Рефераты

Институт президентства в современном мире

p align="left">При подготовке Конституции 1962 года Н.С.Хрущев предложил учредить пост Президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако дальше дело не пошло. Хрущев ушел в отставку и работа Конституционной комиссии была прервана.

С середины 70-х годов вновь при подготовке Конституции обсуждался вопрос о президентстве. Но подготовленный проект Конституции не предусматривал этой должности.

Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С.Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность - Председателя Верховного Совета СССР, в качестве которого был выбран Генеральный Секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев.

Только на Третьем Съезде народных депутатов СССР (март 1990г.) был учрежден пост Президента СССР. А 24 сентября 1990г. Верховный Совет СССР принял Закон, которым Президенту предоставлялись чрезвычайные полномочия, в том числе в вопросах правопорядка. Президенту предоставлялось право издавать Указы, имеющие силу закона, причем эти указы не требовали последующей ратификации Верховным Советом СССР.

IV Съезд Советов СССР решил вопрос о предоставлении Президенту и функций высшей исполнительной власти: он получал право руководить Кабинетом министров. В руках Президента сосредотачивалась вся власть в стране, как законодательная, так и исполнительная. Суверенные республики обязывались безропотно подчиняться ему. Вполне очевидно, что такая концентрация власти отразилась на правах граждан, так как попытки установления единовластия и расширение прав граждан - явления несовместимые.

Как видно, процесс становления института президентства в нашей стране затянулся на десятилетия. Это объясняется причинами как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, президентская власть предполагает признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.

В конце 80-х годов так называемое «Новое мышление» М.С.Горбачева и Ко также подвело «ожидания» людей. Произошел «раскол не только между республиканскими и центральными органами власти, но и самого центра: «неинформированность» Президента и парламента страны, речи вполне уголовно наказуемого характера министра обороны Язова в прессе и на телевидении, выступления председателя КГБ Крючкова, которые никак не вяжутся с уже законодательно проведенными реформами в СССР...».

С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями. Появились и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. В опубликованных в то время статьях только и говорилось, что Президент «расписывается в своей некомпетентности». А раз так, то «ради кого выбивались им столь усердно особые полномочия у парламента страны? И кто, собственно, этими полномочиями пользуется, принимая столь ответственные решения и игнорируя Президента и парламент?» И далее: «центр ослабел настолько, что уже не в состоянии руководить страной. Авторитета у Горбачева внутри СССР просто не существует, а на Западе, как показала реакция на последние события, он катастрофически падает. Анархия в стране - налицо».

Уже в августе 1991г. была сделана попытка переворота. 18 августа 1991г. было опубликовано заявление о том, что «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьей 127 Конституции СССР полномочий Президента Союза ССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Сергеевичу... ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР... образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР)... Установить, что решения ГКЧП СССР обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории Союза ССР». В тот же день Президент РСФСР Б.Н.Ельцин обратился к народу со следующим обращением: «В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранен от власти законно выбранный Президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом... Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет... Требуем немедленного созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР... Не сомневаемся, что мировое сообщество даст объективную оценку циничной попытке правого переворота». 20 августа 1991г. было объявлено, что «Президент России Борис Николаевич Ельцин взял на себя исполнение обязанностей Главнокомандующего вооруженными силами на всей территории Российской Федерации. В подписанном им сегодня Указе говорится, что он будет выполнять связанные с этим функции до выхода на работу Президента СССР Михаила Горбачева». А уже 22 августа стало известно, что путчистов схватили, и были заведены уголовные дела практически на всех организаторов попытки переворота.

В Армении 19 августа «было принято совместное заявление непрерывно работающих Президиума ВС и СМ Армении, обратившихся к населению Армении с призывом соблюдать дисциплину и спокойствие... власти республики поддерживают постоянную связь с центральными властями и с командованием 7-ой армии, дислоцированной в Армении. Местные органы власти полностью контролируют обстановку в стране...».

21 августа 1991г. Руководители РА Левон Тер-Петросян и Вазген Манукян направили письмо российским лидерам Б.Ельцину, Руслану Хасбулатову и Ивану Силаеву, в котором «выразили свое восхищение действиями руководства России, сумевшего предотвратить установление антиконституционного режима, способного привести страну к кровопролитной гражданской войне. Накануне Президиум ВС Армении принял заявление, в котором выступил против насилия, объявил ГК ЧП неправомочным и призвал к срочному созыву Совета Федерации СССР для урегулирования положения в стране».

С распадом СССР институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в РФ и в новосозданной Республике Армении. Республикам и их гражданам было предоставлено самим решать - хотят они или нет «продолжать находиться за колючей проволокой социалистических ценностей, с которыми так боязно расставаться команде «поправевшего» Президента.

В то же время прибалтийские и ряд других республик объявили о независимом «опросе населения» по данному вопросу и неправомерности правительства СССР решать судьбы республик, объявивших о суверенитете. Они заявили, что подмена республиканского референдума референдумом по всей стране незаконна».

1.3. Становление института президентства в России и Армении

Президент - совершенно новый как для Армении, так и для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране. В 1990-1991гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза, в том числе и в Армении. В РФ пост Президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.

Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.

В РФ институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991г. Статус Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991г. № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993г. В июне 1991г. состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет был избран Б.Н.Ельцин.

Официальная резиденция Президента РФ - Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага РФ с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.

Коренные изменения в общественно-политической жизни Армении произошли после принятия 23 августа 1990г. Декларации «О независимости Армении», в связи с чем были приняты соответствующие законодательные акты, устанавливающие новый строй в Армении. В 1991-1992гг., в соответствии с принципом разделения властей, были реорганизованы институты управления и власти. Был введен институт Президента РА. Предусматривалось создание Конституционного суда РА, обновилась и избирательная система.

Официальная резиденция Президента РА находится в столице Армении - г.Ереване. Флаг РА - трехцветный: с горизонтальными равномерными полосами красного, синего и оранжевого цвета. Герб РА - в центре на щите изображена гора Арарат с Ноевым ковчегом и гербами четырех царств исторической Армении. Щит поддерживают орел и лев, а под щитом изображены меч, ветвь, сноп колосьев, цепь и лента.

Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

Президент выступает как глава государства;

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

Президент обладает законодательными полномочиями;

В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.

Согласно Конституции РФ, Президент РФ выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. По Конституции РА Президент Армении является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики.

ГЛАВА 2. Особенности функционирования института президентства в России и Армении

2.1. Конституционные основы президентской власти

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией и принятыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством, судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных случаях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование Конституции.

Кандидат в президенты должен удовлетворять ряду установленных законом требований, которые по-разному сочетаются и выражаются в конкретных странах. Как правило, эти требования сводятся к следующему.

Во-первых, он должен достичь определенного, сравнительно высокого (обычно 35-40 лет) возраста (в Армении - 35 лет). Во-вторых, кандидат в президенты, как правило, должен быть гражданином данной страны, обладающим избирательными правами. При этом в ряде стран (США, Мексика, Финляндия, Беларусь и т.д.) требуется, чтобы это гражданство было приобретено по рождению, а не в результате натурализации. Иногда, помимо гражданства, требуется, чтобы кандидат в президенты принадлежал к соответствующей национальности. В-третьих, в большинстве стран для кандидатов в президенты устанавливается ценз оседлости. Чаще всего это - постоянное проживание на территории республики в течении последних или общих 10-15 лет к моменту выборов (в Армении - 10 лет).

Глава 3 Конституции РА посвящена Президенту РА. В системе государственной власти Армении Президент Республики занимает особое место. Он является главой государства.

Следует отметить, что понятий, цельно характеризующих статус Президента Республики («глава государства», «высшее должностное лицо», «глава исполнительной власти») в Конституции РА не использовано. Он - единственное высшее должностное лицо Армении, который избирается всеми гражданами РА на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права.

В соответствии со ст. 49 Конституции РА, Президент обеспечивает соблюдение Конституции РА, нормальную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей. Он является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики. Иначе говоря, Президент - это государственное лицо, которое координирует деятельность всех ветвей государственной власти. В соответствии с Конституцией и законами РА Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики страны. Большое значение должности Президента обусловлено тем, что, согласно Конституции, он представляет РА внутри страны и во внешних отношениях.

В соответствии с Конституцией, возложенные на Президента обязанности сочетаются, естественно, и со значительными полномочиями, закрепленными в статьях 55, 56 и ряде последующих статей.

Конституция РФ в ст. 81 и Конституция РА в ст. 50 устанавливают, что Президентом может быть избран гражданин данной страны не моложе 35 лет. Конституция России 1978г. (после внесения поправок в 1991г.) предусматривала также возрастной максимум также для Президента - 65 лет. В действующей Конституции этого условия нет.

Президентом может быть избран только гражданин страны. Конституция допускает избрание лица, получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации (т.е. получившего гражданство по его заявлению или ходатайству при соблюдении определенных условий).

Кандидатом на должность Президента может быть выдвинут только лишь гражданин, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Понятие «постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат должен постоянно жить в Армении (России) не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. кандидат не может «набирать» десятилетний период по частям, допуская интервалы, во время которых он живет в другой стране. Требование постоянного проживания отнюдь не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для отдыха и лечения и т.д. В сложных и спорных случаях вопрос о «постоянном проживании» может решаться при регистрации кандидатов заключением Конституционного Суда.

И в РФ и в РА одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более чем на два срока подряд. Порядок избрания Президента в России до 1993г. определялся Законом РСФСР от 24 апреля 1991г. «О выборах Президента РСФСР». В соответствии с ним первым Президентом России был избран Б.Н.Ельцин. Правовой статус Президента регулировался Законом РСФСР от 24 апреля 1991г. «О Президенте РСФСР», в Армении - Законом «О Президенте Республики Армения».

Выборы Президента представляют собой важнейшее событие в политической жизни страны.

Выборы Президента РА проводятся по единому избирательному округу, включающему всю территорию РА, по мажоритарной системе абсолютного большинства. Выборное законодательство детально регламентирует все виды отношений, возникающих в связи с выборами Президента, и обеспечивает необходимые условия для реализации избирательных прав граждан. В законе перечислены все этапы избирательного процесса, точно установлена их последовательность и длительность. Избирательная кампания состоит из следующих этапов.

1. Назначение выборов Президента. Дата проведения выборов назначается ЦИК, о чем издается постановление ЦИК, которое должно быть официально опубликовано в СМИ. Выборы обычно назначаются за 50 дней до истечения конституционного срока полномочий предыдущего Президента. Если же Президент оставляет свой пост до истечения установленного Конституцией срока, то организуются досрочные выборы.

Выборы назначаются не позднее чем за 100 дней до их проведения, чтобы выделить достаточное количество времени для их организации и последовательного прохождения всех стадий.

2. Образование избирательных комиссий, в задачи которых входит подготовка и проведение выборов, осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан. Система избирательных комиссий включает несколько уровней: ЦИК, территориальные (районные, городские и др.) и участковые избирательные комиссии.

Комиссии осуществляют свои полномочия, основываясь на принципах коллегиальности и гласности, независимо от органов государственной власти и местного самоуправления.

В состав избирательных комиссий могут входить по 1 представителю от каждого зарегистрированного кандидата в Президенты, что позволяет кандидату быть информированным о работе комиссий и осуществлять контроль за их объективностью и беспристрастностью. Такие члены комиссий имеют совещательный голос.

3. Выдвижение и регистрация кандидатов. В Избирательном Кодексе РА подробно описан порядок выдвижения кандидатов на пост Президента, установлен порядок их регистрации и определен статус кандидата. Правом выдвижения кандидата наделены избирательные объединения, избирательные блоки и инициативные группы избирателей в количестве не менее 100 человек. Все эти субъекты участвуют в выборах на равных основаниях. Избирательный блок образуется из 2 и более общественных объединений в целях совместного участия в выборах и выдвижения одного общего кандидата. Для избирательных объединений и блоков установлено, что кандидат утверждается на съезде или конференции объединения или блока. От каждого объединения или блока может быть выдвинут только один кандидат.

После этого начинается сбор подписей в поддержку кандидата. Каждому избирательному объединению, блоку, инициативной группе избирателей требуется собрать не менее 35000 подписей. Смысл этой процедуры в том, что она помогает определить уровень известности и популярности среди избирателей в масштабах всей страны. В результате сбора подписей автоматически происходит отсев случайных, малоизвестных кандидатов, заведомо неспособных набрать сколько-нибудь значимый процент голосов на выборах.

По завершении сбора подписей подписные листы представляются в ЦИК вместе с рядом других документов: итоговый протокол, квитанция о внесении предвыборной платы, справка о том, что кандидат последние 10 лет проживал в РА, заявление кандидата о согласии баллотироваться на пост Президента, декларация о доходах кандидата за последний год, предшествовавший году выборов. Все эти документы должны быть переданы в ЦИК не позднее, чем за 60 дней до выборов.

ЦИК рассматривает документы, проверяет истинность собранных подписей и в 3-дневный срок выносит решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Данное решение при несогласии с ним может быть обжаловано в Верховный Суд.

Информация о кандидате в течение 3 дней после регистрации предоставляется СМИ.

Все зарегистрированные кандидаты в Президенты наделяются равными правами и обязанностями. Если кандидат находится на государственной или муниципальной службе, со дня регистрации он освобождается от выполнения своих служебных обязанностей. Это положение не относится только к переизбирающемуся Президенту или Председателю Правительства, временно исполняющему обязанности Президента (ст. 78 п. 1). Кандидатам также предписывается оставить работу в средствах массовой информации. Переизбирающийся Президент не вправе пользоваться преимуществами своего должностного положения. Статус кандидата на пост Президента характеризуется некоторыми льготами и привилегиями. Кандидатам предоставляется денежная компенсация, бесплатный проезд в общественном транспорте и т.д. ЦИК оплачивает их предвыборные поездки в пределах Армении. Кроме того, кандидат приобретает неприкосновенность. Это означает, что нельзя привлечь его к уголовной ответственности, арестовать или подвергнуть мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия на то Генерального Прокурора. Генеральный Прокурор обязан незамедлительно известить об этом ЦИК (ст. 78 п. 5).

4. Предвыборная агитация. Зарегистрированные кандидаты в Президенты начинают активную деятельность по разъяснению избирателям своей программы действий в качестве Президента. В этом отношении закон гарантирует всем кандидатам равные возможности. Обеспечивается беспрепятственное проведение агитации с соблюдением норм законодательства. Кандидаты могут использовать максимальное разнообразие форм агитации: публикации в прессе, выступления на телевидении и радио; проведение таких мероприятий как собрания, встречи с избирателями, публичные предварительные дебаты, дискуссии, митинги, шествия, демонстрации; выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других материалов. Однако, при всей широте возможностей, законодательство предусматривает ряд ограничений и запретов. Недопустимо проведение агитации органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей, военными учреждениями и организациями, членами избирательных комиссий и т.д. Запрещается агитация, сопровождающаяся выплатой денежных средств или обещаниями материальных вознаграждений.

Что касается содержания агитационных материалов, запрещается злоупотребление свободой массовой информации, призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности РА, пропаганда социального, расового, национального, религиозного превосходства.

В отношении сроков предвыборной агитации определено, что она начинается со дня регистрации кандидата и заканчивается в 0.00 часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. Эта норма направлена на то, чтобы исключить какое-либо давление на избирателя в последние сутки перед выборами и дать ему возможность самостоятельно принять взвешенное решение на основании своих личных убеждений и интересов.

Финансирование избирательной кампании осуществляется за счет средств государственного бюджета. Кроме того, кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. В законе закреплены некоторые ограничения, связанные с недопустимостью иностранного вмешательства в армянские политические процессы. Так, не допускаются пожертвования в избирательные фонды иностранных граждан, организаций, международных органов и общественных движений.

5. Процедура голосования. Нормы, регламентирующие порядок проведения голосования, направлены на максимальную реализацию всеобщего прямого избирательного права, на обеспечение тайны голосования.

