Рефераты

Гражданско-правовое регулирование обязательств договоров международной поставки товаров, опирающихся на правила Инкотермс-2000

p align="left">В обязанности продавца входит таможенная очистка товара для экспорта.

Расходы по выгрузке товара в пункте назначения несет покупатель.

Следует помнить, что, так же как и при условии СИФ, продавец при отсутствии специальных указаний от покупателя (по умолчанию), будет страховать товар на минимальных условиях, то есть если покупатель своевременно не сообщит ему конкретный страховой случай, от которого должен быть застрахован груз, он будет застрахован на условиях 110% («свободен от частной аварии»).

Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика (например, на складе перевозчика в пункте отправления).

Покупатель обязан своевременно сообщить продавцу пункт назначения и нести риски гибели или повреждения груза, а также дополнительные расходы во время транспортировки, то есть с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика.

Базис СИП, как отмечалось, применим для любых способов перевозки, включая смешанную.

9. Поставлено на границе - ДАФ

(... в обозначенном месте на границе)

DAF - Delivered At Frontier

(... named place)

По данному условию продавец обязан поставить неразгруженный товар, очищенный для экспорта, в распоряжение покупателя в согласованный в контракте срок в согласованный пункт (место) на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной (принимающей) страны.

При этом под термином «граница» понимается любая граница, включая и границу страны назначения (экспорта). В этой связи крайне важно, чтобы данная граница была точно определена путем указания на конкретный географический (пограничный) пункт, то есть в контракте необходимо точно оговаривать наименование переходного (пограничного) пункта (или пунктов) на соответствующей границе (например, «погран-переход Лужайка на российско-финской границе»).

Данный базис предназначен для применения при поставках товара, по железной дороге или автодорожным транспортом, то есть когда товар поставляется до сухопутной границы.

Продавец обязан передать покупателю обычный транспортный документ (складской варрант, доковый варрант, деливери-ордер), обеспечивающий посредством индоссамента (передаточной надписи) передачу товара покупателю или его приказу на границе. Транспортный документ может быть сквозным, то есть покрывающим весь путь следования груза - от пункта отправления до пункта назначения, названного покупателем. В этом случае продавец по просьбе покупателя (за его счет и риск) представляет последнему сквозной транспортный документ.

Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя с момента передачи товара в его распоряжение в согласованном пункте поставки на границе.

В обязанности покупателя входит принятие товара в обозначенном месте поставки на границе, расходы по выгрузке товара по его прибытии в указанный пограничный пункт, а также все расходы и риски по дальнейшей транспортировке товара.

Если стороны хотят, чтобы продавец взял на себя расходы по выгрузке товара с прибывшего транспортного средства и нес все риски и расходы за такую разгрузку, это должно быть специально оговорено в контракте.

Если поставка будет иметь место в порту назначения на борту судна или на пристани, следует применять базисы DES и DEQ.

10. Поставлено на судне - ДЕС

(...в обозначенном порту назначения)

DES - Delivered Ex Ship

(... named port of destination)

При этом условии продавец несет те же расходы по доставке товара, что и при условии КАФ/СФР, но при этом несет риски не до порта отправления (погрузки), а до порта назначения (как термин из группы «Д»). Он обязан за свой счет в установленный в контракте срок доставить товар в согласованный порт назначения и предоставить его в распоряжение покупателя на борту судна в обычном пункте разгрузки (обычно - на грузовом причале) таким образом, чтобы была возможность переместить товар с судна разгрузочными средствами, соответствующими характеру товара.

Расходы по выгрузке товара и по его очистке для импорта несет покупатель.

Продавец должен своевременно известить покупателя о предполагаемой дате прибытия судна и представить ему соответствующий документ, необходимый для того, чтобы покупатель мог принять поставку товара (коносамент). На практике имеют место случаи, когда товары, проданные нескольким покупателям, перевозятся по одному коносаменту. В таких случаях оформляются «деливери-ордера» и производится разбивка коносаментной партии груза. Капитан судна получает указание о выдаче отдельных партий груза держателем таких «деливери-ордеров», называемых иногда «долевыми коносаментами».

Таким образом, продавец несет все риски и расходы, падающие на товар до момента, когда он был предоставлен в распоряжение покупателя на борту судна в согласованном порту назначения до выполнения таможенных формальностей.

Если стороны хотят, чтобы расходы и риски по выгрузке товара нес продавец, необходимо применить базис ДЕК.

Данное условие используется только при морских перевозках и перевозках внутренним водным транспортом.

11. Поставлено на пристани - ДЕК

(с оплатой пошлины)

(...в обозначенном порту назначения)

DEQ - Delivered Ex Quay Duty Paid

(... named port of destination)

По данному условию поставки продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на причале (пристани) в согласованном в контракте порту назначения в обусловленный в контракте срок.

Продавец несет те же расходы, что и при ДЕС, то есть все расходы по доставке товара в порт назначения + расходы по выгрузке товара и расположению его на причале (пристани). Продавец должен также за свой счет представить покупателю документы, необходимые для того, чтобы покупатель мог принять поставку товара и вывезти его с пристани.

По Инкотермс-2000 продавец не несет расходов по импортной очистке товара, которые оплачивает покупатель (ранее эти расходы оплачивал продавец). Таким образом базис ДЕК в этом отношении теперь уравнен с термином ДЕС.

Если стороны заинтересованы в том, чтобы продавец взял на себя все или часть расходов по импорту товара, это должно быть четко оговорено в контракте (например: «расходы по оплате импортных пошлин, налогов и сборов несет продавец»).

Таким образом, при стандартном толковании ДЕК по Инкотермс, покупатель начинает рисковать гибелью груза с момента, когда он предоставлен в его распоряжение на пристани в согласованном порту назначения.

Данное условие применимо только при морских перевозках и перевозках внутренним водным транспортом.

Если стороны намерены включить в обязанности продавца риски и расходы, связанные с перемещением товара с причала в другое место (на склад, терминал и т. д.) в порту либо за его пределами, следует применять условия ДДУ и ДДП.

12. Поставлено без оплаты пошлины - ДДУ

(...в обозначенном месте назначения)

DDU - Delivered Duty Unpaid

(... named place of destination)

По данному БП продавец обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в поименованном месте в стране импорта. Продавец несет все расходы и риски до момента фактической поставки товара в обусловленное место и в согласованный в контракте срок.

При этом он не оплачивает пошлины, налоги сборы и другие официальные платежи, уплачиваемые при импорте, а также расходы и риски по выполнению таможенных формальностей, которые являются обязанностью покупателя. Покупатель также оплачивает дополнительные расходы и несет риски, вызванные несвоевременным проведением таможенной очистки товара для импорта.

Если стороны хотят, чтобы продавец взял на себя часть расходов по импортной очистке товара, это должно быть специально оговорено в контракте.

Ответственность, риски и расходы за выгрузку/перегрузку товара в месте назначения зависит от того, под чьей ответственностью находится место поставки.

В соответствии с Инкотермс-2000 расходы по разгрузке прибывших транспортных средств на своем предприятии (например, складе) оплачивает покупатель, а в случае, когда поставка осуществляется не на предприятии покупателя, она считается завершенной после погрузки (перегрузки) товара на транспортное средство покупателя. Аналогичным образом этот вопрос решается при поставках на условии ДДП.

Данный базис может применяться независимо от вида транспорта, однако, если поставка осуществляется на борту судна или на пристани в порту назначения, следует применять базисы ДЕС и ДЕК.

13. Поставлено с оплатой пошлины - ДДП

(... в обозначенном месте назначения)

DDP - Delivered Duty Paid

(... named place of destination)

По данному условию продавец должен предоставить товары в распоряжение покупателя в поименованном месте назначения в стране импорта.

Продавец несет все риски, расходы по доставке товаров в согласованное место назначения, как и при ДДУ, но при этом дополнительно несет расходы по очистке товара для импорта. Таким образом, он оплачивает пошлины, налоги и другие сборы, связанные с поставкой товаров в страну импорта, то есть предоставляет покупателю товар, очищенный для импорта. Продавец передает покупателю документ, чтобы тот мог принять товар (транспортный документ - накладную или складское свидетельство).

