Рефераты

Информационная безопасность России

p align="left">Здесь сосредоточены проблемы информатизации экономики, экологии, здравоохранения, любых отраслей производства, науки, образования, культурно-просветительской деятельности, формирования и использования соответствующих видов и форм информационных ресурсов. Сюда же входят проблемы региональной и отраслевой информатизации и формирование специальных отраслей государственного управления в данной сфере.

Пока на уровне системы федеральных органов исполнительной власти функционирует федеральный органа, непосредственно выполняющий функции государственного управления - это Министерство связи и информатизации РФ. Кроме того, действуют специализированные государственные органы, ориентированные на организацию и использование отдельных массивов информационного ресурса. Это Архивная служба РФ, органы федеральной статистики. Государственная техническая комиссия. Большое внимание информационным проблемам уделяет Совет Безопасности РФ. Это направление охватывает процессы информатизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их взаимодействия. Деятельность органов государственной власти - законодательных, исполнительных, правоохранительных - только и может быть продуктивной и эффективной при условии применения информационных технологий в работе аппарата каждого органа и в системе взаимодействия различных органов между собой.

Четвертый блок в сфере государственного управления в области информационных технологий составляет деятельность каждого из ведомств и государственных организаций, которые самостоятельно и с учетом своих потребностей обеспечивают процессы информационного обеспечения своей деятельности. При отсутствии должной координации на уровне федерации это направление деятельности подвержено местничеству и заканчивается неоправданной тратой средств, несовместимостью средств информатизации, в том числе и информационных технологий в едином пространстве страны.

Поддержка процессов информатизации во всех секторах хозяйства и культуры страны, во всех сферах социального развития и жизнеобеспечения; привлечение населения к новым методам работы с информацией на основе воспитания информационной культуры, переподготовки кадров и массового обучения молодого поколения работе в новых условиях. Здесь сосредоточены организационно-правовые проблемы обеспечения реализации права на информацию различных субъектов, разрешение конфликтов в области формирования и использования информационных технологий.Все обозначенные направления государственного управления в области информационных технологий реализуются на основе создания и применения соответствующих законов и иных правовых актов, введения обязательных государственных стандартов, методик и правил.

2.4 Правовые проблемы информатизации экономики

В рассмотрении проблем информатизации экономики основное внимание уделяется на организацию использования результатов труда в рыночных формах. Даже решение этой задачи представляет немалую сложность. Оценка продукта программиста - программа, программное обеспечение информационной системы, причастность автора программы, с одной стороны, к получению вознаграждения за труд, а с другой - за прибыль в результате использования его продукта, пока не поддаются однозначному решению правовыми средствами. Наличие законов «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», принятых в 1992 г., не снимает всех проблем правового режима программной продукции, вопросов, связанных с гарантией прав авторов этого вида научно-технической продукции, защитой этих прав и реализации ответственности как автора, так и пользователей этим видом информационных технологий. Отнесение программ для ЭВМ к объектам авторского права при все увеличивающейся корпоративности производства и использования этого продукта приносит скорее моральное удовлетворение автору, который имеет право зарегистрировать свой продукт и таким образом закрепить свое авторство. Эти законы в связке с законом «Об авторском праве и смежных правах» устанавливают такие формы использования программ (и программного обеспечения - их совокупности), как адаптация; модификация; компилирование; воспроизведение; распространение (доступ любым, в том числе и сетевым, способом, путем продажи, проката, сдачи в наем, предоставления в займы, включая импорт для любой из этих целей); выпуск в свет, включение в хозяйственный оборот. Уже из этого перечисления способов использования программ видно, как переплетаются институты авторского и вещного права, насколько специфика этой части информационных технологий не укладывается в привычные рамки гражданско-правовых и авторских отношений.

Проблемы информационных технологий отражаются во всех конфликтных ситуациях современного решения прав субъектов на результаты интеллектуальной собственности и затрагивают вопрос о роли государства в обеспечении прав многих субъектов отношений в данной сфере. Это касается как непосредственных создателей данного продукта, так и прав собственников, на средства которых создается продукт, прав государства в этой области в том числе, пользователей продуктом.

Проблемы использования информационного ресурса в процессе их потребления разными социальными структурами тоже относится к сфере государственно-правового регулирования. Это можно наблюдать на примере регулирования области массовой информации, распространения учебной, развлекательной информации; формирования сфер информационных услуг. Это наиболее шумная сфера технологий, ибо она представляет собой смешанную среду для информации машинной и обычной - бумажной, устной и т.п. Здесь формируется особая зона информационных угроз, усиливается острота проблем информационной безопасности.

Развитие доктрины информационного права имеет свою историю. Официально мысль о необходимости выделения такой отрасли права высказана еще в 1975. В настоящее время идея информационного права реализуется достаточно активно. За последние пять-семь лет сформирован большой массив российского законодательства и принято множество (несколько сотен) подзаконных актов, регулирующих разные направления деятельности в информационной сфере. В настоящее время многие проблемы решаются с учетом процессов формирования информационного общества.

Достаточно остро стоят вопросы развития международных норм в области информационных технологий и их использования. Концепция государственной информационной политики Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. № 24)., одобренная Государственной Думой и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ еще в 1998 г., предусматривала формирование «информационного права». Достаточно определенно эти вопросы поставлены и в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации 2000г Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

от 9 сентября 2000 г. N ПР-1895.

В настоящее время по уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию и пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств:

- на уровне субъектов РФ - это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

- на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

- информационно-правовые нормы международных актов;

- информационно-правовые нормы Конституции РФ;

- нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

- информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере.

«Вертикальная» структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации (предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметы ведения субъектов Российской Федерации) в соответствии со ст. 71, 72 и 76 Конституцией РФ Конституция Российской Федерации М. Юридическая литература, 2003..

«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направлении лишний раз подтверждают, что информационное законодательство это комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры РФ и органами местного самоуправления Указом Президента РФ от 15 марта 2000г. № 511 «О Классификаторе правовых актов» утвержден «Классификатор правовых актов» Указ Президента РФ от 15 марта 2000г. № 511 «О Классификаторе правовых актов»..

В этом Классификаторе пока еще информационное законодательство систематизировано не полностью. Здесь отсутствуют связи с разделами гражданского права, аккумулирующими акты, посвященные интеллектуальной собственности. Тем не менее при сравнении этого классификатора с действовавшим ранее «Общеправовым классификатором отраслей законодательства», утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства», прослеживается тенденция к интеграции направлений информационного законодательства. Расширенная структура информационного законодательства отражает как его реальное состояние, так и соображения по развитию этого законодательства в направлении постепенного перехода к кодифицированному акту в информационной сфере - Информационному кодексу РФ.

Эту структуру можно представить следующим образом:

1. Информационно-правовые нормы международных актов.

2. Конституция Российской Федерации (конституционные информационно-правовые нормы).

3. Акты отрасли информационного законодательства:

- законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

- законодательство о гражданском обороте информации;

- законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

- законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

- законодательство об информационной безопасности;

- законодательство об интеллектуальной собственности;

- законодательство о средствах массовой информации;

- законодательство о библиотечном деле;

- законодательство об архивном фонде и архивах;

- законодательство о государственной тайне;

- законодательство о коммерческой тайне;

- законодательство о персональных данных.

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают отдельные информационно-правовые нормы:

- конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации);

- гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения);

- законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях);

- законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях);

- законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).

В настоящее время вопросы доступа к источникам права решаются достаточно просто. Активно действуют автоматизированные справочные системы правовой информации такие, как Гарант, Кодекс, Консультант Плюс.

Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть). Кроме того, эти отрасли дополняются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств субъектов Российской Федерации, а также отдельными нормами актов других отраслей законодательства.

Необходимо отметить, что в последние годы субъекты Российской Федерации принимают свои законы в области информационного законодательства, многие из которых недостаточно согласованы между собой и с федеральным законодательством в этой сфере, в связи с чем для приведения актов информационного законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным и зарубежным законодательством необходима соответствующая координация работ.

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Правовые категории информационного законодательства

Право в целом и каждая его отрасль проявляют себя как организационный механизм, как действующая научная или практическая юридическая система, пользуясь при этом определенным инструментарием.

Для информационного права - молодой и только формируемой отрасли - важно определить основные институты и одновременно найти пути наиболее эффективного применения других инструментов права, позволяющих выразить суть регулирования в сфере практической информатики. Поскольку ведущим звеном в развитии информационного права, как и любой отрасли, является его нормативная часть, то первостепенное внимание должно быть направлено на дефиниции.

В работе В.А. Никитова «Информатика в терминах и определениях российского законодательства» Никитов В.А. «Информатика в терминах и определениях российского законодательства» М. Юрист, 1998. на базе действующего законодательства выявлено и систематизировано более семисот терминов и их определений. Названная работа по выявлению и систематизации правовой терминологии в информатике использовала в качестве источника только федеральное законодательство - действующие законодательные акты РСФСР, законы РФ, акты российского парламента, указы и распоряжения президентов РСФСР и Российской Федерации, постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР и Правительства РФ, а также не утратившие юридическую силу правовые акты СССР.

Перечень актов, отнесенных к категории источников, свидетельствует о том, что, во-первых, законодательство в самом широком смысле уделяет большое внимание информационной проблематике и, во-вторых, тема информации и других компонентов информатики рассредоточена по всем отраслям законодательства, а также по всем уровням нормативно-правовой системы.

Два вопроса требуют ответа по теме правовых дефиниций в информационном праве.

Первый вопрос связан с выявлением сугубо правовых терминов, имеющих отношение к сфере регулирования информационного права. Он касается отбора тех правовых определений, которые необходимы и без которых правовое регулирование не будет эффективным (имеется в виду ситуация, когда в правовые дефиниции попадают термины не правового характера). Многие термины, касающиеся предметной области информатики, попадают в сферу правового регулирования потому, что теория и социальная информатика не построили прочной основы в терминологическом срезе своих дисциплин. Не созданы еще и теории информации, информатизации как направлений и сфер социальной деятельности. Потому многие термины становятся по определению правовыми. Тем самым образуется перекрестная система использования дефиниций в разных направлениях информатики. Социальная информатика использует правовые дефиниции, а правовая - социальные. Например, такие определения, как документ», «документированная информация», «информатизация», «информационная безопасность», в строгом смысле не являются правовыми дефинициями. Это предметы и области деятельности, в которых совершаются правовые отношения. Но отсутствие устоявшихся понятий этих выражений в системной, информационной, управленческой практике, в документалистике и т.д. вынуждают законодателя вводить их в число правовых дефиниций.

Не случайно в некоторых проектах законов, связанных с информацией в определенных системах, разработчики пытаются увязать информацию, документ с категорией «юридической силы». В толковом словаре по информатике термин «документ» определен как «материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную установленным порядком и имеющую в соответствии с действующим законодательством правовое значение».

Все же следует иметь в виду, что право может установить требования к определенной категории документов, но предусмотреть юридическую силу любых документов заранее невозможно. Такое значение документов устанавливается всякий раз компетентными органами с учетом юридических фактов (обстоятельств) ситуаций, событий. Поиск истины в этом направлении, очевидно, должен завершиться такой формулировкой, которая бы исключила использование одного и того же термина в смежных законах с различным определением его дефиниции. Второй вопрос связан с учетом разнообразия юридических дефиниций.

Правовые дефиниции являются стержнем словарей в информационно-поисковых системах. Поэтому к их выбору и определению следует подходить более требовательно и, в конечном счете, добиваться их унификации, своеобразной стандартизации в рамках права.

Так например, в Правилах подготовки документов, связанных с разработкой законопроектов федеральными органами исполнительной власти дано определение слова «термин». Под термином понимается «слово (или словосочетание) однозначно означающее содержание понятия предмета, явления, процесса». Предложено различать термины общеправовые, межотраслевые, отраслевые. Сформулированы правила работы с терминами. Норма - дефиниция должна содержать определения новообразуемого правового понятия, используемого в тексте закона. Правовая дефиниция понимается как определение правового понятия, отражающего существенные, главные признаки того или иного правового предмета, явления. В ходе проектирования документа разработчик с учетом концепции акта выбирает из уже существующих словарей термины, необходимые для его цели, вычисляет из них базовые понятия для своего акта и дополнительно формулирует те дефиниции, которые в действующие словари не вошли.

Учитывая, что дефинитивная часть информационного права только формируется, важно провести инвентаризацию терминов в уже действующих законах и наметить перспективное распределение терминов недостающих с учетом планов подготовки проектов законов в данной области. Иными словами, этим процессом также надо управлять. В настоящее время ощущается дефицит нормативного определения таких терминов, как «электронно-цифровая подпись», «электронный документ», «электронный документооборот», «электронная библиотека», «информационная система» (есть разночтения), «общественный интерес», «информационный продукт», «информационный объект». Это все термины предметного свойства. Вместе с тем еще много терминов, нуждающихся в правовом определении. К таковым относятся те, которые касаются видов субъектов, видов их деятельности. Например, все компоненты права на информацию - сбор, обработка, распространение и т.д. - ждут своего легитимного определения.

Таким образом, правовые дефиниции и образуемые на их основе поисковые слова и словосочетания - важнейшая часть инструментария составителей нормативно-правовых актов, органов, принимающих и издающих такие акты, а также организаторов и персонала информационно-поисковых, аналитических и экспертных систем, обслуживающих интересы и потребности различных категорий пользователей, и, наконец, самих пользователей, которые при наличии техники имеют широкие возможности самостоятельно обращаться с информационными системами.

3.2 Формирование политики информационного законодательства

Началом формирования законодательства России в информационной сфере можно считать 1992г., когда были приняты законы о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, о правовой охране технологий интегральных микросхем. С момента принятия базового Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» прошло более 10 лет. За это время сформировался достаточно разнообразный массив законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в областях:

- формирования и использования информационных ресурсов;

- создания и использования информационных технологий;

- формирования необходимой инфраструктуры для информатизации на федеральном, региональном, отраслевом, ведомственном уровнях, в структурах местного самоуправления, а также для удовлетворения информационных потребностей граждан, средств массовой информации, различных юридических лиц, других структур общества.

Сегодня никого не удивит констатация факта, что решается задача формирования информационного общества, что Россия заняла свою нишу и структуре Интернета и что население, производственные, научные и управленческие структуры широко пользуются глобальными сетями для получения необходимой информации и представления своей собственной для обозрения всеми заинтересованными пользователями всемирной паутины.

Действующая нормативно-правовая основа практической информатики (так называется совокупность и взаимодействие информационных ресурсов, технологий, средств и сетей связи - коммуникаций), представляет достаточно сложное образование. Все уровни законодательства имеют самое непосредственное отношение к регулированию информационной деятельности, отношений, процессов реальной информатики, обеспечивают формирование многообразия информационной среды, а, в конечном счете, и всей информационной сферы.

Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы содержат немало норм, напрямую посвященных проблемам информации и информатизации, действует более десятка специальных федеральных законов, имеющих своим предметом исключительно информацию или инфраструктуру информатизации. Множество норм об информационных отношениях рассредоточены по другим федеральным законам. В рассматриваемый период шло активное формирование информационного законодательства субъектов Российской Федерации: около сорока ее субъектов имеют специальные законы либо об информационных ресурсах, либо об информатизации региона.

Жизнь ставит все новые и новые проблемы, которые не могут быть решены без участия права. Процессы глобализации в экономической, культурной, научной и иных областях жизни могут быть реализованы только на основе информационных технологий, которые формируют инфраструктуру обмена документами, мнениями, знаниями и позволяют принимать соответствующие решения. Остро стоит вопрос не только о развитии и применении международного законодательства, международного частного права, но и о гармонизации правовых норм в случаях, когда отношения проходят через ряд границ и систем права. Глобализация диктует вопросы о формировании наднационального права и создании соответствующей нормативной базы.

Закономерно ставить вопрос о включении в этот ранг и информационных отношений, выходящих за рамки национального регулирования.

Учитывая интерес населения ко всем событиям как внутри страны, так и за рубежом, чувствительность к состоянию дел средств массовой информации, к государственным решениям по всем проблемам жизни общества и граждан, можно с уверенностью утверждать, что развитие законодательства к области информационной сферы включает понятие «законность» и «беззаконие» и что состояние правовой основы информатики в социальном ее облике - один из острейших вопросов общественного интереса и безопасности не только в информационной сфере.

Призывы к деполитизации общества, к деидеологизации, к разгосударствлению жизни с середины 80-х годов нанесли огромный ущерб массовому сознанию в оценке и доверии к государственным, а следовательно, и к правовым институтам. В то же время на основе развития концепций элитарности определенных кругов общества, опирающихся на механизмы полугласного признания ценза собственников, обеспечили выброс в сферу политики самых разных сил. И в сфере информационной деятельности на первом месте стоит вопрос не об удовлетворении потребностей общества в целом (именно это диктуется природой глобализации), а вопросы завоевания монополии, достижения дохода.

Действуют и традиции, согласно которым государство и общество находятся в конфронтации и именно государство обязано быть открытым (голос налогоплательщика) и прозрачным, что совсем не обязательно для других структур - негосударственных. Система тайн не балансируется в идеале. Государственная тайна - это обеспечение интересов «всех», всей страны, а коммерческая, частная, личная - сфера отдельных субъектов, как бы отстраненных от забот и притязаний социума.

За последнее время выстроилась линия «государственная безопасность, судебная, правовая, экономическая, административная, военная реформы». Такого изобилия концепций, доктрин, прогнозов, стратегий страна не знала давно. Постепенно политика государства приобретает систему. В ней не последнее место занимают проблемы информационной сферы. Доктрина информационной безопасности органически вытекает из Концепции государственной безопасности и создает импульс для постановки и решения очень сложных для общества вопросов в этой предметной области.

Осмысление проблем информационных процессов в настоящее время идет почти во всех направлениях современной науки - философии, социологии, психологии, политологии, праве, экономических науках, математике, логике, лингвистике и т.д. Все стороны научного понимания мироздания и социальной жизни затронуты процессами информатизации, компьютеризации общества. Общество нуждается в выстраивании правил поведения, правил отношений различных субъектов в новых условиях. Нужны не только коридоры власти, но и системы регуляторов, создающие необходимые указатели, куда и как идти и чего нельзя допускать при этом в целях сохранения безопасности человека, его ассоциаций, государства и иных обеспечивающих безопасность институтов общества.

Теоpeтических правовых исследований в области информационного права пока немного. Преобладают исследования прикладного характера, публикации малых, журнальных форм. И все же в этой области уже накоплены знания, которые приближают возможность структурировать область правовых исследований по информационной проблематике. Большинство из них ориентировано на законодательную, нормативную область права, что характеризует центростремительную технологию формирования правовой науки в данной области. Весьма существенной проблемой является и исследование вопросов, связанных с влиянием информатики на всю систему правовой науки и правовую систему в целом, на государственное управление. Это специальные проблемы, и они еще требуют своего развития, нежели простая констатация факта наличия новых факторов социального значения. Проект Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации следующим образом формулирует национальные интересы России в информационной сфере. Это сфера общественной жизни, образуемая совокупностью субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования в информационной сфере; информационной инфраструктуры; общественных отношений в области работы с информацией. Возможно, выстроить этот ряд с учетом следующих приоритетов. Новый материал для ответа на эти вопросы представлен Доктриной информационной безопасности и итогами работы ряда Международных конференций, которые прошли в первой половине 2001г. в г. Москве. Международная конференция «Информационное общество и интеллектуальные информационные технологии XXI века» состоялась 28-30 марта с участием Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Британского совета в России (один из организаторов конференции), социально-инженерного парка «Будущая Россия», представителей ряда зарубежных стран и специалистов России. Ряд проблем информационной политики затронут и на 2-й международной конференции «Модернизация экономики России», прошедшей 3-5 апреля, в рамках которой работали секции «Правовое обеспечение устойчивого развития экономики» и «Модернизация государства и экономическое развитие». Плодотворные обобщения по некоторым вопросам достигнуты конференцией «Проблемы правового и организационно-технического обеспечения информационной безопасности России», состоявшейся в Екатеринбурге 22-24 мая. Политической основой для решения проблем информатики являются такие документы, как Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004г. Путеводным документом является Окинавская хартия «Глобальное информационное общество» и развивающие его решения различных стран, в том числе России.

Однако в настоящее время есть немало вопросов, возникающих в связи с отсутствием так необходимой координации в любом деле, а в развитии нормативно-правовой основы - в особенности. Единого центра, который бы аккумулировал все наиболее значимые для развития страны информационные проблемы нет. Важнейшими центрами являются Правительство РФ и Совет Безопасности и множество органов исполнительной власти России. Наибольшее внимание данным вопросам в соответствии со своей компетенцией уделяют Минсвязи, Минюст России, ФСБ России и некоторые другие структуры. Но проблемы перспектив развития законодательства все же оказываются размытыми, и в структуру законодательной власти - в Федеральное Собрание РФ поступают предложения от многих инициаторов, не будучи скоординированными и ориентированными на генеральные направления. Тем не менее в настоящее время обстановка меняется под влиянием идей Доктрины информационной безопасности и развивающей ее Концепции развития правовой основы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсовой работы достигнута, я осуществил целостно-логическое исследование состояния информационной безопасности в Российской Федерации.

По положениям, выносимым на защиту:

По первому положению

Информационная безопасность общества, государства характеризуется степенью их защищенности и, следовательно, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и.

Основой их защищенности должна стать законодательная основа защиты государственной тайны.

Правовая наука пока не может остановиться на какой-либо определенной модели в области регулирования и защиты интеллектуальной собственности и особенно исключительных прав создателей информационного и технологического продукта. Тем не менее, закон должен откликаться на коллизии в этой среде. Речь идет о том, что в процессе дополнений и изменений базового Закона и законов субъектов России необходимо уделить большее внимание означенным вопросам. Важное направление работы и области создания адекватной инфраструктуры в сфере информатики формируется вокруг создания и использования таких объектов, как информационные технологии и вычислительная техника.

По второму положению

Информационная безопасность определяется способностью нейтрализовать воздействие по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне, как внедрения, так и извлечения информации.

В 2003 году только на сайт Президента Российской Федерации было осуществлено около 100 тысяч компьютерных атак. Всего же количество зарегистрированных атак на Интернет - представительства органов государственной власти Российской Федерации только в 2003 году превысило величину 730 тысяч. Все компьютерные атаки были успешно нейтрализованы средствами защиты сайтов, разработанными специалистами Центра.

ФСБ и ФСО сертифицировано 87 криптографических средств, предназначенных для защиты конфиденциальной информации, К настоящему времени у нас в стране только ФСБ и ФСО лицензировало порядка 300 организаций, которым дано право на разработку и производство средств криптографической защиты. Выдано 3500 лицензий на право распространения и эксплуатации криптографических средств защиты. При этом указанные лицензии получили организации, осуществляющие свою деятельность во всех экономически развитых регионах, и география лицензиатов охватывает всю территорию Российской Федерации.

В заключении необходимо сказать, что информационная безопасность России является базовой составляющей национальной безопасности России. Она напрямую влияет на эффективную работу органов государственной власти, является неотъемлемым фактором в борьбе с организованной преступностью и мировым терроризмом.

Излишняя открытость России в 90-х годах в период так называемой «демократизации» общества привела к крупным потерям, как в экономической, так и в политической составляющей Российской Федерации.

Внедрение современных технологий и законодательная основа защиты государственной тайны должна стать мощным звеном в укреплении вертикали власти в России и ее становлении как экономически и политически сильного государства на мировой арене.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации М. Юридическая литература, 2003.

2. Федеральный закон от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 06 октября 1997г. № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной тайне».

3. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (принят государственной Думой 25 января 1995г.).

4. Указ Президента РФ от 15 марта 2000г. № 511 «О Классификаторе правовых актов».

5. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства».

6. Указ Президента РФ от 12 мая 2004г. № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена».

7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. № 24)).

8. Указ Президента РФ от 19 февраля 1999г. № 212 «Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации».

9. Положение о Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 19 февраля 1999г. № 212).

10. Государственная программа обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы (утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 1996г. № 346).

11. Указ Президента РФ от 24 января 1998г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

12. Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена"

13. Указ Президента РФ от 19 февраля 1999 г. N 212 "Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации"

14. Положение о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2004 г. N 311)

15. Приказ ФСБ РФ от 13 ноября 1999 г. N 564 "Об утверждении положений о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну, и о ее знаках соответствия".

16. Приказ Гостелекома РФ от 21 июля 1999 г. N 22 "Об утверждении Положения о порядке, общих условиях и принципах использования на территории Российской Федерации систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи (ГППСС) и требованиях по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем"

Периодическая печать

1. Никитов В.А. «Информатика в терминах и определениях российского законодательства» М. Юрист, 1998.

2. Горбачев В.С. Концептуальные вопросы применения средств криптографической защиты информации в информационных системах. М. 2004.

3. Тайна как элемент государственной безопасности (И.А. Слободанюк, "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.)

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты