p align="left">Большое теоретико-прикладное значение представляет вопрос о классификации органов гражданской юрисдикции. Значимость любой классификации проявляется в том, что она позволяет более глубоко изучить объект исследования, выделить характерные особенности, взаимосвязи общего и отдельного.
Прежде всего, систему гражданской юрисдикции можно подразделить на (1) спорную и (2) бесспорную юрисдикцию. Спорная юрисдикция заключается в разрешении правовых конфликтов и осуществляется органами, уполномоченными на то законом. Спорная юрисдикция осуществляется судами (любого уровня, как федерального, так и уровня субъектов Федерации) и заключается в разрешении правовых конфликтов.
Бесспорная юрисдикция заключается в удостоверении и фиксации бесспорных прав, юридических действий участников гражданского оборота, включая сделки. Такого рода бесспорная юрисдикция осуществляется специальными уполномоченными на то органами (например, органами записи актов гражданского состояния, нотариусами).
В последнее время деятельность органов бесспорной юрисдикции, создаваемых в рамках органов исполнительной власти, и сфера их деятельности значительно расширяются. Так, ГК и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривают создание специальных государственных учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые будут фиксировать соответствующие права. Создание подобной системы предполагается и для государственной регистрации юридических лиц. Такая тенденция достаточно позитивна, поскольку выводит на более высокий уровень фиксацию прав бесспорного характера. Конечно, участники гражданского оборота не лишены возможности соответствующим образом оформить свои отношения, заключив сделку в простой письменной форме. Однако ее удостоверение либо фиксация соответствующим образом выводит взаимодействие сторон на более высокий уровень, создавая дополнительные правовые гарантии как для участников гражданского оборота, так и для общества в целом, облегчая процесс защиты и доказывания факта совершения соответствующих юридических действий.
По общему правилу спорная юрисдикция осуществляется судами, а бесспорная -- иными органами гражданской юрисдикции. Вместе с тем в ряде случаев суды также осуществляют бесспорную юрисдикцию, например при установлении юридических фактов судами общей юрисдикции либо арбитражными судами, когда отсутствуют правовые возможности для установления данного фактического обстоятельства во внесудебном порядке. В соответствии с частью 7 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Подобное полномочие Конституционного Суда РФ также осуществляется в рамках бесспорной судебной юрисдикции.
Аналогичного характера полномочия имеются и у ряда конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Так, в соответствии с Законом Свердловской области "Об Уставном Суде Свердловской области" к его ведению отнесено рассмотрение запросов о соответствии Уставу Свердловской области действий и решений Губернатора Свердловской области. По результатам рассмотрения дела Уставный Суд либо признает действия Губернатора соответствующими Уставу Свердловской области, либо признает их несоответствующими. В период разработки данного областного закона предлагалось изъять данное правомочие у Уставного Суда в связи с тем, что решение подобного вопроса не отнесено к его подведомственности согласно ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Однако подобная деятельность Уставного Суда не относится к правосудию, а связана с необходимостью установления фактического состава бесспорного характера. Поэтому полагаем, что законом субъекта РФ к ведению конституционного (уставного) суда может быть отнесено разрешение и иных вопросов, не связанных с осуществлением правосудия.
Юрисдикция несудебных органов по разрешению споров осуществляется только в случаях, указанных в законе и возможна при установлении правил императивной либо смешанной подведомственности. Так, согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, в любом случае может быть обжаловано в суд.
По порядку взаимоотношений юрисдикционных органов и очередности рассмотрения ими отнесенных к их ведению дел можно различать предварительный и последующий судебный контроль за деятельностью органов несудебной юрисдикции. Это достаточно тонкий юридический механизм, позволяющий дозировать нагрузку, которая возлагается на тот либо иной орган гражданской юрисдикции. Предварительный судебный контроль более демократичен, так как позволяет сразу передать заинтересованным лицам спор на разрешение соответствующего суда. Последующий судебный контроль снижает нагрузку на суды, поскольку либо предоставляет полномочие органам административной юрисдикции в так называемом бесспорном порядке разрешить соответствующее дело (например, списать соответствующую сумму со счета налогоплательщика), либо обязывает заинтересованное лицо обратиться вначале с жалобой в предварительном внесудебном порядке. Тем самым с судов снимается частично нагрузка в связи с возможностью разрешения дела во внесудебной юрисдикции, но в то же время сохраняется в конечном счете право на обращение в суд.
От правильного выбора соотношения предварительного и последующего судебного контроля зависит не только нагрузка на конкретный орган гражданской юрисдикции, но и уровень правовой защищенности участников гражданского оборота. Так, Г. А. Гаджиев полагает, что наличие возможности изъятия имущества без суда не противоречит Конституции РФ, поскольку собственник имеет возможность обратиться в суд.11 Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. С. 154. Однако надо исходить из современных социально-правовых реалий, когда налоговые органы наделены правом оценки юридических обстоятельств, установления фактического состава, принятия решения и его принудительной реализации. Сама же система административного обжалования пока что далека от совершенства, о чем речь пойдет позднее. Поэтому значительным шагом вперед в юридическом анализе данного вопроса явилось постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., которым при рассмотрении полномочий налоговых органов было признано неконституционным право бесспорного взыскания с юридических лиц сумм штрафа, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) без их согласия. Однако Конституционный Суд РФ счел вполне правомерным производить взыскание с юридических лиц недоимки по налогам, а также пени в случае задержки уплаты налога в бесспорном порядке.
Юрисдикционная деятельность различается также на осуществляемую (1) государственными органами и органами местного самоуправления в рамках предоставленных им публично- правовых полномочий либо (2) негосударственными, частноправового характера. Юрисдикция от имени государства осуществляется судами и органами, действующими в сфере исполнительной власти (различными органами, наделенными на то полномочиями -- антимонопольными, налоговыми, таможенными и другими). Они осуществляют правоприменительную деятельность от имени государства и в рамках предоставленных на то полномочий.
Частноправовой характер имеет Юрисдикционная деятельность третейских судов и ряда других органов (при урегулировании коллективных трудовых споров), которые занимаются частным право применением. Это важная характеристика, отражающая возможности не только государственной, но и частной правоприменительной деятельности. Подобная тенденция характеризует развитие гражданского общества, когда самим участникам гражданского оборота предоставляются возможности для разрешения спора в рамках избранной ими правовой процедуры. Частноправовой характер также носит деятельность в рамках само регулируемых организаций (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг, когда СРО вправе применять меры воздействия к конкретным организациям, предусмотренные внутренними документами СРО за нарушение правил и стандартов деятельности на фондовом рынке.
Двойственную природу имеет в рамках данной классификации органов гражданской юрисдикции нотариат и деятельность нотариусов. С одной стороны, полномочия и деятельность нотариусов осуществляются от имени государства, поскольку по целому ряду своих существенных составляющих она носит публично-правовой характер. С другой стороны, нотариальные функции в настоящее время осуществляются не только государственными нотариусами, но и нотариусами, занимающимися частной практикой, деятельность которых основывается на иных правовых началах, большей частью частноправового характера. Выбор оптимального соотношения государственной и частноправовой юрисдикции позволяет снизить нагрузку на государственные органы, переложить расходы по проведению
правоохранительных мероприятий на самих участников гражданского оборота.
Деятельность органов гражданской юрисдикции также подразделяется на осуществляемую в рамках судебной системы (государственные суды) и вне ее (органы исполнительной власти и местного самоуправления, третейские суды, нотариат). Деятельность судов в отличие от других юрисдикционных органов имеет более высокий юридический характер в связи с местом судов в системе государственных органов и осуществлением принципа разделения властей.
По степени процедурной сложности деятельность органов гражданской юрисдикции происходит в рамках процессуальной либо процедурной формы различной степени сложности. Для судов характерна высокая степень урегулированности и сложности основных составляющих их деятельности, что отражается применительно к гражданскому процессу в понятии гражданской процессуальной формы. Подробная характеристика процессуальной формы и ее сущностные характеристики даны в науке гражданского процессуального права К.И. Комиссаровым, другими учеными и вполне современна.11 Комиссаров К.И. Последовательно прогрессивное развитие советского гражданского процессуального права. Свердловск, 1982. С. 4-10. Бесспорно выделение таких признаков гражданской процессуальной формы, как нормативность, непререкаемость и системность. Особое значение имеет такое качество процессуальной формы, как универсальность, отражающее такое ее качество, как способность быть применимой в деятельности самых различных судов. Это видно на примере арбитражного судопроизводства, каждая реформа которого последовательно приближает арбитражный процесс по своим основным составляющим к гражданскому процессу.
Судебная процессуальная форма вместе с тем дифференцируется в зависимости от конкретного органа судебной власти, осуществляющего правосудие.
В настоящее время в связи с изменением системы органов, осуществляющих правосудие, следует говорить не о гражданской процессуальной форме, а в более широком плане -- о судебной процессуальной форме, имеющей в основном общие характеристики в деятельности различных органов судебной власти. Возможна определенная дифференциация по степени сложности (например, исковое и особое производство).
Процедуры, в рамках которых осуществляется деятельность иных (несудебных) органов гражданской юрисдикции, характеризуется различной степенью сложности, обеспечивающей правовые гарантии участникам соответствующих правоотношений. Наибольшей процедурной урегулированностью отличаются нотариальное производство, исполнительное производство и административное производство, связанное с деятельностью органов и должностных лиц, имеющих право наложения административных взысканий. Недостатком оперативно-исполнительской и юрисдикционной деятельности многих органов исполнительной власти является практически полное отсутствие развитых процедурных форм их деятельности. Между тем их наличие выступает в качестве гарантий объективности разбирательства, снижает конфликтность отношений сторон, позволяет во внесудебном порядке разрешить конкретный правовой вопрос. Поэтому процедурная урегулированность деятельности органов административной юрисдикции вполне позитивна и способствует более успешному выполнению возложенных на них функций. Например, достаточно полно урегулирована деятельность антимонопольных органов по проведению разбирательств о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом, система и деятельность органов гражданской юрисдикции достаточно дифференцированы. Вместе с тем общими в системе гражданской юрисдикции являются (1) урегулированность ее законом, в том числе и в части полномочий по юрисдикционной деятельности, которыми наделяются негосударственные органы, (2) разграничение правил подведомственности между различными юрисдикционными органами, (3) осуществление юрисдикционной деятельности в определенной процессуальной или процедурной форме, что отличает ее от непосредственного взаимодействия субъектов гражданского оборота. В настоящее время проблемы взаимосвязей частного права и системы гражданской юрисдикции существенно усложнились, что определяется целым рядом обстоятельств. Обозначилось довольно резкое отставание развития системы гражданской юрисдикции от потребностей гражданского оборота. Ушла в прошлое имевшая место в конце 80-х годов тенденция к идеализации судебной системы и ее возможностей в становлении правового государства, укреплении законности в гражданском обороте и в целом в обществе. Функционирование судебной системы показало необходимость ее реформирования и развития. В настоящее время разные звенья системы гражданской юрисдикции имеют различную степень готовности к современным потребностям. Исполнительное производство как форма деятельности органов гражданской юрисдикции претерпела существенные изменения, выведена из сферы судебной власти и отнесена к ведению органов исполнительной власти. Развивается система частного правоприменения в третейских судах, когда сами участники гражданского оборота берут на себя инициативу и расходы по разрешению конфликта между ними. Определенные проблемы существуют в рамках нотариального производства, что требует своего правового решения.
Что касается судов общей юрисдикции в части разрешения ими гражданских дел, то стало уже общим правилом говорить о крайне сложном их положении. Некоторые из них связаны с недостаточным финансированием, а некоторые -- с необходимостью совершенствования процессуальной формы в сторону ее большей дифференциации и развития.
2.3. Основные взаимосвязи реформы частного права и системы гражданской юрисдикции.
Здесь можно отметить целый ряд составляющих реформы частного права, оказавших и оказывающих прямое либо косвенное влияние на реформу системы гражданской юрисдикции.
1) В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Подобная новая философия частноправового регулирования, связанная с более полным осуществлением принципов диспозитивности, определяет необходимость построения системы судебного 11 процесса на началах диспозитивности и состязательности, отказа от активного участия суда в процессе доказывания, трансформации принципа процессуальной активности суда в принцип судейского руководства.
Снижение степени государственного вмешательства в частноправовые отношения определяет пересмотр таких институтов гражданского и арбитражного процесса, как участие органов исполнительной власти и прокурора в суде (ст. 41, 42 ГПК РСФСР, ст. 41, 42 АПК). Вместе с тем полное устранение государства от вмешательства в частноправовые отношения невозможно, что определяет собой существование проблемы защиты публичных и общественных интересов в суде.
Одновременно развитие гражданского оборота и диспозитивность гражданских прав обусловливают развитие системы частного правоприменения, прежде всего в рамках третейского разбирательства.
2) Изменение самих принципов построения судебной власти, разделение властей обусловили изменение места судебной практики, признание судебного прецедента в качестве источника правового регулирования. Подобный подход к судебной практике как источнику правового регулирования, оказывающего воздействие на исполнительную и законодательную власть, вполне соответствует концепции судебной власти. В условиях неустойчивой правовой системы, наличия большого числа субъектов, находящихся в отношениях координации, судебная власть может сыграть в определенной мере роль интегрирующего начала.
Суды путем прецедентного регулирования способны оказать позитивное воздействие на становление новой правовой системы, выработку единых правил поведения в однотипных фактических ситуациях. Плодотворность концепции судебного прецедента как источника правового регулирования объясняется рядом причин, в том числе и тем, что правовое регулирование имеет определенные пределы детализации. Сфера гражданско-правовых отношений "обречена" быть прецедентной, поскольку за определенными рамками конкретизации закон рискует превратиться в трудно понимаемый даже специалистами свод юридических казусов.
Вряд ли наступит момент, когда можно будет сказать - эта правовая общность совершенна и не нуждается в развитии. Создание права, в том числе и частного, есть непрерывный процесс приближения к его все новому и новому качественному состоянию, которое питается постоянной динамикой действий участников гражданского оборота, отраженной в том числе и в судебной практике.
