Рефераты

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

67

Дипломная работа.

Гражданско - правовое положение несовершеннолетних граждан в РФ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1-7

1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1. Исторические аспекты правового положения детей

8-11

1.2.Международное и российское правовое регулирование положения детей

11-23

1.3. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан

23-31

2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Проблема правоспособности и дееспособности в гражданской правосубъектности несовершеннолетних.

32-37

2.1. Проблема эмансипации

37-40

2.2. Семейное законодательство РФ о проблеме основных прав несовершеннолетних

40-55

2.3. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними

55-63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

63-67

БИБЛИОГРАФИЯ

67-70

ВВЕДЕНИЕ

В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Однако, дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних. только 15% детей в России относительно здоровы.

Изменения в экономической и социальной жизни России породили обстоятельства, которых не было ранее или которые не проявлялись так отчетливо, как сейчас. Они непривычны для российских граждан, непривычны и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, т. е. на будущее России. Речь идет о следующих факторах:

· радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;

· отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей, переход к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;

· возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми отраслевыми законами, между законами и юридической практикой;

· противоречия между законами, практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) молодого поколения страны, даже в младших возрастных подгруппах, - с другой.

Современная морально-нравственная проблематика не находит у нас достаточного выражения. Отсюда, наверное, принятие не совсем нравственных решений. Законам следует проходить экспертизу специалистов с точки зрения соответствия правовых норм нормам морали. В правотворчестве же сейчас скорее выделяется целесообразная сторона.

В подтверждение этому можно привести слова Президента В.В.Путина, сказанные им в Послании Федеральному собранию 3 апреля 2001 г. : "… сегодня наша нормативно-правовая база, с одной стороны, избыточна, с другой - неполна. Законов принято даже слишком много. Многие из них дублируют друг друга, но в целом ряде случаев - так и не решают поставленных задач, поскольку приняты под давлением узких - групповых или ведомственных - интересов.      Кроме того, много раз отмечалось: любой закон должен быть обеспечен - и организационно, и материально".

За 90-е годы государством сделан шаг вперед в направлении укрепления правовой защиты детства.

Новые Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы Российской Федерации; Федеральные законы России ("Об образовании", "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О рекламе" и др.), безусловно, повысили уровень правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой. Раннее включение подростков в трудовую деятельность, в самостоятельную семейную жизнь вступает в противоречие с запретами для них в области досуга, с профилактическими предписаниями и методами, имеющимися в законе "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" . И этих противоречий немало.

Сложным всегда бывает столкновение закона и практики. Именно это и произошло с подростками, работающими в частном секторе экономики. В печати не раз поднимался вопрос о том, что частный бизнес не следует нормам российского трудового законодательства, создавая "свои нормы" труда и поведения. К сожалению, более всего это относится к труду в этом секторе именно несовершеннолетних.

Если соотнести факт расширения нормативно-правовой базы, касающейся положения несовершеннолетних с данными статистики, приведенной ниже в моей работе, возникает много вопросов и один из самых актуальных - что нужно сделать, чтобы закон работал ?

Законодательство об охране детства еще достаточно молодо, нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Для определения путей его развития необходим детальный анализ существующей нормативной базы, практики применения законов, выполнения целевых программ.

Среди литературы, имеющей отношение к гражданско-правовому положению несовершеннолетних, значительное место занимает Гражданский Кодекс РФ, комментарии законов, способствующие развитию практики применения норм права. Среди авторов: Гуев А.Н.- автор постатейного научно-практического комментария норм ГК РФ и Мурзин Д.В. - составитель постатейных приложений судебной практики к ГК РФ.

Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.

Значение рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия становясь на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения к международно-правовым документам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения.

Изучение нового Гражданского и Семейного кодексов РФ в целом, а также проблем определения дееспособности и, особенно, эмансипации в гражданском процессе послужили причиной выбора данной темы. По моему мнению, проблематика несовершеннолетних, как особой категории граждан, будет актуальной в рамках совершенствования законодательства и проводимой судебной реформы. Здесь имеется широкое поле для интересного научного поиска в целях совершенствования и практического приложения полученных знаний.

Целый ряд работ посвящен вопросу правового положения несовершеннолетних. В своих работах авторы обращают внимание на необходимость урегулирования правового статуса ребенка, порядка осуществления им права на защиту, права выражать свое мнение, а также вопросу ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними.

Наиболее значимыми для своей дипломной работы считаю работы: С. Сорокина "Конвенция ООН о правах ребенка", в которой автор рассматривает проблемы правового положения несовершеннолетних в России с точки зрения международного права и статья этого же автора "Имущественные права ребенка", в которой он рассматривает вопросы имущественных прав детей и их защиты с точки зрения современного российского законодательства. С. Бушкина в работе "Эмансипация: проблемы и перспективы" определяет группы правовых последствий объявления лица полностью дееспособным, рассматривает практику применения эмансипации, как новеллы в отечественном законодательстве.

В работе Трунцевского Ю.В. и Сумачева А.В. "Права ребенка и секс-индустрия" поднимается проблема разлагающего воздействия на несовершеннолетних безнравственной продукции.

С. Полич в статье "Охрана прав несовершеннолетних при приватизации жилья" говорит о многочисленных нарушениях жилищных прав несовершеннолетних.

До последнего времени почти не проводились исследования по проблемам гражданско-правового положения несовершеннолетних, особенно в контексте современного гражданского и хозяйственного права. Пожалуй, наиболее полно эта проблема освещена в монографии Б.В.Зыкина "Предупреждение административных правонарушений несовершеннолетних граждан".

Важным источником изучения проблематики положения несовершеннолетних для меня явились материалы работы Комиссий по делам несовершеннолетних при администрации Псковской области и при администрации г. Острова и Островского района. Это - статистические данные и отчетные материалы, материалы судебной практики.

Цель данной работы состоит:

1. Сформулировать юридическое определение правового статуса несовершеннолетнего гражданина;

2. Выработать предложения по совершенствованию законодательства, посвященного гражданско-правовому положению несовершеннолетних.

Для достижения указанных целей необходимо:

1. изучить законодательство о правовом положении несовершеннолетних;

2. проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;

3. рассмотреть материалы судебной практики"

4. выявить проблемы и противоречия между отраслевыми законами и практикой, через изучение и сопоставление судебной практики.

И, таким образом, ответить на вопрос - каково же в настоящее время гражданско-правовое положение несовершеннолетних в нашей стране.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

1.1 Исторические аспекты правового положения детей .

Положение детей в России с древних времен определялось главенствующим положением отца в семье, т.е. на отцовской власти. Законность происхождения ребенка в древнерусские времена еще не имела решающего значения. При наличии у некоторых славянских племен многоженства и у большинства наложничества, главным было признание ребенка своим отцом.

С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители не имели, однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. Так по Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался лишь к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Домострой рекомендует в этом случае "биение жезлом и сокрушение ребер".(19, с. 63) Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648г. предписывало "бить их кнутом нещадно ".

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.

Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.

Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права, но особых изменений в положении детей не произошло. Правда, произошло некоторое смягчение власти родителей над детьми. Так, родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

Право родителей применять физические наказания так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. В Конце XIX в. за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы. За особо жестокое обращение с детьми родителям делалось внушение совестным судом за закрытыми дверями.

Родители по-прежнему могли использовать и публично-правовые меры против непокорных детей. Так, Уложение о наказаниях (ст.1953) разрешало по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям. (19, с.59)

Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестный суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких доказательств вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивалось, что они могут сказать в свое оправдание. Но если в их ответах содержалось что-либо, что могло квалифицироваться как "наветы на родителей" или "выражение непочтения", это только усугубляло вину детей.

Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением одного случая: православные родители могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей в иной вере. (19, с. 62)

Формальное существование столь сильной родительской власти постепенно перестает соответствовать общественным представлениям. Родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Воспитание состояло в приготовлении детей к определенной деятельности: определение сыновей на службу, а дочерей - замуж. Родители также должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями.

После совершения Октябрьской революции 1917 года семейное законодательство в целом и, касающееся прав детей в частности притерпело значительные изменения и в 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке. Законодательство о браке, семье и не смотря на все негативные моменты было прогрессивным для своего времени. Однако в условиях все усиливающейся реакции так не могло продолжаться долго. Так 8 июля 1944 года был принят Указ, мгновенно отбросивший наше законодательство на столетие назад. По этому Указу запрещалось установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Ни добровольное признание отцовства, ни отыскание его в судебном порядке более не допускалось. Не возникало и права на получение алиментов от фактического отца. Соответственно ущемлялись права детей, рожденных вне брака. Эти меры прикрывались лишенными всякого основания заверениями, что права внебрачных детей не нарушаются, так как заботу о них берет на себя социалистическое государство. Однако, во-первых: мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты. Во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Права детей нарушались и тем, что в свидетельство о рождении ребенка в графе "отец" ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение ребенка, и, хотя формально права внебрачных детей и детей, рожденных в браке, признавались равными, на практике это нередко приводило к дискриминации.

К 60-м годам в теории гражданского и семейного права произошли серьезные изменения и в 1968 году были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза ССР, на основании которых были разработаны семейные кодексы союзных республик.

30 июля 1969 года был принят Кодекс о семье и браке РСФСР. Современное правовое регулирование положения несовершеннолетних в России будет рассмотрено в параграфе 3 данной главы.

1.2. Международное и российское правовое регулирование положения детей.

Конвенция ООН о Правах ребенка.

Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, кото-рые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государ-ства. Однако действительность не оправдала этих на-дежд, особенно в России. Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха -- таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это про-исходило на фоне принципиально новых идеологи-ческих установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призываю-щую мужчин и женщин всего мира создавать для ре-бенка условия для его нормального духовного, физи-ческого развития.

Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Дет-ский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естествен-ной и основной ячейки общества, со стороны обще-ства и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декла-рации посвящался праву на особое попечение и по-мощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: "Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой". (3,с.38) В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где по-вторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. А ст. 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более ши-роком плане рассматривалась забота о "несамостоя-тельных детях и их воспитании". Здесь же обраща-лось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

Но все это лишь отдельные фрагменты из между-народных документов, в центре внимания которых находились права человека, в том числе и ребенка, чья охрана несомненно имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовер-шеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них -- равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рожде-ния или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только переч-ислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту -- особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и экс-плуатации), но и выделялись в качестве самостоятель-ных положения, касающиеся его воспитания в семье. В тексте принципа шестого Декларации говорилось:

"Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он дол-жен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности". Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключи-тельные обстоятельства, быть разлучаем со своей ма-терью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую за-боту о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Каждая фраза из текста этой Декларации -- прообраз буду-щей Конвенции о правах ребенка в части, касающей-ся его воспитания в семье, а также главы 11 совре-менного Семейного кодекса Российской федерации, посвященной правам несовершеннолетних детей.

После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН "О правах ребенка" (12, с.955) Свое продол-жение она нашла во Всемирной Декларации об обес-печении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декла-рации об обеспечении выживания, защиты и разви-тия детей в 90-е годы.

Если оценивать Конвенцию "О правах ребенка" с точки зрения ее значения для пра-вового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений об-щего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего.

Общие положения Конвенции "О правах ребенка" в свою очередь можно разделить на сугубо деклара-тивные, составляющие ее преамбулу. Эти положения еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного воспитания. Их духом прони-заны правила, имеющие конкретное содержание. (24, с.38)

Вместе с тем эта Конвенция предлагает ряд прин-ципиально важных формулировок. Сюда входит, на-пример, определение понятия "ребенок", которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимо-му к данному ребенку, он не достигает совершенно-летия ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употреб-ляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодек-сах -- несовершеннолетний.

Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.

Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходи-мости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направлен-ность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).

В нем обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление пред-усмотренных законом прав и обязанностей по отно-шению к ребенку, предлагается организованная сис-тема контроля за соблюдением всех прав детей, пред-усматривается контроль за выполнением государст-вом-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государст-вам-участникам принимать необходимые законода-тельные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка.

Таков перечень общих, но уже не декларируемых, целенаправленных положений Конвенции "О правах ребенка", имеющих прямое отношение к его правам в семье. Данный перечень определяет характер, содер-жание законопроектной работы, правоприменительной практики, когда приходится иметь дело с правами ребенка, предусмотренными семейным законодатель-ством. И, наконец, давая общую характеристику Кон-венции "О правах ребенка", следует обратить внима-ние на форму выражения государствами -- ее участ-никами своей воли путем использования глаголов: уважают, обеспечивают, принимают все необходимые (возможные) меры, обязуются, признают, добиваются, стремятся содействовать. Другими словами, при обес-печении прав ребенка Конвенция не обезличивает га-ранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет -- государство. Степень и форма его учас-тия определяется характером охраняемого права.(24, ст.39)

При этом имеются в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользова-ние наиболее совершенными услугами здравоохране-ния и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование благами социального обеспече-ния, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязатель-ное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или слу-жить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умствен-ному, духовному, моральному и социальному разви-тию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сек-суальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Богатство содержания Конвен-ции, разнообразие предусмотренных ею прав позво-ляет лишний раз убедиться в их комплексном харак-тере, требующем применения мер защиты с помощью не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по со-стоянию на 1999 год).

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.

Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

Несовершеннолетние должны лишаться своей свободы в соответствии с принципами и процедурами, установленными в настоящих Правилах и в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах). Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого периода времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности его или ее досрочного освобождения.

Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества.

Важнейшим требованием Правил является требование о беспристрастном применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.

Защита индивидуальных прав несовершеннолетних с уделением особого внимания законности мер по задержанию должна обеспечиваться компетентной судебной властью, а цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения.

Правила применяются в контексте экономических, социальных и культурных условий каждого государства-участника.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. (Минская Конвенция)

Государства-члены Содружества Независимых Государств, исходя из стремления обеспечить гражданам и лицам других государств СНГ, проживающим на их территориях, такой же правовой защиты, как и собственным гражданам по гражданским, семейным и уголовным делам приняли Конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам". (2,с. 72)

Минская конвенция в отношении правового положения несовершеннолетних определяет взаимоотношения стран-членов СНГ в:

· правоотношении родителей и детей;

· порядок принятия мер по опеке и попечительству;

· порядок передачи опеки или попечительства; усыновление и т.д.

Таковы, в самых общих чертах, положения между-народного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.

Вместе с тем в общем массиве документов, имеющих международное значение и предназначенных для не-совершеннолетних детей, Конвенция "О правах ре-бенка" занимает особое место. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Фе-дерация, она согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритетное значение.(Х, с. 15)

Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечелове-ческих проблем. Не случайно ее называют "Великой хартией вольности для детей", "Мировой Конститу-цией прав ребенка". Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое зна-чение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное пред-ставление о подчиненном положении несовершенно-летнего в семье.

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в Российском законодательстве регулируется: международными правовыми актами, краткая характеристика которых дана выше, а также Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.

Основы правового статуса личности в целом и ребенка в частности в Российской Федерации закреп-лены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Россий-ской Федерации" других законодательных актах Российской Федера-ции и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус лич-ности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. (4, с. 23) Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособ-ной личности, инвалида, пенсионера).

Гражданский кодекс Российской Федерации принятый 21 октября 1994 года определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличии от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу -несовершеннолетние от 14 до 18 лет.(5, с.61) Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (занимаются предпринимательством, участвуют в производстве и т.д.), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел новеллу - эмансипация. (5, с. 62) Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики.

Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 1996 года в ст. 1 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся по защитой государства. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например по сравнению с Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям. Подтверждением этому является содержание гл.11 Кодекса "Права несовершеннолетних детей". Так, в частности, гл. 11 Кодекса особо выделяет имущественные права ребенка (право собственности на принадлежащее ему имущество, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом родителей при совместном проживании). Новшеством является норма о праве ребенка на защиту его законных прав и интересов ст.56 "Право ребенка на защиту" (7, с.20) и, что особенно важно - право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные га-рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Консти-туцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ре-бенка. (11, с.4)

Государство признает детство важным этапом жизни человека и ис-ходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патрио-тизма и гражданственности.

Указанный закон впервые определяет важнейшие в рассматриваемой сфере правоотношений понятия. Такие, например, как:

· ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

· дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

· дети, оставшиеся без попечения родителей;

· дети - инвалиды;

· дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

· дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катаст-роф, стихийных бедствий;

· дети из семей беженцев и вынужденных пере-селенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

· дети - жертвы насилия;

· дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в вос-питательных колониях;

· дети, находящиеся в специальных учебно-вос-питательных учреждениях;

· дети, проживающие в малоимущих семьях;

· дети с отклонениями в поведении;

· дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и кото-рые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Помимо вышеперечисленных, ряд норм касающихся гражданско-правового положения несовершеннолетних содержится и во многих других законодательных актах РФ.

Например, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права несовершеннолетних членов семьи военнослужащего на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно; получение медицинской помощи в военных лечебных учреждениях и т.д., устанавливает льготы при поступлении военные образовательные учреждения.

Федеральный Закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" определяет право несовершеннолетних граждан на жилые помещения. (14, с. 234)

1.3 Общая характеристика правового статуса несовершенно-летних граждан.

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершен-нолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреп-лены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Россий-ской Федерации" других законодательных актах Российской Федера-ции и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус лич-ности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособ-ной личности, инвалида, пенсионера).

Конституция России провозглашает равенство прав и свобод челове-ка и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обще-ственным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает лю-бые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. (4, с. 11)

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты