Глава 1. Гражданско-правовой статус коммерческого юридического лица на примере акционерного общества
1.1 Виды коммерческих юридических лиц
1.2 Гражданского правовой статус акционерного общества
1.2.1 Понятие и учреждение АО
1.2.2 Имущество АО
1.2.3 Органы управления АО
1.2.4 Права и обязанности акционеров
1.2.5 Реорганизация и ликвидация акционерного общества
Глава 2. Правовые аспекты совершения акционерным обществом крупных сделок, примеры из судебной практики
Заключение
Список литературы
Введение
В современных экономических условиях важнейшей организационно-правовой формой организаций становится акционерное общество. Это объясняется развитием рыночных отношений во всех сферах деятельности российских физических и юридических лиц. Переход к рыночной экономике потребовал разработки законодательных и подзаконных нормативных актов, определяющих правовые основы и условия функционирования субъектов права, в первую очередь коммерческих организаций, играющих важнейшую роль в развитии российской экономики. В настоящее время тема, касающаяся правового положения акционерных обществ, наиболее актуальна, поскольку на сегодняшний день в России существует огромное количество юридических лиц и более половины имеют форму акционерного общества. Некоторые из них учреждены по решению Правительства, значительное число преобразовано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, многие созданы как дочерние компании или, напротив, холдинги, объединяющие несколько самостоятельных структур, и даже крупные финансово-промышленные группы, контролирующие целые сектора рынка.
Особое место среди нормативных актов занимают нормы, регламентирующие правовой статус юридических лиц, порядок их организации и деятельности. Знаменательным событием в становлении правовой базы, регламентирующей положение юридических лиц, стало принятие 21 октября 1994 г. нового Гражданского кодекса РФ. Именно в нем были сформулированы основные положения, определяющие понятие, виды и особенности различных юридических лиц. За изданием Кодекса последовало принятие ряда федеральных законов, которые развивали и детализировали положения Кодекса применительно к конкретным разновидностям юридических лиц: "Об акционерных обществах", "О некоммерческих организациях", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др.
Преимущества акционерных обществ, которые выявлялись постепенно, по мере их развития, признаются в наши дни, как правило, во всех странах рыночной экономики.
Широкое развитие акционерных обществ обусловило появление разветвленного корпоративного законодательства, которое постоянно развивается и совершенствуется, что вызывает необходимость его изучения в целях рационального и успешного применения.
Действующий с 1 января 1996 г. Федеральный закон "Об акционерных обществах" в значительной мере способствовал упорядочению деятельности акционерных обществ, однако отдельные пробелы, а также отсутствие детальной проработки ряда вопросов в Законе требовали дальнейшего совершенствования акционерного законодательства.
7 августа 2001 г. в Федеральный закон "Об акционерных обществах" были внесены существенные изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2002 г. Поправки к Закону охватили все его основные разделы - 66 статей из 94. Значение этих мер определяется прежде всего положением, которое занимают акционерные общества в современной российской экономике. На 1 июля 2001 г. в России насчитывалось около 60 тыс. открытых и более 370 тыс. закрытых обществ. Акционерная форма была использована как основная при преобразовании десятков тысяч крупных и средних государственных и муниципальных предприятий в негосударственные коммерческие структуры. Часть акционерных обществ образована путем объединения частных капиталов физических лиц. Соучредителями многих акционерных обществ выступают иностранные участники - корпорации, компании, фирмы, банки, фонды. Более трех тысяч акционерных обществ имеют закрепленные в федеральной собственности акции. Поэтому каждая новация в правовом регулировании затрагивает интересы весьма широкого круга лиц.
Цель данной работы проанализировать гражданско-правовой статус акционерного общества.
Основным методом в данной работе явился анализ специальной литературы по проблеме исследования.
Глава 1. Гражданско-правовой статус коммерческого юридического лица, на примере акционерного общества
1.1 Виды коммерческих юридических лиц
Существующая в российском законодательстве классификация юридических лиц обусловлена переходным характером современной отечественной экономики и объединяет как государственные производственные предприятия на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, так и гражданско-правовые формы юридических лиц, традиционные для рыночной экономики (акционерные общества, товарищества, кооперативы). Классификация юридических лиц в ГК РФ имеет важное практическое значение, т.к. отнесение соответствующего вида юридических лиц к той или иной группе предопределяет его особый правовой режим (ст. 48, 50 ГК РФ).