Голосование проводится в нерабочий день, с 8.00 до 20.00 по местному времени. Гражданам РА обеспечивается возможность проголосовать независимо от того, где они находятся в день выборов. С этой целью образуются избирательные участки не только по месту постоянного проживания избирателей, но и в местах их временного пребывания (санатории, больницы и т.п.), в отдаленных труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, а также за рубежом. Избиратели могут при необходимости получить открепительное удостоверение на право участия в выборах, чтобы проголосовать не по месту жительства. В некоторых случаях допускается досрочное голосование. Для избирателей, которые не могут явиться в помещение для голосования, избирательная комиссия должна иметь переносные избирательные ящики.

Каждый избиратель голосует лично. Ему предоставляется возможность воспользоваться кабиной для тайного голосования, куда без его желания никто другой войти не может. В целях наилучшего информирования избирателей участковая комиссия оформляет стенд, содержащий материалы обо всех кандидатах. Кроме того, должен быть вывешен образец заполнения избирательного бюллетеня.

Принимаются специальные меры для пресечения возможных злоупотреблений и нарушений законодательства в процессе волеизъявления граждан. Ведется точный учет количества выданных бюллетеней и количества проголосовавших избирателей.

6. Подсчет голосов и установление итогов голосования. После окончания голосования проводится тщательный подсчет голосов избирателей сначала в участковых избирательных комиссиях, затем эти данные суммируются поочередно во всех вышестоящих избирательных комиссиях, и общие результаты выборов определяет ЦИК не позднее 15 дней после дня выборов. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, участвовавших в выборах.

Если в бюллетене было указано более 2 кандидатов, возможна ситуация, когда ни один из них не получает необходимого большинства голосов. Тогда ни один из них не считается избранным, и назначается повторное голосование по 2 кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Второй тур выборов проводится на 14 день после установления общих результатов выборов.Если же и повторное голосование прошло без результата, то ЦИК назначает новые (повторные) выборы. То же происходит в случае, когда выборы признаются несостоявшимися или недействительными.

Всенародно избранный Президент вступает в должность спустя 30 дней после официального объявления ЦИК результатов выборов. Впоследствии он исполняет свои полномочия до момента вступления в должность вновь избранного Президента.

Закрепление в Конституции и Законах всеобщего характера выборов Президента было прогрессивным явлением для армянской демократии, т.к. впервые в истории Армении высший государственный пост стал выборным, и в избрании главы государства стал участвовать весь народ. Огромное значение для демократического развития имеет также альтернативный характер выборов и разрешенная предвыборная борьба.

К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность. В Федеральном законе о выборах Президента России установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов. Обязательным атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга Президента. Текст присяги Президента РФ записан в ст. 82 Конституции РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. В Армении Президент вступает в должность в десятидневный срок после проведения выборов, на специальном заседании НС с принесением народу присяги. В отличие от конституций многих других стран, Основной закон РА не содержит текста присяги Президента РА.

Президент с момента принесения им присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Срок полномочий Президента РФ, по Конституции РФ (ч. 1 ст. 81), составляет 4 года, по истечении которого должны быть проведены новые выборы. Срок полномочий Президента РА составляет 5 лет.

Президент РА досрочно прекращает исполнение своих полномочий в случае своей отставки. Согласно статье 58 Конституции РА, прошение Президента об отставке принимается Национальным Собранием большинством от общего числа голосов.

В случае тяжелой болезни или возникновения иных непреодолимых препятствий для исполнения Президентом своих полномочий НС по предложению Правительства и на основании заключения Конституционного суда не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов принимает решение о невозможности исполнения Президентом своих полномочий (ст. 59). Однако и в этом случае, если, по заключению Конституционного суда, непреодолимые препятствия для осуществления Президентом своих полномочий отсутствуют, вопрос снимается с повестки дня НС (ст. 83).

Во всех случаях, когда пост Президента РА остается вакантным, до вступления в должность нового Президента его обязанности временно исполняет Председатель НС, а если это невозможно, то премьер-министр. В течение этого времени исполняющий обязанности Президента Республики не имеет права на роспуск НС, объявлять референдумы, назначать и смещать премьер-министра и Генерального прокурора (ст. 60).

Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ предусмотрены Конституцией РФ (ст. 92-93):

ь отставка Президента РФ;

ь стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

ь отрешение от должности.

Под отставкой Президента РФ понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Действующая Конституция не конкретизирует форму отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты отставки.

Также возникают вопросы при использовании такого основания прекращения президентских функций, как стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Для этого необходимо издание федерального закона, в котором необходимо установить: что понимается под определением «стойкая»; каковы ее критерии; кто и каким образом постанавливает сам факт наличия стойкой неспособности; как обеспечить такого рода решение; кто его обнародует и т.д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы.

В отличие от двух названных оснований прекращения полномочий Президента РФ, порядок отрешения его от должности прописан в Конституции РФ весьма детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы конституционной ответственности главы государства. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотреблений властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Решения об отрешении Президента РФ от должности принимается парламентом. Основанием для такого решения парламента является совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин РФ за подобные действия, для Президента наступает ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.

Процедура отрешения от должности Президента РФ регулируется Конституцией РФ (ст. 93). Начало процедуры отрешения Президента РФ сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

1) заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления;

2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса.

Статья 55 Конституции РА в пункте первом устанавливает, что Президент РА обращается с посланием к народу и Национальному Собранию Армении. В конституциях иностранных государств речь идет о ежегодных посланиях, которые обычно служат для ориентации законодательной работы парламента. Основной целью посланий Президента обычно является представление народу или парламенту ситуации в стране, основных направлений внешней и внутренней политики.

Пункт второй статьи 55 Конституции РА устанавливает полномочия Президента в сфере законодательной деятельности. В отличие от практики многих стран, Президент РА не является субъектом права законодательной инициативы, как это было в прошлом. В ряде зарубежных государств Президент не имеет права непосредственно вносить законопроекты - он делает это через депутатов или сенаторов нижней палаты парламента. У нас такое право предоставлено депутатам и Правительству.

Получив принятый НС закон, Президент РА в 21-дневный срок подписывает и обнародует его (промульгация). Без подписи Президента закон не может вступить в силу. Это традиционная привилегия главы государства, заключительный этап законодательного процесса, когда закон наделяется общеобязательной силой. Президент может в течение указанного срока не подписать закон и вернуть его со своими замечаниями и возражениями НС с требованием вновь рассмотреть его. Согласно статье 72 Конституции РА, НС рассматривает возвращенный Президентом Республики закон во внеочередном порядке и, в случае непринятия замечаний и возражений, возвращенный закон вновь принимается большинством голосов от общего числа депутатов НС (50% + 1). В этом случае Президент обязан в пятидневный срок подписать и обнародовать вновь принятый закон. То есть вето Президента имеет относительный, отлагательный характер. Следует отметить, что до принятия новой Конституции РА вето Президента, согласно действующему законодательству, могло быть преодолено двумя третями голосов депутатов Верховного Совета РА, то есть квалифицированным большинством.

Одним из вызвавших наиболее жаркие споры положений Конституции РА стал третий пункт статьи 55, в котором закрепляется право Президента на роспуск НС. Президент может распустить НС после консультаций с его председателем и премьер-министром, однако их мнение не является для него обязывающим и он может распустить НС даже вопреки их воле. Подобным правом наделены также Президенты Франции и Турции. Однако, Президент не всегда имеет право роспуска, например, в течение помледних шести месяцев своего президентского срока. Вновь избранное НС также не может быть распущено ранее, чем через год после начала своей деятельности. Также Конституция РА предусматривает, что распуская Парламент, Президент РА одновременно назначает внеочередные парламентские выборы, причем не ранее 30 и не позднее 40 дней с момента роспуска Парламента.

Президенту РФ РРРпринадлежит право назначать выборы Государственной думы, в то время, как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока.

Президент имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть отклонен или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы принимать решение о проведении референдума не вправе.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случаях:

ь трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4 ст.11 Конституции РФ);

ь при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч.3 ст. 117);

ь при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

ь в течение года после ее избрания;

ь с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

ь в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

ь в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты