Рефераты

Информационная безопасность, стандарты информационной безопасности

Информационная безопасность, стандарты информационной безопасности

4

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретическое исследование

1.1. История и Государственная политика в области информационной безопасности

1.2. Проблемы информационной безопасности и борьба с терроризмом. Угрозы и их показатели.

1.3. Методика реализации политики безопасности

1.4. Стандарты безопасности Гостехкомиссии. Стандарты Европы и США

1.5. Стеганография и ее применение в информационной безопасности

1.6. Классы информационной безопасности

1.7. Информационная безопасность Российской Федерации

Приложение

Вывод

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы информационной безопасности играют сегодня огромную роль в сфере высоких технологий, где именно информация (особенно цифровая) становится одновременно «продуктом и сырьём». Огромный мегаполис IT построен на всемирных реках данных из разных точек планеты. Её производят, обрабатывают, продают и, к сожалению, зачастую воруют.

Говоря об информационной безопасности, в настоящее время имеют в виду, собственно говоря, безопасность компьютерную. Действительно, информация, находящаяся на электронных носителях играет все большую роль в жизни современного общества. Уязвимость такой информации обусловлена целым рядом факторов: огромные объемы, многоточечность и возможная анонимность доступа, возможность "информационных диверсий"... Все это делает задачу обеспечения защищенности информации, размещенной в компьютерной среде, гораздо более сложной проблемой, чем, скажем, сохранение тайны традиционной почтовой переписки.

Если говорить о безопасности информации, сохраняющейся на "традиционных" носителях (бумага, фотоотпечатки и т.п.), то ее сохранность достигается соблюдением мер физической защиты (т.е. защиты от несанкционированного проникновения в зону хранения носителей). Другие аспекты защиты такой информации связаны со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами. Таким образом, понятие "компьютерной" информационной безопасности в целом является более широким по сравнению с информационной безопасностью относительно "традиционных" носителей.

Если говорить о различиях в подходах к решению проблемы информационной безопасности на различных уровнях (государственном, региональном, уровне одной организации), то такие различия просто не существуют. Подход к обеспечению безопасности Государственной автоматизированной системы "Выборы" не отличается от подхода к обеспечению безопасности локальной сети в маленькой фирме.

Потому жизненно необходимы методы защиты информации для любого человека современной цивилизации, особенно использующего компьютер. По этой причине практически любой пользователь ПК в мире так или иначе «подкован» в вопросах борьбы с вирусами, «троянскими конями» и другими вредоносными программами, а также личностями стоящими за их созданием и распространением -- взломщиками, спамерами, крэкерами, вирусмэйкерами (создателями вирусов) и просто мошенниками, обманывающих людей в поисках наживы -- корпоративной информации, стоящей немалых денег.

Причём последние зачастую осуществляют задуманное руками своих жертв. А потому «технические» и «физические» методы защиты информации должны совмещаться с образованием пользователей в области компьютерных технологий и в частности компьютерной безопасности.

Одними из первых эти проблемы осознали и предприняли решительный шаг к их решению государственные ведомства США в конце 60-х годов, когда компьютеры стоили сотни тысяч долларов, а интернет зарождался из немногочисленных чисто военных и научных сетей.

Невозможно переоценить роль Средств Массовой Информации в их влиянии на формирование или деформирование институтов общества. Современный уровень таких наук, как социология и социальная психология в соединении с различными видами искусств, управляемых законами рекламы и маркетинга, позволяет использовать слово, кино- и видеоизображение в качестве новых инструментов управления. Завоевания новейшей демократии - свобода слова и плюрализм мнений, к сожалению, не могут послужить преградой Силам, желающим использовать эти свободы в своекорыстных интересах, обращенных во зло обществу.

Каждое человеческое общество имеет общую систему ценностей, обусловленную историей и менталитетом страны, нации. Эта система ценностей выработана опытом предшествующих поколений и представляет собой наиболее целесообразный, успешный способ существования, обеспечивающий интеграцию различных слоев общества. Для России это - христианские, православные моральные ценности. Все проблемы, встающие перед обществом, решаются в контексте этих ценностей. Их разрушение ведет к аномии, возникающей в эпохи крушения, моральному коллапсу, дезинтегрирующему социум.

До последнего времени проблема обеспечения безопасности компьютерной информации в нашей стране не только не выдвигалась на передний край, но фактически полностью игнорировалась. Считалось, что путем тотальной секретности, различными ограничениями в сфере передачи и распространения информации, можно решить проблему обеспечения информационной безопасности.

Существуют, так называемые, правовые меры обеспечения информационной безопасности.  К ним относится регламентация законом и нормативными актами действий с информацией и оборудованием, и наступление ответственности за нарушение правильности таких действий.

Цель исследования: определить существует ли в природе система, которая защитит информацию от взлома.

Задачи исследования:

· Определить, защищенность информации от взлома.

· Выявить проблемы информационной безопасности.

· Рассмотреть виды информационной безопасности.

Объектом исследования является информационная безопасность.

Предметом исследования являются проблемы информационной безопасности, законы, регулирующие информационную безопасность, угрозы и их показатели, стандарты безопасности и применение.

Глава 1 Теоретическое исследование

1.1. История и Государственная политика в области информационной безопасности

При объединении и синхронизации вышеупомянутых сетей остро встал вопрос защиты «от шпионов» секретной государственной информации, особенно учитывая то насколько легко и быстро можно скопировать информацию в цифровом виде.

В 1967 под патронажем Национального Комитета Стандартов была учреждена Инициативная Группа исследователей по вопросам компьютерной безопасности, в которую вошли представители университетов, компаний по производству компьютеров, научно-исследовательских центров и других организаций.

Результатом объединения усилий промышленных и научных специалистов, множества теоретических исследований в широкой области математики -- теории информации, а также огромного опыта в реальной индустрии, оказалась «радужная серия» - ряд стандартов и требований предъявляемых к оборудованию, программному обеспечению и персоналу так называемых систем автоматической обработки данных -- компьютерных сетей, принадлежавших таким гос. структурам США как : NASA, Министерство Обороны, Национальный комитет стандартов, Министерство Труда, Отдел по охране окружающей среды, Министерство по контролю за вооружением, Национальное научное общество, Федеральная резервная система и наконец Центр Объединенного Командования ВС.

Был даже создан Национальный Центр Компьютерной Безопасности, занимавшийся этими вопросами.

А в 1981 был создан подобный центр при Министерстве Обороны, разработавший и внедривший «радужную серию» в 1985 году. Наиболее значимым для истории в силу своей общности и направленности не только на сугубо внутренние цели, но и на некую оценку качества коммерческих продуктов так или иначе обрабатывающих и хранящих конфиденциально важную информацию, стал стандарт «Критерии оценки доверенных компьютерных систем», названный Оранжевой книгой в силу цвета обложки (кстати говоря, оранжевую обложку имеет не только этот мировой стандарт -- по меньшей мере спецификации на лазерный аудиодиск и на шейдерную модель OpenGL называют оранжевыми книгами). Её целью были максимальная гибкость и универсальность оценки безопасности.

Системы безопасности появились, чтобы защитить её от шпионом и от других взломов.

Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Под национальными интересами Российской Федерации понимается:

· Информационное обслуживание руководства

· Сохранность инфраструктуры

· Развитие информационных средств

· Защита прав человека в информационной сфере

· Защита прав на частную информацию

· Защита баз данных

· Достоверность передаваемой информации

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей и ответственности за защищенность интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках закрепленных за ними направлений деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Государственная политика Российской Федерации в области информационной безопасности основывается на следующих принципах:

· Федеральная программа ИБ

· Нормативно-правовая база

· Регламентация доступа к информации

· Юридическая ответственность за сохранность информации

· Контроль за разработкой и использованием средств защиты информации

· Предоставление гражданам доступа к мировым информационным системам

Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации:

· проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности Российской Федерации, разрабатывает меры по ее обеспечению;

· организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности Российской Федерации;

· поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;

· осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;

· проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории Российской Федерации и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;

· способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;

· формулирует и реализует государственную информационную политику России;

· организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;

· способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.

Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Политика государства заключается в том, чтобы защитить информацию в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

1.2. Проблемы информационной безопасности и борьба с терроризмом. Угрозы и их показатели

Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного общества привело к появлению ряда общих проблем информационной безопасности:

§ необходимо гарантировать непрерывность и корректность функционирования важнейших информационных систем (ИС), обеспечивающих безопасность людей и экологической обстановки;

§ необходимо обеспечить защиту имущественных прав граждан, предприятий и государства в соответствии с требованиями гражданского, административного и хозяйственного права (включая защиту секретов и интеллектуальной собственности);

§ необходимо защитить гражданские права и свободы, гарантированные действующим законодательством (включая право на доступ к информации).

Следует знать, что любая информационная система потенциально уязвима. И эта уязвимость по отношению к случайным и предумышленным отрицательным воздействиям выдвинула проблемы информационной безопасности в разряд важнейших, определяющих принципиальную возможность и эффективность применения ряда ИС в гражданских и военных отраслях.

Основная работа по снижению дестабилизирующих факторов в области информационной безопасности - раскрыть собственно суть проблемы, конкретизировать дестабилизирующие факторы и представить основные методы, способные значительно повысить защищенность ИС. Эта проблема в значительной степени решается посредством методов, средств и стандартов, поддерживающих системный анализ, технологию разработки и сопровождения программных систем (ПС) и баз данных (БД). Для достижения поставленной цели в необходимо рассмотреть исходные данные и факторы, определяющие технологическую безопасность сложных информационных систем:

§ показатели, характеризующие технологическую безопасность информационных систем;

§ требования, предъявляемые к архитектуре ПС и БД для обеспечения безопасности ИС;

§ ресурсы, необходимые для обеспечения технологической безопасности ИС;

§ внутренние и внешние дестабилизирующие факторы, влияющие на безопасность функционирования программных средств и баз данных;

§ методы и средства предотвращения и снижения влияния угроз безопасности ИС со стороны дефектов программ и данных;

§ оперативные методы и средства повышения технологической безопасности функционирования ПС и БД путем введения в ИС временной, программной и информационной избыточности;

§ методы и средства определения реальной технологической безопасности функционирования критических ИС.

Основываясь на полученных данных необходимо выработать стратегию и тактику направленную на уменьшение факторов способных вызвать те или иные деструктивные последствия.

Проблема информационной безопасности заключается в том, что любую систему можно взломать.

Терроризм, как выражение крайнего экстремизма, основанное на различного рода разногласиях (как национального, так и транснационального масштаба) в политике, экономике, на религиозной или криминальной почве, обсуждается и осуждается давно. При современном уровне развития высоких технологий расширяются возможности их использования для совершения террористических действий. Во многих странах сегодня ведется активная работа по анализу потенциальных возможностей подобных проявлений и выработке мер по борьбе с этим злом.

Терроризм - совокупность противоправных действий, связанных с покушениями на жизнь людей, угрозами расправ, деструктивными действиями в отношении материальных объектов, искажением объективной информации или рядом других действий, способствующих нагнетанию страха и напряженности в обществе с целью получения преимуществ при решении политических, экономических или социальных проблем.

Направления противоправных, злоумышленных действий на сетевой среде с целью использования их результатов для проведения террористических актов можно представить в виде следующих:

· Разрушение инфраструктуры сети корпоративного, национального или транснационального масштаба посредством вывода из строя системы управления ею или отдельных подсистем.

· Несанкционированный (неправомерный) доступ к сетевой информации, охраняемой законом и носящей высокий уровень секретности, нарушение ее целостности, конструктивной управляемости и защищенности.

Следует отличать террористические действия от действий террористов с использованием сетевых ресурсов (в том числе собственных в Интернет) в целях пропаганды своих взглядов, нагнетания обстановки страха, напряженности и т. д.

Ущерб от террористических действий на сетевой среде связан:

· с человеческими жертвами или материальными потерями, вызванными деструктивным использованием элементов сетевой инфраструктуры;

· с возможными потерями (в том числе гибелью людей) от несанкционированного использования информации с высоким уровнем секретности или сетевой инфраструктуры управления в жизненно важных (критических) для государства сферах деятельности;

· с затратами на восстановление управляемости сети, вызванными действиями по ее разрушению или повреждению;

· с моральным ущербом как владельца сетевой инфраструктуры, так и собственного информационного ресурса;

· с другими возможными потерями от несанкционированного использования информации с высоким уровнем секретности.