Анализ ст. 48 ГК РФ позволяет выделить в гражданском законодательстве три модели юридических лиц в зависимости от соотношения прав учредителей (участников) и самого юридического лица.
Первая модель. Учредитель, передавая юридическому лицу во владение, пользование и распоряжение соответствующее имущество, продолжает оставаться его собственником и признается собственником всего, что юридическое лицо приобретает в дальнейшем процессе своей хозяйственной деятельности. В данном случае вещными правами обладают учредитель-собственник и само юридическое лицо, которому имущество принадлежит на производном от собственности праве хозяйственного ведения (ст. 295 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). В качестве примера можно привести государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником.
Вторая модель. Учредители (участники) с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают на него свои вещные права, и, соответственно, переданное им и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности. В данном случае учредитель (участник) утрачивает вещные права на имущество, а взамен приобретает права обязательственные, т.е. права требования к юридическому лицу (например, право акционера получать дивиденды в акционерном обществе). По этой модели строятся хозяйственные товарищества и общества, а также производственные и потребительские кооперативы.
Третья модель. Юридическое лицо становится собственником всего принадлежащего ему имущества, и в отличие от двух других моделей в указанном случае учредители (участники) никакими имущественными правами - ни вещными, ни обязательственными - не обладают. К числу таких юридических лиц относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).
Различие между тремя указанными моделями наглядно проявляется в момент ликвидации юридического лица. Так, учредитель юридического лица, созданного по первой модели, получает все, что осталось после расчетов с кредиторами. Участники второй модели вправе претендовать на часть оставшегося имущества, которая соответствует их доле (половину, четверть и т.д.), а при третьей модели учредители (участники) никаких прав на оставшееся имущество вообще не имеют.
Другая классификация указана в ст. 50 ГК РФ, где в зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, а к некоммерческим - потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также некоторые иные обладающие указанными признаками юридические лица, предусмотренные законом. В то же время некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью при одновременном наличии трех условий: она должна служить достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру соответствовать этим целям, а полученная прибыль не должна распределяться между ее участниками.
Наиболее распространенной в имущественном обороте гражданско-правовой формой коллективного предпринимательства являются товарищества и общества, имеющие много общих черт.
Они являются коммерческими организациями, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и обладающими общей правоспособностью, которая дает им возможность осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности, включая и не названные прямо в учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Правовой основой их создания является договор (соглашение) участников, если только речь не идет о "компаниях одного лица", которые могут создаваться в виде хозяйственных обществ.
Товарищества и общества являются собственниками своего имущества (п. 1 ст. 66), их уставный (в обществах) или складочный (в товариществах) капитал разделяется на доли (вклады) их участников. Уставный капитал - это условная величина, установленная законом, состоящая из денежной оценки имущественных вкладов учредителей (участников) и служащих для определения относительного размера требований участника к обществу или товариществу.
Права участников обществ и товариществ в основном совпадают (п. 1 ст. 67) и включают в себя:
право на участие в управлении делами коммерческой организации (оно отсутствует лишь у вкладчиков товариществ на вере и владельцев привилегированных и иных неголосующих акций);
· право на получение информации о деятельности общества или товарищества;
· право на участие в распределении прибыли, в том числе на выплату дивидендов по акциям (разумеется, при наличии прибыли);
· право на ликвидационную квоту, т.е. на участие в распределении остатка имущества общества или товарищества в случае его ликвидации;
· иные дополнительные права, предусмотренные законом или учредительными документами.
Участники обществ и товариществ имеют перед своей коммерческой организацией определенные обязанности:
· по внесению имущественного взноса (вклада);
· по неразглашению конфиденциальной информации о деятельности организации, в частности, ставшей известной после ознакомления с ее документацией.
Учредительными документами могут предусматриваться и иные обязанности участников общества или товарищества, например по участию в формировании дополнительных имущественных фондов организации, по воздержанию от ведения аналогичной предпринимательской деятельности (запрет конкуренции и др.).
Вместе с тем эти гражданско-правовые формы юридических лиц имеют и некоторые различия.
Товарищества - это объединения лиц, а общества - объединения капиталов. Объединения лиц помимо имущественных вкладов предполагают непосредственное участие в их деятельности учредителей (участников), и, следовательно, индивидуальный предприниматель или коммерческая организация может быть участником только одного товарищества. Общества, как объединения капиталов, не предполагают (хотя и не исключают) личного участия учредителей (участников) в их предпринимательской деятельности, а поэтому допускают одновременное участие одних и тех же лиц в различных обществах.
