Рефераты

Гражданско-правове положение биржи

p align="left">Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с комментируемым Законом Правительство Российской Федерации утвердило Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации (далее - Положение) Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о государственном комиссаре на товарной бирже [Текст]: [Пост. Правительства РФ № 152, принят 24.02.1994 г., по состоянию на 26.11.2007 г.]// Собрание актов Президента и Правительства РФ.-1994. -№ 10. -Ст. 787..

Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации определяет порядок выдачи, аннулирования и приостановления действия лицензий на организацию биржевой торговли.

Действие Положения распространяется на юридических лиц, которые соответствуют понятию «товарная биржа», как оно определено комментируемым Законом.

Лицензия на организацию биржевой торговли (далее - лицензия) выдается Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - Комиссия).

Для получения лицензии в Комиссию представляются следующие документы:

- заявление по форме согласно приложению №1 к Положению;

- устав товарной биржи;

- учредительный договор или заявка на регистрацию либо иной соответствующий документ, если он предусмотрен при создании товарной биржи;

- документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

- правила биржевой торговли;

- документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы;

- документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;

- список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.

Документы, прилагаемые к заявлению на получение лицензии, представляются прошитыми и скрепленными печатью биржи либо нотариально заверенными.

За достоверность сведений, представленных для получения лицензии, заявитель несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Комиссия вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документов, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Положения и возвратить указанные документы заявителю для переоформления.

Повторное рассмотрение документов осуществляется Комиссией в течение одного месяца со дня получения нового заявления на выдачу лицензии.

Товарная биржа вправе обжаловать в судебном порядке решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии.

При принятии решения о выдаче лицензии Комиссия руководствуется заключением экспертизы документов товарной биржи, представленным в письменной форме членом Комиссии, которому они направлялись на рассмотрение.

Каждый член Комиссии вправе ознакомиться с документами товарной биржи, поступившими на рассмотрение.

Вопрос о выдаче лицензии рассматривается Комиссией в присутствии заявителя.

Письменное уведомление о дате рассмотрения документов заявитель должен получить не менее чем за 3 дня до проведения заседания Комиссии.

При соблюдении сроков уведомления заявителя о дате проведения заседания Комиссия вправе принимать решение о выдаче лицензии в отсутствие заявителя.

Лицензия выдается товарной бирже в течение 15 дней после принятия решения, в одном экземпляре, по форме согласно Приложению №2 к Положению, при предъявлении документа, подтверждающего перечисление разового сбора.

Товарная биржа получает право на организацию биржевой торговли с даты принятия решения о выдаче ей лицензии.

В случае утери лицензии на основании имеющихся в Комиссии документов товарной бирже выдается дубликат.

Обо всех изменениях в своих учредительных документах и правилах биржевой торговли товарная биржа в течение 15 дней после их принятия должна сообщить в Комиссию.

При несоответствии внесенных изменений нормативным документам, регламентирующим деятельность товарных бирж, Комиссия в месячный срок направляет бирже официальное предписание о приведении учредительных документов в соответствие с нормативными.

Решения об аннулировании или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией в 2-месячный срок на основании:

- материалов осуществленных финансовыми органами проверок, установивших факты нарушений в деятельности товарной биржи;

- официальных уведомлений государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений настоящего Положения, Закона Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» и других законодательных актов Российской Федерации.

По материалам проверок и официальным уведомлениям Комиссия направляет товарной бирже официальное предписание об устранении отмеченных в них нарушений.

Товарная биржа после получения предписания обязана в 3-дневный срок проинформировать Комиссию о его получении, а в месячный срок - об устранении отмеченных в нем нарушений.

При неисполнении товарной биржей в месячный срок официальных предписаний Комиссия направляет материалы в арбитражный суд.

Формы заявления на получение лицензии и лицензии на организацию биржевой торговли приведены в Приложениях 1 и 2 к Положению о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации.

В целях реализации Закона Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» Правительство Российской Федерации установило разовый сбор за выдачу лицензии на организацию биржевой торговли товарной бирже.

Сборы за выдачу лицензий товарным биржам перечисляются в федеральный бюджет.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №14-П По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" И ЗАО "Московская независимая вещательная корпорация" [Текст] : [Пост. Конст. Суда РФ № 14-П, принято 18.03.2003 г.]// // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 30. - Ст. 3102. положение п. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции РФ.

Товарная биржа как юридическое лицо может быть ликвидирована:

- по решению ее учредителей (участников) либо ее органа, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который она создана;

- по решению суда в случае допущенных при ее создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении товарной биржей в форме некоммерческой организации деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Положение п. 3 ст. 61 ГК РФ во взаимосвязи с положениями подп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ и п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ, предусматривающее право налоговых органов предъявлять в суд по основаниям, указанным в законе, требования о ликвидации акционерных обществ, признано не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №14-П.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 ГК РФ.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», а также обязанности юридических лиц по публикации сообщений в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1., от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785., от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746. было учреждено средство массовой информации - журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.

Журнал «Вестник государственной регистрации» создан в целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также для размещения сообщений юридических лиц, которые они обязаны публиковать о себе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тематика журнала «Вестник государственной регистрации»: сведения о государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Редакция журнала «Вестник государственной регистрации» определяет уполномоченные организации (далее - Представительства) по приему информации от юридических лиц, учету поступающих от них средств, передаче информации в журнал. Редакция журнала «Вестник государственной регистрации» предоставляет налоговым органам список Представительств по субъектам Российской Федерации с адресами места нахождения и контактными телефонами для размещения указанного списка на стендах.

В случае сообщения о ликвидации товарная биржа должна предоставить заявку на публикацию сообщения, включающую полное наименование юридического лица; ОГРН; ИНН/КПП; адрес (место нахождения) юридического лица; сведения о принятом решении о ликвидации (для общественных объединений - решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято; порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон)).

Во всех случаях к бланку-заявке прилагается оригинал платежного документа О направлении Методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам публикации сведений о государственной регистрации в журнале "Вестник государственной регистрации" и использования его при государственной регистрации юридических лиц").[Текст]: [Письмо ФНС№ ЧД-6-09/570, принято 13.07.2005 г.]// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2005.- № 8..

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

В первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с Законом.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

2.2 Особенности правового регулирования деятельности фондовой биржи

Главным элементом инфраструктуры рынка инвестиций являются фондовые биржи. Законом о рынке ценных бумаг фондовая биржа отнесена к такой разновидности профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Не случайно Н.Б. Шеленкова выделяет следующие признаки биржи: предметная, территориальная и профессиональная концентрация биржевой торговли, периодичность, безналичность, унифицированность, деперсонификация и оптовый характер проведения биржевых торгов, а также гласность их проведения Шеленкова Н.Б. Правовые институты, связанные с биржевой деятельностью [Текст]// Российская юститиция-. 1997. № 12. - С.34.. Указанные признаки в той или иной мере присутствуют и в деятельности фондовой биржи. При этом значение фондовой биржи для инвестиционного рынка, охраны интересов инвесторов трудно переоценить Вавулин Д.А. Комментарий к федеральному закону "О рынке ценных бумаг" (постатейный) [Текст]. М., ЗАО Юстицинформ, 2007.-С.178..

Во-первых, посредством биржи, биржевых услуг происходит заключение сделок, инвестор может стать акционером, дав поручение члену биржи на покупку акций, либо, напротив, продав свои акции, облигации, переуступить другие инвестиционные права. На этот счет в специальной литературе верно подмечено, что «сущность биржи как посредника заключается не в перемещении товаров «через биржу», а в организации этого перемещения посредством создания условий для заключения сделки» Саркисян М.Р. Понятие и формы биржевого посредничества [Текст]// Журнал российского права.- 2002. - № 8.- С.58..

Во-вторых, биржа - это один из механизмов установления цены на акции, облигации, иные эмиссионные ценные бумаги, а также инвестиционные паи, поскольку биржевые торги проводятся на регулярной основе и, как отмечает В.В. Гросс, «биржа выросла из простейшего посредничества, из естественного стремления сделать контакты деловых людей, необходимые для осуществления торговых операций, регулярными» Гросс В.В. Принципы организации и функционирования товарных бирж [Текст]: Учеб. пособ. Иваново, 1992.- С.7.. При этом «биржа имеет возможность не только выявить цену на тот или иной товар, но и прогнозировать ее, выступать в качестве барометра конъюнктуры, определять тенденции в изменении спроса и предложения» Воловик А.М., Голда З.К. Основы биржевой деятельности: курс лекций [Текст]. М.: Финансы и статистика, 1994.- С.9.. Не случайно нормативными актами ФСФР (ФКЦБ) России установлено, что если акции являются предметом биржевых торгов, то их рыночная цена должна в обязательном порядке определяться именно на основании биржевых цен. Именно установление рыночной, справедливой цены на инвестиционные инструменты является одним из важнейших факторов обеспечения интересов инвесторов Петросян Э.С. Правовое положение субъектов биржевых деривативных сделок [Текст]//Право и экономика.- 2004.- № 5.- С.30..

В то же время, признавая огромное значение фондовой биржи для инвестиционного процесса, нельзя в полной мере согласиться с мнением И.А. Клепицкого о том, что «целесообразно ограничить оборот эмиссионных ценных бумаг рамками фондовой биржи; предусмотреть, что сделки с эмиссионными ценными бумагами могут совершаться только с помощью профессиональных участников рынка ценных бумаг» Клепицкий И.А. Уголовно-правовая охрана инвестиций на рынке ценных бумаг [Текст]// Законодательство. - №1.- 2004.- С.75., поскольку, думается, такие меры приведут к монополизации деятельности последних и, как следствие, к ухудшению положений инвесторов.

В-третьих, фондовая биржа является источником информации для инвесторов, организаторов инвестирования и иных субъектов. Биржевая информация содержит сведения не только о сделках с акциями, но и о тех акционерных обществах, ценные бумаги которых являются предметом биржевых торгов. Законом четко определены условия и порядок раскрытия информации о деятельности фондовой биржи. В частности, биржа предоставляет любому заинтересованному лицу информацию о каждой сделке: дату и время заключения сделки, наименование ценных бумаг, их государственный регистрационный номер, цену одной ценной бумаги и общее количество ценных бумаг. Кроме того, само по себе падение или, наоборот, рост цен на акции может отражать те объективные процессы, которые происходят в экономике, что, впрочем, не исключает и искусственный характер такого движения, например, особенности сделок со служебной информацией и сделок, направленных на манипуляцию с ценами. Не случайно в европейской юридической практике биржу именуют публичным учреждением, поскольку «биржа создается на корпоративной основе, но при этом государство делегирует ей определенные полномочия публичного характера» Герреро П.Б.А. Правовое регулирование деятельности участников фондового рынка в Испании и Франции [Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - С.12..

В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов. Справедливо утверждение Н. Шеленковой о том, что гласным называется такое проведение биржевых торгов, при котором биржевая информация является равнодоступной для всех лиц, получивших в соответствии с биржевым законодательством и внутренними биржевыми регламентами статус участника биржевой торговли. В этом случае требование о публичной форме не является общим и не может быть применено в отношении фондовых бирж, на которых биржевая торговля осуществляется только между ее членами Шеленкова Н.Б. Правовые институты, связанные с биржевой деятельностью [Текст]// Российская юстиция.- 1997. - N 12. - С.14..

В целях более полного и точного информирования инвесторов фондовая биржа вправе осуществлять процедуру листинга. В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг листинг ценных бумаг определяется как включение фондовой биржей ценных бумаг в свой котировальный список Толстухин М.Е. Фьючерс и опцион как объекты фондового рынка [Текст]//Объекты гражданского оборота: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.,Статут, 2007.- С.122.. Установлено, что листинг осуществляется фондовой биржей на основании договора с эмитентом ценных бумаг, а листинг инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда - на основании договора с управляющей компанией этого паевого инвестиционного фонда. При этом в котировальные списки могут включаться только ценные бумаги, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом фондовая биржа вправе устанавливать и дополнительные требования к ценным бумагам, включаемым в котировальные списки. Осуществляя листинг, фондовая биржа тем самым подтверждает высокий уровень экономического развития акционерного общества Комментарий к федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" [Текст]/под ред. В.А. Вайпана. М., Юридический Дом "Юстицинформ", 2005.- С.35..

Требования к организационно-правовой форме фондовой биржи обусловлены задачами обеспечения интересов инвесторов. Определяя в свое время организационно-правовую форму биржи, Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (п. 55) указывало, что «фондовая биржа создается в форме закрытого акционерного общества и при этом является некоммерческой организацией, не преследующей цели получения собственной прибыли». В связи с принятием Закона о рынке ценных бумаг фондовые биржи стали функционировать только в форме некоммерческого партнерства. Тем самым законодатель оставил в силе основную идею, заложенную в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, - биржа может быть только некоммерческой организацией. Однако изменения, внесенные в Закон о рынке ценных бумаг в 2002 г., дали возможность организации фондовых бирж в форме акционерных обществ.

Такие новеллы вызывают обоснованную критику со стороны специалистов. «Вряд ли инвесторы будут покупать или продавать бумаги на бирже, созданной в виде акционерного общества, нацеленного на получение прибыли. В этом случае не удается избежать злоупотреблений, связанных с различным доступом к информации о ценах на бирже у акционеров и участников торгов (эти категории чаще всего не совпадают)» Семилютина Н.Г. Регулирование биржевой деятельности: мировые тенденции и российское законодательство [Текст] // Российская юстиция.- 1997. - №11.- С.11.. Да, в целях ограничения влияния отдельных участников на биржу установлено, что одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20% и более акций, а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20% и более голосов на общем собрании членов биржи. Представляется, что такие меры явно недостаточны для обеспечения равноудаленности биржи от всех своих членов, поскольку неформальное объединение двух или трех членов биржи позволяет им полностью определять ее деятельность.

Правоспособность фондовой биржи определяется целью ее создания. В последнее время объем правоспособности биржи существенно расширен. Помимо деятельности по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг, биржа вправе совмещать указанную деятельность с некоторыми иными, в том числе с деятельностью валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельностью, деятельностью по распространению информации, издательской деятельностью, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. Такие изменения вызваны необходимостью обеспечения фондовым биржам, и прежде всего региональным, возможности увеличения своих доходов. Они, по сути, являются компромиссом между принципом исключительной деятельности и задачей сохранения существования фондовых бирж в стране Автурханов А.М. Система налогообложения на рынках ценных бумаг мира [Текст]//Финансовое право.- 2007.-№ 5.-С.23..

В качестве основного вида деятельности Закон о рынке ценных бумаг признает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. При этом сам организатор торговли не участвует в совершении сделок, не становится стороной по сделкам. Его задача - создать условия для заключения сделок между иными профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Таким образом, деятельность по организации торговли ценными бумагами является услуговой и представляет собой разновидность посреднической деятельности (ст. 779 ГК РФ). В связи с этим в литературе подвергается сомнению характеристика деятельности биржи как предпринимательской Белых В.С., Винниченко С.И. Указ.раб.- С.62.. Представляется, что такие сомнения необоснованны. Биржа, как отмечалось, оказывает услуги на систематической основе, что является одним из признаков предпринимательской деятельности. Кроме того, важно понимать, что по существу единственным источником существования биржи является та прибыль, которую она может получить от оказания услуг, а значит, извлечение прибыли является одной из целей деятельности биржи. Главной причиной коммерциализации бирж «является осознание того факта, что деятельность по организации рынков является бизнесом», пусть и особым, с учетом «общественных функций», выполняемых организатором торговли. Таким образом, организационная форма этой деятельности должна соответствовать предпринимательской мотивации Семилютина Н.Г. Регулирование биржевой деятельности: мировые тенденции и российское законодательство [Текст]// Российская юстиция.- 1997. - № 11.- С.12.. О тенденции коммерциализации биржевой торговли говорит и А.В. Каширин Каширин А.В. Фондовые биржи: Жизнь после жизни [Текст]// ЭЖ-Юрист. - 2003. - № 10. - С.2..

При моделировании требований к участникам биржи законодатель выбрал путь депрофессионализации. Дело в том, что если ранее членами фондовой биржи могли быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг, то сейчас такие ограничения применимы только к биржам, являющимся некоммерческими партнерствами. В целях обеспечения стабильности биржевого оборота законодатель определил, что в любом случае участниками торгов могут быть только профессиональные участники рынка: брокеры, дилеры и управляющие, хотя в ряде стран участие биржевых посредников для совершения сделок не является обязательным. Такое требование следует расценивать позитивно, поскольку участие в торгах только профессиональных участников позволяет существенно снизить риск неисполнения сделок Герреро П.Б.А. Правовое регулирование деятельности участников фондового рынка в Испании и Франции[Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - С.8. Членство на бирже является основанием для заключения договора об оказании биржевых услуг. На практике между членом биржи и его клиентом заключаются договоры комиссии, хотя закон и не воспрещает заключение договоров поручения, однако только в этом случае возможно соблюдение правила об участии в торгах исключительно членов биржи. В то же время информационными и консультационными услугами биржи может пользоваться любое лицо. Как отмечает А. Каширин, «важная функция фондовой биржи - контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. И контроль за добросовестностью сделок на торговой площадке. Контроль осуществляется посредством допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к биржевым торгам и путем определения порядка заключения и исполнения сделок, правил, ограничивающих манипулирование ценами и иными мерами…» Каширин А.В. Фондовые биржи: Жизнь после жизни [Текст]// ЭЖ-Юрист. - 2003. - № 10. - С.2..

Важной особенностью деятельности биржи является то, что условия ее осуществления должны быть отражены во внутренних, локальных актах. К таковым относятся следующие документы: правила биржевых торгов, положение о порядке раскрытия информации и т.д. Указанные акты принимаются либо общим собранием членов биржи, либо исполнительным органом. По существу, речь идет о присоединении участников торгов к тем условиям, которые изложены в указанных документах. Значит, договор на оказание услуг между биржей и ее членом является по своей природе договором присоединения (ст. 428 ГК РФ).

К торгам на фондовой бирже могут быть допущены соответствующие требованиям законодательства РФ эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов допускаются к выдаче и обращению на фондовой бирже в случаях и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 14 Закона о рынке ценных бумаг).

Дискуссионным в литературе является вопрос о возможности признать в качестве биржевого товара так называемые опционы и фьючерсы. Последние в мировой практике получили общее название «производные инструменты» (derivative). Законодательство разных стран определяет их по-разному.

Так, ст. 5 Закона Швейцарии о биржах и торговле ценными бумагами определяет производные инструменты как инструменты, цена на которые определяется ценами на финансовые ценности (акции, облигации, иные товары) или курсовой стоимостью. В соответствии с Законом Финляндии «О торговле стандартизированными опционами и форвардами» (Act on Trade in Standartized Options and Forwards) опцион - соглашение, по которому одна сторона (держатель опциона) получает от другой стороны (автора опциона) в обмен на премию право купить или продать по согласованной цене в будущем определенное количество ценных бумаг или иного имущества или право получить исполнение, рассчитанное на основании изменения индексов, отражающих развитие цены на основной (реальный) товар. Форвард, в свою очередь, - это соглашение на продажу (связанное с основным товаром), на определенную цену или дату, когда исполнение или заменяющая его компенсация осуществляется по требованию или когда исполнение осуществляется без требования, или соглашение, определяющее взаимность в исполнении определяемого на основании развития цен на биржевой товар. Тем самым по законодательству Финляндии производные инструменты определяются через понятие «договор» и не относятся к категории securities, хотя ими и торгуют на бирже. Сходную позицию относительно деривативов как договоров занимает и Г. Райнер Райнер Г. Деривативы и право [Текст]. М.: Волтерс Клувер, 2005. - С.13.. Противоположную позицию занимает О. Рохина, отмечая, что «фьючерсная сделка не является сделкой с ценными бумагами, и, следовательно, деятельность, способствующая заключению фьючерсных сделок, не может быть отнесена к деятельности организатора торгов на рынке ценных бумаг» Рохина О. Быть фьючерсу ценной бумагой или не быть? [Текст]// Хозяйство и право. - 2008. № 1.- С.56.. Итак, опционы и фьючерсы не являются предметом биржевых сделок. Речь должна идти только о совершении определенного вида сделок с биржевым товаром: опционных и фьючерсных договоров (контрактов), что, безусловно, входит в объем правоспособности фондовой биржи.

В результате можно сделать вывод о том, что рынок инвестиций, или инвестиционный рынок, представляет совокупность правоотношений, опосредующих, во-первых, процесс инвестирования, вложения имущества и иных объектов в деятельность организаторов инвестирования и, во-вторых, оборот инвестиционных прав: акций, облигаций, инвестиционных паев и т.д. При этом рынок инвестиций - понятие более широкое, чем рынок ценных бумаг, который может быть рассмотрен как часть рынка инвестиций, поскольку включает в себя отношения, связанные только с акциями, облигациями и опционами эмитента.

Субъектный состав рынка инвестиций характеризуется тем, что, помимо субъектов с общей правоспособностью, на нем присутствуют субъекты, предмет деятельности которых ограничен только возможностью оказания услуг инвестиционного характера: брокеры, управляющие, регистраторы и иные профессиональные участники рынка ценных бумаг. Кроме того, законодательно ограничен предмет деятельности и многих организаторов инвестирования, а также некоторых институциональных инвесторов. Наличие субъектов с ограниченным объемом правоспособности, прежде всего профессиональных участников рынка ценных бумаг, обусловлено необходимостью обеспечения интересов инвесторов через оказание им услуг профессиональными услугодателями на основе соответствующих лицензий. При этом именно фондовая биржа является одним из основных элементов в структуре инвестиционного рынка, субъектом, деятельность которого направлена на охрану интересов, что обеспечивается посредством проведения особым образом организованных биржевых торгов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты