Информационно-правовое обеспечение государственной тайны
Информационно-правовое обеспечение государственной тайны
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Хабаровская государственная академия экономики и права
Юридический факультет
Кафедра гуманитарных дисциплин
Р Е Ф Е Р А Т
по правовой информатике на тему :
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Выполнила:
студентка 3 курса заочного отделения
юридического факультета ХГАЭП
Тайдонова Ольга Викторовна
(группа № 32)
г. Хабаровск,
г. Хабаровск, 2007 г.
ПЛАН:
Введение
1. Понятие информационно-правового обеспечения.
2. Система информационно-правового обеспечения государственной тайны в Российской Федерации.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной системы. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации как неотъемлемого элемента национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач.
В любом государстве информационной безопасности придается особое значение. В своем развитии эта задача проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств добывания сведений (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.
Одним из важнейших аспектов обеспечения национальной безопасности любого государства, являются вопросы сохранения государственной тайны. Роль информационно-правового обеспечения в этой сфере трудно переоценить. Однако рассмотрение данных вопросов невозможно без определения таких понятий, как «информация», «правовая информация», «информационные системы», «информационно-правовое обеспечение». Тем более, что данные понятия неоднозначно трактуются в различных литературных источниках, освещающих вопросы работы с информацией и нормативно-правовой литературе.
В настоящем реферате на основе сведений, содержащихся в законодательной, учебной и научной литературе, мной была предпринята попытка сформулировать свое видение этих понятий применительно к защите информации, составляющей государственную тайну.
I. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Любой вид человеческой деятельности, в том числе органов государственной власти и управления, немыслим без четкой организации информационных процессов и их потоков. Под информационными процессами в современной литературе принято понимать способы восприятия, хранения переработки и передачи информации другому познающему субъекту или техническому устройству.
Термин «информация» («informatio» - разъяснение, изложение) возник в социальной среде и первоначально применялся для обозначения сведений, передаваемых одними людьми другим устным, письменным или иным способом Ялышев С.А. Криминалистическая регистрация: проблемы, тенденции, перспективы: Учебное пособие. М., 1999. С. 114..
В настоящее время распространено мнение, что окружающий нас мир представляет собой информационную систему, в которой циркулирует и преобразуется различная по природе информация. Информация предстает перед человеком в очень многих физических формах и разновидностях, по-разному воспринимается нашими органами чувств и сознанием. Поэтому трактовка термина «информация» является очень многогранной и, как все подобные ключевые понятия, не имеющей однозначного, универсального определения. Была даже высказана идея, что информация - это неопределяемое понятие, так как уточнение его содержания с помощью определения сводит это понятие к другим неопределенным основным понятиям Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. Ч.1. Пер. с нем. М.: Мир, 1990. С. 18..
Поэтому обратимся к философскому понятию информации. В философии под информацией понимаются «взаимосвязи отражения и разнообразия, или разнообразия отражения… информация оказывается стороной отражения, но какой - это уже зависит от исторически сложившихся представлений об информации в той области человеческой деятельности и науки, ее отображающей, в которой функционировало понятие информации» Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке: Философские очерки. - М.: Наука, 1975. 29.. Иными словами, каждая наука для себя определяет свое понятие информации.
Выделяют пять основных действий с информацией, которые характеризуют не только технологические, но и социальные аспекты операций с информацией:
1) регистрация информации - это процесс и результат закрепления (фиксации) социально-экономической и научно-технической информации на носителе информации или в носителе информации в форме, позволяющей осуществлять коммуникации в системе социального управления. Например, уголовно-процессуальную деятельность можно рассматривать как управленческую, где нормы уголовно-процессуального закона выступают как высшее звено управления (1-й уровень управления), а деятельность следователя, органа дознания, прокурора, суда по отношению к другим участникам уголовного процесса (объектам управления) рассматривается как низшее звено управления (2-й уровень управления) Бндарь К.М., Рыбак А.В., Шаковец А.В. Информатика и математика в юриспруденции: Учебное пособие. Хабаровск: Дальневосточный институт законодательства и правоведения. 1998. С. 9;
2) сбор информации - это процесс сосредоточения информации в определенном звене системы управления;
3) передача информации - это процесс движения информации в системе социального управления, организация информационного потока;
4) хранение информации - это процесс накопления и сбережения, содержания в целости информации. Иногда хранение информации определяют как процесс передачи информации во времени;
5) обработка информации - получение из первичной информации необходимой вторичной информации с требуемыми свойствами, анализ и преобразование информации с увеличением или уменьшением ее объема, предоставление информации в другой форме, анализ и преобразование информации в соответствии с задачами, стоящими перед системой социального управления Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления (Теоретические вопросы). М.: Юрид. лит., 1978. С. 27-29..
Что касается термина обеспечение, словарь русского языка трактует это понятие 1)как предоставление достаточных материальных средств к существованию, 2) сделать это вполне возможным, действительным, реально выполнимым Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 13-е изд., испр.-М.: Рус. Яз., 1981. С. 374..
В юридической литературе правовое обеспечение в информационном плане можно рассматривать как - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Термин «информационная система» имеет ряд широких толкований, большинство из которых, как правило, отражают целевое предназначение информационных систем. Несколько детализировано это понятие в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»: информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Таким образом, под системой информационно-правового обеспечениякакой-либо деятельности следует понимать совокупность федеральных и иных органов управления и взаимосвязанных правовых, организационных и технических мер, осуществляемых на различных уровнях управления и реализации информационных отношений.
Вполне логично, что информационно-правовое обеспечение в различных видах деятельности подлежит правовому регулированию, поскольку затрагивает интересы граждан, государственных и общественных формирований, в связи с тем, что влечет за собой наступление определенных юридических последствий. В данном случае подобная деятельность должна быть нормативно определена в зависимости от статуса используемой информации.
Что касается самой информации, В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» приводится достаточно обобщенная дефиниция понятия информации и ее производных. Так, информация представляется как сведения о предметах, объектах, явлениях, процессах, независимо от формы их представления. Это родовое понятие информации используется и для формирования его производных дефиниций, используемых в других нормативных правовых актах. Рассмотрим некоторые из них.
Документированная информация (документы) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (определить разработчика информации, лицо или орган ее представившую и т.п.).
Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством.
Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Наряду с такими важными свойствами информации, как своевременность, достоверность и другими, существенное место принадлежит свойству безопасности. Безопасность информации - защищенность информации от нежелательного воздействия ее разглашения, искажения (нарушения целостности), модификации (подделки), незаконного копирования, блокирования и т.п.
II. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
Понятие государственной тайны определено в Законе «О государственной тайне» как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2). Таким образом, исходя из баланса интересов государства, общества и граждан, область применения Закона ограничена определенными видами деятельности: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной. Закон определил, что основным критерием является принадлежность засекречиваемых сведений государству. Закон также закрепил создание ряда органов в области защиты государственной тайны, в частности, межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ввел институт должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, с одновременным возложением на них персональной ответственности за деятельность по защите государственной тайны в сфере их ведения.
Рассматриваемый закон также определил порядок лицензирования работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и порядок сертификации средств защиты информации, а также ввел государственную аттестацию руководителей предприятий, учреждений и организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну. Особое внимание уделяется совершенствованию кадрового обеспечения системы защиты государственной тайны, разработке программ подготовки (переподготовки) и повышения квалификации кадров для органов защиты государственной тайны, разработку учебных пособий по вопросам защиты государственной тайны.
Координирующим органом в организации защиты государственной тайны, по Указу Президента РФ № 1108 от 8 ноября 1995 г., является Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. Определены структура, задачи и функции, а также организация работ по защите информации применительно к сведениям, составляющим государственную тайну
Палаты Федерального Собрания Российской Федерации:
- осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
- рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;
- определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
Президент Российской Федерации:
- утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
- по представлению Правительства Российской Федерации утверждает состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
- по представлению Правительства Российской Федерации утверждает Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
- заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
- определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;
- в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
Правительство Российской Федерации:
- организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
- представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
- представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
- устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
- организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
- определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;
- устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам;
- определяет структуру подразделений по защите государственной тайны;
- устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;
- заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;
- в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
Органы судебной власти:
- рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
- обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
- обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
- определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.
Общая организация и координация работ в стране по защите информации, обрабатываемой техническими средствами, осуществляется коллегиальным органом - Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России при Президенте Российской Федерации,котораяосуществляет контроль за обеспечением в органах государственного управления и на предприятиях, ведущих работы по оборонной и другой секретной тематики.
Росстандарт выступает в качестве национального органа по стандартизации и сертификации продукции.
Было бы несправедливым игнорировать факторы, влияющие на нормальное функционирование информационно-правового обеспечения государственной тайны. Анализ изученной литературы позволяет сделать вывод что к таким факторам относятся:
- разглашение информации, составляющей государственную тайну;
- утечка информации по различным, главным образом техническим каналам;
- несанкционированный доступ к информации, составляющей государственную тайну различными способами.
Разглашение информации.
Разглашение информации ее обладателем - это умышленные или неосторожные действия должностных лиц и граждан, которым в установленном порядке были доверены соответствующие сведения по работе, приведшие к оглашению охраняемых сведений, а также передача таких сведений по открытым техническим каналам. Разглашение выражается в сообщении, передаче, предоставлении, пересылке, опубликовании, при обсуждении, утере и оглашении любыми иными способами конфиденциальной информации лицам и организациям, не имеющим права доступа к охраняемым секретам. Разглашение информации может происходить по многим каналам, в том числе через почтовые отправления, радио, телевидение, печать и т.п. Разглашение возможно в ходе деловых встреч, бесед, при обсуждении совместных работ, в договорах, письмах и документах и др.
Утечка информации.
Утечку информации в общем виде можно рассматривать как бесконтрольный и неправомерный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым эта информация была доверена.
Перечень источников утечки информации довольно разнообразен, однако их можно разделить на три основные группы:
персонал, имеющий доступ к конфиденциальной информации;
документы, содержащие эту информацию;
3)технические средства и системы обработки информации,
Несанкционированный доступ.
Известно, что такая деятельность подразумевает получение, накопление, хранение, обработку и использование разнообразных информационных потоков. Коль скоро информация представляет определенную цену, то факт получения информации злоумышленником приносит ему определенный доход. Следовательно, главная цель противоправных действий - получение информации о составе, состоянии и деятельности объекта охраняемой информации для удовлетворения своих информационных потребностей в корыстных целях и внесение изменений в состав информации. Это может привести к дезинформации в определенных сферах деятельности, в учетных данных, отрицательно сказаться на результатах решения управленческих задач. Более опасной угрозой является уничтожение такой информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа изученного материала можно сделать вывод, что основной задачей нормального функционирования информационно-правового обеспечения государственной тайны является сохранение сведений, составляющих государственную тайну при соблюдении информационных прав и интересов личности и общества.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
На основе перечисленных интересов в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности, определяются виды угроз информационной безопасности и их источники.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. //Российская газета. 1995. 22 февраля.
2. Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. (с изменениями от 18 июля 1997 г., 7 ноября 2000г., 7 мая 2002 г., 30 июня 2003 г. //СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
3. Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" Российская газета. 2000. 18 января.
4. Защита от несанкционированного доступа к информации. Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997. 344 с.
5. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. Спб.: Юрид. центр «Пресс», 2001.
6. Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М.: Юрид. книга, 1998.
7. Емельянов Г. В., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России. Ч.1. Основные понятия и определения: Учебн. пособие Под общ. ред. проф. А. А. Прохожева. М.: РАГС при Президенте РФ, 1999.
8. Лопатин В. Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект). М., 1998.
9. Правовая информатика и кибернетика: Учебник /Под ред. Н. С. Полевого. М.: Юрид. лит., 1993.
10. Асфандиаров Б. М. Вопросы правовой охраны информационных ресурсов. //НТИ. Сер. 1. 1999. №5.