Участники товариществ, в отличие от участников обществ, обычно несут неограниченную ответственность по долгам юридического лица всем своим имуществом, что исключает их одновременное участие в нескольких товариществах, т.к. нельзя одним и тем же имуществом отвечать по долгам нескольких самостоятельных организаций. Исключение составляют вкладчики товарищества на вере (коммандитисты), которые участвуют в деятельности товарищества только имущественными вкладами, а потому могут одновременно участвовать в деятельности нескольких коммандитных товариществ. Участники товариществ могут одновременно быть участниками обществ, т.к. по долгам последних они отвечают в пределах своих акций своим личным имуществом.
Различен субъектный состав участников обществ и товариществ. В товариществах могут участвовать только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, поскольку участники товариществ должны непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью.
В хозяйственных обществах, а также в роли вкладчиков в коммандитных товариществах по общему правилу могут участвовать любые субъекты гражданского права, исключение составляют государственные органы и органы местного самоуправления; государственные и иные финансируемые собственником учреждения (некоммерческие организации); должностные лица государственных органов (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Участие в обществах и товариществах государственных и муниципальных органов ограниченно, поскольку они используют для этих целей имущество соответствующего государственного или муниципального образования, включая средства, собранные у налогоплательщиков, не говоря уже о возможных попытках использовать в предпринимательской деятельности преимущество своего публично-правового положения. Поэтому они могут участвовать только в обществах (или в качестве вкладчиков в товариществах на вере) по прямому разрешению закона, например, для фондов государственного имущества, которые являются владельцами (держателями) акций и долей, принадлежащих государству в хозяйственных обществах (обычно созданных в результате приватизации, но с сохранением некоторой доли государственного участия).
Учреждения - не собственники как некоммерческие организации действуют в гражданском обороте под дополнительную ответственность собственника (п. 2 ст. 120 ГК РФ), и поэтому они не могут участвовать в товариществах, а их участие в обществах или в качестве вкладчика товарищества на вере допустимо лишь с согласия собственника. В то же время учреждения получают доходы от предпринимательской и иной деятельности, разрешенной им собственником в учредительных документах, и такими доходами или приобретенным за их счет имуществом они могут распоряжаться самостоятельно (п. 2 ст. 298 ГК РФ) и, следовательно, вносить их в качестве вкладов в общества или товарищества на вере.
Должностные лица государственных и муниципальных органов в соответствии с законодательством не могут участвовать в коммерческих организациях, если только речь не идет о владении акциями акционерных обществ открытого типа.
В товариществах и обществах допускается одновременное участие физических и юридических лиц, кроме того, эти хозяйствующие субъекты могут быть участниками других обществ и товариществ, если только это не запрещено антимонопольным законодательством или иными нормами закона (п. 5 ст. 66 ГК РФ).
Общества в отличие от товариществ могут быть созданы и одним учредителем (п. 1 ст. 66, п. 6 ст. 98 ГК РФ). ГК РФ допускает создание таких юридических лиц в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Например, государственные акционерные общества с полным 100-процентным участием государства (Российской Федерации в целом или ее субъектов). В то же время юридическое лицо, состоящее из одного лица, не может быть единственным участником общества с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 88 ГК РФ) или акционерного общества (п. 6 ст. 98 ГК РФ), т.к. создается реальная возможность устранения стоящих за такими обществами физических лиц от всякой имущественной ответственности по долгам созданных ими организаций, а также реальная опасность злоупотреблений.
Гражданский кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень товариществ и обществ, допускаемых к участию в гражданских правоотношениях. К товариществам отнесены полные и коммандитные, или товарищества на вере, а к обществам - акционерные и с ограниченной либо с дополнительной ответственностью его участников.
Необходимо обратить внимание на то, что Гражданский кодекс РФ полностью регулирует правовой статус товариществ, а в отношении обществ ГК РФ ограничивается лишь общими правилами, подлежащими конкретизации в специальных законах об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью.
1.2 Гражданского правовой статус акционерного общества
1.2.1 Понятие и учреждение АО
Акционерным признается хозяйственное общество, образованное лицами, соединившими свои капиталы в уставный капитал, разделенный на определенное количество равных долей, выраженных в ценных бумагах - акциях. АО - разновидность коммерческой организации корпоративного характера, обладающей правами юридического лица. Участники АО - акционеры - обладают по отношению к АО обязательственными правами, закрепленными в акциях. Ответственность акционера по обязательствам АО ограничивается стоимостью его акций, по существу стоимость акции определяет пределы предпринимательского риска акционера. Субъектом права собственности на денежные средства и иное имущество, внесенное учредителями и акционерами в АО, является само АО как юридическое лицо.
После 1917 г. и широкой национализации промышленности акционерное движение в России к середине 1918 г. сошло на нет. Однако с переходом к нэпу интерес к различным формам предпринимательской деятельности вновь возродился. До принятия ГК 1922 г. следует отметить отдельные, можно сказать, предварительные шаги, создавшие предпосылки для появления в ГК комплекса норм о торговых товариществах. Закон от 22 мая 1922 г. "Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР") предоставил всем правоспособным гражданам возможность организовывать промышленные и торговые предприятия, в том числе АО.
С 1 января 1923 г. на территории РСФСР вступил в действие ГК, в котором содержались основные нормы, регулирующие правовое положение и деятельность АО. ГК обозначал АО терминами "акционерные товарищества" и "паевые товарищества". В ст. 322 ГК было дано определение АО: "Акционерным (или паевым) признается товарищество (общество), которое учреждается под особым наименованием или фирмою с основным капиталом, разделенным на определенное число равных частей (акций), и по обязательствам которого отвечает только имущество общества". Форма АО была использована и для государственных организаций, акции которых могли принадлежать исключительно государству. В связи с почти полным огосударствлением народного хозяйства нормы ГК о торговых товариществах утратили силу и перечень видов юридических лиц в ст. 24 ГК 1964 г. вообще не упоминает о торговых товариществах.
Переход России на пути рыночной экономики потребовал возрождения организационно-правовых форм, способных обеспечить беспрепятственное развитие предпринимательства. Использование формы АО стало одним из важнейших инструментов приватизации государственных и муниципальных предприятий. Восстановление законодательства об АО началось с утверждения Советом Министров РСФСР 25 декабря 1990 г. Положения об акционерных обществах.
Часть первая ГК РФ, принятая в 1994 г., и созданный на основе гл. 4 ГК Закон об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. урегулировали отношения, связанные с учреждением и деятельностью АО.
Закон об акционерных обществах подлежит применению ко всем АО, действующим на территории России. Особенности создания и правового положения АО в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также обществ, образованных на базе предприятий и организаций агропромышленного комплекса, должны определяться специальными федеральными законами.
Создание АО возможно либо путем учреждения ранее не существовавшего АО, либо путем реорганизации действующей коммерческой организации. По существу реорганизация является формой прекращения юридического лица, заключающейся в том, что вместо одного (или нескольких) субъектов гражданского оборота в нем появляется новое лицо, унаследовавшее в том или ином объеме права и обязанности, принадлежавшие правопредшественнику. Необходимым условием приобретения АО прав юридического лица является его государственная регистрация в органах юстиции. Создание АО представляет собой волевой акт, совершаемый лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, - учредителями. В качестве учредителей могут выступать как граждане, так и юридические лица. Учреждения, финансируемые собственником, могут быть участниками АО с разрешения собственника.
Решение о создании АО принимается учредителями совместно и единогласно, но Закон допускает создание АО одним лицом и тогда достаточно волеизъявления этого лица. Учредительное собрание принимает решение по трем основным вопросам: создание АО, утверждение его устава, избрание органов управления. По важнейшим вопросам решения принимаются единогласно. Решение о формировании органов управления принимается большинством в три четверти от числа голосов, принадлежащих учредителям в соответствии с общим количеством голосующих акций, причитающихся им с учетом их имущественных вкладов.
Закон различает две разновидности АО - открытые и закрытые. Открытые АО (ОАО) вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции, число акционеров в них не ограничено, акционеры вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров.
В закрытых АО (ЗАО) число акционеров не должно превышать пятидесяти, акции распределяются среди учредителей или заранее ограниченного круга лиц, акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами общества (подробные разъяснения по поводу преимущественного права на приобретение акций в ЗАО содержатся в п. 7 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8). Уставный капитал ЗАО не может быть менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества. Для ОАО размер уставного капитала - не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда.
Возможность иметь неограниченное число учредителей и акционеров в ОАО создает условия для мобилизации значительного капитала, обеспечивающего решение крупных хозяйственных задач. Ограничение числа акционеров ЗАО сближает эту форму хозяйственных обществ с обществами с ограниченной ответственностью и создает преимущество обозримости персонального состава АО, а это может иметь значение как для внутренних отношений в АО, так и для отношений с внешними партнерами.
Единственным учредительным документом АО является его устав. Заключаемый учредителями общества договор о его создании представляет собой договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) и к учредительным документам не относится (см. п. 3 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8). Устав представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий внутренние отношения, складывающиеся между акционерами и органами управления АО. Его юридическая сила, обязательность для всех акционеров и органов АО основывается не только на факте утверждения устава учредителями, но и на последующей государственной регистрации АО. Закон дает примерный перечень сведений, которые должны содержаться в уставе, учредители вправе также включить в устав любые не противоречащие закону пункты.
В уставе различаются положения информационного и нормативного характера. Информация, которую заинтересованное лицо может получить из устава, должна давать полное представление об АО как субъекте гражданского права, т.е. прежде всего индивидуализировать АО, характеризовать основные направления его деятельности, отражать состояние его имущества. Устав определяет права акционеров по различным категориям акций. В нем закрепляется организационное строение АО, определяется структура органов и нормируется порядок их формирования и деятельности.
Защищая интересы акционеров, Закон установил, что только в уставе, принимаемом единогласно, могут быть предусмотрены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, или их общей номинальной стоимости для одного акционера. Допускается также уставное ограничение максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру, независимо от количества имеющихся у него акций. Изменения и дополнения в устав АО вносятся по решению общего собрания акционеров и приобретают силу с момента их государственной регистрации.
Особой разновидностью АО, занимающей промежуточное место между акционерными обществами и производственными кооперативами, является так называемое народное предприятие - акционерное общество работников предприятия.
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"*(149) (Закон о народных предприятиях) принят в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона об акционерных обществах, где имеется упоминание об "иных федеральных законах", действие которых может распространяться на акционерные общества, обладающие определенными особенностями по сравнению с общими положениями Закона об акционерных обществах. Нормы Закона о народных предприятиях должны обеспечить непосредственное участие в управлении акционерным обществом не только акционеров, но и тех работников предприятия, которые акционерами не являются. Предписывается также система мер, ограждающих акционеров и работников от возможных злоупотреблений со стороны лиц, входящих в органы управления народного предприятия. При этом реализация поставленных целей начинается уже с процедуры создания акционерного общества работников (народного предприятия).
Акционерные общества работников (народные предприятия - НП) создаются только путем преобразования коммерческой организации - хозяйственного товарищества и общества, производственного кооператива. Не могут быть преобразованы в НП государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала (ст. 2 Закона о народных предприятиях). Предполагается, что в последнем случае влияние работников на дела предприятия окажется недостаточным. Решение о преобразовании принимают участники существующей коммерческой организации.
Особенность создания НП состоит в том, что для этого необходимо волеизъявление не только участников коммерческой организации, преобразуемой в НП, но и согласие работников этой организации, т.е. лиц, состоящих с организацией в трудовых отношениях. Участники принимают решение о создании НП большинством в три четверти голосов. Закон о народных предприятиях не указывает, каким большинством должны выразить свое согласие работники коммерческой организации. Следует считать, что для действительности согласия необходимо не менее трех четвертей голосов всех работников, включая и тех, которые являются участниками преобразуемой коммерческой организации. Следующим этапом создания НП является заключение договора между работниками, выразившими согласие на учреждение народного предприятия, пожелавшими стать его акционерами, и участниками преобразуемой коммерческой организации. Работники, не согласившиеся на преобразование коммерческой организации, в договоре не участвуют и акционерами НП не становятся.
Договор о создании НП должен содержать в себе сведения, общие для договоров об учреждении АО (п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах), и, кроме того, сведения о количестве акций, которыми может владеть в момент его создания каждый работник, в том числе, являющийся участником преобразуемой коммерческой организации и решивший стать акционером НП; каждый участник коммерческой организации, не являющийся ее работником; каждое физическое лицо, не являющееся участником преобразуемой коммерческой организации, и/или юридическое лицо. Должна быть также указана денежная оценка акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации, условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием его акций у акционеров в целях соблюдения требований Закона о народных предприятиях и условий договора о его создании. Необходимо определить формы оплаты акций НП или порядка обмена акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации на акции НП каждым акционером в момент создания НП.
Если для АО единственным учредительным документом в соответствии с п. 3 ст. 98 ГК является устав, то для деятельности НП большое значение приобретает также договор о создании. Договор о создании АО, предусмотренный п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах, определяет отношения учредителей в период создания общества, а договор о создании НП распространяет свое действие и на время его существования. Договор об учреждении АО регулирует совместную деятельность учредителей в процессе создания общества. Действие этого договора прекращается после достижения поставленной сторонами договора цели.
Договор о создании НП не прекращает своего действия после государственной регистрации предприятия. Об этом свидетельствуют его обязательные условия, перечисленные в п. 1 ст. 3 Закона о народных предприятиях. Так, согласно п. 5 ст. 4 этого Закона договором о создании НП доля акций предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности в момент его создания участники преобразуемой коммерческой организации, не являющиеся ее работниками, может быть на срок до пяти лет определена иначе, чем это предусмотрено в п. 5. Таким образом, указанный договор урегулирует внутренние отношения в НП на срок до пяти лет после его создания. Аналогичное действие договора в отношении доли акций НП, которые могут принадлежать одному работнику, предусмотрено п. 6 ст. 4 Закона о народных предприятиях. Означает ли сказанное, что договор о создании НП должен быть отнесен к числу учредительных документов этого юридического лица? Если НП есть акционерное общество, а это обстоятельство отражено даже в названии закона - об особенностях положения акционерных обществ работников, то на поставленный вопрос следует дать отрицательный ответ, а соответствующие положения Закона о народных предприятиях, в которых действие договора о создании предприятия распространяется и на его деятельность, признать нарушающими правила п. 3 ст. 98 ГК.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о народных предприятиях договор должен быть подписан всеми лицами, решившими стать акционерами НП. Реализация этого правила может вызвать определенные практические трудности при значительном числе лиц, решивших стать акционерами, так как численность акционеров НП может достигать 5000. При большом числе лиц, пожелавших стать акционерами, возможно подписание договора по доверенности, выдаваемой определенным числом указанных лиц одному из них в качестве уполномоченного на подписание договора. Лица, выдающие доверенность, являются сторонами в многостороннем договоре, имеющем целью создание НП. Представляется, что такая доверенность должна быть нотариально удостоверена.
1.2.2 Имущество АООсновой коммерческой деятельности АО является уставный капитал, составляемый из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Формирование уставного капитала происходит в процессе учреждения АО путем оплаты акций. Акции могут быть оплачены деньгами, ценными бумагами (векселями, чеками, варрантами и др.), другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. В числе имущественных прав следует упомянуть исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и пр.). Коммерческую ценность может иметь и определенная информация (коммерческая тайна), которая также включается в оплату акций. Оценка имущества (в том числе имущественных прав) производится по рыночной цене. Рыночной признается цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его покупать, был бы согласен его приобрести.В АО в обязательном порядке создается резервный фонд, предназначенный для покрытия убытков АО, погашения его облигаций и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Расходование средств резервного фонда на другие цели не допускается. Уставом может быть предусмотрено формирование еще одного специального фонда - фонда акционирования работников общества, расходуемого на приобретение акций с последующим размещением их среди работников АО. Закон не называет каких-либо иных фондов, но и не запрещает их создания. Исходя из этого, не исключается возможность включения в устав и иных целевых фондов.Уставный капитал, зафиксированный при создании АО, в дальнейшем может подвергнуться изменению - увеличению или сокращению. Эти обстоятельства отражаются в уставе и регистрируются как изменения в нем. Решение об увеличении уставного капитала принимается общим собранием или советом директоров, если такие полномочия предоставлены ему уставом. Решение об уменьшении может быть принято только общим собранием акционеров. Увеличение уставного капитала возможно путем увеличения номинальной стоимости акций либо размещения дополнительных акций, уменьшение - путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества. Сокращение общего количества акций допускается, в частности, путем приобретения собственных акций, которые погашаются при их приобретении. АО не вправе принимать решение о приобретении части размещенных акций, если в результате в обороте останутся акции общей номинальной стоимостью менее установленного законом уровня уставного капитала.Выкуп акций производится не только на основании решения об уменьшении размера уставного капитала, но и по требованию акционеров в случаях, предусмотренных законом. Владелец голосующих акций вправе требовать выкупа своих акций, если принято решение о реорганизации общества или совершении крупной сделки, а он голосовал против реорганизации или совершения сделки либо не принимал участия в голосовании. Такое же право принадлежит владельцу голосующих акций в случае принятия решения о внесении изменений и дополнений в устав АО или утверждения устава в новой редакции, в результате чего его права оказались ограничены.1.2.3 Органы управления АОВажнейшим в деятельности любого корпоративного образования является вопрос о формировании его воли как единого субъекта гражданского оборота. Предусмотренная Законом структура органов АО призвана обеспечивать интересы акционеров, возможность реально влиять на хозяйственную деятельность АО. Создана своеобразная система "сдержек и противовесов".В Законе определена компетенция органов управления АО. Ее перераспределение между органами не допускается, кроме ограниченного числа случаев, указанных в Законе. Так, уставом может быть предусмотрено, что образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, которые диспозитивной нормой закона отнесены к компетенции общего собрания акционеров, входят в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета). То же относится к решению вопроса об изменении устава в связи с увеличением уставного капитала. Со своей стороны совет директоров не вправе передавать свои исключительные полномочия исполнительному органу.Главным органом акционерного общества является общее собрание акционеров, формирующее исполнительные и контрольные органы. Исполнительным органом может быть правление, дирекция - коллегиальные исполнительные органы, или директор, генеральный директор - единоличный исполнительный орган. Текущая деятельность исполнительных органов находится под контролем создаваемых общим собранием акционеров совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора). Закон о народных предприятиях в качестве органов также называет общее собрание акционеров (ст. 10 и 11), наблюдательный совет (ст. 12), генерального директора (ст. 13) и ревизионную (контрольную) комиссию (ст. 14).Компетенция общего собрания определена ст. 48 Закона об акционерных обществах. Решение ряда важнейших вопросов деятельности общества отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров - они не могут быть переданы для решения ни исполнительному органу АО, ни наблюдательному совету (совету директоров). На решение наблюдательного совета (совета директоров) возможна передача лишь вопросов о внесении изменений и дополнений в устав, связанных с увеличением уставного капитала общества в соответствии со ст. 12 и 27 Закона.Общее собрание акционеров в обязательном порядке созывается ежегодно в сроки, определяемые уставом, с соблюдением сроков, установленных законом. Внеочередное общее собрание созывается советом директоров (наблюдательным советом) по собственной инициативе, а также по требованию ревизионной комиссии (ревизора) АО, аудитора общества, акционера (акционеров), которому (которым) принадлежит не менее чем 10% голосующих акций. Собрание может быть проведено как с присутствием акционеров, так и путем проведения заочного голосования (опросным путем). Заочным голосованием могут быть решены многие вопросы жизни АО за исключением избрания совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), утверждения аудитора общества, рассмотрения и утверждения годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков, распределения прибылей и убытков.Решения, принятые общим собранием, обязательны для акционеров. Однако закон предоставляет акционеру право оспаривать решение собрания и требовать по суду признания его недействительным. Признание решения общего собрания недействительным по иску акционера может иметь место, в частности, при несвоевременном извещении (отсутствии извещения) о дате проведения общего собрания; непредоставлении возможности ознакомиться с необходимыми материалами (информацией) по вопросам, включенным в повестку дня собрания, несвоевременном предоставлении бюллетеней для голосования, проводимого заочно.Акционер может обратиться в суд с иском о признании решения общего собрания недействительным при одновременном наличии следующих условий: 1) решение принято с нарушением закона, иных нормативных правовых актов или устава АО; 2) истец не принимал участия в собрании, на котором было принято решение, или голосовал против него; 3) этим решением нарушены права и законные интересы акционера.Не все свои полномочия общее собрание может осуществлять самостоятельно: в ряде случаев действия общего собрания должны быть инициированы советом директоров (наблюдательным советом). В частности, по представлению совета решаются вопросы реорганизации АО - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При добровольной ликвидации общества вопрос также выносится на общее собрание по предложению совета директоров (наблюдательного совета).Компетенция общего собрания акционеров НП определена таким образом, чтобы в наибольшей степени гарантировать участие в ней максимально возможного числа акционеров, являющихся работниками предприятия. Это достигается решением общего собрания о максимальной доле акций НП в общем количестве акций, которой могут в совокупности владеть физические лица, не являющиеся работниками предприятия, и/или юридические лица. Той же цели служит решение о максимальной доле акций в их общем количестве, которой может владеть один работник НП.