Поэтому возникает проблема теоретико-прикладного характера, связанная с определением пределов и возможностей воздействия судебной практики на процесс правотворчества и право реализации. Вопрос следует скорее обсуждать не в плоскости того, является ли судебный прецедент источником права, а в ином направлении, а именно, решения каких органов судебной власти создают прецеденты, в каких пределах и для кого они обязательны.11 Ярков В.В. Судебная власть и защита личности в гражданском процессе // Правоведение. 1992 № 1. С. 47.
3) Современное гражданское законодательство характеризуется большей степенью абстрактности и обобщенности регулирования. Для него характерно значительное число норм с относительно определенными и неопределенными элементами. Например, ГК РФ содержит такие положения как разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений (ст. 10 ГК), и целый ряд подобных категорий, требующих конкретизации в судебной практике, придании юридической значимости самым различным фактическим обстоятельствам по усмотрению суда.
Поэтому возрастает роль судебного усмотрения и связанного с ним судебного толкования, что требует совершенно иного подхода судей к разрешению гражданских дел, творческого применения права, когда законодательство не содержит прямых ответов на фактические ситуации, являющиеся предметом судебного разбирательства. Все это требует принятия серьезных мер по повышению качества судейского корпуса, способного не только на догматическое, но и доктринальное применение права.
4) Переход к состязательной модели гражданского процесса также обусловлен изменениями, происшедшими в нашем обществе. Современной модели гражданского общества и роли суда как органа судебной власти соответствует отказ суда от вмешательства в состязание сторон, предоставление сторонам равных возможностей по защите своих прав и интересов. Однако одним провозглашением принципа состязательности не обеспечить его реальное действие на практике. Необходимо решение целого комплекса вопросов с тем, чтобы обеспечить состязательность в условиях фактического равенства правовых возможностей сторон. Возникает вопрос о защите прав экономически слабой либо - юридически неосведомленной стороны, которая не в состоянии воспользоваться правовой помощью представителя в суде.
5) Повышение самостоятельности участников гражданского оборота, свобода договора обусловливают необходимость фиксации важнейших юридических действий в различных процедурных формах, например в рамках нотариального производства, либо процедур государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такая фиксация либо удостоверение обеспечивают выполнение нескольких задач одновременно.
Во-первых, обеспечивается правомерность деятельности участников гражданского оборота, поскольку при несоблюдении положений действующего законодательства участникам гражданского оборота должны отказать в регистрации либо удостоверении соответствующих юридических действий. Тем самым правовое взаимодействие участников гражданских правоотношений в рамках гражданско-правовых процедур происходит на более высоком уровне, служит интересам защиты прав его участников, в том числе экономически слабой либо юридически неосведомленной стороны
Во-вторых, обеспечивается возможность доказывания правовых действий участников гражданского оборота, поскольку такая фиксация свидетельствует о самом факте и времени совершения юридических действий сторон.
В-третьих, обеспечиваются фискальные интересы государства, поскольку надлежащим образом зафиксированные юридические действия участников гражданского оборота в случае необходимости их налогообложения не могут быть скрыты.
Вместе с тем при определении видов юридических действий участников гражданских правоотношений, подлежащих государственной регистрации, нотариальному удостоверению либо фиксации в иной процедурной форме, должно производиться с учетом потребностей гражданского оборота. Так, снятие требований по нотариальному удостоверению доверенностей на право распоряжения автомототранспортом и на распоряжение недвижимостью способно вызвать рост правонарушений.
6) Усложнение отношений гражданского оборота, большая специализация нормативных предписаний обусловливает специализацию судебной системы и судебных процедур, их рационализацию, развитие квазисудебных процедур, нотариата. Так, специфика предпринимательской деятельности обусловила существование системы арбитражных судов, развитие третейского разбирательства (арбитража).
Как справедливо отмечал С. А. Хохлов, нормы ГК РФ в части восполнения денежных потерь кредитора дают основу для введения упрощенной судебной процедуры взыскания денежной компенсации и оперативной защиты его интересов. Между тем такие меры оперативной защиты кредитора имеются только в гражданском процессе (судебный приказ), но до сих пор не введены в арбитражное судопроизводство, хотя значительную часть арбитражных дел занимают споры из кредитных и расчетных отношений.
7) Развитие гражданского общества и политической системы обусловило снятие каких-либо ограничений на возможность обращения в суд. Право на судебную защиту стало пониматься как право абсолютное, реализуемое в качестве общего дозволения. Все это вызвало изменение правил подведомственности, ее критериев и правил.
8) Появление новых частноправовых способов защиты гражданских прав обусловило необходимость развития исковых форм защиты гражданских прав. Так, развитие системы акционерных обществ, отделение управления от капитала обусловили появление в гражданском законодательстве правил о косвенных исках как форме защиты прав акционеров и акционерных обществ в связи с возможной недобросовестностью действий их управляющих.
Развитие фондового рынка, банковской системы, становление системы оказания услуг привели к возможности нарушения прав больших групп участников гражданского оборота одним и тем же лицом. В силу этого появился институт защиты неопределенного круга лиц (групповых исков), который позволяет более эффективно защищать интересы больших групп граждан.
9) Новый статус субъектов гражданского оборота, изменение положений о гражданской правоспособности и дееспособности (а также в трудовом, семейном, кооперативном и иных отраслях российского законодательства) требуют адекватных изменений требований о гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности.
10) Расширение возможностей, с помощью которых допускается фиксация отношений сторон, требует расширения круга средств доказывания в судопроизводстве. Так, согласно ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Все это определяет необходимость изменения правил доказывания, учитывающих появление новых форм фиксации правовых отношений участников гражданского оборота.
11) Появление и развитие новых форм и объектов права собственности, изменение характера ответственности субъектов предпринимательской деятельности, изменения оснований принудительного исполнения и ряд других обстоятельств определили необходимость реформы системы исполнительного производства.
Как видно, степень и пределы воздействия частного права на формирование процессуальных отраслей права многообразны и отражаются в "правовой материи" процесса самым различным образом.
На доктринальном уровне необходимо очертить формы взаимодействия материального и процессуального права, имея в виду, что такое взаимовлияние носит двусторонний характер. Во-первых, такое воздействие частного права не столь однозначно в связи с тем, что процессуальное право является в большей степени правом публичным, поскольку представляет собой в современных условиях систему норм, регулирующих прежде всего и в основном деятельность суда. Последовательное развитие частноправового начала в методе процессуального регулирования означает усиление активности сторон и возможности влияния их распорядительных действий на динамику гражданского и арбитражного процесса. Так, в развитии судопроизводства большую роль должны играть акты саморегуляции поведения сторон, их влияние на подготовку дела к разбирательству, формирование доказательственного материала, совершение действий по приостановлению процесса, его окончанию без вынесения судебного решения, порядок оплаты расходов и решение иных процессуальных вопросов. Стороны и суд должны иметь равные возможности в решении различных процессуальных вопросов с тем, чтобы каждое действие суда могло быть оспорено заинтересованным участником.
Во-вторых, не только материальное право определяет правовые режимы и конкретные варианты правового регулирования в процессуальном праве, но имеют место и обратные связи, когда отсутствие процессуальных форм защиты прав тормозит развитие соответствующих новых сфер материального права.
Гражданское и арбитражное судопроизводства представляют собой функционально взаимосвязанный большой фактический состав, включающий в себя множество разнообразных процессуальных юридических фактов, порождающих правовые последствия как в комплексе с другими фактами, так и вне их. Иначе говоря, гражданский процесс есть модель обеспечения реализации, в том числе принудительной. Процессуальное право по своей правовой природе должно содержать развитые правовые процедуры реализации правовых норм в зависимости от различных фактических ситуаций. При отсутствии либо недостаточности средств принудительного воздействия, отсутствии юридико-фактических моделей поведения в конкретных правовых ситуациях защита материального права становится либо затруднительной либо невозможной.
В-третьих, следует иметь в виду, что развитость процессуального права и вообще правовых процедур является одним из основных показателей качества правовой системы, отражает степень ее зрелости, цивилизованности, достижения общей и правовой культуры. Опыт показывает, что любая нормальная демократически организованная деятельность возможна лишь в упорядоченной процессуальной форме. Ее же отсутствие значительно тормозит, а в ряде случаев делает такую работу невозможной, сводит на нет позитивные положения материального права. Все это отражает ценность процессуального права и процедур с современной правовой системе России.
На нормотворческом уровне важно избежать узковедомственного подхода, отражающего интересы каких-либо профессиональных групп, а исходить из социального назначения процессуального права -- оно не только и не столько инструмент деятельности суда, а прежде всего средство защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, инструмент согласования интересов различных социальных групп, обеспечивающий возможность их правомерного поведения.
Процессуальное законодательство в правореализационном аспекте должно быть удобно не только для правоприменителя, но прежде всего для лиц, ради которых создана и функционирует судебная система. Вместе с тем необходим учет интересов правоприменителей -- конкретных судей не только путем простого «обязывания», а через создание системы различных правовых, организационных, материальных, психологических и иных предпосылок их заинтересованности в полной и безусловной реализации процессуального регламента.
На уровне право реализации учет связей норм материального и процессуального законодательства определяет необходимость точного выбора процессуальной нормы, опосредующей применение конкретных нормативных предписаний. Здесь значительную роль играет судебная практика, которая в условиях существования пробелов в процессуальном праве позволяет восполнить недостатки правового регулирования.
2.4. Основные подходы к правотворчеству в гражданском процессуальном праве
Начало судебно-правовой реформы, обновление материального законодательства и, конечно, главное -- изменение социально-экономических условий и приоритетов, возврат в общемировое русло развития определили необходимость реформы судоустройства и судопроизводства. За прошедшее время накоплен большой теоретический и практический материал, существенной реформе подвергнута система арбитражного и гражданского процесса, возникли системы конституционного правосудия на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
Методологические изменения подходов к деятельности суда с позиций судебной власти качественно изменили суть вопроса. Суд теперь не просто орган борьбы с правонарушениями, осуществляющий также воспитательную и профилактическую работу, разрешающий споры и конфликты, но является теперь органом власти, уравновешивающим законодательную и исполнительную власть. Признание принципа разделения властей в качестве одного из существенных несущих в конструкции новой правовой системы требует формирования юридических условий его реализации. Пока что баланс властей в современном праве не выдержан и имеет преимущественный крен в сторону прежде всего исполнительной власти. Таким образом, нашей стране предстоит пройти длительный путь развития, связанный со становлением в обществе правовой культуры, с пониманием роли и значения суда в обществе как социальной ценности высшего порядка, наличием общественной потребности и востребования суда как органа власти.
Правотворчество в сфере процессуального законодательства можно свести к выбору наиболее оптимальных моделей процессуальной деятельности суда и участников процесса, позволяющих достигнуть необходимого правового результата. Ведь судопроизводство представляет собой функционально взаимосвязанный большой фактический состав, включающий в себя множество разнообразных процессуальных юридических фактов, порождающих правовые последствия как в комплексе с другими фактами, так и вне их. Конечным результатом гражданского процесса как фактического состава является разрешение дела по существу и вынесение судебного решения.
К достижению данной цели можно стремиться различными путями. Поэтому важным является поиск путей для сокращения числа составляющих развернутого фактического состава, который представляет из себя модель процесса. Сокращение отдельных элементов фактического состава, исключение ряда фактов также позволяют достичь необходимого правового результата. На этом основаны такие институты процессуального права, как заочное и приказное производство.
При определении основных подходов к совершенствованию процессуального законодательства на выбор приоритетов в ходе выявления наиболее юридически значимых фактов, нуждающихся в закреплении в нормах права, могут оказать и уже оказывают, на наш взгляд, ряд существенных факторов. Первый. Резкое обозначение интересов конкретных социальных и политических групп, стоящих за тем либо иным законопроектом, правовой новацией. Правотворчество все более и более обслуживает интересы конкретного заказчика, которым может быть не только финансовая или промышленная группа, но чаще всего и конкретное ведомство.
Подход к нормотворчеству становится узко профессиональным и отражающим интересы соответствующих групп, заинтересованных в том либо ином правовом решении. Многие юристы выступают, порой невольно, не как представители юридической науки, а в качестве лоббистов, защищающих корпоративные интересы конкретных структур (например, конкретных органов исполнительной власти). Опасность такой тенденции еще в начале современной правовой реформы отмечали многие ученые, например Н. А. Чечина.11 Чечина Н.А. Основные направления развития науки советского Гражданского процессуального права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. С. 103.
Второй фактор. К сожалению, снизился уровень теоретической проработки актуальных проблем юридической науки, почти не прогнозируются и не оцениваются последствия тех либо иных предлагаемых или уже принятых правовых новаций. Многие работы пишутся по принципу куплетиста «Утром -- в газете, вечером -- в куплете», откликающиеся на злобу дня.
Одним из следствий такого состояния юридической науки (наряду с другими причинами) является снижение концептуального, содержательного и юридико-технического уровня законодательства. Узкопрофессиональный подход к законодательству ведет к некомплектности правового регулирования, простому «затыканию дыр», быстрому решению конкретных вопросов, нуждающихся в юридической регламентации. В законодательстве нарастает несогласованность, противоречия между нормами различных актов, регулирующих деятельность в одной и той же сфере отношений, что приводит и к элементарному браку в процессе правотворчества.
В этой связи вызывает недоумение категоричность суждения о том, что практика выступает критерием истинности любого знания в сфере права.11 Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. М.: Юрид. лит., 1991. С. 65. Не всякая практика может выступать в качестве ориентира науки. Нередко противопоставление юридической науки и действительности идет от не понимания целей и задач науки, равно как и от нежелания ряда представителей практики выполнять действительно те функции, которые вытекают из социального и правового значения места представляемых органов в правовой системе, а из желания сохранить узковедомственные удобства.
Поэтому в процессе нормотворчества в процессуальном праве следует исходить из того, что уровень правовой защищенности личности в судопроизводстве должен соответствовать понятию судебной власти и правосудия и их социальных функций в обществе. Нельзя забывать о главном -- насколько эффективно и рационально обеспечиваются интересы тех лиц, которые прибегают к помощи правосудия по гражданским делам с целью разрешения правовых конфликтов, ради которых создана и существует судебная система.
Судебная власть в настоящее время находится в процессе своего становления. Поэтому усилия как практиков, так и правоведов в первую очередь должны быть направлены на ее правовое оформление, регламентацию и укрепление гарантий независимости. Может возникнуть вопрос -- надо ли именно сейчас говорить о гарантиях прав участников процесса от судебной власти, которая еще становится. Представляется, что рассмотрение и разрешение этой проблемы вполне правомерно и своевременно
именно сейчас, так как при не учете данного фактора при построении новой системы процессуального права придется переделывать уже сделанное, что гораздо труднее. Следует стараться предвидеть все возможные последствия различных вариантов развития законодательства, которые могут быть реализованы или уже реализуются.
Третий фактор. В последние годы появилась тенденция идеализации возможностей права, своеобразная «юридическая эйфория», в основе которой лежит предположение, что принятие множества новых законов сможет быстро изменить нашу действительность. Однако здесь не учитывается устойчивость сложившихся в обществе стереотипов мышления и поведения, которые меняются крайне медленно. Надежды на "правовую революцию сверху" могут оказаться бесплодными.
Четвертый фактор. Порой имеет место идеализация судебной системы и ее возможностей. Стало достаточно общим местом отмечать в качестве достоинства нового законодательства расширение судебной защиты и подчеркивать ее увеличение. Казалось бы, осуществились те предложения, на реализации которых настаивали многие поколения юристов в советский период. Но следует при этом задать вполне правомерный вопрос -- готова ли судебная система в целом и отдельные судьи к такому повороту, смогут ли они выдержать новые нагрузки. Анализируя постоянное расширение судебной компетенции, складывается впечатление, будто законодатель предполагал, что - судьи только и ждали этого момента и теперь с готовностью и радостью примутся решать новые дела, отнесенные к их подведомственности. Но это отнюдь не так. Есть огромное количество слагаемых судебной деятельности и судебной власти, в числе которых правовые средства играют большое, но не решающее значение. Нуждаются в совершенствовании не только процессуальные нормы как своеобразный рабочий механизм практического осуществления судебной власти. Здесь масса проблем, которые нуждаются в решении, и о них речь идет далее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания дипломной работы автором глубоко и всесторонне был изучен институт гражданского права, начиная с принятия Гражданского кодекса 1922 года и его влияние на развитие гражданских отношений того времени и кончая действующим гражданским правом.
В России частное право как #M12291 841502678область#S, закрытая для произвольного, всеобъемлющего вмешательства государства, существовало лишь с конца 60-х годов Х1Х в. до 1918-20 г.г., ибо советское гражданское право основывалось на известной ленинской установке о непризнании ничего частного в области хозяйства (экономики). В советский период имелись теоретические попытки раздробления единого гражданского права и обособления #M12291 841501791хозяйственного права#S, призванного «комплексно» регулировать «планово-стоимостные», т.е. «публично-частные» отношения в тогдашней государственной, планово-централизованной экономике. #M12291 841500040Основные начала единого частного (#M12291 841501998гражданского) права#S в систематизированном виде теперь законодательно закреплены новым Гражданском кодексе РФ.
Как самостоятельная #M12291 841502542отрасль права#S гражданское право регулирует, во-первых, имущественные отношения, возникающие по поводу #M12291 841500731имущества#S - материальных благ, имеющих экономическую форму товара; во-вторых, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. И те, и другие отношения основаны на отсутствии подчиненности их участников друг другу, автономии (независимости) их воли, инициативе и имущественной самостоятельности, т.е. возникают по воле независимых друг от друга субъектов (граждан, юридических лиц, государства и других публично-правовых образований), имеющих собственное имущество и преследующих собственный (в этом смысле - частный) интерес. Поэтому отношения, урегулированные нормами гражданского права, называются частными (частноправовыми). Объектом всех этих отношений являются материальные и #M12291 841502383нематериальные блага#S в экономической форме товаров, а сами эти отношения имеют товарно-денежный характер. Кроме того, гражданское право защищает неотчуждаемые права и свободы человека и другие принадлежащие ему #M12291 841502383нематериальные блага#S.#M12291 841502383
Имущественные отношения, входящие в предмет гражданского права, могут выражать: 1) принадлежность имущества #M12291 841502481определенным#S лицам, оформляемую категорией #M12291 841501420вещных прав;#S #M12291 8415001122) управление имуществом определенных организаций, оформляемое категорией #M12291 841501005корпоративных прав#S (корпоративных правоотношений); 3) переход имущества от одних лиц к другим, оформляемый категорией #M12291 841502725обязательственных прав#S (#M12291 841502727обязательств#S). Неимущественные отношения, входящие в предмет гражданского права, связаны с имущественными и оформляются с помощью категории исключительных прав (авторских, #M12291 841502587патентных#S и т.п.), включающих в себя как имущественные (отчуждаемые), так и чисто неимущественные (неотчуждаемые, личные) элементы (#M12291 841500108правомочия#S).
Гражданское право регулирует входящие в его предмет отношения путем признания за их участниками юридического равенства, предоставления им возможности самостоятельно, по своей инициативе и в собственных интересах осуществлять, в том числе распоряжаться принадлежащими им правами и #M12291 841502718обязанностями#S, устанавливая независимый от участников порядок разбирательства их споров и имущественный характер их взаимной ответственности. Эти признаки характеризуют особенности метода гражданско-правового регулирования.
Новый ГК РФ является третьим в российской истории. До Октябрьской революции 1917 г. гражданское законодательство Российской #M12291 841500723империи#S не было кодифицированным. #M12291 841502725
Первый ГК РСФСР 1922 г. знаменовал собой переход к нэпу; второй ГК РСФСР 1964 г. был принят на базе #M12291 9004020Основ гражданского законодательства #SСоюза ССР и союзных #M12291 841501161республик#S 1961 г. и отражал государственный, плановый характер тогдашней экономики и другие особенности прежнего общественного строя.
Действующий ГК РФ имеет основополагающее значение не только в связи с общим характером содержащихся в нем правил, применяемых, в частности, и при отсутствии специальных законодательных предписаний, но и благодаря правилу о том, что все иные гражданские законы, либо законы, содержащие нормы #M12291 841501998гражданского права#S, должны соответствовать предписаниям ГК (которыми и следует руководствоваться при наличии таких противоречий).
Подводя итоги всему вышеизложенному, автору работы хотелось бы остановиться на следующих моментах.
1. В период становления гражданского права, то есть после 1917 года гражданское право защищало в основном только государство и не существовало частного права
2. С развитием государства основные положения гражданского права сохранились, кроме того, во второй главе подробнейшим образом описаны порядок действия гражданского права на сегодняшний день и его взаимоотношение с частным правом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антимонов В.С. Конституция РСФСР 1918 года и советское гражданское право // Труды научной сессии, посвященной сорокалетию Конституции РСФСР 1918 года. 5-7 июля 1958. М., Госюриздат, 1959. С. 81 - 110.
2. Антимонов В.С., Граве К.П. Советское наследственное право. М., Госюриздат, 1955. 38 с.
3. Александровский С.В. Итоги законодательной работы ВЦИК в области гражданского права // Жизнь Сибири. 1922. № 3. С. 95 - 110.
4. Беман Я. Марксизм и гражданский кодекс // Советское право. 1922. С. 80 - 93.
5. Бернэм У., Решетникова И. В., Яркое В. В. Судебная реформа: проблемы гражданской юрисдикции. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 1996 // Вестник Гуманитарного университета. Серия "Право". 1996. № 1. 193.
6. Вавин Н. Договор купли-продажи по Гражданскому кодексу // ЕСЮ. 1923. № 1-3, 7-3, 10.
7. Варшавский К.М. Гражданское право в СССР. Сб. стат. М., 1924. 120 с.
8. Венедиктов А.В. Советское гражданское право в период проведения Октябрьской Социалистической Революции 1917-1918 гг. М., Госполитиздат, 1957. 297 с.
9. Гражданский кодекс РСФСР. 1922 г., октября 31. Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета // Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1917 - 1991 гг. М., Зеркало, 1997. С. 110 - 179.
10. Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рябинович Н.В. История советского гражданского права 1917 - 1947 гг. Госюриздат, 1949. С. 335 - 336.
11. Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. 154 с.
12. Генкина Э.Б. Протоколы Совнаркома РСФСР как исторический источник для изучения государственной деятельности В.И. Ленина. М., Юридическая литература, 1952. 130 с.
13. Гойхбарг А.Г. Основы частного имущественного права. М., 1924. 120 с.
14. Гойхбарг А.Г. Ленин и советское право // Советское право. 1924, № 2. 15 с.
15. Гойхбарг А.Г. Хозяйственное право РСФСР. Т. 1. М. - Пг., 1923. 158 с.
16. Гуляев А.М. Основные положения общей части Гражданского кодекса и субъекты права по Гражданскому кодексу // Техника, экономика, право. Киев, 1924. С. 43 - 52.
17. Декрет о земле. 1917 г., октября 27 // Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1917 - 1991 гг. М., Зеркало, 1997. С. 10 - 12.
18. Декрет СНК о разверстке зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства, между производящими губерниями. 1919 г., декабря 12. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1917 - 1991 гг. М., Зеркало, 1997. 380 с.
19. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. 1921 г., марта 21. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1917 - 1991 гг. М., Зеркало, 1997. 380 с.
20. Добров А. Статья первого Гражданского кодекса // Право и жизнь. 1927. Кн. 1. 3 - 10 с.
21. Иоффе И.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Ч. 1 и 2. Л., Наука, 1975. Ч. 1 - С. 294; М., Юрид. лит. 1978. Ч. 2. 310 с.
22. Исаев И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР. М., Мысль, 1986. 195 с.
23. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. 1936 г., декабря 5. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1917 - 1991 гг. М., Зеркало, 1997. 380 с.
24. Кореневская Е.И. Становление высших органов советского государственного управления. М., 1975. С. 72 - 73.
25. Курицын В.М. Переход к НЭПу и революционная законность. М., Наука, 1072. 265 с.
26. Ленин В.И. Биографическая хроника. М., Политиздат, 1970 - 1982. Т. 1. 12 с.
27. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти // Полн. собр. соч. Т. 36. 208 с.
28. Левина Л.М. К истории Гражданского кодекса РСФСР // Автореферат. Дисс. конд. юр. наук. М., 1950. 25 с.
29. Маковский А.Д. Развитие кодификации Советского гражданского законодательства. М., Юрид. лит., 1968. 104 с.
30. Новицкий И.Б. История советского гражданского права. М., Госюриздат, 1957. 298 с.
31. Новицкий И.Б. Обязательственное право. М., 1925. С. 8 - 9.
32. Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в Советской России 1920 - 1922 гг. М., Изд-во Моск. ун-та., 1989. 118 с.
33. Пугинский Б. И.,Сафиуллин Д. Н. Правовая экономика: проблемы становления. М.: Юрид. лит., 1991. 65 с.
34. Рейснер М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. М., 1925. Т. 1. 224 с.
35. Рязановский В. А. Единство процесса. М.: Городец, 1996. 155 с.
36. Собрание узаконений РСФСР. 1920, № 87. 442 с.
37. Свердлов Г.М. К истории гражданского и хозяйственного законодательства // Сов. государство и право. 1959, № 9. 150 с.
38. Серебровский В. Страховой интерес в Гражданском кодексе // Право и жизнь. 1924. Кн. 2 - 3.
39. Серебровский В. Развитие советского законодательства в РСФСР // Право и жизнь. 1927. Кн. 8 - 10.
40. Серебровский В. Наследственное право. М., 1925. С. 5 - 7.
41. Стучка П.И. Классовое государство и гражданское право. М., 1924. С. 54 - 55.
42. Стучка П.И. Курс советского гражданского права. М., 1926. Т. 1. 178 с.
43. Стучка П.Н. Народный суд в вопросах и ответах. М. - Пг., 1918. 60 с.
44. Суханов Е.П. Общие тенденции развития гражданского права зарубежных европейских стран - членов СЭВ. Автореф. докт. юрид. наук. М., 1986. С. 34 - 37.
45. Чистяков О.И. Правовое закрепление экономических завоеваний Октябрьской Революции // Вестник Моск. ун-та. Сер. право. 1979, № 5. С. 10 - 24.
46. Хохлов С. А. Концептуальная основа части второй Гражданского кодекса // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. 238 с.
47. Швеков Г.В. Преемственность в праве. М., Юрид. лит., 1983. 213 с.
48. Шехватов Б.Н. Ленин и советское государство. Деятельность В.И. Ленина по совершенствованию государственного управления 1921 - 1922 гг. М., Госюриздат, 1960. 235 с.
49. Яркое В. В Судебная власть и защита личности в гражданском процессе // Правоведение. 1992 № 1. С. 47 - 49.
50. Яркое В. В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права. Екатеринбург, 1992. 146с.
Предисловие
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена анализу вопросов влияния реформы частного права на систему и современное состояние органов гражданской юрисдикции. Понятно значение данной проблемы для развития российской государственности, становления правового государства и гражданского общества. К сожалению анализ проблем судебной реформы велся применительно к отдельным органам судебной власти, а также без учета возможностей других органов гражданской юрисдикции в данной сфере. Кроме того, не до конца понято и осмыслено влияние реформы частного права, сам «новый дух» гражданско-правового регулирования применительно к системе органов гражданской юрисдикции. Отставание в осуществлении судебной реформы и всей системы гражданской юрисдикции сдерживает развитие частноправовых отношений, не дает участникам гражданского оборота использовать новые правовые возможности, предоставленные им Гражданским кодексом РФ. В самом деле, если судебные процессы тянутся порой годами, а полученное на руки судебное решение невозможно исполнить, то все это резко снижает эффективность правового регулирования, подрывает доверие к новым правовым институтам Гражданского кодекса РФ, пусть невольно, способствует криминализации гражданского оборота.
Именно этот аспект и выбран в качестве второго раздела который раскрывается в данной дипломной работе. Дипломная работа содержит два раздела. В первом разделе освещается становление и взаимодействие гражданских отношений на основе Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, а во втором разделе раскрывается современные гражданские взаимоотношения.
#G0СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ #M12291 841500049ПРАВО#S - самостоятельная правовая система, развивавшая в России (СССР) после Октябрьской Революции и которая после Второй мировой войны была воспринята другими коммунистическими #M12291 841501644государствами#S. С.п. отличается от других правовых систем господством #M12291 841501613государственной собственности#S на средства производства, политическим господством коммунистической партии, отрицанием различий между публичным и #M12291 841501824частным правом#S, и подчеркиванием концепции права как силы, способствующей построению коммунистического общества.
Советский режим формально отменил все царское #M12291 841500603законодательство#S в 1918 и начал предпринимать усилия по созданию нового социалистического законодательства, которое должно было действовать вплоть до полной победы коммунизма.
Как и в континентальной #M12291 841500355системе права#S, главным источником С.п. являлось законодательство; обычай имел весьма ограниченное применение в #M12291 841502002гражданском обороте#S, судебные #M12291 841501171решения#S (высших #M12291 841500469судов#S) хотя и публиковались, служили скорее разъяснением по #M12291 841501908применению норм права#S, чем его самостоятельным источником. Основные контуры #M12291 841500352системы законодательства#S были заложены в #M12291 841502507Основном Законе#S - Конституции. Сменявшие друг друга конституции СССР 1924, 1936 гг. отразили в себе #M12291 841502481определенную#S эволюцию С.п.
В сфере хозяйственной жизни центральной категорией С.п. была социалистическая («общенародная») собственность, выступавшая в государственной и #M12291 841501001кооперативной#S форме. Поскольку #M12291 841501821частная собственность#S на основные средства производства была упразднена, законодатель стремился всячески подчеркнуть приоритетное значение социалистической #M12291 841501771формы собственности#S, устанавливая за покушение на нее более строгую ответственность, чем за покушение на личную, «непроизводительную» собственностью. Важной тенденцией было также появление наряду с сохранившимся #M12291 841501998гражданским правом#S концепции #M12291 841501791хозяйственного права#S, которое должно было регулировать хозяйственный оборот административными методами. Следуя установке #M12291 841501052Ленина#S, что для советского законодателя «не существует ничего частного», С.п. закрепляло глубокое вмешательство государства в сферу гражданских, семейных и трудовых отношений. #M12291 841501998Гражданское право#S с конца 1920-х годов предельно ограничивало #M12291 841500728имущественные права#S граждан и почти полностью лишало их возможности получать доходы в несоциалистическом секторе хозяйствования.
В целом опыт развития социалистического права носил негативный характер, принципиально расходясь с магистральным направлением развития общечеловеческой цивилизации.
ЧТО БЫЛО В ВВЕДЕНИИ
В этой дипломной работе дается оценка гражданских прав и обязанностей и становление основ гражданского права существовавших в период становления гражданского права, то есть в период, когда был принят Гражданский кодекс РСФСР 1922 года и делается сравнение и анализ действующего в настоящее время гражданского права.
Именно этот аспект и выбран в качестве второго раздела который раскрывается в данной дипломной работе. Дипломная работа содержит два раздела. В первом разделе освещается становление и взаимодействие гражданских отношений на основе Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, а во втором разделе раскрывается современные гражданские взаимоотношения.
ЗДЕСЬ ВНЕСТИ ПРО НЫВЫЙ КОДЕКС
В настоящей дипломной работе как раз и предпринимается попытка переосмыслить государственно-правовые отношения изучаемого периода. К оценке исторических явлений подойти чуть больше с общечеловеческих позиций. Такой подход оказывается необходимым не только к законодательным актам того периода, но и ко всей исследовательской исторической литературе советского периода.
В оценке нормативных документов 20-х годов приходится учитывать двойственный подход, реализуемый в реформах того времени. С одной стороны, ориентир на победу социалистической (государственной) собственности, с другой - стремление активизировать старые уклады хозяйства, в том числе и частнокапиталистический. Гражданский кодекс 1922 года устанавливал: гражданские права охраняются в обществе в соответствии с их социально-хозяйственным назначением. Закреплялись и права граждан независимо от пола, национальности, вероисповедания: организация торговых и промышленных предприятий, избрание разрешенных законом занятий, приобретение и отчуждение имущества, свободное передвижение по территории России. Имущественные права предоставлялись гражданам в целях установления четких взаимоотношений государственных органов с производственными объединениями и частными лицами.
Гражданский кодекс закреплял новые производственные отношения, государственную собственность на средства производства, в то же время предоставлял возможность проявления производственной инициативы, в том числе частной предпринимательской инициативы в целях развития производительных сил страны.
Переход к новой экономической политике положил начало курсу смешанной экономики. По существу легализовался частнокапиталистический и государственно-капиталистический уклады хозяйства. Перед законодателями возникла задача кодификации основ гражданского права с учетом НЭПа. Изменения, которые произошли в жизни страны в связи с новой экономической политикой, настоятельно требовали изменений в области гражданского права. Гражданский кодекс как раз и удовлетворял эту потребность.
Дипломная работа состоит из владения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, хронологические рамки, рассматривается историография, проблемы, новизна и значимость.
В первом разделе прослеживается история создания основ гражданского права с 1917 по 1920 годы.
Во втором разделе рассматривается современное состояние гражданского права.
В заключении подводятся итоги исследования.
#G0ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС (ГК) - главный акт #M12291 841502007гражданского законодательства#S, нормы которого в единой системе регулируют всю совокупность гражданско-правовых отношений и определяют содержание всех других актов гражданского законодательства и гражданско-правовых норм, содержащихся в иных законодательных актах.
С. А. Хохлова. М., 1998. С. 35.
Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. с. 151 - 152.
Шакарян М. С. Субъекты советского гражданского процессуального права. М., 1970. С. 85, 86.
Сергун А. К. О процессуальной правоспособности // Сов. государство и право. 1974. № 2. С. 37.
Юков М. К. Связи норм гражданского и гражданского процессуального права // Вопросы развития и защиты прав граждан. Калинин: Изд-во Калининского ун-та,1977. С. 66--75.
Осиное Ю. К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973. С. 26.
Васъковский Е. В. Курс гражданского процесса. Том 1. М., 1913. С. 484, 486, 487.
Семенов В. М. К вопросу о ценности гражданского процессуального права и гражданской процессуальной формы // Проблемы совершенствования Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Свердловск, 1975. С. 7 - 14
Комиссаров К. И. Последовательно прогрессивное развитие советского гражданского процессуального права. Свердловск, 1982. С. 4--10.
Чечина Н. А. Основные направления развития науки советского гражданского процессуального права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. С. 103.
Термином "#M12291 841501998гражданское право#S" обозначают: 1) названную #M12291 841500355систему правовых#S норм 2) соответствующую ей совокупность #M12291 841502660нормативных актов#S (#M12291 841502007гражданское законодательство#S), 3) гражданско-правовую (цивилистическую) науку, или доктрину, т.е. учение о #M12291 841501998гражданском праве#S - систему знаний о гражданско-правовых явлениях.
В принципе, гражданское право производно от тех отношений, и прежде всего от отношений собственности, которые возникают и получают развитие в обществе. Жесткий контроль за процессом производства и потребления продуктов, введенный в первые годы Советской власти, представлял неразвитость гражданских отношений, приводил к застою в развитии производства.
НЕ НАДО
В науке о праве возникал вопрос: Каким должно быть новое гражданское право? Юристы внимательно следили за реформами , которые проводились в обществе, сравнивали гражданско-правовые отношения, господствовавшие до 1917 года, с новыми, стремились определить перспективу производимых преобразований.
Формирующееся гражданское право на только подводит итоги реформам, но и дает простор развитию определенных производственных отношений.
С переходом к новой экономической политике, к рыночным отношениям возникает потребность в гражданско-правовых институтах, которые были распространенными до 1917 года: обязательное право, право ответственности, право наследования, договорное право и другие.
НАДО
Результатом конфискации гражданско-правовых норм явилось принятие Гражданского кодекса РСФСР 1922 года. Он оформил становление гражданского права. Изменения, внесенные в хозяйственную жизнь страны в соответствии с решениями X съезда партии большевиков, привели к существенным переменам в области регулирования имущественных отношений. Гражданский кодекс обобщил опыт, менее чем двухлетнего периода, развития гражданско-правовых институтов в их новых экономических условиях.
НЕ НАДО
Составители кодекса могли опереться на сравнительно узкую законодательную базу и в первую очередь на Декрет от 22 мая 1922 года «Об основных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами». Это, пожалуй, единственный нормативный акт, оказавший влияние на направленность кодекса. Ряд положений, закрепленных в нормативных актах периода 1917 - 1922 годов, регулирующих правовой режим государственной собственности, также был воспроизведен в кодексе. Однако нормы обязательственного и наследственного права, то есть 3/4 объема ГК, создавались почти при полном правовом вакууме. Не удивительно поэтому, что в ГК не вошли нормы авторского и изобретательского права - их просто не успели подготовить к сроку.
Составители ГК в полной мере не могли воспользоваться судебной и арбитражной практикой по гражданско-правовым спорам, которая всегда являлась существенным подспорьем при создании нового закона. Авторы проекта были практически лишены его. Неверны, с другой стороны, и многочисленные, распространенные особенно в 20-е годы, высказывания о заимствованиях в советской России западного, более развитого гражданского права. В нашей стране положение было иное, потребности копировать западные кодексы не было: имущественные отношения при социализме и капитализме требуют различного подхода. Однако не было необходимости и заново «придумывать велосипед». За другие столетия существования права отдельные его положения стали частью правовой культуры: без определения сделки, купли-продажи, мены - ни один кодекс обойтись не может.
Некоторые нормы ГК, особенно содержащиеся в статьях 1, 4, 17, 18, 19 и др., давали социалистическую направленность кодексу в целом: гражданское право Советской России перестало быть «частным», оно стало «публичным». При разработке проекта преследовалась по сути одна цель: создать закон, ставящий рамки для развития частной собственности, регулирующий вынужденное отступление советского государства. Благодаря такому подходу, кодекс не был с самого начала приспособлен к регулированию имущественных отношений в государственном секторе экономики. Именно этим обуславливалась и изначальная пробельность кодекса. Жизнь сразу же это показала и поставила в повестку для еще до утверждения ГК вопрос о необходимости разработки нового кодекса. Дальнейшая судьба кодекса при таком положении могла сложиться двояко.
НАДО
Опираясь на практику применения нового кодекса, предполагалось сразу же начать разработку нового варианта. Другой путь представлял из себя постепенное восполнение пробелов, а также постепенное приспособление кодекса к требованиям жизни. Первый путь, намеченный еще на одном на заседаний Совнаркома под председательством В.И. Ленина, по ряду причин не был воплощен в жизнь. Законодательная практика пошла по пути восполнения пробелов. Однако и пробелы можно восполнить по разному. Можно каждый раз вносить необходимые изменения и дополнения в сам кодекс, а можно осуществить это при помощи подзаконных актов, в том числе и ведомственных.
НЕ НАДО
Процедура изменения и дополнения кодекса довольно сложная, она связана с длительным обсуждением поправок в различных инстанциях и утверждением на сессии ВЦИК. Проще использовать в этих целях подзаконные акты, начиная с постановлений СНК и кончая ведомственным нормотворчеством. К 1927 году было внесено 52 изменения. Однако и создавались и целые институты, в ГК не включенные. Такое направление развития гражданского права создало предпосылки для усложнения и увеличения круга его источников, умаления принципа соразмерности, часто вело к отрицанию правила «что не запрещено законом, то разрешено».
Имущественные отношения первой половины 30-х годов в нашей стране существуют уже не только между гражданами, но и между организациями. Они отличаются не только по кругу субъектов, но и по объекту правового регулирования. Эта группа отношений занимает все большее место в хозяйственном обороте. Это побудило ученых-юристов выдвинуть концепцию хозяйственного права как самостоятельной отрасли, отличной от гражданского права.
С переходом к плану перед промышленностью была поставлена задача рентабельного, безубыточного производства. С течением времени понятие «хозрасчет» включило в себя и полную имущественную самостоятельность предприятий. Промышленное производство развивается под контролем государства, по плану. Планомерность производства усилилась с переходом планирования на пятилетку, с принятием первых пятилетних планов. Правовое регулирование плановых отношений вносит элемент новизны в гражданское право.
Усиливается внимание к договорной дисциплине, поскольку выполнение договора означало одновременно и выполнение плана. Так, в 1931 году ВЦИК и СНК СССР обязали хозорганы оформлять заказы и поставки договорами.
В развитии хозяйственного права важное место занимает кредитная реформа, внесшая существенные изменения в договор займа, заключаемый хозорганами. Вводился банковский кредит. Были установлены четкие формы расчетных операций, производимых под контролем банка.
#G0ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС (ГК) -
Новый ГК РФ является третьим в российской истории. До Октябрьской революции 1917 г. гражданское законодательство Российской #M12291 841500723империи#S не было кодифицированным. #M12291 841502725
Первый ГК РСФСР 1922 г. знаменовал собой переход к нэпу; второй ГК РСФСР 1964 г. был принят на базе #M12291 9004020Основ гражданского законодательства #SСоюза ССР и союзных #M12291 841501161республик#S 1961 г. и отражал государственный, плановый характер тогдашней экономики и другие особенности прежнего общественного строя.
Действующий ГК РФ имеет основополагающее значение не только в связи с общим характером содержащихся в нем правил, применяемых, в частности, и при отсутствии специальных законодательных предписаний, но и благодаря правилу п.2 ст.3 о том, что все иные гражданские законы, либо законы, содержащие нормы #M12291 841501998гражданского права#S, должны соответствовать предписаниям ГК (которыми и следует руководствоваться при наличии таких противоречий).