Как и при ДДУ, продавец за свой счет и за свой риск заключает договор перевозки или использует собственные транспортные средства.

Аналогично базису ДДУ по Инкотермс-2000 расходы по разгрузке прибывших транспортных средств на своем предприятии (например, складе) несет покупатель, а если поставка осуществляется не на предприятии покупателя, она считается завершенной после погрузки (перегрузки) товара на транспортное средство покупателя (то есть расходы по этой погрузке/перегрузке несет продавец).

Таким образом, если при базисе EXW обязанности продавца по доставке товара и, соответственно, внешнеторговая цена, являются минимальными, условие ДДП предполагает максимальные обязанности продавца и максимальную цену.

Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя с момента передачи товара в его распоряжение в согласованном пункте назначения в стране ввоза с учетом тех моментов, о которых говорилось выше.

Обычно условие ДДП применяется, когда речь идет о поставке товара на склад покупателя.

Данный базис не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии.

Если стороны договорились исключить из обязанностей продавца некоторые расходы, уплачиваемые при импорте (такие, как налог на добавленную стоимость - НДС/VAT), это должно быть четко оговорено в контракте (например, «Поставляется с оплатой пошлины без оплаты НДС» (в обозначенном месте назначения)).

Если стороны заинтересованы, чтобы покупатель взял на себя обязанности по таможенной очистке товара для импорта и оплачивал таможенные пошлины, следует применять базис ДДУ.

Данный базис может применяться независимо от вида транспорта, однако, когда поставка осуществляется на борту судна или на пристани в порту назначения, следует применять базисы ДЕС и ДЕК.

Глава 2. «Анализ практического применения Инкотермс-2000»

2.1 Анализ практического применения базисных условий поставки во внешнеторговом контракте согласно правилам Инкотермс-2000

Сфера действия Инкотермс-2000 ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются "материальные товары", исключая "нематериальные товары", такие как компьютерное программное обеспечение).

Наиболее часто в практике встречаются два варианта неправильного понимания Инкотермс-2000. Первым является неправильное понимание Инкотермс-2000 как имеющих большее отношение к договору перевозки, а не к договору купли-продажи. Вторым является иногда неправильное представление о том, что они должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор.

Инкотермс-2000 имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах.

В то время, как экспортерам и импортерам важно учитывать фактические отношения между различными договорами, необходимыми для осуществления международной сделки продажи - где необходим не только договор купли-продажи, но и договоры перевозки, страхования и финансирования - Инкотермс-2000 относятся только к одному из этих договоров, а именно договору купли-продажи.

Тем не менее, договор сторон использовать определенный термин имеет значение и для всех прочих договоров. Приведем лишь несколько примеров: согласившись на условия CFR или CIF, продавец не может выполнить этот договор любым иным видом транспорта, кроме морского, так как по этим условиям он должен представить покупателю коносамент или другой морской транспортный документ, что просто невозможно при использовании иных видов транспорта. Более того, документ, необходимый в соответствии с документарным кредитом, будет обязательно зависеть от средств транспортировки, которые будут использованы.

Во-вторых, Инкотермс-2000 имеют дело с некоторыми определенными обязанностями сторон - такими как обязанность продавца поставить товара в распоряжение покупателя или передать его для перевозки или доставить его в пункт назначения - и с распределением риска между сторонами в этих случаях.

Далее, они связаны с обязанностями очистить товар для экспорта и импорта, упаковкой товара, обязанностью покупателя принять поставку, а также обязанностью представить подтверждение того, что соответствующие обязательства были должным образом выполнены. Хотя Инкотермс-2000 крайне важны для осуществления договора купли - продажи, большое количество проблем, которые могут возникнуть в таком договоре, вообще не рассматриваются, например, передача права владения, другие права собственности, нарушения договоренности и последствия таких нарушений, а также освобождение от ответственности в определенных ситуациях. Следует подчеркнуть, что Инкотермс-2000 не предназначены для замены условий договора, необходимых для полного договора купли - продажи либо посредством включения нормативных условий, либо индивидуально оговоренных условий.

Инкотермс-2000 вообще не имеют дела с последствиями нарушения договора и освобождением от ответственности вследствие различных препятствий. Эти вопросы должны разрешаться другими условиями договора купли - продажи и соответствующими законами.

Инкотермс-2000 изначально всегда предназначались для использования в тех случаях, когда товары продавались для поставки через национальные границы: таким образом, это международные торговые термины. Однако, Инкотермс-2000 на практике зачастую включаются в договоры для продажи товаров исключительно в пределах внутренних рынков. В тех случаях, когда Инкотермс-2000 используются таким образом, статьи А.2. и Б.2. и любые другие условия других статей, касающиеся экспорта и импорта, конечно, становятся лишними.

Цена в контракте указывается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу на согласованном базисе поставки. При этом стороны оговаривают, входят ли в цену товара расходы, связанные с транспортировкой, страхованием, хранением, упаковкой, т. е. определяют базис (основу) цены. Базис обычно определяется применением соответствующего термина, в соответствии с Международными правилами по толкованию торговых терминов (Инкотермс), например, FCA, FOB, GIF или другие.

Кризисные экономические явления, инфляционные процессы, девальвации создают потребность обеспечения финансовых интересов сторон. В этих целях в договоры включатся специальные оговорки: золотая, мультивалютная, оговорка о пересмотре цен и др. В силу «золотой оговорки» предусматривается платеж по контракту в валюте с определенным золотым содержанием. Если к моменту платежа эта валюта подвергнется девальвации, что приведет к уменьшению ее золотого содержания, то причитающаяся к оплате сумма подлежит корректировке, с тем, чтобы она соответствовала стоимости первоначально согласованного количества золота. С какого же момента следует производить перерасчет цены в соответствии с «золотой оговоркой»?

Так, ВТАК рассмотрела один из споров, где истец приурочивал этот момент к 1 декабря 1971 г., когда президент США объявил о девальвации доллара, а ответчик - к 8 мая 1972 г., то есть к дате вступления в силу закона о девальвации доллара. ВТАК поддержала позицию ответчика, указав, что «суды всегда исходят из того, что даже в условиях инфляционного обесценения валюты денежная единица остается неизменной с точки зрения права, то есть такой же, какой она была в момент принятия закона об установлении золотого содержания и до принятия нового закона, установившего новое золотое содержание». Следует, однако, отметить, что, поскольку основные мировые валюты сейчас не «привязываются к золотому стандарту», золотая оговорка в последнее время на практике не применяется. Она уступила место валютной и мультивалютной оговоркам.

Валютная оговорка означает, что цена товара должна быть уплачена в валюте, курс которой поставлен в зависимость от какой-либо другой валюты; при изменении курса последней к наступлению срока платежа цена товара соответственно корректируется с учетом изменившегося курса.

При мультивалютной оговорке валюта, в которой исчислена сумма, подлежащая оплате, определенным образом соотносится с несколькими другими валютами.

Оговорка о пересмотре цен предполагает пересмотр цены товара в случае изменения покупательной способности валюты платежа.

Далее необходимо обратиться к вопросу об определении места платежа. На международном рынке решение данного вопроса осложнено из-за различий в законодательстве о валютном контроле тех или иных государств. Поэтому порой продавец может быть заинтересован в осуществлении платежа в его стране, в то время как для покупателя предпочтительнее было бы избрать местом платежа свое или какое-либо иное государство. Стороны договора должны избрать такое место платежа, которое было бы минимально подвержено воздействию этого регулирования. Если сторонам все-таки не удалось согласовать место платежа, ст. Конвенции содержит диспозитивное правило, обязывающее покупателя произвести платеж:

« а) в месте нахождения коммерческого предприятия продавца; или

б) если платеж должен быть произведен против передачи товара или документов - в месте их передачи».

Если оплата товара не осуществляется в обмен на передачу товара или его документов, то платеж должен быть произведен в месте нахождения коммерческого предприятия продавца. Отсюда у покупателя появляются следующие обязанности:

а) организовать перевод средств таким образом, чтобы они поступили в место нахождения предприятия продавца вовремя;

б) принять во внимание предписания отечественного и иностранного правопорядка, касающиеся перевода средств;

в) нести расходы и риски по переводу средств до места платежа.

Передача товара по условиям договора может считаться состоявшейся при даче товара не самому покупателю, а перевозчику, а документы могут передать не покупателю, а, например, банку (при расчетах за товар посредством документарных аккредитивов). Передача может осуществляться в государстве продавца, покупателя или другом государстве. Поэтому и платеж должен быть совершен в том месте, где состоялась передача документов.

Если местонахождение предприятия продавца изменяется после заключения договора, то покупатель обязан произвести платежи по новому местонахождению продавца, однако дополнительные в этой связи расходы по переводу средств возлагаются на продавца.

Теперь рассмотрим вопрос о сроке платежа. Национальные законодательства многих стран и международные соглашения в отношении данного вопроса основываются на взаимном характере обязанностей продавца и покупателя. Они исходят из того, что оплата цены должна производится одновременно с передачей товара или связанных с ним документов.

Ст. 58 Конвенции гласит:

если покупатель не обязан уплатить цену в какой-либо иной конкретный срок, должен уплатить ее, когда продавец в соответствии с договором и настоящей Конвенцией передает либо сам товар, либо товарораспорядительные документы в распоряжение покупателя. Продавец может обусловить передачу товара или документов осуществлением такого платежа.

1) Если договор предусматривает перевозку товара, продавец может отправить его на условиях, в силу которых товар или товарораспорядительные документы не будут переданы покупателю иначе как против уплаты цены.

2) Покупатель не обязан уплачивать цену до тех пор, пока у него не появилось возможности осмотреть товар, за исключением случаев, когда согласованный сторонами порядок поставки или платежа несовместим с ожиданием появления такой возможности».

В статье предусматривается две разновидности отношений между продавцом и покупателем: 1) товары (документы) передаются в распоряжение покупателя и 2) договор купли-продажи предусматривает перевозку товаров.

Для договора купли-продажи характерна взаимосвязь с перевозкой. Продавец может отправить товары на условии, что товары либо товарораспорядительные документы не будут переданы покупателю до уплаты цены. Таким образом, продавец может, получив товарораспорядительный документ от перевозчика, дать ему указание о выдаче товара покупателю только против товарораспорядительного документа, который не будет передан до уплаты цены. При линейных перевозках продавец может уполномочить перевозчика взыскать цену с покупателя при выдаче ему товара.

Если стороны не договорились о месте передачи товаров или товарораспорядительных документов, то необходимо помнить, как сочетаются место и сроки уплаты цены. 1) Покупатель обязан, а продавец вправе требовать оплаты в месте нахождения предприятия продавца. 2) Покупатель не вправе требовать получения товаров (документов) до уплаты цены. 3) Продавец вправе грузить товар и удерживать товарораспорядительный документ до уплаты цены.

Конвенция не устанавливает обязанность использовать аккредитивную форму счетов. Но именно использование документарного аккредитива как одного из самых распространенных средств платежа в международной торговле позволяет логично соединить приведенные выше моменты. Продавец не отгрузит товар, пока покупатель не откроет (обеспечит подтверждение) документарный аккредитив в банке, находящимся в районе местонахождения предприятия продавца, что обеспечит платеж при условии, что продавец представит в этот банк документы, указанные в аккредитиве. В пункте 3 исходят из общей посылки, что покупатель должен иметь возможность осмотреть товар. Это вполне реально, если базисом доставки являются, например «с завода», «с пристани» или «поставлено с оплатой пошлины». При базисе СIF, CFR, CIP продавец может отсрочить предоставление документов до тех пор, пока товар не прибудет и покупатель в течение разумного срока не осмотрит товар, если только по условиям договора необходимые документы не должны были быть отосланы покупателю немедленно после отгрузки.

С другой стороны, покупатель, заинтересованный в осмотре товара, прежде чем оплатить цену, обычно имеет возможность договорится с независимой контрольной организацией в стране продавца о проведении необходимого осмотра и договориться с продавцом о том, что акт данной организации будет представлен вместе с прочими документами, против которых будет осуществляться платеж.

Внутренние и международные правовые нормы, приурочивающие платеж по договору купли-продажи к моменту передачи товара или касающихся его документов, носят диспозитивный характер и предоставляют сторонам возможность разделить данные моменты во времени. Такая возможность широко используется в международной торговой практике, где активно применяются сделки в кредит.

В данном случае используется не только банковский кредит, когда импортер приобретает товар на средства, полученные от банка в виде ссуды, но и так называемый финансовый кредит, когда экспортер отгружает товар с предоставлением импортеру отсрочки платежа.

В целях уменьшения риска коммерческая практика международной торговли выработала меры, направленные на обеспечение финансово-валютных интересов стороны, оказывающей кредит зарубежному партнеру. К таким мерам относится банковская гарантия, то есть поручительство банка по обязательству его клиента, выданное либо непосредственно в пользу контрагента последнего, либо в пользу банка, обслуживающего контрагента.

Все более широкое развитие в современных условиях получает страхование риска неплатежа. Круг рисков определяется с учетом того, что неполучение продавцом покупной цены может быть обусловлено не только неплатежеспособностью покупателя, но и целым рядом факторов, находящихся вне контроля с его стороны. Ими могут быть: невозможность конвертирования местной валюты в валюту платежа, мораторий и др. Страхование покрывает данные и иные обстоятельства, перечень которых определяется соглашением сторон.

Пределом страховой суммы является цена товара, предусмотренная контрактом купли-продажи. Страховой случай, приводящий к возникновению платежной обязанности страховщика, наступает при одновременном наличии двух условий: 1) надлежащего выполнения продавцом своих договорных обязанностей перед покупателем; 2) неполучения продавцом покупной цены.

Начало ответственности страховщика приурочивается к установленному договором купли-продажи моменту передачи товара продавцом, а окончание - к истечению срока, в продолжение которого покупатель был обязан оплатить товар.

В отношении форм расчетов за товары, приобретаемых по договорам международной купли-продажи, на мировом рынке применяются: документарные аккредитивы, инкассо с предварительным акцептом, инкассо с последующим акцептом (с немедленной оплатой), банковские переводы, открытые счета, векселя и чеки и т.д.

В ст. 59 Конвенции указано, что «покупатель обязан уплатить цену в день, который установлен или может быть определен, согласно договору и настоящей Конвенции, без необходимости какого-либо запроса или выполнения каких-либо формальностей со стороны продавца». Главная цель этой статьи - устранить действие предписаний некоторых национальных правовых систем (Франция, Германия), которые предусматривают формальное и неформальное напоминание должнику для установления факта просрочки и, соответственно, возникновения ответственности за просрочку. День уплаты цены может быть прямо зафиксирован в контракте, и в этом случае особых сложностей в интерпретации срока платежа не дет.

Дата уплаты цены может быть определена с учетом положений всего договора, а также применимых дополнительно положений Конвенции, в особенности ст. 58, устанавливающей принципы определения сроков уплаты цены, так как ст. 58 базируется на взаимном предоставлении товара и цены, то возникает вопpoc о том, должна ли определимость срока платежа носить объективный или субъективный характер? Видимо, действие ст. 59 основано на том, что «разумный» покупатель знает о тех обстоятельствах, с которыми ст. 58 связывает определение момента по производству платежа. Данные обстоятельства могут стать известными покупателю накануне даты платежа и, соответственно затруднить своевременный платеж. Конвенция не разрешает таких сложностей. Вероятно, дополнительный срок разумной продолжительности в таких ситуациях может быть предоставлен с учетом применимых торговых обыкновений (ст. 9).

Кроме рассмотренных выше существенных условий, базисные условия также имеют большое значение для регулирования взаимоотношений сторон международного договора купли-продажи. Базисными или основными условиями они называются потому, что определяют характер и объем взаимных прав и обязанностей сторон в связи с исполнением договора, т. е. устанавливают базис (основу) цены и, соответственно, влияют на ее размер.

В Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров содержатся нормы, посвященные базисным условиям. Правда, транспортные условия в ней охарактеризованы весьма сжато. В ней указано, лишь то, что «если продавец обязан обеспечить перевозку товара, он должен заключить такие договоры, которые необходимы для перевозки товара в место назначения надлежащими при данных обстоятельствах способами транспортировки и на условиях, обычных для такой транспортировки» (п. 2 ст. 32). Это характерно, в частности, для контрактов на условиях «сиф», о которых речь пойдет дальше.

Конвенция не регулирует вопросов, относящихся к переходу права собственности на товар от продавца к покупателю (п. «в» ст. 4). Эти вопросы разрешаются на основе применимого материального права, устанавливаемого на основе соответствующих коллизионных норм (п. 2 ст. 7). Приведу пример. Согласно российскому гражданскому законодательству «право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором» (п. 1 ст. 223 ГК РФ), при этом «к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспределительного документа на нее» (п. 3 ст. 224 ГК).

За границей исторически сложились две системы, которые по-разному определяют момент перехода права собственности к приобретателю имущества консенсуальная система и система традиций. Согласно первой системе, право собственности переходит на индивидуально-определенные вещи в момент заключения договора, а на вещи, определенные родовыми признаками - в момент их индивидуализации. Эта система получила свое закрепление. Например, в законодательстве Франции (ст.ст. 1583, 1585 ФГК) и Англии (ст.ст. 16, 18 Sale of goods Act). Система традиции связывает переход права собственности как на индивидуально-определенные вещи, так и на вещи, определенные родовыми признаками с их передачей отчуждателем приобретателю. Такой системы придерживается законодательство Германии (§ 929 BOB) и США (ст. 2-401 ЕТК).

Как правило, с переходом права собственности совпадает и переход к приобретателю риска случайной гибели или повреждения товара. В разных странах это достигается с помощью различных юридических приемов. В одних странах переход риска и право собственности непосредственно связаны между собой. Так, например, эта идея нашла свое отражение во Французском Гражданском кодексе (ч. ст. 1138) и в английском Законе «О продаже товаров» (ст. 20). В других странах переход риска приурочивается не к переходу права собственности как такового, а к совершению определенных актов, связанных с передачей вещи. Этим приемом пользуются в Германии (§ 446 BGB) и США (ст. 2-509 ЕТК). Хотя, при ближайшем рассмотрении оказывается, что речь идет о тех же самых актах, которые опосредуют переход права собственности. Следовательно, практически и здесь право собственности и риск случайных убытков переходят от продавца к покупателю одновременно. Возможно, именно поэтому в иностранных источниках встречаются утверждения о том, что переход риска вообще является единственным последствием перехода права собственности.

Можно не согласиться с подобными утверждениями. Во-первых, переход права собственности в любом случае не только возлагает на приобретателя неблагоприятные последствия обладания вещью, но прежде всего позволяет ему воспользоваться и распорядиться ею. Во-вторых, нормативные правила о совпадении моментов перехода права собственности и риска носят диспозитивный характер и позволяют сторонам решить вопрос по-другому, а международная коммерческая практика знает немало ситуаций, когда данные моменты отстоят друг от друга во времени, и, когда риск случайной гибели или повреждения товара уходит к покупателю до или после перехода права собственности на товар.

Видимо, из этого и исходит Конвенция ООН - совпадение моментов перехода права собственности на товар и связанного с ним риска совсем не обязательно. Конвенция не регламентирует порядок перехода права собственности и особо подчеркивает, что она не касается «последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар» (п. «в» ст. 4). Между тем, вопросам перехода риска в Конвенции посвящена целая глава (гл. 4, ст. ст. 66-70).

Немногочисленность норм в Конвенции, посвященных базисным условиям объясняется стремлением обеспечить возможность проявления инициативы сторонами в регулировании своих прав и обязанностей на основе обычаев делового оборота, сложившихся в международной коммерческой практике. В отношении международных договоров купли-продажи эти обычаи подробно рассматриваются в Международных правилах толкования торговых терминов Jternational Rules for the Interpretation of Trade Terms) - Incoterms, которые в настоящее время действуют в редакции 2000 года.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, Инкотермс являются результатом многочисленного обобщения международной коммерческой практики толкования условий контракта, устанавливающих базис поставки.

Интересно, что в настоящее время нередки случаи, когда в договорах, заключенных между российскими предпринимателями, встречается ссылки на Инкотермс. В ряде же случаев оговаривается соответствующее базисное условие, заимствованное в Инкотермс, но без ссылки на этот документ и без соответствующих пояснений, как его следует понимать, что в дальнейшем приводит к разногласиям.

Правила были разработаны международной Торговой палатой (МТП), неправительственной организацией, созданной в 1920 году в Париже. В этом же году МТП исследовала толкование наиболее важных торговых терминов и выявила различное их понимание в отдельных странах. Естественно, подобная неопределенность отрицательно сказывалась на деловых отношениях коммерсантов. МТП признала необходимость, и важность разработки правил толкования торговых терминов, провела необходимую работу, результатом которой явилось опубликование в 1936 году Международных правил толкования торговых терминов.

Периодическое изменение Инкотермс объясняется появлением новых видов транспортировки: контейнерных перевозок, перевозок с применением трейлеров и паромных судов с использованием горизонтального способа погрузки и выгрузки).

С юридической точки зрения Инкотермс представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер и применяемых сторонами договора международной купли-продажи товаров по их взаимному согласию, отраженному в контракте. В то же время в некоторых странах они носят обязательный характер в силу национального законодательства. В Испании - по импортным операциям, на Украине и в Ираке - при осуществлении внешнеторговых сделок. В Польше они применяются как торговый обычай. Таким образом, эти правила являются обыкновениями, отражающими обобщенные МТП подходы к пониманию и использованию отдельных торговых терминов.

Если стороны сами не сделали в контракте ссылки на Инкотермс или иным образом не определили базис поставки, то он будет определяться согласно закону, если применимым к контракту правом будет право страны, где действует закон, регламентирующий базис поставки. То есть, базисные условия могут применяются в основании: контракта, обычаев портов, закона государства, международных договоров.

Все термины разделены на четыре категории, в зависимости от возрастания обязанностей продавца по доставке товара покупателю. В качестве индикатора используется первая буква наименования.

К первой относятся случаи, когда продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы «Е»). Согласно терминам второй группы продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (термины группы «F»). В соответствии с терминами третьей группы продавец обязуется заключить договор перевозки, однако, без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара (термины группы «С»). Согласно терминам группы «D» продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения.

В Инкотермс-2000 регламентируются важные коммерческие и юридические вопросы. К первым относятся: распределение обязанностей продавца и покупателя по доставке товара, его передаче покупателю, оформление товаросопроводительной и коммерческой документации, распределение обязанностей по получению экспортных и импортных лицензий, обеспечение выполнения формальностей, необходимых для вывоза и ввоза, страхования товара.

Основным юридическим вопросом Инкотермс является определение момента исполнения продавцом обязанности по передаче товара покупателю и по переходу в этой связи с продавца на покупателя риска случайной утраты или повреждения товара. Общее диспозитивное правило дано в Венской конвенции (ст. 67) - момент сдачи первому перевозчику для передачи покупателю в соответствии с договором купли-продажи. Однако использование различных способов перевозки и неодинаковое распределение обязанностей сторонами договора по доставке товара привели к необходимости обобщения соответствующих условий для удобства их использования в коммерческом обороте.

Выбор базисного условия сторонами зависит, в первую очередь, от способа перевозки товара и условий поставки. Базисные условия упрощают торговые операции, связанные с поставкой товаров. Они являются общепризнанными в международной торговле и основываются на торговых обычаях, сложившихся в торговой практике отдельных стран, портов, отраслей торговли. Соответственно их согласование и единообразное понимание являются для контрагентов важным фактором эффективности внешнеторговой сделки.

Как было указано выше, в Инкотермс содержатся различные варианты базисных условий с разнообразным распределением обязанностей между продавцом и покупателем. Так, например, при заключении договора на условиях «с завода» обязанности продавца сведены к минимуму, а по условиям «поставлено с оплатой пошлины» они наоборот расширены.

Так, согласно условиям «с завода» EXW (Ex Works) продавец обязан в предусмотренный договором срок передать товары в распоряжение покупателя на предприятии-изготовителе (заводе, фабрике, складе). При этом товар должен быть за счет продавца) подвергнут проверке в плане его качества и количества, подлежащим образом упакован, маркирован и снабжен документами, подтверждающими его соответствие договору. Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также за таможенную очистку товара для ввоза, если не оговорено иное. Покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты