Рефераты

Граждане - субъекты гражданского права

p align="left">Отныне эти положения будут регулироваться разделом VI “Международное частное право” ч. 3 ГК РФ (гл. 66-68, ст. 1186-1224).

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности гражданству иного государства.

Лицами без гражданства (апатридами) признаются лица, которые проживают на нашей территории, не являясь российскими гражданами и не имея доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения.

Относительной безгражданство - безгражданство наступившее в результате утраты гражданства.

В законе о гражданстве устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России является гражданином России.

Я убеждена, что при определении правового положения физического лица, главной (основополагающей, определяющей) является ст. 1195 ГК РФ, “Личный закон физического лица”. Понятие личный закон определяется, как право страны гражданство которой это лицо имеет. Неминуемо возникает вопрос: “как понимать личный закон лица без гражданства?”. п. 5 ст. 1195 ГК РФ отвечает на этот вопрос и личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 6 ст. 1195 ГК РФ).

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств, личным законом будет считаться право страны, в которой это лиц имеет место жительства (п. 4 ст. 1195 ГК РФ).

Если лицо наряду с российским гражданством имеет иностранное гражданство, его личным законом является российское право (п. 2 ст. 195 ГК РФ).

И, наконец, если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право (п. 3 ст. 1195 ГК РФ).

Ст. ст. 1196,1197 ГК РФ указывают на то, что гражданская право - и дее - способность физического лица определяются его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Встречаются мнения, что положение лица в иностранном государстве в принципе определяется объемом его правоспособности и дееспособности558 См.: Ануфриева Л., Скачкова Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России // Российская юстиция №6. 1997. с. 46. 8, что, как мне кажется, нельзя не признать правильным. Встречаются и суждения следующего характера: “Осуществление соответствующих прав физическими лицами - иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью, - то есть способность быть стороной в процессе, направленным на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав”.559 См.: Осокина Г. Гражданская процессуальная дееспособность // Российская юстиция, №5. 1997. - с. 33.9

К вопросу о правовом положении иностранцев в России, их способности (возможности) быть субъектами процесса направленного на судебную защиту своих прав, хотелось бы привести прецедент из судебной практики: Свен Якобсон предъявил иск к совхозу “Подвисловский” о возмещении вреда, связанного с повреждением здоровья. Однако, определением народного судьи Ряжского района Народного суда Рязанской области, в приеме заявления Якобсона было отказано (т.к. Якобсон гражданин Германии, с которой у России нет договора об оказании правовой помощи по гражданским и другим делам).

Данное определение судьи было опротестовано заместителем Председателя ВС РФ и, протест был удовлетворен, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 433 ГПК иностранные граждане имеют равные процессуальные права с гражданами России и они в праве обращаться в суды РФ за защитой своих прав и интересов. То обстоятельство, что Якобсон является гражданином Германии, с которой у РФ нет договора о правовой помощи, в данном случае значение не имеет. В связи, с чем отказ Якобсону в принятии искового заявления не основан на законе660 См.: указ. Сборник Постановлений Пленумов. с. 613-614.0 .

Но, несмотря на то, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правоспособностью наравне с гражданами РФ, то есть им предоставляется национальный режим, они не могут пользоваться большей по объему правоспособностью, чем российские граждане. Больше того, правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан РФ. Они не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны с гражданством РФ. Они не пользуются избирательными правами и, следовательно, не избираются в органы государственной власти, они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме), не могут назначаться на отдельные должности.

Пользуясь правами и свободами иностранные граждане и лица без гражданства не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ (например, не несут обязанности воинской службы).

Гражданское законодательство, устанавливая для иностранных граждан или без гражданства равную правоспособность с российскими гражданами, предусматривает ограничения гражданский правоспособности, кроме других случаев, по постановлению Правительства РФ в порядке ответной меры (реторсии), для граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан (ст. 1194 ГК РФ).

На ряду с этим ч. 3 ГК РФ устанавливает право физического лица на имя, (ст. 1198 ГК РФ), отношения по опеке и попечительству (ст. 1199 ГК РФ) то, что признание в РФ физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняется российскому праву (ст. 1200 ГК РФ), возможность физического лица заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 1201 ГК РФ) и др.

Надо отметить то, что ч. 3 ГК РФ определяет лишь право, подлежащее применению к определенным отношениям, возникающих из имущественных и личных неимущественных отношений, на основе личного закона физического лица, то есть право какой страны следует применить.

В заключении лишь отмечу, что иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.

7. Признание гражданина безвестно отсутствующим и умершим

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия, с возможностью последующего признания гражданина умершим. С помощью норм, входящих в эти институты, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится соответствующее лицо, либо, во всяком случае, свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.661 СЗ РФ . 1997. №47. Ст.5340.1

7.1.Признание гражданина безвестно отсутствующим

“Ушел из дома не вернулся…” Такими словами начинаются обычно объявления о розыске пропавших людей.662 Согласно сведениям “Буро исчезнувших”, в Нью-Йорке в 1916-1936 году ежегодно подавали заявления о безвестном отсутствии 300 тыс. человек, что за 20 лет составляет 6 млн. человек, т.е. почти равно численности населения самого Нью-Йорка. (См. : Шемелевич С..Я. Бондарев Н. И. Выдача свидетельств о признании лица безвестно отсутствующим или умершим. Под ред. Ю.А. Каленова. М., Госюриздат. 1961. с.4.)2 Помимо горя утраты, пропажа человека влечет и проблемы юридического характера - как быть с имуществом пропавшего лица, каким образом содержать его иждивенцев и т. д. Безвестное отсутствие - удовлетворенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

В науке гражданского права сложились разные точки зрения; согласно одной из них основу института безвестного отсутствия составляет презумпция смерти гражданина, по другой- презумпция жизни.663 Юрченко А.К. Безвестное отсутствие по современному гражданскому праву. Л. , 1954. с.21.3 Это относится к вопросу об основаниях признания безвестно отсутствующим. Что же касается самого института безвестного отсутствия и его определения, то мнения опять-таки разделились. Одни считают, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия возникающие в связи с длительной неизвестностью место пребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими.664 Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующим. Отв. ред. М. А. Иванкин.

М. : юрид.лит. , 1985. с. 8.4 Имеется мнение, что безвестное отсутствие - есть юридическое состояние.665 Там же с.9.5

Мне представляется, что суд действительно лишь констатирует факт отсутствия лица, как субъекта правоотношения, не исходя из предположений ни о жизни, ни о смерти гражданина.

Итак, согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц (супруг, кредитор и т.п.) признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года вместе его жительства нет сведений о месте его пребывания. Обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (ст. 245 ГПК).

Годичный срок начинает исчисляться с момента получения об отсутствующем гражданине последних сведений. Если этот день невозможно определить точно, то срок исчисляется с первого числа месяца следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить месяц - с первого января следующего года.

Обобщая можно придти к выводу, что для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить следующие факторы:

1. отсутствие лица в месте его пребывания;

2. неизвестность места пребывания этого лица;

3. невозможность устранения такой неизвестности;

4. длительность отсутствия, т. е. истечения сроков отсутствия (не менее одного года);

5. действительное, а не умышленное (непреднамеренное) отсутствие лица.

Юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем:

Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

В-третьих, согласно ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.

В четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса ( ст. 19 СК РФ).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК).

7.2. Признание гражданина умершим

При длительном отсутствии гражданина, если не возможно установить место его пребывания, есть основание предполагать, что он умер. Сказанное не означает, что объявлению гражданина умершим всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Закон не устанавливает прямой зависимости объявление лица умершим от факта признания его безвестно отсутствующим.

Так, например, во Франции до настоящего времени гражданский кодекс не допускает возможности объявления лица умершим, сколь бы долго оно ни отсутствовало, а дает только право объявления лица безвестно отсутствующим.

В отличие от французского права, в Германии известен институт объявления лица умершим по безвестному отсутствию. Возможны, два подхода к решения проблемы объявления лица умершим, которые были разработаны германской школы права: так называемая силезская система, в соответствии, с которой для объявления лица умершим требуется истечение установленного в законе срока безвестного отсутствия, и саксонская система, в соответствии, с которой гражданин может быть объявлен умершим только по достижении определенного возраста.

В Англии и США решение вопроса об объявлении умершим из сферы материального права переносится в область процессуального666 Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. - 3-е изд., перераб. И доп. - М. : Междунар. отношения, 1993. с. 66-69.6.

Итак, согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим. Условиями объявления умершими является:

Отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течении пяти лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в определенных случаях, указанных в законе, - шести месяцев.

Не получение в течении указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.

Сокращенный шести месячный срок для объявления гражданина умершим применяется, как сказано в законе, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (авиакатастрофа, землетрясения, ураган) или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

Особо закон определяет условия объявления умершим гражданином, пропавшего во время военных действии: он может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действии (п. 2 ст. 45 ГК).

На основании решения суда объявлении гражданина умершим органа загса выдают заинтересованным лицам свидетельство о его смерти. Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели.

Последствия вынесением судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрено, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носит личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет.

Так как, объявление гражданина умершим, в отличие от смерти, устанавливает презумпцию, но не сам факт смерти, так как в основе лежит только предположение о смерти гражданина, то правоспособность его с момента вступления решения суда в законную силу не прекращается. Правоспособность прекращается лишь с фактической смертью. Однако гражданин объявленный умершим на самом деле жив и в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК РФ).

Решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти в книге записи актов гражданского состояния (ст. 257 ГПК). Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак, то брачные отношения не могут быть остановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Поэтому закон предусматривает специальные правила на случай явки гражданина, объявленного умершим.

Согласно п. 2 ст. 46 ГК не зависимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества (сохранившегося в натуре), которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим.

Нормами ст. 301-303 ГК РФ, регулируются отношения по истребованию имущества из чужого незаконного владения (виндикации). Если незаконные владельцы были добросовестными, поскольку не знали, что объявленный умершим гражданин находится в живых, то у них имущество может быть истребовано, только в случаях указанных в п. 1 ст. 302 ГК (в частности, в случае, когда имущество выбыло из владения собственника или лица, которому оно было передано собственником во владение помимо их воли). В случае объявления гражданина умершим его имущество оказывается во владении других лиц не по его воле, и по этому оно может быть истребовано и у добросовестных приобретателей.

Если лицо, которому безвозмездно перешло имущество гражданина, ошибочно объявленного умершим, было недобросовестным приобретателем, то есть, знало, что гражданин находится в живых, то гражданину должны быть возмещены убытки, причиненные утратой имущества. Ст. 303 ГК РФ определяет, что возврату подлежит не только имущество в натуре, но и доходы, которые недобросовестный владелец извлек или должен быть извлечь за время владения.

Если гражданин ошибочно объявленный умершим, состоял в браке и имел совместную нажитое супругами имущество, возможно, требовать возврата только полагающейся ему части общего имущества. Некоторые виды имущества возврату не подлежат. Это деньги и ценные бумаги на предъявителя (средства от продажи имущества) (п. 3 ст. 302 ГК РФ).

Если же имущество лица объявленного умершим, кто то приобрел на возмездных началах, то лица, к которым имущество такого гражданина перешло по возмездным сделкам не обязаны возвращать ему это имущество. Имеются ввиду такие сделки, как купля-продажа и мена.

8. Опека, попечительство. Патронаж

Так как, не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или его полного отсутствия, для выполнения не достающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используются институт опеки и попечительства.

В российском праве институт опеки первоначально рассматривался как забота над осиротевшими детьми. Термин заимствован русским законодательством из литовского права.

Правовое регулирование опеки можно найти еще в “Русской правде”. Так что для нашего права это не ново.

До принятия ГК РФ 1994 года отношения связанные с опекой и попечительством содержались в Кодексе о браке и семье. В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержится в ГК РФ (ст. 31-40).

Опека устанавливается на детьми в возрасте до 14 лет, а так же над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица признанное судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо - опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих интересах своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения выданного органом опеки и попечительства либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.

Попечительство устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, над несовершеннолетними в возрасте от14 до 18 лет, а так же над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 31 ГК). Часть 3 ст. 33 ГК определяет, что попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнение обязанностей, а так же охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо - попечитель помогает частично дееспособному либо ограничено дееспособному лицу осуществлять принадлежащие ему права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение таким лицом сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный в праве совершать самостоятельно) попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

8.1. Органы опеки и попечительства

Петр I учредив магистраты, обязал их (а не церковь) смотреть: “чтобы сироты не оставались без опекунов”.

Указом Екатерины II “учреждения для управления губерний” 1775 года установлено, что опекой ведали разные учреждения в зависимости от сословной принадлежности осиротевшего ребенка и его опекуна (в конце XIX века число видов опеки превысило двадцать, сословный характер опеки упразднили после октябрьской революции).

Павел I передал опеку и попечительство в ведения “Юстицкого гражданских дел департамента городского правления”667 Российская юридическая энциклапедия. М.: Изд-й дом ИНФРА-М,1999-1110-Х, с. 645.7 .

В настоящее время опека и попечительство находится в ведении органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава района, городской администрации по месту жительства лица, подлежащего опеки и попечительства или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимать решения об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решением суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органов местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних - на отделы (управления) народного образования, в отношении лиц, признанных недееспособными в следствии психического расстройства, - на отделы (управление) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения.

Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекунами (попечителями), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, необходимых в случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривают жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие меры в случае обнаружении обстоятельств, отрицатель влияющих на подопечного и т.д.

8.2. Лица, назначаемые опекунами и попечителями, их права и обязанности

Опекун должен быть человеком порядочного поведения, честный, чтобы от него и отеческого попечения к малолетнему ожидать непременно можно.668 Русское гражданское прво. По испр. и доп. 8-му изданию 1902. : М. Статут, 1997, с.75.8 Коротко и ясно. Да и в наше время закон (ч. 3ст. 35 ГК) довольно-таки лаконично устанавливает ряд общих требований к опекунам и попечителям. В первую очередь должны приниматься во внимание их нравственные и иные личные качества.

Важное значение имеют также требования, относящиеся к правовому статусу лица, которое выразило согласие принять на себя обязанности и заботы опекуна или попечителя. Согласно п. 2 ст.35 ГК опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние и дееспособные граждане. Следовательно, не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане (эмансипированные, граждане дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст.30 ГК, лишенные родительских прав (п. 2 ст. 35 ГК)).

Повышенные требования предъявляются к опекунам и попечителям детей. СК РФ устанавливает, что не назначаются опекунами и попечителями лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей и опекунов (попечителей, лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине), а также лица, которые по состоянию здоровья (по перечню заболеваний устанавливаемому Правительством РФ) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

При назначении опекуна и попечителя учитываются отношения между ним и лицом, нуждающимся в опеке и попечительстве, а если это возможно, то и желание подопечного. Опекуном или попечителем гражданин может быть назначен только с его согласия, то есть эти отношения основаны на принципе добросовестности.

На практике при назначении гражданина опекуном или попечителем требуется письменное согласие его супруга и совершеннолетних членов семьи.

Встречаются случаи, когда оказывается невозможным в месячный срок, установленный законом, подобрать опекуна или попечителя, в таких случаях функции опекуна (попечителя) временно выполняют органы опеки и попечительства.

Ч.4 ст. 35 ГК РФ устанавливает, что опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

Несколько иначе складываются отношения, именуемые в ст. 41 ГК РФ патронажем (от англ. patronage).

Он предназначен для защиты интересов совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять свои обязанности (больные, неспособные передвигаться и обслуживать себя, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.п.). Орган опеки и попечительства с согласия такого гражданина может назначить ему попечителя (помощника), который принимает на себя обязанность оказывать подопечному регулярную помощь. Характер отношений между патронируемым и его помощником определяется на основе заключенного между ними договора, а бытовые сделки совершаются с согласия патронируемого.

Сохранение за подопечным совершеннолетним дееспособным гражданином полной самостоятельности проявляется и в том, что отношения патронажа могут быть в любое время прекращены по его требованию. Поэтому нет оснований для вывода, что патронаж - одна из разновидностей ограничения дееспособности совершеннолетнего лица.

Права и обязанности опекунов и попечителей.

Ст. 36 ГК РФ определяет обязанности опекунов и попечителей. Главной надо считать обязанность опекунов и попечителей заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и попечению, а в отношении несовершеннолетних - также и об их обучением и воспитании.

Опекун, являясь законным представителем подопечного, полностью заменяет его в имущественных отношениях и в соответствии с этим вправе совершать от имени подопечного все сделки, которые необходимы для обеспечения интересов подопечного и целей опеки. Попечитель имеет право давать или не давать согласие на совершение сделок подопечным. Однако опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение следующих сделок:

по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наем (аренда), в безвозмездное пользование или в залог;

сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ).

В обоснование этого, я считаю целесообразным привести случай из судебной практики. Так, решением Ковровского городского суда от 6 сентября 1995 г., правильно был удовлетворен иск Канаревой С.А. к АО “Пик - инвест”, администрации города Коврова и др. В судебном заседании установлено, что в трех комнатной квартире в г. Коврове проживали Толиков А.Н., Толикова Е.А. и их несовершеннолетняя дочь Конарева С.А. (Толикова), 4 мая 1977 года рождения. Над несовершеннолетней Конаревой С.А. было установлено попечительство. 12 июля 1993 г. квартира была передана в порядке приватизации Толиковой Е.А. в собственность.

13 июля 1993 г. Толикова Е.А. с согласия попечителя Конаревой С.А., продала квартиру АО “Пик - инвест”, нотариально удостоверив договор. 27 июля 1993г. общество совершило договор мены квартиры. Приватизация квартиры и последующее ее отчуждение произведено без согласия Конаревой С.А., а с незаконным согласием ее попечителя и нарушением п. 2 ст. 37 ГК РФ.

При таких обстоятельствах суд правильно признал сделки недействитеными.669 Ю. Беспалов “Защита прав несовершеннолетних”. // Российская юстиция, №1., 1997 г.с.17.9

В целях предупреждения возможных злоупотреблений опекуну, попечителю их супругам и близким родственникам запрещено совершать сделки с подопечными. Исключение сделано для передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование.

Имущественные отношения в сфере опеки и попечительства существенно усложняются в случае передачи части имущества подопечного в доверительное управление (ст. 38 ГК). Необходимость использования гражданско-правового института доверительного управления возникает при следующих обстоятельствах: при наличии собственности подопечного недвижимого и ценного движимого имущества (например, ценных бумаг) и потребности обеспечить постоянное управление им.

Доверительное управление устанавливается на основании договора, заключенного между органом опеки и попечительства и управляющим, которые определяются этим органом. Передаваемое в доверительное управление, управление имуществом выделяется из имущества подопечного. При этом опекун (попечитель) сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление. Имущество, переданное в доверительное управление должно использоваться в интересах подопечного. Соблюдение управляющим этой обязанности контролируется органом опеки и попечительства, как стороной в договоре по доверительному управлению. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства (например, с достижением несовершеннолетних 18 лет)770 Суханов Е.А. Указ раб. с. 149.0.

