Рефераты

Институт гражданства в РФ

Институт гражданства в РФ

18

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАУКЛЬТЕТ

ЗАОЧНОЕ ОТЕДЕЛЕНИЕ

РЕФЕРАТ

ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ

НА ТЕМУ:

“ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В РФ”

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

.....................................................................................................

3

§ 1

Понятие гражданства ................................................................

4

§ 2

Основание приобретения гражданства ....................................

6

§ 3

Прекращение гражданства Российской Федерации ................

11

§ 4

Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц ....................

12

§ 5

Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, и их полномочия ...............................................................................

15

§ 6

Производство по делам о гражданстве Российской Федерации .................................................................................

16

§ 7

Исполнение и обжалование решений по делам о гражданстве Российской Федерации ........................................

18

Заключение

.....................................................................................................

19

Литература

.....................................................................................................

20

Введение

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:

1. природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей,

2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей.

Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданых законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.

Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.

Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства.

В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.

Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверините России, появление новых независимых и суверенных государств взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве.

Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.

§ 1. Понятие гражданства

Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1; Федерального закона от 06.02.95 N 13-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 N 12-П) определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Из этого определения исходят главные черты характеризующие гражданство.

Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является в следствии существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации установили общие основы отношений гражданства:

1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его приобретения.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации.

5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.

6. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства.

8. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица. Почетные граждане Российской Федерации пользуются правами граждан Российской Федерации в соответствии с Положением о почетном гражданстве Российской Федерации.

Относительно международных договоров определено, что при решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила этого договора.

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

§ 2. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Глава вторая "Приобретение гражданства Российской Федерации" Закона о гражданстве РФ определяет основания приобретения российского гражданства. Ст.12 указанного закона устанавливает, что гражданство РФ приобретается:

1. В результате его признания,

2. По рождению,

3. В порядке его регистрации,

4. В результате приема в гражданство,

5. В результате восстановления в гражданстве РФ,

6. Путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ,

7. По иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Исходя из того, что Россия выступает как правопреемница Советского Союза, который в свою очередь, выступал как правопреемник Российской империи, Закон применил при определении гражданства России не только законодательный акты РФ, но и РСФСР, бывшего СССР и царской России, имевшие силу на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к российскому гражданству.

Признание гражданства РФ ( Ст.13 закона о гражданстве РФ).

Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на 06 февраля 1992 года, на день вступления Закона в силу. При этом Закон предоставлял право лицам по тем или иным причинам не желавшим быть гражданами России в срок до 06 февраля 1993 года отказаться от российского гражданства, заявив о своем несогласии путем подачи в органы внутренних дел заявления установленного образца.

Гражданами РФ по рождению признаются лица, родившиеся на территории России до момента подписания Договора об образовании СССР (до 30 декабря 1922 года) и утратившие гражданство бывшего СССР. При этом определяющими обстоятельствами являются: рождение на территории России (в бывших границах РСФСР) или принадлежность хотя бы одного из родителей на момент рождения ребенка к гражданству СССР и постоянное проживание на территории РСФСР. Поскольку территория РСФСР в период с 1917 года часто изменялась, следует определять эти границы на дату рождения этого лица.

Следует отметить, что для признания гражданства России был избран наиболее демократичный, так называемый "нулевой" вариант. В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели гражданство РФ лица, составляющие подавляющую часть граждан российской Федерации. Законодательства ряда стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, например, Прибалтики куда как более сложное, а во многом дискриминационное по отношению к своим бывшим гражданам.

Вопрос этот имеет не только и не сколько теоретический характер, так как затрагивает судьбы многих миллионов бывших граждан бывшего Советского Союза. Российское государство самоопределяясь как суверенное независимое государство не могло пойти путем признания своими гражданами всех тех граждан , коими они были на момент принятия этого закона подобно законодательству Советского Союза ( например ст. 4 Закона Союза ССР "О гражданстве СССР"). Это объясняется в первую очередь отсутствием юридического оформления республиканского гражданства, так как оно как бы "растворялось" в союзном гражданстве и не фиксировалось ни в каких документах. Этим же объясняется и оговорка в законодательстве о праве лица не состоять в российском гражданстве. Ибо на территории России постоянно проживали граждане СССР. но считавшие себя гражданами других бывших союзных республик, но ставших впоследствии независимыми государствами. Автоматическое причисление их к гражданам России ущемило бы их права. Эта оговорка в законодательстве еще раз подчеркивает демократичность Закона о гражданстве РФ.

Гражданство по рождению. (Статьи 14,15,16 и 17 Закона о гражданстве РФ).

Законодатель уделил этому основанию гражданства РФ сравнительно много статей закона видимо потому, что пополнение корпуса граждан России именно через гражданство через рождение будет в дальнейшем основным.

На детей атомистически распространяется гражданство родителей, как это принято в большинстве стран мира. Если отец и мать ребенка граждане России, то ребенок, независимо от того, где он родился, также становится россиянином. Эта форма приобретения гражданства называется "правом крови".

Похоже решается вопрос о гражданстве ребенка, если один из родителей гражданин России, а другой является лицом без гражданства. Место рождения ребенка и здесь не играет роли.

Если же вторым родителем ребенка является иностранный гражданин, то вопрос о гражданстве ребенка определяется добровольным соглашением родителей, причем в письменной форме. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает российское гражданство, так как Закон всегда на стороне родителя - гражданина РФ.

В тех случаях, когда оба родителя ребенка неизвестны, ребенок является гражданином России. Изменить это положение можно будет лишь на основе судебного решения в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя.

Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства. Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

В связи с тем, что Россия является правоприемницей СССР, то она предоставляет свое гражданство детям, родившимся на ее территории до момента распада Советского Союза (т.е. до 1 сентября 1991 года) и имеющих родителей- граждан других государств в тех случаях, когда эти государства не предоставляют им своего гражданства. Это называется "правом почвы".

Приобретение гражданства в порядке регистрации. (Статья 18 Закона).

Сложная ситуация сложившаяся на территории бывшего Советского Союза после его распада вынудила законодателя ввести новое основание для приобретения российского гражданства - в порядке регистрации. Это объясняется в первую очередь тем, что многие лица - граждане СССР в тот момент проживали на территории других союзных республик, ставших независимыми государствами. Они имели безусловное право на российское гражданство. Поэтому для этого основания приобретения российского гражданства был введен упрощенный порядок его приобретения, не связанный со сложными процедурами, не требовал решения о приеме в гражданство, оформляемого указом Президента РФ. Регистрация здесь осуществляется органами внутренних дел.

Этот же порядок закон распространил на лиц, бывших граждан СССР, признанных состоявшими в гражданстве РФ по рождению, неправомерно лишенных гражданства СССР.

Таких ситуаций статья 18 установила шесть:

а) если супруг, отец или мать лица, ходатайствующего о приобретении российского гражданства, являются гражданами России, данное лицо (муж, жена, сын, дочь) может зарегистрироваться в качестве гражданина РФ.

б) если хотя бы один из родителей лица, ходатайствующего о приобретении российского гражданства, на момент рождения был гражданином РСФСР, которые приобрели иное гражданство по рождению. В этом случае это лицо может приобрести российское гражданство в порядке регистрации в течение пяти лет после достижения им 18-летнего возраста.

в) если дети бывших граждан РСФСР родившиеся после прекращения у родителей гражданства РСФСР обратятся в соответствующие российские органы в течение пяти дет после достижения ими 18-летнего возраста.

Другие основания приобретения российского гражданства в порядке регистрации имеет жесткие временные ограничения опять таки связанные с нашей историей.

г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

При этом надо иметь в виду, что пункт "г" статьи 18 признан не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 N 12-П в части, распространяющей правило о приобретения гражданства РФ путем регистрации на лиц, которые:

- родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;

- являлись гражданами бывшего СССР;

- не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;

- выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;

- не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР;

- и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

д) лица без гражданства, на день вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

е) тот же срок, т.е. один год со дня вступления в силу закона, давал право приобретения российского гражданства в порядке регистрации, иностранным гражданам и лицам без гражданства при условии, если они сами или мать, отец состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению.

Необходимо подчеркнуть, что лица не сумевшие приобрести российское гражданства в порядке регистрации по тем или иным причинам не лишаются права приобрести российское гражданство, так как они могут это осуществить в порядке приема в российское гражданство.

Прием в гражданство РФ (Ст.19 закона).

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в российское гражданство независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Это вытекает из Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года и включенной в Конституцию РФ, установившей, что каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом.

Впервые в российском законодательстве для принятия в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства вводится ценз оседлости. Он требует пятилетнего общего срока или трехлетнего непрерывного срока проживания на территории России непосредственно перед обращением с ходатайством о предоставлении российского гражданства. Для беженцев, признаваемых таковыми российским законодательством, срок проживания сокращается наполовину. При этом закон четко определил условия непрерывного проживания: выезд за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца.

Часть 3 указанной статьи закона предусматривает обстоятельства облегчающие прием в российское гражданство вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи: состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом, усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ, наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессии или квалификацией, представляющими интерес для России, наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию, в возрождение России, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, получения убежища на территории России.

Необходимо отметить, что прием в гражданство это двухсторонняя акция, где со одной стороны выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, с другой - государство. Поэтому законодательство предусматривает право государства отказать в предоставлении своего гражданства. Это относится к лицам:

- выступающим за насильственное изменение конституционного строя,

- состоящим в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации,

- осужденными российскими судами и отбывающими наказание в виде лишения свободы за действия, признанными противоправными российским законодательством.

При этом условием принятия российского гражданства является отказ от иностранного гражданства, если речь не идет о предоставлении почетного гражданства или о двойном гражданстве.

Восстановление в гражданстве (ст.20 закона).

В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации:

а) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;

б) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации.

Лицу, ранее состоявшему в гражданстве Российской Федерации и на которое не распространяется действие частей первой и второй настоящей статьи, гражданство Российской Федерации может быть восстановлено по его ходатайству.

Выбор гражданства при изменении границы Российской Федерации (ст.21 закона).

При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.

§ 3. Прекращение гражданства Российской Федерации

В ст.22 Закона определены следующие основания прекращения гражданства Российской Федерации:

а) вследствие выхода из гражданства;

б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.

Далее, в ст. ст. 23, 24 Закона раскрывается порядок применения выше указанных оснований прекращения гражданства Российской Федерации:

Выход из гражданства Российской Федерации может иметь место:

а) по ходатайству гражданина в порядке, установленном настоящим Законом;

б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке - при условии, что отсутствуют препятствия, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи.

Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации.

При этом выход из гражданства Российской Федерации не допускается:

а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.

Согласно ст. 24 Закона решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного в части первой настоящей статьи, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.

Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.

§ 4. Гражданство детей и гражданство родителей,

опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц

В соответствии со ст.25 Закона гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства детей не требуется согласия родителей, лишенных родительских прав.

Согласно ст.26 Закона гражданство детей при изменении гражданства обоих родителей или единственного родителя. Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданство Российской Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей.

Если оба родителя или единственный родитель проживающего на территории Российской Федерации ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан Российской Федерации, выходят из гражданства Российской Федерации и при этом не участвуют в воспитании этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Российской Федерации.

Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и при наличии письменного согласия другого родителя.

Если гражданство Российской Федерации у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином Российской Федерации, то ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство Российской Федерации у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство Российской Федерации у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его гражданином Российской Федерации или супругами - гражданами Российской Федерации, становится гражданином Российской Федерации.

Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его супругами, один из которых состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, становится гражданином Российской Федерации.

Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой состоит в ином гражданстве, становится гражданином Российской Федерации по соглашению усыновителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином Российской Федерации, если он проживает на территории Российской Федерации или если в ином случае он остается либо становится лицом без гражданства.

Гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

§ 5. Государственные органы Российской Федерации,

ведающие делами о гражданстве Российской Федерации,

и их полномочия

Согласно ст. 32 Закона государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Президент Российской Федерации принимает решения по вопросам:

а) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства, на которых не распространяется действие статей 13 и 18 Закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие частей первой и второй статьи 20 Закона;

в) разрешения на выход из гражданства Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие пункта "б" части первой статьи 23 Закона;

г) разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;

д) отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;

е) предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

Лицо не может быть лишено почетного гражданства Российской Федерации без согласия Верховного Совета Российской Федерации.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства, указанных в настоящей статье, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

В осуществление предусмотренных настоящим Законом полномочий Президент Российской Федерации издает указы.

Указом Президента РФ от 10.04.1992 № 386 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации:

1. Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.

2. При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.

Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

а) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

г) определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

д) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях.

Приказом МВД РФ от 30.06.1994 N 330 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации.

Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.

Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации

Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

а) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

г) определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

д) ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

е) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях.

По договору между Российской Федерации и другим государством полномочия, указанные в части первой настоящей статьи, могут осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этого государства.

§ 6. Производство по делам о гражданстве

Российской Федерации

В соответствии со ст.37 Закона зявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Ходатайства по вопросам гражданства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 10.04.1992 № 386 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Заявления и ходатайства по вопросам гражданства подаются в письменном виде. Согласие заинтересованных лиц на приобретение, прекращение, сохранение или изменение гражданства должно иметь письменную форму. Подпись под этим документом удостоверяется нотариально. Подписи граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, могут удостоверяться дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации.

Если заявитель не может подписать заявление или ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая нотариальная запись. За пределами Российской Федерации такая запись в заявлении или ходатайстве делается дипломатическим представительством и консульским учреждением Российской Федерации.

Оформление заявления или ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации производится органом внутренних дел Российской Федерации по месту жительства при личном обращении заявителя, а если заявитель проживает за пределами Российской Федерации - соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

При наличии надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного обращения заявителя, орган внутренних дел, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению или ходатайству, переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством должна быть удостоверена нотариально.

При подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации уплачивается государственная пошлина, размер которой устанавливается законом Российской Федерации. Малообеспеченные лица освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины в порядке, установленном законом Российской Федерации.

Орган внутренних дел Российской Федерации либо дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации выносит по ходатайству о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации свое мотивированное заключение, а в необходимых случаях составляет представление.

Заключения и представления по вопросам гражданства Российской Федерации и другие необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.

Срок подачи заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам, может быть по просьбе заявителя восстановлен Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента Российской Федерации.

§ 7. Исполнение и обжалование решений по делам

о гражданстве Российской Федерации

Статья 43 Закона определяет органы, исполняющие решения по делам о гражданстве Российской Федерации:

Министерство внутренних дел Российской Федерации и его соответствующие органы,

Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации.

Лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерации выдаются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации - паспорта гражданина Российской Федерации. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Проживающим на территории Российской Федерации лицам, у которых гражданство Российской Федерации прекращено и которые при этом не состоят в гражданстве другого государства, органами, внутренних дел Российской Федерации выдаются виды на жительство для лиц без гражданства.

Контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, а также другими полномочными органами в соответствии с их компетенцией.

Решения полномочного органа об отказе в регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть обжалованы в месячный срок в суд.

Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в Московский городской суд.

Заключение

Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней и Законе “О гражданстве Российской Федерации” довольно обстоятельно изложены нормы права о гражданстве Российской Федерации, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Достаточно четко построенная система этих норм позволяет увидеть, что они подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. В них заложен огромный потенциал при реализации которого, Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством. Все же те семь лет, которые мы живем с Конституцией РФ, показали, что многие ее положения остались декларативными, требующими конкретизации в законодательных актах. Зачастую получается, что реальная жизнь вступает в противоречие с “буквой закона”. Именно в таких случаях, когда возникают так называемые пробелы в праве, требуется обращение к положениям Конституции. Много проблем возникает из-за экономических сложностей в стране - ведь там, где есть проблемы с экономикой, страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека.

ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации".

3. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин “Конституционное право России”.

4. Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996.

5. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе “Конституционное право Российской Федерации”.

Конституционный статус гражданина, Москва, 1989.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 10.04.1992 N 386.

Инструкция по организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации утверждена Приказом МВД РФ от 30.06.1994 N 330.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 10.04.1992 N 386.


© 2010 Современные рефераты