Отличие подходов к предотвращению и реагированию на действия в случае террористического характера целей от других противоправных действий в сетях общего пользования связано с более высоким уровнем требований к безопасности систем, обусловленных их назначением, целями и средой безопасности, и, соответственно, величиной издержек от подобных злоумышленных действий.

В качестве понятия, интегрирующего противодействия кибертерроризму, рассмотрим антитеррористическую информационную безопасность с тем, чтобы подчеркнуть отличие от традиционной информационной безопасности.

Антитеррористическая информационная безопасность - совокупность механизмов, инструментальных средств, методов, мер и мероприятий, позволяющих предотвратить, обнаружить, а в случае обнаружения, - оперативно реагировать на действия, способные привести:

· к разрушению инфраструктуры сети посредством вывода из строя системы управления ею или отдельных ее элементов;

· к несанкционированному доступу к информации, охраняемой законом и носящей высокий уровень секретности, нарушению ее целостности, конструктивной управляемости и защищенности.

Основа антитеррористических действий с использованием сетевой среды - традиционная информационная безопасность, ее методология, модели, механизмы и инструментальные средства. Разработка, построение и сопровождение систем информационной безопасности для отдельных продуктов, изделий и комплексов на сетевой среде, особенно на сетях пакетной коммутации и Интернет, - сложная, многоплановая задача.

Антитеррористическая информационная безопасность является важным пунктом в информационной безопасности и ему уделяется особое значение.

Угроза безопасности информации - совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и/или несанкционированными и/или непреднамеренными воздействиями на нее.

По способам воздействия на объекты информационной безопасности угрозы подлежат следующей классификации: информационные, программные, физические, радиоэлектронные и организационно-правовые.

К информационным угрозам относятся:

· несанкционированный доступ к информационным ресурсам;

· незаконное копирование данных в информационных системах;

· хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных;

· нарушение технологии обработки информации;

· противозаконный сбор и использование информации;

· использование информационного оружия.

К программным угрозам относятся:

· использование ошибок и "дыр" в ПО;

· компьютерные вирусы и вредоносные программы;

· установка "закладных" устройств;

К физическим угрозам относятся:

· уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;

· хищение носителей информации;

· хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты данных;

· воздействие на персонал;

К радиоэлектронным угрозам относятся:

· внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства и помещения;

· перехват, расшифровка, подмена и уничтожение информации в каналах связи.

К организационно-правовым угрозам относятся:

· закупки несовершенных или устаревших информационных технологий и средств информатизации;

· нарушение требований законодательства и задержка в принятии необходимых нормативно-правовых решений в информационной сфере.

Словарь терминов Гостехкомиссии определяет понятие угроз национальной безопасности России в информационной сфере следующим образом:

Угрозами национальной безопасности России в информационной сфере являются:

· стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;

· разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем; а также сохранности информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним.

К мерам противодействия указанным угрозам необходимо отнести:

· постановку и проведение научных исследований, направленных на получение методик исследования программного обеспечения и выявления закладных устройств;

· развитие отечественной индустрии в области создания и производства оборудования элементов телекоммуникационных систем;

· минимизацию числа иностранных фирм - поставщиков;

· координацию действий по проверке надежности указанных фирм;

· уменьшению номенклатуры поставляемого оборудования;

· переходу от поставок оборудования к поставкам комплектующих на элементарном уровне;

· установлению приоритета в использовании отечественных средств защиты этих систем.

Существует много видов угроз.

1.3. Методика реализации политики безопасности

Первоочередными мероприятиями по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

· разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовка концепции правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации, осуществления государственной информационной политики;

· принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан, развитие инфраструктуры единого информационного пространства России, комплексное противодействие угрозам информационной войны, создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства, пресечение компьютерной преступности, создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения;

· развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения.

Также существует система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Она предназначена для реализации государственной политики в данной сфере.

Основными функциями системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

· разработка нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;

· определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;

· оценка состояния информационной безопасности Российской Федерации, выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз;

· координация деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в информационной сфере, на осуществление судопроизводства по делам о преступлениях в этой области;

· развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке;

· проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;

· обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством обязательного лицензирования деятельности в данной сфере и сертификации средств защиты информации;

· осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях.

Компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Функции органов, координирующих деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информационная безопасность Российской Федерации затрагивает все сферы общественной жизни.

1.4. Стандарты безопасности Гостехкомиссии. Стандарты Европы и США

РД Гостехкомиссии России составляют основу нормативной базы в области защиты от НСД к информации в нашей стране. Наиболее значимые из них, определяющие критерии для оценки защищенности АС (СВТ), рассматриваются ниже.

Критерии для оценки механизмов защиты программно-технического уровня, используемые при анализе защищенности АС и СВТ, выражены в РД Гостехкомиссии РФ "АС. Защита от НСД к информации. Классификация АС и требования по защите информации" и "СВТ. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации".

РД "СВТ. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации"

РД "СВТ. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации" устанавливает классификацию СВТ по уровню защищенности от НСД к информации на базе перечня показателей защищенности и совокупности описывающих их требований. (Основным "источником вдохновения" при разработке этого документа послужила знаменитая американская "Оранжевая книга"). Устанавливается семь классов защищенности СВТ от НСД к информации. Самый низкий класс седьмой, самый высокий - первый. Классы подразделяются на четыре группы, отличающиеся уровнем защиты:

Первая группа содержит только один седьмой класс, к которому относят все СВТ, не удовлетворяющие требованиям более высоких классов;

Вторая группа характеризуется дискреционной защитой и содержит шестой и пятый классы;

Третья группа характеризуется мандатной защитой и содержит четвертый, третий и второй классы;

Четвертая группа характеризуется верифицированной защитой содержит только первый класс.

РД "АС. Защита от НСД к информации. Классификация АС и требования по защите информации"

РД "АС. Защита от НСД к информации. Классификация АС и требования по защите информации" устанавливает классификацию автоматизированных систем, подлежащих защите от несанкционированного доступа к информации, и требования по защите информации в АС различных классов. К числу определяющих признаков, по которым производится группировка АС в различные классы, относятся:

· наличие в АС информации различного уровня конфиденциальности;

· уровень полномочий субъектов доступа АС на доступ к конфиденциальной информации;

· режим обработки данных в АС - коллективный или индивидуальный.

Устанавливается девять классов защищенности АС от НСД к информации. Каждый класс характеризуется определенной минимальной совокупностью требований по защите. Классы подразделяются на три группы, отличающиеся особенностями обработки информации в АС. В пределах каждой группы соблюдается иерархия требований по защите в зависимости от ценности и конфиденциальности информации и, следовательно, иерархия классов защищенности АС.

РД "СВТ. Межсетевые экраны. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации"

При анализе системы защиты внешнего периметра корпоративной сети в качестве основных критериев целесообразно использовать РД "СВТ. Межсетевые экраны. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации". Данный документ определяет показатели защищенности межсетевых экранов (МЭ). Каждый показатель защищенности представляет собой набор требований безопасности, характеризующих определенную область функционирования МЭ. Всего выделяется пять показателей защищенности:

· Управление доступом;

· Идентификация и аутентификация;

· Регистрация событий и оповещение;

· Контроль целостности;

· Восстановление работоспособности.

На основании показателей защищенности определяются следующие пять классов защищенности МЭ:

· Простейшие фильтрующие маршрутизаторы - 5 класс;

· Пакетные фильтры сетевого уровня - 4 класс;

· Простейшие МЭ прикладного уровня - 3 класс;

· МЭ базового уровня - 2 класс;

· Продвинутые МЭ - 1 класс.

МЭ первого класса защищенности могут использоваться в АС класса 1А, обрабатывающих информацию "Особой важности". Второму классу защищенности МЭ соответствует класс защищенности АС 1Б, предназначенный для обработки "совершенно секретной" информации и т.п.

Также к стандартам России в области информационной безопасности относятся:

· Гост 28147-89 - блочный шифр с 256-битным ключом;

· Гост Р 34.11-94 -функция хэширования;

· Гост Р 34.10-94 -алгоритм цифровой подписи.

Существует много защит информационной безопасности.

Европейские стандарты безопасности

ISO 15408: Common Criteria for Information Technology Security Evaluation

Наиболее полно критерии для оценки механизмов безопасности программно-технического уровня представлены в международном стандарте ISO 15408: Common Criteria for Information Technology Security Evaluation (Общие критерии оценки безопасности информационных технологий), принятом в 1999 году.

Общие критерии оценки безопасности информационных технологий (далее "Общие критерии") определяют функциональные требования безопасности (security functional requirements) и требования к адекватности реализации функций безопасности (security assurance requirements).

Хотя применимость "Общих критериев" ограничивается механизмами безопасности программно-технического уровня, в них содержится определенный набор требований к механизмам безопасности организационного уровня и требований по физической защите, которые непосредственно связаны с описываемыми функциями безопасности.

Первая часть "Общих критериев" содержит определение общих понятий, концепции, описание модели и методики проведения оценки безопасности ИТ. В ней вводится понятийный аппарат, и определяются принципы формализации предметной области.

Требования к функциональности средств защиты приводятся во второй части "Общих критериев" и могут быть непосредственно использованы при анализе защищенности для оценки полноты реализованных в АС (СВТ) функций безопасности.

Третья часть "Общих критериев" содержит классы требований гарантированности оценки, включая класс требований по анализу уязвимостей средств и механизмов защиты под названием AVA: Vulnerability Assessment. Данный класс требований определяет методы, которые должны использоваться для предупреждения, выявления и ликвидации следующих типов уязвимостей:

· Наличие побочных каналов утечки информации;

· Ошибки в конфигурации либо неправильное использование системы, приводящее к переходу в небезопасное состояние;

· Недостаточная надежность (стойкость) механизмов безопасности, реализующих соответствующие функции безопасности;

· Наличие уязвимостей ("дыр") в средствах защиты информации, дающих возможность пользователям получать НСД к информации в обход существующих механизмов защиты.

ISO 17799: Code of Practice for Information Security Management

Наиболее полно критерии для оценки механизмов безопасности организационного уровня представлены в международном стандарте ISO 17799: Code of Practice for Information Security Management (Практические правила управления информационной безопасностью), принятом в 2000 году. ISO 17799 является ни чем иным, как международной версией британского стандарта BS 7799.

ISO 17799 содержит практические правила по управлению информационной безопасностью и может использоваться в качестве критериев для оценки механизмов безопасности организационного уровня, включая административные, процедурные и физические меры защиты.

Практические правила разбиты на следующие 10 разделов:

· Политика безопасности;

· Организация защиты;

· Классификация ресурсов и их контроль;

· Безопасность персонала;

· Физическая безопасность;

· Администрирование компьютерных систем и вычислительных сетей;

· Управление доступом;

· Разработка и сопровождение информационных систем;

· Планирование бесперебойной работы организации;

· Контроль выполнения требований политики безопасности.

В этих разделах содержится описание механизмов безопасности организационного уровня, реализуемых в настоящее время в правительственных и коммерческих организациях во многих странах мира.

Десять средств контроля, предлагаемых в ISO 17799 (они обозначены как ключевые), считаются особенно важными. Под средствами контроля в данном контексте понимаются механизмы управления информационной безопасностью организации.

Ключевыми являются следующие средства контроля:

· Документ о политике информационной безопасности;

· Распределение обязанностей по обеспечению информационной безопасности;

· Обучение и подготовка персонала к поддержанию режима информационной безопасности;

· Уведомление о случаях нарушения защиты;

· Средства защиты от вирусов;

· Планирование бесперебойной работы организации;

· Контроль над копированием программного обеспечения, защищенного законом об авторском праве;

· Защита документации организации;

· Защита данных;

· Контроль соответствия политике безопасности.

Процедура аудита безопасности АС включает в себя проверку наличия перечисленных ключевых средств контроля, оценку полноты и правильности их реализации, а также анализ их адекватности рискам, существующим в данной среде функционирования. Составной частью работ по аудиту безопасности АС также является анализ и управление рисками.

Стандарты безопасности США

"Оранжевая книга "

"Department of Defense Trusted Computer System Evaluation Criteria"

OK принята стандартом в 1985 г. Министерством обороны США (DOD). Полное

название документа "Department of Defense Trusted Computer System Evaluation Criteria".

OK предназначается для следующих целей:

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты