Гражданско правовое положение кредитных организаций
акон о банках 1826 г. Это был первый закон, разрешивший образование акционерных банков, помимо, конечно, Банка Англии. Новые банки имели право выпускать банкноты, но в Законе предусматривалось одно существенное ограничение: ни один акционерный банк не должен был открываться в радиусе 65 миль (105 км) от Лондона. Это положение было включено в закон для защиты Банка Англии, который, несмотря на его возрастающую связь с правительством, продолжал выступать также в роли коммерческого банка. Идея заключалась в том, чтобы при фактической монополии в районе Лондона создать условия, позволяющие ему выполнять свою роль правительственного банка, не отвлекаясь на обострение конкуренции в других сферах деятельности. Результатом ограничения деятельности в Лондоне вновь образующихся банков было сдерживание их роста. Лондон, несомненно, являлся финансовым центром страны, и инвесторы думали, что любой новый банк, если он намеревается процветать, должен находиться в столице. Новым банкам трудно было обеспечить себе приток капитала, и соответственно их развитие шло медленно, пока в 1833 г. такое ограничение не было отменено.Закон о банковских привилегиях 1833 г. Согласно этому закону акционерные банки получали разрешение на ведение операций в пределах радиуса в 65 миль от Лондона, однако им запрещалось выпускать собственные банкноты, а это полномочие считалось жизненно важным для развития кредитного бизнеса в широком масштабе. Несмотря на это ограничение, новые банки вскоре стали появляться в больших количествах. Многие коммерческие банки, известные нам сегодня, зарождались именно в тот период, характерной чертой которого было постепенное поглощение мелких частных банков новыми, более крупными, акционерными банками, что и легло в основу их отраслевых сетей.Попытка ограничить темпы роста новых банков, отказав им в праве на выпуск банкнот, не удалась по причине нового явления - депозит ых банковских операций. Даже частным банкам было известно, что для расширения общей суммы редств, идущих на ссуды, не обязательно выпускать банкноты: та же самая цель может быть достигнута путем создания кредита, давая возможность клиентам совершать овердрафт по их текущим счетам. Однако в то время правительство этого еще не понимало.Закон о банковских привилегиях 1844 г. Этим Законом делалась попытка ограничения роста денежной массы. Как мы уже говорили, он положил конец дальнейшему увеличению выпуска банкнот акционерными и частными банками. Кроме того, по мере слияний или поглощений существующих банков они теряли право на выпуск банкнот. Вновь образуемые банки уже не могли выпускать банкноты. В качестве меры по контролю надденежной массой здесь правительство потерпело неудачу по причинам, о которых мы уже говорили. Закон не снизил темпы роста денежной массы, обусловленные депозитными банковскими операциями, и не сдержал развития деятельности коммерческих банков.Закон о компаниях 1862 г. Понятие ограниченной ответственности появилось в Британии еще 1662 г., хотя в течение долгого времени его применение было доступно только для очень небольшого числа организаций. Преимуществом компании с ограниченной ответственностью является ограничение ответственности инвесторов за долги компании только на установленную умму, обычно на сумму подписки для участия в долевом капитале. Закон о компаниях 1862 г. подтвердил предыдущие законодательные акты, впервые компании с ограниченной ответственностью получили возможность осуществлять кредитную деятельность. Тем самым был устранен последний барьер для создания очень крупных кредитных организаций.Знакомая нам сеть филиалов кредитных организаций является следствием целого ряда слияний и поглощений, имевших место за последние 50 лет.Преимущества слияний небольших кредитных организаций в более крупные организации не вызывают сомнений. В результате слияний расширяется доступ к капитальным вкладам, а также повышается устойчивость к преодолению трудностей. Крупные организации могут осуществлять экономию, связанную с масштабом операций. Они имеют доступ к большему числу клиентов и, следовательно, менее уязвимы как к отдельным безвозвратным долгам, так и к потере важных клиентов. Они могут диверсифицировать кредитование по разным секторам экономики. Они могут проводить операции в разных местах, перемещать средства, предназначенные для выдачи ссуд, по всей стране за счет принятия вкладов в одном районе, а выдачи ссуд -- в другом. Например, Северная Англия, в частности Шотландия, -- это традиционные районы сбережений, тогда как Юг известен как область заимствований. Именно это послужило созданию национальных сетей и установлению связей между английскими и шотландскими кредитными организациями.Процесс объединения пошел особенно активно после принятия Закона 1833 г. В 1841 г. в Англии было 115 акционерных банков. Некоторые из них были образованы путем поглощения старых частных кредитных организаций. Они расширяли свои сети, открывая новые филиалы и сливаясь друг с другом. К 1914 г. большая часть деятельности коммерческих банков Англии и Уэльса контролировалась шестнадцатью клиринговыми банками. В 1918г. для исследования этих объединений был учрежден Комитет казначейства. Комитет рекомендовал осуществлять законодательный контроль за дальнейшим слиянием, с тем чтобы избежать ситуации, когда управление кредитной системой окажется в одних руках, и не допустить злоупотреблений властью. На самом деле законодательные меры не были приняты, но Казначейство получило заверения от банков, что дальнейшие слияния будут осуществляться только после согласования с правительством.К 1920 г., после поглощений нескольких небольших банков, количество клиринговых банков уменьшилось до одиннадцати, попавших в категории «большой пятерки» и «маленькой шестерки». В пределах этих групп в течение почти 50 лет не было дальнейших слияний, хотя нужно отметить, что Martins Bank был единственным полностью независимым членом маленькой шестерки.В период между двумя войнами и в послевоенный период до конца 60-х гг. одиннадцать клиринговых банков, особенно «большая пятерка», концентрировали внимание на расширении сети новых филиалов в областях, в которых они были слабо представлены. «Маленькая шестерка», наоборот, сохраняла локализованный характер деятельности, например, Martins и Williams Deacons оставались преимущественно северными банками. «Большая пятерка» совместно контролировала около 80% депозитов клиринговых банков.Банковский закон 1987 г. был принят в результате необходимости «спасти» банковскую группу Johnson Matthey в 1984 г. Он пришел на смену Банковскому закону 1979 г., который, в свою очередь, был реакцией на банковский кризис 1973-74 гг., вызванный тем, что ряд банков попал в затруднительное положение, беря взаймы на короткий срок и выдавая долгосрочные ссуды. Закон 1987 г. отменил ранее существовавшее деление банков на две категории - признанные банки и имеющие лицензию депозитные учреждения - и ввел единую категорию уполномоченного учреждения.Главная цель Закона -- обеспечение надзора за соблюдением принципа осмотрительности. Закон устанавливает юридическое право Банка Англии на надзор за банками и депозитными учреждениями и подкрепляет эти полномочия введением программы по защите вкладов, которая будет служить резервом на случай возможных банковских крахов. Однако Банк Англии не может непосредственно диктовать банкам способ ведения их дел. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.Современная кредитная система ВеликобританииЧто касается современной кредитной системы, то можно сказать следующее: Кредитная система Великобритании представляет собой классический вариант двухуровневой системы, принадлежит к числу старейших и наиболее развитых систем мира. Она имеет хорошо организованную и разветвленную финансовую инфраструктуру и опирается на мощный денежный рынок в Лондонском Сити, имеющем тесные связи с главными финансовыми центрами мира.Система Центрального Банка Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы:группа - прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции); группа - контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.Все множество функций призвано к достижению трех главных целей. Среди них:Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, - другими словами, осуществление денежной политики;Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центраВторым уровнем Британской кредитной системы являются коммерческие банки и финансовые компании. Система коммерческих банков сильно дифференцирована. В ней действует принцип специальных банков. При этом наблюдается 2 тенденции. С одной стороны, специализация является попыткой приспособления банков к изменениям денежного спроса и предложения. С другой стороны, существует тенденция к расширению операций крупнейших коммерческих банков и сберегательных касс за рубежом. Сгруппировать британские банки не так просто. Банк Англии делит оперирующие в Англии коммерческие банки на 3 группы:депозитные банки (розничные ) или "банки главной улицы ;учетные дома;акцептные дома, иностранные банки, прочие банки.Депозитные банкиК депозитным банкам относятся так называемые финансовые дома, к которым принадлежат, прежде всего, специальные банки потребительского кредита. Около 2/3 их активных операций приходится на потребительские кредиты в рассрочку, в свою очередь более 60% этих кредитов составляет финансирование покупок автомобилей. Все большее значение приобретают лизинговые операции. Финансовые дома являются, как правило, дочерними предприятиями крупнейших банков или страховых компаний, поддерживающих кредит этих банков своими средствами. Крупнейшие финансовые дома пытаются максимально расширить кредитные операции, чтобы иметь возможность привлекать сберегательные вклады и развиваться в универсальные банки. К финансовым домам следует отнести и специальные кредитные точки в торговых центрах (MoneyShops). Следующей группой депозитных банков являются торговые банки (Merchant Banks). Они возникли на торговых предприятиях, которые постепенно освоили кредитные операции. Некоторые современные торговые банки наряду с банковскими операциями выполняют еще промышленные и торговые функции. Торговые банки " Н. М. Ротшильд и сыновья", "Дж. Генри Шредер Вагг энд К", "Бэрринг Бразерз", "С. Г. Варбург энд К", или "Лазард Бразерз энд К" существуют уже более 100 лет. Отличием торговых банков от клиринговых и одновременно их привилегией является то, что они не обязаны публиковать подробные сведения о финансовом состоянии и о своих операциях. Благодаря этой привилегии торговые банки могли на протяжении многих лет свободно развиваться. Торговые банки заняты главным образом в 3-х основных областях:Истинно кредитные операции ( акцептно-кредитные операции , прием и выдача займов в фунтах стерлингов, финансирование экспорта.Оказание услуг предпринимателям (советы при слиянии предприятий, выявление для них наиболее благоприятных возможностей финансирования; о целесообразности приобретения акций, выведение новых форм на рынок ценных бумаг.Управление ценными бумагами (хранение ценных бумаг, контроль акционерных обществ промышленности и торговли, инвестиционных компании, частных фондов. Чтобы сохранять исключительность в управлении средствами, крупнейшие торговые банки не принимают в свои портфели ценности стоимостью ниже 100 тыс. ф. ст.Торговые банки участвуют в этих трех областях бизнеса в неодинаковой степени. Между крупнейшими банками существует специализация. Учетные домаСледующим типом банков в Англии являются учетные дома. В настоящее время в Лондоне оперируют 8 учетных домов и отдельные малые специализированные фирмы-маклеры, которые все вместе образуют учетный рынок Лондона. Учетные дома обеспечивают выгодный сбыт для банков ликвидных фондов путем гарантированных депозитов по требованию. Эти фонды используются для покупки различных активов, включая краткосрочные казначейские облигации , коммерческие векселя и первоклассные фондовые бумаги . Кроме того, учетные дома - это рынок реализации и покупки векселей.Они действуют как буфер между Банком Англии и остальной кредитной системой, посредством У.Д. Банк Англии снабжает банковскую систему финансовыми ресурсами, изымает их. Для британских компаний главными функциями учетных домов являются предоставление заемных средств через дисконтирование (переучет) векселей, а также предложение различных форм краткосрочного вложения в портфельные инвестиции.Прочие организацииИностранные банки (Foreign Banks) в Англии по балансовой сумме относятся к крупным банковским группам. В Лондоне сконцентрировано в 2 раза больше иностранных филиалов, чем в Нью-Йорке. К иностранным банкам в Лондоне относится Московский Народный Банк (Moscow Narodny Bank). Следующей кредитной группой в Англии являются консорциальные банки . Это институты, где участвуют банки по крайней мере двух стран, из которых ни одна не имеет контрольного пакета. Поскольку они создавались на основе долевого участия банками ведущих капиталистических стран, они в состоянии мобилизовать на еврорынке огромные средства и на самые продолжительные сроки, что недоступно никакому другому типу банков . Возникновение консорциальных банков особенно хорошо свидетельствует о развитии процесса интернационализации капитала . К крупнейшим консорциальным банкам относятся "Мидленд энд интернэшнл бэнк лтд" с британскими, канадскими и австралийскими партнерами, "Вестерн Америкен бэнк юроп лтд." с британскими, американскими и японскими партнерами, "Индастриел коммершиэл бэрл" с партнерами из США, Японии и Великобритании.B Великобритании имеется множество банкоподобных специальных кредитно-финансовых институтов. Cреди них:Сберегательные институтыДоверительные сберегательные банки - в прошлом в основном играли роль местных сберкасс. Затем они были реорганизованы и 16 крупных региональных учреждений, но их правовой статус остался неясным. В конце 1986 года они превратились в единый акционерный Доверительно-сберегательный банк, который по масштабам деятельности и капиталу уступает лишь "большой четверке" и выполняет все основные функции коммерческих банков.Национальный сберегательный банк (бывший почтово-сберегательный банк) аккумулирует сбережения населения через сеть почтовых отделений, число которых превышает 20 тысяч. Объем вкладов в Национальном сберегательном банке в конце 1986 года составлял около 8 млрд. фунтов стерлингов.Строительные общества - существуют свыше 200 лет, ныне аккумулируют наибольшую часть сбережений населения. Их суммарные активы в 80-х годах увеличились и превысили 130 млрд. ф. ст. Крупнейшие - Галифакс, Эбби Нэшнл, Нэйшнвайд и другие. Все сберегательные институты объединяет то, что основной источник их ресурсов - мелкие вклады населения.Страховые компании и пенсионные фонды направляют аккумулированный ссудный капитал в долгосрочные инвестиции. Финансово-кредитная деятельность является вторичной по отношению к их профессиональной специализации - страховому делу и частному пенсионному обеспечению. Мобилизуемые ими средства вкладываются в операции на срок 20-25 лет (в основном в акции и другие ценные бумаги). Суммарные активы страховых компаний и пенсионных фондов в конце 1968 года составляли по 150-160 млрд. ф. ст. Английские страховые монополии (Ройал, Коммершл юнион и др.) входят в число крупнейших в мире.Инвестиционные тресты занимаются исключительно операциями с ценными бумагами. Путем эмиссии собственных акций и облигаций они привлекают капитал, который вкладывают в ценные бумаги других компаний. Особенность этих учреждений, не имеющих регулярных источников поступлений (депозитов, страховых взносов и т.п.), состоит в сильной зависимости от рыночной конъюнктуры. При падении курсов ценных бумаг они сталкиваются с финансовыми трудностями и убытками.Доверительные паевые фонды по своей специализации сходны с инвестиционными трестами; они аккумулируют денежный капитал и вкладывают его в ценные бумаги. Но поскольку пайщик в любое время может продать свой пай управляющей компании, то капитал этих фондов представляет собой непременную величину: он зависит от преобладания продаж или покупок паев. Структура активов фондов аналогична активам инвестиционных трестов: около 80% составляют акции частных компаний, многие доверительные паевые фонды связаны с банками и страховыми компаниями.Финансовые корпорации специализируются на кредитовании частных фирм, не имеющих доступа к обычным источникам ссудного капитала. Крупнейшие - финансовая корпорация промышленности, сельскохозяйственная ипотечная корпорация и т.д.Фирмы венчурного финансирования специализированные учреждения, возникшие преимущественно в 80-х годах. Занимаются главным образом приобретением участий и кредитованием новых и расширяющихся компаний в передовых отраслях, что связано с повышенным риском. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.Глава 2. Порядок регистрации кредитных организаций§ 1. Нормативно правовая базаОсновным документом, определяющим требования по организации деятельности кредитных организаций на территории Российской Федерации является Федеральный закон о «Банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1 (в ред. Федеральных законов от 03.02.96 №17-ФЗ, от 31.07.98 №151-ФЗ, от 05.07.99 №126-ФЗ, от 08.07.99 №136-ФЗ) - далее «Закон». В частности ст.1 вышеназванного Закона определяет следующие основные понятия: «Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.»Порядок регистрации кредитных организаций регламентирован ст.№№ 12, 14, 15, 16, 17 Закона, а также Инструкцией ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. №75-И «О порядке применения Федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 18.05.99 №558-У, от 24.06.99 №586-У, от 28.06.99 №589-У). До введения в действие Инструкции ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. №75-И, действующими нормативными документами определяющими процедуру регистрации кредитных организаций, их филиалов и представительств являлись следующие нормативные документы Банка России и разъяснения к ним: Инструкция Банка России "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" № 49 от 27.09.96г., Письмо Банка России № 335 от 07.10.96; Телеграмма Банка России № 504 от 19.08.97; Письмо Банка России "О требованиях к банкам, ходатайствующим о получении лицензии на осуществление банковских операций" № 276 от 19.04.96; Разъяснение Банка России "О порядке согласования положений о филиалах кредитных организаций" № 15-3-1/2310 от 15.09.97; Разъяснение Банка России № 012-26-3-1/2418 от 25.09.97; Разъяснение Банка России № 012-26-3/1796 от 13.05.98; Разъяснение Банка России "О печатях кредитных организаций" № 012-26-3-2/3081 от 03.12.97; Разъяснение Банка России "О согласовании на должности руководителей и главного бухгалтера кредитных организаций иностранных граждан" № 012-26-4-3/403 от 31.12.97; Разъяснение Банка России № 05-26-3/311 от 29.01.98. Разъяснение Банка России "О печатях кредитных организаций и их филиалов" № 012-26-3/2645 от 02.07.98г., отмененные Указанием ЦБ РФ от 30.07.1998г. №302-У.Из ст.12 Закона следует, что «кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета».Правомочия Банка России по решению вопросов, связанных с регистрацией кредитных организаций, определены Федеральным Законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 02.12.1990г. №394-1. - далее «Закон о ЦБ РФ» В частности п.6, ст.4 одной из функций деятельности Банка России определено осуществление государственной регистрации кредитных организаций; выдача и отзыв лицензий кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 02.12.1990 № 139-ФЗ.Статья №14 Закона определяет перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Таковыми документами являются:заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;устав;протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;свидетельство об уплате государственной пошлины;копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения: о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии (отсутствии) судимости. Банковское право: Учебник / Отв. Ред. Эриашвили Н.Д. - М. 2000§ 2. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операцийПри представлении необходиых документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.После принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций Банк России в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов ее объявленного уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации кредитной организации.Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации.Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.Кредитная организация обязана сообщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера в двухнедельный срок со дня принятия такого решения. Банк России в месячный срок дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме.Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера. Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимается:отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.Государственная регистрация кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и выдача им лицензий на осуществление банковских операцийДля государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.Иностранное юридическое лицо представляет:1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.§ 3. Порядок открытия подразделений кредитной организацииФилиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет право осуществлять банковские операции. Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.Кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России. В уведомлении указывается почтовый адрес филиала (представительства), ее полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей (глава 2, статья 22 Федерального закона № 395-1 “О банках и банковской деятельности».Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение Банка России по местонахождению подразделения кредитной организации ведут реестры с учетом информации, содержащейся в уведомлении об открытии подразделения кредитной организации.Об изменении местонахождения (почтового адреса) подразделения кредитной организации кредитная организация сообщает территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальному учреждению Банка России по местонахождению подразделения в течение двух рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.Решение о внесении изменений и дополнений в устав кредитной организации, связанных с открытием представительств и филиалов, принимается участниками кредитной организации на очередном (годовом) общем собрании (раздел 2, глава 9 инструкции ЦБ РФ № 75-И “О порядке применения Федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации КО и лицензирования банковской деятельности” от 23.07.98г.).§ 4. Порядок открытия и регистрации филиала кредитной организации на территории РФ.Кредитная организация вправе открыть филиал на территории РФ, если в отношении нее, в соответствии со статьей 75 Федерального закона № 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (нарушение кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставление информации, предоставление неполной или неверной информации), не установлен запрет на открытие филиала.Указанием ЦБ РФ № 421-У от 24.11.98г. установлено, что размер сбора за открытие филиала кредитной организации составляет 100-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на момент уведомления Банка России об открытии филиала.Кредитные организации, открывающие филиалы, должны:- соблюдать требования федерального законодательства и нормативных актов Банка России;- являться в течение последних шести месяцев финансово устойчивыми;- располагать помещением для размещения филиала, отвечающим требованиям, изложенным в подпункте 3.1.1 Инструкции №75-И (помещение кредитной организации должно иметь охранно-пожарную и тревожную сигнализацию, а для осуществления кассовых операций - технически укрепленный в соответствии с требованиями Банка России кассовый узел);- представить для согласования на должности руководителей и главных бухгалтеров филиалов кандидатуры, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым Банком России в соответствии с федеральными законами.В случае если кандидат на должность руководителя (главного бухгалтера) филиала не в полной мере будет удовлетворять указанным выше требованиям, территориальное учреждение Банка России должно дать развернутое заключение о профессиональном соответствии кандидата по результатам собеседования (тестирования).Филиал кредитной организации должен иметь печать. В печати филиала кроме фирменного (полного официального) наименования и местонахождения кредитной организации должно быть указано наименование филиала и его местонахождение.Кредитная организация направляет уведомление об открытии филиала в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала и территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, либо только в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, если филиал открывается на территории, подведомственной тому же территориальному учреждению Банка России.Вместе с уведомлением кредитная организация направляет подлинные экземпляры:- положения о филиале, содержащего полное и сокращенное наименования филиала, а также перечень тех банковских операций и сделок, право на осуществление которых делегировано филиалу (в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, положение представляется в 4 экземплярах, в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала положение не представляется);- анкет кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера филиала (2 экземпляра) с приложением копий диплома или заменяющего его документа, заверенных кредитной организацией (направляются в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала).В случае если кандидаты на должности руководителей и главного бухгалтера филиала получили образование за границей Российской Федерации или являются иностранными гражданами, в территориальное учреждение Банка России должны быть представлены документы, указанные в подпункте 3.1.8 Инструкции №75-И (заключение федерального органа исполнительной власти по вопросам профессионального образования о соответствии зарубежных документов об образовании российским дипломам о высшем юридическом или экономическом образовании и копии документов, полученных в соответствии с Указом Президента РФ № 2146 “О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы” от 16.12.93г., подтверждающих право на осуществлении трудовой деятельности на территории РФ);- автобиографий кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера филиала (2 экземпляра) (направляются в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала);- копии платежного документа об оплате сбора за открытие филиала.Территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала в двухнедельный срок с момента получения уведомления рассматривает представленные документы, согласовывает кандидатуры руководителей и главного бухгалтера филиала, дает заключение о соответствии помещения, в котором располагается филиал, требованиям Банка России. По результатам рассмотрения указанных документов территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала направляет свое заключение в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации. К положительному заключению прилагаются 1 экземпляр анкет кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера филиала с отметкой о согласовании и по 1 экземпляру их автобиографий.При выявлении нарушений требований федерального законодательства и (или) нормативных актов Банка России, препятствующих открытию филиала, территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала информирует кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, о необходимости выполнения кредитной организацией требований Банка России для начала осуществления деятельности филиалаПосле получения положительного заключения от территориального учреждения Банка России по месту открытия филиала территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, при условии соответствия положения о филиале требованиям федеральных законов, нормативных актов Банка России, уставу и лицензии кредитной организации согласовывает положение о филиале и делает на титульном листе положения соответствующую запись. В течение одного месяца со дня получения уведомления кредитной организации об открытии филиала территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, направляет в Банк России заключение об открытии кредитной организацией филиала.К заключению прилагается копия платежного документа об оплате сбора за открытие филиала.Банк России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности) после получения заключения территориального учреждения Банка России об открытии кредитной организацией филиала в течение десяти рабочих дней присваивает филиалу порядковый номер, вносит сведения о филиале в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и сообщает об этом кредитной организации и территориальным учреждениям Банка России.Филиал кредитной организации вправе начать осуществление деятельности с даты внесения записи о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера.Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, получив указанное сообщение Банка России (Департамента лицензирования банковской и аудиторской деятельности), на следующий рабочий день направляет по одному экземпляру согласованного положения о филиале в адрес территориального учреждения Банка России по месту открытия филиала, в адрес кредитной организации, открывшей филиал, и в адрес филиала.При не уведомлении кредитной организацией территориальных учреждений Банка России об открытии филиала либо открытии на имя филиала счета до получения сообщения Банка России о присвоении филиалу порядкового номера территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, вправе применить к кредитной организации санкции в соответствии со статьей 75 Федерального закона № 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала; потребовать от кредитной организации замены руководителей; изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами) (раздел 2, глава 11 инструкции ЦБ РФ № 75-И.§ 5. Порядок открытия и регистрации представительства кредитных организации на территории РФ.Представительство кредитной организации создается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом, в целях представления и защиты ее интересов на определенной территории. Для осуществления своей деятельности представительству открывается текущий счет.Кредитная организация в десятидневный срок с даты начала деятельности представительства обязана направить 2 экземпляра уведомления об этом в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение Банка России по месту открытия представительства.К уведомлению прилагается утвержденное органом управления кредитной организации, которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом, положение о представительстве (по одному экземпляру для каждого указанного выше территориального учреждения Банка России).Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, открывающей представительство, в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления об открытии представительства ставит на 1 экземпляре данного уведомления штамп, подтверждающий внесение сведений о представительстве в реестр представительств кредитных организаций, и направляет его с сопроводительным письмом в Банк России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности).Банк России (Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности) на основании полученной информации о представительстве делает соответствующую запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций (раздел 2, глава 10 инструкции ЦБ РФ № 75-И.§ 6. Порядок открытия внутренних структурных подразделений кредитной организации (филиала) на территории РФ.Кредитная организация (филиал) может также открывать внутренние структурные подразделения вне местонахождения кредитной организации. К внутренним структурным подразделениям относятся дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты (раздел 2, глава 9 инструкции ЦБ РФ № 75-И).Операционная касса вне кассового узла кредитной организации (филиала) открывается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено ее уставом.Операционная касса вне кассового узла филиала кредитной организации может открываться по решению руководителя филиала, если ему предоставлено такое право.Об открытии операционной кассы вне своего кассового узла (кассового узла филиала) кредитная организация (филиал) уведомляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), и территориальное учреждение Банка России по месту открытия операционной кассы.Территориальное учреждение Банка России по месту открытия (нахождения) операционной кассы в течение двух недель с даты получения уведомления о ее открытии либо сообщения об изменении ее местонахождения (почтового адреса) проводит проверку оборудования операционной кассы вне кассового узла на соответствие требованиям Банка России к его устройству и технической укрепленности, по результатам которой направляет кредитной организации (филиалу) заключение о возможности начала осуществления операций.Дополнительные офисы кредитной организации (филиала) открываются по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено ее уставом.Дополнительный офис филиала кредитной организации может открываться по решению руководителя филиала, если ему предоставлено такое право.Дополнительный офис кредитной организации (филиала) может осуществлять банковские операции, которые предусмотрены лицензией на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации, или Положением о филиале.При осуществлении дополнительным офисом кредитной организации (филиала) кассового обслуживания клиентов его кассовый узел оборудуется в соответствии с требованиями Банка России.Порядок работы с ценностями в дополнительном офисе кредитной организации (филиала) аналогичен порядку, установленному для кредитных организаций (их филиалов) Банком России.Об открытии дополнительного офиса, осуществляющего кассовое обслуживание клиентов, кредитная организация (филиал) уведомляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение Банка России по месту открытия дополнительного офиса.Территориальное учреждение Банка России по местонахождению дополнительного офиса в течение двух недель с даты получения уведомления о его открытии либо сообщения об изменении его местонахождения (почтового адреса) проводит проверку кассового узла дополнительного офиса на соответствие его требованиям Банка России к устройству и технической укрепленности, по результатам которой направляет кредитной организации (филиалу) заключение о возможности начала осуществления операций. Дополнительный офис кредитной организации (филиала) вправе осуществлять кассовые операции только при наличии положительного заключения территориального учреждения Банка России по итогам проверки.Об открытии дополнительного офиса, не осуществляющего кассовое обслуживание клиентов, кредитная организация (филиал) уведомляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение по месту открытия дополнительного офиса с момента открытия.Создаваемые кредитной организацией (филиалом) дополнительные офисы могут располагаться только на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала).Согласование с Банком России кандидатур на должности руководителей дополнительных офисов кредитной организации (филиала) не требуется.Операции, осуществляемые дополнительными офисами кредитной организации (филиала), должны отражаться в ежедневном балансе кредитной организации (филиала).Дополнительный офис не может иметь отдельного баланса и открывать счета для осуществления операций.По содержанию данной главы можно сделать следующие выводы:Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован законодательством Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России.В настоящее время действующим законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими и юридическими лицами при создании кредитных организаций. При регистрации кредитной организации и согласовании изменений в ее уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей кредитных организаций и их материально-техническому оснащению. Банковское право: Учебник / Отв. Ред. Эриашвили Н.Д. - М. 2000Глава 3. Актуальные проблемы и пути их решения.В качестве основных проблем можно выделить следующие:низкий уровень банковского капитала;значительный объем невозвращенных кредитов;высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;недостаточная жесткость надзорных требований;недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства. Если проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является - низкое качество управления, когда российские кредитные организации не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию. Это и послужило основной причиной кризиса 17 августа 1998 года, когда кредитная система России дала трещину. И хотя многие руководители поспешили свалить вину на государство, но именно недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками, в первую очередь - валютными и кредитными, в недостаточности капитала и чрезмерном увлечении операциями на финансовом рынке, в том числе и чисто спекулятивными, в ущерб более трудоемкой и часто менее прибыльной работе с реальным сектором экономики, и повлекло за собой катастрофу.Также необходимо отметить, что к первопричинам, вызвавшим падение банков и иных кредитных организаций, относятся и внутренние «болезни». Это, прежде всего «синдром большого бизнеса»: крайне централизованный и разбухший управленческий аппарат, всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных повседневных решений, рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений и передача возникающих проблем из одного отдела в другой и обратно. Окончательные решения откладываются до бесконечности, т. к. каждый администратор стремиться избежать ответственности. Еще одной распространенной «болезнью» является «синдром молодости». Ему подверженным молодежные коллективы, сформированные, как правило, без учета социально-психологических особенностей. Постепенно российская кредитная система приходит в равновесие, но надеется на то, что она сама по себе реструктурируется под действием рыночных механизмов и в нужную для национальных интересов России сторону, не приходится. Банку России придется создавать соответствующие механизмы и запускать их в действие, в нужном направлении.Теперь можно говорить о завершении первого этапа реструктуризации кредитной системы, в результате которой восстановлена способность системы оказывать базовый комплекс услуг. Можно отметить определенно положительные тенденции (рост капиталов и активов банковской системы), наметившийся в деятельности кредитных организаций. В тоже время для полной нормализации дел в кредитной системе потребуется достаточно длительное время. Кроме того, надо оценивать имеющиеся положительные тенденции весьма осторожно и критически, не преувеличивая их значение. Общее число кредитных организаций за год сократилось с 2481 до 2376 (на 4,2%), а действующих - с 1476 до 1349 (на 8,6%). При этом лицензий лишалась треть крупнейших банков. Так заметно сократилась филиальная сеть кредитных банков. Следует отметить, что не оправдались прогнозу об уходе иностранного банковского капитала из России. Напротив, в последнее время, характеризовался расширением присутствия иностранного капитала в российском банковском секторе. Объем иностранных инвестиций в уставные капиталы российских банков увеличился за этот период на 6,8 млрд. рублей или в 3 раза. Создание благоприятных условий для рекапитализации банков, а так же проведение политики по отзыву лицензий у банков с отрицательным капиталом позволило создать фундамент для роста капитала банковской системы. Произошло существенное сокращение числа проблемных организаций на 17,5% от общего числа действующих кредитных организаций.Несмотря на отмеченный номинальный рост капитала в банковской системе в реальном исчислении (с учетом инфляции) составляет всего 46% предкризисного уровня. Важной причиной невысокой активности банков является отсутствие у них долгосрочных привлеченных ресурсов, что прежде всего связано с низким доверием к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков. В таких условиях банковская система не способна эффективно выполнять функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции.Необходимо отметить, что пока Банку России и его территориальным учреждениям лучше удается справляться с функциями контроля за соблюдением отдельных банковских норм, чем с задачей оценки реального финансового состояния каждого банка и перспектив его финансовой устойчивости. Зачастую работа надзорных органов сводится к формальному применению наиболее простых мер воздействия. При этом наиболее серьезную озабоченность вызывает работа по надзору за проблемными банками.По-прежнему многие кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые проблемы, имеют возможность расширять свою деятельность, открывая филиалы. Сохраняется целый ряд проблем, связанных с организацией ликвидационных процедур в отношении кредитных организаций с отозванными лицензиями. Нередки случаи затягивания процесса ликвидации кредитных организаций (конкурсными управляющими, председателями ликвидационных комиссий). Отсутствует активная работа конкурсных управляющих по взысканию дебиторской задолженности. Банк России в ходе решения вопросов по ускорению ликвидационных процедур сталкивается с проблемами, носящими системный характер: несовершенство федерального законодательства, низкая эффективность судебно-исполнительного производства, отсутствие четкой координации деятельности судебных и правоохранительных органов при контроле за проведением ликвидационных процедур. В то же время необходимо искать пути их решения посредством активизации работы постоянно действующих рабочих комиссий с лицами, отвечающими за ликвидацию банков.То есть надзорный орган как на уровне центрального аппарата, так и на местах должен занимать более активную и принципиальную позицию в решении проблем каждого конкретного банка.Задачей следующего этапа реструктуризации является формирование устойчивой банковской парабанковской систем и системы регулирования на основе апробированных в международной практике подходов. Необходимым условием развития банковского сектора в данном направлении является сохранение и укрепление рыночных механизмов функционирования экономики и финансовой сферы. Также принципиально важно для восстановления развитие операций с реальной экономикой при адекватном управлении рисками, присущими такого рода операциям.Основными направлениями в данной области должны стать совершенствование правовой базы, развитие систем банковского надзора и отчетности, обеспечение качественно нового уровня транспарентности банков на основе внедрения международных стандартов финансовой отчетности. (МСФО).Предполагается так же установить требования к квалификации и деловой репутации кандидатов на ответственные должности в кредитные организации, уточнить процедуру согласования указанных кандидатур. Дополнения к существующему порядку предусматривают введение запрета на совмещение руководящих должностей в нескольких кредитных организациях. Требуется продолжение работы по совершенствованию порядка формирования резервов на возможные потери. Предполагается расширить состав инструментов, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери, на основании мотивированного суждения об уровне риска с последующим контролем со стороны надзорного органа.Назрела острая необходимость комплексной переработки системы банковской отчетности - повышение информативности как для целей контроля за соблюдением банками пруденциальных норм, так и для потребностей финансового анализа. Таким образом мы видим, что еще нужно сделать очень многое для дальнейшего развития и поддержания на должном уровне кредитной системы. И это развитие будет зависеть не только от Банк России, но и от руководителей кредитных организаций. Егоров С. Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления. //Деньги и кредит. - №4, 2002г.
Заключение.
Итак, по результатам исследования, можно сделать вывод, что:
Во-первых, банковская система РФ является двухуровневой: на первом уровне располагается Центральный Банк (Банк России), а на втором - широкая сеть коммерческих банков и кредитных учреждений.
Двухуровневая банковская система Российской Федерации имеет как несомненные достоинства, так и недостатки.
К достоинствам можно отнести то, что:
ЦБР обладает реальными рычагами координации и регулирования деятельности банков и кредитных организаций;
банковская система предполагает многообразие банковских учреждений, свободу в проведении кредитной и процентной политики;
банковская система базируется на простых отношениях - определении финансового состояния хозяйствующего субъекта, ликвидности его баланса, предоставления кредита при условии получения заемщиком средней нормы прибыли.
Недостатками являются:
затруднение контроля над денежной массой; ограничение свободы деятельности банков и кредитных учреждений;
ошибки в политике Банка России будут иметь огромную цену для банковской системы и экономики в целом.
Во-вторых, кредитная система Российской Федерации окончательно сформировалась и постепенно отходит от августовского кризиса 1998 года.
В-третьих, банковская и кредитная системы зависимы между собой. Развитие одной не может быть без развития другой, а значит: от уровня развитости банковской системы зависит уровень развитости коммерческой системы.
В-четвертых, главной проблемой кредитной системы РФ является отсутствие четко отлаженного механизма кредитования, ввиду отсутствия единой методологической и информационной базы;
В-шестых, в России слабо развиты небанковские кредитные учреждения, вследствие этого существует так называемая монополия коммерческих банков на кредиты.
Устойчивость кредитной системы Российской Федерации и рост ее качественных показателей должны является приоритетными целями для нашего государства, так как без четко отлаженного механизма кредитования не возможно устойчивое развитие экономики страны.
Как мы видим развитие кредитной системы России очень противоречиво и проблемно.
Да, кризис 1998 года нанес сильный удар, но он, в какой то мере, помог разобраться с проблемами. Сейчас только от самих банков зависит выход на более высокие параметры качества и надежности функционирования. Т. е. пока государство еще только анализирует перспективы развития, сами руководители уже принимают решительные шаги.
Подводя итог в работе, мне хотелось бы закончить таким вопросом: насколько стратегия, разработанная Банком России и Правительством по стабилизации и реструктуризации, объективно отражает действительные национальные интересы?
Литература.
Федеральный закон № 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 № 65-ФЗ, от 27.12.95 № 210-ФЗ, от 27.12.95 № 214-ФЗ, от 20.06.96 № 80-ФЗ, от 27.02.97 № 45-ФЗ, от 28.04.97 № 70-ФЗ, от 04.03.98 № 34-ФЗ, от 31.07.98 № 151-ФЗ, от 08.07.99 № 139-ФЗ)
Федеральный закон № 395-1 “О банках и банковской деятельности в РСФСР от 02.12.90г. (в ред. Федеральных законов от 03.02.96 № 17-ФЗ,от 31.07.98 № 151-ФЗ, от 05.07.99 № 126-ФЗ, от 08.07.99 № 136-ФЗ).
Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” от 02.12.1990 № 395-1 в ред. ФЗ от 08.07.1999 №136-ФЗ.
Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 02.12.1990 № 139-ФЗ.
Положение ЦБ РФ “Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения” от 30.12.1997 № 12-П.
Положение ЦБ РФ “Об уполномоченных представителях Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в кредитных организациях” от 29.03.1999 № 73-П.
Положения ЦБ РФ “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации” от 02.04.1996 (в редакции Указаний Центрального Банка от 25.03.99 № 528-У).
Банки и банковские операции. /Под ред. Жукова Е. Ф. - М.: 1997г.