Граждане – субъекты административно-правовых отношений. Президент РФ. Гражданское правоотношение
p align="left">Данным Указом предусмотрен специальный порядок рассмотрения сообщений, опубликованных в средствах массовой информации. Руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ обязаны рассматривать сообщения о нарушениях, допущенных подчинёнными им должностными лицами и другими государственными служащими, федеральных законов и указов Президента РФ, о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими указанных актов и вступивших в законную силу решений судов -- не позднее трех дней». Ответ редакциям должен последовать не позднее двух недель с момента опубликования сообщений в средствах массовой информации. В федеральных органах исполнительной власти копии материалов рассмотрения этих сообщений должны направляться в Главное контрольное управление Администрации Президента РФ.
Важное значение в этом деле имеет обращение Президента РФ к руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, в котором, в частности, говорится: «Работу с обращениями граждан прошу держать в поле постоянного контроля, и ни один факт равнодушия; волокиты, недисциплинированности должностных лиц не должен оставаться без последствий».
Основным нормативным правовым актом, определяющим юридическую природу, механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г., который действует в редакции Указа от 4 марта 1980 г. на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству РФ.
В целях усиления борьбы с анонимными наветами 2 феврале 1988 г. данный нормативный акт был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: «Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления или жалобы также данные с месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит»3.
Данный нормативный акт среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называют многие авторы, -- общую административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативны ми актами (например, КоАП, ТК).
Общая административная жалоба также реализуется в порядке, определенном Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.
Статья 4 названного Закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия, (решения), нарушающие его права и свободы либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности органу объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.
Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:
право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные и нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;
по норме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;
объект обжалования -- неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействие любого работника государственных органов, предприятий, учреждений, организаций;
круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен;
запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;
подача такой жалобы не ограничена каким-либо сроком, количеством жалоб по одному поводу и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, также не ограничен;
срок рассмотрения жалоб и заявлений - один месяц, кроме случаев, когда эти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц; жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.
Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются особыми административно-правовыми актами - КоАП, ТК, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Уставом связи и другими законодательными и правительственными актами.
Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения; особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте; определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы; специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения; особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).
1.5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, являются: Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. (гл. III этого Закона «Въезд в СССР и выезд из СССР иностранных граждан» не действует на территории РФ), Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., правительственные акты -- Правила пребывания иностранных граждан в СССР от 26 апреля 1991 г. и Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР от 10 мая 1984 г. Названные акты СССР действуют на территории РФ в части, не противоречащей законодательству РФ и заключенным Российской Федерацией международным соглашениям и договорам.
Согласно действующему законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.
Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.
Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.
Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.
Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ; они не несут обязанностей по военной службе.
Юридические гарантии включают и ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа государственного суверенитета каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных граждан самостоятельно. В законодательстве РФ об административных правонарушениях установлено, что находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается дипломатическим путем.
Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР» к нарушениям правил пребывания и транзитного проезда через нашу территорию относит: а) проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам; б) уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания; в) несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; г) нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могут быть применены в качестве меры административного наказания предупреждение или штраф. Наказания назначаются органами внутренних дел.
КоАП предусматривает такой вид административного наказания, как административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Это административное наказание связано с обеспечением государственной безопасности и охраной общественного порядка. Его субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Административное выдворение представляет собой принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ. Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ).
Выдворение иностранного гражданина за пределы страны происходит в случаях: а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан и других лиц; в) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, таможенное, валютное или иное законодательство. Данный внутригосударственный акт не предполагает в дальнейшем судебного преследования выдворенного лица.
Статья 30 Закона «О правовом положении иностранных граждан в СССР» за нарушение данного закона предусматривает и такую меру административного воздействия, как сокращение срока пребывания. Решение о сокращении срока пребывания принимают органы внутренних дел.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Вопрос 2. Президент РФ: статус, порядок выборов и отрешения от должности, компетенция
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей ХХ века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.
Поэтому идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 году пост Президента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.
Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.
В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи, закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте; были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и некоторые другие нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.
Конституция Российской Федерации 1993 года внесла существенные изменения как в статус Президента, так и в порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.
На основе конституционных установлений произошло и обновление соответствующего текущего законодательства. Государственной Думой принят 21 апреля 1995 г. (подписан Президентом 17 мая) Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», ряд других нормативных правовых актов, связанных с характеристикой статуса Президента.
Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей.
Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.
В реализации всех этих функций Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции РФ.
Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Ежегодно Президент РФ представляет Федеральному Собранию послания, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики РФ.
Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией (ст.81) и на ее основе федеральным законом о выборах Президента РФ.
Выборы Президента РФ осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательство о выборах закрепляет альтернативность таких выборов в качестве обязательного требования.
Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. Лицо, избираемое Президентом, должно постоянно проживать в РФ не менее 10 лет, поскольку президент должен хорошо знать ситуацию в стране, его должны знать избиратели.
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", принятый 21 апреля 1995 г., подробно определяет порядок проведения выборов Президента РФ.
Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек.
Субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
После избрания Президента осуществляется процедура его вступления в должность, которое происходит на 30 день со дня официального объявления о результатах выборов.
Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке.
Резиденцией Президента РФ является столица России - Москва, Кремль. Главным символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента РФ, установленный Указом Президента РФ от 15 февраля 1994 г.
В соответствии со ст.91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Неприкосновенность Президента означает, что Президент не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности, пока он находится на своем посту. Утрата неприкосновенности происходит в результате отрешения от должности (импичмента).
Отрешение от должности Президента РФ (импичмент) - это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента РФ в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления.
Инициатива об отрешении должна исходить от не менее одной трети депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. В обеих палатах эти вопросы решаются двумя третями голосов от общего числа депутатов (членов). Отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.
Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Президент в соответствии с Конституцией РФ обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
1. Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти.
В отношении формирования исполнительной власти полномочия. Президента наиболее широки.
Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.
В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора.
На Президента возложен и ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Он назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией.
Президент подписывает и обнародует федеральные законы РФ, обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в Государственную Думу; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 Конституции нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.
Вето Президента - это отказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись.
Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства закона, принятого парламентом.
Относительное (отлагательное) вето - это отказ главы государства в санкционировании закона, лишь приостанавливающий вступление его в силу, т.к. парламенту предоставляется право принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов.
Санкционирование закона - это одобрение закона главой государства посредством подписания его официального текста. Отказ в санкционировании закона означает наложение на него вето.
Обнародование (опубликование) закона - это доведение закона до всеобщего сведения путем напечатания его в официальном издании. Промульгация закона - это издание Президентом специального акта (указа), содержащего распоряжения об официальном опубликовании закона (этот акт обычно предшествует тексту публикуемого закона).
2. Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти.
Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом в установленных Конституцией случаях. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент РФ назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей в субъектах федерации.
3. Как глава государства Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, назначает и отзывает дипломатических представителей.
Президент РФ утверждает военную доктрину РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности.
Президент вводит военное и чрезвычайное положение.
4. Президент РФ назначает всероссийский референдум.
5. К полномочиям Президента РФ как главы государства отнесено решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий, осуществление помилования.
6. Президент в целях реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность.
Он издает указы и распоряжения.
Для обеспечения выполнения своих полномочий Президент формирует администрацию Президента.
Вопрос 3. Гражданское правоотношение
3.1. Понятие гражданского правоотношения
Гражданское правоотношение - это разновидность, во-первых, общественных отношений, во-вторых, правоотношений вообще. В связи с этим для гражданско-правовых отношений характерны следующие признаки.
1. Это волевые общественные отношения. В гражданско-правовых отношениях (как и в любом правоотношении) проявляется воля их участников. Однако в них выражена и воля государства.
2. Они закрепляют правоотношения, господствующие в нашем обществе в период перехода к рыночной экономике. Это, прежде всего имущественные отношения, основанные на свободе предпринимательства, широком применении товарно-денежных инструментов.
3. Одна из предпосылок возникновения гражданско-правовых отношений - нормы гражданского права (издаваемых для регулирования этих отношений).
4. Гражданско-правовые отношения характеризуются юридическим равенством их участников, чем резко отличаются от таких правоотношений (например, налоговых, бюджетных, административных), в которых одни участники наделены властными полномочиями относительно других. Основы юридического равенства участников гражданско-правовых отношений - это их имущественная самостоятельность и организационная обособленность.
5. Гражданско-правовые отношения (как и другие правоотношения) обеспечиваются принудительной силой государства (хотя государство в этих гражданско-правовых отношениях меньше стремится к принудительным методам и делает больший акцент на свободное волеизъявление участников гражданско-правовых отношений, на автономию воли последних, на диспозитивные меры при регулировании этих гражданско-правовых отношений).
6. Гражданско-правовые отношения характеризуются тем, что его участники наделены весьма широкими субъективными правами, однако они несут и серьезную юридическую ответственность.
С учетом изложенного, можно дать следующее определение гражданско-правовым отношениям. Это вид общественных отношений, урегулированный гражданско-правовыми нормами, в которых проявляются и воля государства, и воля их участников, выступающих как юридически равные, действующие в своем интересе субъекты, наделенные совокупностью взаимосвязанных прав и обязанностей.
3.2. Содержание гражданско-правового правоотношения
Участники гражданско-правовых отношений, вступая друг с другом в различные отношения (прежде всего имущественные) приобретают как права, так и обязанности. В теории права они получили название субъективных юридических прав и обязанностей.
Субъективные права (как элемент гражданско-правовых отношений) участника гражданско-правовых отношений - совокупность прав, в силу которых управомоченное лицо наделяется возможностью совершать определенные действия (в которых проявляется его воля и интерес) и одновременно требовать, чтобы обязанное лицо совершило определенные действия либо воздержалось от их совершения.
Субъективная юридическая обязанность (как самостоятельный элемент гражданско-правовых отношений), в свою очередь, представляют собой предписанную нормами гражданского права необходимость совершить определенные действия (либо воздержаться от этого) по требованию и в интересах управомоченного лица (обладающего субъективными правами).
3.3. Субъекты и объекты гражданского правоотношения
Гражданско-правовое отношение (как и любое общественное правовое отношение) возникает между определенными участниками - субъектами этого отношения.
К субъектам гражданско-правового отношения относятся:
1) физические лица (граждане). Им (как участникам гражданско-правового отношения) присущи такие качества, как дееспособность и правоспособность. При этом субъектами являются не только российские, но и иностранные граждане, лица без гражданства;
2) юридические лица: это и коммерческие; и некоммерческие организации, это и российские, и иностранные и международные организации, это и организации, созданные с участием российских и зарубежных лиц, и т.д. Юридические лица характеризуются наличием правоспособности, которая возникает после их государственной регистрации (ст. 51 ГК). С другой стороны, организации, не обладающие статусом юридического лица, не являются субъектами гражданского права;
3) государство (т.е. Российская Федерация и ее субъекты), а в ряде случаев и иностранное государство, а также муниципальные образования. Последние вступают в гражданско-правовые отношения через соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления.
В составе гражданско-правовых отношений необходимым элементом являются также объекты - то, на что данное отношение направлено. В соответствии со ст. 128 ГК к объектам гражданско-правовых отношений относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.
3.4. Виды гражданско-правовых отношений
В отечественной литературе дается множество классификаций видов гражданско-правовых отношений. Различают, в частности:
1) имущественные, личные неимущественные, связанные с имущественными, и иные неимущественные отношения. За основу классификации в данном случае положен предмет гражданско-правового регулирования;
2) простые и сложные (в зависимости от числа участвующих субъектов гражданско-правовых отношений);
3) относительные и абсолютные (в последних управомоченному субъекту противостоит неопределенное количество обязанных лиц);
4) вещные и обязательственные (критерий деления гражданско-правовых отношений - это связь их с самостоятельными подотраслями гражданского права - вещным и обязательственным правом);
5) организационные и учредительные (в зависимости от того, направлены ли гражданско-правовые отношения на упорядочение уже существующих связей между субъектами или на возникновение новых);
6) регулятивные и охранительные (в охранительных на передний план выдвигаются формы удовлетворения законных требований управомоченного лица).
Есть и другие виды классификации гражданско-правовых отношений, однако надо сказать, существенного практического значения вопросы классификации гражданско-правовых отношений не имеют.
3.5. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
Прежде всего, субъективные гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом, т.е. нормами самого ГК и иных федеральных законов данной сферы. Например, обязанность составлять передаточный акт и разделительный баланс при ликвидации юридического лица прямо основана на нормах ст. 59 ГК; обязанность указывать в фирменном наименовании ООО слова «общество с ограниченной ответственностью» также предусмотрена законом (ст. 87 ГК).
Гражданские права и обязанности могут возникать и на основании норм гражданского законодательства, содержащихся в иных правовых актах, т.е. указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (п. 6 ст. 3 ГК). Например, Указом Президента РФ от 20.12.94 № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» предусмотрено, что обязательным условием договора поставки является срок исполнения обязательства по расчетам за поставленные товары.
Для того чтобы нормы закона (иных правовых актов) привели к возникновению гражданско-правовых отношений, необходимо наличие юридических фактов, т.е. обстоятельств, с которыми нормы гражданского права связывают возникновение (изменение и прекращение) гражданско-правовых отношений. В отечественной науке гражданского права юридические факты обычно делят на следующие виды:
1) события и действия;
2) правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие факты;
3) юридически значимые поступки и акты;
4) административные акты и сделки;
5) правомерные и неправомерные действия;
6) факты автономные и факты в совокупности (т.н. фактический состав).
Важнейшее практическое значение имеют такие юридические факты, как действия и события.
Действия, порождающие гражданские права и обязанности, принято подразделять на правомерные и неправомерные.
Правомерными называют действия, которые либо прямо предусмотрены законом (например, действия учредителей при образовании акционерного общества), либо не противоречат ему (например, возможность осуществления коммерческими организациями не предусмотренной их уставами деятельности, если она не противоречит законодательству - п. 2 ст. 52 ГК).
Неправомерные действия - это, во-первых, действия, прямо запрещенные гражданским законодательством, во-вторых, хотя и не запрещенные им, но недопустимые для данного участника гражданско-правовых отношений (например, унитарное предприятие не вправе осуществлять деятельность, не предусмотренную его уставом - ст. 113 ГК), в-третьих, это действия, совершение которых противоречит иным актам (например, если в уставе акционерного общества оговорено, что оно вправе осуществлять какие-то определенные виды деятельности, то занятие другой деятельностью будет неправомерным - п. 2 ст. 52 ГК). Безусловно, неправомерны и действия, противоречащие нормам других отраслей законодательства (уголовного, административного и т.д.).
Правомерные действия - главное основание возникновения гражданских прав и обязанностей. В ст. 8 ГК перечислены наиболее важные из них:
1) договоры и иные сделки, предусмотренные законом (гл. 3058 ГК). Кроме того, ГК допускает возможность заключения сделок, в т.ч. договоров, которые хотя и не предусмотрены законом, но ему не противоречат (например, довольно популярного среди предпринимателей договора консигнации);
2) акты государственных органов и органов местного самоуправления В отличие от договоров и иных сделок, они являются властно-организационными, т.к. в той или иной степени выражают волю государства. Эти акты порождают гражданские права и обязанности между конкретными субъектами (например, по распоряжению Минимущества России имущество от одного казенного предприятия передается другому, по решению территориального органа по управлению имуществом разрешается субаренда муниципальной собственности);
3) судебные решения. Имеются в виду решения не только судов общей юрисдикции (мировых судей, районных, городских, краевых судов и т.д.), но и арбитражных, третейских судов, устанавливающие гражданские права и обязанности;
4) приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, т.е. не только в результате тех или иных правомерных договоров и иных сделок, но и по иным основаниям - в результате находки (ст. 227 ГК), обнаружения клада (ст. 233 ГК), по приобретательной давности (ст. 234 ГК) и т.д.;
5) создание произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности. К последним относятся, например, рационализаторские предложения (ст. 150 Основ гражданского законодательства), ноу-хау (ст. 151 Основ), селекционные достижения (ст. 152 Основ) и т.д.).
Основаниями возникновения гражданско-правовых отношений является и ряд неправомерных действий:
С другой стороны, в ряде случаев лицо вынуждено причинить вред, дабы предотвратить еще больший вред правам и интересам, охраняемым законом (например, в условиях крайней необходимости, при спасении жизни людей, особо ценного государственного имущества). В такой ситуации, хотя действия и причиняют вред, но относятся к правомерным, а вред подлежит возмещению лишь в случаях, предусмотренных гражданским законодательством (см. ст. 1067 ГК);
2) неосновательное обогащение. Лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого, обязано его вернуть. Такая же обязанность возникает, если основание, по которому приобретено имущество, впоследствии отпало;
3) иные неправомерные действия граждан и юридических лиц. В ряде случаев государственные органы своими действиями (бездействием) причиняют ущерб другим субъектам права. Безусловно, вследствие этого появляется комплекс гражданских прав и обязанностей по возмещению таких убытков (ст. 16, 1069-1071 ГК).
Гражданские права и обязанности могут возникать и в результате событий. В отличие от действий (которые являются формами волевого поведения лиц) события - это обстоятельства, не зависящие от воли человека. События делятся на абсолютно не зависящие от воли лица (например, землетрясение, наводнение, извержение вулканов, смерч) и события, хотя и вызванные действиями человека, но имеющие юридические последствия для третьих лиц независимо от их воли (например, владелец источника повышенной опасности несет ответственность за действия своих работников, повлекших транспортные аварии, пожары, ст. 402, 1079 ГК). Не все события служат основанием возникновения гражданских прав и обязанностей: закон или иной правовой акт должны с наступлением события связывать определенные правовые последствия. Так, ст. 1079 ГК установила, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные предприятия, стройки и т.д.), обязаны возместить вред, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Отсутствие соответствующей нормы права не позволило бы говорить о том, что данное событие порождает гражданские права и обязанности.
Используемая литература
1. Гуев А.Н., Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 457 с. - (Серия «Высшее образование»).
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.
3. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002. - 697 с.
4. Конституционное право Российской Федерации, юнита 3: Конституционные основы формирования и статуса органов государственной власти и местного самоуправления в РФ. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 1998. - 38 с.