Содержание подопечного неизбежно требует определенных материальных затрат. Источниками материального обеспечения подопечных служат полагающиеся им пенсии, стипендии, пособия, заработная плата и т. п. Указанные доходы могут расходоваться опекунами и попечителями исключительно в интересах подопечного из предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Однако, если из доходов подопечного опекун (попечитель) делает необходимые на содержание подопечного затраты - на питание, одежду и др., то получение разрешения не требуется.

Обязанности опекуна или попечителя рассматриваются как почетные, основанные на чувстве гражданского, а часто и родственного долга. В соответствии с этим, выплата какого-либо вознаграждения опекуна и попечителя не предусмотрена; они, как сказано в п. 1 ст. 36 ГК РФ, исполняют свои обязанности безвозмездно.

Некоторые особые обязанности предусмотрены для опекунов и попечителей несовершеннолетних. В частности, они обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства. Опекуны и попечители несовершеннолетнего должны заботиться об их обучении и воспитании, об их здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии.

Время нахождения гражданина под опекой и попечительством - зависит от подопечного и иных обстоятельств, указанных в законе.

Законом допускается освобождение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей и отстранения от их исполнения. Освобождение происходит:

во-первых, если несовершеннолетний возвращается к родителям или кто-либо его усыновил;

во-вторых, если подопечный помещен для постоянного пребывания в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение.

Освобождение от выполнения обязанности опекуна или попечителя возможно и по их просьбе. Однако, для удовлетворения такой просьбы необходимо доказать, что она обоснованна уважительными причинами: болезнь, отсутствие взаимопонимания с подопечным. Решение об освобождении принимает орган опеки и попечительства.

Наряду с освобождением ст. 39 ГК допускается отстранение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей и замена их другим лицом. Отстранение применяется при ненадлежащем выполнении опекуном и попечителем лежащих на них обязанностей, в том числе при использовании опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и помощи.

Помимо освобождения или отстранения опекуна и попечителя от выполнения своих обязанностей, опека и попечительство могут прекращаться (так, опека над несовершеннолетним гражданином, который ранее был недееспособным, прекращается, если судом вынесено решение о признании подопечного дееспособным; также, если судом будет вынесено решение об отмене ограничения в дееспособности.

Опека и попечительство прекращаются также по достижении малолетними подопечными 14 лет; по достижениям несовершеннолетними 18 лет, попечительство над ними прекращается без особого решения; если несовершеннолетний приобрел полную дееспособность по достижению 18 лет (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ), то попечительство над ним также прекращается.

Заключение

Граждане - субъекты гражданского права. По моему мнению, нет никаких оснований для того, чтобы признать не уместным следующие, возникающие по этому поводу, естественно-логичные вопросы:

так как субъектами гражданского права, кроме граждан физических лиц признаются еще юридические лица, а так же публично правовые образования, возникает вопрос о правовом статусе и месте гражданина в гражданских правоотношениях;

так как граждане - субъекты гражданского права, то уместен вопрос об их субъективных правах и обязанностях;

так как не все граждане могут в полной мере осуществлять свои права и исполнять обязанности, следует вопрос об опеке, попечительстве и патронаже над такими гражданами;

так как способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, неодинакова, а зависит от многих факторов, то “законен” вопрос о дееспособности граждан (ее объеме) и от чего она зависит;

так как способность иметь гражданские права и нести обязанности, хоть и признается законом в равной мере за всеми гражданами (однако думаю, что это не так) то неминуем вопрос о правоспособности граждан, а так же о термине “правосубъектность”;

так как в жизни нередки случаи, когда гражданин пропал без вести или возможно умер, то вопрос о признании гражданина безвестно отсутствующим и умершим, а так же в последствиях этого, возникает сам собой.

И на этот ряд возникающих вопросов, я попыталась дать ответы в данной курсовой работе. Мною также были выделены, освещены и рассмотрены некоторые другие вопросы, связанные с темой работы.

Итак, проанализировав наше современное российское законодательство, становится ясным, что гражданам России реформами конца 20-го столетия, даны многие права и свободы, характерные для гражданского общества и демократического государства. Это широкий спектр экономических, политических и иных прав граждан.

Мне думается, что по сравнению со старым законодательством нашей страны (законодательство СССР) в современном российском законодательстве значительно ограничены полномочия государства по отношению к гражданину. Следовательно, есть основания предполагать, что в процессе разрешения спорных вопросов государства и гражданине стали в большей степени уравнены.

Конечно, гражданин как субъект гражданского права и гражданских правоотношений, вообще стал более независимым, получил больше возможности реализовывать свои способности. Однако не все проблемы решены. В российском законодательстве требуется большая работа по устранению противоречий в различных нормативно-правовых актах.

Это зачастую становится причиной неразберихи в суде, что уже противоречит главенству принципа защиты прав и свобод гражданина. Со стороны государства требуется также огромная работа по налаживанию механизмов приведения в исполнение существующих законов. Существует еще много проблем в российском законодательстве, которых нет смысла перечислять и которые надо решать.

Практическое задание

Статья 20 ГК РФ признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Естественно, что месту жительства в ряде случаях предается юридическое значение, т. е. не просто как месту где гражданин живет, а как факту, который имеет значение в определенных обстоятельствах.

Итак, статьи ГК РФ, упоминающие о месте жительства гражданина определяют, что:

опека и попечительство назначаются по месту жительства гражданина, над которым устанавливается опека и попечительство (ч. 2 ст. 34 ГК);

опекун и попечитель может быть назначен и по месту жительства опекуна (попечителя) (ст. 35 ГК);

место жительства имеет значение и при объявления гражданина безвестно отсутствующим или умершим (ст. 42, 45 ГК);

денежное обязательство может быть произведено по месту жительства кредитора (ст. 316 ГК);

размер процентов начисляемых в качестве ответственности за не исполнение денежного обязательства, определяется ставкой банковского процента по месту жительства кредитора (ст. 395 ГК);

местом заключения договора (если в нем не указанно место его заключения) признается место жительства гражданина направившего оферту (ст. 444 ГК);

по договору розничной купли-продажи товара по образцу, договор считается исполненным с момента доставки товара в место жительства покупателя (ст. 497 ГК);

при отсутствии в договоре займа условия о размере процента, то их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, ставкой банковского процента (ст. 809 ГК);

в каждой части двойного складского свидетельства должны быть в частности указанны имя и место жительства гражданина, от которого товар принят на хранение (ст. 913 ГК);

местом открытия наследства является место жительства наследодателя (ст. 1115 ГК);

в завещании должно быть указанно место жительства рукоприкладчика (ч. 3 ст. 1125 ГК).

Для гражданско-правовых отношений с участием иностранных граждан, или осложненных иностранным элементом, место жительства тоже имеет юридическое значение, так:

личный закон (право страны, гражданство которой это лицо имеет) физического лица может зависеть от места жительства (ч. 3,4,5 ст. 1195 ГК);

по общему правилу отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяется по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако, когда лицо, находящееся под опекой (попечением) имеет место жительства в РФ, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица (ч. 3 ст. 1199 ГК);

при отсутствии соглашения сторон о праве надлежащем применению к договору применятся право страны, с которой договор наиболее тесно связан (право страны где находится место жительство стороны, которая осуществляет исполнение) (ст. 1211 ГК);

к обязательствам возникающих из односторонних сделок применяется право страны, где находится место жительства (ст. 1217 ГК);

к обязательствам в случае причинения вреда, место жительства имеет значение, если стороны не являются гражданами одной и той же страны, но имеют место жительства в одной и той же стране (применяется право этой страны) (ст. 1219 ГК);

к требованию о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы и услуги, по выбору потерпевшего применяются:

право страны, где имеет место жительства продавец (изготовитель),

право страны, где имеет место жительства потерпевший (ст. 1221 ГК);

способность лица к составлению завещания, форма завещания, определяются по праву страны, где он (завещатель) имел место жительства в момент составления такого завещания (ч. 2 ст. 1224 ГК).

Ряд норм придающих юридическое значение факту места жительства гражданина содержится в ГПК, УПК, ЖК, НК, СК.

Список литературы

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая - СПб: Издательский Торговый Дом “Герда”, 1999, 448с.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)- М.:ООО “ВИТРЭМ”, 2001-56с.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года // СПС “Консультант Плюс”.

Федеральный Закон “Об актах гражданского состояния” от 15 ноября 1997 года // СЗ РФ 1997 №47 ст.5340.

Федеральный закон “О беженцах” от 28 июня 1997 года // СЗРФ 1997 год №26 ст. 2956.

Федеральный закон “О вынужденных переселенцах” от 20 декабря 1995 года// СЗ РФ 1995 №52 ст. 5110

Федеральный закон “О гражданстве” от 28 ноября 1991 года // ВВС 1992 год №6 ст. 243.

Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998 года.// СЗ РФ 1998 №2 ст.222.

Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации №6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июня 1996 года. “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное- М:. ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.- 896 с.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 4 мая 1990 №4 “ О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами”// Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное- М:. ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.- 896 с.

Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 4 июля 1997 №9 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления”.// Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.-896 с.

Обзор практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рассматриваемых арбитражными судами после 1 июля 1995. Письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 25 декабря 1996 года №10// Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.-896 с.

Обзор судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июля 1994 года.// Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное. М.:ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.- 896 с.

Алексеев С.С. Общая теория права. М.,Т.2.-510 с.

Ануфриева Л, Скачкова Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России// Российская юстиция.-1997.-№6.

Беспалов Ю. “Защита прав несовершеннолетних” // Российская юстиция.-1997.-№1

Беспалов Ю. “Пределы прав несовершеннолетних эмансипированных граждан.//Российская юстиция.-2000.-№8.

Борисова Н.Е. Проблемы возрастных ограничений в российском законодательстве // Государство и право.-1999-№11.

Брагинский М., Ярошенко К. Граждане (физические лица). Комментарий законодательства // Хозяйство и право.-1995.-№2

Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.-367с.

Братусь С.Н. Иоффе О.С. Гражданское право. М., 1967.-159с.

Букшина С. Эмансипация: проблемы и перспективы // Хозяйство и право.-1999.-№7.

Веберс Я.Р. Правосубъектности граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976.-428с.

Гражданское право: В 2 т. Том 1 . Учебник (Отв. ред. проф. Е.А. Суханов.) -2-е изд., перераб и доп. -М,: Издательство БЕК, 1998.-816с.

Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. (Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 1998.-632с.

Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. Третье издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1993.-560с.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, под ред. проф. О. Н. Садикова //СПС “Консультант - плюс”.

Кудашкин В.В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права в сфере действия общего запрета // Государства и право.-1999.-N5.

Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов., 1996.- 170с.

Мирошникова Н.В. Механизм осуществления субъективных гражданских прав.: Учебное пособие . Ярославль: Издательство Ярославского государственного университета, 1989.-81с.

Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц.// Государство и право.-2001.-№2

Никитин Е. Правовой статус гражданина- предпринимателя // Российская юстиция.-1997.- №12

Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими // ответственный редактор М.А. Иванкин - М.:юрид. лит., 1985.-80с.

Правовые проблемы гражданской правосубъектности [ (Сб. статей./ Ответственный ред. О.А. Красавчиков)] - Свердловск, УрГу, 1978.-156с.

Российская газета, 2 авг., 1999.

Российская юридическая энциклопедия. М.: Издательский дом ИНФРА- М, 1999,-1110с.

Русское гражданское право. По исправленному и дополненному восьмому изданию 1902, М.:Статут,1997.- 230с.

Шершеневич Г.Ф. Учебник. / под ред. проф. И.Б.Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М, 1994.- с.335

Энциклопедия государства и права Т.1, М., 1925.- 1035с.

Юрченко А.К. Безвестное отсутствие по современному гражданскому праву. Л., 1954-180с.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты