Рефераты

Имущественные права несовершеннолетних и их охрана в гражданском праве

Имущественные права несовершеннолетних и их охрана в гражданском праве

51

Содержание

Введение

Глава
1. Имущественные права несовершеннолетних

1.1
Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних

1.2 Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами

Глава 2. Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних

2.1 Способы защиты права собственности и иных вещных прав несовершеннолетних

2.2 Способы защиты прав несовершеннолетних распоряжаться своими доходами

Заключение

Список использованных источников

Введение

Семейное законодательство уделяет имущественным правам ребенка в семье не так много внимания, как того требуют жизненные реалии, посвящая им одну статью. А Конвенция ООН «О правах ребенка» Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993. вообще ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей, никакого упоминания о его праве собственности в ней нет. Вместе с тем ст. 60 СК не один раз ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается и с другими отраслями права, что подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство.

Несмотря на то, что проблемы детей привлекают большое внимание общественности, в том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют, и далеки от тех, которые провозглашены в качестве эталона в международных правовых актах. Это подтверждается современными российскими реформами, получающими прямое отражение в законодательстве и практике его применения. Существует огромный разрыв между содержанием Конституции РФ и реальными возможностями людей по их реализации. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 г. // <http://detirossii.ru/Libr_st_doc230304.htm>.

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве утверждает, что "сегодня в России государство не признает приоритетными проблемы защиты прав детей, поскольку законодательные инициативы федеральных органов власти 2004 года и принятые ими в конце 2004 года нормативные акты не учитывают интересы детей и отказываются от какого-либо значимого участия в установленной ст. 38 Конституции РФ защиты государством семьи, материнства и детства. С принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации, внесением изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации Уполномоченный по правам ребенка в г.Москве прогнозировал очередной рост беспризорности, сравнимый по масштабам с волной беспризорности после Великой Отечественной войны... Совершенно непростительно для государства то, что непродуманные, необоснованные, не принятые обществом реформы значительно понизили уровень защиты прав детей, то есть будущего России" Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 г. // <http://sovetpamfilova.ru/text/770/?parent=49>..

Таким образом, налицо актуальность темы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны имущественных прав несовершеннолетних, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Целью работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы охраны имущественных прав несовершеннолетних, проведенный по следующим направлениям:

всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны имущественных прав несовершеннолетних;

рассмотрение проблем применения права в области охраны имущественных прав несовершеннолетних.

В рамках данных направлений предполагается рассмотреть:

выявление тенденций развития норм об охране имущественных прав несовершеннолетних в российском законодательстве с учетом опыта других стран;

определение содержания охраны имущественных прав несовершеннолетних согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

рассмотрение проблем реализации норм и принципов международного права в области охраны имущественных прав несовершеннолетних.

Данная работа посвящена изучению имущественных прав несовершеннолетних. В первой главе рассматриваются наиболее важные, на наш взгляд, аспекты правового статуса несовершеннолетних в сфере имущественного оборота, такие как правосубъектность несовершеннолетних, право собственности несовершеннолетних, их права в области жилищного законодательства, а также вопросы осуществления и защиты указанных прав. Вторая глава посвящена анализу проблем практической реализации и охраны прав несовершеннолетних в сфере имущественного оборота, а также проблемам судебной защиты их прав.

Глава 1. Имущественные права несовершеннолетних

1.1 Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних

Имущественные права несовершеннолетних регулируются нормами гражданского, семейного и жилищного законодательства. Особое место среди имущественных прав занимает право на недвижимое и движимое имущество. Рассмотрение этого вопроса затруднено тем, что нормы действующего законодательства не всегда достаточно четко корреспондируются по регулированию прав несовершеннолетних в имущественных правоотношениях.

Например, неясно, какое содержание следует вкладывать в понятие «имущественные права несовершеннолетних» в контексте со ст. 128 ГК. Проведем анализ имущественных прав лиц, не достигших 18 лет, комплексно сформулированных в ГК РФ.

Обобщенно они могут быть представлены в следующем виде. Несовершеннолетний имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 ГК, т.е. в зависимости от объема его дееспособности. Королев Ю. А. Семейное право России. - М., 1999. - С.. 169.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные ст. 37 ГК (п. 1 в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ) в отношении распоряжения имуществом подопечного, т.е. полученные доходы расходуются в интересах несовершеннолетнего лица. Например, полученные в наследство жилое помещение или автомашина, которые родители сдают внаем и извлекают доходы. При этом будет неправомерно, если эти доходы никак не отражаются на улучшении благосостояния несовершеннолетнего собственника этого имущества, хотя его нужда в этом очевидна. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М., 2000. - С..184.

Однако поименованный перечень имущественных прав несовершеннолетних, которыми наделяется каждый гражданин с момента его рождения, не дает полного представления об их объеме (ст. 18 ГК РФ).

По нашему мнению, это происходит от отождествления понятий «имущественные права» и «право собственности на имущество».

Согласно ст. 128 ГК, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

Перечисленные в ГК РФ имущественные права несовершеннолетних очень часто остаются лишь правами без реального обладания имуществом.

Поэтому право собственности на конкретное имущество, которым несовершеннолетний фактически владеет, пользуется и распоряжается (самостоятельно или через своих законных представителей), существенно отличается от своего имущественного права. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. - М.., 2004. - Т. 1. - С. 140.

В собственности несовершеннолетних граждан может находиться имущество, приобретенное ими на различных основаниях (наследование, дарение, покупка за счет собственных доходов, приобретательской давности и др.), в виде вещей (недвижимых и движимых), включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

Имущество, используемое в жизни несовершеннолетнего человека в качестве повседневных потребительских вещей, весьма разнохарактерно (жилье, дача, авто- и моторные средства, продукция сельскохозяйственного производства, получаемая на принадлежащих гражданам участках, и т.п.). Данное имущество в любой его части может находиться в собственности несовершеннолетнего, и он им владеет и пользуется самостоятельно в объеме его дееспособности или совместно с родителями по взаимному с ними соглашению. Королев Ю. А. Семейное право России. - М., 1999. - С. 160.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, в учреждениях всех видов профобразования, на все время прохождения службы в рядах Вооруженных сил РФ, а также на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении и учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение 3 месяцев равноценным ранее занимаемому ими (или их родителями) жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

В апреле 2008 г. был принят Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 апр. Кроме того, внесены изменения в Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы РФ, а также в ряд иных законов: ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 апр. Законы вступают в силу с 1 сентября 2008 г., так давно необходимый для урегулирования единого механизма управления имуществом несовершеннолетних граждан, обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей, посредством законного представительства и содействия дееспособных лиц. Однако анализ положений названного нормативного акта, а также тех изменений, которые внесены в Гражданский, Жилищный и Семейный кодексы РФ, не позволяет отметить их положительное значение для защиты прав и интересов несовершеннолетних в гражданских, семейных и жилищных отношениях. Более того, новые законы упрочивают тенденцию ухода государства - Российской Федерации от непосредственного решения проблем детей, как имеющих, так и не имеющих родительского попечения. Если Федеральные законы N 122-ФЗ и N 258-ФЗ закрепили реализацию всех государственных гарантий в отношении детей в качестве функций и обязанностей регионов, Закон об опеке и попечительстве пошел по пути освобождения от этих функций и обязанностей даже субъектов РФ, ограничив в том числе их расходные обязательства. Так, защита и обеспечение прав детей осуществляется преимущественно за счет их родителей. Реализация прав детей, оставшихся без попечения родителей, будет осуществляться теперь за счет самих детей, а не преимущественно за счет государства. Новый Закон об опеке и попечительстве предусматривает возможность выплаты вознаграждения опекунам и попечителям за счет доходов от имущества детей, предоставления его в пользование опекунам (попечителям) в интересах последних (ст. 16). Таким образом, Закон об опеке и попечительстве принят в полном противоречии с положениями ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 дек. и без учета данного Закона, который предусматривает полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 1), независимо от формы их устройства - специализированная организация, опекун (попечитель), приемная семья и др. В Закон N 159-ФЗ не было внесено никаких изменений в связи с принятием Закона об опеке и попечительстве, что свидетельствует об отсутствии системности в вопросах регулирования правоотношений с участием несовершеннолетних, обеспечения гарантий их прав.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие этих детей с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Требования законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяются также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равное с собственником либо нанимателем право.

В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность (ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ действует до 01.03.2010г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 29.12.2004) // ВСНД и ВС РСФСР от 11.07.1991. № 28. Ст. 959. Сбор. Законодательства РФ.-2005.- № 1 (часть 1), ст.. 15. установлены дополнительные гарантии жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотрено, что, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Внесены существенные изменения и дополнения в Жилищный кодекс РФ, Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Сбор. Законодательства РФ..-.2005.- № 1 (часть 1). Ст. 14. касающиеся обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с этим законом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах, домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилье предоставляется без очереди, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В случае выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей эти помещения сохраняются за ними в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством.

В законодательных актах регионов РФ принимаются нормы по усилению защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, от различных незаконных действий со стороны корыстных элементов.

В Москве до недавнего времени практика была такой: получив комнату или квартиру, покинувший интернат совершеннолетний, но не сведущий в жизни гражданин попадал в сети криминала еще до выхода. Предприимчивые структуры имеют, как правило, четкое представление о своих потенциальных клиентах задолго до их взросления. Интерес этих дельцов заключается в получаемой ими квартире.

Дело в том, что по достижении 18 лет или окончания срока обучения в государственном учреждении город предоставлял выпускникам жилье.

Но скоро к новоселу приходили лица с «выгодным» предложением: купить эту недвижимость за «бешеные» деньги. В результате махинации доверчивый и беззащитный сирота оказывался бездомным.

К сожалению, наше законодательство пока еще не установило твердого закона, ограждающего от криминала жилищные права молодых лиц, вышедших из детдома.

В соответствии с законодательством РФ после 18 лет гражданин вправе сам распоряжаться своим жильем, но вопрос, умело он это сделает, или его обманут, остается открытым. Городским властям федеральные законы отводят роль передаточных звеньев, задача которых - предоставить 18-летним сиротам то, что требуется для нормального вхождения в жизнь.

Учитывая, что факты обмана с жильем детей, оставшихся без попечения родителей, стали распространенным явлением, правительство Москвы приняло постановление от 31 августа 1999 года № 797 «О дополнительных мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и школ-интернатов», где представлена Программа мер по обеспечению прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов, а также мероприятий по их социальной адаптации в обществе на период до 2002 года.

В новых документах московская администрация четко определила механизм предоставления жилья и опеки этой категории граждан до достижения ими 23 лет.

В «Положении о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» обозначен порядок и основания предоставления им жилых помещений.

Если ребенок, поступив в детский дом, утратил имевшееся ранее жилье или место жительства неизвестно, то он получает однокомнатную квартиру. Если же родители имеются и они продали жилье, пока он находился в интернате, то органы опеки и попечительства или законный представитель несовершеннолетнего обязаны обратиться в судебные органы с иском о признании сделки недействительной.

Более того, в период нахождения детей-сирот в государственном учреждении, если за ними закреплено жилое помещение, законные представители несовершеннолетних (а это могут быть органы опеки и попечительства) принимают меры к выделению в натуре доли жилого помещения путем добровольного обмена.

В этих условиях родственники, сдавшие ребенка в приют, не могут воспользоваться жильем ребенка по своему усмотрению; им могут запретить продажу или заставят разменять квартиру. В Положении есть четкость и в части определения, в каком именно районе должны предоставить квартиру выпускнику интерната. Например, детей, которые на момент предоставления им жилья нигде, кроме интерната, не зарегистрированы на жительство и от которых отказались родители, должны поселить по месту жительства их родителей на момент отказа. Те, у которых родители неизвестны, получают жилье по месту расположения их интерната. Спесивцева О. И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка. - Челябинск, 1999. - С. 116.

1.2 Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами

Гражданская дееспособность гражданина, т.е. его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности в полном объеме, возникает по общему правилу с наступлением совершеннолетия, а именно по достижении 18-летнего возраста. Дееспособность - состояние, постепенно развивающееся. В зависимости от возраста гражданина, характеризующего степень его умственно-физической зрелости, в ГК РФ установлены этапы дееспособности. Для полноценной реализации правоспособности детей Кодексом закреплен механизм содействия в осуществлении и защите их прав, включающий в себя действия родителей, усыновителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, а также деятельность органов опеки и попечительства.

Таким образом, самостоятельное правовое значение категорий правоспособности и дееспособности обусловлено тем, что осуществление правоспособности (за некоторыми исключениями) возможно не только посредством дееспособности, но и неполной дееспособности.

По общему правилу согласно ст. 60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Указанное положение подкрепляется нормой ст. 21 ГК РФ, определяющей момент наступления гражданской дееспособности в полном объеме с достижением гражданином возраста совершеннолетия.

Поскольку закон связывает с моментом совершеннолетия человека приобретение дееспособности именно в полном объеме, определенный объем дееспособности, таким образом, может быть присущ гражданину и до наступления совершеннолетия. Человек развивается с учетом особенностей психики, умственных и физических способностей, социальных условий жизни. Соответственно, общий уровень развития детей разного возраста является неодинаковым, что определяет их способность понимать значение совершаемых действий и активно участвовать в реализации своих правовых возможностей. Поэтому законодатель установил общие для всех граждан критерии дееспособности в зависимости от достижения лицом определенного возраста.

С наступлением совершеннолетия предусмотренные законом права во всей сфере гражданско-правовой жизнедеятельности гражданина могут самостоятельно им осуществляться в имущественных, трудовых, семейных и иных правоотношениях с физическими и юридическими лицами. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. - М., 2004. - Т. 1. - С. 134.

Независимо от возраста каждый гражданин обладает определенной законом правоспособностью, которая возникает в момент его рождения и прекращается со смертью.

По действующему гражданскому законодательству содержание правоспособности граждан довольно объемно: они могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ст. 18 Гражданского кодекса РФ; Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред.. от 21.07.2005) Сбор.Законодательства РФ.-1994- № 32. Ст. 3301, Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 30 (2 ч.) Ст. 3120. далее - ГК).

Всеми этими правами гражданин может воспользоваться самостоятельно только при достижении им 18 лет. Однако это не означает, что принадлежащие несовершеннолетнему права остаются лишь его потенциальной возможностью и при необходимости не могут быть приведены в действие в его интересах. Сапогов В.М. «Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации» как дисциплина по выбору для студентов юридических вузов // Сб. научных трудов Академии права и управления. Вып.1. - М., 2001. - С. 65.

В целях обеспечения защиты и реализации прав несовершеннолетних граждан закон вводит институт их законных представителей, которыми являются родители, усыновители или попечитель, а также по мере формирования личности, ее способности совершать разумные действия, осознавать их значение и отвечать за последствия законодатель снижает возрастной минимум, допуская ограниченную дееспособность, а в определенных случаях устанавливает их дееспособность в полном объеме.

В целом по объему дееспособности в осуществлении своих гражданских прав несовершеннолетние могут быть разделены на три категории:

первая - несовершеннолетние, обладающие дееспособностью в полном объеме по совершению самостоятельно действий в сфере имущественных и трудовых отношений. Это граждане, вступившие в брак до достижения 18-летнего возраста, когда это допускается законом (ст. 21 ГК), а также несовершеннолетние, достигшие 16 лет и работающие по трудовому договору (контракту) или занимающиеся предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК - «Эмансипация»);

вторая - несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, которые могут совершать имущественные сделки (ст. 26 ГК) только с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителя;

третья - несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, за которых сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК), и они не могут быть допущены к работе по трудовому договору (контракту) или к какой-либо предпринимательской деятельности.

Однако существуют определенные основания для приобретения несовершеннолетними дееспособности в полном объеме.

Прежде всего следует уточнить понятие дееспособности в полном объеме, когда речь идет о ее осуществлении несовершеннолетним лицом. Дело в том, что правовое положение несовершеннолетнего, обладающего дееспособностью в полном объеме, не всегда совпадает с правовым положением совершеннолетнего, так как в законе имеется ряд ограничений для несовершеннолетних в отношении возможности совершения самостоятельно определенного вида сделок и иных действий, которые вправе осуществлять только совершеннолетние граждане. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. - М., 2004. - Т. 1. - С. 134.

Действующим гражданским законодательством (ст. 21 ГК) установлены три основания признания несовершеннолетних дееспособными в полном объеме до достижения ими 18 лет:

1) вступление несовершеннолетних в брак в допускаемых законом случаях;

2) работа по трудовому договору (контракту) по достижении 16 лет;

3) занятие предпринимательской деятельностью с наступлением того же возраста.

Вступление несовершеннолетних в брак в тех случаях, когда это допускается, является основанием для обретения молодоженами полной гражданской дееспособности, представляющей им возможность самостоятельно, без чьего-либо попечительства пользоваться своими правами и нести всю полноту ответственности по своим обязательствам.

В Российской Федерации установлен единый минимальный брачный возраст для мужчин и женщин в 18 лет. Вместе с тем допускается, что при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по их просьбе разрешить вступить в брак при достижении возраста 16 лет.

Как следует из Гражданского кодекса РФ, закон констатирует лишь возможность граждан вступления в брак до достижения 18-летнего возраста, а Семейный кодекс РФ ограничивает право органов местного самоуправления снижать брачный возраст только на два года, т.е. с достижением 16 лет.

Однако в силу ст. 72 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005)//Рос.газ.- 1993.-25 декабря. №237., Собр.Законодательства РФ.-2005, № 42, ст. 4212. семейное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, и соответственно законом субъекта РФ брачный возраст может быть снижен и более чем на два года. Например, в Ростовской области законом от 19 апреля 1996 г. «Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области» в виде исключения, с учетом особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка и т. д.), брачный возраст может быть снижен до 14 лет.

В указанных случаях несовершеннолетние граждане, вступившие в брак, обретают дееспособность в полном объеме со дня государственной регистрации брака.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется за несовершеннолетним и в случае его расторжения до достижения 18 лет. Утрата несовершеннолетним супругом полной дееспособности при признании брака недействительным может быть осуществлена только по решению суда (ст. 21 ГК).

Объявление несовершеннолетних, вступивших в брак, дееспособными в полном объеме их прав влечет за собой не только преимущества совершеннолетних по самостоятельной реализации своих прав, но и утрату обязательств родителей по содержанию несовершеннолетних детей.

Поэтому при всех обстоятельствах выплата алиментов, которые могли бы быть взысканы в судебном порядке, прекращается в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Но нередки случаи, когда молодоженам отказывают в признании их полной дееспособности при их попытке вступить в тот или иной кооператив или товарищество.

В данном случае правление руководствовалось, видимо, ст. 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 02.11.2004)//Сбор.Законодательства РФ.-1998.- № 16. Ст. 1801, Сбор.Законодательства РФ.-2004.- № 45. Ст. 4377. которой устанавливается возрастной ценз для членов жилищных кооперативов. Ими могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.

Но, отказывая в приеме в члены кооператива, правление не учло случай, когда, согласно нормам действующего законодательства, несовершеннолетние обретают дееспособность в полном объеме до достижения 18 и даже 16 лет, что предусмотрено ст. 21 ГК. Беспалов Ю. Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. - Владимир, 2000. - С. 81.

Прежнее гражданское законодательство (ГК РСФСР 1964 г.) знало только одно вышеизложенное основание признания несовершеннолетнего дееспособным в полном объеме: вступление его в брак. В Гражданском кодексе РФ, введенном в действие с 1 января 1995 г., добавлены еще два основания, по которым несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным в использовании всех принадлежащих ему прав. Такими основаниями, как отмечалось, являются: работа несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, по трудовому договору, в том числе по контракту; занятие в том же возрасте предпринимательской деятельностью с согласия родителей, усыновителей или попечителя.

Будучи полностью дееспособным, несовершеннолетний свободен в распоряжении своим имуществом, в том числе приобретенным за счет заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности, и этим имуществом отвечает по своим обязательствам перед другими лицами. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо - при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Права эмансипированного несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору (контракту), не будут рассматриваться в данной работе. Что касается их участия в предпринимательской деятельности до достижения совершеннолетия, то здесь возникает ряд организационно-правовых вопросов, на которые, как нам представляется, законодатель не дает четкого ответа. Чаплыгина С.М. Правовое положение индивидуального предпринимателя: Дис. канд. юрид. наук. - СПб., 1997. - С. 53.

Порядок оформления статуса несовершеннолетнего как эмансипированного лица таков. Закон устанавливает, что гражданин, достигший 16 лет и занимающийся предпринимательской деятельностью, может быть объявлен полностью дееспособным. Но до признания несовершеннолетнего эмансипированным лицом он не сможет на законных основаниях заниматься предпринимательской деятельностью. И одновременно несовершеннолетний, достигший 16 лет, не может быть объявлен эмансипированным, если он не прошел регистрации на право занятия предпринимательской деятельностью. Аксенчук Л.А. Правоспособность несовершеннолетнего в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. - 2001. - № 12. - С. 32.

Такова коллизия, порожденная нормой, заложенной в ст. 27 ГК, регулирующей объявление эмансипации.

Практика в разрешении этой правовой коллизии находит следующий выход: местная администрация при решении вопроса о регистрации несовершеннолетнего в качестве предпринимателя требует от него обязательного предоставления акта об эмансипации, проведенной органом опеки и попечительства. Юристы считают такую практику целесообразной, и, по их мнению, она должна быть признана законной. Букшина С. Эмансипация: проблемы и перспективы // Хозяйство и право. 1999. - № 7. - С. 49. Справедлива их точка зрения и о том, что согласие родителей на эмансипацию следует расценивать как элемент процедуры эмансипации, но не как обязательный факт для органов опеки и попечительства для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным. Там же. № 7. С. 50.

Не может быть абсолютно бесспорным возрастной минимум (16 лет) для объявления несовершеннолетнего эмансипированным, поскольку в согласии законных представителей не исключено присутствие личных корыстных интересов (избавление от обязательств по содержанию несовершеннолетнего, в том числе от уплаты алиментов). Но по формальным признакам он может быть статуирован как полностью дееспособный, хотя в силу его личностной характеристики (психологии, уровня интеллекта, объема знаний и т.п.) несовершеннолетний не готов к занятию предпринимательством и осознанию необходимости отвечать за свои действия. В этой связи представляется совершенно справедливым вывод, что «институт эмансипации представляет собой лишь исключение из общего правила и не должен рассматриваться как всеобщее руководство к действию. Он предусмотрен законодательством для отдельных граждан, зрелость которых достигла требуемого уровня». Там же. № 7. С. 50.

Как следует из ст. 26 ГК (п. 1), несовершеннолетние, достигшие 14 лет, вправе совершать сделки только с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Но может быть допущено исключение, когда сделка, совершенная таким несовершеннолетним без согласия его законных представителей, признается действительной, если она в последующем будет письменно одобрена родителями, усыновителями или попечителем.

Не испрашивая согласия законных представителей, несовершеннолетний в возрасте от 14 лет вправе самостоятельно осуществлять следующие имущественные права:

- распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

- в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

- совершать мелкие бытовые и иные сделки, например направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения либо государственного удостоверения (выигрыш по конкурсу или получение в подарок предметов домашнего обихода, аудио-видеотехники, спортивного снаряжения, игрушек и т.п.). Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. - М., 2004. - Т. 1. - С. 135.

Очень важное положение содержится в последней части п. 2 ст. 26 ГК, согласно которой по достижении 16 лет несовершеннолетние вправе стать членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. Хотя закон не уточняет, членом какого кооператива, производственного или потребительского, может быть несовершеннолетний, достигший 16 лет, но, исходя из ст. 27 ГК, эмансипированный несовершеннолетний вправе заниматься предпринимательской деятельностью, то, соответственно, он может быть членом кооператива любой организационно-правовой формы.

Однако закон не увязывает членство в кооперативе 16-летнего несовершеннолетнего с обязательной его эмансипацией. В отличие от хозяйственных обществ и товариществ деятельность производственного кооператива (ПК) основана на членстве и на личном трудовом участии его членов, тогда как такое участие не обязательно для субъектов хозяйственных обществ типа ООО или АО.

ПК основан на объединении членами кооператива имущественных паевых взносов, и его участники несут обязательную (субсидиарную) ответственность по обязательствам кооператива за счет принадлежащего им личного имущества. В ПК как форме организации производственной деятельности трудовые и имущественные отношения имеют прямую взаимосвязь, и именно поэтому эмансипация несовершеннолетнего члена кооператива делает его более свободным в распоряжении своим имуществом и устойчивым во взаимоотношении с кооперативом.

Что касается потребительского кооператива, то в отличие от производственного он является некоммерческим объединением и служит исключительно цели удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков.

Потребительский кооператив представляет собой самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица (дачные, жилищно-строительные, гаражные и иные подобные кооперативы).

Для вступления в производственный или потребительский кооператив несовершеннолетнему, достигшему 16 лет, согласия родителей, усыновителей или попечителя не требуется.

Свободное волеизъявление несовершеннолетнего при решении вопроса о вступлении в кооператив объясняется тем, что закон (п. 2 ст. 26 ГК) уже с 14-летнего возраста предоставляет подросткам право самостоятельно, без согласия родителей или иных законных представителей, распоряжаться своими заработками, стипендией и иными доходами. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. - М., 2004. - Т. 1. - С. 136.

Не расширяя объем дееспособности данной возрастной группы несовершеннолетних, закон одновременно вводит норму, согласно которой суд, по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органов опеки и попечительства, может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Однако данная норма не распространяется на несовершеннолетних, которые обрели полную дееспособность в связи с вступлением в брак или в результате эмансипации.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты