Рефераты

Гражданство в международном праве

ледует отметить, что в то время пожалование гражданства не влекло за собой утраты и не требовало отказа от собственного (первичного) гражданства. Оно носило символический характер и не имело каких-либо юридических последствий, в частности, не создавало прав и обязанностей между таким гражданином и государством. Вместе с тем, такому лицу не требовалось визы для пересечения границы государства, почетным гражданином которого он являлся. В настоящее время пожалование гражданства может иметь место и по другим, чаще всего политическим, причинам, когда оно становится фактически единственным гражданством, которым обладает индивид.*

*Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.

2.3 Оптация и трансферт, понятие, основные положения.

К способам приобретения гражданства, связанным с территориальными изменениями, относятся оптация и трансферт.

Оптация - это приобретение гражданства на основе его выбора в связи с территориальными изменениями. Лица, проживающие на части территории одного государства, переходящей под суверенитет другого государства, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами или установленные государством в одностороннем порядке. Право оптации заключается в праве лица выбрать себе гражданство: либо оставить гражданство того государства, на территории которого оно проживало ранее, либо приобрести гражданство того государства, под суверенитет которого переходит эта территория. В случае оставления прежнего гражданства лицо должно в определенный срок покинуть территорию своего проживания, в случае выбора нового гражданства-оно остается в месте своего проживания

Примерно такое же определение оптации дает Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева: «оптация- выбор гражданства, …. Право оптации возникает в ряде случаев, связанных с двойным гражданством. Оно устанавливается также в международных договорах, регулирующих переход территории от одного государства к другому, причем распространение нового гражданства на население территории, переходящей к новому государству, сочетается с предоставлением права оптации в пользу гражданства старого государства. Осуществление права оптации в этом случае обычно сопровождается обязанностью выезда из страны….».*

Так 29 июня 1945 года между СССР и Чехословацкой республикой был заключен договор о Закарпатской Украине. Статья 2 Протокола к этому договору содержала договоренность сторон о том, что лица украинской и русской национальностей, проживающие на территории Чехословакии (в Словакии), имеют право оптации (приобретения) гражданства СССР в течение до 1 января 1946 года. Оптация происходила в соответствии с законодательством СССР и становилась действительной только с согласия властей СССР. Это же право получали лица |чешской и словацкой национальностей, проживавшие на тер-ритории Закарпатской Украины и желавшие сохранить гражданство Чехословакии. Лица, получившие право оптации, должны были в течение 12 месяцев

*Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.

переселиться в страну, гражданство которой они намерены были приобрести.

Такой же договор был заключен 6 июля 1945 года между правительством СССР и Польским временным правительством национального единства относительно лиц польской и еврейской национальностей, желавших переселиться в Польшу, а также лиц русской, украинской, белорусской, русинской и литовской национальностей, проживавших на территории Польши и желавших переехать в СССР.

Следует иметь в виду, что, во-первых, оптация возможна не только в групповом (при репатриации), но и в индивидуальном порядке (при вступлении в брак, при ликвидации двойного или множественного гражданства). Во-вторых, во всех перечисленных случаях она осуществляется только на основе доб-ровольного выбора гражданства.

Трансферт- это «передача населения территории, переходящей из-под суверенитета одного государства под суверенитет другого, соответственно из одного гражданства в другое».*

Трансферт отличается от оптации тем, что здесь изменение гражданства наступает автоматически. Фактически, это обмен населением между государствами на основе международного соглашения. И хотя современное международное право не допускает автоматического изменения гражданства, т. е. его приобретение или утрату помимо воли индивида, трансферт все-таки имел место в нескольких случаях как исключение.

Впервые переселение было предусмотрено конвенцией и протоколом, подписанными 30 января 1923 года в ходе конференции и Лозанне (Швейцария) по вопросам Ближнего Востока государствами Антанты и Турцией, после победы последней в войне 1919-1922 г.г. Лозаннские документы содержали положение о принудительном обмене всех греческих подданных Турции на мусульманских подданных Греции (за некоторыми исключениями).

Такое же переселение было предусмотрено решением Потсдамской конференции руководителей великих держав-победительниц в 1945 г. по итогам Второй мировой войны, которым предусматривалось перемещение в Германию немецкого населения или части его, оставшегося в Польше, Чехословакии и Венгрии. Это было мотивировано, прежде всего, тем, что проживавшее в этих странах немецкое население служило поводом для интервенции немецких войск.

*Л.Д.Тимченко Международное право учебник - Х., 1999 г.

3.Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение гражданства на основании международного договора.

В соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах “любому, кто законно находится на территории любого государства, принадлежит, в границах этой территории, право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Каждый человек имеет право оставлять любую страну, включая свою собственную. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и являются необходимыми

для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения... Никто не может быть своевольно лишен права на въезд в свою собственную страну.”* Из смысла данной статьи следует право гражданина на выход из гражданства своего государства. Таким образом выход из гражданства является одним из способов прекращения гражданства. В законодательстве многих государств существует еще несколько способов прекращения гражданства, к ним относятся: утрата гражданства; лишение гражданства; прекращение гражданства на основании международных договоров. Рассмотрим подробнее каждый из способов.

Общепринято, что разработка осований и условий выхода из гражданства (отказа от гражданства) относится к исключительной компетенции конкретного государства. Обычно выход из гражданства осуществляется по ходатайству лица, т.е. заявление о выходе из гржданства подается гражданином непосредственно. Вместе с тем, если Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. в п. «b» абз. 1 ст. 4 предусматривает возможность принятия в гражданство в результате поданного заявления самим лицом или от его имени, следовательно, такой же порядок возможен и при выходе из гражданства. В выходе их гражданства может быть отказано, если лицо, которое ходатайствует о выходе из гражданства привлечено в качестве обвиняемого в уголовном деле или относительно которого имеется обвинительный приговор суда, который вступил всилу и подлежит исполнению. Датой прекращения гражданства является дата издания соответствующего указа уполномоченным органом (Президент в Украине).

Международное право уделяет особое внимание субинститутам утраты и лишения гражданства. Это объясняется тем, что инициатива при таком способе прекращения гражданства принадлежит исключительно госу-

* Международный пакт о гражданских и политических правах принят 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН.

дарству, т.е индивид лишается гражданства не только по воле государства, но и по его инициативе. А это, естествен-но, в случаях произвола приводит к нарушению общепризнан-ных прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому в международном праве существует ряд между-народно-правовых актов, касающихся таких способов прекра-щения гражданства. Прежде всего следует отметить Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, которая в п.2 статьи 15 закрепила положение, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Проблема лишения гражданства регулируется Конвенцией о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года, в соот-ветствии с положениями которой существенно ограничивают-ся условия, при которых гражданин может быть лишен граж-данства. В частности, статья 9 Конвенции устанавливает пря-мой запрет на индивидуальное или групповое лишение граж-данства по расовым, этническим, религиозным или политичес-ким мотивам.

В современном международном праве субинститут лишения гражданства считается неприемлемым. Такое отношение было выработано мировым сообществом еще в ответ на противоправ-ные действия фашистских государств, лишавших гражданства отдельных лиц или группы лиц по национальным или расо-вым мотивам. Вместе с тем не следует забывать, что уже в послевоенные годы в некоторых тоталитарных государствах, в том числе в СССР, весьма часто практиковалось лишение гражданства по политическим мотивам. Так, в семидесятые годы XX века за критику политического режима в своей стране, гражданства СССР были лишены выдающиеся деятели куль-туры и искусства (А. Солженицын, М. Растропович, Г. Вишневская, И. Бродский и многие другие). И хотя в СССР такая практика была впоследствии осуждена, она по сей день напо-минает нам о грубейших нарушениях прав человека со сторо-ны государства.

Законодательство суверенной Украины в этой области полностью соответствует общепризнанным международно правовым нормам.

Особенностью механизма утраты гражданства в Украине является то, что такая утрата не инициируется государством в отношении конкретного гражданина. Здесь законодатель пошел по пути формального закрепления в нормативно-правовом акте перечня деяний, при совершении которых лицом, наступает утрата гражданства.

Так, в соответствии со статьей 18 Закона Украины от 18 января 2001 года гражданство Украины утрачивается:

1. если гражданин Украины после достижения им совершеннолетия добровольно приобрел гражданство иного гооударства.

Добровольным приобретением гражданства иного государства считаются все случаи, когда гражданин Украины по своему свободному волеизъявлению, выраженному в форме письменного ходатайства, приобрел гражданство иного государства или он добровольно получил документ, который подтверждает наличие приобретения им иностранного гражданства, за исключением случаев, если:

· дети при рождении синхронно с гражданством Украины приобретают также гражданство иного государства;

· дети, которые являются гражданами Украины и усыновлены иностранцем, приобретают гражданство усыновителя;

· гражданин Украины автоматически приобрел гражданство государства вследствие бракосочетания с иностранцем;

· согласно законодательству другого государства его гражданство предоставлено гражданину Украины автоматически без его добровольного волеизъявления и он не получил добровольно документ, который подтверждает наличие у него гражданства другого государства.

2. если иностранец приобрел гражданство Украины и не предоставил документ о прекращении иностранного гражданства или декларацию об отказе от него;

3. если иностранец приобрел гражданство Украины и воспользовался правами или исполнил обязанности, которые предоставляет или возлагает на него иностранное гражданство;

4. если лицо приобрело гражданство Украины вследствие предоставления сознательно неправдивых сведений или фальшивых документов;

5. если гражданин Украины без согласия государственных органов Украины добровольно вступил на военную службу, на работу в службу безопасности, правоохранительные органы, органы юстиции или органы государственной власти или органы местного самоуправления иного государства.

Однако следует иметь в виду, что положения пунктов 1,2,3,5 не применяются, если вследствие этого гражданин Украины станет лицом без гражданства. Такое положение целиком отвечает положениям Конвенции 1961 года.

Важным положением закона является и то, что за гражданином Украины не признается принадлежность к иностранному гражданству до принятия решения об утрате гражданства Украины. Таким образом, совершение указанных выше деяний не является основанием для автоматической утраты гражданства- необходимо принятие решения компетентным государственным органом.

4. Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ), понятие, порядок предотвращения.

Случаи двойного гражданства и безгражданства имеют место вследствие различного решения законодательством отдельных государств вопросов о приобретении и утрате гражданства.

Двойное гражданство (бипатризм)-пребывание лица одновременно в гражданстве двух и более государств. Это состояние возникает в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства. Например, ребенок родившийся на территории государства, применяющего принцип «права почвы», от родителей, являющихся гражда-нами государства, применяющего принцип «права крови», полу-чает с момента рождения двойное гражданство.

Двойное гражданство возникает также в случае брака жен-щины, являющейся гражданкой страны, законодательство ко-торой не лишает женщину своего гражданства при вступле-нии ее в брак с иностранцем (например, Франция, США, Шве-ция), либо гражданином такой страны, которая автоматически предоставляет гражданство женщине-иностранке, вышедшей замуж за ее гражданина (например, Бразилия).

Натурализация - прием в гражданство данного государства по просьбе заинтересованного в том лица - также может по-родить ситуацию двойного гражданства, если такая просьба удовлетворяется в отношении лица, признаваемого граждани-ном другого государства.

Таковы основные условия возникновения ситуации двой-ного гражданства в силу коллизии законов о гражданстве. Воз-можны и другие ситуации, порождающие двойное гражданство, в частности, на основе международного договора.

Законодательство Украины о гражданстве исходит из не-признания одновременной принадлежности гражданина Ук-раины к гражданству другого государства. Еще в первоначаль-ной редакции статьи 10 Закона Украины «О гражданстве» от 8 октября 1991 года было зафиксировано положение, в соот-ветствии с которым: «За лицом, являющимся гражданином Украины, не признается принадлежность к гражданству ино-странного государства». Но все же этот закон допускал возмож-ность возникновения двойного гражданства на основании меж-дународных соглашений Украины.

В настоящее время наличие за гражданином Украины двойного гражданства не признается.

Лицо, имеющее двойное гражданство, находясь на террито-рии одного из государств, в гражданстве которого оно состоит, как правило, не может ссылаться на свои обязательства по отношению к другому государству. Каждое государство, в граж-данстве которого состоит бипатрид, имеет право считать его своим гражданином и требовать от него выполнения соответствующих обязанностей.

От бипатридов, т. е. лиц имеющих два или более гражданства следует отличать двойное гражданство, присущее некоторым сложным государствам. Так, двойное гражданство, как уже отмечалось, принадлежало гражданам СССР, так как они являлись гражданами Союза и гражданами субъектов федерации. На основании статьи 8 (1) Договора о Европейском Союзе каждый гражданин государства-члена, кроме обладания гражданством государства, является и гражданином Союза.

Для разрешения многих проблем, связанных с двоим гражданством, используется принцип определения эффективного гражданства. Эффективное гражданство связано с необходимостью определения фактического или преимущественного гражданства бипатрида для разрешения проблем, связанных с коллизионной формулой прикрепления, определяющей личный статус физического лица. В этом случае исходят из места постоянного проживания лица его работы, места нахождения его имущества, прежде всего недвижимого, проживания его семьи и т.п. Это, например, весьма актуально в современной Европе, где существуют «прозрачные» межгосударственные границы, которые, по сути, упразднены, наблюдается ординарная миграция населения в пределах Европейского Союза.

Безгражданство (апатризм) - это такое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства. В Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года апатридом именуется лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.

Состояние безгражданства может возникнуть по разным причинам, например, при:

а) утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или лишилось гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве;

б) выходе из гражданства с целью получения гражданства другого государства, которое предоставляется через пять-десять лет;

в) вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически граждан-ства мужа (США, Франция), а сама женщина имеет граждан-ство страны, законодательство которой руководствуется прин-ципом «жена следует гражданству мужа» (Испания);

г) в результате рождения от родителей, утративших граж-данство;

д) лишении гражданства и т.д.

Обычно полагают, что статус апатридов приближен или соответствует статусу иностранцев в данном государстве. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года в ряде случаев даже призывает государства представлять апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи 16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др.

Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают.

Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответству-ющим лицам, но и потому, что они могут порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между государствами. На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства, состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и имеет место на практике.

5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины.

Во избежание коллизии норм о гражданстве (приобретении гражданства женщиной после вступления в брак) Международному праву присущи определенные правила, закрепленные в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. Согласно положенням Конвенции: “Договаривающиеся Государства, имея в виду, что коллизии в праве и практике, относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или приобретении гражданства женщинами вследствии вступления в брак, расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза, имея в виду, что в статье 15 Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций указала, что "каждый человек имеет право на гражданство" и что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство", желая сотрудничать с Организацией Объединенных Наций, чтобы способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия пола, настоящим соглашаются о нижеследующем:

· Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены.

· Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что ни добровольное приобретение кем-либо из его граждан гражданства какого-либо другого государства, ни отказ кого-либо из его граждан от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина.

· Каждое Договаривающееся Государство соглашается, что иностранка, состоящая замужем за кем-либо из его граждан, может приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа в специальном упрощенном порядке натурализации. Дарование такого гражданства может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересах государственной безопасности или публичного порядка.

· Каждое Договаривающееся Государство соглашается, чтонастоящая Конвенция не будет толковаться как затрагивающая какие-либо законодательства или судебную практику, согласно которым иностранка, состоящая замужем за кем-либо из его граждан,может по праву приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа.”*

*Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.

6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование.

В принципе, правовое положение иностранцев, как и право-вое положение собственных граждан и апатридов, устанавли-вается государством, на территории которого они находятся, но с учетом соответствующих общепризнанных норм общего меж-дународного права, в частности, касающихся возможности за-щиты их прав, и государством их национальной принадлеж-ности.

Иностранцами называются лица, которые, проживая на тер-ритории определенного государства, не являются его гражда-нами и имеют гражданство другого государства либо не име-ют такового вообще. Как отмечалось, понятие «иностранец» носит комплексный характер и охватывает иностранных граж-дан и лиц без гражданства (апатридов). Такое понятие соот-ветствует Закону Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года.

Однако в разных государствах наблюдается неодинаковое отношение к понятию «иностранец», от которого напрямую за-висит определение правового положения иностранцев. Неко-торые государства, как отмечалось, относят к таковым лиц имеющих гражданство иностранного государства, и лиц без гражданства. Хотя в действующем законодательстве Украи-ны это понятие носит комплексный характер, Конституция Ук-раины, Закон Украины «Об иммиграции» от 7 июня 2001 г., закрепляют понятия «иностранец» и «лицо без гражданства» отдельно. Другие государства считают иностранцами лишь лиц имеющих гражданство другого государства. Так, согласно за-конодательству бывшего СССР, иностранными гражданами в СССР признавались лица, не являвшиеся гражданами СССР и имевшие доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В отсутствие такого доказательства они рассматривались как лица без гражданства.

“Иностранцы- лица, являющиеся гражданами одного государства и проживающие на территории другого государства, в гражданстве которого они не состоят. Правовое положение иностранцев характеризуется:

· временным характером правовой связи иностранца с государством своего пребывания и возможностью по желанию расторгнуть эту связь путем оставления пределов этого государства;

· отсутствием обязанности военной службы;

· отсутствием избирательного права;

· некоторыми незначительными ограничениями в гражданских правах в целях охраны государственной безопасности страны пребывания.”*

*Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.

Каждое государство устанавливает свой правовой режим пребывания иностранцев. Однако современное международное право крайне негативно относится к любым формам дискриминации иностранцев, и государства немедленно предпринимают ответные меры к тем, кто ущемляет права их граждан.

Достаточно вспомнить бурную реакцию властей Российской Федерации в начале 1998 года в ответ на обращение граждан России и русскоязычных лиц, проживающих в Латвии, и пред-принятые ими репрессалии в отношении этого государства, где ограничивались права такого населения. Такие действия яви-лись проявлением дипломатической защиты.

Дипломатическая защита является важным институтом в обеспечении прав и законных интересов иностранных граж-дан государством их гражданства.

Под дипломатической защитой понимается обычно заявле-ние протеста соответствующему государству, требования восста-новить нарушенные права данных иностранцев и компенсиро-вать нанесенный им материальный и иной ущерб. При этом следует помнить, что дипломатическая защита должна осуще-ствляться в пределах норм законодательства государства пре-бывания и его международных обязательств. Ведь ее цель со-стоит в обеспечении правового режима иностранцев в отношении своих граждан на территории определенного государства.

В случаях нарушения гражданином законодательства государства пребывания, диплома-тическая защита сводится к выяснению истинных фактов пра-вонарушения и оказанию ему необходимой правовой помощи (подбор адвокатов, представление его интересов в суде и т.д.).

Дипломатическая защита выступает в качестве института как международного, так и внутригосударственного права. По международному праву какое-либо государство имеет право, но же обязано оказывать дипломатическую защиту своим граж-данам на территории других государств. Государства в своих взаимоотношениях должны уважать это право.

Условия возникновения права на дипломатическую защиту содержатся в настоящее время в статье 22, разрабатываемого Комиссией международного права ООН Проекта статей об ответственности государств. Она гласит: «Если поведение государства создало ситуацию, не соответствующую результату, предусмотренному международным обязательством о соответствующем обращении с иностранными физическими или юридическими лицами, но из указанного обязательства следует что данный или эквивалентный результат может тем не менее быть обеспечен последующим поведением государства, нарушение этого обязательства налицо лишь в том случае, если данные физические или юридические лица безуспешно исчерпали доступные им эффективные внутренние возможности в целях достижения предусмотренного этим обязательством соответствующего обращения, или, если это было недостижимо, эквивалентного обращения».*

Отсюда, обращение государства к дипломатической защите физических лиц его национальной принадлежности возмож-но лишь при условии исчерпания ими внутренних возможно-стей, предусмотренных законодательством государства, на тер-ритории которого они находятся, т.е. после безуспешного об-ращения к компетентным органам государства пребывания.

По внутригосударственному праву большинства государств оказание дипломатической помощи своим гражданам за ру-бежом -- их обязанность. В статье 25 Конституции Украины провозглашается: «Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами».** В этом случае граждане имеют право требовать от своей державы оказания им дипломатической защиты при нахождении в другом государстве, а государство гражданства обязано оказывать им эту защиту.

Если дипломатическая защита не привела к желаемому ре-зультату, то налицо правонарушение соответствующего госу-дарства и возникновение его международной ответственности со всеми вытекающими из этого последствиями.

Таким образом, применительно к индивидам, право защиты их нарушенных прав возникает не только у государства их национальной принадлежности, но и у всех других государств и у международного сообщества государств в целом, когда в частности, речь идет о их дискриминации по любым признакам или в случаях серьезных нарушений международных обязательств, касающихся защиты человеческой личности как таковой, таких, как международные обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и другие аналогичные бесчеловечны действия.

Поэтому следует иметь в виду, что режим иностранцев определяется не только внутренним законодательством, но и нормами международного права, в том числе и двусторонними договорами государств, в которых стороны устанавливают положение своих граждан в другом договаривающемся государстве.

Государство пребывания устанавливает правовой режим иностранцев, который не должен противоречить общепризнан-ным принципам и нормам международного права, междуна-родным обязательствам государства, взятым в рамках двусто-ронних и многосторонних договоров.

* М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

** Конституция Украины принята 28 июня 1996 г.

Правовой режим иностранцев представляет собой совокуп-ность их прав и обязанностей на территории данного госу-дарства.

Эволюционное развитие взглядов и практики на определение правового положения иностранцев от минимального между-народного стандарта до существующих ныне правовых режи-мов происходило в 20 веке. Оно напрямую было связано, преж-де всего, с бурным развитием всеобщих и разносторонних свя-зей между людьми. Доминировали здесь, безусловно же, эко-номические связи, но свою роль сыграл и факт прогрессирую-щего роста численности человечества, которому становится тесно в рамках одного государства. Бурное развитие транспорт-ных средств дало людям возможность стремительно передви-гаться из одного конца земного шара в другой. Поэтому от практики минимального международного стандарта для ино-странцев государствами был сделан достаточно быстрый пе-реход к правовому режиму, устанавливаемому конкретным го-сударством.

Минимальный международный стандарт определялся как совокупность определенных прав, которыми должен обладать иностранец в данном государстве. На практике определение этой совокупности оказывалось достаточно сложным в силу того, что нередко возникала коллизия между вопросом о содержании стандарта и метода его реализации, например, пло-хо работающее правосудие сводило на нет предоставленный иностранцу объем судебной защиты. Недостатком также оказывалось отсутствие единого стандарта, что затрудняло при-менение государствами принципов взаимности. Попытки уточнения стандарта путем введения дополнительных опреде-лений («разумная забота» или «должная заботливость» об иностранце затем «основные права человека») хотя и помог-ли определенным образом продвинуть решение проблемы, но оставались недостаточными и требовали качественно иного решения, которое и было найдено посредством введения на-ционального режима.

Национальный режим в настоящее время является одним из двух видов правового режима, включая режим наибольше-го благоприятствования, которые устанавливаются государства-ми в отношении иностранцев.

Национальный режим предполагает наличие такого объема прав и обязанностей у иностранцев, который практически ни-чем не отличается от объема прав и обязанностей, предостав-ляемых государством их пребывания для собственных граж-дан. Речь, таким образом, идет о фактическом уравнивании статуса иностранцев в той или иной сфере с гражданами стра-ны пребывания, за некоторыми, естественно, исключениями.

В соответствии со статьей 26 Конституции Украины ино-странцы и апатриды, которые находятся в Украине на закон-ных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Закрепленный Конституцией национальный режим для иностранцев нахо-дит свою детальную регламентацию и конкретизацию в Зако-не Украины от 4 февраля 1994 года «О правовом статусе ино-странцев». В этом законе содержатся ограничения в право-вом статусе иностранцев в таких сферах:

· политической (иностранцы не могут быть членами политических партий Украины; они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного са-моуправления, а также принимать участие в референдумах; им ограничен доступ к государственной службе);

· отношение к военной службе (на иностранцев не распро-страняется всеобщая воинская обязанность, они не проходя военную службу в Вооруженных Силах Украины и иных во-инских формированиях, созданных в соответствии с законода-тельством Украины);

· право на передвижение (они могут передвигаться на тер-ритории Украины и избирать место жительства в ней в соот-ветствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины; такой порядок может содержать определенные ог-раничения в передвижении и выборе места жительства, кото-рые допускаются, когда это необходимо, для обеспечения безо-пасности Украины, охраны общественного порядка, охраны здо-ровья, защиты прав и законных интересов ее граждан и других проживающих в Украине лиц);

· право въезда-выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев, либо наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определен-ного государства);

· установление пределов уголовной, гражданской и адми-нистративной юрисдикции (иностранцы, например, не могут яв-ляться субъектами некоторых правонарушений, например, из-мена Родине, уклонение от воинской обязанности, они не вправе приобретать в собственность землю и т.д.).

Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам такого объема прав и обязанно-стей, который ничем не отличается от объема прав и обязан-ностей, предоставляемого государством пребывания гражданам любого третьего государства на своей территории. Режим наи-большего благоприятствования предусматривается обычно в международных договорах, весьма часто в торговых соглаше-ниях. Он используется для исключения дискриминации среди иностранцев.

В некоторых случаях к иностранцам может применяться

специальный режим, в соответствии с которым им предоставляется в какой-то сфере определенные права или налагаются соответствующие обязанности. При этом характер и объем таких прав и обязанностей обычно отличается от прав и обязанностей своих граждан.

Такой режим характеризуется опре-деленной двойственностью: при нем иностранцы могут иметь либо больше прав, чем свои граждане, либо быть огра-ниченными в правах по сравнению с ними.

Следует учитывать, что в чистом виде ни один из указан-ных выше режимов, как правило, не применяется. Чаще всего в одной сфере иностранцы имеют национальный режим, а в другой (или других) - специальный. Кроме того, на режим иностранных граждан из конкретного государства влияет ха-рактер отношений между этим государством и государством пребывания.

В настоящее время большинство государств использует раз-решительный порядок въезда и выезда как иностранцев, так и своих граждан. Хотя в силу заключенных международных со-глашений этот порядок может носить упрощенный (безвизовый) характер. Например, 25 июня 1996 года было заключено Согла-шение между Украиной и Польшей о взаимных безвизовых поездках (вступило в силу с 17 сентября 1997 года), предусмат-ривающее безвизовый режим. По состоянию на 1 января 2002 года в Украине имелось свыше 20 соглашений с различными государствами о безвизовом режиме въезда, в том числе с Ар-гентиной, Вьетнамом, Турцией, Чили и др. Однако в последнее время наблюдается обратная тенденция, связанная с расшире-нием Европейского Союза, государства-члены которого хотят защитить себя визовой политикой от нелегальной иммиграции. Так, в апреле 2000 года правительства Чехии и Словакии де-нонсировали соглашение о безвизовом въезде граждан Украины, заключенное еще СССР и Чехословакией в 1981 году, в со-ответствии с чем с 28 июня 2000 года был введен визовый ре-жим между Украиной и Чехией, Украиной и Словакией. По мере расширения ЕС на Восток визовый режим для граждан Украины будет введен Венгрией, Румынией и Польшей.

Вместе с тем, следует указать, что государства-члены ОБСЕ в том числе и Украина, в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года и других документах этой организации, в частности касающихся «человеческого измерения» общеевропейского процесса, взяли на себя обязательства по упрощению процедур въезда и выезда как для своих граждан, так и иностранцев, с целью расширения возможностей взаимных контактов людей из разных государств в профессиональной, научной, культурной, личной и иных сферах. Кроме того, следует вспомнить содер-жание статьи 13 Всеобщей декларации прав человека, кото-рая устанавливает: «1. Каждый человек имеет право свобод-но передвигаться и выбирать себе местожительство в преде-лах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвра-щаться в свою страну». Общеизвестно, что именно эти поло-жения явились основанием для позиции СССР, который воздер-жался при голосовании в 1948 году по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Всеобщей декларации прав чело-века. И для этого были свои доводы, ведь «железный занавес», как добровольное жесткое ограничение контактов населения своей страны с внешним миром, до сих пор является одним из символов тоталитарных режимов. Демократические же государства, как представляется, должны быть заинтересова-ны как с политической, так и с экономической точки зрения в последовательном и неуклонном выполнении ст. 13 Всеобщей декларации прав человека.

Правовое положение иностранцев двойственно. С одной стороны, они, являясь гражданами своего государства, должны выполнять законы этого государства, а с другой,-подчиняться законодательству государства пребывания и, следовательно, подпадают под юрисдикцию этого государства. Ситуация может усложниться, если законы двух государств, обязательные для выполнения иностранцем, противоречат друг другу. В таком случае говорят о конкурирующей юрисдикции государств.

Чтобы избежать подобных правовых коллизий, в современ-ном международном праве наблюдается устойчивая тенден-ция распространять права человека, зафиксированные в наи-более важных международных актах, на иностранцев и лиц без гражданства. На практике данная тенденция проявляется в том, что многие государства, в том числе и Украина, предос-тавляют иностранцам национальный режим. Иностранец, на-ходясь на территории какого-либо государства, имеет права, предоставляемые ему на основе норм внутригосударственного и международного права. Вместе с тем, иностранец должен выполнять и определенные обязанности, главная из которых состоит в соблюдении конституции и законодательства госу-дарства пребывания. За невыполнение своих обязанностей ино-странец может привлекаться к гражданской, административ-ной и уголовной ответственности, если на него не распростра-няются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Иностранец привлекается к указанным видам ответствен-ности на тех же основаниях, что и граждане государства, где пребывает иностранец, если иное не предусмотрено в законо-дательстве и международных договорах этого государства. Что касается уголовной юрисдикции, то иностранец, как правило, не несет ответственности на территории государства пребыва-ния за преступления, совершенные им на территории какого-либо другого государства, если эти преступления не затраги-вают законные интересы государства пребывания. В таком слу-чае заинтересованное государство может просить другое государство о выдаче преступника, находящегося на его тер-ритории.

Выдача преступника (экстрадиция) -- это передача его од-ним государством, на территории которого он находится, дру-гому государству, гражданином которого он является или на территории которого он совершил преступление, или государ-ству, потерпевшему от этого преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Если требование о выдаче одного и того же преступника по-ступает от нескольких государств, предпочтение отдается го-сударству, на территории которого было совершено преступление.

Право выдачи преступников является суверенным правом каждого государства.

При выдаче преступников соблюдаются следующие пра-вила:

1. собственные граждане, как правило, не выдаются;

2. обычно не подлежат выдаче лица, совершившие полити-ческие преступления;

3. выдача преступника является обязательной в том слу-чае, если инкриминируемое ему преступление подпадает под действие договора о выдаче и наказуемо как по законам госу-дарства, требующего выдачи, так и по законам выдающего го-сударства;

4. выдаваемые лица могут быть судимы только за то пре-ступление, которое послужило основанием для требования выдачи;

5. выдача преступников производится по распоряжению ор-ганов государства, осуществляющего выдачу.

В выдаче преступника может быть отказано, если он совер-шил в государстве, требующем его выдачи, преступление, ко-торое по законодательству страны пребывания не является пре-ступлением, или если за совершенное им преступление в го-сударстве, требующем его выдачи, предусмотрено наказание в виде смертной казни.

Переговоры по вопросам выдачи ведутся по дипломатичес-ким каналам. Выдача преступников регулируется как наци-ональным законодательством государств, так и международ-ными договорами.

Экстрадиция обычно осуществляется на условиях двусто-ронних или многосторонних договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. В международном праве суще-ствуют обычная и договорная нормы о невыдаче собственных граждан в руки правосудия другого государства. Исключения составляют военные преступники: их выдают государству, на территории которого они совершали свои злодеяния, или в руки международных трибуналов в соответствии с договорным и обычным правом.*

Следует отметить, что в законодательстве многих государств предусмотрена такая мера ответственности иностранцев, как выдворение из страны.

Иностранец может быть выдворен за пределы государства по решению органов внутренних дел или службы безопасности государства, если:

· этого требуют интересы обеспечения безопасности или охраны общественного порядка;

· это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан;

· он грубо нарушил законодательство о правовом статусе иностранцев в стране пребывания, а также в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством страны пребывания.

Иностранец может обратиться в суд для обжалования решения о его выдворении.

*Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.

7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве.

«Под термином беженец следует понимать иностранца, в том числе и лицо без гражданства, который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношению к религии или гражданству, принадлежности определенной социальной группе или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является или на территории которого он постоянно проживает, и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений.»*

К данной категории лиц не относятся так называемые «экономические беженцы», покидающие свою страну в поисках лучшего экономического положения.

Чаще всего беженцы появляются вследствие международ-ных или внутренних военных конфликтов.

В международном праве термин «беженцы» появился пос-ле Первой мировой войны. Однако постоянный рост локаль-ных и глобальных вооруженных конфликтов привел к необ-ходимости не только детальной регламентации правового ста-туса беженцев, но и к созданию международных структур профильного характера.

В ООН на основе резолюции Генеральной Ассамблеи 428 (5) от 14 декабря 1950 года было создано Управление Вер-ховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), а в 1951 года была заключена многосторонняя Конвенция о статусе бежен-цев. Согласно Конвенции под термином «беженец» подразу-мевается лицо, которое рассматривалось как беженец в сил ряда соглашений, заключенных в период между двумя миро-выми войнами, а также в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. В 1967 году был принят Протокол, касающийся статуса беженцев. В соответствии с протоколом Конвенция 1951 года уже распространялась и на лиц, став-ших беженцами после 1951 года.

Для упорядочения деятельности УВКБ в 1954 году Генераль-ная Ассамблея ООН приняла Устав УВКБ, на основе которого Управление должно осуществлять свою деятельность.

Кроме УВКБ, которое является центральным звеном, в меж-дународную систему защиты беженцев входят другие меж-дународные учреждения системы ООН, международные реги-ональные организации, неправительственные организации и структуры государств, занимающиеся вопросами защиты бе-женцев.

* Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950 г.

В связи с тем, что количество беженцев непрестанно увеличивается, что требует увеличения финансовых затрат, государства-участники Конвенции 1951 года и Протокола 1967 предпринимают усилия по справедливому и пропорциональному распределению между собой бремени затрат по поддержанию международной системы защиты беженцев.

Для более эффективного функционирования системы защиты беженцев УВКБ в последние годы осуществляет более тесное сотрудничество с региональными системами защиты беженцев, с целью предотвращения возникновения новых потоков бе-женцев, непосредственно с государствами, международными орга-низациями, задействованными в решении проблем беженцев, а также неправительственными организациями. Вместе с тем, по мнению многих специалистов, назрела необходимость в созда-нии нового международного органа, с более широкой компетен-цией, чем у УВКБ, который не имел бы статус вспомогательно-го учреждения ООН, а был бы образован самими государствами на основе международного соглашения. Такую организацию следовало бы наделить более широкими полномочиями, так как полномочия, которыми обладают Исполком по программе Вер-ховного комиссара, Верховный комиссар, Генеральная Ассамб-лея ООН и ЭКОСОС не позволяют им принимать решения, обя-зательные для всех заинтересованных сторон. Документы, при-нимаемые этими международными институтами, относятся к так называемому мягкому праву, что порой и сводит на нет усилия многих лиц и организаций, искренне стремящихся помочь бе-женцам и переселенным лицам.

В рамках мирового сообщества, а также в результате межго-сударственного сотрудничества был принят целый ряд между-народно-правовых документов, касающихся защиты прав бежен-цев к ним относятся :

· универсальные международные соглашения, регулиру-ющие правовое положение беженцев и защиту их прав (Кон-венция о статусе беженцев 1951 года. Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года, Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1950 года, Конституция Международной организации по миграции 1989 года);

· региональные международные договоры и конвенции, ре-гулирующие правовую защиту беженцев в определенном регионе (Конвенция, регулирующая конкретные аспекты проблем беженцев в Африке 1969 года, 4 Ломейская конвенция 1989 г. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года, Картахенская декларация о беженцах 1984 г. и др.);

Статья 12 Конвенции о статусе беженцев определяет следующий личный статус беженцев:

“Личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться Договаривающимися государствами по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем.

В отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав, а также в отношении арендных и иных договоров, касающихся движимого и недвижимого имущества, Договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам возможно более благоприятное положение и, во всяком случае, не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы.

Что касается защиты промышленных прав, как-то: прав на изобретения, чертежи и модели, торговые марки, названия фирмы, и прав на литературные, художественные и научные произведения, то беженцам в той стране, где они имеют свое обычное местожительство, будет предоставляться та же защита, что и гражданам этой страны.

На территории любого другого Договаривающегося государства им будет предоставляться та же защита, что предоставляется на этой территории гражданам страны, в которой они имеют свое обычное местожительство.

В отношении ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих целей извлечения выгоды, и в отношении профессиональных союзов Договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам, законно проживающим на их территории, наиболее благоприятствуемое положение, соответствующее положению граждан иностранного государства при тех же обстоятельствах.

Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договаривающихся государств.

На территории Договаривающегося государства, в котором находится его обычное местожительство, каждый беженец будет пользоваться в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане, в частности в вопросах юридической помощи и освобождения от обеспечения уплаты судебных расходов.”*

*Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950 г.

Следует отметить, что после распада СССР на пост советском пространстве насчитываются сотни тысяч беженцев, ставших жертвами этнических и религиозных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Чечне, Абхазии. Поэто-му государства СНГ должны активизировать и расширять свое сотрудничество в деле решения проблем беженцев как на дву-стороннем, так и многостороннем уровне. К сожалению, такое сотрудничество в рамках структур Содружества осуществляет-ся крайне неудовлетворительно, несмотря на то, что по этому воп-росу в рамках СНГ в 1993 году было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которое всту-пило в силу с 1994 года (Украина в нем не участвует).

Перемещенные лица - это люди, которые были насильст-венно вывезены в ходе Второй мировой войны фашистской Германией и ее союзниками с оккупированных ими террито-рий для использования на различных работах. После оконча-ния войны СССР заключил ряд двусторонних соглашений о репатриации (возвращении на родину) перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия возвращению на родину перемещенных лиц в 1946 году была создана Между-народная организация по делам беженцев, которая прекрати-ла свое существование в 1951 году в связи с созданием УВКБ.

Сам термин «перемещенные лица» не используется в Кон-венции о статусе беженцев 1951 года, но в настоящее время в практике УВКБ он применяется в отношении некоторых ка-тегорий «внутренних беженцев», которые также называются «вынужденными переселенцами». К ним относятся лица, ко-торые покинули определенный конфликтный регион государ-ства и поселились в другом регионе в пределах этого же госу-дарства.

Данная проблема является весьма острой для России, поэто-му в 1993 году Российская Федерация приняла Закон «О вы-нужденных переселенцах». Проблемы беженцев являются весьма актуальными и для других регионов мира, в частности для Африканского континента, где в результате политической нестабильности имеется немало точек конфликтов. Здесь про-блемами беженцев занимаются и региональные организации.

Однако проблема беженцев существует и в Украине. Особенно остро она отразилась в АР Крым.

Всем известно, что именно вопрос о гражданстве в Крыму был и есть крайне важным социально, а политически еще и крайне чувствительным. Исходя из огромного значения для межэтнического мира в Крыму, украинское правительство при содействии Верховного Комиссара ОБСЕ по Национальным Меньшинствам, Миссии ОБСЕ в Украине, а также Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН ( УВКБ ООН ) и Международной организации по миграции, создало все законодательные и административные предпосылки для его успешного решения. На постоянное проживание в Ук-раину после провозглашения ею независимости возвратились или впервые переехали немало лиц, ко-торые являются гражданами других государств. Многие из них хотят из-менить ныне имеющееся у них граж-данство на украинское. В свою оче-редь, из Украины по разным причи-нам убыло в другие государства око-ло 300 тысяч граждан. Многие из них хотят изменить гражданство Украины на гражданство страны своего нынешнего проживания. Стремление человека быть гражда-нином той страны, в которой он по-стоянно проживает, вполне есте-ственно. А если это еще и страна его происхождения, в которую он возвра-тился после длительного отсутствия, то стремление приобрести граждан-ство данной страны понятно вдвойне. Особо многочисленную категорию лиц, которые хотят изменить свое нынешнее гражданство на украинс-кое, составляют ранее депортирован-ные из Украины крымские татары и лица других национальностей, кото-рые уже возвратились, или намерены в ближайшее время возвратиться на свою историческую родину в каче-стве ее постоянных жителей и граж-дан. Отсутствие гражданства Украи-ны у лиц, возвратившихся из мест депортаций, серьезно осложняет и затрудняет их реинтеграцию в укра-инское общество. Ведь до приобре-тения украинского гражданства они не имеют права избирать и быть из-бранными в законодательные и пред-ставительные органы власти, зани-мать должности государственных слу-жащих, участвовать в приватизации государственного имущества, слу-жить в армии, быть членами политических партий и т.д. Нельзя не видеть, что такое положение чревато напряженностью в отношениях с этими людьми и даже возможностью возникновения конфликтных ситуаций.

8. Право убежища понятие, возникновение и развитие.

Предоставление убежища является традиционным инсти-тутом международного права. Исторически институт права убежища впервые возник в период Великой французской ре-волюции. В Конституции Франции 1793 года говорилось, что Франция предоставляет «убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы».

Право убежища получило свое развитие и правовую регла-ментацию как в национальном законодательстве государств, так и в международном праве. В Украине это право закреп-лено в Конституции Украины: «Иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом» (ч. 2 статьи 26). Аналогичные положения содержатся в конституциях многих государств мира, например, в ч.1 статьи 28 Конституции Российской Федерации,

ч.3 статьи 10 Конституции Италии, п. 1 статьи 16-а Основного Закона ФРГ, п.4 статьи 13 Конституции Испании и др. Обычно в основных законах государств закрепляется само право убежища. Процедура же получения этого права регламентируется текущим законодательством.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года определено:

1. « Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».*

Подобные правоположения содержатся и в ряде других меж-дународных актов, например, в Декларации ООН «О террито-риальном убежище», принятой на основе резолюции Генераль-ной Ассамблеи ООН 2312 (XXII) 14 декабря 1967 года, в Дек-ларации о территориальном убежище, принятой Советом Европы в 1997 году.

Согласно последнему документу, право убежища предостав-ляется любому лицу, которое имеет вполне обоснованные опа-сения стать жертвой преследования по признаку расы, веро-исповедания, гражданства, принадлежности к определенной со-циальной группе или политическим убеждениям.

Следует указать на то, что предоставление убежища явля-ется мирным и гуманным актом и не считается недружествен-ным актом по отношению к любому государству.

На практике право убежища реализуется путем предо-с-

*Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

тавления права въезда на территорию данного государства и законного там пребывания. Лицо, получившее убежище, по своему статусу приравнивается к иностранцу, но его отличие от иностранца состоит в том, что:

· во-первых, время пребывания такого лица в государстве, предоставившем ему убежище, не ограничено;

· во-вторых, лицо, получившее убежище, не может быть выс-лано из государства, предоставившего ему убежище;

· в-третьих, лицо, получившее убежище, не может быть вы-дано как своему государству, так и любо-му третьему иностранному государству.

Убежище предоставляется только лишь тем лицам, кото-рые не совершили общеуголовных или международных пре-ступлений. Это вытекает из смысла упомянутого пункта 2 статьи 14 Всеобщей декларации прав человека.

Но в ряде случаев государствами ограничивается перечень причин и условий, при которых может быть предоставлено убежище. Так, в статье 63 Конституции РФ указано, что убе-жище предоставляется иностранцам, преследуемым за свою деятельность в пользу свободы и лишенным в своей стране основных прав и свобод. Конституция ФРГ делает акцент на политических преследованиях, бесчеловечном или позорящем обращении или наказании (п. 3 статьи 16-а). Конституция Испании отсылает к специальному закону, устанавливающе-му условия, на которых граждане других стран и апатриды пользуются в этом государстве правом на убежище. Хотя Конституция Украины и не предусматривает каких-либо ог-раничительных условий для предоставления убежища, оче-видно, что оно не может быть предоставлено уголовным пре-ступникам, равно как и лицам, преследуемым за фашистскую и подобного рода деятельность или человеконенавистничес-кую пропаганду.

В соответствии с Декларацией ООН «О террито-риальном убежище»: « Убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая

лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами.

На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того,

чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений.

Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

... Когда для какого-либо государства оказывается затруднительным предоставление или дальнейшее предоставление убежища, государства раздельно или совместно, или через Организацию Объединенных Наций должны рассматривать в духе международной солидарности надлежащие меры для облегчения бремени, лежащего на этом государстве.

Ни к какому лицу не должны применяться такие меры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежище, высылка или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Исключение к вышеуказанному принципу может быть сделано лишь по имеющим решающее значение соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения, как, например, в случае массового притока людей. Если какое-либо государство все же решит, что исключение из принципа, будет оправданным, то оно должно рассмотреть вопрос о предоставлении данному лицу на таких условиях, которые оно сочтет подходящими,

возможности переезда в другое государство - либо с помощью предоставления временного убежища, либо иным путем.»*

В международном праве различают территориальное и дип-ломатическое убежище.

Предоставление территориального убежища означает пре-доставление какому-либо лицу (лицам) возможности укрыть-ся от преследований политического характера на территории конкретного государства.

Предоставление дипломатического убежища -- это предос-тавление государством такой же возможности, но в пределах дипломатического представительства, консульского учрежде-ния или на иностранном военном корабле, находящихся на территории другого государства.

Следует учитывать обычный характер предоставления дип-ломатического убежища. В соответствии с общим междуна-родным правом неприкосновенность помещения дипломати-ческого представительства или консульского учреждения, а также экстерриториальность иностранного военного корабля не дают права предоставлять в их помещениях убежище ли-цам, преследуемым властями государства пребывания за правонарушения политического характера. Данное положение получило отражение и в договорном праве. Так, в соответствии п.З статьи 41 Венской конвенции о дипломатических сно-шениях 1961 года установлен запрет на

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты