.
Многонациональный народ Российской Федерации возлагает на Президента РФ В.В. Путина большие надежды в плане возрождения России как великой, процветающей державы. Вместе с тем, многое зависит от инициативы, активности и ответственности самого народа. Взаимная ответственность государства и народа, отказ от государственности патернализма, рост самовыражения, самореализации, саморегулирования гражданского общества - это немаловажные факторы успешного функционирования и развития гражданского общества в России.
Литература:
Основная
1. Россия на рубеже веков: укрепление государственности // Под ред. проф. А.Н.Соколова. - Калининград: “Янтарный сказ”, 2001. - С.91-95.
2. История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник Под ред. О.И.Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С.494-533.
3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - С.238-245.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М. “Проспект”, 1999. - С.475.
5. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2т. Т.2. XX в. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - С.439-456.
II. Дополнительная:
1. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. - М.: ООО “ТК Велби”, 2002. - С.52-61.
2. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1999. С. 230-236.
3. Суханов Е.А. Новый российский гражданский кодекс // Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1995. С.8-12.